Она была украшена драгоценным окладом, помещена в жертвенник кремлевского Успенского собора и заняла свое место в церковных церемониях и обиходе царского двора, о чем свидетельствуют соборные Чиновники и исторические источники. Важнейшим эпизодом сказания об иконе является рассказ о ее чудесной помощи при спасении К-поля от вражеской осады. В воспоминание об этом событии при Патриархе Никоне в Успенском соборе вошло в обычай ежегодно в 5-ю субботу Великого поста, во время чтения Акафиста Пресв. Богородице, 1-й кондак к-рого прославляет это чудо, ставить в центре храма на аналое В. и. В праздник новолетия (1 сент.) этот образ также занимал одно из центральных мест - на аналое, напротив Владимирской иконы Божией Матери ,- как символ покровительства, к-рое святыня Византийской империи должна была теперь оказывать царю московскому и всему Русскому гос-ву. В этом качестве В. и. сопровождала царя в смоленских походах (1654-1655), по свидетельству Павла Алеппского, оставившего первое описание памятника, привезенного на Русь ( Павел Алеппский. Путешествие. 1898. Вып. 3. Кн. 7. С. 11; Кн. 9. С. 146). В 1812 г., во время нашествия Наполеона, образ оставался в соборе. После изгнания неприятеля икона была найдена поврежденной. В 1918 г. в связи с закрытием Успенского собора советскими властями часть его святынь, в т. ч. В. и., была передана в Крестовоздвиженский храм, находившийся неподалеку от Кремля. В 1931 г., когда этот храм был разрушен, святыни вернулись в Кремль, став частью музейного собрания ГММК. В наст. время В. и. находится в Успенском соборе Московского Кремля. Влахернская икона Божией Матери из Высокопетровского мон-ря в Москве. 2-я пол. XVII в. (ц. Рождества Богородицы в Ст. Симонове в Москве) Влахернская икона Божией Матери из Высокопетровского мон-ря в Москве. 2-я пол. XVII в. (ц. Рождества Богородицы в Ст. Симонове в Москве) Известно о 2 серьезных реставрациях иконы в XVII-XIX вв. В 1674 г. по указу царя Алексея Михайловича ее чинили иконописцы Оружейной палаты Симон Ушаков и Никита Павловец , к-рые, в частности, укрепили ее новой кипарисовой доской.

http://pravenc.ru/text/155029.html

Главную святыню обители составляет собор Святой Троицы, построенный в 1422 году над гробом преподобного Сергия Радонежского. Собор представляет собой четырехстолпный крестовокупольный храм из белого камня, стоящий на подклете. В XV–XVI bb. в соборе крестили наследников московского престола, целованием креста у гроба преподобного Сергия скрепляли важнейшие договоры. В 1548 году над гробом преподобного Никона к собору пристроили придел. Около 1425–1427 годов над росписью собора трудился Андрей Рублев, бывший также учеником преподобного Сергия; в дальнейшем роспись неоднократно обновлялась, а несохранившаяся нижняя часть была заново расписана в 1949–1954 годах. Для этого собора Андрей Рублев написал икону «Троица». В местный ряд входит и другая местночтимая икона «Сергий с житием», принадлежащая школе Дионисия и написанная в конце XVI b. В соборе стоит серебряная рака над гробом Сергия Радонежского, исполненная по велению Ивана Грозного мастерами Оружейной палаты. В монастыре был крещен Иван Грозный. В его царствование было начато возведение собора Успения Пресвятой Богородицы. По архитектуре храм напоминает Успенский собор московского Кремля, несколько превосходя его по размерам. В 1606 году под западной папертью собора было погребено тело Бориса Годунова, изъятое по велению Лжедмитрия II из царской усыпальницы в Кремле и первоначально захороненное в Варсонофьевском монастыре. Здесь же похоронены его жена и дочь. Позднее паперть была разобрана, а над могилами Годуновых построена усыпальница. Роспись храма была завершена в 1684 году и в большей части сохранилась до наших дней. Монастырь превращался в первоклассную крепость. Практически неприступная по тем временам она выдержала шестнадцатимесячную осаду польских войск в Смутное время. Не имеющая прецедентов по мужеству оборона Троицкого монастыря ознаменовалась чудесными явлениями преподобного Сергия Радонежского и других угодников Божиих, укреплявших дух героических защитников православной твердыни. Монастырь стал одним из оплотов ополчения Минина и Пожарского.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

