Правило 4 (5) Григория Неокесарийского Никто да не обольщает себя тем, яко нашел что либо: ибо не позволительно корыстоватися и найденным. Второзаконие глаголет: Когда увидишь вола брата твоего или овцу его заблудившихся, не оставляй их, но возврати их брату твоему; если же не близко будет к тебе брат твой, или ты не знаешь его, то прибери их в дом свой, и пусть они будут у тебя, доколе брат твой не будет искать их, и тогда возврати ему их; так поступай и с ослом его, так поступай с одеждой его, так поступай со всякою потерянною вещью брата твоего, которая будет им потеряна и которую ты найдешь; нельзя тебе уклоняться от сего; тако глаголет Второзаконение ( Втор.22:1–3 ). В книге же Исхода, не токмо ο найденной кем-либо собственности брата, но и врага, речено: возвращением да возвратиши оную в дом господина ея ( Исх.23:4,5 ). Аще же не позволительно в мире корыстоватися от небрежнаго и роскошествующаго, и ο своей собственности не пекущагося брата или врага: то кольми паче от бедствующаго, избегающаго врагов, и по нужде оставляющаго собственность . ( Григория Нисск. 6 ). Нам известно предписание 2-го правила того же святого отца, по которому от церкви отлучается каждый, кто уличен будет в лихоимстве, или кто каким бы то ни было образом стремится присвоить себе то, что не его, на что он законного права не имеет. Настоящим правилом осуждается и тот, кто присвоил бы себе какую-либо вещь, найденную в дороге и не ему принадлежащую. В подтверждение святой отец приводит два места из Ветхого Завета. Подобное деяние наказывают гражданские законы, как старого, так и нового времени. За всякое незаконное присвоение того, что нам по праву, не принадлежит, Антиохийский Собор, своим 25-м правилом, присуждает членов клира вообще и епископов в частности к каноническому наказанию. О том же предмете говорят еще 5, 9 и 10 правила этого святого отца. Читать далее Источник: Правила [kanones] православной церкви с толкованиями Никодима епископа Далматинско-Истрийского : Пер. с серб. Т. 1-2/[Предисл.: проф. И. Пальмов]. - Санкт-Петербург : тип. С.-Петерб. духовной акад., 1911-1912./Т. 1. - 1911. - XX, 640 с.; Т. 2. - 1912. - VIII, 635 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Скачать epub pdf Сентябрь Ефрем Сирин, св. Толкование на Четвероевангелие гл.]/Предисл., пер. и примеч. А. А. Спасского; под ред. М. Д. Муретова//Богословский вестник 1896. Т. 3. 9. С. 129–144 (1-я пагин.). (Продолжение.) —129— чется о том, чтобы сберечь (её), поскольку рука Его есть рука, простирающаяся на всё, и мышца Его сильнее всего, так что отовсюду может исторгнуть её. 1668 Любовь Свою, коею обнимает всех людей, сделал меньшею и повинною всем, дабы любовь людей, коею обнимают они Господа всяческих, представить превосходящею всё. «Кто не любит Меня более, чем душу свою (ср. Мф.10:37 )» и пр. «Пришла Мария, и села у ног Иисуса ( Лк.10:39 )» то есть, села как бы на твердую землю у ног Его, которые и жене грешнице дали прощение грехов. Поскольку она добыла себе украшение, чтобы войти в царство Единородного, то «избрала» одну только «благую часть», именно благого Христа, так что «во век», как сказано, «не отнимется от неё ( Лк.10:42 )». Любовь же Марфы была более суетливой, чем любовь Марии, потому что, когда в первый раз пришел Христос, Марфа служила Ему: «Нет Тебе нужды до меня; скажи сестре моей, чтобы помогла мне ( Лк.10:40 )». И в то время, как (Господь) пришел, чтобы воскресить Лазаря, она первая также вышла навстречу Ему ( Ин.11:20 ). Глава девятая «Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого ( Мф.11:3 )?» Отнюдь не усомнился в Нём. Ибо тот, кто приготовил путь в пустыне и не умедлил взыграть во чреве, кто крещение не вменил себе ни в какую похвалу, поскольку сказал: «мне надобно креститься от Тебя ( Мф.3:14 )», и «вот, тот агнец Божий, который берет на себя грехи мира ( Ин.1:29 )», и: «я недо- —130— стоин развязать ремни у обуви Его ( Ин.1:27 )», – кто все это возвестил во всеуслышание, каким образом потом мог усомниться в Нём, во-первых, после свидетельства Духа, сошедшего в подобии голубя, и (во-вторых) после голоса, явившегося с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный