Посох. Россия, 1914 - 1917. Железо, медь 24 сентября 2014 г. 11:00 В Оружейной палате демонстрируют фронтовой священнический посох, последнее пасхальное яйцо Фаберже из императорской коллекции и статут несуществующего российского ордена В Оружейной палате вчера открылась подготовленная Музеями Московского Кремля выставка «О доблестях, о подвигах, о славе...», посвященная 100-летию Первой мировой войны. В расположенных в нижнем парадном вестибюле витринах разместились всего полсотни экспонатов. Но буквально за каждым — интересная человеческая судьба или полудетективная история, причем большинство раритетов демонстрируется впервые. «В наших фондах нет большого количества мемориальных предметов, связанных с Первой мировой войной. В основном мы показываем здесь наследие, эвакуированное в Москву в 1918 году во время наступления немецких войск на Петроград, - объясняет генеральный директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина. - И даже в нем выделяется настоящая сенсация: подлинный Статут ордена св. Ольги, учрежденного во время Первой мировой войны. Награждать им предполагалось женщин, имеющих большие заслуги в гражданской службе в военное время либо внесших значительный личный вклад в победу над врагом. Любопытно, что статут есть, а самого ордена нет. Документально известно о единственном экземпляре награды, которой была удостоена Вера Панаева (+ 1923) — мать павших на поле брани георгиевских кавалеров офицеров Бориса, Гурия и Льва. Но сам орден до нас не дошел». К редкой разновидности окопного творчества относится священнический посох, изготовленный прямо на позициях из казачьей шашки образца 1910 года, гранаты-лимонки и соединенных крестом четырех патронов от мосинской винтовки. Эту «премьеру» специально отреставрировали к нынешней выставке, хотя находится в основных кремлевских музейных фондах она очень давно. «К сожалению, об этом предмете почти ничего не известно, - говорит куратор выставки в.н.с. Оружейной палаты Василий Новоселов. - К нам он попал после революции из закрытого московского Троицкого подворья».

http://e-vestnik.ru/history/vystavka_v_o...

Как спасали соборы Кремля Налёты авиации нанесли Кремлю ущерб. Фугасные бомбы угодили в Арсенал 15 июня, 2015 Налёты авиации нанесли Кремлю ущерб. Фугасные бомбы угодили в Арсенал Во время Великой Отечественной войны на храмы надели «шапку-невидимку» Иконы увезли, а Наполеона оставили Чтобы сохранить разнообразные ценности, сосредоточенные в Московском Кремле, в начале войны было издано специальное постановление Совнаркома об их эвакуации. Однако коллектив Оружейной палаты приступил к демонтажу экспозиции и упаковке экспонатов без всяких отмашек сверху уже 23 июня 1941 года. Работали круглосуточно, спали по очереди, не покидая музейных стен. После падения Минска 28 июня из подвалов Оружейной палаты стали срочно вывозить сокровища Гохрана. 30 июня 163 ящика с наиболее ценными экспонатами и упакованными в мешки крупногабаритными предметами были погружены в три пульмановских вагона. В 22.00 они убыли с Северного вокзала на восток, станция назначения в документах не называлась. О том, что это Свердловск, стало известно значительно позже. 10 июля туда прибыла третья группа экспонатов. За три рейса из Кремля было вывезено около 70 процентов ценностей, за исключением коллекции экипажей, нескольких тронных кресел, скульптуры Наполеона и крупных предметов, упаковка и транспортировка которых была затруднительна. Обстановка тайны и спешки не позволила размонтировать иконостасы кремлёвских соборов, поэтому первоначально в Свердловск вывезли только пять икон. И всё это почти за две недели до первой бомбардировки! За архитектурными памятниками и находящимися в них экспонатами должны были присматривать музейные сотрудники. Но колокольню Ивана Великого в карман не спрячешь. Что можно было сделать для её спасения? Как сохранить кремлёвские башни и великие соборы, в которых венчались на царство русские цари, короновались императоры, поставлялись митрополиты и патриархи? Как уберечь усыпальницы великих предков? Ведь столица уже стала прифронтовым городом на осадном положении. Звёзды гасили и зачехляли

http://pravmir.ru/kak-spasali-soboryi-kr...

