В Московском Кремле открылась выставка, посвященная преподобному Сергию Радонежскому 04.10.2022 15:12:27 МОСКВА 23 сентября 2022 года в Парадном вестибюле Оружейной палаты Московского Кремля открылась выставка «Преподобный Сергий Радонежский». Экспозиция приурочена к 600-летию обретения мощей святого и постройки Троицкого собора Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Выставка раскрывает различные аспекты почитания преподобного Сергия, рассказывает о связях русских правителей с Троице-Сергиевым монастырем. Экспозиция охватывает значительный временной отрезок — с первой трети XV по начало XX века. С эпохой московских великих князей связаны серебряный наперсный крест с одним из древнейших изображений преподобного Сергия и пелена «Явление Богоматери Сергию Радонежскому», созданная в московской мастерской великой княгини Марии Ярославны, жены Василия II Темного и матери Ивана III. К периоду правления великого князя Ивана III относятся два выдающихся произведения московской живописи конца XV века. Икона «Преподобный Сергий Радонежский, с житием», выполненная в мастерской Дионисия, — самый ранний житийный образ святого в рост. Вторая икона, «Святая Троица», следует краткому иконографическому изводу, получившему наиболее совершенное воплощение в знаменитой иконе Андрея Рублева, написанной «в похвалу Сергию Радонежскому». Оба образа происходят из Успенского собора Московского Кремля. На выставке экспонируются памятники, выполненные в кремлевских мастерских в XVI-XVII веках и вложенные русскими государями в Троице-Сергиев монастырь. Среди них блюдо — вклад царя Ивана IV на помин души царицы Марии Темрюковны, золотая церковная утварь, созданная по заказу царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича в «дом Пресвятой и Живоначальной Троицы и великих чудотворцев Сергия и Никона». В 1742 году по указу императрицы Елизаветы Петровны в Троице-Сергиевом монастыре была учреждена духовная семинария, а в 1744 году обители был присвоен высокий статус лавры. На выставке представлена драгоценная панагия, пожалованная императрицей Елизаветой Петровной архиепископу Арсению, архимандриту Троице-Сергиевой лавры. С именем императрицы Екатерины II связан великолепный литургический прибор, выполненный по ее заказу в 1795 году придворным ювелиром Иваром Бухом для Троице-Сергиевой лавры.

http://radonezh.ru/2022/10/04/v-moskovsk...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание иконы Благодатное Небо Чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Благодатное Небо», находится в иконостасе Московского Архангельского собора Кремля по левую сторону от царских врат. Пресвятая Богородица, держащая на руках Предвечного Младенца, изображена в полный рост и в окружении ярко-красной мандорлы с исходящими от нее сияющими лучами. Этот образ имеет также наименование «Что Тя наречем?», происходящее из текста Богородична 1-го часа, начертанного по краю сияния, исходящего от Божией Матери: «Что Тя наречем, о Благодатная? Небо, яко воссияла еси Солнце Правды; рай, яко прозябла еси нетления; Деву, яко пребыла еси нетленна; Чистую Матерь, яко имела еси на святых Твоих объятиях Сына, всех Бога. Того моли спастися душам нашим». Иконографическое изображение Пресвятой Богородицы, под ногами Которой первоначально был изображен лунный серп, иллюстрирует слова Откровения Иоанна Богослова: И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд... И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его (Откр. 12. 1, 5). Существует предание, что этот образ находился ранее в Смоленске и в XIV веке был перевезен в Москву дочерью литовского князя Витовта Софией, когда она стала супругой Московского князя Василия Дмитриевича (1389–1425), вместе со многими другими древними иконами, присланными из Константинополя (как следует из записи в Троицкой летописи за 1398 г.). Об этом стало известно в 1853 году, когда во время поновления иконостаса Архангельского собора митрополит Филарет (Дроздов) распорядился собрать исторические сведения о чудотворном образе. В несохранившейся описи XVII в. Архангельского собора указывалось, что образ является списком с находившейся в соборе древней иконы, сделанным мастерами Оружейной палаты по указу царя Феодора Алексеевича.

