Выше и правее — плачущие над царевичем царица Мария Нагая, кормилица Арина Тучкова и сбежавшиеся в Кремль по звону колокола угличане. В центре — колокольня, бьющий в колокол пономарь Федор Огурец и убийцы, пытающиеся взломать двери и прекратить звон. Справа — динамичная сцена расправы горожан над убийцами, выше — тела побитых во рву и скачущие в Москву гонцы. Венчает композицию панорама Московского Кремля и большое изображение царевича в лике святого. Фреска стилистически связана с монументальной живописью крупнейших школ Ярославля и Костромы XVII века, но уступает ее лучшим образцам. Плавная величественность движений знаменитых образцов заменена здесь театральной экспрессией, характерной для барокко, цветовая гамма приглушена. Между окнами первого и второго света «проиллюстрирован» православный «Символ Веры», выше помещены изображения русских святителей. Золоченый резной иконостас храма установлен в 1867 году. В нем и малом иконостасе трапезной несколько великолепных произведений иконописи лучших русских изографов — мастеров Московской Государевой Оружейной палаты. В церковь делали вклады первые цари династии Романовых и русская знать. Икона «Богоматерь Смоленская» — вклад Михаила Федоровича Романова в деревянную церковь в 1630 году. Высокие художественные достоинства, изящество рисунка и благородный колорит позволяют полагать, что ее автором мог быть видный царский изограф Назарий Истомин. Виртуозной техникой живописи, утонченностью цветовых и тональных сочетаний отличается образ Богоматери Цареградской, созданный иконописцем Петром Савиным в 1630 году. Образ «Спас - Великий Архиерей» - подписная икона, исполненная в 1692 году одним из ведущих иконописцев Оружейной палаты, Петром Билиндиным. В ней явственно присутствует влияние крупнейшего мастера эпохи Симона Ушакова — черты светотеневого, портретного письма. Европейские «фряжские» влияния есть и в образе «Св. Николая Чудотворца» в малом иконостасе трапезной. Храмовый образ «Св. царевич Димитрий» выполнен угличским художником Григорием Бурениным в начале XIX века.

http://sobory.ru/article/?object=01006

Существующие врезки иконостаса в коренную кладку храма служат подтверждением этому. Выполнен в традициях парадных иконостасов мастеров Оружейной палаты Московского Кремля. Наличие в интерьере храма и в иконостасе икон письма царского изографа Ивана Максимова также подтверждает московское происхождение иконостаса. В отличии от многих церквей нашего края, церковь Похвалы Пресвятой Богородице действовала почти все время, закрыли ее всего на несколько лет. После закрытия церкви в феврале 1941 года сорок две иконы 17-18 веков были переданы в Молотовскую (ныне Пермскую) художественную галерею, 59 икон и другую церковную утварь - в Усольский краеведческий музей. В 1946 году значительная часть их была возвращена вновь открытому в 40-е же годы храму. В настоящее время приходская жизнь храма идет довольно активно. Материал предоставлен искусствоведом, зав. отделом истории и архитектуры Усольского историко-архитектурного музея «Палаты Строгановых» В. А. Цыпуштановым http://blagosever.ru/goroda/orel/ Церковь Похвалы Пресвятой Богородицы построена в 1735 году усердием господ Строгановых, как соборная, каковой и оставалась до перенесения собора в с. Новое Усолье в 1752 году. Первые сведения о перенесении Церкви Похвалы-Богородицы на новое место относятся еще к 1706 году, так как старую церковь основательно подмывало водой. Каменная, одноэтажная одноглавая, двупредельная с четырехъярусной колокольней, увенчанная куполом с фонарем и высоким шпилем. Первоначально церковь состояла из основного объема - четверик с сильно вытянутым по оси запад-восток восьмериком с куполом и световым фонарем, трапезной и притвором. В 1810-1820гг. над притвором сооружена колокольня, в объемах повторяющая композицию летнего храма. Алтарная аспида летнего храма Похвалы-Богородицы пятигранная. Полуциркульная аспида зимнего предела Александра Невского (трапезная) выходит в помещение основного объема внутри храма. Здание церкви уникально. Древнейшая часть его представляет типичный образец московской церкви XVIII в.

