Композитор Владимир Мартынов: «Для христиан любое время должно восприниматься как последнее» 21.05.2018 11:16:21 Николай Бульчук Владимир Иванович Мартынов – российский композитор, музыковед и философ. Участник ряда фольклорных экспедиций в различные районы России, Северного Кавказа, Центрального Памира, горного Таджикистана. Теоретик и популяризатор музыки европейского Средневековья и Возрождения. С 1979 по 1997 гг. – преподаватель Московской духовной академии в Троице-Сергиевой лавре. Занимался реставрацией и расшифровкой памятников древнерусского богослужебного пения, изучением древних певческих рукописей. Один из основателей Центра развития и поддержки новой музыки Devotio Moderna. Автор факультативного курса музыкальной антропологии на философском факультете МГУ. «Тогда все мы были “паломниками в страну Востока”» – Дорогой Владимир Иванович, расскажите о 1990-х годах – времени, которое многие называли периодом «второго Крещения Руси». – Знаете, для меня, наоборот, 1990-е годы были временем некоторых коллизий с Церковью, потому что как раз тогда, на мой взгляд, стали происходить какие-то ее «отношения с государством». Все же самое интересное как раз, я думаю, происходило ранее – в 1970-е годы (а точнее, началось в 1976-м году). Именно в эти годы происходило мое личное воцерковление. Обстановка вообще-то тогда была довольно специфическая – все мы были тогда «паломниками в страну Востока», отнюдь не православными. Рамакришна, Вивекананда, гуру Махараджа и все прочее… Многие из нас были вполне даже осознанными буддистами… Композитор Владимир Мартынов. Каунас, 1977 – А как это было возможно в то время? Ведь советское государство вроде бы препятствовало даже знакомству с подобными учениями?.. – Сейчас очень много ерунды говорится об этом времени. Для тех же, кто хотел, все было возможно и все было доступно. Это сейчас все стало довольно сложно. Приведу такой пример: в 1970-е годы к старцу Николаю (Гурьянову) на остров Залит мы ездили когда хотели – и зимой, и летом. А вот уже потом, особенно за четыре года до его кончины, к нему вообще невозможно было попасть! Мы как-то с одним очень «крутым новым русским» поехали – так вот, какие-то кордоны казаков надо было проходить, потом заслоны каких-то стариц… В общем-то, к старцу уже и не попасть было в конце 1990-х годов. А в 1970-е годы все было проще...

http://radonezh.ru/2018/05/21/kompozitor...

«Наша вера радостная!» Памяти священника Михаила Женочина, построившего в советское время первый храм в честь «Державной» иконы Источник: Газета Эском – Вера Гдовская крепость Протоиерей Михаил Женочин 29 мая гдовские прихожане отметили два года, как почил протоиерей Михаил Женочин. А нынче в июне будет его день рождения, могло бы исполниться 57 лет. Родился он, когда СССР только что возглавил Никита Хрущёв, пообещавший показать по телевизору в 1980 году последнего попа. Вроде бы всё к этому и шло. Сейчас трудно представить, но в 1954 году в Ленинграде, бывшей столице Российской Империи, действовало всего 4 (!) храма. В одном из них Михаила и крестили в восьмимесячном возрасте. Кто тогда знал, что этот младенец станет священником и в конце 80-х в двухстах километрах от Ленинграда, на родине своей матери, построит храм удивительной красоты, изображение которого потом появится на юбилейных монетах новой России (на фото справа) ? Несколько лет назад я написал заметку ( К старцу Николаю , «Вера», 547), о том, как мы с о. Михаилом ездили в паломничество на остров Залит. Тогда казалось, что он будет всегда с нами... О многом так и не успел я поговорить с отцом Михаилом, откладывая самое сокровенное на потом. Не хотел быть навязчивым. Дружба наша шла по нарастающей, и думалось, что времени впереди у нас много. Мы с женой проводим лето в Гдовском районе уже более тридцати лет. Приехали как-то по приглашению наших ленинградских друзей на родину их родителей, в деревню Дулёво, и так нам понравились эти псковские места, что мы приложили немало усилий, чтобы приобрести здесь дом. Отца Михаила помним ещё молодым, красивым и энергичным священником церкви Покрова Богородицы в деревне Кярово, родовом имении графов Коновницыных. Сами мы тогда в храм заглядывали редко, казалось, далёко – надо на автобусе ехать. Теперь-то понимаем, что это было лишь самооправданием: всего-то восемь километров напрямую – смешное расстояние для тогдашнего нашего возраста. Однажды мы с женой всё-таки проделали этот путь к храму по лесной дороге, выйдя из дома ранним утром, – впечатления остались на всю жизнь. А ведь в былые времена, например, моя бабушка из орловской деревни совершала настоящие паломничества, и ходила она не в ближайший Мценск или в Орёл, а за сотни километров в златоглавый Киев, помолиться у древних русских святынь.