Протоиерей Владимир Вигилянский: После восстановления монастырей в Кремле нужно убрать Дворец Съездов. 3 августа, 2014. Новостная служба По его словам, на месте Дворца съездов нужно восстановить располагавшиеся здесь ранее старые Оружейные палаты 3 августа. ПРАВМИР. Следующим шагом после восстановления монастырей Кремля должен стать демонтаж Дворца съездов, который портит архитектурный облик кремлевского ансамбля и морально устарел. Об этом заявил в интервью РИА Новости настоятель расположенного напротив Кремля храма святой Татианы при МГУ имени Ломоносова протоиерей Владимир Вигилянский. «Я считаю, что восстановление Чудова и Вознесенского монастырей должно стать началом целого процесса работы над обликом Кремля, и следующим шагом нужно убрать Дворец Съездов. Он никак не отражает Кремль, ансамбль которого охраняется ЮНЕСКО, как раз за исключением Дворца съездов. Он архитектурно и морально, по своему целевому назначению — устарел. У нас достаточно площадок для балетов, концертов и елок — елки, кстати, можно устраивать и на площадях Кремля, с широкими русскими гуляниями», — сказал протоиерей Владимир Вигилянский. По его словам, на месте Дворца съездов нужно восстановить располагавшиеся здесь ранее старые Оружейные палаты, в которых некогда хранилась знаменитая Царь-пушка, и дворец Бориса Годунова в русском стиле, которые вполне вписываются в ансамбль Кремля. «Кремль — уникальный исторический архитектурный ансамбль, и он должен принадлежать не одной партии, не властям, а людям, прежде всего, москвичам и гостям столицы», — отметил отец Владимир. Священник считает, что восстанавливать обители на территории Кремля необходимо по прекрасно сохранившимся изображениям, на которых виден «каждый уголок монастыря в мельчайших деталях, включая исторические росписи». «Часть Чудова монастыря прежде восстанавливал наш известный архитектор Матвей Казаков — думаю, в том обличии он и должен существовать… И это будет чудесным подарком людям», — добавил протоиерей Владимир Вигилянский. Напомним, 31 июля президент России Владимир Путин предложил план преобразований территории внутри Московского Кремля, в частности, восстановить два монастыря и церковь, находившиеся на месте 14-го корпуса Кремля до 1930 года.

http://pravmir.ru/protoierey-vladimir-vi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУСЯТНИКОВ Иван Артемьев, московский иконописец 1-й пол. XVIII в. Происходил, по-видимому, из старинного московского купеческого рода Гусятниковых. Состоял в штате Оружейной палаты Московского Кремля , после ее реорганизации в 30-х гг. XVIII в.- в иконописном цехе. Работал в Москве, в С.-Петербург не вызывался. Последовательно продолжал традиции художественной школы Оружейной палаты, выполнял произведения в «греч. стиле», отразившем эволюцию живоподобного стиля царских мастеров в новой культурной ситуации, с осторожностью воспринял отдельные элементы художественной эстетики барокко. Г. часто путают с шуйским иконописцем Иваном Артемьевым. Первые документальные упоминания о художнике относятся к 1703 г., когда он был свидетелем при заключении договоров на иконописные работы Ивана Ларионова Кирпичёва и Федора Васильева, т. е. в то время Г. уже был сложившимся мастером. В 1709 г. он участвовал в сооружении триумфальных ворот в Москве в связи с празднованием Полтавской победы. В том же году написал 40 новых икон (очевидно, для иконостаса) для Новоиерусалимского в честь Воскресения Господня муж. мон-ря и производил там работы по поновлению старых. На службе в Оружейной палате Г. помимо иконописи занимался также непрофильной деятельностью: в 1716 г., после смерти надзирателя Афанасия Вяткина, был назначен ответственным («у дозора») за прием и отпуск ружей и оружейных припасов. В 1718-1719 гг. в составе большой группы московских художников принимал участие в создании иконостаса для ц. Преображения Господня в Ревеле (совр. Таллин) по заказу кн. А. Д. Меншикова. В 1721 г. написал Владимирскую икону Божией Матери с клеймами сказания для ц. мч. Иоанна Воина на Якиманке в Москве (находится в этом храме до наст. времени). С учреждением Святейшего Синода и обустройством Синодального дома Г. был привлечен в 1723-1724 гг. к созданию иконостаса в ц. во имя 12 апостолов в Московском Кремле, где вместе с живописцем Иваном Рефусицким выполнил для местного ряда иконы «Вмц.