и пр. ( Мф.3:17 )»? Но эти слова мы изъясняем так. Как пророки то, что говорили, ради себя говорили и ради тех, которые должны были слушать их, и как Господь говорит: «ради народа говорю сие, чтобы поверили ( Ин.11:42 )», так и Иоанн, когда увидел, что настало время переселиться ему из этого мира, и уразумел, что он должен так же и в смерти предшествовать Спасителю, как предшествовал Ему в рождестве в эту жизнь, то озаботился о том, чтобы не оставить своих учеников блуждать и рассеяться, как стадо без пастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf Июнь Ефрем Сирин, св. Толкование на Четвероевангелие гл.]/Предисл., пер. и примеч. А.А. Спасского; под ред. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1896. Т. 2. 6. С. 81–96 (1-я пагин.). (Продолжение.) —81— рождению? 910 Очевидно, скорее этим сказано то, что Он есть Сын Его. Поскольку расслабленный против Него погрешил, то и наказал его в плоти. Согласно учению Иасова 911 говорят: зачем было нужно Господу говорить: «отпущены тебе грехи твои?» Конечно, в этом не было бы Ему нужды, если бы тот (больной) поражен был расслаблением не по причине грехов. 912 И почему простил его, если расслабленный не был Его именно должником? Или: если не был Его именно должником, то какая была ему польза в том, что Господь сказал: «отпускаются тебе грехи твои?» Ибо хотя бы грехи и не были отпущены, они ни мало бы не повредили расслабленному, коль скоро по милости и благости он освобожден был от наказания. 913 После сего Писание говорит еще следующее: «ропщут и говорят фарисеи и книжники: с мытарями и грешниками едите и пьете. Сказал им Господь: не здоровые имеют нужду во враче, а больные, и Я пришел призвать не праведников, а грешников ( Лк.5:30:31 )». И это вне всякого сомнения известно, что среди Израиля были здоровые и праведники. 914 Вот, (значит), не противен закону подвиг Иисуса, Который изнурял Себя ради людей и исцелял и оправдывал их. А что касается до язычников, то и они также во всех отноше- —82— ниях оказались на земле здоровыми и праведниками пред Создателем своим, и (потому) в том, который явился после, 915 не было никакой нужды, поскольку здоровые не имеют нужды во враче и праведники в благодати. Всё то время, какое Господь наш провел на сей земле, сравнивает с брачным чертогом, а Себя Самого с женихом: «не могут товарищи жениха поститься, доколе жених с ними ( Мк.2:19 )». «Вот ученики Твои делают в субботний день то, чего не должно делать ( Мф.12:1–8 )». Но сначала Господь наставил их и в истине праведников усовершил, дабы не были слишком удивлены, когда Он разрушит закон полнотою Своего (учения). Да и Отец Его разрушил его, дабы показать, что Ему принадлежит творение (мира), промышление и домостроительство законное, и дабы удостоверить, что он (закон) был врачеством отсечения, которое истинный врач предложил пораженным болезнями от ног до головы. 916 «Начали срывать колосья, растирать и есть ( Мф.12:1 )». Здесь дан (нам) пример и некий образец. 917 Ибо закон запрещал вкушать от начатков, пока не будут принесены к алтарю ( Исх.23:19; 34:26 ; Втор.14:23 ). А они брали и ели плод начатков, который ранее жатвы должно было относить священникам ( Втор.18:4 ; Неем.10:37 ; Иез.44:30 ). Фарисеи же не были столь мудрыми, чтобы по

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Горе вам, книжники и фарисеи лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты: так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» ( Матф. 23, 27–28 ). Не хорошо быть такими фарисеями, но, с другой стороны, нехорошо и нарушать пост, боясь обвинений в фарисействе, как это часто случается в наш век легкомысленного безверия. Ведь теперь очень распространено обвинение в «фарисействе», даже там, где в действительности имеет место искреннее благочестие и стремление жить по заповедям Божиим и уставам св. Церкви. А чтобы избежать столь распространенного в наши дни, даже среди неверных и маловерных, только в разных вариантах, недуга фарисейства, надо помнить всегда данное нам в притче о мытаре и фарисее наставление Господа о том, что не следует о себе высоко думать, осуждая и уничижая других, а надо постоянно