Я ждала их, высматривая с клироса. Первая вошла Аля и встала тихонько в сторонке, Таня за ней. Обе нарядно одетые, по традиции лучшее надевать в храм, в белых платочках. Таня вошла, остановилась, как-то засуетилась и вышла на улицу. Я ничего не поняла и стала ждать. Она вернулась и опять то же самое, потопталась на месте и вышла из храма. Началась служба, и я уже ее не видела. После мы все встретились и накинулись на Таню с расспросами. И вот что она нам рассказала: «Вошла я в храм, и внезапно почувствовала себя очень плохо, голова заболела, дышать нечем, только одно желание - выйти отсюда. На улицу вышла, все прошло. Вернулась, а это состояние опять навалилось, и так несколько раз. Так и не смогла попасть на службу». Мы слушали ее, затаив дыхание. В деревне всегда разговоры велись о том, что многих бесы не пускают в храм. А тут и с моей подругой произошло то же самое. Последняя встреча В мой уже упоминавшийся последний приезд на остров Залит после долгого перерыва, я, подходя к домику отца Николая, все больше удивлялась и огорчалась. Еще в Петербурге я узнала, что к батюшке ездят со всех мест: кто за благословением, кто за откровением, кто за добрым словом, кто из любопытства. И вот сама увидела много народа у его домика, у кладбища напротив, да и на самом кладбище тоже. Собираясь в небольшие группы у могилок, люди распевали акафисты кто во что горазд. Некоторые спали тут же, кто-то выкрикивал какие-то прошения. Картина для меня ужасающая, ничего тише и безмятежней этого кладбища не было в те времена, когда я много лет подряд проводила у бабушки все летние каникулы. Отец Николай всегда вел уединенный образ жизни. На виду никогда не был, только в храме, все очень скромно. Вокруг него всегда была тишина и покой. А тут такое людское настойчивое море. Все просят, требуют, передают огромное количество подарков, еды и т. д. Батюшка все обратно отправляет, а люди не берут, требуют, именно требуют, все взять. А для него это всегда было тяжело. И вот подходят помногу раз одни и те же за благословением. Он им говорит: «Я же вас мазал маслицем уже?!» Отвечают: «Так батюшка, нам далеко ехать!!!» Ну что на это скажешь?

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/8/20...

В этом же году блаженная игуменья Тавифа почила о Господе от тяжелого, долговременного недуга, а сестры ее обители вскоре в видении увидели свою игуменью и услышали, что матушка Тавифа на пути прохождения мытарств была сопровождаема Матерью Божией. Духовными чадами батюшки Николая являются многие священники, монахи и миряне, а также игумены и игуменьи древних и вновь открывшихся монастырей. Все они живут под покровом молитв старца. Чада часто приезжают к отцу духовному на остров Залит за благословением и советом. Много, очень много могут они рассказать о чудесных событиях, явлениях, предсказаниях, исцелениях, связанных с их духовным отцом, но говорить об этом еще не приспело время. Важно, что тысячи людей, взирая на старца, учатся тому, каким должен быть истинный христианин; видят образец нравственной чистоты, смирения, милосердия и преданного служения Богу. Благодарение Богу, отец Николай по-прежнему с и слышим мы еще из уст его эти радостные слова: Прошёл мой век, как день вчерашний, Как день, промчалась жизнь моя, И двери смерти страшно тяжки, Уж недалеки от меня. Вы простите, вы простите, Род и ближний человек, Меня грешнаго помяните, Отхожу от вас " пока " не на век, Ещё увидимся. Просим всех читателей и пастырей Церкви молить Бога о даровании здоровья о.Николаю на многая лета. Многая, многая, многая лета!!! Книга была издана при жизни старца (Прим.) Храм свт Николая Чудотворца Остров Залит, принадлежащий к группе Талабских островов, до 1919 г. назывался Талабск (Талабским именовалось и само озеро Псковское). Название Александровский Посад селение получило в 1820 г., в честь Государя Александра I, оказавшего пособие после пожара, бывшего на острове в начале XIX в. (Остров Верхний, с 1924 г. - Белов был также приписан к Александровскому Посаду). Талабские острова насчитывали 750 дворов. А чего стоили ярмарки! Сюда, на острова, перед новым годом съезжались купцы, крестьяне, работный люд из многих губерний. Население островов увеличивалось в 2-3 раза. Везли всё, что только пожелаешь. Несколько дней, а то и недель, шёл оживлённый торг. С прибылью оставались жители островов и прибрежных деревень.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/127/...