http://pravicon.com/info-17

Богоявленский монастырь на подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры в Кремле  Первое подворье Свято-Троицкого Сергиева монастыря c древности находилось в Кремле, и именно оно оставило имя Троицкой башне. Главный храм подворья был освящен в честь Богоявления Господня. В начале XIX века на его месте было выстроено первое здание для музея Оружейной палаты, а в советское время – Дворец съездов. Кремлевская земля Троицкая башня Московского Кремля По преданию, землю в Кремле близ государева двора «под церкви и кельи» для подворья Свято-Троицкой лавры пожаловал благоверный великий князь Димитрий Донской еще при жизни преподобного Сергия. Этот факт, документально зафиксированный только во второй половине XVII века, ставили под сомнение многие ученые. Они ссылались и на чрезвычайную скромную жизнь Сергиевой обители, чей создатель никогда не уделял внимания богатству, и на то, что преподобный Сергий не нуждался в собственном пристанище в Москве. Бывая в столице, он мог остановиться и у своего брата Стефана в Богоявленском монастыре на посаде в Китай-городе, и у своего племянника святого Феодора в Симонове, и у своего ученика святого Андроника в Спасской обители на Яузе. Однако историк Иван Забелин полагал, что нет оснований сомневаться в истинности этого предания, зная отношение великого князя Димитрия к преподобному Сергию. Вполне вероятно, что князь хотел видеть святого подвижника всегда возле себя, и только ему мог пожаловать землю в Кремле рядом со своим дворцом. Так великая обитель получила в Москве собственное пристанище, а святому старцу было удобно жить рядом с государем, чтобы не исхаживать пешком такие расстояния по городу. Посвящение главной Богоявленской церкви подворья, вероятно, было символически связано с посвящением самой Троицкой обители, ибо во время Крещения Господня состоялось явление Святой Троицы в трех ипостасях: глас Бога Отца, глаголющего с неба: «Се есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте», Бога Сына – Иисуса Христа, вошедшего в воды Иордана, и Святого Духа в образе голубя.

http://pravoslavie.ru/28971.html

Епископ Бронницкий Амвросий: Пора закончить надуманные споры вокруг изучения «Основ православной культуры» 14 февраля 2007 г. 17:04 Во время XV Рождественских образовательных чтений вопрос изучения «Основ православной культуры» в средней школе обсуждался неоднократно. Сторонники и противники дисциплины приводили разные аргументы, много спорили. Тем не менее подавляющее большинство участников конференции высказалось за введение в школьную программу нового предмета. Свою позицию по этому вопросу в интервью «Интерфаксу» изложил викарий Московской епархии , ответственный за работу с молодежью, епископ Бронницкий Амвросий . Как, на Ваш взгляд, следует решать вопрос изучения «Основ православной культуры» в общеобразовательных школах? Я считаю, что пора закончить надуманные споры вокруг этого вопроса и дать детям и молодежи полноценную возможность изучать культуру своего Отечества. Без всякого сомнения, это православная культура. У каждого государства есть своя визитная карточка. Россия немыслима без соборов Московского Кремля, без храма Христа Спасителя, без собора Василия Блаженного, без шедевров Оружейной палаты, без Троице-Сергиевой лавры. Можно долго перечислять святыни, которые наглядно иллюстрируют историю нашего государства. Иностранные гости, приезжая в Россию, стремятся в первую очередь увидеть их, потому что именно эта культура представляет Россию. К сожалению, молодые люди сегодня очень плохо знают историю своей страны. Ее и невозможно хорошо знать, если не понимать психологию, внутреннюю жизнь создателей этой тварной красоты, если не вникать в то, что двигало Пушкиным, Достоевским, Рахманиновым, Бортнянским. Этой движущей творческой силой было именно Православие. Во время XV Рождественских образовательных чтений мы слышали данные статистики по Калужской области. Около 90% детей, родившихся в прошлом году, были крещены в Православной Церкви. Почему же православные дети лишены полноценной возможности изучать православную культуру своей страны и в то же самое время им хотят навязать изучение истории чуждой для них религии?

http://patriarchia.ru/db/text/196838.htm...

