Первую свою литургию в храме святителя Николая на маленьком рыбацком острове Залите, расположенном на Псковском озере, он отслужил в 1958 году. И остался здесь на пятьдесят лет, поселившись в заброшенной избушке на пустынном берегу. По рассказам тогда немногих свидетелей его жизни, днем отец Николай один служил в храме, ночами молился, почти не спал. Жил тихо, совершая простые человеческие подвиги. Пустынный каменистый остров засаживал деревьями, которые привозил с материка: из Почаева, Пюхтиц, Вильнюса. Говорят, ежедневно отец Николай приносил по сто ведер воды из колодца для своих туй, пихт, лиственниц, каштанов и кипарисов. Он один ремонтировал храм, один латал крышу, пек просфоры, облагораживал кладбище. Он окружил себя пернатой братией, устроив «столовую под открытым небом». Щебетание птиц рядом с ним можно было слышать в любое время года. Его очень любили дети. Он мог неожиданно появиться на пороге у тех обитателей острова, кто нуждался в поддержке. Он жил так, как говорил: «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного». На него писали доносы, власти грозили ему арестами и заключением. Однажды местная администрация после допроса пообещала вернуться на следующий день с документами об аресте. Говорят, отец Николай всю ночь простоял коленопреклоненный на молитве, а утром на озере поднялась такая буря, что путь на Залит был закрыт несколько дней. С начала 1970-х годов в храм на остров потянулись люди, ведь, как говорил святитель Феофан Затворник, «годный не может укрыться». Сначала прихожанами стали местные рыбаки, а потом люди начали стекаться со всего Советского Союза. Одних тихий старец по-отечески утешал, других обличал, невзирая на их высокие заслуги и даже сан. Он не оставил проповедей и богословских трудов, но снискал людское уважением даром любви и теплоты, через которую и начинается духовная жизнь. В общении был прост, часто говорил стихами и пел, подыгрывая себе на фисгармонии. Он совсем не искал публичной славы. Его духовные чада вспоминают, как отец Николай бывало шептал: «Вот бы в церковь бегали, как за мной!» Ненароком оброненные слова, реплики, короткие смешливые ответы, в которых многие видели даже юродствование, со временем оказывались пророческими.

http://pravmir.ru/chetyire-russkih-start...

– А каково сегодня отношение к старчеству? – Старчество сегодня сверхпопулярно – в этом смысле фильм конъюнктурный. Люди, которые сейчас приходят в церковь, ищут не подвигов, которые несет герой Мамонова, а чудес. И человек, который может эти чудеса творить, становится популярным. Но если кино улавливает тенденцию – это хорошо. Поэтому " конъюнктура " здесь слово не ругательное. – Знаменитые старцы после смерти нередко причисляются к лику святых. А мог бы теоретически герой Мамонова попасть в их число? Или грех убийства этому помешал бы? – В христианстве есть много святых, которые были грешниками. И именно грех служил толчком, чтобы уйти из мира. Человек изменяется, слава Богу. Он может преобразиться. В этом смысл " Острова " , и его он передает прекрасно. Возможные прототипы Старец протоиерей Николай (Гурьянов) Житие: один из самых известных в современном православии старцев прожил тяжелую жизнь. За выступление против закрытия одного из близлежащих храмов его исключили из педагогического института. А вскоре арестовали. Николай семь лет провел в лагере в Сыктывкаре. Выйдя на свободу, работал учителем в школах. Во время войны он не был мобилизован из-за болезни ног, которые он повредил себе шпалами на работах в лагере. Во время оккупации Николая угнали в Прибалтику, где он стал студентом семинарии. В 1958 году отец Николай попал на остров Залит на Псковском озере. Здесь он и провел остальные сорок четыре года своей жизни. В августе 2002 года 93-летний старец скончался. Затворник с Залита предрек освобождение России от коммунизма, канонизацию царя. По фотографиям он отыскивал пропавших, излечивал больных. Репутация чудотворца к нему пришла после встречи с моряком атомной подлодки " Комсомолец " Игорем Столяровым, уцелевшим в страшной аварии. Он приехал на Залиту спустя годы и сразу узнал отца Николая. Тот явился ему в ледяной воде Атлантики и сказал: " Плыви, я молюсь за тебя, спасешься " . Почти сразу на воде появилось бревно. А вскоре моряка заметила береговая охрана.