- Алексей, - говорю. - Белов? Из " Парка Горького " ? - Да. - Ну здравствуйте! А меня Оля Кормухина зовут. - Очень приятно, - отвечаю. ...А надо сказать, что даже имя это я слышал лишь однажды, лет за десять до той встречи. Когда в конце восьмидесятых блеснули самые первые Олины записи, наш вокалист Коля Носков восхищался: послушай, какая певица интересная появилась, голос такой мощный, прямо как у Тины Тернер. Я послушал - действительно, здорово. Не помню уже, что это была за песня, какие слова, музыка... Осталось лишь общее впечатление - очень сильный, профессиональный вокал. Вскоре после этого мы уехали в Америку, и когда в 1994 году я впервые вернулся в Москву, то оказался просто шокирован музыкой, которая звучала на российском радио. Это было что-то ужасное - везде гремели одни и те же блатные и полублатные песни или совершенно бездарная попса. Я почти физически чувствовал, что меня все это отравляет, и, усаживаясь в такси, сразу просил водителя: " Пожалуйста, выключите приемник, быстрее " . На всех каналах звучал какой-то кошмар. Я спрашивал у друзей: послушайте, ведь были же у нас раньше отличные исполнители, куда они подевались-то? Вот Кормухина была, где она сейчас? И тут мне выдали две совершенно противоположные версии. Одни говорили, что она ушла в монастырь. Другие: " А-а-а, Кормухина... Так она же спилась давно! " Поэтому, когда я услышал это вот " здравствуйте, я Оля Кормухина " , в голове сразу мелькнуло: " Так. Она не монашка. Значит - спилась " . И тут же стало ее жалко как-то, хотя Оля вовсе не выглядела спившейся, наоборот - была очень бодрой и энергичной. Мы вышли из Данилова монастыря, и я предложил вместе попить кофе. ...И попроси погоды ...За кофе версия о " спившейся Кормухиной " окончательно испарилась, потому что передо мной сидела православная христианка, умная, начитанная и гораздо лучше меня разбирающаяся во многих вопросах, касающихся веры и духовной жизни. Мы разговорились, и я сказал, что очень хочу попасть на остров Залит к Николаю Гурьянову. На что Оля ответила:

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

О. Борис создал церковный хор, которым сам управлял. Он не только обучил, но и духовно воспитал в своих певчих и чтецах любовь к молитве и богослужению. Даже те, кто редко посещал церковь, переступая порог Свято-Духовского храма, ощущали, что это действительно дом молитвы и училище благочестия. Недалеко от Толбиц находился о.Залит, где проживал старец о. Николай Гурьянов. Два старца — о. Николай Гурьянов и о. Борис были духовными соратниками, состояли в духовной дружбе. О. Борис приезжал на остров Залит для исповеди, а мама протоиерея Николая дружила с супругой протоиерея Бориса. Матушка Мария помогала о. Борису во всех его делах, пока ей позволяли силы и здоровье. В последний год своей жизни матушка слегла, и батюшка проводил бессонные ночи у ее постели. Умирая, матушка сказала супругу, что раньше он был для всего прихода отцом, а она — матерью, а теперь ему придется совмещать и то и другое, что нужно быть для духовных детей более любящей матерью, нежели отцом. Завет своей матушки о. Борис хранил до конца своих дней: его удивительно бережное, осторожное отношение к каждому из пасомых испытали на себе и сестры обители, которые могли сравнить его заботы о них лишь с заботами материнскими. После смерти матушки за короткий срок этот мир покинули и многие пожилые прихожане, так что к концу 1970-х гг. едва ли не все труды по храму легли на плечи о. Бориса: он сам убирал храм, расчищал от снега дорогу к церкви, пек просфоры. В начале 1990-х гг. произошло знакомство о. Бориса Николаева с сестрами Московского Богородице-Рождественского монастыря. Богородице-Рождественский монастырь находился еще в поругании и небрежении. Монахиня Викторина, назначенная настоятельницей, по благословению Святейшего Патриарха, взялась за трудное дело возрождения обители, и в этом святом деле Господь посылал ей помощников. Отец Николай Гурьянов благословил помогать в восстановлении монастыря одного благодетеля, раба Божия Николая. От последнего сестрам монастыря стало известно, что недалеко от о.Николая Гурьянова, живет другой старец — протоиерей Борис.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Nikolaev...

