" Во имя Отца. Аминь... И Сына. Аминь... И Святого Духа. Аминь " , – при Крещении на этих словах христианина троекратно погружают в воду, здесь – Митрополиты Минский и Киевский трижды посадили Предстоятеля на патриарший престол и подняли его, повторяя " Аксиос! " (греч. " достоин " ). Хоры, клир и миряне подхватывали призывные " Аксиос! " из алтаря, отвечали многоголосыми переливами: " Аксиос! Аксиос! Аксиос! " . Затем клир во главе с новым Патриархом Русской Церкви продолжил служение Литургии. В конце Святейший Патриарх Кирилл вышел с Чашей причащать мирян – прочел молитву, чеканя каждое прошение. Первой причастилась супруга Президента – Светлана Медведева, затем монахини. Следующим за ними шел Никита Михалков. На торжество по случаю Интронизации Святейшего Владыки Кирилла приехал Первоиерарх Александрийского Патриархата Феодор, собрались гости из Поместных Православных Церквей, делегаты Архиерейского и Поместного Соборов, первые лица российского государства, депутаты Госдумы, сенаторы, мэр Лужков и президент Молдавии Воронин, представители дома Романовых, Римско-Католической Церкви и других конфессий, клирики, монашествующие, миряне – по оценкам специалистов всего около 5000 человек. 1 февраля в Русской Церкви отныне станет ежегодным праздничным днем, наравне с именинами Святейшего Патриарха Кирилла – 24 мая – в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. По окончании богослужения митрополиты передали Святейшему знаки патриаршего достоинства: надели зеленую мантию с инициалами ПК (Патриарх Кирилл) и куколь (белый куполообразный головной убор), вручили посох московского святителя Петра, который по случаю Интронизации был привезен из Оружейной палаты Кремля, где он хранится в особом стенде. Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с приветственным словом, которое лишь укрепило во мнении, что он ярчайший оратор, способный вдохновить многих на многое. Хочется не только цитировать, но и желать всей Церкви осуществления сказанного:

