—193— фессору Василию Соколову занять освободившуюся вследствие вы­хода из Академии профессора протоиерея Д. Касицына кафедру истории и разбора западных исповеданий. Определили: Об утверждении А. Шостьина и А. Голубцова в должностях лекторов новых языков сообщить Правлению Академии для зависящих распоряжений, а о последовавшем раз­решении э.-ординарному профессору В. Соколову занять кафедру истории и разбора западных исповеданий внести в его форму­лярный список. X. Предложение О. Ректора Академии, Архимандрита Антония: «По случаю перемещения Архимандрита Рафаила в число брат­ства Троице-Сергиевой Лавры в Академии состоит вакантной должность помощника библиотекаря. Честь имею предложить Со­вету Академии войти в рассуждение о замещении означенной должности; при этом считаю долгом заявить, что библиотекарь Академии Николай Колосов просил о назначении на эту долж­ность ныне окончившего курс Николая Писаревского , показавшего свою опытность в библиотечном деле при занятиях в биб­лиотеке во время летних и зимних каникул». Справка : По § 81 лит. б, п. 4. устава духовных Академий избрание кандидатов на должность помощника библиотекаря Ака­демии значится в числе дел Совета, представляемых на утвер­ждение Епархиального Преосвященного. Определили : Благопочтительнейше ходатайствовать пред Его Преосвященством об утверждении ныне окончившего курс в Академии Николая Писаревского в должности помощ­ника библиотекаря и, в случае утверждения, начать производство ему содержания с 1 июля. XI. Предложение О. Ректора Академии: «Честь имею предложить Совету Академии избрать кого-либо из ныне окончивших курс студентов для приготовления к за­мещению вакантных кафедр в Академии». Справка: 1) §§ 54–56 устава духовных академий: «Для приготовления к занятию преподавательских вакансий в Ака­демии Совету предоставляется оставлять при оной на годичный срок наиболее даровитых студентов, окончивших курс с от­личным успехом. Примечание. Лица сии получают содержание из особо назначенных для того сумм, в размере не свыше 700 рублей на каждого. По истечении года они представляют отчет Совету в своих занятиях и затем могут быть опре-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Д " Ьлая эти заявления о произведенныхим книжных исправлениях Никон, с своей точки зрения, был вполне прав. Лично сам он производил исключительно только церковно-обрядовые реформы, касавшиеся церковных чинов и обрядов, и производилих действительно по совету и указанием восточных иерархов. Мы знаем, из записок Павла Алепского, что Никон просил антиохийского патриарха Макария делать ему указания во всех тех случаях, когда Макарий что либо найдет в русском чине и обряде неправильное т. е. несогласное с греческою церковною практикою. Никон нарочно заставлял Макария совершать по-гречески некоторые церковные действия и службы, и крайне внимательно к ним присматривался, иногда держа в руках русский служебник и непосредственно сличая его с действиями служащих антиохийцев, так что Никон на различных богослужебных действиях Макария, который прожил у нас почти полных два года и постоянно участвовал в совершении разных церковных служб, практически-наглядно изучал греческие церковные чины и обряды, которых он не мог изучать по книгам, так как совсем не знал греческого языка. Полученные таким наглядно-практическим путем сведения о греческом церковном чине и обряде, Никон немедленно прилагал к делу, т. е. сейчас же производил перемены в русских чинах и обрядах, поскольку они были несогласны с греческою практикою, и эти перемены вносились потом справщиками, конечно по указаиям Никона, в новоисравленные служебники. Значит, Никон имел полное право говорить о себе, что он производил у нас церковные исправление действительно по совету и указанием восточных иерархов, которые, и помимо Макари и гораздо ранее его, тоже уже не раз «зазирали» Никона за отступление в некоторых церковных обрядах и чинах от тогдашней греческой церковной практики. Но Никон в своих заявлениях заверяет не только в том, что он производил свои церковные исправления по совету и указаниям восточных иерархов, но что он пользовался еще в этом случай и древними греческими рукописными книгами, с которыми он справлялся при своих исправлениях.