Христу их Богу уневести, Им в искушеньях помогай, Да все Христа благие вести Пойдут чрез них во весь наш край. Да имя Божие святится Чрез этих дев пред взором всех, И Божий Дух в народ вселится, Что выше всех земных утех. Тогда-то плод их воспитанья Во всей красе себя явит, И сила данного им знанья К добру влеченья оживит. И где б оне ни показались, Везде вниманье привлекут, Соблазны, как бы ни старались, Их в бездну зол не увлекут. Достигнут старости маститой Похвальной жизнию своей, Душам их в юности привитой От самых нежных детских дней. И многу в небесах награду Господь им даст за честный труд, И здесь немалую отраду Оне в трудах своих найдут. (9 сентября ст.ст. 1951 г., Литва, д. Гегобрасты, суббота) Настает важный для о.Николая 1958 год. Он переведен в Псковскую епархию и, по указу Владыки Иоанна (Разумова) и личной просьбе, назначен настоятелем храма свт.Николая на острове Залит Псковского района. В день Покрова Пресвятой Богородицы, в 1958 г., о.Николай служит первую литургию. Здесь пройдут следующие сорок лет его пастырского служения. Здесь он станет тем, кем знаем мы его сегодня, - батюшкой Николаем, старцем с о. Залит. С первых дней служения батюшка благоукрашает свой храм. И по настоящее время не оставляет он этих трудов: обновляется убранство храма и алтаря, появляются новые иконы и другие святыни, периодически производится необходимый ремонт придельного храма (где и совершаются по настоящее время все богослужения) в честь иконы Божией Матери " Одигитрия " ( " Благодатное небо " ). Батюшка благословил начать ремонт и основного Никольского храма. В этом юбилейном году с помощью Божией и при поддержке благотворителей планируется приступить к основным ремонтно-строительным работам. В 1988 году протоиерей Николай награждается митрой и правом служения с открытыми Царскими вратами до пения " Херувимской " , а в 1992 году по указу Святейшего Патриарха Алексия II, - до пения " Отче наш " . Есть в храме свт.Николая почитаемый чудотворный образ Божией Матери " Благодатное небо " , имеющий второе название " Смоленская " , празднуемый в день Смоленской иконы Божией Матери 28 июля. В тяжелые, смутные времена с этой св. иконы была похищена серебряная риза, и о.Николай сразу, как приехал на остров, постарался одеть Матерь Божию в подобающую Ей Царскую Порфиру. В этом помогли духовные чада батюшки, которых у него всегда было много. Игуменья Тавифа из Свято-Духовского женского монастыря в Вильнюсе взяла благословение и начала шить ризу Богоматери на голубом бархате. Сколько слез радости и боли сопровождали эту работу матушки-игуменьи, знает, наверное, только Хозяйка ризы. В 1960 году, после 2-летнего труда, риза наконец была одета на эту св. икону Заступницы нашей Усердной, Пресвятой Богородицы. И поныне этот св. образ радует и подает духовное утешение всем с верою к нему притекающим.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/127/...

