В многочисленных, по-видимому, разрозненных трактатах частью догматического и религиозно – нравственного, частью философского и исторического содержания под вышеназванным общим заглавием: «Основы христианства» профессор Тареев изложил дельное христианское мировоззрение, направленное против иностранных и русских антирелигиозных писателей о Лице Иисуса Христа и Его земной жизни. Задача, принятая на себя автором, в высшей степени важная и современная. Исполнение ее потребовало от него тщательного изучения Священного Писания, особенно Четверо – Евангелия, а также церковно – аскетической литературы, его собственного, как он выражается, опыта и переживания. Средоточием мировоззрения и всего богословствования профессора Тареева служит божественная, духовная, вечная жизнь, как она явилась миру в человеческой природ и во всей земной жизни Спасителя, а чрез Него и Его Святых Апостолов продолжалась и имеет продолжаться вечно. В общем, книги профессора Тареева – плод больших его трудов и замечательной даровитости – составляют очень серьезный вклад в нашу богословскую литературу. Тем не менее нахожусь вынужденным заявить, что все мировоззрение профессора Тареева и все его учение о божественной, духовной жизни христианина требует пересмотра и изменения или исправления в тех случаях, когда его мнения или учение окажутся лишенными основания —412— в Священном Писании и Предании и не согласными с учением и с современною практикою вселенской церкви. Что касается прежде всего до трактатов догматического характера, составляющих извлечение на магистерской и докторской диссертаций профессора Тареева, то эти диссертации уже были на рассмотрении Святейшего Синода и удостоены его одобрением; и я, поэтому, не считал своим долгим читать эти диссертации в отдельных полных их изданиях. В этом, т. е. догматическом отношение, а также и в отношении к учению о нравственности не могу, однако, не указать на несколько мыслей и выражений, по моему мнению, не соответствующих учению и современной практике церкви, а именно:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Определили : Изготовить для преподавателя Костромской духовной семинарии (18-го октября 1916 года избранного на должность доцента Императорской Московской Духовной Академии по кафедре истории русской церкви) Н. И. Серебрянского установленный диплом на степень доктора церковной истории и выдать его по принадлежности. II . Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «19 ноября 1916. В Совет Академии» – циркулярный указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода, от 12 ноября за 40: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: представленный Преосвященным Председателем Учебного Комитета, от 1 сего ноября за 3847, журнал Комитета, 539, по делу об увольнении обучающихся в духовно-учебных заведениях болгарских подданных. Справка: Определением Святейшего Синода от 1–9 июля 1916 г. за 4750, постановлено: «уволить обучающихся в духовно-учебных заведениях на Синодальных стипендиях 16 болгарских подданных, с прекращением производства им Синодальных стипендий, по предварительно исполнения настоящего определения предоставить Г. Синодальному Обер-Прокурору войти в сношение с Министром Внутренних Дел по вопросу о том, какие меры будут приняты Министерством в отношении к указанным болгарским подданным». Ныне Г. и. д. Товарища Обер-Прокурора Святейшего Синода, в предложении на имя Святейшего Синода, от 17 октября 1916 г. за 8498, сообщает, что Департамент Полиции, отношением от 12 октября сего года за сообщил, что, в случае увольнения болгарских подданных из числа обучающихся в духовно-учебных заведе- —148— ниях, они, на основании Высочайше утвержденного 7 мая с. г. особого журнала Совета Министров от 7 апреля 1916 года, будут высланы в местности, назначенные для водворения неприятельских подданных. Приказали: Рассмотрев настоящий журнал, Святейший Синод, согласно заключению Учебного Комитета, определяет: 1) предложить епархиальным Преосвященным сделать распоряжение об увольнении всех обучающихся в духовно-учебных заведениях болгарских подданных, с сообщением о сем, для зависящих распоряжений, начальникам губерний, и 2) поручить Хозяйственному Управлению сделать распоряжение о прекращении производства болгарским подданным, обучающимся в духовно-учебных заведениях, стипендий, если таковые еще производятся; о чем и послать епархиальным Преосвященным циркулярные указы, а в Хозяйственное Управление передать выписку из сего определения».