http://religare.ru/2_35810.html

Время «обретения» старца, когда он распахнул двери своей убогой келлии для всех нуждающихся, наступило вместе с падением советского режима. Это был не только год провозглашения демократических «свобод», но и год начала второго крещения Руси. С этого момента Русская Церковь стала вбирать в себя громадное количество новообращенных. Начался быстрый рост вновь открывающихся приходов, духовных и воскресных школ, возрождающихся обителей. Города и села украшались золотом восьмиконечных крестов. Появились лавки с религиозной литературой, мастерские церковной утвари, церковные периодические издания – и не только епархий, но даже отдельных приходов. Открылись благотворительные учреждения Церкви, заработали паломнические службы. Все эти отрадные и радующие душу явления не могли, конечно, отменить закономерностей любого развития. Процесс роста всегда труден сам по себе, содержит в себе немало внутренних противоречий и всегда вызывает действие противостоящей силы. Нелегко было новорожденной пастве, появившейся в Церкви, утверждать в себе начала новой жизни. Слишком искалечены оказались люди предыдущими десятилетиями безбожия. Задача христианского возрастания, сама по себе требующая от человека немалого внутреннего напряжения, постоянства и терпеливости, безмерно усложнилась еще одним роковым обстоятельством: начавшимся безудержным распадом и разложением российской действительности. Всему новоиспеченному «хлебу» Русской Церкви для поддержания духа требовалась закваска совершенно особой силы. И, как думается, она была дана ему Господом, незримым Главой Церкви, в лице старца протоиерея Николая. На это указывает и необычное местопребывание старца – остров Залит, и исключительный дар прозорливости, в нем обитавший, и необыкновенная назидательность его слов, облеченных в предельно лаконичную форму, доходивших до самых затаенных глубин души и вызывавших в ней коренные перемены. Поистине, он был теми «дрожжами», на которых всходила, всходит и еще будет всходить русская православная религиозность, тем Моисеем, который вел «новый Израиль» в «землю обетованную». Он был той духовной силой, которая проникала в души не только потянувшихся ко Христу людей, но и вчерашних коммунистов и нынешних либералов, и даже их заставляла благоговеть перед Богом. Возле него вся новокрещенная Россия, имевшая представление о праведности, в лучшем случае, по книгам, получила ясное, ощутимое представление о том, что такое православная святость.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Gurjan...

История поступления в монастырь — это история призвания человека Богом к особому жизненному пути. Такие повествования трогают за душу. И что интересно, в них всегда есть что-то общее. Читаешь ли историю двухсотлетней давности или произошедшую лишь недавно – всегда видишь какое-то особое действие Промысла Божия над человеком, решившимся отречься от мира. Монахиня Д.: В 1996 году я приехала в Екатеринбург из Тюмени учиться в Архитектурной академии. Мой отец, беспокоясь, как я буду одна в чужом городе, посоветовал мне ходить на могилку настоятельницы Ново-Тихвинского монастыря схиигумении Магдалины и просить помощи, так как он слышал, что она была человеком святой жизни. Я исполнила этот совет, хотя не сразу нашла могилу. В институте у меня всё складывалось успешно, но, видимо, по молитвам матушки Магдалины, появилась непреодолимая тяга к монашеской жизни. Через несколько месяцев учебы я оставила мир, поступила в Ново-Тихвинский женский монастырь, а в 1999 году ко мне присоединилась младшая сестра. Послушница З.: Желание уйти в монастырь появилось у меня в 16 лет. Мама, узнав об этом, повезла меня на остров Залит к отцу Николаю Гурьянову, надеясь, что он не благословит. Он же, напротив, благословил меня крестом, и, стукнув им по лбу, сказал, что я попаду в монастырь. А потом еще мой духовник как-то назвал меня другим именем. Я ему говорю: «Батюшка, меня не так зовут!» А он мне в ответ: «Значит, в иночестве будешь…». Это произошло в том же году и еще больше укрепило меня в вере в то, что рано или поздно я попаду в монастырь. Но мама была категорически против этого. И обстоятельства в семье были такие, что я не могла ее бросить с маленьким ребенком. Когда мне было 18 лет, я решила съездить на недельку-другую в Оптину пустынь. И оказалась в поезде на соседнем месте с девушкой, которая тоже ехала в Оптину. Сейчас она — инокиня Ново-Тихвинского монастыря. Тогда мы поразились тому, что со всего поезда мы (обе паломницы!) попали на соседние места. Потом мы какое-то время общались. После нескольких моих переездов с квартиры на квартиру ее координаты потерялись.