смирять себя в своих мыслях, осуждая не других, а самого себя за свои грехи. Нет хуже и зловреднее мании величия, которая низводила и низводит на дно адово. «Не думайте о себе более, нежели должно думать»   ( Римл. 12, 3 ) – так учит нас Слово Божие, а потому: «Фарисеева убежим высокоглаголания, и мытареве научимся высоте глагол смиренных, покаянием взывающе»,  как молился мытарь: «Боже милостив буди мне грешнику!» И с таким внутренним душевным настроением  «Постное время светло начнем, к подвигом духовным себе подложивше: очистим душу, очистим плоть, постимся якоже в снедех от всякия страсти, добродетельми наслаждающеся духа: в нихже совершающеся любовью, да сподобимся вси видети всечестную страсть Христа Бога, и Святую Пасху, духовно радующеся!»   (стихира на вечерни в неделю Сыропустную). Вот это и есть настоящей пост, который приводит нас к миру совести и духовной радости, чего не понимает глубоко погрязший во зле современный мир! А как мы с вами? Читать далее Источник: Современность в свете Слова Божия/Архиеп. Аверкий (Таушев) ; [Сост., предисл. А.Д. Каплина]. - Москва : Ин-т русской цивилизации, 2012. - 713 с. (Русская цивилизация). Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

De haeresibus, 80). – Прим. ред. 94 Критика Августина направлена не только против современников-ригористов, но и в адрес таких уважаемых писателен христианском древности, как Тертуллнап (De exhoriatione casitatis, De Monogamia) и Климент Александрийский (Stromata, 12.82), выступавших. хотя и по различным причинам, против возможности второго брака. 95 Ср.: Августин. Reiractationes 2. 3: «В книге я пишу: «Да не послушаем и тех, кто отрицает будущее воскресение плоти, указывая на сказанное апостолом Павлом: Плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божпя. не понимая сказанного тем же апостолом: Тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему – облечься в бессмертие. Действительно, когда это свершится, то не будет плоти и крови, но небесное тело». Эти слова не следует понимать в том смысле, что не будет больше естества плоти, но под именем плоти и крови должно разуметь, по мысли апостола, тление плоти и крови, которого не будет в Царстве, где плоть будет нетленной. Возможно и друтое понимание, при котором под именем плоти и крови апостол имеет в виду дела плоти и крови и тех, кто не наследует Царства из-за постоянном любви к ним». 96 Согласно Августину, человек не может освободиться от рабства греху, если прежде не возлюбит добродетель силою любви, данной свыше. Именно любовь, земная и разрушительная, или же небесная, возрождающая, является движущей силой человеческого бытия. Человек, по Августину, не человек разумный (homo sapiens), по человек любящий (homo amans). См.: Sokoloivski A. R. Matrix Omnium Conclusionum. Den «Augustinus» des Jansenius Lesen. Diss. Fribourg. См. также: Mayer C. Delectatio (Delectare)//Augustinm-Lexikon. Basel, 1986–1994. Vol.I. Col. 267–285. 97 В Синод, пер.: «Чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею». Читать далее Источник: О христианской борьбе/Блаженный Августин; [пер. с лат. предисл., примеч. : диакон Августин Соколовский ; ред. А. Р. Фокин]. - Москва : Центр библейско-патрологических исслед. Отд. по делам молодежи Русской Православной церкви, (Можайск (Московская область) : Можайский полиграфкомбинат), 2010. - 136 с. ISBN 978-5-85271-345-4 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

«Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую» ( Флп.1:27 ). «Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, – и Бог мира будет с вами» ( Флп.4:9 ). 1 Печ. по: Архив ПСТБИ. Копия. Машинопись. Опубликовано: Митрополит Нестор (Анисимов) . Мои воспоминания: Материалы к биографии, письма/Подг. текста и публикация М. И. Одинцова. М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 1995 (Матер, по ист. Церкви. Кн. 7); Митрополит Нестор. Моя Камчатка: Записки православного миссионера/Публ., фотографии, предисл. и коммент С. В. Фомина. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1995; Божией милостью архиерей Русской Церкви: Три жизни митрополита Нестора Камчатского. М.: Правило веры, 2002/Автор-сост. С. Фомин; Митрополит Нестор (Анисимов) . Моя Камчатка/Послесл. А. И. Белашова. Петропавловск-Камчатский: Изд-во Камчатского печатного двора, 2003. 