αματοδτης, der Heilung gibt, Heilbringer: VThSyk 2,5. αματκλυτος durch Heilungen berühmt: νας MirDem 197,11. αματουργω Heilungen bewirken: ThStudBa 45,18. αματουργα, heilende Kraft: LeontChris 74,67.70. αματοφρος Heilung bringend, heilkräftig: MirDem 70,3; 194,4. VStephSab 562D c.76. VNicPatr 347,28. VAthAeg 217,23; 223.10. AHG VII 343,117. -τιφρος VPetr I 86,3. τηφρος AASS Aug I 326D (Acta Eleutherii c.15). id. Miller: cod. Par. 1219,9r (Joseph Skenoph.).– Tougard. αματω heilkräftig sein, heilen: AHG IX 182,16. EustrTheotok 62 s.v. πηγ (G. Nicomed.). αματδης heilkräftig: VPetr II 97,14–5; 98, 6; 106,0. αμβανπαιστος Versmaß aus Jamben und Anapästen: TzetzMetrPind 101,14 not. CramOx ΙII 307,18 (Tzetz.). αμβεα, Jambus: TzetzMetrPind 113,9. αμβειογραφω Jamben schreiben: Mi ChonDial 1347B.– αμβογρ. KumN; -γρφος LS s.v. -φγος. αμβεος jambisch: NEugEp 10. -ος Jambus, jambischer Pers: AnHier IV 210,30 (s. XIII).– LS, LSSup. αμβειοφγος, „Jambenfresser“, Verseschmied: MichΙtal 253,15. Walz III 498,9 (Jo. Rhacend.).– LS, TLG. αμβλεγος, jambisch-elegischer Vers: TzetzMetrPind 51,23; 73,18 etc. SchoIArK II 2,121, 4,– LS, TLG. αμβζω Jamben auf sagen: DeCerV I 21,17; 27.11. Jamben dichten: NBasOr 4,7. EustDam 508A.– LS, LSSup, Tgl. TLG. αμβικιον, τ Destillierkolben: AnonMetal 104,3. μβιξ, Destillierkolben: AnonMetal 10,21; 20,14 etc. λινοι CatAlch V 1,96,3. αμβκων StephId II 233,10.– Vgl. μβιξ LS. αμβς jambisch, Jamben dichtend: Καλλιπη ProdGed LVI А 50. Μοσα TzetzAr III 955, 3.– LS. αμβισμς, Jambus: NoctPetrop 225,11 (Mi. Chon,). αμβλχειος Jamblichos: ProclTim I 309,7; II 72,8. Olymp., CAG XII 1,28,25; 41,12. ArethScholUrb 140,20; 146,23. (subst.) Anhänger des Jamblichos: Simpl., CAG VIII 1,15; 2,25 – TLG. αμβλιχοπορφριος, Jamblichos und Porphyrios: TzetzHist VII 487.532. αμβοβακχεος Bakcheus: TzetzMetrPind 43,9. αμβογραφα, Jambendichtung: ScholArProl XXI а 10 (Tzetz ). CramOx III 334,15 (Tzetz.). αμβογρφος, Jambenschreiber, Jambendichter: Herod II 497,18; 524,27 etc. PhotBib 153b5. ArethMin I 322,20. TzetzAr III 874,3. TzetzBa 841,29.– LS (Suda, Etym. Mag.), TLG, Hoven 166.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

κομητιανς s. κομιτιανς κομτις (fern.) mit Haar, behaart: GKypEnk 386,3.5.7.–L. κομτισσα, (mlat. cometissa) Frau eines κμης (comes): ThStudEp 462,60. DeCerV I 61, 24.26; II 12,15–18. Sym 1 1385D.1405C. Gräfin, Contessa: Cusa 395 (a.1101). AMess 3,3 (a.1111). Trinch 220 (a.1165). κωμτισα MM III 245 (a.1374).– L, Car, MenasGlos. κομητπουλος, Sohn des κμης (Nikolaos): JoScyl 328,63 v.l. GCedr II 347,3; 435,1. Zonar V 547,7 v.l. κομιτ. JoGeo 283,15. κομητπωλος JoScyl 255,77; 328,63. id. Zonar V 495 app.; 547,7.12. –Duc, ODB, (PLP). κμητος, Graf: HolzUrk 240sq. (a.1083). – Car; s. κμης. κομητορα, (vgl, lat./mlat. comitatus) Kriegsdienst: διαπρττεσθαι τν -α(ν) KrumbGeorg 3,21; 4,11; 20,23. Gefolge eines Grafen: Anna III 8,25. Grafschaft: OktoEng 36,14 (a.1116). (Haupt) dorf: κωμητορα=μητροκωμα NovMac 102,90 (а.947). GerlPatr 181,6 (а.1395).– comitura MlatWöb. κμι, τ Gummi: Hippiatr I 449,21; II 136,11.17. DelAn II 308,22; 312,2 etc.– TLG, Duc; κμμι LS. κομιατλια, τ (lat. commeatalis) Urlaubsgeld: SB VI 9613,1.6 etc. (s.VI).