Обращаюсь специально к пункту нашего разногласия, – к пресуществлению; у нас принято указывать на то, что вот, мол, в каком важном документе то же говорится о пресуществлении, стало быть – догмат! Действительно говорится, – но как? По тщательном сличении документов (Греческого и русского) оказывается, что хотя наше Церковное правительство и приняло слово пресуществление, однако (и весьма мудро) устранило из учения о нём именно то, что ему придаёт материалистически-грубый характер, делающий это учение столь неудобоприемлемым для современного человека. Это доказывает, что наша церковь поняла всю опасность этого учения и, как выражаются немцы, отломило его острие (die Spitze abgebrochen). Думаю, что с такими, или подобными, ограничениями и старокатолики примут пресуществление! Вот тексты: В 17-м оросе, после обвинений последователей Лютера в неискусном изъяснении преложения, пресуществления, преображения или претворения, сказано 20 : τι μετ τν γιασμν τo ρτου κα το ονου, οκ τι μνειν τν οσαν το ρτου κα το ονου, λλ etc. по-русски же: Ещё (веруем), что по освящении хлеба и вина, остаются уже не самый хлеб и вино, а... etc. т. е. опущено упоминание об изменении существа (субстанции). Очевидно, у нас не хотели впутываться в разные субстанции и существа, которые мой почтенный оппонент находит столь удобопреемлемыми. Далее, Аристотелю, Пасхазию Радберту и папе Пию V наносится дальнейшая обида: в греческом тексте (пятое а linea, а в русском тексте – четвёртое а linea) говорится: τι τμνεσϑαι μν κα διαιρεσϑαι, ετε χερσν ετε κα οδοσι τ σμα κα τ ιμα το Κυρον. κατ συ μ β ε βη κ ς μντοι, τοι κατ τ συμβεβηκτα το ρτου κα το ονου, καϑ’ etc... В русском документе нет никаких акциденций, случайностей, никаких разделяющих рук, никаких раздробляющих зубов. Сказано: Ещё (веруем) что тело и кровь Господа хотя разделяются и раздробляются, но сие... Не ясно ли, что наше церковное правительство, наш Патриарх – Синод, принимая выражение «Пресуществление», отбросил то, что давало материалистически-грубый оттенок этому учению. Всё это доказывает, что он не считает себя связанным мнениями, высказываемыми четырьмя Восточными патриархами и что, стало быть, к этому посланию можно относиться почтительно – свободно 21 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-p...

Так народная фантазия разукрасила повествовавие св. Евангелия. 1 К перечню Покровского считаю не лишним прибавить указание на любопытное и в других отношениях Евангелье Мюнх. библ., 15.713 (F°, из Зальцбурга, XI в.), где миниатюра листа 3-го разделена на 2 части: в верхней изображен царь, сидящий по­середине на тропе; кругом его 13 чиновников, занятых, очевидно, народною переписью. В нижнем отделении Богоматерь едет на осле; в правой руке ее какой-то пред­мет, который, провидимому, должен означать свиток. Иосиф идет впереди, неся на посохе мешок и показывая путь к городу (Вифлеему); сзади виден другой город (Назарет). Свиток, может быть, как символ пророчества, указывает на видение, которое имела Богоматерь, а может быть, он заменяет ту книгу, которую мы видим почти постоянно в руках Богоматери в миниатюрах монаха Иакова. Недавно воспроизведена и исследована г. Айналовым сцена путешествия в Вифлеем на диптихе из слоновой кости из собрания гр. Строганова. См. «Арх. изв. и заметки» 1893 г., 6. Относительно юного спутника Богоматери я полагаю, что для очень многих ху­дожников это был именно Иаков, будущий апостол: в Хронографе Такна. первой Ред. (Попов: Обзор хронографов, I, 128) сказано: ...Яко Иаков брат Божий сие слово написа яко он тогда Ведой Осло на нем же Богородица грядяше. 2 Т. Tobier: Palæstinæ desc r iptiones etc. S. Gallen 1869, стр. 38. Theodosii liber etc. гл. 20: Est locus tertio miillario de Hier u s al em c i v i tate, dum dom i na Maria, mater Do­mini, iretin Bethleem, d esc endit de asina et sedit super petram et benedix it ea m etc. Далее рассказывается, как препозит Urbicius, живший при Анастасии, хо т ел перенести этот камень в Константинополь, но камень не дался; за 8то, по смерти Урбикия, тело его было извергнуто землею. Этот Урбикий – лицо историческое: по разсказу Фе о фана (ed. de Boor , 127, 25), кувикуларию Урвикию императрица Ариадна, супруга Зенона (474–491), поручила найти чело в ека, который согласился бы убить Илла; а по словам Зонары (ed. Dindo r fius, III , 258, 15), этот же евнух Урвикий, после смерти Зенона, способ ств о в ал возведению на престол Анастасия Дикора (491–518). В это время, очевидно, не без влияния споров с могучей даже при дворе арианской партией, в столицу охотно вывозили из Пале­стины реликвии земной жизни Богородицы: недавно в Константинополь была перенесена риза ея и положена в Влахернах в серебряной раке (Zonar. III, 254, 18).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/etyudy-p...