156-158 158-159 ПАВЛИН II архиеп. Антиохии (362-388), глава евстафианской (строго православной, никейской) общины этого города; противник свт. Мелетия I Антиохийского (360-381) 159-160 ПАВЛИН (II) († 11.01.802), св. (пам. зап. 11 янв.), патриарх Аквилейский (c 787), богослов, один из деятелей каролингского возрождения 160-161 ПАВЛИЦА (Нова-Павлица), жен. мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Жичской епархии Сербской Православной Церкви 161-162 ПАВЛОВ Алексей Степанович (1832-1898), рус. ученый-канонист, доктор церковного права, чл.-кор. имп. АН (с 1873) 162-164 ПАВЛОВ Василий Гурьевич (1854-1924), один из основателей и первых руководителей Союза русских баптистов 164-165 165-176 ПАВЛОВЕЦ Никита Иванов Ерофеев († 24.03.1677), иконописец, жалованный мастер Оружейной палаты Московского Кремля 176-178 178-179 179-181 ПАВЛОВСКИЙ (Корвин-Павловский) Игнатий Людовик (1776 - 1842), католич. архиепископ Могилёвский и митрополит всех римско-католических церквей в Российской империи 181-182 183-184 184-186 186-188 188-189 ПАВСКИЙ Герасим Петрович (1787-1863), прот., доктор богословия, библеист, филолог, проф. СПбДА и С.-Петербургского имп. ун-та, действительный член Императорской СПбА 189-193 193-194 194-198 198-199 199-203 ПАИСИЙ († 17 дек. 1695), Сийский, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Сийских святых) 203-204 ПАИСИЙ Паисий (Величковский Петр; 1722 - 1794), архим., писатель, переводчик, прп. (пам. 15 нояб., во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), архим., писатель, переводчик 204-215 ПАИСИЙ (Гавренев Павел Иванович; 1397 (?) - 1504), Угличский, прп. (пам. 8 янв., 6 июня, в Соборе Ростово-Ярославских святых - 23 мая и в Соборе Тверских святых - в 1-е воскресенье после 29 июня) 215-220 ПАИСИЙ (Яроцкий Прокопий Григорьевич; 1821 - 1893), юродивый, рясофорный инок Киево-Печерской лавры, прп. (пам. 17 апр. и в Соборах Киевских и Полтавских святых), юродивый, рясофорный инок Киево-Печерской лавры 220-222 222-224 224-228 228-229