– S. κομετον. κομιδα, Transport, Lieferung: το δατος VPetr 142,11. κομδιον s. κομμδι(ν) κμισις, Herbeischaffen, Überbringen: ScholAesch 1194,20. BoissAn II440 (Th.Hyrt.). νω κμ. ChristMytCal I 454,35 f.l. pro νακμ. κομισκρτης, (= κμης κρτης < comes co[ho]rtis) Kammerherr: OktoEng 35,22 (а.1116). RobCart XXXVI 84,77 (а.1143). Κομ. (nomenpropr. ?) Anna III 8,25. κμισμα, τ Mitgebrachtes, Mitbringsel: Zigab I 813B. κμισσα, Gräfin: MM V 67 (a.1371).– Stam. κομιστριον, τ Lohn (Dank) für Errettung: -α ScholAesch 1179,2.5.– κμιστρον LS. κομιστς, Pfleger: JoDamPG 96,780B. Überbringer: JoMaurEp 2,3; 43,2. Zonar V 163, 5; 210,7. TzetzOd I 215.246 etc.– LS, TLG, Dem, Stam. κομιτατσιος (lat. comitatensis) zum kaiserlichen (königlichen) Gefolge gehörend: POxy LX 4084,6 (a.339). Agathange 135,16. τ -σια eine Steuer (zugunsten der Comitatenses ?): LydMag 242,24. κομητατνσ. Bas А 286,1.5. κομιτατησα das königliche Gefolge: Agathange 135,10.– L, Duc 694; Comitatenses RE IV 1, 619–622; Der Neue Pauly III 93f.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

Глава 26-я – о том, кто имеет жену беснующуюся. Глава 27-я – о женщинах, находящихся в очищении. Глава 28-я – о женщинах, принимающих врачевства для извержения зачатого плода. Глава 29-я – о жене нерадящей о (ново)рожденном, или покидающей его. Глава 30-я – о тех, которые насилуют жен – девственниц. Глава 31-я – о чародействе. IV. Отдел четвертый, – буквы «Δ» содержащий 14-ть глав, – а именно: Глава 1-я – о беснующихся или притворяющихся беснующимися. Глава 2-я – о заимодавцах, займе я закладах. Глава 3-я – о расторжении брака. Глава 4-я – о завещании. Глава 5-я – о диаконах. Здесь же: «о чести хартофилакса». Глава 6-я – о второбрачных. Глава 7-я – как епископам и пресвитерам должно учить народ. Глава 8-я – (по ошибочной нумерации издателей Ралли и Потли – Глава 6 я) о правде. Глава 9-я (7-я) – о судилищах, и о клириках и мирянах, имеющих тяжбы. Здесь же: «об избранных судьях». Глава 10 (8-я) – о епископах и клириках подсудимых за свои преступления. Здесь же: «об обвинителях в судах»; «о свидетелях в судах» – и «о законно изверженных». Глава 11 (9-я) – о том, что не должно дважды наказывать за одно и тоже. Глава 12 (10-я) – о тех, которые преследуют кого либо за благочестие. Глава 13 (11-я) – об освобождении рабов и принятий в клир. Глава 14 (13-я) – о дарах. V. Отдел пятый, – буквы «Ε», содержащий 36-ть глав, как-то: Глава 1-я – о поручительстве. Глава 2-я – об обычаях церковных неписанных. Здесь-же: «о святой Пятидесятнице». Глава 3 я – об обычаях эллинских. Глава 4-я – об обычаях гражданских. Глава 5-я – о мирных грамотах. Глава 6-я – о святых иконах. Здесь же: «о кресте»; «различие частных икон от идолов». Глава 7-я – о поджоге. Глава 8-я – об Емфитевсе. Глава 9-я – об одеждах, приличествующих посвященным. Глава 10-я – о залогах. Глава 11-я – о привилегиях и преимуществах, который имеют церкви и епископы. Здесь же: «какие церкви удостоены были особенных преимуществ?; «о преимуществах Константинопольской церкви»; «почему патриарх рукополагается от Ираклийского епископа?»; «почему Фессалоникский епископ был папским легатом?»; «об избрании и хиротонии епископов»; «почему патриарх посылает ставропигии в митрополичьи пределы?»; «о епископах Булгарии, Кипра и Иверов», и «постановлена Константина Великого » (подложное – о даре будто-бы папе Сильвестру).

