Но при чём тут Войков, в честь которого названа станция метро? Ныне уже широко известно, что П. Л. Войков – оборотень, которого нам преподносили как «выдающегося дипломата, погибшего при исполнении», голосовал за убийство Царской Семьи, а затем отобрал у аптекарей в Екатеринбурге всю серную кислоту, чтобы обезобразить тела убиенных. Расписки о реквизиции этого химиката в день убийства за подписью Войкова содержатся в материалах следствия, проведенного «по горячим следам» преступления следователем по особо важным делам Н. А. Соколовым. Имеется и свидетельство о том, что Войков лично контролировал заметание следов. Впоследствии это стало причиной того, почему Англия не пожелала выдать Войкову дипломатический паспорт. Однако его всё же заделался «дипломатом» в Польше, где занимался распродажей по бросовым ценам сокровищ Оружейной Палаты Кремля. Неудивительно, что после канонизации Царской Семьи просьбы исключить имя цареубийцы из топонимии России и Москвы звучат каждый год. В октябре 2010 года к мэру Москвы с этим предложением обращалась даже Государственная Дума, предлагая переименовать станцию метро «Войковская» в честь летчика-космонавта Владислава Николаевича Волкова, который жил и учился в этом районе. И что же? Госдуме было отказано, а пять лет спустя чудовищная опухоль на севере Москвы дала метастазы: «Войковскими» решено назвать строящиеся транспортно-пересадочный узел (ТПУ) и остановку Московской кольцевой железной дороги (МКЖД), а также мост, называвшейся до этого «Мостом окружной дороги». Таким образом, увековечение имени цареубийцы продолжается. Гроза народного возмущения, разразившаяся после этого, не имеет ничего общего с той эпидемией переименований, которая разразилась сейчас на Украине и которая имеет своей истинной целью культурный отрыв Малороссии от России и Москвы. Оказалось, что для тысяч людей, живущих в нашей столице, событие цареубийства – это не история, а их жизнь, и что Войков для них не просто преступник, а мучитель православных святых. Защитники цареубийцы Войкова, словно забыв, что еще в феврале КПРФ сама предлагала вернуть на карту Сталинград, предложили ввести в России мораторий, дав стране «25 лет без права переименования». При этом они предпочитают не замечать того, что предлагаемая альтернатива названию «Войковская» – «Улица космонавта Волкова», бьет все их страшилки наповал. Ведь оно говорит о том, что сторонники переименования не отрицают хорошего, сделанного в советский период нашей истории, а лишь считают, что увековечения достоин только настоящий герой.

http://radonezh.ru/analytics/chto-obsche...

ИАКОВ И ИОАНН († ок. 1569 (?), прав. младенцы (пам. 24 июня, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИАКОВ ИЗ МАРКИ [мирское имя Доменико Гангала] (1394 - 1476), св. католич. Церкви (пам. 28 нояб.), монах-францисканец, проповедник, политический деятель, дипломат ИАКОВОВ СВЯТЫХ АРМЯНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В ИЕРУСАЛИМЕ [апостолов Иакова, брата Господня, и Иакова Зеведеева], памятник арм. архитектуры и искусства эпохи крестоносцев ИВАНОВ Александр Никанорович (1823-1916), прот., настоятель тульского кафедрального собора, церковный и общественный деятель, автор работ по церковному пению ИВАНОВ Максим († после 1716), иконописец Оружейной палаты Московского Кремля посл. четв. XVII - нач. XVIII в. ИВАНОВ Федор Алексеевич (сер. 50-х гг. XIX в. - 1920), регент, хоровой дирижер, содержатель духовно-певч. капеллы, композитор, преподаватель пения ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 12 февр., во вторник Светлой седмицы - обретение, 13 окт.- перенесение в Москву в 1648, в нек-рых календарях дополнительно 31 марта и 27 апр.) ИВЕРСКАЯ ЧАСОВНЯ (Иверской иконы Божией Матери), в Москве у Воскресенских ворот Китай-города; одна из особо почитаемых святынь православной Москвы ИВЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ в честь Успения Пресв. Богородицы на Афоне, муж. Грузинский культурно-просветительный центр, в наст. время один из крупнейших греч. мон-рей Афона ИГНАТИЙ (Брянчанинов Дмитрий Александрович; 1807-1867), еп. Кавказский и Черноморский, аскетический писатель, свт. (пам. 30 апр., в Соборе Брянских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ИГНАТИЙ († ранее 1434), Киево-Печерский, архим., прп. (пам. 20 дек., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ИГНАТИЙ Ломский, Сарский, Ярославский, Вологодский († кон. XVI в.), прп. (пам. 28 дек. и 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ИГНАТИЙ (Иван Андреевич; ок. 1480 - 1522 (или 1523, или 1525), прп. (пам. 19 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/123062_33.html

