Закрыть itemscope itemtype="" > Он возвращал нам любовь О том, как по-разному поминали батюшку Николая Гурьянова на годовщину его смерти 16.09.2003 552 Время на чтение 15 минут Мытарства Приезжая на о.Залит или слыша очередное " откровение " некоторых духовных чад о.Николая Гурьянова, все время вспоминаю сон, увиденный на 9-й день после смерти батюшки одной женщиной. Она рассказывала так: " Стою я в Никольском храме во время службы и вижу: недалеко от алтаря с левой стороны, около чудотворной иконы Богородицы, стоит батюшка Николай. Попервоначалу я его даже и не признала: одет в какой-то рваный зипун, волосы всклокоченные, слипшиеся, на ногах невесть что... Весь изможденный, чуть не шатается, по лицу пот градом катится. " Батюшка, родненький, что с вами!? " Он медленно повернулся ко мне, помолчал (Господи, в глазах-то у него такое...): " Натворили грехов чада мои духовные... Теперь за них мытарства прохожу... " " С креста не сходят - с креста снимают " . Вся жизнь о.Николая была восхождением на Голгофу. И остров Залит стал тем местом, где батюшка последний раз вознес молитву к Создателю, где принял кончину. Тайна смерти о.Николая, его жизнь и служение в последнее время стали, к сожалению, темами, на которых все больше и больше спекулируют, зарабатывают определенный авторитет и известность. Понимая всю ответственность каждого слова о старце Николае, мне бы не хотелось присоединяться к многочисленной когорте этой пишущей братии... Но " молчанием попирается Бог " . Владыка все решит... На годовщину смерти о.Николая я приехал на 3-4 дня раньше. Приезжих еще не так много, на острове спокойно. Никто не ходит по улицам, не ищет, где бы переночевать, около могилки батюшки пустынно. Зайдет одинокий прохожий, поклонится, помолчит и, мысленно попросив благословение у старца, отправится по своим делам. Но это внешнее. Внутренняя жизнь на острове не прекращалась никогда. Все время что-то бурлит, что-то решается... Знакомлюсь с очередной петицией на имя владыки Евсевия. Не так давно на остров привезли большой мраморный крест из Риги, сделанный на средства одной из духовных чад. Народ против. На кресте в надписи упоминается о.Залит: " Не надо нам рядом с именем батюшки писать большевиков! " (Залит - это фамилия революционера, в честь которого переименовали остров).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2003/0...

Вступление в монашество и выход из него. Часть 9 Святые отцы и современные подвижники благочестия о монашестве < >< Часть 1 >< >< Часть 2 >< >< Часть 3 >< >< Часть 4 >< >< Часть 5 >< >< Часть 6 >< >< Часть 7 >< >< Часть 8 > Авва Дорофей и прп. Досифей Хотя вступление в монашество – дело благое и богоугодное, но старцы и опытные духовники далеко не всех благословляли и советовали поступать в него. В житиях и в воспоминаниях о них очень часто встречаются случаи, когда старцы не благословляли идти в монашество, предвидя духовными очами будущие падения и катастрофы, которые могут быть с людьми слабыми и немощными. Таким они советовали смиренно жить в миру, чем, вступив в монашество, нарушать обеты и порочить нерадивым житием идеалы монашеской жизни. Так, святитель Феофан Затворник писал одной из своих знакомых: «И Вы в монастырь. Вам теперь нет дороги туда. Дома устрояйте монастырь. Вам это очень можно. Ведь и супруг ваш с монашескими задатками…» , а о. Иоанн (Крестьянкин) также советовал одному из чад своих: «Не связы­вайте себя обетами, которые ни Вам сей­час, ни другим не принесут предполагаемой пользы» . Помнится один характерный случай, который произошел на нашей памяти: одна известная раба Божия приехала к нам в Печорский монастырь на прием к о. Иоанну выпрашивать благословения на монашеский постриг. Препятствий к постригу никаких не было, и все складывалось более чем благополучно. Еще до приезда к батюшке она уже заручилась благословением лаврских старцев и, поскольку была лично знакома со Святейшим Патриархом, то взяла благословение на постриг у Его Святейшества. Но о. Иоанн категорически не советовал ей принимать монашество, а оставаться в том чине, в котором она пребывала доселе. А она была директором известного учебного заведения. К сожалению, эта уважаемая всеми женщина не послушала о. Иоанна, посчитав, что старец не понял искренности ее намерений, и для подтверждения своей правоты она отправилась на остров Залит к старенькому о. Николаю Гурьянову. К радости будущей монахини, о. Николай ее благословляет на монашество. Остаются одни формальности, и подготовка к постригу движется полным ходом. Вот уже назначили и день пострига, который должен был совершить по благословению Святейшего архиепископ Истринский Арсений. И все бы хорошо, да только новопостригаемая раба Божия вдруг заявляет: «Я буду постригаться только в том случае, если, во-первых, меня будет постригать сам Святейший Патриарх и, во-вторых, если меня в постриге назовут в честь святой Марии Магдалины». Тут всем стало ясно, что постригаемая совершенно не готова к монашеству, и постриг отменили.