http://pravmir.ru/inye-lyudi/

Поехали сестры с отцом Андреем за благословением на строительство храма к духовному отцу батюшки – известному старцу отцу Николаю Гурьянову на остров Залит. Отец Николай увидел сестер и обрадовался: «Ко мне плывут белые монахини». Сестры не были тогда еще монахинями, и об устроении обители речи не шло. Просили они благословение на постройку храма. Отец Николай благословил их старинной русской монетой и сказал: «Вот мое первое пожертвование, а остальное вам доложат люди». С его благословения батюшка стал на том месте каждую неделю читать акафист святителю Николаю Чудотворцу. Проходившие мимо люди принимали их за сумасшедших. Уже позже медсестра из больницы рассказала сестрам, что за много лет до основания обители она видела сон: стоит красивая женщина в небе над пустырем, держит книгу со старинными буквами и показывает рукой на это место. Потом только узнала от верующих людей, что храмы сначала строятся на небесах, а потом уже на земле. – Юлия, а почему одних ваших сестер называют «черными», а других – «белыми»? – «Черные» сестры – это монашествующие, в «белые» – сестры милосердия. И, например, в Марфо-Мариинской обители, основанной преподобномученицей Елисаветой Феодоровной, помимо монахинь были и «белые» сестры. Насельниц в монастыре более 80, сестер милосердия – около 500. Монашествующие находятся под руководством игумении Евфросинии, мы – под началом старшей сестры. Раз в неделю у батюшки проходят духовные беседы с прихожанами, а по воскресеньям мы собираемся все – монашествующие и сестры милосердия – и делимся тем, что произошло за неделю: это и рассказы о паломничествах, и духовная поддержка, просьба молиться о тех, кто в этом нуждается. По духу эти встречи напоминают собрания первых христиан. У нас есть общий помянник, и мы молимся за всех, кто подвизается и трудится в монастыре, а также читаем молитву о единстве архимандрита Софрония (Сахарова). Эта молитва дает силы, объединяет в мире, где царит разрозненность. – Сестры милосердия в дальнейшем принимают монашество?

http://pravoslavie.ru/33389.html

Я начала ходить в храм за подругой. Обратила внимание: я прихожу в церковь – и мне плохо, скучно, непонятно. Мне всегда хотелось сесть или уйти. Но я смотрела на людей и понимала, что они здесь что-то находят. Меня мучил вопрос: что же?! Ведь я не находила ничего. Мне хотелось понять. В тот момент важную роль в моей жизни сыграла одна паломническая поездка. Мы с подругой объездили пол-России: Троице-Сергиева Лавра , святыни Москвы , Оптина пустынь , Дивеево , Псково-Печерский монастырь . Нашей главной целью был остров Талабск (Залит) , распложенный в юго-восточной части псковского озера, – там произошла наша первая встреча с отцом Николаем Гурьяновым . Паломничество оказалось благодатным – я поняла, что небо может быть ближе, что потусторонний мир достаточно явный и реальный. Многое изменилось, я начала на всё смотреть сквозь призму веры: на профессию, на людей, на семью. Когда познакомилась с будущим супругом, то уже ходила в храм и пела в церковном хоре, а он ещё не был православным. Впрочем, не был и равнодушным – скажем так, в плане воцерковления я просто бежала быстрее, чем он. Я долго сомневалась, мой это человек или нет. Молила Бога: «Господи, если этот брак во спасение, пусть он совершится». Чтобы быть уверенной, я поехала к отцу Николаю Гурьянову за благословением . Самое интересное, что свадьба была уже назначена, гости приглашены, а я по-прежнему мучилась сомнениями. Старец благословил нас и подарил икону Казанской Божьей матери . Перед свадьбой будущий муж пусть и формально, но принял православие. Мы повенчались . Со временем он начал воцерковляться . Тогда я поняла, что если один из супругов не воцерковлён, в принципе брак возможен. Но не нужно думать, что на этом пути всё было так просто: пришлось долго преодолевать конфликты, непонимание. В идеале всё же необходимо, чтобы два человека находились на одном уровне, были сопричастны друг другу. Отец Николай Гурьянов благословил меня не только на брак, но и на занятие философией, которая и по сей день является частью моей жизни. Я читаю лекции по философии. В аудиториях открытой религиозной проповедью не занимаюсь, чтобы не шокировать молодежь. Потому что вспоминаю себя и понимаю, что может потеряться связь со студентом, не подготовленным для прямого разговора о духовных истинах. Очень важно говорить об истине с человеком на том языке, на котором он способен услышать. Поэтому, когда человек призывает к добру, жизни по совести, любви к своему народу и Отечеству, профессиональной честности – это уже и есть проповедь христианства. Тем не менее если поступает прямой вопрос студентов о вере и вероисповедании, я отвечаю честно: «Православная христианка». По взглядам студентов я понимаю, что некоторых мой ответ разочаровывает, а некоторых вдохновляет.

http://azbyka.ru/way/vera-filosofija-zhe...