http://pravoslavie.ru/47287.html

Поднимет, расцелует: «Поздравляю с очищением совести!» Игумен Довмонт (Беляев) о старце Николае Гурьянове Петр Давыдов Игумен Довмонт (Беляев), настоятель Успенской церкви в Ивангороде, вспоминает о своих встречах с отцом Николаем (Гурьяновым) и рассуждает о христианской педагогике старца, его доброй заботе, иногда и строгой, о душах приходящих к нему мирян и священников. Протоиерей Николай Гурьянов 90-летний веселый юноша: простой секрет отца Николая – Отец Довмонт, когда вы впервые встретились с батюшкой Николаем? Что вам бросилось в глаза при первой встрече? – Это было зимой 1994 года. Я познакомился с отцом Николаем, когда был уже в сане, когда стал священником. А что бросилось в глаза… Знаете, наверное, воспитанное стойким, христианским перенесением страданий отсутствие, как это сейчас называется, «амбиций» и повышенных запросов к собственному комфорту. У отца Николая был малюсенький домик на Залите, который он купил на свои деньги, и там они с мамой жили. И ему казалось, что счастливей его нет, что у него все есть, абсолютно. – Помните, его спрашивают: «Как вы живете в такой бедности?», и он говорит: «Прекрасно живем: все есть – соль, спички. Слава Богу! Как здесь хорошо…» – Да, все есть. Он всегда говорил: «Слава Богу!» Зимой пол промерзал, так и картошка была насыпана, где он спал, потому что в подполе она мерзла. Чтобы не мерзла, она лежала у него в уголке, ее накрывали чем-то. – Как вы приехали на остров? В одиночку? – На Залит приехал первый раз один. На рейсовом автобусе. Был конец зимы. Первый раз чуть не заблудился. От деревни Толба, до которой шел автобус, нужно было еще идти по берегу и по озеру, по льду, в общей сложности километров семь. Я пошел совсем не в ту сторону. Забрел на какое-то болото. Слава Богу, встретилась местная женщина – она мне указала правильную дорогу. В конце концов добрался до острова через пару часов. Пока шел, служил по памяти молебен святителю Николаю Чудотворцу . В келии старца Николая Гурьянова. Остров Залит Когда подошел к домику батюшки, обратил внимание на птиц. Вся крыша была покрыта сидящими на ней пернатыми. Там были и голуби, и галки, и вороны. На окнах звенели колокольчики от «донки», привязанные к кускам сырого сала. А звенели, потому что их клевали маленькие лесные птицы: синицы, снегири и какие-то совсем мне незнакомые. Но были и простые воробьи. Сразу вспомнилось житие преподобного Сергия Радонежского . Это казалось очень необычным. Уже потом, общаясь с батюшкой, я узнал, что кормить птиц отец Николай ходит как на работу. Он специально варил для них в большой кастрюле что-то вроде каши. И кроме того сыпал им крупу. Пшено, по-моему.