http://pravoslavie.ru/31019.html

Гдов. Собор Державной иконы Божией Матери в Кремле. Карта и ближайшие объекты Собор Державной Богоматери построен в 1991 г. на основе обмеров древнего собора Димитрия Солунского, разрушенного в годы Великой Отечественной войны. Действует. Собор расположен в юго-восточной части Гдовского Кремля. Он восстановлен в прежних формах, характерных для Псковского зодчества на месте разрушенной фашистами в 1944 году церкви Дмитрия Солунского. Храм одноглавый, четырехстолпный с скругленными снизу столбами, кубической формы, трехапсидный. Купол расположен на барабане с шестью окнами, украшенном традиционным орнаментом. Над окнами - бровки. В западной части храма хоры, с угловыми камерами, поддерживаются сводами. В алтаре низкая скамья, упирающаяся в пилястры. Над входом несимметричная двухпролетная звонница. После восстановления храм освящен во имя иконы Божией Матери " Державная " . Гдов – районный городок с живописными руинами старинной крепости, внутри которой стоит Собор иконы Державной Божией Матери. Это первый храм с 1917 года в области, построенный заново в 1990 году на месте разрушенного. Строили его всем миром, но большую сумму денег пожертвовал на храм архимандрит Лев. История появления храма такова: настоятель будущего Собора отец Михаил поехал к отцу Николаю (Гурьянову) на остров Залит посоветоваться и испросить благословения: строить ли храм, потому что трудности ожидались немалые. И не успев задать старцу вопрос, получил ответ: «А храм в Гдове строить надо». И далее старец сказал, что назвать его нужно в честь иконы Державной Божией Матери. Отец Михаил посетовал: «У нас и иконы такой нет, батюшка». Тогда старец вынес для будущего храма свою икону Державной Божией Матери, она сейчас в Соборе. Собор в крепости назывался в древности св. Дмитрия Солунского. И ныне в храме три престола: в честь св. Дмитрия Солунского, главный храм – иконы Божией Матери Державная, а южный престол освящен в память святого новомученика Православной Церкви Митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина, расстрелянного большевиками.

http://sobory.ru/article/?object=00279

Закрыть itemscope itemtype="" > «Ты Мне слово дала», или Как бросить курить 19.08.2021 432 Время на чтение 3 минуты Как бросить курить? Сколько заядлых курильщиков сходят с ума от этого вопроса и не могут найти на него ответ. Одно точное слово лаконично определяет состояние этих несчастных – зависимость. А что это, как не отсутствие свободы, власти над самим собой, безволие? Тамара курила так много, что ей не хватало двух пачек в день. Вопрос уже стоял не о количестве выкуренного, а о силе зелья. Ради максимальной дозы драйва в ход шли не утонченные дамские сигареты, а ядреная отечественная «Астра», причем перед тем, как сделать первую затяжку, фильтр ликвидировался полностью и целиком. Тамара была женщиной в расцвете лет, но одышка и прямо-таки старческие проблемы с дыханием все чаще мешали жить, дышать полной грудью. Но зависимость на то и зависимость, что не ты хозяин сам себе, а она! Тамара курила так много, что ей не хватало двух пачек в день Тамара не ходила в церковь. Хотя к Богу обращалась – верила. Но чтобы в храм… Нет, все эти службы, иконы, платочки – это для бабушек. Только вот однажды подруга пристала: «Поехали по монастырям вместе с паломниками». Тамара любила тусоваться с Ленкой и как-то неожиданно для себя согласилась. А что? Это ведь в окрестности Пскова поездка, а там древностей масса, всяческие памятники архитектуры, те же храмы – образцы древнерусского церковного искусства. В общем, есть на что поглазеть! То, что поехали с паломниками, а не с туристами, конечно, сыграло свою роль. К тому же в поездке Тамара познакомилась с Людмилой. Эта женщина многое знала о псковских святынях. Да и не мудрено – была она здесь не первый раз. Кажется, это именно она начала говорить Тамаре, что ей обязательно нужно причаститься. Убедила! И начинающая паломница прочла положенные молитвы, пару дней постилась. Сначала побывали в Псково-Печерском монастыре. А там поплыли на остров Залит – к могилке отца Николая Гурьянова. Именно здесь, в местном храме, Тамара причастилась. Курить хотелось БЕ-ЗУМ-НО! Но Людмила мягко уговаривала: «Не надо. Потерпите буквально немножко! Я вам сюрприз приготовила». Какие сюрпризы, когда невмоготу?! Стрельнуть бы хоть у кого сигаретку, хоть у водилы какого или у мужиков, что повезут их на барже, или как ее там…