Все мы были здоровые люди, шли налегке, так что дорога оказалась скорой. Немного помешала оттепель, отчего разбитая машинами «грунтовка» превратилась в подобие катка с глубокими лужами в выбоинах. Мне осталось только порадоваться своей нечаянной предусмотрительности, что я отправился в путешествие отчего-то в резиновых полусапожках. При этом удалось услужить своим проводникам, которые в ботинках скользили и иногда даже падали. Я всё же был старше по возрасту и, естественно, опытнее, поэтому приостановил попутчиков и предложил каждому выломать по хорошему батожку, с какими принято было рисовать паломников на старинных картинах. После этого дорога перестала доставлять нам каверзы, и мы скоро вышли на берег озера. К нашему сожалению, из-за местной оттепели, о силе которой никто из нас даже не предполагал, снег на озере стаял и поверхность льда оказалась покрыта слоем воды в три-четыре сантиметра, не говоря уже о ямках и дорожных колеях. Как имеющий преимущество в обуви, я пошёл вперёд в качестве поводыря. В руке каждый держал палку, и мы соблюдали некоторую дополнительную осторожность. Так что в целом переход-переправа для нас завершился благополучно, за исключением того, что скоро ботинки моих попутчиков полностью промокли, и они уже не особенно выбирали мелкие места, шли как Бог давал, лишь бы идти и не падать, подкрепляя себя молитвами каждый в свою силу и желание. Строго говоря, вспоминая через десять лет это своё первое паломничество на остров Залит, я понимаю, как люди во взаимной поддержке и сотрудничестве становятся друг для друга ангелами-хранителями в решении конкретной задачи, потому что помню, насколько сильно мои спутники облегчили мне этот поход собственным знанием места и своим поведением, так как я ни малейшего понятия не имел, как мне найти дорогу к старцу, а также в какой форме с ним общаться. Но всё разрешилось наилучшим образом: был будний день, батюшка находился дома, и мы направились прямо к его домику. Он вышел к нам навстречу на крылечко в лёгкой шапочке и рабочей телогрейке и с каждым из нас побеседовал.

http://pravoslavie.ru/37227.html

Зачем, ради чего вы пришли сюда, к чему вам эти знания? Спасти душу, кому-то передать знания, может, выглядеть перед кем-то умнее, получить хорошую оценку, престижный документ об образовании. Здесь мотивов тоже огромное количество, и это смыслообразующая сфера образования личности. Идем дальше. Кто это делает? Педагог. Педагог как переводится? С греческого – детоводитель. Педагог – это человек, который ведет ребенка. А куда он его ведет? – В школу... – А православный педагог куда ведет? – К Богу. – К Богу. Смотрите, какое великое назначение – привести к Богу. Еще непонятно, идешь ли сам к Богу и как ты идешь. А уже берешь ответственность вести ребенка к Богу. Получается, что вся образовательная система – только средство для восстановления образа Божия в человеке. А конечная цель – стать ближе к Богу. Теперь давайте разберем следующий элемент педагогической системы – «кто?». Кто может выступать в роли педагога? Кто на Страшном суде будет отвечать за свои педагогические ошибки? – Родители... – Какая обязанность родителей перед детьми? Дать им высшее образование? – Вырастить честными людьми... Воспитать христианами... – Или чтобы ребенок изучил побольше языков, искусств? Главная задача всякого родителя – воспитать ребенка в духе православия, привести его к Богу. На Страшном суде и мать и отец будут отвечать на вопрос: как вы воспитывали свое чадо в духе православия, насколько вы привели его к Богу? Никто не минует этого вопроса – и на мытарствах, и на Страшном суде. И никакие дипломы, сертификаты в определении вашей вечной участи не помогут. Первый, кто является педагогом, это родитель. Я помню, как к старцу Николаю (Гурьянову; 1909–2002) на остров Залит люди приезжали, спрашивали: «Батюшка, мы хотим ребенка – родить или взять на воспитание». А он всегда задавал вопрос: «А вы сможете перед Богом ответить за то, что воспитали этого ребенка в православии?» Ему говорят: «Да мы не знаем, мы смущаемся». – «Смущаетесь – а надо быть уверенными». Кто еще у нас отвечает перед Богом за воспитание детей?