http://religare.ru/2_62060.html

Дважды женатый на княжнах-христианках, он относился к Православной Церкви (к которой принадлежало и большинство подданных Литовского княжества) в целом вполне благожелательно. Тем не менее мученический подвиг Антония, Иоанна и Евстафия засвидетельствован и оценен в документах его времени, и значение документов столь исключительно, что невнимание к ним исследователей лишено всякого оправдания. Речь идет о славянском житии, греческом энкомии 1197 и изображении трех мучеников на «Большом» саккосе митрополита Фотия из Оружейной палаты московского Кремля. Текст славянского жития, по мнению его издателя М. Н. Сперанского, принадлежит сербскому автору 1198 . Поведав о смерти трех страдальцев, анонимный писатель сообщает далее два важных факта: 1) что сыновья Ольгерд а, также обратившиеся в православную веру, помогают сберечь останки казненных, а сам Ольгерд разрешает христианам выкупить землю для сооружения храма в память о них; 2) что в 1374 г., «в первосвятительство патриарха Вселенского Филофея» (1364–1376), частицы мощей литовских мучеников были принесены в «святейшую и великую церковь », где, окруженные благоговейным почитанием, стали источником чудесных исцелений. Хронология жития и весьма положительное освещение действий Ольгерда и его сыновей, выказавших свое расположение к православной вере, очень хорошо отражают церковнополитическую реальность 1370-х гг. Именно в эти годы патриарх Константинопольский Филофей отказался от сугубо промосковской политики предыдущего периода и стал выражать озабоченность будущими судьбами православных в Великом княжестве Литовском. В 1373–1375 гг. деятельное участие в примирении враждующих русских княжеств 1199 принимал патриарший эмиссар, болгарский монах Киприан. Он заручился важными связями при литовском великоняжеском дворе, и был, в конце концов, поставлен митрополитом в Литву 1200 (1375) 1201 . Торжественное принесение мощей виленских мучеников в Константинополь (1374) совершилось, несомненно, по его инициативе. А исследователь, задавшийся вопросом об авторе их жития, – про которого известно, что это был серб, хорошо осведомленный в положении дел на Руси и близкий Киприану, – непременно должен обратить внимание на сербского монаха Исаию, настоятеля русского монастыря на Афоне, который около 1371 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Значительную роль в судьбе святого сыграло знакомство с окольничим (позднее боярином) И. М. Языковым, приближенным царевича Феодора Алексеевича. Возможно, И. сблизился с Языковым, когда тот в 1668-1669 гг. занимал должность воеводы в Вязниках. Вскоре после восшествия на престол Феодора Алексеевича (30 янв. 1676) Языков привел находившегося в Москве И. в покои тяжело болевшего государя, на которого благочестивый инок произвел сильное впечатление. 18 янв. 1677 г. царь дал пожалование Флорищевой пуст. и в дальнейшем неоднократно делал вклады в обитель: в 1677-1680 гг. мон-рь получил 3 починка, землю и лес вокруг мон-ря, покосы, рыбные ловли, мельницу, соляные варницы и дворовое место в Москве для подворья, а также ежегодную ругу воском, ладаном, медом и церковным вином. Летом 1677 г. царь собирался посетить обитель, но из-за тяжелого положения рус. армии, участвовавшей в отражении нашествия тур. войск на Украину, богомольный поход был перенесен на осень, когда военные действия традиционно прекращались. 22 нояб. царь вместе с царевнами выехал из Москвы. Посетив Флорищеву пуст., государь повелел начать в ней каменное строительство. 27 авг. 1678 г. Феодор Алексеевич отправил в монастырь богомольную грамоту, призывая его насельников молиться об избавлении от нашествия турок и татар (ААЭ. Т. 4. 227. Стб. 313-314). Государь выбрал И. крестным отцом для своего сына Ильи. Крещение состоялось 17 июля 1681 г., однако новорожденный и его мать вскоре скончались. Считается, что по совету И. царь выбрал себе новую супругу - М. М. Апраксину. В нач. осени 1681 г. царь совершил 2-е паломничество во Флорищеву пуст. В этой поездке его сопровождал Смоленский и Дорогобужский митр. Симеон (Милюков) , к-рый 30 сент. 1681 г. освятил в мон-ре построенную на средства казны каменную Успенскую ц. Вкладом царя в храм стал иконостас, написанный в мастерских Оружейной палаты Московского Кремля . Уезжая из мон-ря, царь повелел И. в скором времени прибыть в Москву. И. исполнил повеление, и 11 дек. 1681 г. в столице он был хиротонисан во архиепископа Суздальского и Юрьевского. 16 апр. 1682 г. архиерею вручили ставленую патриаршую грамоту о возведении в сан митрополита, датированную 25 марта. Известно, что поначалу патриарх Иоаким резко протестовал против намерения Феодора Алексеевича даровать И. титул митрополита (причины недовольства патриарха неизв.), но, убежденный царем, согласился ( Седов. 2006. С. 446-447). Перед отъездом из Флорищевой пуст. И. поставил во главе братии своего ученика Иринарха и завещал, чтобы настоятели пустыни всегда избирались из монахов, принявших в пустыни пострижение и неисходно здесь жительствующих.