http://pravenc.ru/vol/liv.html

В книге поступ­лений довоенных времен значится только: “Богоматерь; поясная; из чина”, — говорит специалист по экспозиционно-выставочной деятельности МГОМЗ Ольга Воробьева. — При отборе образа в реставрацию музей руководствовался нетрадиционной иконографией, не имеющей полных аналогов в известной станковой живописи». Скорее всего, сюжет безвестный мастер позаимствовал с какой-то западной гравюры. Впрочем, исследователям предстояло сначала его увидеть, а уж потом проанализировать. Ведь в запасниках икона хранилась со сквозной трещиной меж досок, с дырами от гвоздей и шурупов, с многочисленными царапинами и даже отпечатавшимся газетным текстом, из которого на предплечье Богомладенца, между прочим, явственно прочитывалось «В СССР…» После консервации и укрепления левкаса началось послойное раскрытие. Его трудоемкость красноречиво иллюстрирует хотя бы такой факт: музею-заповеднику пришлось специально приобрести современный швейцарский микроскоп Leica, потому что отечественный аналог МБС-10 «не тянул». «При кропотливом исследовании в ультрафиолетовых и в рентгеновских лучах удалось уточнить первоначальный вид иконы, а в процессе расчистки для каждого из чужеродных позднейших слоев пришлось разрабатывать особую технологию. В итоге число задействованных на одном-единственном памятнике методик достигло полусотни!» — приводит впечатляющие данные Воробьева. Сейчас специалисты пришли к мнению, что икона увидела свет в XVIII веке, а писал ее мастер, знакомый с традициями царских изографов Оружейной палаты, хотя, судя по некоторой обобщенности и статичности фигур, сам он происходил из провинции. Хронологически же последнее поновление иконы с записями удалось датировать 1912 годом. «Рюриковичи мы…» Выставка «Закат династии. Последние Рюриковичи. Лжедмитрий» открыта до 25 июля. Веб-сайт выставки.   Экспозиция в выставочном зале Успенской звонницы представляет последний период семивекового царствования Рюриковичей и последовавшую за ним братоубийственную и разорительную Смуту. Значительное место уделено как царским регалиям (выставлены, в частности, Держава, Шапка Мономаха и Казанская шапка 1558 года), так и артефактам, связанным с событиями, отраженными в житии святого благоверного царевича Димитрия. Например, посетители увидят мерную икону царевича высотой 48 см и крышку его погребальной раки — раритет уже послесмутных времен, вклад царя Михаила Федоровича Романова в Архангельский собор Московского Кремля, словно бы подводивший черту под страницами прошлого и одновременно подчеркивавший историческую преемственность новой и прежней династий. 11 июня 2021 г. 17:30 HTML-koд для сайта или блога: Поделитесь с друзьями

http://e-vestnik.ru/analytics/pashalnyy_...

До 1968 г. в монастыре находился женский вытрезвитель. В сентябре 1990 г. монастырь передан верующим. С марта 1991 г. возобновлены богослужения. К 1917 г. в монастыре было 5 храмов с 13 престолами. Главная церковь монастыря - Собор Спаса Преображения. Построен в 1645-1647 гг. на месте древней церкви, сооруженной в 1491-1497 гг. В подклете устроена усыпальница бояр Романовых, при которой в 1902 г. открыт храм во имя преподобного Романа Сладкопевца. Сохранились документы с именами мастеров, возводивших собор: Гришка Копыла, Дмитрий Телегин, Ивашка Ахинфов. Нынешний четырехстолпный, пятикупольный собор по внешнему облику напоминает Успенский собор московского Кремля и является вторым после него по величине собором города (не беру Храм Христа Спасителя). Его высота от пола до центральной точки купола 32 метра, площадь чуть более 900 м.кв. Собор принадлежит к типу храма, который был объявлен Патриархом Никоном наиболее отвечающим православию. В 1639 г.собор был расписан изографом Оружейной палаты Ф.Зубовым и является самым значительным памятником живописи Москвы 17 века. Первоначальный иконостас собора не сохранился. В северо-восточном углу монастыря при братских келиях и больнице расположена церковь Николая Чудотворца. Построена в 1652 г. князем Я.К.Черкасским, дальним родственником Романовых. У юго-западного угла собора находится церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Построена в 1673 - 1675 гг. Вверху, кроме главного престола, находятся приделы: Дмитрия Ростовского, мученицы Варвары. Внизу главная церковь Екатерины мученицы с приделами Печерской иконы Божьей матери и Саввы освященного. Во втором ярусе колокольни, построенной по проекту И.Жеребцова с 1759 г. по 1785 г.,над восточными воротами монастыря освящена церковь Преподобного Сергия. Высота колокольни около 72 метров. С 1791 г. по 1795 г. к собору была пристроена церковь Знамения пресвятой Богородицы. Храм двухэтажный. На верхнем этаже - собственно храм, а внизу усыпальница графов Шерметьевых и князей Черкасских. Церковь имеет округлую форму с одним куполом в центре, с трех сторон расположены входные двери. Иконостас с иконами был в итальянском стиле. Распятие работы Калаудо. Здание внешне отремонтировано, но внутрь входа посетителям нет. На территории монастыря было монастырское кладбище. Сейчас почти ничего не осталось. Привлекает внимание захоронение монахини Досифеи (Августа Тараканова, внебрачная дочь Елизаветы Петровны), которая была похоронена в Новоспасском монастыре 4-го фераля 1810 г. с особыми почестями. До этого 25 лет она провела в Ивановском монастыре.