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Наличность такого религиозного психоза исторически доказана. Вопрос лишь в том, подвержен ли ему царизм Вильгельма. Если да, то в лице врага надвигается на святую Русь новый культ с небывалым еще в истории жизни развитием абсолютизма... Такой абсолютизм культа и протестантское богослужение?! Возможно ли такое соседство?! – Так же, как возможен император Вильгельм, посещающий броненосец в самом начале воскресного богослужения, отстраняющий официального пастора, отправляющий все его богослужебные обязанности, говорящий громовую проповедь о мировом господстве Германии. Первосвященник и император, как высший делегат и выразитель церковного государственного самосознания своей паствы, что сказал Вильгельм своею проповедью всему миру? Мне думается вот что: велик ты мир и обилен, но порядка в тебе нет, и я иду владеть тобою. От алтаря, где соприкасаюсь с Абсолютным, я иду на тебя смирить твой анархизм и утвердить абсолютизм, не свой, а Бога; я только символ этой власти. На меня Бог возложил эту миссию. Сам Бог идет на тебя, мир, потому что ты одряхлел своими культурами. И гневом Своим – рукою моею Он сметет их, и богоизбранный немецкий народ поведет тебя к свету и истинной жизни. В какие бы выражения ни облекал Вильгельм свои мысли, но самые мысли, конечно, были эти: Он Богом послан, Бог возложил на него миссию, и Вильгельм откроет ее миру в свое время. Бог поучает его войне и даже вооружает могучим средством – ядовитым газом, чтобы предать в руки Вильгельма врагов и воцарить над миром богоизбранный немецкий народ, Симулирует ли Вильгельм или вполне искренно сходит с ума, но миру проповедуется император – Божий пророк, и та скромная трапеза, на которой он скромно совершает свою евхаристию – без всякой мысли о ее сакраментальной силе и значении, выступает пред нами с характером исключительного культового абсолютизма: это новое вино в том новом царстве, которое будут пить победители немцы, когда это царство придет: тогда это просто религиозная церемония возвысится до торжественного богослужебного акта, и тогда пророк Вильгельм объяснит новый смысл этой чаши, купленной

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

государство, как бы взлетев на орлиную высоту, откуда скрадываются природные рельефы, действительные очертания местности, и оттуда перестраивал социальный уклад общества и государственные учреждения по правилам строгой логики. Его политическая мысль выросла и воспиталась в эпоху расцвета политической литературы, дававшей заранее сообразно с требованиями разума составленные планы и чертежи построений государств и обществ, и в эпоху величайших практических попыток перестроить мир по этим планам. Перед глазами поколения, к которому он принадлежал, во Франции сочинялись и применялись к действительности одна за другою стройные и красиво на бумаге изложенные конституции государства. Государственная деятельность Сперанского не ограничилась только его влиятельным участием в разрешении вопросов текущей политики. Смелому взмаху его творчества был открыт широкий простор, а воплощение его проектов в жизнь обеспечивалось содействием Верховной власти, поддерживавшей мысль Сперанского. Императором Александром было ему поручено составление плана всеобщего государственного преобразования. В области политического творчества трудно указать что-либо более всеобъемлющее и смелое, чем этот план. Он возвращает нас во времена Ликурга и Солона, но имеет в виду не миниатюрную городскую республику, а необъятную громаду русского государства. Менялся сразу веками сложившийся сословный строй русского общества, одним почерком пера уничтожалась та застарелая язва русской жизни, с которою пришлось бороться нескольким поколениям – крепостное право, вводилось новое разделение России, сверху донизу перестраивались государственные учреждения, начиная с Государственной Думы, Сената и Министерств, кончая волостными думами, волостными судами и управлениями. По всем этажам государственного здания проводилось отчетливое и строгое разделение властей и весь государственный строй должен был быть проникнут одним скрепляющим началом, одним цементом, сообщавшим прочную взаимную связь всем частям здания, свято соблюдаемым и всюду царящим законом. Если бы плану Сперанского суждено было осуществиться и войти в жизнь – перед