http://pravenc.ru/text/389121.html

Инв. 4318), «Сказание о святых Савве Вишерском, Ионе, архиеп. Новгородском, и др.» XVII в. (Инв. 4197), «Сказание о чудесах Богородицы Тихвинской» XVII в. (Инв. 4198), «Синодик Успенской пустыни на Березовом бору» 1627 г. (Инв. 4200), «Сборник сказаний о чудотворных иконах, мощах и святых» XVIII в. (Инв. 4314), «Беседа Бога с грешником» XVII в. (Инв. 4315), «Книга Симеона Нового Богослова» нач. XVIII в., вклад мон. Сергия 1712 г. (Инв. 4196), «Акафист Божией Матери» XVIII в. (Инв. 4201). Большой интерес представляет «Синодик Никольского монастыря» XVII-XVIII вв. (Инв. 1272). В нем находятся записи родов кн. Андрея Голицына, старицы кнг. Марии Турениной, стольника Ивана Федоровича Буторлина (Бутурлина), боярина Льва Кирилловича Нарышкина, князей Федора Гундорова, Ивана Ромодановского и др. представителей знати кон. XVII - нач. XVIII в., а также московских и переславских купцов (Обуховых, Холщевниковых, Щелягиных, Садовниковых и др.), настоятелей мон-ря и проч. В Синодике зафиксированы также роды мастеров Оружейной палаты Московского Кремля ( Сукина Л. Б., Левицкая Н. В., Герасимова Н. Р. Московские художники в Переславле-Залесском XVII-XVIII вв.: (По рукописным и эпиграфическим мат-лам Переславского музея)//Филевские чт.: Тез. докл. 22-25 дек. 1997 г. М., 1997. С. 55-57). Одним из крупнейших вкладчиков был гравер Леонтий Бунин, подаривший мон-рю свой печатный стан с комплектом награвированных досок ( Сукина Л. Б. Запись рода Леонтия Бунина в синодике переславского Никольского мон-ря//Румянцевские чт.- 2011. М., 2011. Ч. 2. С. 148-151). На нач. XX в. в б-ке мон-ря числилось более 60 старопечатных книг и книг гражданской печати XVII-XVIII вв. ( Косаткин. 1906. С. 304). К 2019 г. часть из них хранится в Переславль-Залесском музее-заповеднике. В ризнице хранились печатные книги в серебряных окладах: Евангелие 1668 г., вклад казначея старца Феодосия (ПЗИХМЗ. Инв. 2116), и Евангелие 1698 г., «построенное» на средства вкладчиков игум. Варлаамом и казначеем Питиримом (Инв. 1332).

http://pravenc.ru/text/2580000.html

Однако Петр Аркадьевич не замечал этого. Он целиком поглощен был созерцанием шествия, в котором он когда-то сам участвовал и которое ему и сейчас казалось наполненным высоким государственным смыслом. Петр Аркадьевич инстинктивно вытянул руки по швам, когда вслед за придворными в окружении офицеров гвардии с обнаженными саблями и дворцовых гренадер в высоких медвежьих шапках были вынесены императорские регалии, специально привезенные из Оружейной палаты Московского Кремля. И в таком положении навытяжку оставался до тех пор, пока императорские регалии занимали положеные им места: корона и держава — на табуретах по правую сторону трона, скипетр и государственная печать — на табуретах по левую. Генерал-адъютант граф Игнатьев с государственным знаменем в руках стал на четвертой ступеньке трона слева, а генерал Рооп с мечом — на той же четвертой ступеньке справа. В широком проходе, ведущем к трону с красным и золотым балдахином, наконец появился Государь Николай Александрович. Справа со стороны членов Государственного Совета послышалось дружное “ура”, слева несколько думцев попытались их поддержать, но сразу же осеклись. Николай Александрович медленно и торжественно шел вперед. Он был бледен, на нем была темно-синяя форма полковника Преображенского полка, которая оттеняла его бледность. За ним следовал импозантный и стройный, несмотря на свои шестьдесят лет, министр Императорского Двора барон Фредерикс и дежурные офицеры при Императоре. Среди них Петр Аркадьевич сразу увидел близкого человека — свиты Его Величества генерал-майора Николая Дмитриевича Оболенского, которого он знал с детства. Такого же роста, как и император, Николай Дмитриевич — “ Котя “, так называли его в кругу родствеников — пружинисто следовал за Императором в такт гимну, и на лице Николая Дмитриевича было такое выражение, как будто он всем говорил: “Все наладится!” Однако у следовавшей за дежурными вдовствующей Императрицы Марии Федоровны такого оптимизма не было. После того как думцы не захотели приветствовать криками “ура” ее сына, она стала сбиваться с такта (правда, это было почти незаметно) и все время посматривала с тревогой в левую сторону своими красивыми глазами. Они неестественно блестели от дрожащих в них слез.