http://sedmitza.ru/lib/text/439648/

В 1829 году поместился в Оптину пустынь о. Леонид, а в 1834 году, с согласия о. Моисея, прибыл сюда же и водворился здесь, для совместного жительства с о. Леонидом, и иеромонах о. Макарий Иванов , бывший прежде уставщиком и ризничим в Площанской пустыни. Слава о них вскоре далеко распространилась, и из разных концов России опытные духовные мужи стали присылать под их руководство в Оптину пустынь людей всякого сословия, желавших посвятить себя монашеской жизни, но недоумевавших касательно выборов монастыря. Так, несколько человек поступило в Оптину пустынь по совету Георгия, затворника Задонского , другие по совету Троекуровского затворника Илариона; иные по совету архимандрита Игнатия Брянчанинова и некоторые по указанию о. архимандрита Московского Симонова монастыря Мельхиседека. Настоятель обители о. Моисей всех принимал с любовью и, помещая в братство, поручал духовному назиданию старцев, ибо знал, что они возвещали своим слушателям поистине глаголы жизни вечной. Ради духовных советов начали приходить к старцам из городов и селений люди разного рода: дворяне, купцы, мещане и простой народ обоего пола, и все были принимаемы ими с любовью и отеческим вниманием к их сердечным нуждам. Раскрывавшие пред ними свои душевные недуги и раны отходили вразумленными, утешенными, а часто, и совершенно исцеленными. С каждым годом стечение народа к Оптиной пустыни значительно умножалось, а с тем вместе увеличивались и средства к процветанию обители. Хотя в духовном назидании братий и прочих лиц, приходивших в Оптину пустынь, главными действующими лицами были старцы: о. Леонид, а потом о. Макарий, но и о. Моисея заслуга и участие в этом деле весьма велики. Не будь настоятель муж поистине духовный, не содействуй он введению старчества, оно не могло бы утвердиться в обители. О. Моисей с любовью принял старцев и водворил их в своей обители. Он лучше других понимал высокое значение и силу их благотворной деятельности, и, судя обо всем не по человеческим толкам и понятиям, а с духовной точки зрения, он с редким доброжелательством и беспристрастием содействовал трудам старцев всеми, зависевшими от него, мерами: без их совета не определял и не постригал никого; новопоступивших и новопостригаемых поручал их руководству (последних, в то время, и исключительно, о.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Строжайше запрещено было всем жителям Преображенского кладбища носить монашескую одежду, погребать здесь раскольников без дозволения начальства и ведома полиции. В 1853 г. последовало Высочайшее повеление об усвоении за Преображенским богаделенным домом значения благотворительного и притом временного учреждения до смерти, выбытия или перемещения призреваемых там в правительственные богоугодные заведения и о подчинении его совету Императорского человеколюбивого общества, с назначением смотрителя от министра внутренних дел и с определением ему содержания из сумм министерства. Приём вновь раскольников в богаделенный дом для призрения прекращён и запрещено содержать при нём наёмных псаломщиков и псаломщиц. На содержание богадельни назначены проценты с капитала и добровольные пожертвования за погребение, панихиды и пр. Была заведена правильная отчётность. В 1856 г. он был окончательно подчинён совету Императорского человеколюбивого общества. В 1877 г. министерством внутренних дел составлен особый устав для этого заведения, по которому заведывание им вверено попечительному совету заведений общественного призрения в Москве, а ближайшее управление – особому комитету из 6 членов и попечителя, председательствующего в комитете. В настоящее время Преображенский богаделенный дом состоит из 6 каменных двухэтажных зданий с 6-ю же внутри их молельнями, в которых ежедневно совершается федосеевцами служба, по их обрядам: утреня, часы, вечерня, а накануне больших праздников и всенощная; здесь также служатся панихиды, молебны, совершается отпевание покойников, приносимых из города; при молельнях же читаются заказные псалтыри по усопшим. Для совершения служб имеется до 180 певцов и певиц, живущих вне кладбища на готовых квартирах и пользующихся доходами. Кроме означенных молелен, имеется среди двора большая каменная часовня (соборная), устроенная подобно православному храму – с главами и колоколами. Для больных из призреваемых при богаделенном доме имеются две больницы, где оказывается медицинская помощь и окрестным жителям.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