Paragraph 6 read: “The Orthodox Church acknowledges the historical existence of other Christian Churches and Confessions not in communion with her.” Instead of this, the Hierarchy of the Church of Greece decided to propose the following wording: “‘The Orthodox Church is aware of the historical existence of other Christian Confessions and Communities not in communion with her.’ The same phrase is repeated in the same paragraph and in paragraphs 16, 19, 20 and 21 of this document and is corrected likewise.” Explanatory Comment: As is well known, the title of this text refers to the Orthodox Church and the rest of the Christian world, in both East and West, namely, the Pre-Chalcedonians, Nestorians, Monothelites, Roman Catholics, Anglicans, Old Catholics, Reformed, etc. This implies that the content of the text ought not to differ from its title, which indicates the difference between the Orthodox Church and the rest of the Christian world. The rest of the Christian world, in other words, those outside the Orthodox Church, apart from the Christians of the East, is divided into the Christians of the West who broke away from the One, Holy, Catholic and Apostolic Church in the 11th century, centered on the Pope, and also the Protestants who broke away from the Pope, who are divided into many Christian groups. During the second millennium they were assigned various names, such as Latins, Franco-Latins, Papists, etc., while the Reformers, Protestants, Anglicans and their groups were called Confessions. The Christians of the East are included among them. Because the Orthodox Church has the self-awareness that it is the One, Holy, Catholic and Apostolic Church, the term “Christian Confessions and Communities” was preferred by the Hierarchy among other descriptions of the rest of the Christian world such as “heterodox Churches” etc. The texts to be adopted by the Holy and Great Synod must be precise expositions of the Orthodox faith and its universal consciousness and must use terminology that is as precise as possible, in line with the timeless Tradition of the Church.