http://sobory.ru/article/?object=06609

- А где будут готовиться звонари для Соловков? - У нас при Храме Христа Спасителя есть школа колокольного мастерства. Но лучше мы сами будем подъезжать на Соловки - работы здесь, как минимум, лет на пять! - и на месте обучать звонарей мастерству, уставу колокольных звонов. Я уже дал в монастыре первых два мастер-класса, у нас это называется " снять звон с руки " . Для одновременного звона во все колокола на Соловках нужны три звонаря. Достаточно подготовить 5 человек. И они в принципе уже подобраны. Это - замечательные молодые талантливые ребята - послушники обители, некоторые из них с музыкальным образованием. Показал им несколько приемов трезвона, спустился с колокольни вниз и с радостью услышал свои приемы в их исполнении. - На недавнем X Всемирном Русском Народном Соборе была принята резолюция, поддерживающая передачу Рязанского Кремля Церкви. В ней обращалось внимание и на то, что необходим более конструктивный диалог между музеем-заповедником и монастырем на Соловках. А какова ваша точка зрения по этому вопросу? - В нынешнем году исполняется 200 лет, как император Александр I Благословенный подписал указ о создании в Москве Оружейной палаты. Этот юбилей торжественно отметили музеи Московского Кремля. После Отечественной войны 1812 года высочайшим указом создавались древлехранилища - музеи церковных древностей. Эта практика может быть возрождена и сегодня. Но по благому примеру Троице-Сергиевой Лавры музейные собрания должны быть воцерковлены. Вот и на Соловках, на мой взгляд, эти собрания должны быть под духовным водительством наместника монастыря. Сотрудникам музея нужно осознать, в результате чего созданы все духовные и материальные ценности в их экспозициях. Да, они многое, что могло погибнуть, сохранили! Но создал-то эти святыни православный народ. Направление экскурсий в музее-заповеднике должно меняться: нужно говорить не только о мертвых камнях и датах, архитектурных стилях, но и о святынях, о церковной истории, причем освещая ее как можно глубже. А в самой обители создана своя паломническая служба, которая уже занимается этой работой. Кстати, прежняя ризница монастыря на старинных открытках Соловков и выглядела как музей.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Колокола, отлитые Иваном Федоровичем М., сохранившиеся до настоящего времени и известные по различным источникам, предназначались для мон-рей: Спасо-Преображенского в Ст. Руссе (1692), московского Чудова (1727), московского Страстного (1730; весом 193 пуда находится в мон-ре Оптина пуст.). Иван Федорович М. совместно с помощниками Г. Лукьяновым, И. Якимовым и В. Петровым для Киево-Печерской лавры в 1732 г. изготовил колокол весом 1000 пудов. Среди отлитых М. для городских соборов колоколов большого веса - колокол «Большая лебедь» для колокольни собора Св. Софии в Вологде (1691). Целый ряд новых колоколов был отлит заводом М. для Успенского собора Москвы: в 1702 г.- колокол весом 3233 пуда (был перелит в 1762 К. Слизовым, в 1818 вновь перелит после взрыва Успенской звонницы, произведенного французами, ныне это Большой Успенский колокол); в 1704-1705 гг.- колокол Семисотный (Семисотенный), или Великопостный, весом 798 пудов для Семисотенной пристройки к Успенской звоннице (отлит на собственном заводе М. в Пушкарской слободе); в 1730 г.- колокол Новгородский весом 420 пудов для Ивановской колокольни; в 1714 г.- колокол Набатный весом 108 пудов (в экспозиции Оружейной палаты в ГММК). В 1731 г. были отлиты часовые колокола для Троицкой башни Московского Кремля. Завод М. работал над колоколами для церквей Москвы: ц. ап. Иоанна Богослова в Бронной слободе (1692; ныне на колокольне Покровского собора на Рву); ц. Св. Троицы (свт. Николая Чудотворца) на Берсеневке (1695-1696); ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы в Путинках (1715); ц. свт. Алексия, митр. Московского, в Рогожской слободе (1729); храма Софии, Премудрости Божией, в Средних Садовниках (1731; колокол восстановлен); ц. вмч. Георгия в Ендове (1731); ц. святых Космы и Дамиана в Нижних Садовниках (1732). В 1727 г. были отлиты 10 колоколов для Исаакиевского собора в С.-Петербурге, в 1733 г.- колокол «Рафаил» весом 800 пудов для собора Св. Софии в Киеве. В 1735 г. Иван Федорович М. скончался после 1-й неудачной отливки Царь-колокола для имп. Анны Иоанновны. Михаил Иванович