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

Содержание Протоиерей Иоанн Андреевич Иванов (Краткая биографическая справка) Предисловие Глава I Глава II Глава III Глава IV Глава V Глава VI Глава VII Глава VIII Глава IX Глава X Глава XI Глава XII Глава XIII Глава XIV Глава XV Глава XVI Глава XVII Глава XVIII Глава XIX Глава XX Глава XXI Глава XXII Глава XXIII Глава XXIV Глава XXV Глава XXVI Глава XXVII Глава XXVIII Глава XXIX Глава XXX Глава XXXI Глава XXXII Приложение. Открытое письмо в редакцию Воронежских Епархиальных Ведомостей Памяти протоиерея И. А. Иванова (Некролог) Венок на могилу незабвенного наставника (Памяти протоиерея И.А. Иванова)     Фундаментальный труд воронежского протоиерея и преподавателя Учительской семинарии о. Иоанна Андреевича Иванова (1844–1911) «Добро и зло в истории рода человеческого по свидетельству Священного Писания » является развернутым, глубоким, разносторонним и при этом необыкновенно содержательным анализом выбранной темы. В настоящем издании вопрос о добре и зле во вселенной и в роде человеческом справедливо рассматривается как вопрос о духовно-нравственном бытии вообще, о жизни и смерти человека в частности. Опираясь на Священное Писание , автор анализирует Богооткровенное учение о царственности на земле добра и возникновении зла во вселенной и во всем роде человеческом в историческом контексте. Давая исчерпывающий ответ касательно столь актуального в наше время вопроса добра и зла, книга представляет большой интерес для широкого круга читателей, поскольку понятие о добре и зле есть понятие общечеловеческое, необходимое, постоянное и вечное. Сам автор считал, что знание этого ответа должно считаться альфой и омегой мысли и жизнедеятельности каждого человека. Протоиерей Иоанн Андреевич Иванов (Краткая биографическая справка) Сын священника с. Верхнего Чуфичева Старооскольского уезда Курской губернии. Обучался в Курской духовной семинарии, из среднего отделения которой перешел в Воронежскую и здесь окончил курс в 1867 г. первым студентом. Отказавшись по болезни от обучения в Духовной академии на казенный счет, он 18 сентября 1868 года был определен учителем русского и церковно-славянского языка в Воронежское духовное училище, а 7 июня 1869 г. перемещен учителем греческого языка.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Скачать epub pdf Содержание От издательства Вместо предисловия Том I Глава I. До войны. Мое назначение на должность Протопресвитера. Первые встречи с высочайшими особами. Глава II. Сибирь, Туркестан, Кавказ, Ставрополь, Кубань. Наблюдения и впечатления. Глава III. Распутинщина при дворе Глава IV. Накануне войны Глава V. Русская армия в предвоенное время Глава VI. Ставка Глава VII. Верховный Главнокомандующий Глава VIII. Первые победы и первые поражения Глава IX. На Юго-западном фронте. Воссоединение галицийских униатов Глава X. Первый приезд Государя в Ставку Глава XI. Варшавские администраторы Глава XII. В Ставке Верховного Главнокомандующего Глава XIII. Наши главнокомандующие Глава XIV. Виновные. Поездка к епископу Гермогену Глава XV. Смена министров Глава XVI. Последние дни Барановичской Ставки. Увольнение Верховного Глава XVII. Царская Ставка Глава XVIII. Царский быт в Ставке. Государь и его наследник Глава XIX. Церковные дела. Тобольский скандал. Митрополит Питирим и обер-прокурор А. Н. Волжин Глава XX. Генералы: Алексеев, Куропаткин. Военный Совет в Ставке. Отставка генерал-адъютанта Иванова Том II Глава I. Поход против Распутина Глава II. Церковное дело в Галиции в 1916–1917 гг. Глава III. На верхах. Новые назначения. Польский вопрос Глава III. На верхах. Новые назначения. Польский вопрос. Глава IV. Деятельность военного духовенства в Великой войне Глава V. Случайные разговоры