Московский Кремль: Благовещенский собор Описание: Центральное благочиние Московской епархии История Благовещенский собор Московского Кремля был построен при Иване III в 1484-89 гг. на месте разобранной белокаменной церкви второй половины XIV— начала XV вв. Первоначально собор венчали три главы — центральная и две над восточными углами храма. Во второй половине XVI в. на сводах галерей были устроены четыре придела со своими главами и добавлены еще две главы на основном объеме. В итоге собор стал девятиглавым и приобрел пирамидальное завершение от глав приделов до центральной главы. В 1508 г. была вызолочена центральная глава, а во второй половине XVI в. все главы и крышу покрыли золоченой медью, из-за чего собор стали называть «златоверхим». Девятиглавие собора символизирует образ Пресвятой Богородицы как Царицы Небесной Церкви, состоящей из девяти чинов Ангелов и девяти чинов Праведников Небесных. Следующие по времени значительные изменения облика Благовещенского собора относятся ко второй половине XVIII в. и связаны со строительством Оружейной палаты. Современный облик храма сформировался после реставрации во второй половине XIX в. Особое внимание при этой реставрации было уделено верхним приделам и их интерьерам, освященным в честь Собора Архистратига Гавриила, Собора Богородицы и Входа Господня в Иерусалим. Только интерьер придела св. блгв. кн. Александра Невского (прежде вмч. Георгия, а до этого свт. Василия Кесарийского) сохранил прежний облик. В Благовещенском соборе практически полностью сохранился уникальный ансамбль фресковой росписи середины XVI в.: помимо традиционных библейских и праздничных сюжетов в настенной росписи собора на паперти присутствуют изображения древнегреческих языческих мудрецов, живших до Рождества Христова: Аристотеля, Фукидида, Птолемея, Зенона, Плутарха, Платона и Сократа со свитками в руках, содержащими философские изречения, близкие к истинам христианского учения. Изначальный иконостас собора содержал иконы, написанные Андреем Рублевым и Феофаном Греком. После пожара 1547 г. для иконостаса были подобраны иконы конца XIV — начала XV вв. В XVII-XVIII вв. иконостас неоднократно дополнялся новыми иконами.

http://patriarchia.ru/db/text/138397.htm...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва VII Международный Великопостный хоровой фестиваль. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Конференция «Наследие Сергея Аверинцева и современное гуманитарное знание». Москва Пресс-конференция «Гармония буддизма и современные вызовы». Москва Концерт «В минуту жизни трудную». Москва Презентация нотного сборника песнопений литургии, посвящённого новомученикам и исповедникам Русской Церкви XX века Семинар «Церковно-приходская жизнь русского зарубежья: будни и праздники (по материалам архивных фондов ДРЗ)». Москва Все » Новости В Дамаске открылась выставка икон из Музея им. Андрея Рублева 26.02.2024 17:47 Версия для печати Фото: rublev-museum.ru Москва, 26 февраля, Благовест-инфо. Выставка «Лики русской иконы. Копии избранных шедевров из собрания Музея имени Андрея Рублева» открылась в Российском культурном центре в Дамаске. Как сообщили «Благовест-инфо» в музее, открывшаяся экспозиция – первая в рамках подписанного соглашение о сотрудничестве между Музеем им. А. Рублева и Представительством Россотрудничества в Сирии. Выставка познакомит жителей Сирии и соотечественников, живущих за рубежом, с шедеврами XIII – XVIII веков. На ней представлены копии единственной в коллекции музея иконы домонгольского периода, уникальных произведений художников круга Андрея Рублева и Дионисия, работ мастеров Оружейной палаты Московского Кремля, памятников эпохи Петра I. «Совместный проект двух стран чрезвычайно важен для взаимодействия культурных институций в контексте сегодняшнего дня. Просветительские творческие инициативы Музея и Русского дома в Сирии имеют особый потенциал для развития международного сотрудничества. Этот проект дает возможность через художественные образы и памятники прошлого представить публике обеих стран христианское понимание мира, которое имеет не только общий фундамент, но и является вневременным, неким абсолютом, объединяющим человечество», – отметил директор Музея имени Андрея Рублева Михаил Миндлин.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Фото Как работали артели иконописцев на Руси? 2 мин., 26.11.2019 Отвечает Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград» В XVII веке в русском государстве активно строились и возрождались храмы, росло и число артелей. Одни иконописцы состояли в штате Оружейной палаты. Положение этих мастеров было стабильным: они получали постоянное жалование и потому назывались «жалованными». А большинство изографов получало так называемый «корм», то есть сдельную оплату за заказы. Кормовые мастера проходили аттестацию с присвоением статей: первой, второй и третьей. Когда в крупном городе начиналась роспись, сюда вызывали иногородних иконописцев. Например, на росписи Архангельского собора Московского Кремля трудилось более ста человек из Тулы, Костромы, Ярославля и других городов. Если вы были в храме Илии Пророка в Ярославле, то наверняка обратили внимание на удивительную чистоту красок, тщательную проработку деталей и ритмичность стенной живописи. Уникальный фресковый ансамбль создала костромская артель иконописцев. На протяжении тридцати лет ее возглавлял «иконник» Гурий Никитин, мастер первой статьи. Костромская артель под его руководством расписывала храмы в Переславле-Залесском, в Ростове и Костроме. Сейчас это знаменитые памятники церковного искусства. Особенностью артели было то, что Гурий Никитин не только руководил росписью. Он сам выполнял наиболее ответственную работу, даже когда стал старостой. Гурий Никитин был знаменщиком: размечал контуры будущей росписи, то есть создавал основу композиции. У стенописцев есть традиционная специализация: «личники» пишут лики и другие открытые части тела части тела, «доличники» пишут все остальное. Исследователи полагают, что Гурий Никитин делил артель на несколько групп. В каждой работал один знаменщик, один личник, два доличника и травщик, который писал узоры и орнаменты. Благодаря такой организации труда костромской артели удавалось выполнять работу в срок.