http://pravenc.ru/text/2564246.html

Архитектурно храма Спаса на Сенях отличается от других построек Ростовского кремля, особенно завершение здания: барабан с куполом утвержден на четырехугольном постаменте. Оконные проемы расположены в двух ярусах: барабан освещают шесть окон, а в стенах постамента окна имеются с трех сторон. На восточной стороне помещено изображение Христа Великого Архиерея. Возможно, что завершение храма — это малое подобие самого церковного здания, так как в нем воспроизведены основные структурные элементы последнего. В облике церкви Спаса на Сенях главенствуют формы, более характерные для московской архитектуры XVI века, а не для стиля XVII века, в котором выполнены остальные постройки Митрополичьего двора. В 1566 году по приказу Ивана Грозного в Ростове была возведена церковь Вознесения, вероятно, явившаяся образцом для храма Спаса на Сенях. Другой отличительной чертой церкви Спаса на Сенях является расположение алтаря. На его месте пол возвышается практически на высоту человеческого роста. Внутреннее пространство храма делится на три части: алтарь, солея и пространство для молящихся. Границами между ними служат каменные стены. По вертикали храм также разделен на три части: нижнюю и верхнюю части основного объема здания и купол. В здании храма царит полумрак, так как семь окон храма верхнего яруса расположены в глубоких нишах. Основной объем храма затемнен в любую погоду, что контрастирует с наполненной светом купольной частью. В церкви расположено 24 окна: 5 освещают алтарь, 10 — основной объем храма и 9 — купол. Роспись храма Спаса на Сенях датируется 1675 годом. Об этом свидетельствует надпись на храмозданном кресте, а также записи в документах московской Оружейной палаты, опубликованные в XIX веке, в которых также значится, что в 1675 году проводились стенописные работы в Митропольчьем двору. Имена мастеров, работавших над росписью, были установлены благодаря челобитной, в которой ярославский купец Семен Лузин жаловался царю, что Митрополит Иона вызвал в Ростов тех мастеров, с которыми у него был заключен договор на роспись другого храма. В челобитной указаны имена Дмитрия Григорьева, Константина и Василия Ананьиных, Логина Сидорова, Ермолы Федорова, Тимофея Федотова, Федора Савина, Андреяна Иванова, Семена Козлова и Карпа Михайлова.