http://pravoslavie.ru/116760.html

Фото: Павел Щелканцев/7days.ru      После «Рублёва» люди воцерковлялись — Николай Петрович, сейчас Церковь у нас не преследуют, снимать можно всё, а великих фильмов на духовные темы не видно. Почему? — Знаю несколько десятков режиссёров, носивших партбилет в кармане и делавших при этом настоящие христианские фильмы. Они появлялись потому, что была правильная государственная политика в области культуры. Сейчас кинематограф ориентирован исключительно на «доходный промысел», и в год празднования российского кино я, человек, всю жизнь ему отдавший, констатирую его катастрофу. Раньше были Эйзенштейн, Пудовкин, Ромм, Бондарчук, Калатозов, Озеров, Чухрай, Тарковский, Шукшин, можно ещё перечислять. А сейчас Михалков, Сокуров, Хотиненко да аниматор Петров — это слишком мало. — Но вот недавно «Экипаж» собрал много в первый уик-энд, как принято считать. — У «Рублёва» первого ­уик-энда не было. Сначала его тайно показывали в периферийных кинозалах, потом фильм вышел на экраны, а за 50 лет перекрыл все кассовые рекорды. В Париже, Лос-Анд­желесе, в Венесуэле я до сих пор вижу очереди на него. Не надо мерить успех первым ­уик-эндом, надо — вечностью. На «Рублёве» воспитались поколения, люди после него воцерковлялись, открывали для себя историю России. Я ожидал бы от президента указа о выведении культуры из рынка. Это понятия несовместимые. Надо сделать бюджет Министерства культуры равноценным бюджету Министерства обороны страны. Потому что, если потеряет человек душу, бери её голыми руками, эту страну... Без веры мы перестанем быть русскими. А при культурной политике, устремлённой ввысь, будет падать уровень преступности, начнут уходить социальные пороки, потечёт в казну гораздо больше, чем было вложено. О роли в «Мастере и Маргарите» советовались со старцем — В фильме «Мастер и Маргарита» Юрия Кары вы сыграли Иешуа. Сначала вы добивались этой роли, но после утверждения отказывались... — Я не добивался. Просто мне предложили сыграть там Ивана Бездомного. Эта роль была мне не интересна, и я попросил попробовать меня в роли Иешуа. Но были и сомнения: имею ли право я, грешный человек, касаться этого образа? После проб понял, что меня занесло и я не должен этого делать. Прошёл год. Все мои близкие были против. Сестра поехала на остров Залит к отцу Николаю Гурьянову. Говорит: «Мой брат взялся за такое, мы все против». Он ей: «А почему вы против? Ведь всё по промыслу Божьему происходит». А затем у Гроба Господня я был причащён и благословлён.

http://pravoslavie.ru/93644.html

Календарь Материалы 24 августа 2007 г. [Интернет-журнал/Культура] Надежда Кузнецова Три маленьких клочка земли посреди вод псковского озера – Талабские острова. Один из них, остров Талабск (Залит), полностью застроен от берега до берега; на другом, острове Верхнем (имени Белова), – небольшая деревенька; третий, Талабенец, безлюден и гол. И хотя до островов добраться не просто, люди все равно едут сюда: кто – отрешиться от сутолоки городской жизни и глотнуть свежего воздуха, кто – укрепить дух свой, напитаться терпением и любовью, с новой силой ощутить благодать веры, так необходимые нам. [Пресса] Интервью газете «Комсомольская правда» 23 августа 2007 г. Унывать никогда нельзя. Христианин должен быть оптимистом, с какими бы горестями и трудностями ему ни приходилось сталкиваться. Безусловно, сложные обстоятельства жизни отражаются на настроении. Но утро надо встречать в бодром состоянии духа. И этому способствует келейная молитва. В жизни каждого человека присутствуют и радости, и огорчения, и печали. Все это есть и в моей жизни. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Протоиерей Александр Шаргунов Предыдущая глава начиналась с описания прихода Христа в синагогу. Эта глава начинается с того, что Христос учит при море. Он хочет, если возможно, достигнуть всех, и всех просветить. Притчу о сеятеле Господь начинает призывом: «Слушайте», а заканчивает словами: «Кто имеет уши слышать, да слышит». Слово Христово требует внимания. Даже тогда, когда мы не вполне понимаем Его, или даже понимаем не так, как нужно, мы должны прилежно внимать. [Встреча с Православием/Святоотеческое наследие] Благодарю Господа, удостоившего меня величайшей чести и радости присутствовать и молиться во всем благолепии священнического сана при крещении высоконоворожденного наследника Всероссийского престола, благоверного государя цесаревича и великого князя Алексия Николаевича. English Edition [Saints. Asceties of Piety. Church Holy Days ] Archpriest Zakaria Machitadze Throughout the 18th and 19th centuries the Dagestanis were continually raiding and pillaging the Davit-Gareji Wilderness. They destroyed churches and monasteries, stole sacred objects, and tortured and killed many of the monks who labored there. Новости 24 августа 2007 г.