http://foma.ru/kak-rabotali-arteli-ikono...

Уникальный иконостас Большого собора Донского монастыря открыт после реставрации Москва, 4 апреля 2011 г. В конце марта 2011 года, в преддверие праздника Благовещения сняты леса с иконостаса Большого собора Донского монастыря, который предстал перед взорами братии, прихожан и гостей обители во всем своем великолепии. Реставрация иконостаса стала одним из этапов комплекса реставрационных работ в Большом соборе древней московской обители, в рамках которого также проведено устройство теплых полов и восстановление западного крыльца. Первый этап работ предусматривал первоочередные и противоаварийные работы, включающие расчистку позолоченной резьбы и укрепление шелушений. Иконы также очистили от копоти и грязи, укрепили их красочный слой. Около трех месяцев специалистами Межобластного научно-реставрационного художественного управления Министерства культуры Российской Федерации (руководитель С.В.Филатов) проводили реставрационные работы по иконостасу. Напомним, что именно специалисты ФГУП «Межобластное научно-реставрационное художественное управление»  в 2010 году раскрыли и отреставрировали надвратные иконы на Спасской и Никольской башнях Московского Кремля. Уникальный резной семиярусный иконостас создан в XVII веке по указу и на средства русских государей. Сооружение иконостаса началось в июне 1688 года мастерами Посольского приказа и Оружейной палаты. Работами руководил Карп Иванович Золотарев – живописец, резчик и зодчий, по чертежу и при непосредственном участии которого создан весь иконостас Большого собора. Карп Золотарев собственноручно выполнил позолоту местного и праздничного чина, а также написал все иконы праздничного чина, а также изображения преподобных Антония и Феодосия Печерских. Праздничный ряд иконостаса состоит из шести икон, на которых размещены сюжеты двунадесятых годовых праздников. Напомним, что в прошлом году Донской монастырь и издательство «Индрик» выпустили календарь, в котором впервые были опубликованы репродукции икон праздничного чина иконостаса Большого собора.