и встречи Глава VI. Полтора года в Св. Синоде Полтора года в Св. Синоде. (Продолжение). Глава VII. Поездка на Кавказский фронт ГлabaVIII. Царю говорят правду Глава IX. Девятый вал. Конец Распутина Глава Х. Перед революцией Глава XI. Царь и царица в заточении Глава XII. Добровольческая армия. В Добровольческой Армии Церковное дело. Собор в Ставрополе. Высшее Церковное Управление Временное Высшее Церковное Управление Недуги Добровольческой Армии Деятельность Временного Высшего Церковного Управления на ю. в. России Закат Добровольческой Армии     От издательства Жизнь, личность и судьба отца Георгия Шавельского представляет на редкость единое целое. Поскольку свои воспоминания о. Георгий начинает только с 1911 г., когда он получил назначение на пост Протопресвитера военного и морского духовенства, Издательство им. Чехова испытывает живейшую потребность дать читателям более полное представление о жизни этого незаурядного человека и выдающегося священнослужителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

мон. Лазарь (Афанасьев) Содержание Пролог Глава 1. «Один ее вид умилял сердца» Глава 2. Дом Пресвятой Богородицы Глава 3. Первые настоятели Глава 4. Пустынники Рославльских лесов Глава 5. Построение Предтечева скита Глава 6. Старец-настоятель архимандрит Моисей (Путилов) Глава 7. О русском старчестве Глава 8. Иеромонах Леонид на пути в Оптину Глава 9. Труды и дни старца Леонида (Наголкина, в схиме Льва) Глава 10. Соратники и сотаинники старцы Лев и Макарий (Иванов) Глава 11. Монахи-подвижники. Старец Макарий Глава 12. Сотрудники старца Макария по изданию святоотеческих книг Глава 13. Издательское дело. Создание библиотеки. Русские писатели в Оптиной: Жуковский, Снегирёв, Гоголь, Муравьёв, Шевырёв Глава 14. Кончина старцев Макария и Моисея. Настоятель обители архимандрит Исаакий (Антимонов). Из Оптинского некрополя Глава 15. Старец Иларион (Пономарёв). Монахи Флавиан, Карп, Климент, Феодосий, Агапит Глава 16. Великий старец Амвросий (Гренков) Глава 17. Толстой, Достоевский и Леонтьев в Оптиной. Некрополь 1880-х годов Глава 18. Великий князь Константин Константинович Романов в Оптиной пустыни Глава 19. Духовные дарования старца Амвросия Глава 20. Благодатный наставник Глава 21. Создание Шамординского монастыря. Схиархимандрит Агапит (Беловидов) – автор книг об Оптинских старцах. Некрополь 1890-х годов Глава 22. Старцы Анатолий (Зерцалов) и Иосиф (Литовкин) Глава 23. Старец Варсонофий (Плиханков) Глава 24. Инок Павел как летописец обители Глава 25. Семья К.Р. (Великого князя Константина Константиновича Романова) в селе Прыски близ Оптиной в 1901 году. 1904 год – начало Русско-Японской войны Глава 26. Старец Варсонофий в Маньчжурии. Епископ Трифон (Туркестанов) в скиту Оптиной пустыни Глава 27. Старец Варсонофий – скитоначальник. Сергей Нилус. Монах-художник отец Даниил (Болотов). Иван и Николай Беляевы Глава 28. Духоносное слово старца Варсонофия Глава 29. Оптинская смута. Схима отца Варсонофия. Смерть Толстого – отец Варсонофий на станции Астапово Глава 30. Кончина старца Иосифа Глава 31.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Закрыть itemscope itemtype="" > Терновый мой венец 31. Летопись русской жизни по воспоминаниям и дневникам 15.01.2023 1368 Время на чтение 29 минут Предисловие Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 Глава 5 Глава 6 Глава 7 Глава 8 Глава 9 Глава 10 Глава 11 Глава 12 Глава 13 Глава 14 Глава 15 Глава 16 Глава 17 Глава 18 Глава 19 Глава 20 Глава 21 Глава 22 Глава 23 Глава 24 Глава 25 Глава 26 Глава 27 Глава 28 Глава 29 Глава 30 Глава 31 Поездка на Урал. – Расследование цареубийства. – Находка ценнейших документов о самом страшном преступлении в христианской истории. – Документы о преступниках. – Союз