http://pravoslavie.ru/97439.html

324 Cf. the remarks of Fr Y. Congar in Le Concile et les Conciles (ed. B. Botte et al., I960), p. 287: The East “suit beaucoup plus l’idée, très presente chez les Pères et dans la liturgie, d’une ‘phanie,’ d’une manifestation des réalités célestes, invisibles, sur la terre. Il s’ensuit une conception principalement sacramentelle et iconologique de l’Eglise.” 325 Thus it is a common phenomenon in ecumenical circles to regard the Orthodox both as “traditionalists” and as detached from the problems of history and preoccupied with the “triumphalism” of their liturgy. 326 E.g. the difficulty of integrating the sacramental conception of apostolic succession with the idea of linear historical transmission of authority in Vatican II. See B.-D. Dupuy, “La succession apostolique dans la discussion oecuménique,” Istina 12 (1967), pp. 391 – 401, esp. p. 391. 327 For a discussion of these difficulties see R. Schnackenburg, “L’apostolicité: état de la recherche,” Istina 14 (1969), pp. 5 – 32; Engl. trans. in One in Christ 6 (1970), pp. 243 – 273. 328 The sending out of the apostles in pairs ( Mark 6:7 ) need not occupy us here. On this peculiar Jewish-Palestinian feature see J. Jeremias, “Paarweise Sendung im Neuen Testament,” in New Testament Essays (in memory of T. W. Manson, ed. by A.J.B. Higgins, 1959), pp. 136 – 143. 329 Cf. К. H. Rengstorf “πστολος” in Kittel’s Theologisches Wörterbuch zum Neuen Testament (1933), pp. 406 – 448. For a critical approach: G. Klein, Die Zwölf Apostel (1961), pp. 22 – 38, Cf. below, n. 403. 330 Hence the application of the term “apostle” to a group broader than the Twelve. Paul’s apostolate constitutes part of this problem. On these and related questions see R. Schnackenburg, op. cit., pp. 246ff. 332 This scheme is offered basically in the New Testament: John 20:21 ; Luke 10:16, etc. Christ Himself is an “apostle” (Heb. 3:1). See also John 17 :7f; Matt. 28:18 – 20; Rom. 10:13 – 17; I John 1:1 – 13; II Tim. 2:2; Tit. 1:5 , etc. It is on the basis of this “historical” or “missionary” scheme that transmission of apostolic authority to other persons for the continuation of this mission is mentioned already in the New Testament (Acts 20:17 – 35; I Tim. 5:22; 4:4; II Tim, 2:2; Tim 1:4; 2:1 – 15, etc.). Cf. Ph. Menoud, L’Eglise et son ministère selon le N. T. (1949); J.Colson, “La succession apostolique au niveau du Ier siècle,” Verbum Caro (1961), pp. 138 – 172.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Ziziulas...

11 Иоанн Дамаскин . Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения. Перевод проф. Санкт-Петербургской Духовной Академии А. Бронзова . СПб., 1893. – Слово второе; 1, V. 12 Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. М: Братство святителя Алексия.-Ростов-на-Дону: Изд-во «Приазовский край». 1992. — С. 45–46. 13 Gregorios Nazianzenos. Moral. lib. II, с. 3. 14 Григорий Нисский. Опровержение Евномия. Цит. по: Архиеп. Василий (Кривошеин) . Простота Божественной природы и различия в Боге по св. Григорию Нисскому. Церковь Владыки Василия (Кривошеина). — Нижний Новгород: Изд-во Братства св. Александра Невского, 2004. – С. 275. 15 Григорий Нисский. Цит. по: Флоровский Г. В. Восточные отцы IV века…, с. 136. 16 Григорий Палама. Сто пятьдесят глав. Migne. Patrologiae Cursus Completus. Series Graeca. Tomus 150. Cap. phys., theolog. etc. 78, – col. 1176 C. 17 Там же. Cap. phys., theolog. etc. 43, – col. 1152 В. 18 Там же. Cap. phys., theolog. etc. 30, – col. 1140. 19 Григорий Палама. Гомилия III. На притчу Господню о спасенном блудном сыне. Migne. Patrologiae Cursus Completus. Series Graeca. Tomus 151: Homilia III: col. 33 C. 20 Архим. Киприан (Керн) . Антропология св. Григория Паламы. Диссертация на степень доктора церковных наук Православного богословского института в Париже. Париж: YMCA-Press, 1950. – С. 112. 21 В.Н. Лосский . Догматическое богословие. М., 1991 г.- С. 38. 22 MPGr. 44. Col. 705 BD. 23 Православное Исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Востоной. СПб. 2007., – С. 22. 24 Василий Великий . Беседы на ncaлмы.Homiliae super Psalmos//PG. 29. Col. 241:3–4. 25 Григорий Палама. Гомилия XXXVI. Migne. Patrologiae Cursus Completus. Series Graeca. Tomus 151: Homilia XXXVI: col. 449 D. 26 Григорий Палама. Гомилия III. Migne. Patrologiae Cursus Completus. Series Graeca. Tomus 151: Homilia III: col. 33 C. 27 Святитель Григорий Палама. Гомилия VI. Migne. Patrologiae Cursus Completus. Series Graeca. Tomus 151: Homilia 6, col. 81 BC. cf: Cap. 24, col. 1136 D – 1137 A.