http://pravoslavie.ru/6011.html

Святилище, ими оскверненное и поруганное, они наполнили бочками, горнами, станками; расставили в нем между разбросанными иконами деревянные болваны богатырей, взятые из Оружейной палаты. Раки опочивающих там Святителей, кроме гробницы Св. Ионы, обнажены были от серебряных окладов. Вскоре после очищения Кремля и соборов и по возвращении в Москву Преосв. Викария Августина, занялись возобновлением первопрестольного храма. Надзор за исправлением иконного и стенного писание поручен был Протоиерею Петру Семенову, который, назад тому сорок лет, участвовал в поновлении образов и фресок сего храма. В три месяца окончено было поновление 375 икон, которые и обложены чеканным позолоченным серебром по образцу остатка прежнего оклада, сохранившемуся как бы для того, чтобы служить подлинником при возобновлении и украшении иконостаса в древнем благолепии. При освящении собора, Августа 30, 1813 года, в крестном хождении обносимы были св. мощи Петра Митрополита в преднесении архипастырского его жезла. С тех пор доныне сей священный и древний храм Московский украшаем был благочестивою щедростью Государей, усердием доброхотных дателей и ревностным содействием служившего в нем 20 лет Протопресвитера Иакова Никольского и старосты Влад. Третьякова. Все местные иконы покрыты богатыми серебряными с позолотою ризами; два придела возобновлены в лучшем виде; на южной, западной и северной сторонах позолочены иконостасы, в коих помещены св. образа, принесенные из других городов и монастырей духовными особами в благословение Государям Российским и на поклон Святителям. Прежде нежели обратим свое внимание на священные достопамятности Собора и драгоценности его ризницы, осмотрим три придела, два, примыкающие к главному алтарю и третий, в юго-восточной главе. Приделы собора 1 . Придел Св. Апостол Петра и Павла. О построении в Москве церкви Поклонения честных вериг Св. Апостола Петра упоминают летописи под 1328 или 29 года. Сей придел, пристроенный к северной стене собора Успенского, внутрь алтаря близь жертвенника, посвящен был во имя сего праздника, воспоминаемого церковию Января 16, в благодарность Богу за усмирение Пскова 328 , или вероятнее для дня тезоименитства Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

В Колымажном дворе Кремля хранились царские повозки – колымаги и кареты, здесь также размещалась царская конюшня. Колымажный двор был упразднен в 1830 году. В XIX веке на территории Потешного двора в Кремле поселился комендант, после чего башня, расположенная недалеко от его дома, была названа Комендантской. В 1918 году было совершено покушение на Ленина, в связи с чем задержали эсерку Фанни Каплан. Павел Мальков, служивший в то время комендантом Кремля, в своих записках признался, что без суда и следствия расстрелял подозреваемую. И вот уже столетие не утихает слух о том, что ночью по башне бродит женщина с пистолетом в образе Фанни Каплан. Комендантская башня по своей форме напоминает следующую - Оружейную, но ее высота составляет 41,25 метра, что значительно больше последней. Оружейная башня расположена на небольшой возвышенности между Комендантской и Боровицкой башей у северо-западной стены Кремля. Ее строительство в 1491 году начал Пьетро Антонио Солари, но в 1493 году архитектор умер и работы остановились. Недостроенное сооружение находилось на берегу реки Неглинки и постепенно эта место стало превращаться в заболоченную пойму, что грозило размыванию грунта Боровицкого холма и подходов к Московскому Кремлю. Итальянский архитектор Алевиз Фрязин (Алоизо да Карезано) продолжил работы – под его руководством были проведены гидротехнические работы по осушению и укреплению почвы и завершено строительство. Построенная башня была названа Конюшенной, поскольку через ее ворота, можно было проехать на царский Конюшенный двор. На территории Кремля, недалеко от Конюшенной башни, находились мастерские по изготовлению драгоценной утвари, украшений и оружия, а в начале XVI века здесь возведено здание Оружейного приказа, где хранилось оружие. Современное здание Оружейной палаты построено в 1851 году по проекту Константина Тона, с этого времени Конюшенную башню стали называть Оружейной. В настоящее время Оружейная палата входит в состав Музея заповедника «Московский Кремль» и представляет посетителям более 4000 уникальных экспонатов, среди которых – драгоценные изделия, созданные в кремлевских мастерских, подарки иностранных государств, предметы, хранившиеся в Царской казне и патриаршей ризнице.