Научная реставрация стенописи Смоленского собора была впервые начата в 1928 г. Тематически стенопись собора связана с основными идеологическими проблемами формирующегося единого русского государства. События недавнего исторического прошлого России - удельная раздробленность, борьба с Золотой Ордой, воссоединение русских земель - персонифицируются в образах русских святых, изображенных на парадных гранях столбов собора. В росписях стен основное место занимают композиции, связанные с темой почитания Богоматери. Образу Богоматери придаются характерные для этой эпохи градозащитные функции, передающие тревожную атмосферу жизни молодого государства, отстаивающего свое единство. В 1683-1685 гг. в Смоленском соборе установлен существующий ныне иконостас. Его вызолоченную, высокорельефную раму выполняли мастера кремлевской Оружейной палаты под началом Осипа Андреева, Клима Михайлова и Степана Зиновьева. В состав иконостаса вошли вкладные иконы царей Ивана IV, Федора Иоанновича и Бориса Годунова. Среди икон есть подписные работы известных московских иконописцев XVII в. - Симона Ушакова и Леонтия Стефанова. В подклете Смоленского собора находится самая древняя часть некрополя монастыря - усыпальницы XVI—XVII вв.,. В центральной части подцерковья размещены могилы монахинь из знатных княжеских и боярских родов, в восточной части - захоронения членов семьи Ивана Грозного по женской линии. Отдельное, маленькое помещение подклета отведено под семейную усыпальницу боярина Б.М.Хитрово, с 1657г. возглавлявшего Оружейную палату Московского Кремля. В южном нефе Смоленского собора находятся гробницы сестер Петра I царевен Софьи, Евдокии и Екатерины Милославских, там же похоронена первая жена Петра I - Евдокия Лопухина. Некрополь на территории Новодевичьего монастыря возникает в XVIII в. В настоящее время на территории монастыря сохранились захоронения ряда видных деятелей русской истории и культуры. Среди них могилы героев Отечественной войны 1812 г. - Д. В. Давыдова и В. М. Тимофеева; декабристов С. П. Трубецкого, М. И. Муравьева-Апостола, М. Ф. Орлова; видных деятелей русской культуры М. Н. Загоскина, И. И. Лажечникова, А. Н. Плещеева, С. М. Соловьева, Ф. И. Буслаева, А. С. Уварова.