http://sobory.ru/article/?object=02851

Из воспоминаний игумена Кирилла: «В конце 1991 года мы вместе с членами братства «Всех святых, в земле Русской просиявших» начали совершать молебны на тер­ритории храма. Сам храм пребывал в жутком запустении: в алтаре центрального придела находился отдел парковой культуры, в правом алтаре — во имя Феодосия Великого — архив, а в левом, Никольском — туалет. Мерзость за­пустения, одним словом — поначалу я даже не мог представить, с чего начать». В январе 1992 года учредили церковную общину, а уже в мае, на престольный празд­ник святителя Николы была отслужена первая всенощ­ная и обедница, прошёл крестный ход. Богослужения совершали без сокращений, хор пел древним знаменным распевом. Духовный подъём у всех, несмотря на жуткую картину запустения, был необычайным.В июне указом Патриарха Алексия II иеромонаха Ки­рилла (Сахарова) назначили настоятелем Никольского храма на Берсе­невке, с оставлением его в числе братии Свято—Данилова монастыря. Уже в феврале 1993 года состоялось малое освящение престола Святой Живоначальной Троицы. В течение года сломали перегородки, настелили черновой пол.Во время этих работ был вскрыт мраморный иконостас придела Феодосия Великого, замаскированный под сте­ну чьими—то заботливыми руками. Для малого освящения придела, которое состоялось 10 декабря 1994 года, был приглашён архиепископ Солнечногорский Сергий. Он же 16 августа 1996 года освятил позолоченные восьмиконеч­ные кресты, установленные затем на куполах храма. А в декабре того же года игумен Кирилл совершил малое ос­вящение Никольского придела. Накануне Пасхи 1997 года, в Великую субботу 26 апреля, следуя благочестивой традиции, приход посетил Святейший Патриарх Алексий II и по достоин­ству оценил труды общины по восстановлению храма. Вслед за этим визитом в мае того же года полихромная покраска храма была отмечена Дипломом Правительства Москвы. А на юбилейные торжества по поводу 2000—летия Рож­дества Христова и начала Новой эры в жизни человече­ства произошло ещё одно знаковое событие — в экспозиции Оружейной Палаты Московского Кремля обнаружили напрестольный крест Аверкия Кириллова, строителя Никольской церкви на Берсеневке, который хранится там как образец ювелирного искусства древно­сти. Это событие было воспринято церковной общиной как знак и благословение свыше, и сегодня игумен Ки­рилл благословляет всех прихожан и паломников копией этой древнерусской святыни.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/01/26/tr...

Один из центральных сюжетов на свитке — торжественный пронос церемониального знамени польского короля коронным гетманом. Само знамя — в витрине напротив, и этот уникальный экспонат Музей армии Швеции также привез в Россию впервые. Периферийные участки стяга реконструированы как раз сообразно изображению на Стокгольмском свитке, а вот центральная тканевая часть дошла до нас в своем первозданном виде. И по геральдической символике в центре знамени символично прочитывается, что Руси в те далекие времена оппонировал (скажем именно так, аккуратно) прообраз объединенной Европы: тут и родовой герб королевского рода Вазы с знаменитыми Тре Крунур, и польский Орел, и литовский Погонь... Собственно же романовские мемориальные экспонаты начинаются с событий, сопутствовавших избранию Михаила Федоровича на царство. Есть, правда, более ранний предмет, которым отец Михаила инок Филарет, будущий Святейший Патриарх, вроде бы пользовался в ссылке в Антониев-Сийском монастыре в годы годуновского правления. Но, как осторожно замечают сами музейщики, эта история о кресле из фондов Архангельского краеведческого музея — всего лишь легенда. А вот выносной фонарь — несомненный свидетель провозглашения Михаила Федоровича Романова всероссийским самодержцем. Он был в руках участников Великого посольства, участники которого направились после Земского собора из Москвы в Кострому в юному Михаилу Романову с известием об избрании того на царство. Многое могут рассказать об исторических событиях в Ипатьевском монастыре и большемерные кирпичи из захаба (защитно-фортификационной пристенной конструкции) этой обители, обнаруженные во время раскопок. Икона из соседнего села Стрельникова повторяет облик святыни, которой инокиня и великая старица Марфа благословила своего сына на царство, подвесная пелена с этим же ликом Богородицы считается ее вкладом в Ипатьев монастырь. Их предоставил Церковный историко-археологический музей Костромской епархии . Наконец, ценнейшие экспонаты — подлинные мемории государственной и частной жизни первых венценосных Романовых. Благодаря участию Оружейной Палаты Московского Кремля экспозиция обогатилась интереснейшими памятниками оружейного искусства XVII cmoлemuя. В первую очередь это шлемы Михаила Федоровича и Алексея Михайловича.