http://sobory.ru/article/?object=00590

А в Москве при Оружейной палате в 1660 г. была организована «школа царских жалованных и кормовых изографов». Жалованными называли тех, кто состоял на постоянном жаловании, кормовые получали «корм» (оплату) сдельно. Возглавил мастерскую лучший художник того времени Симон Ушаков. Он создал такие шедевры, как росписи Грановитой палаты Кремля, картина «Древо Московского государства», Иверская икона Пресвятой Богородицы в Нижнем Новгороде, «Святая Троица» - по композиции она близка к иконе Андрея Рублева, и все же совсем другая. Славились своим мастерством и Никола Павловец, Иосиф Владимиров, Семен Спиридонов. Но на Руси была развита и светская живопись. Не практиковался только один западный жанр - изображения обнаженной натуры. Все остальное было. Парадные портреты писались с XVI в.. Сохранились портреты царей, Ордина-Нащокина, Матвеева, Голицына, Натальи Нарышкиной и др., выполненные русскими мастерами. Техника их написания ничуть не уступала европейской. Иностранцы упоминали, что в Москве рядом с Иконным рядом располагался еще один, где «находятся рисовальщики цветов, плодов, видов». Очень распространенными были лубки. Европейцы называли их «эстампами». Изображение гравировали на доске, и с нее делались отпечатки на бумагу. Дошедшие до нас лубки, вроде портрета Никона, представляют совсем не «лубочный», а вполне зрелый уровень творчества. Ваять большие статуи в России было не принято, но в изготовлении маленьких статуэток и фигурок из кости или дерева русские умельцы могли поспорить с лучшими скульпторами любой страны. Сохранился резной складень Никона. На нем мастера великолепно вырезали целый миниатюрный иконостас! Высочайшего искусства достигли и отечественные ювелиры. Применялась различная техника - литье, чеканка, зернь, скань, чернь, разные виды эмалей, финифть, филигрань, резьба, гравировка. До сих пор в музеях можно увидеть восхитительные по своему исполнению чаши, блюда, ковши, кадила, потиры, покрытые тончайшими узорами женские украшения. Не менее высоким было искусство вышивки - мастерицами (как простолюдинками, так и знатными) создавались чудесные пелены, воздуха, знамена, облачения священнослужителей, вышитые иконы.

http://ruskline.ru/analitika/2013/07/01/...

В описи 1597 года «Списке к сотне письма и меры кн. Дмитрия Григорьевича Бельскаго с товарищи Устюжны Железопольские, а взяты с списка у Устюжскаго челобитчика, у Ефремка у Белянинова» он уже не упоминается. Церковь названа соборной: «на посаде соборная церковь Рождества Пречистые на каменное дело (на каменном фундаменте) древяна». Деревянная церковь имела пять престолов. К прежним прибавился придел свв. Зосимы и Савватия «на полятех». Тот же документ свидетельствует, что при ней находились еще 25 келий, в которых жили монахини. Окончательно монастырь прекратил свое существование около 1609 года. В 1622 году сгоревший храм вновь отстроили из дерева на прежнем месте. К этому времени церковь стала приходской и получила еще два придела: Сретения и Владимирской иконы Пресвятой Богородицы и Благовещения. В 1677 году и этот храм сгорел. На его месте в 1685-1691 годы возвели каменный пятиглавый собор с тем же названием. С западной стороны к нему примыкает трапезная. Немного позже рядом с собором появилась шатровая колокольня редкой красоты. Примерно в то же время к церкви пристроили четыре придела. Исследователи полагают, для строительства пригласили ярославских мастеров. На эти работы израсходовали 930 рублей, из которых 200 собрали сами горожане, такую же сумму пожертвовали государи Петр и Иван Алексеевичи, остальная часть является несолькими вкладами протопопа Благовещенского собора Московского Кремля и духовника двух молодых царей Меркурия Гаврилова. Уроженец Устюжны, он и в дальнейшем не оставлял собор своими благодеяниями. Благодетельствовала церкви и царская семья. Среди вкладов в ризнице хранились шитые пелены и иконы, выполненные царицами Натальей Кирилловной Нарышкиной и Параскевой Феодоровной, царевнами Софьей Алексеевной и Татьяной Михайловной. Над внутренним убранством собора, его росписями и иконостасом трудились изографы государевой Оружейной палаты. Самый известный из мастеров – Кирилл Уланов. Иконы его работы «Спас Вседержитель», «Богоматерь Боголюбская с предстоящими» и «Троица Ветхозаветная» из уничтоженной церкви Петра и Павла в Устюжне хранятся в храме и поныне. В создании иконостаса также принимали участие Тихон Филатьев и Карп Золотарев. Остался в соборе и деисусный чин из прежнего, деревянного собора, выполненный в 1627 году Назарием Истоминым с артелью.