http://pravenc.ru/text/168432.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БИЛИНДИН [Билигдин] Петр Федоров († после 1716), один из ведущих иконописцев Оружейной палаты посл. трети XVII - нач. XVIII в.; ученик Ивана Кириллова , затем Симона Ушакова , к-рый в 1678 г. рекомендовал его, кормового мастера, на вакантное место жалованного иконописца (с 1689). Участник мн. коллективных работ мастеров Оружейной палаты: по росписи Успенского собора Московского Кремля (1674 и 1680), по поновлению икон местного ряда иконостаса в дворцовой Сретенской ц. (1677), по написанию икон праотеческого ряда иконостаса в дворцовой ц. вмц. Евдокии (1678), по росписи стен на сюжет «Видение царя Константина» в сенях Грановитой палаты в Кремле (1678), дворцовой ц. Спаса Нерукотворного (1679), по изготовлению изображений херувимов на холсте для дворцовой ц. св. Иоанна Предтечи (ранее ц. Иоанна Белградского, 1679), по написанию икон для московского Новодевичьего мон-ря (1683 и 1685) и росписи стен у зап. входа собора Вознесенского мон-ря в Московском Кремле (1684). Самостоятельно мастером были выполнены сев. и юж. двери иконостаса дворцовой ц. Рождества Богородицы (1682; не сохр.), иконы «Благовещение» и «Рождество Христово» для праздничного ряда иконостаса в московский Высокопетровский мон-рь (1691; не сохр.), поновлена композиция «Покров Богородицы» на въездных Пречистенских вратах за Белым городом (1695; не сохр.), написано «Распятие с предстоящими» на стене над юж. входом собора Крестовоздвиженского мон-ря на Знаменке (1697; не сохр.). В 1688 г. вместе с Кириллом Улановым им были созданы иконы «Воскресение со страстями и праздниками», «Свт. Николай Чудотворец в житии», «Прп. Сергий Радонежский в житии» (не сохр.) местного ряда для ц. Живоносного Источника в Богородицком городке (совр. г. Богородицк, Тульская обл.). Б. писал иконы для домашнего обихода членов царской семьи: царевны Татианы Михайловны («Ап. Иоанн Богослов в молчании», «Богоматерь Страстная», «Богоматерь Иверская», 1688), царицы Марфы Алексеевны (12 икон праздников, «Прп. Марфа», 1688), царевича Алексея Петровича («Свт. Амвросий Медиоланский, еп. Василий Парийский, мч. Памфил, вмц. Анастасия Узорешительница, мученицы Марина и Евгения, прп. Иоанн Дамаскин», 1697).

http://pravenc.ru/text/149183.html

В Кремле открывается экспозиция сокровищ Российских императоров Москва, 10 марта 2006 г . Сокровища Российских императоров, символы военного триумфа и государственной мощи во всем блеске предстанут 10 марта в Московском Кремле. Эта величественная экспозиция станет одним из главных событий, посвященных 200-летию музеев Московского Кремля, передает Седмица.Ru. Ровно два века назад, 10 марта 1806 года, указом императора Александра I древняя великокняжеская и царская сокровищница – Оружейная палата Кремля – была преобразована в первый общедоступный музей Москвы. Ныне в Государственный историко-культурный музей-заповедник " Московский Кремль " , кроме Оружейной палаты, входят Успенский, Архангельский и Благовещенский соборы, церковь Положения ризы Богородицы, Патриарший дворец и ансамбль колокольни Ивана Великого. Весь комплекс архитектурных памятников Московского Кремля включен в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Владимир Путин, выступая 7 марта на торжественной церемонии празднования юбилея, подчеркнул, что " музеи Кремля можно назвать главной сокровищницей нашей страны, хранилищем ее национальных святынь, реликвии которой служат самим символом российской государственности и наших национальных традиций " . Слова президента РФ о том, что богатства Московского Кремля " открыты людям, а сам музей открыт для новых проектов, для самого тесного культурного обмена и международного сотрудничества " , подтверждает юбилейная выставочная программа. Так, Кремль уже познакомил москвичей с собранием Венской кунсткамеры Габсбургов, а вскоре посетители увидят коллекцию драгоценностей из знаменитого дрезденского музея " Зеленые своды " . Из фондов самого кремлевского хранилища будет составлена экспозиция даров, преподнесенных советским вождям от Ленина до Горбачева. Еще одна выставка представит шедевры императорского фарфорового завода. Кремлевский музей живет не только прошлым, но и будущим. До 2007 года продлится реставрация самой высокой звонницы столицы – колокольни Ивана Великого. На ее первых двух ярусах будет создана уникальная аудиовизуальная экспозиция, которая подробно расскажет о том, как развивался Московский Кремль на протяжении семи веков.