http://azbyka.ru/carstvo-bozhie-i-carstv...

ρχοντκιον, τ Amt, Würde: EdAlCom 185,105.113 etc. TzetzEp 65,13. Balsam I 73A. 297A. JusCan 965B. 969B. DarRech 557. eine Hafensteuer: ALavra 55,58 (a.1102).– Duc, Tgl, Kleis; HL -κι. ρχοντικς durch weltliche Macht, herrschaftlich, als Herrscher, autoritär: ScholIl А 564. Sym I 269C=Balsam II 192A. Syrop 186,6; 190,14,16.– Stam; LS, L -ς. ρχντισσα, Frau eines Archon, Edelfrau: TheophCont 147,16. DeCer I 594,18; 595,17 etc. ALavra 29,30 (a.1035). TzetzEpilog 19. TypKechar 145,2267.– Kr, Duc, TLG, Car, PLP Index. ρχοντογννημα, τ Sohn eines Archon (Adeligen): DeCer I 534,1; 558,5; 562,16; 578,18; 693,6; 698,2 –Vgl. -γεννημνος HL. ρχοντοεπσκοπος, von einem Herrscher eingesetzter Bischof: LaurMat 131,139; 144,626 (cf. p.77.89). ρχοντπουλον, τ „Sohn eines Archon“, Angehöriger des Kleinadels: MerSynth 215f. ZakythChrysob 36 (-λλα). PsKod 202,19; 212,13; 271,16.21. CantHist I 236,9. APant 25,2 (a.1442).– Kr, Duc, Somav, ODB. ρχοντπουλος, Sohn eines Archon (Adeligen): DeAdmImp 32,94.101. Anna II 108,12; 109,4. Angehöriger des Kleinadels: EngPatm 66,3 (a.1261). MM V 168 (a.1317); VI 207 (a.1266). ALavra 106,9.12 (a.1319). SchreinProst С 67 (a.1328).– Kr, ODB, DocPhil 300f., PLP Index, ρχοντσκλαβος, Diener eines Würdenträgers: Sphr 66,20. ρχοποησις, Neuerschaffung: ThStudCatM 96 (p. 690). ρχοπρεπς herrschaftlich: συμβλαια MethTheoph 4,16. ρχοτλεια, Anfang und Ende: Mateos II 91,1; 140,1 etc. Dmit 135.148. SynaxCpl XI.– Tgl, KumN; vgl. ρχιτελεα L. ρχοτλιον, τ Anfang und Ende: EuangSem I 497 (s.XII), ρχφδς, Vorsänger: το μλους PselPoem 53,204.279.475. Zigab I 52D. 53C. JusCan 973C.– TLG. ρχων, hoher Amtsträger, Leiter: τν ντιμινσων JusCan 925A. τν ρχντων TheophCont 127,2; 387,8. id. DeCer I 679,4. βασιλικς το πλωμου LaurCorp II 985 (s.IX). το βασιλικο ρμαμντου ib. 666–7 (s.IX). το βλαττου ib. 642–4 (a.642–654), τν δικασπλων ib. 1117 (s.XII). τν κκλησιν JusCan 925Α. 969Α. id. NChonThes 152C. 256Β. τν ργοδοσιν OikList 123,8 (Philoth.). το ευαγγελου JusCan 925Α. τς θυμλης (Organisator von Volksfesten) LaurCorp II 821–2 (s.XI/XII). τν κοντακων JusCan 972A. μγας Pach II 417,3; 424,2. τν μοναστηρων JusCan 916A. 925A. τν φτων JusCan 925Β. 969D. το χρυσοκλβου (Leiter des Stickereiateliers) LaurCorp II 661 (s.X/XI). το χρυσοχεου ib. 663 (s.X). Heerführer: PselChron VII 3 tit.– LS, L, Kr, Tgl, Soph, LexPsel, Duc+App I/II, Car, ODB, LMA, PLP Index, Kleis.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

Предисловие Глава первая. Детство Глава вторая. Отрочество Поступление в Духовную Академию и учеба в ней Глава третья. Преподавательская деятельность. Принятие монашества Глава четвертая. Двадцать лет в стенах Духовной Академии Глава пятая. Валаам в жизни Владыки Феофана Глава шестая. Преклонение перед духоносными старцами Эсхатологические предсказания Старцы Исидор и Варнава Глава седьмая. Монах Иллиодор Глава восьмая. Ложь и клевета – оружие грешного мира Глава девятая. «Дело Распутина» и его последствия для Архиепископа Феофана. Распутин и высшее общество Посещение Саровской обители. Глава десятая. Посещение Дивеевского монастыря. Старицы Саровские Глава одиннадцатая. Искушение мирскою славою Глава двенадцатая. Переезд в Полтаву