http://sobory.ru/article/?object=00238

— Сейчас в Церкви идет много споров о внутреннем убранстве храма, а как обстоит с этим дело в Толмачевском храме? Если у вас музейный статус, то и спрос больше. — Многие композиции сохранились почти полностью, поэтому удалось восстановить систему росписей. Все росписи отличает стилистическое единство, они исполнены в традициях академической живописи XIX века. Значительным достижением реставраторов Третьяковской галереи явилось создание иконостаса главного придела, также завершенного в 1997 году. В нем соединены образа из иконостасов Никольской церкви и другого известного храма Замоскворечья — Рождества Богоматери на Полянке, более известного под названием Космы и Дамиана в Кадашах. Все они датируются концом XVII столетия и созданы мастерами Оружейной палаты Московского Кремля. Воссозданный иконостас достаточно точно воспроизводит первоначальную схему пятиярусного иконостаса Никольского храма, соединив иконы из разных храмов, стилистически он представляет единое художественное целое, являясь уникальным памятником церковного искусства XVII века и мастерства реставраторов. В " местном " ряду — сохранившиеся иконы из Никольской церкви: храмовая икона " Сошествие Святого Духа на апостолов " (1697), " Спас Вседержитель " (1692), " Богоматерь " Одигитрия " , " Святитель Николай Чудотворец " (1692). Иконостасы приделов также были восстановлены при реконст­рукции. Более того, галерея передала храму более 200 икон из запасников, а также запрестольные кресты, литургическую утварь. Процесс передачи святынь продолжается все эти годы. Так, в 2005 году в Покровском приделе было установлено старинное распятие — Дмитровский крест. Исследователи расходятся в его датировке: одни, следуя сказанию, относят его к XIII веку, другие на основе живописных особенностей считают временем его создания конец XIV — начало XV века. В Третьяковскую галерею Дмитровское распятие поступило из Государственного исторического музея в 1930 году. А с 2009 года в Никольском приделе храма находится Иверская икона Божией Матери. В 1929 году Иверская часовня Красной площади была закрыта, а икона изъята, долгое время о ее местонахождении ничего не было известно. Недавно, опять же благодаря усилиям искусствоведов и реставраторов, удалось установить, что в Третьяковской галерее, скорее всего, хранится именно этот чудотворный список из Иверской часовни. Он поступил в музей в 1933 году без указания происхождения, размер липовой доски, характерные утраты красочного слоя, другие детали свидетельствуют в пользу этого предположения. Было решено передать эту икону в наш храм, и сегодня верующие могут молиться перед ней в своих скорбях и печалях.

http://e-vestnik.ru/church/tretyakovka_p...