http://pravoslavie.ru/16565.html

Разрушенные монастыри Московского Кремля восстановят с помощью аэрофотоснимка 1918 года 2 октября, 2014. Новостная служба Идея реконструкции двух упомянутых монастырей, разрушенных в 1929-1930 годах, принадлежит Владимиру Путину. 2 октября. ПРАВМИР. В восстановительных работах снесенных Чудова и Вознесенского монастырей поможет фотография Московского Кремля, сделанная с воздушного шара 7 ноября 1918 года. О реализации проекта по восстановлению памятника истории и православной культуры рассказал советник директора ФСО, доктор исторических наук Сергей Девятов, — сообщает «Интерфакс» . Идея реконструкции двух упомянутых монастырей, разрушенных в 1929-1930 годах, принадлежит Владимиру Путину. Президент подчеркнул, что такой план может быть реализован только после одобрения общественностью и ЮНЕСКО. «Московский Кремль — не только особо охраняемый в нашей стране историко-культурный объект, он включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Необходимы согласования с этой международной организацией — документы на сей счет специалисты сейчас как раз готовят», — пояснил Сергей Девятов. «Конечно же, он поможет в работе специалистам, которые займутся восстановлением этих уникальных объектов, сооруженных в XIV-XV веках. Но главными все же будут документы и экспонаты — те, что успели собрать сотрудники Оружейной палаты и архитекторы», — отметил С. Девятов. По его сведениям, перед тем, как взорвали православные святыни, удалось не только подробно описать, но и обмерить все помещения. Кроме того, сохранилась большая коллекция предметов декоративно-прикладного искусства, уникальные иконы, иконостасы. О начале строительных работ говорить пока еще преждевременно в силу большого объема подготовительных документов. Сейчас на их месте расположен 14-й корпус Кремля, вопрос о сносе которого, и восстановлении на его месте двух монастырей безуспешно поднимался еще в 2002 году. Несколько лет назад на стене 14-го корпуса был открыт памятный знак — табличка с указанием, что именно здесь до 1929 года располагался Чудов монастырь.

http://pravmir.ru/razrushennyie-monastyi...

Прапор Никиты Ивановича Романовича 20 мая 2013 г. 12:14 Палаты бояр Романовых: от родового грифона до вензеля на обоях В исторической московской усадьбе романовых открылась новая постоянная экспозиция После занявшей несколько месяцев реставрации и совпавшей с ней по времени реэкспозиции на московской улице Варварка открылся музей «Палаты бояр Романовых» - филиал Государственного Исторического музея. Новых экспонатов здесь не очень много, но каждый из них достоин отдельного повествования. Сильнее всего преобразилось помещение, прежде тематически посвященное «классовой борьбе против царизма» и крестьянским восстаниям XVI – XVII вв. Теперь тут собраны документы так называемого «дела Романовых» - обвинения пяти родных братьев в заговоре против царствовавшего Бориса Годунова и ссылки осужденных на Север и на Урал. «Мини-шедевр экспозиции – впервые выставленный нами фрагмент польского дневника 1600 года, - рассказывает специалист по экскурсионной работе Елена Некрасова. – Это никогда ранее не публиковавшиеся записки польского дипломата, обнаруженные в одном из архивов Санкт-Петербурга. Раньше историки склонялись к мнению, что дело Романовых – фальшивка, а Годунов сфабриковал его, чтобы убрать с политической арены влиятельных недругов. Но живший неподалеку на Никольской улице очевидец-дипломат (имя его, к сожалению, не сохранилось) описывает, как в течение нескольких дней на дворе у Романовых собирался вооруженный отряд. И ночью 2 ноября из Кремля вышли стрельцы, направившиеся к романовской усадьбе. Завязался бой, но силы оказались неравны, Романовых арестовали. Следствие длилось около года, в результате пять братьев оказались в ссылке, откуда живыми вернутся только двое – Иван (самый младший) и Федор (будущий Патриарх Филарет Никитич). На стендах рядом – донесения приставов, «инспектировавших» ссыльных узников, и малоизвестное изображение молодого Федора Никитича Романова, выполненное Ильей Репиным по словесным описаниям современников будущего Патриарха. Раритет соседнего зала – прапор (фамильный стяг состоявшей на государевой службе знати). Вероятно, хронологически это самое раннее изображение родового символа Романовых. Прапор, правда, восстановлен только что – но зато в строжайшем соответствии с точным описанием, хранящимся в Оружейной Палате. Исторический прообраз этой современной копии принадлежал племяннику Патриарха Филарета – боярину Никите Ивановичу Романову (+ 1655), служившему при дворах царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича.