http://sobory.ru/article/?object=02286

Стараниями святого митрополита Фотия было восстановлено молитвенно-каноническое единство Русской Церкви: отдельная Литовская митрополия, учрежденная по настояниям князя Витовта для южных и западных русских православных епархий, в 1420 году была упразднена. Святитель в том же году посетил возвращенные епархии и приветствовал паству обширным учительным посланием. Мудрый и высокообразованный пастырь оставил много поучений и посланий. Большое Богословское значение имели его обличения на возникшую в Пскове еще до его правления ересь стригольников. Усилиями мудрого святителя ересь прекратилась (в 1427 году). Важными церковно-историческими источниками являются составленный святым Фотием " Чин избрания и поставления епископов " (1423), " Поучение о важности священного сана и обязанностях священнослужителей " , а также " Духовное завещание " , в котором повествуется о его жизни. Великим делом святителя было также составление под его руководством Общерусского летописного свода (около 1423 года). 20 апреля 1430 года святой архипастырь был извещен Ангелом о предстоящей кончине и мирно почил о Господе в указанный ему срок, в праздник Положения Ризы Богородицы, 2 июля 1431 года. Мощи его были обретены в 1471 году. В Оружейной палате Московского Кремля хранятся два саккоса святого митрополита Фотия. Иконописный подлинник Москва. XVI. " Боголюбская " с избранными святыми (В среднике изображены святители Московские Петр, Фотий, Макарий, блаженные Максим, Иоанн). Истома Савин. Икона (Складень трехстворчатый). Москва. Конец XVI - начало XVII в. Размер створок 35 х 15. Москва. XIX. Собор Московских святых (фрагмент). Икона. Москва. XIX век. Восточная грань юго-восточного столба Успенского собора. Троице-Сергиева лавра. Москва. 1920-30. Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Москва. 1950-80. Собор святых Первосвятителей всея Руси (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Сергиев Посад. Конец 1950-80. " Митрополичьи палаты " . Троице-Сергиева Лавра.

http://patriarchia.ru/db/text/910054.htm...

Искусствоведческий анализ позволяет предположить, что иконописец был прекрасно знаком с лучшими образами живоподобного стиля Оружейной палаты Московского Кремля. «По манере письма мы датируем памятник концом XVII века. Пластическая проработка ликов, детально написанные глаза с выделенными слезниками свидетельствуют о подражании царским изографам, — считает Светлана Кирьянова. — Но в целом качество исполнения далеко от рафинированного столичного искусства того времени: изображения горок архаичны, крупные кустики трав с красными цветами будто бы вышли из-под кисти костромича. Кроме того, берясь за изображение сложной архитектуры, автор не справляется с перспективой. Мы делаем вывод, что это представитель поволжской иконописной традиции, либо перебравшийся в Москву и старательно перенимавший передовые приемы у лучших мастеров первопрестольного града, либо творивший у себя на родине под сильным влиянием столичного искусства. Так, именно для московских мастеров эпохи живоподобия характерно изображение кроны дуба последовательно высветляющимися слоями зеленой краски». Еще одна загадка, которую предстоит разгадать, — изображение по бокам (но не на полях, а в пределах самого средника) преподобных Антония и Феодосия Печерских. Очевидно, это сделано по пожеланию заказчика. «Пока что у нас есть одна гипотеза, — продолжает заведующая отделом. — Если вспомнить, что каменный Спасский храм освящен в 1701 году, становится очевидно: икона, о которой идет речь, создавалась параллельно его сооружению или даже немного ранее. Возможно, появление изоб­ражения связано с Ярославским Преображенским монастырем. Спасская слобода в то время находилась в его владении, и обитель могла проявить инициативу почтить в новой каменной церкви память одних из основателей русского монашества». Икона демонстрируется в зале одного памятника до 15 августа, вход свободный. 13 августа 2021 г. 11:00 HTML-koд для сайта или блога: Загадки «Гостеприимства» В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева восстановлена икона из разрушенной московской церкви. Ее реставрация заняла десять лет и завершилась только что. Икона Пресвятой Троицы из московского Преображенского храма в Спасской слободе — то из немногого, что уцелело от этой некогда богатейшей приходской церкви древней российской столицы; от самого же домовладения до нас дошла только… чугунная кованая ограда (давным-давно перенесенная к другому храму — святых апостолов Петра и Павла на Новой Басманной улице). Не считая, разумеется, собственно топонимов — Садовой-Спасской и Большой Спасской улиц, наименованных по слободе, унаследовавшей в свою очередь название от известного с 1625 года храма, который в то время был деревянным. PDF-bepuя.

http://e-vestnik.ru/reports/zagadki_laqu...