http://pravoslavie.ru/archive/070824

Старец Николай Гурьянов Есть сказка такая – Простая-простая, Как солнечный луч и как схваченный миг. Есть сказка такая, почти что земная – История жизни – одной для двоих. А дело было так… К батюшке о. Николаю Гурьянову на остров Залит едут люди по морю-океану («морюшком» называл батюшка Псковское озеро – бурное, с сильными ветрами), едут сейчас к его могилке – поклониться, помолиться, разрешить свою беду-горюшко. А я стою у могилки и часто прошу: «Расскажите, пожалуйста, что-нибудь о батюшке: какой он был, чему учил, какого цвета у него глаза?» Одни отмахиваются, а кто-то и сказ ведет. – Ладно, расскажу, так и быть. – Это мне одна раба Божья из Питера говорит. – Есть у меня подруга. Жили они с мужем хорошо. Но беда пришла. 1990-е годы. Работы нет, институт закрыли, запил он. Да не просто так, а по-черному. Ни дня, ни ночи продыху нет. Маялась она, горемычная, маялась, да и выгнала его. Куда? Сама не знала. Ни слуху ни духу. Приезжает она к батюшке. Он еще жив был. Со своими вопросами подошла. Задать не успела. – Найди, – говорит отец Николай. – Отмой. Одень. Накорми. Венчайся. На окраине деревеньки – сарай захудалый, старый, со всех сторон продувается. В углу бомж Уехала несолоно хлебавши. В раздумье. И сразу же по приезде домой навалились на нее вести отовсюду о муже: где он, что и как. Далеко-далеко, где-то в Сибири, в какой-то заброшенной деревеньке. «Найди!» Поехала. На окраине деревеньки – сарай захудалый, старый, со всех сторон продувается. В углу бомж – грязный, голодный, – смотрит. Падает на колени, слезы по лицу градом: – Родненькая ты моя. А я-то думал, что я уже никому не нужен. – Ты особенно ничего не думай (видно, очень он ее обидел), мне старец отец Николай Гурьянов сказал: «Найди, отмой, одень, накорми, венчайся». Отмыла в бане, одежду купила, накормила и говорит: – Вот тебе деньги, паспорт, а дальше как знаешь. И уехала. А через неделю… Звонок в дверь. Открывает. Стоит он. Суженый. Душе настало пробужденье: И для него воскресли вновь И Божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь. И она… Со слезами на глазах. Обвенчались. Рейтинг: 10 Голосов: 1155 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/158181.html