6 Великое славословие – молитвословие, начинающееся с евангельского стиха: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение» ( Лк.2:14 ), включающее стихи, посвященные прославлению Святой Троицы, и стихи псалмов. Входит в состав богослужения утрени и повечерия. 7 «Покаяния отверзи ми двери...» – песнопение, поемое на воскресной утрене подготовительных к великому посту и первых пяти его недель. 8 Из стихотворения Ф. И. Тютчева «Эти бедные селенья». У Тютчева: «Удрученной ношей крестной...» 9 Первая и последняя строки на утрене Недели о блудном сыне, входящего также в чинопоследование монашеского пострижения: «Объятия Отча отверсти ми потщися, блудно мое иждих житие, на богатство неиждиваемое взираяй щедрот Твоих Спасе, ныне обнищавшее мое сердце да не презреши. Тебе бо Господи умилением зову: согреших, Отче, на небо и пред Тобою». 10 Перефразирована молитва праведного Симеона Богоприимца, встретившего и принявшего на руки Младенца Христа в Иерусалимском храме ( Лк.2:29–32 ). Первые строки этой молитвы: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое...»

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

(Зач. ) и. Аще речемъ, к грха не имамы, себ прельщаемъ, и истины нсть въ насъ. ( 2Цар. 12, 13. 3 . Цар. 8, 46. Причт, 20, 9, 28. 13). 8. Если говорим, что не имеем греха; обманываем самих себя, и истины нет в нас. 8 . А кто может сказать; я очистил сердце мое, я чист от греха моего? (Притч. Сол. 20, 9). Кто может сказать, что после раскаяния во грехе и очищения от него, я уже не могу грешить и не будет мне нужды очищаться? Только разве обольщающий себя и не видящий истины. Мера богоподобной святости жизни есть только предмет стремления для христианина; как бы ни был он свят, в нем всегда есть какой-нибудь грех . (Если. см. прим. к 6 ст.) «Апостол разумеет здесь не прошедшие грехи; пока человек носит в себе плоть, он всегда имеет грехи, хотя, может быть, и легкие. Но берегись презирать те, которые мы называем легкими; ты презираешь их, когда их взвешиваешь; но ты испугаешься, когда сосчитаешь их! Много легких грехов делают один тяжелый; много капель образуют реку» (Август.) И истины нет в нас: «если ты признаешь себя грешником, ты имеешь истину в себе, ибо истина есть свет. Жизнь твоя еще не вполне освещена, ибо в ней есть еще грехи: но уже начато твое просвещение, если в тебе есть познание грехов» (Август.) См. предисл. . Аще исповдаемъ грх наш, вренъ есть и праведенъ, да ставитъ намъ грх наш, и чиститъ насъ вскї неправды. ( Пс. 31, 5 . Рим. 3, 26 . 1Сол. 5, 44 . Дян. 15 , 9), 9. Если исповедуем грехи наши; то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши, и очистит нас от всякой неправды. 9 . Показав необходимость постоянной заботливости об очищении себя и усовершенствовании, постоянного стремления к свету, апостол объясняете каким образом достижимо для нас очищение от всякой неправды кровию Иисуса Христа (7 ст.): если исповедуем грехи наши. Если не только сознаем грехи и раскаиваемся в них внутренне, но открыто исповедуем их пред Богом (μολογμεν) т. е. не иначе как чрез личное посредничество поставленных Богом пастырей для принятия и отпущения грехов ( Иоан. 20, 22–23 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

аі. Глаголй бо ем радоватис, собщаетс длмъ ег злымъ. ( 1Тим. 5, 22 ). 11. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его. 11 . Ибо приветствующий так его и проч.: (прим. к 10 ст.): поступающий так неблагоразумно и неосторожно (10 ст.) естественно обольщается лжеучителем и «приобщается даже к делам его злым» (54), неразлучным с учением, как нераздельны между собою любовь и вера (ср. Примеч. к 1 Иоан., 4, 14–16). И в настоящем стихе «приветствий» нельзя отделят от «принимания в дом» (10 ст.), о чем для краткости не повторяет теперь Апостол (Meyer, Lange и др.). Очевидно, обращение к лжеучителю со словами «здравствуй» или «здравствуйте» не делает нас отступниками от веры и говорить «здравствуй» не значит участвовать в мысли и делах того, кому говорим мы это. ві. Мнга имхъ писати вамъ, и не восхотхъ хартїею и черниломъ: но надюс прїит къ вамъ, и усты ко устмъ глаголати, да радость ваша бдетъ исполнена: (3 Іоан. 13, 14. 