http://e-vestnik.ru/culture/nachalo_dina...

Описываемый нами терем в западной части Кремля не означен на планах Олеария и Майерберга; впрочем первый говорит, что «в недавнее время построены прекраснейшие палаты каменныя в Италианском вкусе для юнаго Государя». Другие иностранные путешественники по России в XVII веке, вероятно, потому не упоминают о тереме, что он находился внутри Царского двора и был для них недоступным. Это каменное, пятиэтажное здание занимает высокое и казистое место в Кремле. Ярусы его, по мере своего возвышения, уменьшаются в своих размерах, так что верхние ярусы идут уступами. Нижний этаж, древнейший других, относится по своему строению к 1487 году; в нем теперь сараи и кладовые, под коими находятся еще белокаменные выходы, или подвалы. В нем прежде помещалась Мастерская Государева палата, 912 которая была рассадником ремесл и художеств в Московском мире; другие Мастерские палаты, в том числе Серебряная и Оружейная занимали место нынешних Кавалерских корпусов и часть проезжей улицы Александровской. В XVII веке существовали две Мастерские палаты: одна Государева, другая Царицына. Первою заведывал Стряпчий с ключем, а другою Казначея боярыня; при них были особые дьяки. По записным книгам значится Мастерская Государева палата с 1627 по 1709 год, Мастерские палаты Царицы Марьи Ильиничны с 1657 по 1672 год, Царицы Натальи Кириловны с 1672 по 1695 год, Царицы Прасковьи Феодоровны с 1685 по 1701 год, Царицы Агафии Симеоновны с 1682 г. Царевны Наталии Алексеевны и пр. 913 В Государевых и Царицыных палатах хранились Царское платье, шапки и белая казна, т. е. полотна, скатерти, ширинки и убрусы, которые готовились на Хамовном двор в Кадашевой слободе и в Брентов. Мастерской палате подведомы были разные ремесленники и художники, которые были у Государева дела, как-то: мастера станочного, резного, столярного, куячного и сабельного дел, серебряных и золотых дел мастера, часовники, иконописцы и живописцы, посошники, чеботники, заварочники, нашивочники, обшивочники, пестредильники, портные, наплечные мастера и пр. 914