Адрес: Москва, Кремль, Соборная пл. Телефон (экскурсионное бюро): 8 495 695-41-46 ; 8 495 697-03-49 С 9:00 до 17:00, без выходных Паломнику [ править править код ] Архитектурный ансамбль открыт для посещения с 10:00 до 17:00. В период c 15 мая по 30 сентября с 9:30 до 18:00. Выходной день — четверг. Единый билет на посещение архитектурного ансамбля Соборной площади дает право осмотра Успенского, Архангельского, Благовещенского соборов, церкви Ризположения, Патриарших палат с церковью Двенадцати апостолов, экспозиции «Клады и древности Московского Кремля» в подклете Благовещенского собора, экспозиции выставки русской деревянной скульптуры в крытой галерее церкви Ризположения, экспозиции посвящённой Вознесенскому монастырю в южной пристройке Архангельского собора. Стоимость билета (без предоставления скидок) — 500 руб. Стоимость билета для российских студентов дневной формы обучения и пенсионеров (при предъявлении соответствующих документов) — 250 руб. Бесплатно архитектурный ансамбль и выставки посещают: Лица до 16 лет, вне зависимости от гражданства; члены многодетных семей; лица, получающие пенсию по потере кормильца; инвалиды I и II групп; дети — инвалиды детства; дети, находящиеся на попечении государства (дети — сироты); участники ВОВ и приравненные к ним категории; музейные сотрудники (РФ и СНГ); служители культа (РФ и СНГ); члены Общества Друзей Музея; военнослужащие срочной службы. Лица не достигшие 18 лет — каждый второй вторник календарного месяца. Билеты можно приобрести: - Онлайн на сайте музея, кроме льготных и бесплатных; - в кассах в Александровском саду с 9:30 до 16:30. В период c 15 мая по 30 сентября с 9:00 до 16:30. Выходной день — четверг. Дополнительные услуги: - экскурсии в сопровождении экскурсовода музея. Любительская фотосъёмка и видеосъёмка в музеях-соборах запрещена. Внимание! Посещение Оружейной палаты осуществляется по отдельному билету. Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Ризопо...

Елена Анатольевна Моршакова, заведующая отделом Оружейной палаты Московского Кремля, считает большим достоинством экспозиции то, что она посвящена одному шедевру и не вмещает в себя других произведений. — Мы имеем уникальную возможность увидеть иконостас так, как его видели наши предки с XV по XVII век, ведь настенная роспись в Успенском соборе появилась только в XVII веке; то есть этот иконостас был некогда единственным элементом храмового убранства. В XVIII веке иконостас был разобран и заменён витиеватой конструкцией, выполненной согласно художественным веяниям того времени. О бесценных сокровищах надолго забыли. От зрителя требуется работа Сегодняшний главный хранитель большинства икон, составлявших великий иконостас, – Михаил Николаевич Шаромазов, директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника. Он рассказал, что в настолько полном виде (из почти 60 икон мы недосчитываемся только двух) иконостас, иконы которого «рассеяны» по нескольким музеям страны, ещё не представал перед зрителем ни разу. — В опубликованных в советское время изданиях по истории русского искусства о нём практически не пишут. В то время он ещё не был отреставрирован, не был собран, поэтому студенты моего поколения об этом уникальном комплексе ничего не знали. И сейчас важно вернуть его нашей культуре. Попытка собрать иконостас была предпринята во время Олимпиаы 1980, однако тогда выставка прошла незамеченной. Это вторая выставка, и теперь иконы можно увидеть отреставрированными Каждого, кто видит иконостас впервые, поражает глубина небесной лазури на некоторых иконах. Кажется, краска была наложена только вчера современным мастером. Не верится, что в «тёмном» средневековье уже умели добывать такой яркий, насыщенный цвет. Шаромазов поясняет: — Реставраторам удалось сохранить лазурит, который под слоем олифы и пыли утратил звучание и стал блекло-зелёным. И вот представьте себе, этот невероятный цвет когда-то встречал каждого входящего в храм! Директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника признаёт, что экспозиция древней церковной живописи требует большой «отдачи» от зрителя. — В последнее время зритель привык, чтобы за него «жевали», «клали в рот» и даже «проглатывали». Если ты не хочешь работать над собой, внутренне расти, выставка ничего не даст. Темперамент в темпере