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—68— ле – значит искать вообще вечной жизни блаженства, спасения в духовном совершенстве, мимо всякого иного истинного блага, радостей и счастия. Жизнь вечную, т.е. и славу, и честь, и нетление, спасение и блаженство. Из противоположения сказанному, – объясняется и последующее: а иже по рвению – ξ ριϑεας – со сварливостью, с враждебным упорством противляются истине, повинуются же неправде – т.е. каковы изображенные выше язычники и ниже Иудеи, – ярость и гнев, или скорбь, или теснота, как ниже, и вообще казнь и гибель. В следующих двух стихах Апостол повторяет тоже, что сказано в предыдущих двух, – конечно для усиления своей мысли, и разве с тем особенным оттенком сей мысли в двух последующих стихах, что видеть можно указание не только на имеющую открыться на суде казнь грешных, и славу и блаженство праведных, но и начатки и залоги того и другого и в сей еще жизни: ибо сказано вообще: слава и честь и мир делающему благое, – скорбь и теснота делающему злое. Это же показывают самые понятия – мир, скорбь и беда идущие и к внутренно-ощущаемым в сей жизни миру праведника и тоскливости нечестивца и к случающемуся поражению последнего внешними бедствиями. Иудеови же прежде и Еллину: из сего видно, что Апостол воздаяние на страшном суде рассматривает относительно еще не приступавших ко Христу Иудеев и Эллинов – тоже яснее видно из Рим.2:12 . Потому может представиться, что Апостол и вне веры во Христа видит возможность стремиться к духовному совершенству, получить еще в сей жизни мир и наконец удостоиться вечной жизни. Так и представляется мнимым рационалистам. Но Апостол здесь дает общее, доступное Иудею и Эллину понятие о суде Божием, о том, что праведные на нем должны быть оправданы, а грешные осуждены, не касаясь вопроса, могут ли Иудеи и Эллины исполнить правду и успеть в духовном совершенстве сами по себе и как можно ее исполнить, – ибо за сей вопрос он борется и решает оный яснее ( Рим.7, 8 ). И при том на основании общего понятия о суде, здесь представленного, именно ясно видно

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Определили : С возвращением прошения священника Феодора Турбина, почтительнейше представить Его Высокопреосвященству, что, по мнению Совета Академии, в на- —151— стоящее, по крайней мере, время, пока не изменены законным порядком условия приема в духовные академии, изложенные в главе Х-й ныне действующего академического устава, просьба священника Турбина о принятии его, окончившего семинарский курс по второму разряду, в число студентов I курса Академии без экзамена (которому в текущем учебном году подвергались даже студенты духовных семинарий – волонтеры), как ни на чем не основанная, подлежит отклонению, тем более, что, по § 136-му академического устава, и самый прием студентов в Академию производится один раз в году, перед началом учебных занятий». IV . Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «27 ноября 1916. В Совет Императорской Московской Академии» – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода, от 24 ноября за 15354: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: предложение Г. Синодального Обер-Прокурора, от 11 ноября 1916 г. за 35105, следующего содержания: Согласно определению Святейшего Синода, от 17 декабря 1912 г. – 9 января 1913 г. за 12101, было внесено в Государственную Думу представление от 24 января 1914 г. за 2785 о назначении из казны ежегодного пособия по 111440 р. на увеличение содержания Императорских духовных академий, в том числе на увеличение содержания личного состава 93440 р. и на увеличение кредитов на учебную часть 18000 р., но означенное представление доселе остается не рассмотренным в Государственной Думе. Между тем материальное положение служащих в духовных академиях, при ограниченности получаемого ими содержания, стало еще более затруднительным в виду настоящей дороговизны жизни. В то время профессорам Императорских университетов впредь до улучшения материального положения в общем законодательном порядке, по Высочайше утвержденному 24 февраля 1916 г. всеподданнейшему докладу Министра Народного Просвещения, было выдано единовременное пособие за 1915 год и внесен был в смету соответствующий кредит на

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—25— 14) Ученые степени магистра богословия и доктора богословских наук присуждаются Советом Академии с доведением о сем до сведения Святейшего Синода. – 15) § 188-й действующего устава духовных академий, не дозволяющий участия студентов академии в политических партиях, исключается. – 16) В целях увеличения числа учащихся в академиях по крайней мере до 600 человек в каждой, в академию принимаются воспитанники духовных семинарий как первого, так и второго разрядов, а равно и окончившие курс в светских средних учебных заведениях. – 17) Те из поступающих в академии лиц, кои не изучали в средней школе древних языков, обязываются сдать экзамен по этим языкам в течение первого года обучения в академии. – 18) Студентам академии разрешается