ПЛАНЕТА ЛЮДЕЙ (раздел). – С.53-80. Большая семья: Корабль плывет … История интерната, который стал семьей . (К 45-летию Сергиево-Посадского интерната для слепоглухонемых детей)/Автор – Алексей Чеботарев ; Фото Сергея Тетерина//Фома. - – январь 2008. – С.54-62. – (рубрика « Большая семья »). См. также: « Любовь – это очень тяжело. Любовь – это очень просто» (на статью Алексея Чеботарева «Корабль плывет…» - (57), 2008)/Автор – Алексей Головенко //Фома. - – июнь 2008. – С.130. – (рубрика « Отклики »). Семейный совет: Стоит ли дружить с инвалидом? Как уберечь подростка от формальной церковности? /На вопросы читателей отвечают протоиерей Лев Большаков , настоятель Успенского храма г. Кондопоги (Карелия), и Мария Руднева , декан факультета психологии и философии человека Российской христианской гуманитарной академии, кандидат психологических наук (Санкт-Петербург)//Фома. - – январь 2008. – С.63. – (рубрика « Семейный совет »). Современники: Борис Корчевников . Школа анти-эгоизма, или Как преодолеть шлагбаум на дорожке к Богу . Беседа с молодым журналистом, актером, исполнителем роли Ильи Синицына в популярном телесериале «Кадетство»/Беседовал Константин Мацан; Фото Владимира Ештокина//Фома. - – январь 2008. – С.64-71. – (рубрика « Современники »). Имеется краткая биографическая справка « Борис Корчевников…» (С.65). Личное: Юлия Мялькина , тележурналист, Калуга. Страдающий Бог . Фото Владимира Ештокина//Фома. - – январь 2008. – С.72-73. – (рубрика « Личное »). Современники: Алексей Белов . От «Парка Горького» до острова Залит /Записал Александр Ткаченко; Фото из архива Алексея Белова//Фома. - – январь 2008. – С.74-80. – (рубрика « Современники »). Имеется краткая биографическая справка « Алексей Белов…» (С.75). Алексей Белов, (р. 1958) – с 1980 по 1984-й – гитарист и аранжировщик группы «Москва» (альбом «НЛО», подготовленный в результате совместной работы с композитором Давидом Тухмановым), с 1987 года – лидер и композитор группы «Парк Горького». Сейчас выступает с музыкантами группы «Парк Горького», пишет музыку для кино. Служит алтарником в одном из московских храмов. Автор рассказывает о своем пути в Православие, об изменившей всю его жизнь встрече с духовным отцом – протоиереем Николаем Гурьяновым , к которому он приехал на остров Залит.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-1-57-y...

Я познакомился с бабой Иришей, когда меня позвали в Рудницу причащать стариков в Великий пост. К тому времени она уже несколько лет была прикована к постели. Не вставала. За ней ухаживала младшая дочь, пожилая женщина, у которой Ирина и жила. Дети ее были совсем другого духа. Обычные советские колхозники. Было видно, что позвали меня только из-за матери. Эта прикованная к постели женщина просто вся лучилась светом духовной радости Общаясь с ней, я был поражен абсолютной ясностью ума этой, казалось бы, уже древней старицы. Но более всего меня поразил свет духовной радости, которым эта прикованная к постели женщина просто вся лучилась. Общаясь с ней, я не услышал ни одной жалобы ни на болезнь, ни на жизнь или на каких-то людей. Она за нашу беседу несколько раз повторила одну и ту же фразу: «Батюшка! Какая я счастливая. Всю жизнь в добром здоровье прожила. Слава Господу!» – А о старце Николае она рассказывала? – Да, она рассказала о его детстве. Смеясь, передавала ему поклон. Говорила: «Как к батюшке на Залит поедешь, так передай ему привет от Ириши». Потом вспоминала: «Когда Колька-то капризничал, я, грешница, его по губам била, а он, видишь, теперь батюшка. Грех-то какой». Потом вспоминала, что маленький Коля любил в церковь играть. Под храм он оборудовал баню. Собирал малышей, и они устраивали крестный ход с пением молитв вокруг бани-«храма». Родителей батюшки Николая звали Алексей и Екатерина. Несмотря на крестьянское происхождение, Алексей пел в храме на клиросе. Можно сказать, был профессиональным певчим. В Михайло-Архангельском храме я обнаружил целый сундук с нотами, переписанными от руки. Это были классические песнопения синодального периода: произведения Бортнянского, Архангельского, Чеснокова и других известных церковных авторов. Как вспоминал отец Николай, Алексей пел теноровую партию. Регент у них был с музыкальным образованием, выписан из Петербурга. Гдовский уезд до революции входил в состав Петербургской губернии. Музыкальный дар передался от отца и батюшке Николаю. Старец прекрасно разбирался в нотной грамоте, играл на фисгармонии и даже сочинял музыку для духовных кантов. Много интересных фактов о жизни семьи старца Николая узнал я от его няни. Вскоре я действительно поехал на остров Залит к батюшке. Передал ему от Ириши поклон. Батюшка улыбнулся и сказал: «Я молюсь за нее».