—369— означенные предположения на Архипастырское благоусмотрение Его Высокопреосвященства. II. Предложение экстраординарного профессора Академии по кафедре истории философии Павла Тихомирова: „Честь имею предложить Совету Академии на освободившуюся, за назначением о. Серафима (Остроумова) на кафедру гомилетики, должность профессорского стипендиата избрать окончившего в 1904 году курс третьим магистрантом Михаила Одинцова. Г. Одинцов – человек выдающихся умственных дарований и редкой работоспособности. В течение академического курса он обращал на себя особенное внимание блестящими качествами своих семестровых сочинений, за которые ему в настоящем заседании присуждена Макарьевская премия. Кандидатская же его работа (о Керкегоре), читанная мною, есть труд вполне научный и заслуживающий переработки в магистерскую диссертацию. В виду всего этого, весьма желательно дать ему возможность подготовиться к занятию профессорской кафедры в Академии и обработать свою магистерскую диссертацию“. Справка: 1) Устава духовных академий – а) § 54: „Для приготовления к занятию преподавательских вакансий в Академии, Совету предоставляется оставлять при оной на годичный срок наиболее даровитых студентов, кончивших курс с отличным успехом. Примечание. Лица сии получают содержание из особо назначенных для того сумм, в размере не свыше 700 рублей на каждого“; б) § 55: „По истечении года, они представляют отчёт Совету в своих занятиях, и затем могут быть определяемы на соответственные их приготовлению вакантные кафедры, с званием исправляющих должность доцента, до окончательного утверждения в степени магистра. Срок для получения ими сей степени назначается не более двух лет со дня поступления на должность“; в) § 56: „Если приготовлявшийся к преподавательской должности в академии по каким-либо обстоятельствам не займёт оную, то установленным порядком назначается на соответствующую предмету его занятий преподавательскую должность в одной из духовных семинарий“. – 2) Как видно из приказа Г. Обер-Прокурора Святейшего Синода от 20 ноября 1904 года за 30, напечатанного в 44 „Церковных Ведомостей, изда-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—281— ского курса учения на один год. Приказали: Принимая во внимание, что студент Московской духовной академии Виктор Машковский окончил курс учения на университетском отделении Императорского лицея в память Цесаревича Николая и имеет таким образом диплом высшего учебного заведения, Святейший Синод определяет: разрешить Совету Московской духовной академии включить Машковского ныне же в число студентов II курса академии, с освобождением его от изучения в академии тех небогословских предметов, кои он изучал в лицее, и с предоставлением ему сдать испытания по богословским предметам I курса академии вместе с переходными экзаменами из II на III курс; о чем и послать Вашему Преосвященству указ». Определили: 1) Указ Святейшая Синода принять к исполнению. – 2) Просить ходатайства Его Высокопреосвященства пред Святейшим Синодом о предоставлении на будущее время Совету Академии, согласно п. 4 временных правил, установленных определениями Святейшего Синода от 26 ноября 1905 года за 6081 и 25 января 1906 года за 459, права сокращать, по его усмотрению, для лиц, поступающих в Академию по окончании курса высших учебных заведений, срок прохождения ими академического курса наук с освобождением сих лиц от изучения в Академии тех небогословских предметов, по коим имеются отметки в представляемых ими дипломах и аттестатах. VI. Прошения: а) Действительного студента Киевской Духовной Академии Василия Стернова: «Двадцать восьмого августа текущего года я держал дополнительные экзамены по литургике и церковной археологии на соискание степени кандидата богословия. Выдержав экзамен по литургике, я получил неудовлетворительную отметку по церковной археологии, что послужило препятствием быть мне кандидатом богословия. В виду усиленной каникулярной подготовки к указанным экзаменам, мое и без того слабое зрение расстроилось еще больше, так что по прибытии домой в Симбирск, по совету местных докторов, я вынужден был обратиться в Москву для медицинской помощи. Здесь у меня явилась мысль держать экза-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—432— ния