http://pravoslavie.ru/45727.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКИТИН Христос Пантократор. Роспись купола Троицкого собора Данилова мон-ря. 1662, 1668 гг. Артель Гурия Никитина Христос Пантократор. Роспись купола Троицкого собора Данилова мон-ря. 1662, 1668 гг. Артель Гурия Никитина Гурий Кинешемцев († 1691), выдающийся костромской иконописец, давший новое стилистическое направление монументальной живописи 2-й пол. XVII в. Состоял на службе в Оружейной палате в качестве городового мастера 1-й статьи. Наряду с Симоном Ушаковым является значительной фигурой для рус. художественной культуры XVII в. Н. не был потомственным иконописцем - происходил из торгово-ремесленной среды, с которой был связан на протяжении всей жизни. Отец (ум. во время эпидемии чумы 1653-1654 гг.) - выходец из Кинешмы Никита Григорьев; по отцу художник носил прозвище Кинешемцев. Н. владел в Костроме неск. торговыми лавками, унаследованными от братьев. Иконописанию учился в Костроме предположительно у ведущего костромского художника сер. XVII в. Василия Ильина Запокровского. В документах Оружейной палаты впервые упоминается под 10 сент. 1659 г., когда получил аттестацию иконописца 1-й статьи, следов., должен был принимать участие в работах по заказам Оружейной палаты в составе артели костромских мастеров с нач. 50-х гг. XVII в. Вызывался в Москву для росписей Архангельского собора Московского Кремля в 1660 г. и в дальнейшем, вплоть до 1678 г., постоянно ездил в столицу в связи с работами различного характера (писал иконы для иконостаса дворцовой ц. св. Евдокии в 1664, деисусные и праздничные иконы, а также расписывал стены в дворцовой ц. Спаса Нерукотворного в 1676, принимал участие в иконописных работах в ц. свт. Григория Неокесарийского в 1668 и др.). В отличие от мн. др. костромских иконописцев того времени он не был переведен на постоянное жительство в Москву, по-видимому в связи с отсутствием семьи. Иногда работы по заказу Оружейной палаты Н. выполнял в Костроме (писал иконы для Антиохийского патриарха Макария в 1668).

http://pravenc.ru/text/2565430.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВУРГАРОВ Спас Нерукотворный. Икона из ц. Нерукотворного образа Спасителя на Божедомке. Н. Вургаров. 1693 г. (ГИМ) Спас Нерукотворный. Икона из ц. Нерукотворного образа Спасителя на Божедомке. Н. Вургаров. 1693 г. (ГИМ) [Бургаров, Бургоров, Самсонов] Николай Соломонов (упом. в 1685-1720), кормовой иконописец Оружейной палаты Московского Кремля. Подробности биографии, изложенные самим В., известны из дела Холопьего приказа за 1695 г. (1-я публ. в кн.: Брюсова В. Г. Рус. живопись XVII в. М., 1984. С. 314-315). В. по происхождению из «горских черкес»; отец Аслагаут Клюбшаги был служилым человеком. В. ребенком попал в плен «под Терками» (рус. г. Терки на р. Терек) и затем был привезен в Москву, где его выкупил «Иверского монастыря Синайских гор архимандрит Соломон». При Крещении по правосл. обряду в Никольском московском греч. мон-ре В. был наречен Николаем («по иноземския ево звали Сарцаханском»), фамилию (Соломонов) получил по имени крестного отца - архим. Соломона, к-рый «окрестя, держал у себя и выучил грамоте по-гречески». Покидая в 1675 г. Москву, архим. Соломон поручил «беречь» мальчика Мануилу Левендатову (возможно, преподаватель уч-ща при типографии в Москве, грек; † 1694) и обучить иконописному мастерству. До 1693 г. В. был учеником у иконописца Оружейной палаты Георгия Зиновьева , в своих работах сохранил образный строй этого мастера. Начав самостоятельно работать, построил дом за Ильинскими воротами на земле Зиновьева, женился. В 1692 г. Левендатов заявил в челобитной царям Иоанну и Петру Алексеевичам о правах на В., считая его своим крепостным человеком, к-рого он купил, обучил иконному мастерству и теперь требует вернуть. Из «роспроса» известно, что В. опроверг свою принадлежность Левендатову, к-рому было предложено предъявить купчую на В. 9 нояб. 1692 г. Тихон Иванов, Кирилл Иванов, Зиновьев, осмотрев икону Господа Вседержителя, исполненную В. для Андроникова мон-ря, заключили, что «в кормовые иконописцы годится он в первую статью». 18 нояб. того же года он был определен в кормовые иконописцы Оружейной палаты с поручительством за него иконописцев Зиновьева, Петра Билиндина , Кирилла Уланова и др. В одном из пунктов поручительства между прочим говорилось, что если В. «у иконописных дел всегда готов не будет… или какую хитрость почнет… или без указу великих государей с Москвы куды станет съезжать, и на нас на порутчиках… пеня, а пени - что великие государи укажут». 3 дек. того же года дело «на кормового иконописца» с изложением жалобы Левендатова было передано из Холопьего приказа в Оружейную палату (на хранение.- Ред.).

http://pravenc.ru/text/161029.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010