еврейских большевиков и уголовников. – В Коптяковском лесу. – Убийство журналиста Липатникова Осенью 1988 года до меня дошли слухи из Екатеринбурга о том, что среди местной патриотической интеллигенции ходят ксерокопированные документы, содержащие ранее неизвестные факты об убийстве Царской семьи. Связавшись по телефону с екатеринбургским журналистом Юрием Липатниковым, я получил подтверждение этим слухам. Мне удалось узнать, что в личном сейфе директора местного партийного архива хранятся никогда не публиковавшиеся воспоминания участников самого страшного злодеяния в русской истории. Так уж получилось, что по времени эта информация совпала со случайной встречей в издательстве «Советская Россия» с женой писателя Гелия Рябова. В одном из издательских кабинетов она рассказала о том, что ее муж нашел останки Царской семьи, выкопал из ямы, где они были зарыты, череп Царя Николая II, привозил его в Москву показать экспертам, а затем вернул на место. История эта потрясла меня прикосновением к сокровенной мистической тайне. В душе родилось желание постигнуть ее. Монархическое начало, вынашиваемое мною всю сознательную жизнь, в конце 80-х годов окончательно победило, став для меня главным в понимании всех событий древней и современной истории. Мое презрение к «демократии» и «республике» приобрело завершенную форму. «Демократия в аду, а на небе – царство», – повторял я слова Иоанна Кронштадтского. Монархический принцип как выражение божественного мировоззрения создал великую Россию, расширил ее границы, увенчав христианскую цивилизацию высшей духовной формой, воплощенной в Святой Руси.

http://ruskline.ru/analitika/2023/01/15/...

Текст Дионисия здесь комментируется в том переводе, который сделал в XII веке Иоанн Saracenus (Sarrasin), имевший перед собой более исправный греческий текст, чем какой имел Эригена 227 . Ему же, кажется, принадлежит и изданный комментарий 228 . В самых приемах толкования и в содержании комментария нет чеголибо напоминающего Эригену, и у новейших ученых, признающих принадлежность Эригене, при изложении учения последнего, однако, не цитируется это произведение, – «весьма полезное, но и весьма темное», как замечается в приписке к нему. 229 б) Изданное у Флосса в качестве пролога к несохранившемуся будто бы комментарию Эригены на церковную иерархию: Expositiones super ierarchiam ecclesiasticam S. Dionysii 230 , по рукописям, содержащим собственно перевод творений Дионисия и частию толкования на него, представляет в первой части («Secundus vero liber, etc.) не что иное, как отрывок из предисловия Эригены к до переводу Дионисия 231 . Дальнейшая часть «пролога» («Ad beatum Timotheum secundum scripsit librum» etc.), после эпиграммы, переве денной с греческого, взята из ареопагитик Гильдуина 232 . Очевидно, средневековые глоссаторы или просто переписчики творений Диойшсия предпосылали эти отрывки, вместе с заимствованным откудато третьим («Praecumbentium capitulorum» etc.) 233 , книге о церковной Иерархии в качестве введения. с) То, что принимается обыкновенно за отрывок особого сочинения – «Liber de egressu et regressu animae ad Deum», есть на самом деле, как было упоминаемо ранее, отрывок из перевода произведения ок Максима De ambiguis 234 . Какое именно сочинение с означенным заглавием видел в Трире собиравший в 1594 году рукописи для ватиканской библиотеки В. Нортгаузен, по которому это сочинение, написанное неоплатоническим стилем, заключает, как свидетельствует Александр Галес и другие ученые (alii post eum doctores Gymnastici), правильное учение о Троице 235 , равным образом, какую рукопись С чем же надписанием встретил в Clairmarais Мабильон 236 , это еще требует разъяснения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bril...