Глава тринадцатая. Слава Господня в жизни Святителя. Благодатные знамения Глава четырнадцатая. Политический переворот в России Глава пятнадцатая. Участие в Соборе 1917–18 гг. Арест Владыки петлюровцами Глава шестнадцатая. Большевистский переворот в России и его последствия Глава семнадцатая. Дивная помощь Глава восемнадцатая. Переезд в Болгарию. Начало раскола в Русской Зарубежной Церкви Глава девятнадцатая. Спор Архиепископа Феофана с Митрополитом Антонием по догматическим вопросам Глава двадцатая. Раскол в Заграничной Церкви Глава двадцать первая. Митрополит Евлогий и его окружение Глава двадцать вторая. Раскол Православной Церкви в России Глава двадцать третья. Софианство, его идеологи и апологеты Глава двадцать четвертая. Страхования, или духовная брань Глава двадцать пятая. Невидимая брань в сонном состоянии Глава двадцать шестая. Дивный воин Христов Глава двадцать седьмая. Болгарский период Архиепископа Феофана Глава двадцать восьмая. О чуде исцеления Слово в Неделю 4-ю по Пятидесятнице Глава двадцать девятая. Письма и проповеди Архиепископа Феофана О монашестве О борьбе против страстей и помыслов О молитве внутренней, сокровенной О молитве Иисусовой О благодати Божией О благодатных действиях Пресвятой Троицы Прелесть первая – нечувствие своей греховности Прелесть вторая – воображение своей праведности Святых Отцев учение о Пресвятой Троице Первое обетование о Христе Спасителе Откровение Царствия Божия Крест Христов Непоколебимость Церкви Христовой Наставления к христианам Ненависть мира к христианству Значение веры Таинственное действие благодати Наивысшая молитва: «во Имя Мое» Глава тридцатая. Приезд во Францию Глава тридцать первая. Последние годы жизни Дополнения: К главе 3. Профессора Духовной Академии К главе 14. Посещение Государем Полтавы в 1916 году К главе 19 К главе 21. Тайная политика Архиепископа Евлогия К главе 22. Из автобиографии катакомбного схиепископа Петра (Лодыгина) К главе 26. «Всенощное славословие» в жизни Святителя К главе 29 Секретный ход из дома Ипатьева Дом Романовых – великая тайна К главе 30 Опровержение Архиепископа Феофана на заявление Митрополита Антония Загадочная странность поведения Митрополита Антония  

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Содержание Предисловие переводчика Предисловие автора Введение Часть 1 Глава 1. Мужи апостольские. Свв. Игнатий Антиохийский и Поликарп Смирнский Глава 2. Борьба с гностицизмом. Св. Ириней Лионский Глава 3. Ранние христианские апологеты. Св. Иустин Мученик Глава 4. Тертуллиан Богословское учение Тертуллиана Глава 5. Св. Киприан Карфагенский Глава 6. Климент Александрийский Глава 7. Ориген Богословская система Оригена Глава 8. Оригенизм в третьем веке. История арианства Глава 9. Святой Афанасий Великий Творения св. Афанасия Богословское учение св. Афанасия Глава 10. Святой Кирилл Иерусалимский Часть 2 Глава 1. Каппадокийский синтез Глава 2. Святитель Василий Великий Глава 3. Святитель Григорий Богослов Глава 4. Святитель Григорий Нисский Глава 5. Монашеская литература в IV веке: Евагрий Понтийский и преподобный Макарий Египетский Глава 6. Святитель Иоанн Златоуст Глава 7. Латинские отцы Церкви Святитель Иларий Пиктавийский Святитель Амвросий Медиоланский Блаженный Иероним