http://pravmir.ru/ikonostac-kirillo-belo...

Фото Милены Фаустовой Взрослые поначалу пытаются их одергивать, однако вскоре радость ожидания берет свое и детишки устало буквально валятся на ковер, по которому вот-вот пройдет высокий гость. Большие мониторы, установленные на улице с двух сторон от храма, показывают документальный фильм и молодых годах служения Святейшего. Внезапно над толпой тихим шёпотом проносится — «приехал!» и все взоры обращаются к собору. Фото: С. Власов, Патриархия.ru Этот храм в честь Успения Пресвятой Богородицы одно из чудес города. Он считается самым большим православным храмом не только в республике, но и в Центральной Азии. Высокий и белокаменный, он издалека приковывает к себе взоры. Первый камень в основании собора был заложен в 2006 году, а уже 17 января 2010 года, Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения главного престола в честь Успения Пресвятой Богородицы в верхнем храме собора Успенского кафедрального собора, после чего возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме. Сегодня, рядом с храмом появился административный и духовно-культурный центр Казахстанского митрополичьего округа. Его строительство шло меньше года. Предполагается, что именно в этом здании будут проходить и заседания Синода. РПЦ. Молебен новомученикам и исповедникам Казахстанским. Фото: С. Власов, Патриархия.ru Несмотря на то, что посещение Успенского Кафедрального собора было также недолгим, оно вместило в себя многое. В главном православном соборе Казахстана Патриарх Кирилл совершил молебен перед мощами святых новомучеников казахстанских Серафима и Феогноста, покровителей Семиречья, и освятил новый иконостас. Деревянный резной иконостас для храма выполнен в лучших традициях церковного искусства первой половины XVIII века специалистами широко известной в странах СНГ иконостасной мастерской имени великомученика Феодора Стратилата. 150 икон были написаны в соответствии со всеми церковными канонами в стиле иконописцев Оружейной палаты Московского кремля второй половины XVII века. Молебен новомученикам и исповедникам Казахстанским. Фото: С. Власов, Патриархия.ru

http://pravmir.ru/astana-vstrechat-patri...