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Разумеется, расправа с поверженным Кронштадтом, не знавшая пощады, вполне объяснима. Мятеж - тягчайшее преступление, снисхождение к которому губительно. И всё же, в 1921 году весь остров и лед вокруг него был залит кровью и завален трупами, чего, к примеру, не было в 1905 и 1906 годах, когда мятежные гарнизоны, крепости и корабли в России тоже усмиряли силой оружия. Но тогда казнили десятки мятежников, отправляли на каторгу сотни матросов и солдат . Теперь же речь шла сразу о 15-16 тысячах. Почему большевиков так напугал Кронштадт? Стихийный и неподготовленный мятеж серьезной угрозы не представлял . Неприемлемыми для РКП (б) были его политические требования, содержащиеся в резолюции, принятой на митинге 1 марта. С этой резолюции все и началось. Собравшиеся 16 тыс. матросов потребовали: установление «свободы слова и печати для рабочих и крестьян, анархистов, левых социалистических партий»; «свободы собраний и профессиональных союзов и крестьянских объединений»; немедленные «перевыборы советов тайным голосованием, причем перед выборами провести свободную предварительную агитацию всех рабочих и крестьян»; упразднение всяких политотделов, «так как ни одна партия не может пользоваться привилегиями для пропаганды своих идей и получать от государства средства для этой цели»; упразднение «коммунистических боевых отрядов во всех воинских частях, а также на фабриках и заводах разных дежурств со стороны коммунистов»; «снятие всех заградительных отрядов» . Через несколько дней восставшие вообще покусились на «святое» - на «диктатуру пролетариата». Кронштадт провозгласил лозунг «Власть Советам, а не партиям!». (Требования «За Советы без коммунистов» - не было). Кронштадт отрицал также «юридическое, моральное и какое угодно право монопольно управлять народом». Дела идут ещё хуже, - говорилось в одном из его обращений - когда у власти стоит не одна, а несколько партий. Тогда в межпартийной своре за преобладание у руля правления некогда думать и заботиться о трудящихся. А тем временем, как поганые грибы, вырастает рать бюрократов с девизом: «Всё для себя, ничего для народа». В сущности, кронштадцев объявили вне закона, что было санкцией на их безнаказанное уничтожение, за лозунг, с каким совершался в 1917 году октябрьский переворот - «Вся власть Советам».

http://ruskline.ru/analitika/2011/03/02/...

Изборск Труворово городище Словенские ключи Городищенское озеро Поездка на Талабские острова возможна только в сезон навигации. Путешествие на катере по Псковскому озеру до острова Талабск (Залит) занимает около 30 минут. На острове паломники посещают храм святителя Николая Чудотворца, в котором служил старец Николай Гурьянов, домик, в котором он жил и нес свой молитвенный подвиг, принимал посетителей, в несчетном количестве стекавшихся к нему за духовным советом. На местном кладбище у могилы старца можно помолиться на заупокойной литии. Остров Залит Дом старца Николая Гурьянова на острове Залит Свято-Никольский храм острова Залит У могилы старца Николая Гурьянова на острове Залит Вы можете выбрать подходящий для вас срок пребывания в обители и на Псковщине – от двух дней до недели и более. Старцы особенно рекомендовали помолиться в Псково-Печерском монастыре на первой седмице Великого Поста. Напоминаем наиболее важные ближайшие даты церковного календаря на 2022 год: 7-13 марта: Первая седмица Великого Поста 12-13 марта: Неделя первая – Торжество Православия 17 марта: 100-летие со дня рождения архимандрита Адриана (Кирсанова). 19-20 марта: Неделя вторая – святителя Григория Паламы 26-27 марта: Неделя третья – Крестопоклонная 1 апреля: память преподобных Симеона и Вассы Псково-Печерских чудотворцев 2-3 апреля: Неделя четвертая – преподобного Иоанна Лествичника 7 апреля: Благовещение Пресвятой Богородицы. 9-10 апреля: Неделя пятая – преподобной Марии Египетской 11 апреля: память преподобных Марка и Ионы Псково-Печерских чудотворцев 11 апреля: день Рождения архимандрита Иоанна (Крестьянкина) 16 апреля: Лазарева Суббота. Воскрешение праведного Лазаря 16-17 апреля: Неделя шестая – Вход Господня в Иерусалим 18-24 апреля: Страстная седмица и Светлое Христово Воскресенье 25 апреля – 1 мая: Светлая седмица 30 апреля – 1 мая: Антипасха Заявки на паломнические поездки, уточнение их сроков и деталей спрашивайте у администраторов Паломнического центра. Контакты: istoriya-1473@mail.ru , +7 (911) 360-11-77.

http://pravoslavie.ru/144697.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010