Стридонский Глава 8. Блаженный Августин Глава 9. Несторианство и христологические споры Глава 10. Святитель Кирилл Александрийский Глава 11. Блаженный Феодорит Киррский и Халкидонский собор Часть 3 Глава 1. Последствия Эфесского и Халкидонского соборов (Дифизиты и монофизиты. Севир Антиохийский) Глава 2. Оригенизм в VI веке. Леонтий Византийский Глава 3. Завершение Халкидона. Пятый Вселенский Собор Глава 4. Псевдо-Дионисий Ареопагит Глава 5. Продолжение христологических споров. Преподобный Максим Исповедник Глава 6. Преподобный Иоанн Дамаскин и православная защита иконопочитания Глава 7. Патриарх Фотий Глава 8. Преподобный Симеон Новый Богослов Глава 9. Святитель Григорий Палама Глава 10. Православное богословие поздневизантийского периода. Николай Кавасила     ПРЕДИСЛОВИЕ ПЕРЕВОДЧИКА В 1979–81 гг. мне посчастливилось учиться в Свято-Владимирской Духовной Академии (Нью-Йорк), где я прослушала курс лекций протоиерея Иоанна Мейендорфа по святоотеческому богословию. Перевод записей этих замечательных лекций вначале был задуман с более скромными целями, нежели эта публикация. Все же, зная по собственному опыту, насколько трудно, практически невозможно в Советском Союзе достать книги по богословию, я приветствовала возможность издать этот перевод в виде книги. В моей работе меня поддерживала уверенность, что свобода вероисповедания, которой мы пользуемся на Западе, может быть полностью реализована, только если мы будем делиться ее плодами с теми, кто этой свободы лишен – нашими братьями и сестрами во Христе, живущими в России. Поддержка моих друзей укрепляла меня в этой уверенности. Очень надеюсь, что книга отца Иоанна найдет своих читателей и они разделят со мной те удовлетворение и радость, которые я испытывала, работая над ее переводом. ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Скачать epub pdf Том 2 → Аудио Содержание Предисловие Глава 1. Владимир, митрополит Киевский и Галицкий Глава 2. Вениамин, митрополит Петроградский § I § II § III § IV § V § VI § VII § VIII § IX Глава 3. Похвальное слово новым священномученикам русской церкви Глава 4. Гермоген, епископ Тобольский, и иже с ним Глава 5. Андроник, архиепископ Пермский, Феофан, епископ Соликамский, Василий, архиепископ Черниговский, и иже с ними Глава 6. Леонтий, епископ Астраханский Глава 7. Никодим, епископ Белгородский Глава 8. Макарий, епископ Вяземский Глава 9. Иоаким, архиепископ Нижегородский Глава 10. Платон, епископ Ревельский Глава 11. Патриарх Тихон Глава 12. Архиепископ Иларион Глава 13. Петр, митрополит Крутицкий Глава 14. Митрополит Агафангел Глава 15. Арсений, митрополит Новгородский Глава 16. Арсений, архиепископ Серпуховский Глава 17. Анатолий, митрополит Одесский Глава 18. Дамаскин, епископ Глуховский Глава 19. Соловецкие узники и их исповедание Глава 20. Общий список некоторой части российского епископата, претерпевшего мученическую кончину во время гонений на церковь от безбожников-большевиков Глава 21. Протоиереи И. Кочуров, А. Скипетров, Ф. Орнатский Глава 22. Протоиерей Иоанн Восторгов Глава 23. Кунцевич Лев Захарович, воронежский епархиальный миссионер Глава 24. Процесс московских священников Глава 25. Дело священника Коллерова в Кимрах Глава 26. Отец игумен Антонин Глава 