EtymMag 525,44.– TriantLex, ODB 481; vgl. κολωνε()α LS, L, Soph. κομζω (= κομω) blühen: VEutych 2000 codd. Longib 121,3. EtymGud κ 336. Κομανικς von Komana (Pontos): λθος Dioscur III 250,4. νορα BasilEp 206,13. der Kumanen: Anna II 136,10 etc. ALavra 65,7 etc. (a.1181). NChonHi 635 app. 22. κουμ. MetAnna 381.– TLG, Kr; vgl. Κομανοι Мог II; s. κουμνικον. κομαρα, Erdbeerbaum, Arbutus Unedo: TextPlant 2,19. BoissAn II 395. κουμ. ALaur 130,14 (a.1350/1?). Frucht des Erdbeerbaums: Galen XIX 732=PaulAeg II 404,2. κουμ. DelAn II 352,14.– Duc, (AXen S.269); Somav, Dem, Heldreich -ρι; vgl. κμαρος LS. κμαρις, rote Farbe aus der Wurzel von Comarum palustre: Alchim 339,16. Σκυθικ κμαρις StephId II 208,27.– LS, TLG. κομαροφγος Früchte des Erdbeerbaums essend: Arsen Anacr 104 (cf. NissAnacr 55).– LS. κομαστς s. κομτος κοματμπελον, τ ( < κομ[μ]τιον + μπελος) Parzelle eines Weinbergs: PetBel 285 (x.XIV; ib.279sq. male κομτος + μπελος „blühender Weingarten“ explicatum). κομτιν s. κομμτιν κοματολγιον, τ Grundstücksverzeichnis: AVaz 100,52 (a.1344). κομτος (lat. comatus) langhaarig: DelStyl 11,20 (v.l. κομαστς). κομβριον s. κουμβριον κομβαστς. s. κομπαοτς κομβντ. s. κονβ. κομβω Lärm machen: -ε δ βηντωρ (v.l. κομβιντωρ, cf. κομπινοβηντωρ ?) HalkRom 42.–κμβησαν LS; κομπω LS, L. κομβκιον s. κονβκιον κομβνα, (lat. combina) Aufstellung (der Pferde beim Rennen): DeCerV II 112,5; 137,13; 139,16. Geleitbrief (für die Benutzung der Postpferde): Rhopai 100,32, Bas А 3022,8 app.; В 3786,18. κομπνα Gespann: KonstPorphMil С 158.415. Suda κ 2017.– TLG, Duc, (Stam). κομβιντωρ s. κομβω/κομπιοβηντωρ κομβινογρφος, Aufschreiber der Pferdegespanne: DeCerV II 120,9–11.26; 153,18.19. TheophCont 198,19. κομβινοστσιον, τ Standplatz der Pferdegespanne: KonstPorphMil С 829. κομβον, τ Börse (als Geldgeschenk): OikList 231,16 (Philoth.). DeCer I 515,14; 789,4 etc. Quaste, Franse: o κροσσωτο, γουν τ διωτικς λεγμενα κομβα ScholHes Scut. 225 Pedias.). Spange: πρπαξ δ στ τ κομπον EEBS 23 (1953) 229 (s.XII). κομπα Knöpfe: SchreinFin 6,27. κομπεα Alchim 331,26.– LS, TLG, Kr + XI 409, Duc, Stam, ODB 135; s. ποκμβιον.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

263 The gradual individualization of the eucharist with the introduction of private eucharistic prayers into the structure of the liturgy and finally with the prevalence of the “private mass” in the West, represents a historical development which should be examined in close connection with the development of ecclesiology. 264 Justin, Apol., I, 67. Cf. 65. This situation must have lasted at least until the middle of the third century when the first indications of the formation of parishes appear. The entire problem with its ecclesiological implications is discussed in my The Unity of the Church …, pp. 151 – 188. 267 The presuppositions of faith and love for communion were, of course, creating limitations to this community. It is important to study how a closed liturgical community, which the early Church undoubtedly was, can be related to the “catholic Church.” For this a special study would be necessary. Cf. the works of W. Elert, Abenamahl und Kirchengemeinschaft in der alten Kirche hauptsächlich des Osmens (1954), and S. L. Greenslade, Schism in the Early Church (no date). 269 The connection of the “one Church” with the “one eucharist,” the “one bishop” and the “one altar,” clearly established already in the teaching of Ignatius (Philad., 4; Magn., 7, 2; Eph., 5, 2; Tral., 7, 2, etc.), continues through Cyprian (Ep., 43 5; De unit., 17, 14, etc.) well into the fourth century with the idea of а μονογενς θυσιαστριον (Eusebius, Eccl. Hist., X, 4, 68) and a number of deeply meaningful liturgical practices like the fermentum, the antimension, etc. 272 The idea that the bishop is “the image of Christ” lasted at least until the fourth century (cf. Pseudo-Clem. Homil., 3, 62). For material see O. Perler, “L’Evêque, représentant du Christ…” in L’Episcopat et l’Eglise universelle (ed. Y. Congar, et al., Unam Sanctam 39, 1962), pp. 31 – 66. 273 Rev. 4:4. Cf. Ignatius, Smyrn., 8, 1; Eph., 20, 2, and the arrangement of the eucharistic assembly presupposed in such sources as Hippolytus, Ap. Trad. (ed. Dix, pp. 6 and 40 ff.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Ziziulas...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010