образования в академии и что к перемещению его в Московскую академию препятствий не встречается. в) Отношение правления Киевской духовной академии от 2 Ноября за 925 с уведомлением о том, что оно (правление) находит возможным перемещение студента I курса Московской академии Феодора Мищенко, согласно его прошению, в число студентов того же курса Киевской академии на казеннокоштную вакансию, занимаемую студентом Николаем Остроумовым , в случае перемещения последнего на таковую же вакансию студента Мищенко. Справка: По § 81 лит. б. п. 1 устава духовных академий зачисление в студенты академии значится в числе дел совета академии, представляемых на утверждение Епархиального Преосвященного. Определили: Ходатайствовать пред Его Высокопреосвященством о перемещении студента I курса Киевской духовной академии Николая Остроумова на место студента того же курса Московской академии Феодора Мищенко, с предоставлением Остроумову казенной стипендии, которою пользовался Мищенко и о последующем сообщить совету Киевской духовной академии. X. Донесения комиссий, рассматривавших программы, представленные профессорами и преподавателями академии. Из донесений видно, что все программы найдены вполне удовлетворительными и соответствующими целям академического преподавания. Справка: 1) Согласно определению совета академии от 22 сентября текущего года для рассмотрения программ, представленных профессорами и преподавателями, образовано было на основании § 80 академического устава, из членов совета и прочих преподавателей академии пять комиссий, которым поручено было представить совету свои соображения и заключения по рассмотрении программ к —433— 1 Ноября текущего года. 2) Указом Св. Синода от 10 апреля текущего года за 1571 совету академии предписано представить программы преподавателей, по надлежащем рассмотрении и утверждении их, в Св. Синод к 1 Января 1896 года. 3) По § 81 лит. а п. 3 академического устава «рассмотрение и утверждение программ» значится в числе дел, окончательно решаемых самим советом академии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Три жениха Другая монахиня, М., вспоминала: «Пишет мне одна барышня и просит передать батюшке, что за нее сватаются три жениха , за которого из них ей пойти? Первый и третий ей не нравятся, а второй нравится. Батюшка ответил: “За Николая, за третьего, а то дело плохо будет”. Я была поражена. Ни она мне не писала, как зовут ее женихов, ни я ничего не говорила батюшке, не зная их имен. Я написала барышне ответ батюшки. Она вторично пишет, что ей не нравится этот жених. Батюшка опять говорит: “По-моему, лучше ей идти за Николая, а не послушает, как хочет”. Она послушалась и вышла замуж за Николая, и до сих пор они живут очень счастливо. А с женихом, который ей нравился, случилось несчастье: переезжая речку, он утонул». Нужно остерегаться прислуги Приехала в Оптину богатая вдова генерала К. Она пошла к батюшке и, вернувшись от него, с удивлением рассказывала, что отец Иосиф предупредил ее, что ей нужно остерегаться прислуги. Говорил он так настойчиво, что генеральша встревожилась и поспешила вернуться домой. Здесь она узнала об аресте целой шайки грабителей, совершивших несколько убийств и грабежей. У главаря шайки был найден список предполагаемых жертв, среди которых было имя этой богатой вдовы, план ее квартиры и другие сведения, которые передавала ее прислуга. Вопреки совету старца Так велика была сила молитв старца Иосифа, что доверившиеся ему люди избегали опасностей и шли путем спасения. Те же, кто поступал вопреки совету старца, впоследствии горько пострадали и мучились поздним раскаянием . Так, послушница О.М. рассказывала: «Мой брат, служа на заводе, повредил правую руку. Начальство добровольно предлагало ему 500 рублей вознаграждения и должность контролера. Но он не захотел: ему посоветовали судиться. Я спросила у батюшки, который сказал: “Да, присудят и больше, а всё же руки не дадут, лучше поменьше, да добровольно получить”. Но брат не послушался, и вот уже десять лет, как он судится, а ничего еще не получил». Одна посетительница спрашивала батюшку, чем заниматься родственнику: он хотел торговать вином. Старец ответил: «Нет, он может проторговаться и попасть в тюрьму». Родственник же поступил вопреки совету старца. Вскоре он действительно проторговался, и пришлось продавать дом, чтобы выплатить долг и не попасть в тюрьму.