Все свои сбережения отец Сергий и матушка Александра Алексеевна отдали на восстановление храма. Он достался батюшке с остовами куполов, разрушенной кровлей, полностью разграбленными иконостасами. В те времена, когда родилась мода на иконы, их отсюда увозили на грузовиках. В нижнем, зимнем храме весной, осенью и летом стояла вода, от испарений которой почти полностью погибла роспись стен и потолков. Много было работы и в самом храме, и на погосте, сплошь заросшем бурьяном. Но отец Сергий ликовал, чувствуя, что здесь он — ближе к Богу. В 1998 году студией «Радонеж» была выпущена видеокассета «Острова Православия». На обложке — аннотация: «Океан разбушевался так, что пучина страстей поглощает тебя и гибель неминуема... Но в последний миг появляется Остров. Спасение! Здесь не слышен шум прибоя и солнце согревает окоченевшее тело. Где же этот Остров?..» Кассета состоит из нескольких видеосюжетов, каждый из них рассказывает о таком Острове — о греческих монастырях Метеора, о Монреальской чудотворной иконе Божьей Матери, об отце Николае с острова Залит, и — о храме во Флоровском, о первой зиме, проведенной здесь отцом Сергием. В фильме хорошо видно плачевное состояние, в котором тогда находился храм. Теперь, по сравнению с 1990 годом, совсем иная картина. Храм восстановлен. Красивый, величественный. Люди, узнавая о том, что храм Флора и Лавра вновь открыт, стали чаще и чаще приезжать из окрестных мест, помогали в расчистке кладбища, в ремонте здания. Постепенно батюшка обзавелся двумя гостевыми избами, банькой, развел коз, кур, гусей. Но приезжали не только с добром. Иной — за выпивкой, другой — стащить что-нибудь. А в 1994 году, в дни Великого поста, среди ночи напали двое грабителей, вломились в дом с газовыми пистолетами, связали батюшку, искали какую-то несуществующую икону, усыпанную алмазами, били отца Сергия рукояткой пистолета по голове, выпытывая, где эта икона. Так и не найдя, набрали старых образов и ушли. Потом только отец Сергий догадался: однажды его показывали по телевизору, и за спиной у него была репродукция иконы Божией Матери в драгоценном окладе работы Фаберже, с алмазами и рубинами. Ее-то и искали «иконолюбы»! Но и во время ограбления совершилось маленькое чудо: когда отец Сергий спросил одного из грабителей, как его имя, за кого молиться, тот шепотом назвал себя... Может быть, когда-нибудь он придет и ударится коленями об солею перед седым человеком, держащим в руке своей крест. Как в Пасху 1998 года пришел один и покаялся:

http://pravoslavie.ru/50723.html

Регулярно прихожане храма Ильи Пророка с Мокрого луга (в том числе юные воспитанники воскресной школы) при участии экскурсионного центра «Троицкий» ездят на остров к старцу Николаю Гурьянову - как и многие другие паломники из Пскова, области, России и зарубежья. «Он же говорил: «Приходите ко мне как к живому», вот и не забывают о нем. Кто из благодарности едет, кто за исцелением, кто в память о духовном отце, - говорит наша собеседница. - Чем дальше - тем большим количеством чад он обрастает. Такое впечатление, что он с нами. Приходишь к нему в келью - мысленно исповедуешься и ощущаешь, что батюшка тебя благословляет». К слову, благословлял он, по воспоминаниям, веточкой сирени. «И помазочек у него был - канцелярская скрепка такая, он ее вытягивал и наматывал на нее то ли бинт, то ли вату, - делится Татьяна. - Он так в пузырьке ею поводит, помажет лоб и кто исцелялся, кто засыпал, забывался, у кого просто грусть отходила, в общем, этого помазания ждали все как манны небесной. А там просто скрепка. Потом эту скрепку он подарил монахине Паисии из Латвии. Она нам как-то говорит: «Вот что у меня есть» - и достает этот пузырек страшный и этот помазок. Мы с благоговением подходили и она мазала нас - это невероятная святыня. Татьяна: «Конечно, этот дар Господь за особые заслуги дал отцу Николаю. Наверное, подрастают уже новые старцы, они уже есть. Как же православие в России без старчества. Потом мы узнаем, услышим о них. Господь не оставит наших людей!» Если впервые прибывшие на остров спрашивали, как пройти к батюшке Николаю, им всегда отвечали просто: «Иди туда, куда идет народ». И пока эта «народная тропа» не заросла, у людей, вне зависимости от их веры или национальности, есть надежда и есть ориентир. И, похоже, с каждым годом свет этого истинно духовного ориентира сияет все ярче. 24 августа, в 17-ю годовщину кончины старца протоиерея Николая Гурьянова, на острове Залит по традиции пройдет заупокойное богослужение. По окончании литургии все собравшиеся крестным ходом, при пении тропаря Преображения Господня, направятся на кладбище к могиле протоиерея Николая Гурьянова, где пройдет панихида по почившему старцу.