проживать на частных квартирах. В течение отчетного года Совет Академии имел 17 собраний: 1 торжественное в день годичного акта, 3 открытых по случаю магистерских коллоквиумов и 13 обыкновенных. В ряду обычных занятий Совета наиболее важными были: 1) замещение вакантных кафедр в Академии, 2) удостоение ученых степеней, 3) присуждение премий и распределение пособий и 4) делегирование депутатов от Академии на различные съезды и в комиссии по делам церковным и государственным. К началу отчетного года, за смертью и. д. ординарного заслуженного профессора, А. П. Шостьина и ординарного, профессора С. И. Смирнова, оставались вакантными две академические кафедры – педагогики и истории русской церкви. —26— Кафедра педагогики замещена была порядком, указанным в §§ 70 и 71 устава духовных академий. – По рекомендации ординарного профессора Академии С. С. Глаголева, экстраординарного профессора священника П. А. Флоренского и и. д. доцента Академии Ф. К. Андреева, представлению Преосвященного Ректора Академии от 22 сентября 1916 года за 1314 и резолюции на оном Его Высокопреосвященства, от 28 сентября 1916 года за 4018, – к пробным лекциям на соискание этой кафедры допущен был преподаватель Московской духовной семинарии, кандидат богословия, П. В. Нечаев. – Прочитанные г. Нечаевым в собрании Совета Академии 27 октября 1916 года пробные лекции (одна – на тему по собственному избранию: «Основные педагогические воззрения С. А. Рачинского», другая – по назначению Совета Академии: «Религиозное воспитание, как условие выработки нравственного характера») Советом были признаны удовлетворительными и указом Святейшего Синода от 30 декабря 1916 года за 16545 он утвержден был в должности преподавателя Академии по кафедре педагогики, в звании исправляющего должность доцента, с 27 октября 1916 года – дня избрания его на эту должность Советом Академии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Рассмотрев отзывы академических Советов о некоторых изменениях в строе духовных академий, Святейший Синод, указом от 8 мая 1917 года за 4398, определил: в соответствие с современными задачами Православной Церкви и богословской науки, установить для православных духовных академий нижеследующие временные правила: 1) Православные духовные академии суть богословские учено-учебные учреждения. – 2) Академии состоят в непосредственном ведении Святейшего Синода. – 3) Местный Епархиальный Преосвященный состоит почетным покровителем академии. – 4) Ректор избирается Советом академии из лиц, имеющих степень доктора или магистра богословских наук, и утверждается в должности Святейшим Синодом. – 5) Ректор академии состоит в священном сане. – 6) Инспектор академии переименовывается в помощника ректора академии. – 7) Помощник ректора избирается Советом академии из лиц духовного и светского —24— звания на 4 года и утверждается в должности Святейшим Синодом. – 8) В случае освобождения преподавательской должности Совет академии назначает конкурс, при чем профессорам предоставляется право указывать и своих кандидатов на открывшуюся должность. Избранный Советом кандидат утверждается в должности Святейшим Синодом, – 9) Если Святейший Синод не признает возможным утвердить избранного Советом академии кандидата на должность ректора, помощника ректора или преподавателя, то сообщает об этом Совету Академии с указанием причин неутверждения и с предложением избрать новое лицо. – 10) Примечание к § 65 устава духовных академий, согласно которому в священном сане должно состоять не менее половины всех членов Совета, исключается. – 11) Все постановления Советов и Правлений духовных академий, подлежащие утверждению Святейшего Синода, представляются непосредственно в Синод ректором академии. Постановления, представляемые по действующему уставу на просмотр и утверждение Епархиального Архиерея, приводятся в исполнение по подписанию их членами Совета или Правления по принадлежности, кроме дел, означенных в § 109 лит. б п. п. 1 1058 и 4, 1059 постановления по каковым делам представляются на утверждение Святейшего Синода. – 12) Редакторы издаваемых при академиях журналов избираются Советом на 4 года. – 13) Совет академии под председательством ректора составляют: помощник ректора, ординарные и экстраординарные профессоры, доценты и исправляющие должность доцентов. –