http://sobory.ru/article/?object=20540

Постоянно и усердно занятый всем, что так или иначе соприкасается к Музею, А. Е. Викторов находил время и для других трудов, с целью сделать известными памятники неизвестные. Так, в 1865 г., в Кирилло-Мефодиевском сборнике издано им, по неизвестным спискам, несколько памятников, относящихся к братьям первоучителям Славянским; в 1872г. в Рус. Архиве собственноручные письма импер. Екатерины II к А.В. Храповицкому; в 1873 там же два памятника Русского монастырского быта XVII в.; в Вестнике Общества Древне-Русского искусства 1874–75 г. обозрение старинных описей Патриаршей ризницы и опись Патриаршей ризницы 1631 г.; в Чтениях Общества истории и древностей 1877 г. опись ветхостей в башнях и стенах Московского Кремля, Китая города и Белого города, 1667 г. Значительнее всех этих трудов и по обширности, и по внимательности, необходимой для придания делу научного значения – Описание записных книг и бумаг старинных Дворцовых Приказов 1584–1725 г. В первый том (376 стр., в б. 8-у) вошли описания Казенного приказа, Государевой мастерской палаты и Царицыной мастерской палаты; в состав 2-го тома войдут: Описания записных книг Оружейной палаты, Государева кабинета и других дворцовых учреждений, Приказа тайных дел и переписных книг дворцовых соборов и церквей. Это издание – драгоценный вклад в сокровищницу источников для подробного изучения Русской старины XVI–XVII в. Из многих записных книг даны обширные извлечения о всех разнообразных предметах царского быта и обихода. Не считая этого важного труда оконченным, пока не вышел в свет второй том с обещанными указателями к обоим, можно припомнить, что, как указано было выше, после выхода 1-го тома изданы А.Е. Викторовым другие труды, хотя и меньшего размера, но в своем роде замечательные, и что до выхода этого 1-го тома «Описания» начаты им некоторые особые труды большого размера. Говоря это, я имею в виду отметить в А.Е. Викторове ту черту, которой резко отличаются действительные деятели в науке, от тех, которые могут только казаться такими. Лежат и в его ящиках, и в чужих помещениях не только значительные запасы извлечений, заметок, сводов, но и цельные, оконченные или почти оконченные труды. Издав какой бы то ни было труд, он не может остаться без дела: у него уже есть что делать и о чем заботиться. Одна помеха: за окончательную обделку иного труда нельзя браться, ограничиваясь только собранным запасом.

http://azbyka.ru/otechnik/Izmail_Sreznev...