http://pravoslavie.ru/123319.html

1. «Сказы матушки Фроси о монастыре Дивеевском» (1989) . Открывается фильм пением кратких богоявленских песнопений и тропаря преподобному Серафиму последними дивеевскими монахинями. Схимонахиня Маргарита, она же матушка Фрося, рассказывает тяжёлую историю о приходе красной власти в Дивеево и разрушении Дивеевского монастыря.Фильм снят молодым архимандритом Тихоном (Шевкуновым), будущим митрополитом. Много позже беседа с матушкой Фросей вошла в его книгу «Несвятые святые» (2011) . 2. «В июле Ангел плакал меньше» . Фильм киностудии «Радонеж» постепенно подводит зрителя к личности старца Николая Гурьянова. Начинается он с панорамного взгляда на остров Залит и его жителей, рассказывающих каждый что-то своё запомнившеесяо старце.Увидеть отца Николая Гурьянована короткое времяможно также в фильме «Храм» (1989) . Фильм «В июле Ангел плакал меньше» обыкновеннораспространялся вместе с другим фильмом «Молитва игумена Радонежского» (1996) об архимандрите Нектарии (Марченко), восстанавливавшем духовную жизнь в селе Радонеж. 3. «Сердце России» (1992) . Фильм повествует о трудных днях Троице-Сергиевой Лавры и об её возрождении в новейшее время. На архивных кадрах запечатлён старец архимандрит Кирилл (Павлов) с братией монастыря. Песня «Русь называют святою» трагически погибшего архидиакона Романа (Тамберга) звучит а капелла мотивом всего фильма. Представлены кадры процессии на похоронах старца Селафиила (Мигачева). Странница Анна Мальцева поёт на паперти эсхатологический кант протоиерея Николая Гурьянова «Христос с учениками из храма выходит/пред Крестною смертью Своей...». В фильме содержится отсылка к словам святого Варнавы Гефсиманского (1831–1906), предсказавшего, что после закрытия храмов будет возрождение, но перед концом мира. 4. «Где нет ни неба, ни земли» (2001) . Созерцательный фильм, построенный из кадров жизни афонских монахов в сопровождении слов духоносных старцев, которые были записаны на Святой Горе Афон с 1990 по 2001 гг. Кому дорог святой Афон, кто хочет открыть его для себя заново и всем, кто ещё не слышал о нём.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/10/27/po...