http://e-vestnik.ru/news/palaty_boyar_ro...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИВАНОВ Максим († после 1716), иконописец Оружейной палаты Московского Кремля посл. четв. XVII - нач. XVIII в. Очевидно, сын жалованного иконописца Максимова Ивана и брат Максимова Василия (см. ст. Максимовы ). Проживал в Москве, в приходе ц. вмч. Никиты на Швивой горке в Семёновской слободе. Первые сведения о его деятельности в Оружейной палате относятся к 1677-1678 гг., когда в составе большой группы иконописцев он работал над миниатюрами к напрестольному Евангелию для дворцовой ц. Воскресения словущего в Московском Кремле. В 1679 г. в группе мастеров принимал участие в написании 14 икон праотеческого ряда иконостаса Покровского собора в Измайлове (частично сохр., находятся в Покровском соборе). В 1689-1694 гг. совместно с Петром Федоровым Билиндиным , Николаем Соломоновым Вургаровым и Петром Семеновым Коробовым писал иконы для иконостаса ц. Воскресения Христова в Кадашах. Среди сохранившихся икон комплекса автограф мастера имеется на двери в жертвенник с изображением арх. Михаила (1694, Музей-усадьба «Останкино»). Имя И. упомянуто среди др. художников и на происходящей из того же храма иконе «Богоматерь Боголюбская, с припадающими преподобными Сергием Радонежским, Варлаамом Хутынским и Иоанном Дамаскином» (1689, ГТГ). В надписи указано, что И. вместе с Петром Коробовым выполнил на ней изображение преподобных. Образ был написан за 5 дней. В 1702 г., к Пасхе, писал за 60 р. иконостас для новопостроенной ц. Воскресения Христова в Андреевском мон-ре в Пленницах по заказу игум. Феофана и братии (не сохр.). Поручителем при заключении договора был иконописец Билиндин, с которым И. совместно работал. В 1703 г. И. выступил поручителем Билиндина и В. Максимова при заключении ими договора на написание иконостаса в вотчине боярина Т. Н. Стрешнева с. Рождествене (Шарапове) Московского у. Наиболее позднее известное произведение И.- икона «Ап. Иоанн Богослов и Прохор на Патмосе», написанная в 1706 г. для московской ц. свт. Власия Севастийского в Староконюшенном пер. В 1716 г. его имя еще упомянуто в переписных книгах Москвы.

http://pravenc.ru/text/200483.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИМИРОВ [Володимеров] Иосиф, рус. иконописец, стенописец, работавший во 2-й трети XVII в. Автор «Послания некоего изуграфа Иосифа к цареву изуграфу и мудрейшему иконописцу Симону Федоровичу» (1656-1657 или нач. 60-х гг. XVII в.), в к-ром теоретически обосновал т. н. живоподобие - новое стилистическое направление в иконописи, получившее распространение среди царских изографов благодаря ведущему мастеру иконописной мастерской Оружейной палаты Симону Ушакову . В.- уроженец Ярославля, предположительно проживал в слободе Толчково, в приходе ц. св. Иоанна Предтечи. Впервые был вызван в Москву в 1642-1643 гг. и принял участие в росписи Успенского собора в Кремле. Был сразу замечен ведущими московскими мастерами, в дальнейшем постоянно привлекался к работам по царскому заказу. В 1650 г. в составе артели ярославского стенописца Севастьяна Дмитриева работал в Кирилло-Белозерском мон-ре. Документально известно, что В. принимал участие в написании небольших композиций в киотах на стенах Успенского собора мон-ря. Однако поскольку род художника был внесен для поминовения в монастырский синодик, есть все основания полагать, что он участвовал также и в более значительных работах в мон-ре, в частности, в росписи соборных папертей. В 1652 г. В. принимал участие в начальном этапе росписи Архангельского собора Московского Кремля, где завязалась его дружба с Ушаковым, руководившим этими работами. В 1653-1654 гг. В. был среди мастеров, писавших иконы для иконостаса Успенского собора Кремля. В 1659 г. в составе большой артели выполнял стенописи в Успенском соборе г. Ростова Вел. После возобновления в 1660 г. работ в Архангельском соборе, прерванных моровым поветрием 1654 г., В., числившийся уже как мастер 1-й статьи, вновь привлекался к участию в них. В это время художник проживал в доме Ушакова близ ц. Св. Троицы в Никитниках. Для местного ряда иконостаса этого храма, построенного на средства выходцев из Ярославля купцов Никитниковых, им была написана икона «Сошествие Св. Духа на апостолов», в к-рой он сознательно изменил традиц. иконографию в соответствии с совр. греч. образцами. Тогда же привлекался ко мн. коллективным работам: письму царских врат для придворной ц. св. Евдокии, починке икон местного ряда иконостаса Покровского собора на Рву (собор Василия Блаженного), письму новой иконы Господа Вседержителя и двери в жертвенник для того же собора. Под рук. живописца Стефана Лопуцкого участвовал в письме знамен.

http://pravenc.ru/text/159134.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010