пелены же жемчужные бархатные... за ветхостью и полипялостью бархата перенизать на новую материю» 33 . В основном это касалось риз, покровов и пелен с Голгофским крестом (ил. 4), но одновременно перешивали или уничтожали «за ветхостью» и вещи с лицевым шитьем. Некоторые древние вещи в конце в. оказались грубо заштопанными или лики на них записаны краской, к иным были пришиты новые каймы с литургическими надписями. 4. Покров на гроб царевича Димитрия. Вклад царя Алексея Михайловича. Знаменщик Карп Тимофеев. 1651. Музеи Московского Кремля Сразу после Октябрьской революции и национализации памятников культуры и старины началась их научная реставрация. В Оружейной палате хранителем тканей в 1919 г. стал крупнейший ученый того времени, известный исследователь шитья В. Т. Георгиевский , под руководством которого и осуществлялись первые реставрационные работы. Заведующей мастерской с 1920 г. являлась Н.П. Шабельская – большой знаток технических приемов древнерусского шитья. Уже в 1927 г. на III Реставрационной выставке мастерская могла показать реставрацию замечательного покрова преподобного Зосимы Соловецкого 1583 г. (кат. 35) 34 . Среди реставраторов тканей кремлевского музея послевоенного периода следует назвать Н.П. Ярмолович, перенявшую свое искусство от старших мастериц, работавших еще в начале века (ее учителем была А.Д. Меркулова), и в свою очередь обучившую этому мастерству молодых специалистов. В настоящее время в музее работает третье и четвертое поколения реставраторов. Основная задача современной реставрационной практики – не допустить дальнейшего разрушения тканей и шитья и по возможности вернуть произведениям первоначальный художественный образ. Наряду с применением традиционных приемов – промывка дистиллированной водой, дублирование тканей тонированным газом с помощью мучного клея, укрепление и восстановление утраченного шитья иглой, – выработались и новые методы реставрации, предусматривающие индивидуальный подход к каждому произведению и наименьшее вмешательство в его структуру. Причем не всегда непременно уничтожаются поздние наслоения. Иногда, чтобы не разрушать общее впечатление, оставляют новые каймы или фон, консервируя фрагменты древней ткани для сохранения «духа времени» 35 . Формирование и состав кремлевского собрания шитья Основу коллекции лицевого шитья Музеев Московского Кремля составили ризницы церквей и монастырей, находившихся в самом Кремле, а также собрания Патриаршей ризницы и Оружейной палаты. В нее вошли также памятники шитья из других церквей и монастырей, закрытых после Октябрьской революции 1917 г.: московских монастырей – Богоявленского, Ново-Спасского, Андроникова, Сретенского, костромских Ипатьевского и Богоявленского, а также Соловецкого монастыря. Часть предметов поступила из Владимира и Суздаля, из имущества царских дворцов, из Государственного музейного фонда и частных коллекций. В основном собрание сформировалось в 1918–1930-х гг. Впоследствии сюда поступали лишь единичные вещи.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Архив Пн Передача посоха святителя Петра Патриарху Алексию. Малоизвестные подробности 29 января 2009 г. 11:00 Одна из главных святынь Русской Православной Церкви, символ российских первосвятителей — посох митрополита Петра. Деревянный посох (XIV век) хранится как музейный экспонат в Оружейной палате Московского Кремля. Дважды эта святыня из Оружейной палаты передавали в руки Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II — в день его интронизации 10 июня 1990 года и на богослужение по случаю 70-летия со дня рождения. Андрей Андреевич Золотов, профессор, занимавший пост заместителя министра культуры СССР (февраль 1990 по февраль 1992 года), советник главного редактора РИА «Новости» , заслуженный деятель искусств, член-корреспондент Российской академии художеств в интервью РИА «Новости» рассказал об уникальной акции — передаче посоха Патриарху Алексию в 1990 году. — Андрей Андреевич, в 1990 году Вам выпала честь участвовать в передаче посоха митрополита Петра патриарху Алексию в день его интронизации. Расскажите, что это за посох и чем он так примечателен? — Это посох митрополита Петра, который он получил из рук патриарха Константинопольского Афанасия. После революции, как и многие церковные ценности, он попал в музеи Кремля, где и хранится по сей день, это ценный музейный экспонат. — Как он хранится? — Под стеклом, где поддерживается специальный температурный режим, как и положено храниться музейному экспонату. — В каких случаях посох выносился или передавался кому-либо из Оружейной Палаты? — Он никогда и никому не выдавался, в выставочных экспозициях не участвовал. По крайней мере мне неизвестно, чтобы он выносился до данного случая в 1990 году. Если бы традиция передачи посоха была, то Патриарх мог бы сослаться на это, однако ничего подобного не было. Речь шла об уникальной акции. — Значит, все было не просто? — Да, сложности были. В то время я был заместителем министра культуры Советского Союза (февраль 1990 по февраль 1992 года). На момент избрания митрополита Алексия Патриархом в моем ведении были музеи — Третьяковская галерея, музей Изобразительных искусств имени Пушкина, Эрмитаж, музеи Кремля и ряд других музеев, библиотека им. Ленина тоже. Министром в ту пору был Николай Николаевич Губенко.

http://patriarchia.ru/db/text/544357.htm...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010