http://ruskline.ru/opp/2021/08/19/ty_mne...

Четыре фильма о старцах Видео Совсем недавно телеканал «Культура» показал в один день (4 мая 2013 года) четыре фильма о старцах: святителе Иоанне (Максимовиче) , протоиерее Николае Гурьянове , преподобном Гаврииле (Ургебадзе) и архимандрите Иоанне (Крестьянкине) . На нашем портале уже была опубликована беседа с их автором Юлией Варенцовой и вот теперь, с любезного разрешения автора и телеканала, мы представляем и сами фильмы. Фильм 1-й Архиепископ Иоанн Шанхайский Русский эмигрант Михаил Максимович принял постриг с именем Иоанн в Сербии, в 30-е годы получил архиерейскую кафедру в Шанхае, бежал вместе с русской общиной на Филиппины. Он написал послание президенту США с просьбой открыть границу для нескольких тысяч русских эмигрантов, каждый день сидел на ступеньках Капитолия, пока решение не было принято. Он был пастырем и покровителем православной общины Сан-Франциско, ел один раз в день и никогда не спал, только дремал по несколько часов в кресле… Источник: ТВ Культура См. также: Фильм 2-й Отец Николай Гурьянов Николай Гурьянов провел три года в лагерях на строительстве железной дороги в Заполярье. В 1942 году в оккупированной немцами Прибалтике был рукоположен в священники, чудом избежал нового ареста и поселился на острове Залит на Псковско-Чудском озере. В маленькой рыбацкой деревне прожил больше сорока лет. Уже в начале 70-х его начали почитать как старца, и на затерянный остров потянулись паломники. Очевидцы вспоминают о том, как старец читал их мысли, предсказывал будущее… Источник: ТВ Культура См. также: Фильм 3-й Архимандрит Гавриил (Ургебадзе) Во время первомайской демонстрации в Тбилиси в 1965 году отец Гавриил Ургебадзе сжег огромный портрет Ленина. Его могли расстрелять, но спас диагноз «психопатическая личность, верит в Бога и ангелов». Он проповедовал на улицах и площадях грузинской столицы, а во дворе своего дома из подручных материалов построил маленький храм. Стены храма украсил иконами, которые находил на городских свалках… Источник: ТВ Культура См. также:

http://pravoslavie.ru/61512.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Композитор Владимир Мартынов: «Для христиан любое время должно восприниматься как последнее» 29.12.2021 1549 Время на чтение 27 минут Источник: Православие.ру Фото: Композитор Владимир Мартынов. Каунас, 1977 Владимир Иванович Мартынов  – российский композитор, музыковед и философ. Участник ряда фольклорных экспедиций в различные районы России, Северного Кавказа, Центрального Памира, горного Таджикистана. Теоретик и популяризатор музыки европейского Средневековья и Возрождения. С 1979 по 1997 гг. – преподаватель Московской духовной академии в Троице-Сергиевой лавре. Занимался реставрацией и расшифровкой памятников древнерусского богослужебного пения, изучением древних певческих рукописей. Один из основателей Центра развития и поддержки новой музыки  Devotio  Moderna . Автор факультативного курса музыкальной антропологии на философском факультете МГУ.     «Тогда все мы были “паломниками в страну Востока”» – Дорогой Владимир Иванович, расскажите о 1990-х годах – времени, которое многие называли периодом «второго Крещения Руси». – Знаете, для меня, наоборот, 1990-е годы были временем некоторых коллизий с Церковью, потому что как раз тогда, на мой взгляд, стали происходить какие-то ее «отношения с государством». Все же самое интересное как раз, я думаю, происходило ранее – в 1970-е годы (а точнее, началось в 1976-м году). Именно в эти годы происходило мое личное воцерковление. Обстановка вообще-то тогда была довольно специфическая – все мы были тогда «паломниками в страну Востока», отнюдь не православными. Рамакришна, Вивекананда, гуру Махараджа и все прочее… Многие из нас были вполне даже осознанными буддистами… – А как это было возможно в то время? Ведь советское государство вроде бы препятствовало даже знакомству с подобными учениями?.. – Сейчас очень много ерунды говорится об этом времени. Для тех же, кто хотел, все было возможно и все было доступно. Это сейчас все стало довольно сложно. Приведу такой пример: в 1970-е годы к  старцу Николаю (Гурьянову)  на остров Залит мы ездили когда хотели – и зимой, и летом. А вот уже потом, особенно за четыре года до его кончины, к нему вообще невозможно было попасть! Мы как-то с одним очень «крутым новым русским» поехали – так вот, какие-то кордоны казаков надо было проходить, потом заслоны каких-то стариц… В общем-то, к старцу уже и не попасть было в конце 1990-х годов. А в 1970-е годы все было проще...

http://ruskline.ru/opp/2021/12/29/kompoz...

Талабские острова Талабские острова Три маленьких клочка земли посреди вод Псковского озера – Талабские острова. Один из них, остров Талабск (Залит), полностью застроен от берега до берега; на другом, острове Верхнем (имени Белова), – небольшая деревенька; третий, Талабенец, безлюден и гол, размером не больше футбольного поля. Здесь издавна живут лишь рыбаки да птицы. Раньше на острова регулярно ходила «Ракета» из Пскова. Два года назад рейс отменили. И хотя до островов теперь добраться не просто, люди все равно едут сюда: кто – отрешиться от сутолоки городской жизни и глотнуть свежего воздуха, кто – укрепить дух свой, напитаться терпением и любовью, с новой силой ощутить благодать веры, так необходимые нам. На перекрестье истории Название свое получили Талабские острова будто бы по имени первопоселенца Тала – рыбака из племени чудь. Исследователи полагают, что острова были заселены уже в XI веке. Главным – и единственным – занятием островитян всегда было рыболовство. Рыбу – знаменитый псковский снеток – отправляли в Петербург, Москву, Ригу, Варшаву. Талабский снеток сушили в специальных печах, которых на маленьких островах было более сотни. Ежегодно продавали от 160 до 300 пудов рыбы, что позволяло жителям (а их когда-то на островах было до 5 тысяч человек) этих скудных и бесплодных с сельскохозяйственной точки зрения земель жить весьма безбедно. Местные рыбаки значились среди поставщиков императорского двора. Выходили на ловлю в лодках особой конструкции: «троенка» (так называли лодку, потому что мастерилась она всего за три дня) никогда не переворачивалась, что давало возможность рыбачить в любую погоду. Кстати, известно, что отсюда, с Талабских островов Псковского озера, Петр Великий собирал корабельных мастеров для строительства русской флотилии. Об этом читаем в легенде-былине «Антихрист»: «С Талабских островов да с Чудского озера многих корабельных мастеров и подручных в город пригнали, чтобы на лугу, на Великой реке, близ церкви Степана корабли против шведов править».

http://pravoslavie.ru/984.html

Закрыть «Старцы». Протоиерей Николай Гурьянов 07.08.2019 1156 Николай (Гурьянов) провел три года в лагерях, на строительстве железной дороги в Заполярье. В 1942 году в оккупированной немцами Прибалтике, был рукоположен в священники, чудом избежал нового ареста и поселился на острове Залит на Псковско-Чудском озере. В маленькой рыбацкой деревне прожил больше сорока лет. Уже в начале 70-х его начали почитать как старца, и на затерянный остров потянулись паломники. Очевидцы вспоминают о том, как старец читал их мысли, предсказывал будущее, и как его молитве было подвластно все - даже погода. Певица Ольга Кормухина и ее муж, музыкант Алексей Белов рассказывают, как старец помог им создать семью. Певица Ольга Кормухина и ее муж, музыкант Алексей Белов рассказывают, как старец помог им создать семью. «Старцы». Документальный сериал (Россия, 2019). Старцы - это живые святые, которым дан молитвенный и пророческий дар, и встречи с которыми не забываются. В монашеском чине, священническом или епископском сане, старцы несут особое, таинственное служение людям: верующие идут к ним за утешением и духовным руководством, за молитвой и советом, а порой даже за исцелениями и предсказаниями. Цикл фильмов рассказывает о самых известных старцах XX века в ярких воспоминаниях их собратьев и прихожан. [video]http://youtu.be/gND2BEybh4U[/video] Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/video/2019/avgust/07/...