Важнейшей святыней монастыря являлись хранившиеся в Вознесенском соборе под спудом мощи святой основательницы обители - великой княгини Евдокии (преподобной Ефросинии). Особым почитанием пользовались также чудотворные иконы " Богоматерь Одигитрия " (ныне хранится в Государственной Третьяковской галерее) и " Богоматерь Казанская " (ныне - в Оружейной палате Московского Кремля). История Вознесенского монастыря неразрывно связана с историей Кремля и Москвы. Вместе с городом обитель пережила пожары, нашествия и разорения. В годы смуты после воцарения Лжедмитрия I в монастыре жила последняя жена Ивана Грозного Мария Нагая, в иночестве Марфа. Здесь же несколько дней перед свадьбой провела Марина Мнишек, будущая жена Лжедмитрия I, а далее и Лжедмитрия II. После воцарения династии Романовых, с 1613 по 1631 год в стенах обители проживала другая знаменитая инокиня с именем Марфа - мать первого царя династии Михаила Фёдоровича. Русские государи делали богатые вклады в обитель. Инокинями Вознесенского монастыря нередко становились представительницы знатных родов. Во время нашествия Наполеона в 1812 году монастырь был разграблен, но после восстановлен, как и другие соборы и церкви Кремля. В 1907 году в обители прошли торжества в честь 500-летия со дня преставления Княгини Евдокии, в которых участвовали митрополит Владимир (Богоявленский), многочисленное духовенство, а также великая княгиня Елизавета Фёдоровна. Организаторами торжеств были игумения Евгения (Виноградова), её портрет можно видеть в экспозиции, и протоиерей Вознесенского собора Александр (Пшеничников), один из первых историографов обители. Революционные события 1917 года изменили судьбу Вознесенского монастыря. В 1918 году, после переезда советского правительства в Кремль, он был закрыт. В 1929 году правительственной комиссией было принято решение о сносе Вознесенского монастыря, а также находившегося рядом с ним Чудова монастыря и Малого Николаевского дворца для строительства на их месте Военной школы имени ВЦИК. Несмотря на попытки спасти памятники, предпринятые специалистами музея и ведущими архитекторами, комплексы двух монастырей и дворца были уничтожены. Благодаря деятельности комиссии, созданной в музеях Московского Кремля, в состав которой вошли заведующий отделов памятников Кремля Н.Н. Померанцев, архитектор Оружейной палаты Д.П. Сухов, заместитель директора Оружейной палаты В.К. Клейн, представитель Исторического музея А.В. Орешников и другие специалисты, ценой героических усилий в кратчайшие сроки удалось спасти от уничтожения иконы и богослужебные предметы, выполнить фотофиксацию и обследование захоронений. Архитектор-реставратор П.Н. Максимов выполнил архитектурные обмеры зданий. Гробницы великих князей и княгинь были перевезены в подземную палату под южной пристройкой Архангельского собора.

http://sobory.ru/article/?object=21397

Пышному декору церкви соответствовала резьба иконостаса, разобранного в 1919 г., после закрытия монастыря. В 1948 г. в храме был установлен иконостас из московской церкви Николая Чудотворца «Большой крест» на Ильинке (1688). В его виртуозной золоченой резьбе во всей полноте воплотились мотивы столичного «узорочья» XVII в. Иконы для иконостаса исполнены, по всей вероятности, прославленным изографом Оружейной палаты Московского Кремля Симеоном Спиридоновым Холмогорцем в новейшем стиле «фряжского» письма. Сергиевская церковь отделена решетчатыми воротами от Трапезной палаты. Площадь палаты составляет 510 кв. м (15x34) с высотой в зените 9,8 м. Это самое большое в России бесстолпное помещение, перекрытое сводами и поддерживаемое железными тягами. Воздвигнутые в конце XVII в. в богатейших московских монастырях трапезные имели площади: в Симоновом — 338 кв. м, в Новодевичьем — 390 кв. метров. Огромные «стеколчатые» окна заливают помещение ярким светом. Стены и своды Трапезной «убраны штукатуркою лепною работою». Одновременно с аналогичными работами в церкви клейма и резные украшения в ней были «вызолочены с оживкою разными красками и посеребрены; в тех клеймах и плафонах изображены живописью разные святые и священные истории». Живописное убранство поновлялось несколько раз с изменением общего колорита и сюжетной части. После открытия в 1946 г. монастыря помещение Трапезной палаты стало использоваться как продолжение храма. В 1950-е гг. в Трапезной палате устроены два малых придела — во имя святителя Иоасафа Белгородского и преподобного Серафима Саровского. Из Трапезной палаты нарядные порталы выводят в притвор и малую трапезную (сейчас там расположена монастырская ризница), декорированные в соответствии с основным интерьером. Сергиевская церковь имеет второй этаж, куда можно попасть из притвора Трапезной палаты по узкой лестнице в толще стены. В его помещениях, не имеющих украшений, располагались прежде архив и библиотека монастыря, содержавшая уникальное собрание древнерусских рукописей.

http://sobory.ru/article/?object=06572

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010