27. Профессор Попов Иван Васильевич Глава 28. Общий список некоторой части умученного российского духовенства и мирян, претерпевших мученическую кончину во время гонения на церковь от безбожников-большевиков Глава 29. Государь император Николай II и его семья § I § II § III § IV § V § VI § VII Глава 30. Великая княгиня Елизавета Феодоровна Литература Рукописи, письма и справки     Предисловие Собирая материалы о жизни, страданиях и мученической кончине за веру или просто в вере умученных и убиенных в российской смуте от большевистского безбожного гонения, мы полагаем только начало этому делу. Всех, кто только может дать имена мучеников и свои хотя бы краткие сообщения о них, или указать на материалы о них и фотографии, а также дать дополнения и поправки к тем сообщениям, которые есть в этой книге, мы приглашаем непременно сделать это и помочь этому начинанию. Никто не может быть безразличным к славе Церкви Христовой. Страдания за нее не могут быть забыты. Да не изгладится, но да прославится память о наших мучениках из рода в род.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Ип. л., Ип. лет., Ип. сп. и т. д. – Летопись по Ипатьевскому списку. Издание Археографической комиссии. СПб., 1871. Ист. о презельной брани – История о презельной брани. Действия презельной и от начала поляков крвавшей небывалой брани Богдана Хмельницкого, гетмана запорожского, с поляки... Киев, 1853. Ист. Рус, Ист. рус. Конисс. – История руссов или Малой России. Сочинение Георгия Конисского , архиепископа белорусского. М., 1846. Л. лет., Лавр. л., Лавр. сп. и т. д. – Летопись по Лаврентьевскому списку. Издание Археографической комиссии. СПб., 1872. Лет. пов. о Мал. Рос. Ригельмана – Летописное повествование о Малой России и ее народе и казаках вообще... Ригельмана А. И. М., 1847. Ч. I – IV. Лет. Самов. – Летопись Самовидца о войнах Богдана Хмельницкого и о междоусобиях, бывших в Малой России по его смерти. М., 1846. Пог. Сб. – Погодинский сборник (рукоп., Арх. Ленингр. отд. АН СССР) ПСЗ – Полное собрание законов Российской империи ПСЛ, П. Собр. Л. и т. д. – Полное собрание русских летописей, издаваемое по Высочайшему повелению Археографическою комиссиею. СПб., 1843. Т. II. Преосв. Евгений. Опис. Киевск. Соф. соб. и т. д. – Преосвященного Евгения. Описание Киево-Софийского собора и история Киевской иерархии. 1825. Соф. Врем. ПСЛ, т. V – Софийский временник//Полное собрание русских летописей... СПб., 1851. Т. V Укр. песн. Москв. – Украинские народные песни. М., 1834. Христ. чт. – Христианское чтение (ежемесячник С.-Петербург. дух. акад., вых. с 1821 г.) Antelenchus – Antelenchus to jest odpis na scrypt uszczypliwy zakonników cerkwie odstpnej. 1622. Antirr. – Antirrchesis Krysztofowi Philaletowi który wydal xik imieniem staroytney Rusi religii greckiey. 1610. Cadlub. – Cadubek Wincenty. Chronicam Polonorum//Monumenta Poloniae historica. Lwów, 1872. T. 2. Dug., Dugosz etc. – Dugosz. Opera omnia. Krakoviae, 1863 – 1887. V. 1 – 14; 1876. V. 3. Collect Historiae Polonicae. Dz. Helw. ko. uk. etc – Dzieje kocioa Helwieckiego w Litwie. Lukaszewicza. 1843. Miscell. rerum Cojalow. etc – Miscellanea rerum ecclesiasticarum. Cojalowicza. 1650.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010