Отец Николай тихо и скромно жил на островке и молился за весь мир. Документальный фильм студии «Неофит», который вышел на телеканале «Россия-Культура», повествует об одном из самых почитаемых русских старцев. Певица Ольга Кормухина и ее муж, музыкант Алексей Белов рассказывают, как старец Николай (Гурьянов) помог им создать семью. Отец Николай Гурьянов провел три года в лагерях, на строительстве железной дороги в Заполярье. В 1942 году в оккупированной немцами Прибалтике был рукоположен в священники, чудом избежал нового ареста и поселился на острове Залит на Псковско-Чудском озере. В маленькой рыбацкой деревне прожил больше сорока лет. Уже в начале 70-х его начали почитать как старца, и на затерянный остров потянулись паломники. Очевидцы вспоминают о том, как старец читал их мысли, предсказывал будущее, и как его молитве было подвластно все — даже погода. Отец Николай Гурьянов был интеллектуалом — сочинял духовные песнопения, общался с Косыгиным и Тарковским, но любил принимать образ юродивого простачка. «Где просто — там ангелов со сто, а где мудрено — там ни одного», — любил повторять он. Смотрите также: Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 8 октября, 2019 5 февраля, 2018 9 апреля, 2015 8 сентября, 2017 14 апреля, 2015 3 июля, 2022 29 марта, 2022 24 января, 2021 31 июля, 2020 8 октября, 2019 5 февраля, 2018 9 апреля, 2015 8 сентября, 2017 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/startsyi-protoierey-ni...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАНТЕЛЕИМОН Иванович Богоявленский (1881, г. Вел. Луки Псковской губ.- сент. 1918, Псковская губ.), сщмч. (пам. 27 июля, в Соборе Псковских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Из семьи псаломщика (впосл. диакона). В раннем возрасте остался сиротой. В 1903 г. окончил Псковскую ДС по 2-му разряду и был назначен псаломщиком в Никольский храм г. Александровский посад Псковского у. и губ. (ныне дер. Остров-Залит ) на о-ве Талабск на Псковском оз. Являлся членом Братства святых первоучителей славянских Кирилла и Мефодия. 3 июня 1907 г. рукоположен во диакона к храму вмч. Георгия Победоносца в с. Сенно Псковского у. (ныне Печорского р-на Псковской обл.), 30 сент. 1908 г.- во иерея к Казанской ц. Благовещенского женского мон-ря с. Воронцова Холмского у. Псковской губ. (ныне деревня Торопецкого р-на Тверской обл.). Летом 1911 г. П. вернулся на Талабские о-ва и был направлен служить в Петропавловскую ц. на о-ве Верхнем (ныне дер. Остров им. Белова). В сент. того же года переведен в Никольскую ц. при Доме призрения воинов-инвалидов на погосте Карачуницы Порховского у. Псковской губ. Во время посещения Никольской ц. Псковским и Порховским еп. Алексием (Молчановым) 25 сент. того же года обратил на себя внимание епископа и 10 окт. переведен 2-м священником Троицкого собора г. Порхова. В 1912 г. на съезде депутатов Порховского духовно-училищного окр. был избран кандидатом в члены правления уч-ща на 3 года (1913-1915). С 1913 г. член правления, с 1915 г. член Ревизионного комитета Порховского ДУ. Вел широкую пастырскую и просветительскую деятельность. Имея талант проповедника, старался проповедовать как можно чаще. Награжден камилавкой (1914). К 1918 г. был настоятелем Троицкого собора, благочинным. В сент. 1918 г. арестован в Порхове сотрудниками Псковской губернской ЧК по обвинению в «распространении ложных слухов посредством проповедей» и расстрелян без суда и следствия. Погребен в безвестной могиле.

http://pravenc.ru/text/2578846.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010