Храм с давних пор славился своим колокольным звоном. Главный колокол был вылит в 1750 г. и его вес составил 400 пудов (1 пуд=40 фунтов=16,38 кг), т.е. примерно 6,5 тонн! Отливал его известный мастер Константин Михайлович Слизов, который спустя десятилетие отлил Большой Успенский колокол на колокольне Ивана Великого. Этот колокол отличался удивительно мягким, бархатистым звуком. На Кадашевской колокольне был замечательный подбор колоколов " разных характеров звука и притом с приятными тембрами " . В начале XX века здесь часто играл московский звонарь-виртуоз К. К. Сараджев. Thumbnail После закрытия храма колокола исчезли. Но в 1990-х гг. стало известно, что некоторые из них находятся в Большом театре. Так, в 1995 г. в интервью " Московскому журналу " старший звонарь Московского Кремля И. В. Коновалов заметил: " Мы, конечно, благодарны театрам за то, что они сохранили это ценнейшее наследие, но теперь неплохо было бы подумать над тем, чтобы вернуть колокола туда, где их используют по прямому назначению. В Большом эти колокола звонят в " Борисе Годунове " . Но ведь все остальное – декорации и бутафория. Они же не выносят на сцену настоящий трон из Оружейной палаты. Нельзя ли вместо колоколов использовать фонограмму? Недавно у нас произошел радостный день: театр имени Немировича-Данченко передал десять колоколов в знаменитый храм Спаса Преображения, что на Песках. Вместо колоколов театр получил бронзовые доски-била, настроенные на основные ноты этих колоколов. Thumbnail Самый большой колокол в Большом театре – 400 пудов из храма Воскресения Христова в Кадашах. Мы можем сделать им идеальную запись гула 4000-пудового Успенского колокола или 2000-пудового " Сысоя " со всем ростовским звоном. Это даже обогатит звуковую гамму " Бориса Годунова " и других спектаклей " . Есть, ко всему прочему, и фотографии 1996 г., подтверждающие, что колокола в театре были. Но по последним данным, во время реконструкции Большого, они куда-то исчезли... А ведь именно сейчас, когда можно заранее предусмотреть отсутствие колоколов, самый удачный момент для их возвращения церкви " 2.

http://religare.ru/2_87317.html

Арх.: РГАДА. Ф. 396 (Оружейная палата). Лит.: Забелин И. Е. Мат-лы для истории рус. иконописания. М., 1850; Викторов А. Е. Описание записных книг и бумаг старинных дворцовых приказов. СПб., 1877-1883. 2 вып.; Филимонов Г. Д., Яковлев Л. П., сост. Опись Московской Оружейной палаты. М., 1884-1893. 7 ч. в 10 т.; Ровинский. Обозрение иконописания; Успенский А. И. Царские иконописцы; он же. Столбцы бывш. архива Оружейной палаты. М., 1912-1914. 3 вып.; Грабарь И. Э. Симон Ушаков и его школа// Он же. История рус. искусства. М., 1913. Т. 6. С. 425-454; Гос. Оружейная палата Моск. Кремля: Сб. науч. тр. по мат-лам ГОП. М., 1954; Овчинникова Е. С. Портрет в рус. искусстве XVII в. М., 1955; она же. Иосиф Владимиров: Трактат об искусстве//ДРИ. 1964. [Вып.:] XVII в. С. 9-61; Молева Н. М. Цеховая организация художников в Москве XVII-XVIII вв.//ВИ. 1969. 11. С. 43-54; Брюсова В. Г. Рус. живопись XVII в. М., 1984; Павленко А. А. Организация живописного дела в Москве во 2-й пол. XVII - нач. XVIII в.: АКД. М., 1989; Бусева-Давыдова И. Л. О концепциях стиля рус. искусства XVII в. в отеч. искусствознании//Проблемы рус. средневек. худож. культуры. М., 1990. С. 107-117. (ГММК: Мат-лы и исслед.; 7); она же. Новые иконогр. источники рус. живописи XVII в.//Рус. искусство позднего Средневековья: Образ и смысл. М., 1993. С. 190-206; она же. Восток и Запад в рус. культуре XVII в.: К проблеме нац. самоидентификации//Рус. искусство между Западом и Востоком. М., 1997. С. 85-103; она же. О духовных основах поздней рус. иконы//Вопросы искусствознания. 1997. 1. С. 182-196; она же. «Свое» и «чужое» в рус. культуре XVII в.//Искусствознание. 1998. 2. С. 293-302; она же. Культура и искусство в эпоху перемен: Россия 17-го ст. М., 2008; она же. «Школа Оружейной палаты» и старообр. иконопись: К постановке проблемы//Коломенское: Мат-лы и исслед. М., 2011. Вып. 13. С. 255-271; Силаева Е. И. Произведения иконописцев Оружейной палаты Моск. Кремля из собр. Останкинского дворца-музея: Кат. М., 1992; Смирнова Э. С.

http://pravenc.ru/text/2581581.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010