http://pravoslavie.ru/124178.html

Владимир Попов. Были и другие пожертвования. Батюшку особенно тронуло, когда его прихожанка Зинаида Веревкина пожертвовала самую большую свою драгоценность. «Когда я пришёл к ней домой, она сообщила: “Мама моя хранила и мне отдала большой кусок золота – слиток. Я берегла его на чёрный день... Хочу его пожертвовать вам, батюшка, на храм”. При этом она достала из укромного места тяжёлый свёрток, бережно завёрнутый в тряпицу. Когда она развернула свёрток, то я увидел, что в нём был спрятан слиток... латуни, который эта простая женщина хранила многие годы и вот теперь отдала на строительство храма как самое дорогое, что имелось в её доме. Я сердечно поблагодарил её, и мне подумалось: “Быть может, Господь действительно вменит ей это в золото”. И этот кусок латуни, как лепта евангельской вдовы, возможно, является самым большим пожертвованием на строительство собора и может оказаться в очах Божиих больше всех других даров, принесённых нашему храму». Пока храм строился, с 1988 года батюшка проводил богослужения в тесной избе. А вскоре кто-то, тайно проникнув в молитвенный дом, облил его керосином и поджёг. Пожарники успели вовремя. Отец Михаил вспоминал: «Удивительно, что огонь прекратился возле диванчика, накрытого ковриком отца Николая, – как-то, в очередной мой приезд на остров Залит, батюшка подарил мне коврик, сказав: “Может быть, где-нибудь пригодится”. Вот и пригодился...» В августе 1991 года начались постоянные богослужения в северном приделе вмч. Димитрия Солунского. А затем, как вспоминал о. Михаил, встал вопрос, в честь кого освящать второй придел. «Приехав на остров, я спросил мнение отца Николая, и он ответил: “Освящайте в честь священномученика Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского. Ведь я был у него посошником, и, когда владыка приезжал на Гдовщину, я старался везде его сопровождать, держа посох”. “Батюшка, а как вам запомнился священномученик Вениамин?” – спрашиваю я. Вспоминая, отец Николай ответил: “Владыка нежно погладил меня по голове и сказал: «Счастливый ты, Коля, что в Бога веруешь!»”.

http://pravoslavie.ru/47287.html

" Комсомольская правда " посвятила один из своих материалов недавно почившему протоиерею Николаю Гурьянову с о. Залит. Статья называется " Последний святой на Руси " . Автор Евгений Черных коротко рассказывает о жизненном пути старца, о последних днях его жизни. Он сам отправляется на остров и описывает увиденное: " Напротив кладбищенских ворот - зеленый домик. Самый маленький на острове. Крохотная низенькая комнатка в одно оконце. Головой едва не задеваешь за потолок. Железная кровать, круглая железная печка. В этой келье он прожил в молениях 44 года " . Что влекло всех на этот остров к старцу? " Отец Николай мог помочь любому человеку в его тяжких проблемах. Разрешить непонятные жизненные хитросплетения. Дух Божий дал ему способность видеть человека насквозь, всю его сущность, все проблемы. Старец говорил как бы не от себя, а возвещал волю Божию " , - цитирует автор слова Александра Жукова, священник из соседнего села Лисье. Также в статье рассказывает и о том, как тяжела была известность для о. Николая: " Люди-то приезжали разные. Были просто толпы туристов. Круиз по псковским монастырям с заездом к живой святыне. Но живой святыней пользоваться надо, если есть духовная потребность. А не смотреть на нее, как, извините, в зоопарке. Но слишком далеко разошлась слава о Николае Гурьянове. Все больше народа жаждали чуда " . По мнению автора, именно эта " жажда чуда " и " сократила дни старца " , предсказывавшего, что проживет он до 104 лет. С большим шумом в очередной раз на прошлой неделе была поднята тема высылки католических священников из России. " Католического священника отправили в Японию " , сообщает агентство " Русская линия " . " Как сообщили в отделе погранконтроля Дальневосточного регионального управления Федеральной пограничной службы, " Ярослав Вишневский выдворен из нашей страны, поскольку находится в списке лиц, которым запрещен въезд в Россию " . В последнее время Ярослав Вишневский служил в приходах Сахалинской области, в Хабаровском крае он служил прежде непродолжительное время - около полугода " , - отмечается в тексте.

http://pravoslavie.ru/press/obzor11.htm

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010