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Определили: Из процентов за 1916-й год с капитала, завещанного П. А. Мухановою, назначить пособия следующим членам академической корпорации: О. Инспектору Академии архимандриту Илариону, ординарному профессору Д. И. Введенскому , экстраординарному профессору А. И. Орлову, и. д. доцента священнику И. М. Смирнову и библиотекарю Академии К. М. Попову, по равной сумме – 200 рублей – каждому, о чем и представить на Архипастырское утверждение Его Высокопреосвященства. —169— III . – О назначении окончившим в минувшем учебном году курс воспитанникам Академии премий: а–б) Митрополита Литовского Иосифа, в 165 рублей (от 1915 года), и протоиерея А. Л. Невоструева, в 157 рублей, – за лучшие кандидатские сочинения; в–г) Архиепископа Казанского и Свияжского Иакова – двух премий (от 1915 и 1916 г. г.), по 152 р. каждая, – за лучшие кандидатские сочинения по догматическому богословию; д) в память протоиерея А. В. Горского, в 121 р., – за лучшие кандидатские сочинения, преимущественно по общей и русской церковной истории; е) протоиерея А. М. Иванцова-Платонова, в 80 рублей, – за лучшие кандидатские сочинения по церковной истории; ж) Архиепископа Димитрия (Самбикина) , в 76 рублей (от 1914–1915 г. г.), – за лучшие кандидатские сочинения, посвященные преимущественно описанию жизни и деятельности в Бозе почивших иерархов отечественной церкви; з) профессора И. Н. Корсунского , в 55 руб., – за лучшие кандидатские сочинения по Священному Писанию Ветхого и Нового Завета, греческому языку и его словесности, русской церковной истории или русской библиографии; u–i) двух премий Митрополита Московского Макария , по 96 руб. 50 коп. каждая, – за лучшие семестровые сочинения, представленные окончившими в минувшем учебном году воспитанниками Академии в течение первых трех курсов, и к) протоиерея И. С. Орлова, в 32 рубля, – за лучшие успехи их в сочинении проповедей. Справка: 1) Относительно присуждения премии Митрополита Литовского Иосифа указом Святейшего Синода от 28 декабря 1873 года за 3778 предписано: «Премии назначать, не раздробляя их, в каждой Академии за кандидатское сочинение по какому бы то ни было отделению, признанное лучшим из представленных студентами при переводе из III курса в IV, с тем, чтобы, согласно воле завещателя, выдача премий производилась не прежде, как по окончании воспитанниками полного академического курса». 2) Премия протоиерея А. И. Незоструева, согласно п. 1-му правил относительно употребления процентов с пожертвованного им капитала, присуждается за то из кандидатских сочинений, которое в этом году признано будет

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ему «при отъезде из Москвы думным дьяком Посольского приказа Михаилом Волошениновым были сказаны от имени царя Алексея Михайловича следующие напутственные слова: «чтобы он, будучи в греческих странах, помня час смертный, писал правду, без прикладу» (« Арсений Суханов » исследов. Белокурова, ч. 1, гл. 3, стр. 246–247; «Беседа Мельникова с Коноваловым в Н.-Новгороде 1903 г. 14 августа, стр. 39). Кроме того «прение» Арсения с греками нельзя признать достоверным потому, что раскольники его исказили, подделывали (у Белокурова стр. 9), оно не принадлежит Арсению, а вносилось раскольниками (стр. 15), все обезображено старообрядцами (стр. 23) и представляет собою злоумышленный подлог беспоповцев (стр. 27–28). «Очень может быть, что мы знаем их (Прения с греками о вере) не совсем так, как они на самом деле происходили; возможно, что многого Арсением и не было говорено во время прения, а прибавлено им после, при записывании их, равно как весьма вероятно, что и греки, собеседники Суханова, не были такими безответными, какими изображает он их» ( ч. 1, стр. 210: в «Беседе» стр. 50 ). «Проскинитарий», изд. Казань 1870 г., стр. 5, предисл.: «Во многих списках «Проскинитария» прилагается еще 4 часть или книга, под заглавием: «Прение соборного старца Арсения со греки о вере». Но сочинение это подложное к «Проскинитарию» не относится... означенного «прения» нет в древнейших списках московской синодальной библиотеки, как это засвидетельствовал нам, хорошо знакомый с нею, ученый археолог, К. И. Невоструев . Наконец, и другие ученые, имевшие дело с «Проскинитарием» признают «прение старца Арсения со греками о вере» сочинением подложным. Сахаров называет это «прение» небывалым... Сами старообрядцы поповщинского согласия сознаются в подложности означенного сочинения». Что греки не обливают в крещении об этом свидетельствует Христофор Ангел в своем сочинении, напечатанном в Кембридже в 1619 году: – «греки крестят младенцев чрез погружение их в воду и с головой... т. е. берет священник младенца в свои руки и держит его обеими руками за плечи и погружает в воду всего младенца с головой, говоря: крещается раб Божий такой-то во имя Отца, и возвлекает (возводит) младенца, потом опять»...

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010