http://pravoslavie.ru/70875.html

—248— б) Митрофана Муретова об отчете Михаила Тареева : «Честь имею донести Совету Академии, что, судя по прочитанному мною отчету Михаила Тареева , сей последний занимался: во-первых – обработкою для печати своего магистерского сочинения; и во-вторых – изучением истории учения о Лице Господа Иисуса Христа. Наличным показателем работ г. Тареева по магистерскому сочинению служит представленное им в печатном виде самое исследование. А что касается до истории учения о лице Господа, то она изучена г. Тареевым в такой мере, в какой это возможно при самых усидчивых занятиях в течение одного года». XII. Отношение Правления Московской Духовной Семинарии от 24 июня сего года за 485: «Правление Московской духовной семинарии имеет честь сообщить Совету Московской Духовной Академии, что в продолжение учебного 189½ года в VI классе 1 отделении, при разделении предмета между двумя преподавателями, курс церковной истории, по случаю продолжительной болезни умершего преподавателя Н. В. Беляева, в порядке программы закончен главой о церковном управлении и состоянии духовенства в Синодальный период. Не благоугодно ли будет Совету Московской Академии принять это к соображению на предстоящих приемных испытаниях студентов Московской Семинарии». Определили: Принять к сведению. XIII. Прошение окончившего курс в Академии в минувшем учебном году, кандидата богословия, Николая Попова : «Представляя при сем мое сочинение (в рукописи) – «Император Лев Мудрый и его царствование в церковно-историческом отношении» – прошу Совет Академии принять это сочинение как диссертацию на соискание степени магистра богословия». Определили: Сочинение кандидата Н. Попова передать для рассмотрения ординарному профессору Академии Алексею Лебедеву . XIV. Отношение Преосвященного Иоанникия, Епископа Владикавказского: «Представляя при сем пять тысяч пятьсот рублей, в % бумагах, поименованных в описи, при сем прилагаемой, покорнейше прошу Совет Академии ходатайствовать пред Св. Синодом об утверждении на сей капитал при Московской Духовной Академии стипендии имени покойного Ректора сей Академии, протоиерея Александра Васильевича Горского, с тем, чтобы

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Другой вопрос, что человек, являясь неофитом , стремится сразу исполнить все и вся и нередко начинает оцеживать комара, пропуская при этом верблюда. Христианин все-таки больше ориентируется на дух, а не на «букву». А если мы делаем ставку только на «букву», то здание, построенное на «букве», рухнет с грохотом. Церковные «верблюды» и «комары» – Какого «верблюда» может пропустить человек, который поймал всех «комаров», стал внешне благочестив и соблюдает все церковные предписания? – «Верблюда» лицемерия и фарисейства, например. Человек пришел в храм какое-то время назад, не вчера и не позавчера. Он уже освоился и ревностно соблюдает все традиции, все заповеди и посты и начинает смотреть на людей вокруг с осуждением: ято здесь, Господи, пощусь, читаю правило, читаю Писание, я не таков, «якоже прочии человецы». Он забыл, что в его жизни тоже был долгий период без Церкви. Это и есть «верблюд». «Верблюд» постоянного сравнивания себя с другими людьми и укорения ближних в том, что они не такие, как мы. – Может ли быть таким «верблюдом» нежелание, как вы выразились, положить руки на штурвал своей жизни? – Может. Некоторые люди, приходя в Церковь, с большой охотой готовы переложить ответственность за свою жизнь на кого-то другого: на духовника , на члена общины. Если что-то плохо, то это ты отвечаешь, ты виноват. А между тем, главную ответственность за свою жизнь несем мы сами. И прежде чем принести и бросить все к ногам другого человека, нужно понимать, что ответственность за твою жизнь с тебя никто не снимал. Тем паче, что это не ситуация с монашествующими, где речь идет об отсечении своей воли. Если человек остается мирянином, то у него всегда будет присутствовать своя воля. Как писал свт. Игнатий (Брянчанинов) еще в XIX веке, сегодня духовничество выражено в жизни по совету. Не по строгой команде, не по жесткому руководству, а по совету. Следовать ли этому совету, решаешь ты сам. И если ты не доверяешь этому человеку, то какой это для тебя духовник? И потом, по слову Иоанна Лествичника , прежде чем вручить себя в руки духовнику, ты должен присмотреться к нему. Прежде чем ты доверишь ему хотя бы одну руку положить на штурвал твоей жизни, ты должен узнать, не является ли он сам неискусным рулевым. Ты ему доверял как кормчему, а он и не знает, куда плыть.

http://azbyka.ru/way/polozhit-ruki-na-sh...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010