Захожу, в храме три старушки и какой-то батюшка-монах. Походил-походил, приложился к мощам князя Даниила и собрался домой. Выхожу и только делаю шаг со ступеньки, как слева снизу слышу голос: Алексей? Смотрю две девушки стоят, и из них одна та самая. Отвечаю: Алексей.  Белов?  Белов. Из «Парка Горького»? Из «Парка Горького». А меня Оля Кормухина зовут. А я сначала подумал, что это кто-то из моих родственников, которых я не помню. Все-таки достаточно долго меня не было в России я ведь еще жил в Америке. Я так удивился. Мы не были знакомы лично. И она обо мне знала больше, чем я о ней. Когда мы уезжали в Штаты, примерно в 1988м, пришел Коля Носков и рассказал, что у нас появилась певица, которая поет как Тина Тернер. Я тогда послушал кусочек, сказал, что действительно голос похож, здорово и все. Я вспомнил о ней однажды в 1994м году. Мы впервые приехали на гастроли в Россию, и я ужаснулся тому, что лилось из телевизоров и радиоприемников. Мы уезжали из другой страны: в 1988м году в первый раз и в 1989м уже надолго. Я понимаю, что это был Советский Союз. Но это была страна, наполненная оптимизмом, все летали. А вернулись мы в страну со свинцовым воздухом серым, тяжелым. Мы съездили с гастролями в Прибалтику, в Белоруссию, на Украину все было залито этим свинцом. Но, благодаря сложному физически и морально туру, у меня родилось огромное количество интересных песен. И появились духовные темы. Я писал на английском языке но все это удивительным образом давал Господь. Поэтому вот тогда, в 1994м году, я спросил: а где же певица с голосом Тины Тернер? Мне ответили: она в монастырь ушла. Ну ладно. Я тогда был далек от этого, ну ушла и ушла. И тут я вижу вроде не монашка. Я предложил выпить кофе. И когда мы пошли в кафе, я почувствовал, что я встретил какого-то старого-старого знакомого, близкого человека, друга. Такое теплое было чувство. Мы сели пить кофе, стали беседовать, и я понял, что Ольга очень серьезно духовно подкована, я был тогда еще неофитом. И в разговоре я упомянул, что мне очень хотелось бы поехать на остров Залит к старцу Николаю. Она говорит: «Это мой духовный отец ». Я попросил отвезти меня к нему, она согласилась, сказав, что надо только взять благословение. Позвонила женщине, которая находилась на острове в то время, говорит: «Спроси у отца Николая благословения приехать с Алексеем и погоды попроси». Через полчаса та перезванивает, говорит: «Он благословил, приезжайте, погода будет».

http://azbyka.ru/way/aleksej-belov-v-men...

Мы с ним трафареты для школьной команды на майках делали, очень много беседовали. Сядем на крылечко и смотрим, и слушаем: тут птичка поет, сверчки стрекочут, тут всякие букашки ползают, тут звездочка зажглась. А он нам спокойно рассказывает, почему это так красиво все сделано, кем это сделано, для кого, и почему мы должны это оберегать. Поэтому я не могу равнодушно смотреть, когда маленького ребенка отталкивают или тешатся им ради своей гордыни, а потом когда он вырастет, говорят: «И в кого он такой? И за что мне это?» Родители переживают. Родители расстраиваются. Родители недовольны своими детьми. Хотя все понятно — что посадишь, то и вырастет. — Когда вы приняли решение стать монахом? — Как мама рассказывала, в четыре годика. Она просила: «Господи, дай мне утешение: кого-нибудь из монахов пошли!». А я ей на это: «Не плачь, мама, я монахой стану!» Но исполнил обещание в двадцать девять лет. Меня терпел пять лет владыка Евсевий во Пскове и одиннадцать лет терпел владыка Ювеналий в Новодевичьем монастыре. Что-то они хотели сделать из меня. Я когда в семинарию от владыки Евсевия уходил, впервые приехал сюда. Это было в 1998 году. Мы с владыкой Тихоном (Зайцевым) приехали в Талеж и  фотографировались с архимандритом Германом. Это была пророческая фотография. Два игумена стоят рядом: ныне почивший и грешный действующий. — Где состоялся постриг? — В Новодевичьем монастыре. Но после того, как меня на монашество благословил митрополит Ювеналий, я поехал к отцу Кириллу (Павлову), потом к отцу Николаю на остров Залит, и в Печоры к отцу Иоанну (Крестьянкину), к матушке Назарии в Липецкой губернии — Царствие им Небесное! Обычному человеку одного благословения достаточно, а мне, непутёвому, вот сколько! И теперь их благословениями я держусь. И когда меня назначили сюда, в Давидову пустынь, мне митрополит сказал: «Год ничего не трогай!» А когда год прошел, я сказал: «Братья, вы простите, но я год терплю, как и сказал митрополит. А теперь помоги Господи вам!» —  Многие ушли? — Никто! Только послушники некоторые. У нас строгий устав, но ничего — держимся!

http://pravmir.ru/ne-plach-mama-ya-monah...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010