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Н. являлась членом ученых советов в Ин-те археологии, музеях Московского Кремля, Загорска, в ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря. Она автор свыше 50 печатных работ, в т. ч. 5 монографий. Главная тема ее научных изысканий - историко-культурное и искусствоведческое исследование памятников средневек. иконописи и прикладного искусства. Ее фундаментальные труды стали образцом научной каталогизации музейных коллекций 60-70-х гг. XX в., включающих памятники духовной культуры Др. Руси. Музейная практика работы с подлинниками, экспедиционный опыт по выявлению артефактов позволили ей стать первооткрывателем и выдающимся интерпретатором произведений средневек. искусства. Многочисленные статьи, посвященные отдельным памятникам, демонстрируют глубокое знание документального материала и историко-культурного контекста. Особенное внимание к надписям позволяло Н. полнее раскрыть замысел, историю создания и определить область применения того или иного памятника. Произведения древнего искусства в ее трудах всегда приобретали конкретный смысловой подтекст. Использование археологического подхода позволяло анализировать происхождение вещей, принадлежность владельцев и мастеров к определенному социальному кругу, художественной культуре. Обобщающий труд «Прикладное искусство Московской Руси» (М., 1976) стал одним из первых в отечественной науке, в котором была представлена целостная концепция развития и преемственности отечественной художественной культуры на протяжении большого исторического периода. Впервые в отечественной науке удалось создать систему, объединяющую памятники археологии, находящиеся в разных музейных коллекциях. Книга, представляющая историю прикладного искусства великокняжеской Москвы послемонг. периода (XIII - 1-я треть XVI в.), написана с использованием огромного числа летописных, документальных, литературных, эпиграфических источников. В ней были выделены местные центры художественной культуры (Владимир, Суздаль, Вел. Новгород, Н. Новгород, Тверь), обозначены их особенности и традиции, которые послужили основой формирования искусства великокняжеской Москвы. Были воспроизведены мн. образцы древнего искусства из коллекций Оружейной палаты Московского Кремля, Загорского музея, НГОМЗ, ГБЛ (ныне РГБ), ГРМ и др., приведены краткие исторические сведения о великих древнерус. мастерах.

http://pravenc.ru/text/2565620.html

Подобно др. институтам дворцового хозяйства и быта в период Московского царства, О. п. была частью сложной структуры и включала различные подразделения. В ее состав входили «палаты», связанные с обработкой драгоценных металлов (Золотая и Серебряная) для последующего производства вооружения, прежде всего парадного и церемониального, посуды и утвари как церковной, так и светской. В соответствии со своими способностями мастера получали разные разряды (статьи, звания), каждый из к-рых имел 3 степени (1-я была высшей); с 60-х гг. XVII в. появилось звание ученика и помощника. Иконописцы и живописцы были следующих разрядов: городовые - ожидавшие вызова из др. городов в столицу для участия в крупных работах, кормовые - получавшие «корм» (продукты, одежду, ткани) и жалованные - наиболее привилегированные мастера, получавшие не только «корм», но и денежное вознаграждение за выполненную работу, т. е. по заслугам (в период расцвета О. п. количество жалованных мастеров не превышало 16 чел., см.: Федотов. 2003). При аттестации иконописца для определения его принадлежности к тому или иному разряду в О. п. практиковалось поручительство, как гарантия профессиональных способностей и ответственности мастеров, некое подобие цеховой дисциплины. Мастера О. п. ввели в иконописную практику новые стилистические приемы с элементами натурализма («живоподобия», «живства») и технические принципы. В кругу этих мастеров были созданы первые рус. трактаты, посвященные живописному искусству (авторы трактатов Иосиф Владимиров и Симон Ушаков); среди мастеров О. п. была распространена практика подписывать свои произведения. Благодаря этим мастерам в России получил развитие жанр портрета. Знакомству с зап. произведениями и приемами искусства способствовало то, что в царских мастерских работали иноземные мастера, закупалось европ. оружие, поступали в качестве посольских и иных даров декоративные предметы, гравюры. Главный мастер, создатель стиля и школы О. п.- иконописец Симон Ушаков, уроженец Суздаля. Натурализм в стиле О. п. являлся не только подражанием европейской религиозной живописи сер. XV-XVI в., он сочетался с классическими для древнерусской иконописи приемами плавного (сплавленного) многослойного письма. Более свободная манера нашла применение в живописи фона-ландшафта, где могли быть воспроизведены европ. архитектурные формы. Возможности гос. казны позволяли использовать передававшие богатство цвета драгоценные краски, золотую разделку в ассисте , «двойник» (послойное сочетание серебра и золота). Для Ушакова, как и для мн. лучших иконописцев О. п., характерны начитанность и высокая образованность в сфере богословия.

http://pravenc.ru/text/2581581.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010