1 Іоан. 1, 4. Іерем. 32, 4.). 12. Многое имею вам писать, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь прийти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна. 12 . Многое имею вам писать и проч.: полно сердце Апостола Любви; многое хотелось бы писать искренне преданному дому, но всех высоких мыслей, чувств и желаний не выразишь так на бумаге чернилами, как желательно было бы и как можно передать только живою речью – устами к устам. Надежда Апостола видеться с «избранной госпожой» и детьми её, вероятно, в предположенное апостольское путешествие по церквам Малой Азии (см. предисл. к 2 и 3 посл. §§ 2 и 3), заставляет его в настоящем письме ограничиться только указанием существенно важного и при том в общих только чертах: все же остальное, чем переполнена душа Иоанна – друга Христова, готово скоро излиться из самых уст его, при личном свидании. – На бумаге (σι χρτου): на «харте:» хартою (χρτης) в то время назывался лист для письма, приготовленный из болотного Египетского растения – папируса или панира (ππυρος); на толстых папирусовых листах писались книги, на тонких, или на папирусе так называемом Августовском или Клавдиевском, письма. Пергамент (изобретение города Пергама), или листы, выделанные из кожи животных (μεμβρναι – 2Тим. 4, 13 .) для обыкновенного письма по дороговизне своей не употреблялся (55). Листы папируса довольно были хрупки, что между прочим составляло одну из причин недолгого существования автографов Апостольских, (ibid.), особенно при их частой пересылке от одной церкви к другой (56). – Чернилами (57): чернила делались из печной сажи или угля, воды и гумми или камеди – растительного клея (58). Писали тростью ( κλαμος – 3Иоан. 13 .) или заостренною палочкою из тростника.–Говорить устами к устам (59), чтобы радость ваша была полна: см. примеч. к 1Иоан. 1, 4 . Я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему, то есть, утешиться с вами верою общею, вашею и моею ( Римл. 1. 11. 12 .).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

Еретики же, исповедующие жидовство, говорят, будто то, что пророки пишут о Страшном Суде, о воскресении мертвых и о возмездии по делам – истина, но не Иисус будет судить, а Бог Отец Вседержитель. Мы же помолимся одному из святых и досточтимых пророков. Кто же он? Даниил, истиннейший из пророков 14 ; он, как бы взяв нас за руку, подведет и покажет Самого Царя и Бога Отца Вседержителя, давшего суд Сыну 15 , и так скажет: «Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его – как чистая волна; престол Его – как пламя огня, колеса Его – пылающий огонь. Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги» ( Дан. 7, 9–10 ). Многие тогда воскресли из земного праха: одни – для вечной жизни, другие – для вечной муки. «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын Человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» ( Дан. 7, 13–14 ). Вот истинное пророческое видение, которое как в ясном свете солнца показывает, что воистину Господь наш Иисус Христос – Судия живых и мертвых и Бог истинный во веки веков! Аминь. 9 Приводимая прп. Иосифом цитата близка к редакции Острожской Библии и отличается как от редакции славянской Елизаветинской Библии 1751 г., так и от Синодального перевода 1876 г. – Ред. 13 Расхождения с Синодальным переводом в славянских редакциях Библии. Первое предложение цитаты в доступных списках славянской Библии обнаружить не удалось. – Ред. 14 В рукописи Соловецкой библиотеки и рукописи архиеп. Григория прибавлено: «...названный «мужем желаний», – и если мы изъявим истинное желание и стремление...» 15 В рукописи Соловецкой библиотеки и рукописи архиеп. Григория прибавлено: «и все нам покажет с осторожностью». Читать далее Источник: Просветитель/Прп. Иосиф Волоцкий ; Предисл. митр. Иоанн (Снычев), отв. ред., авт. послесл. О.А. Платонов. – Москва : Институт русской цивилизации, 2011. – 432 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Фотий Константинопольский , свт. Амфилохии. Трактат 1/пер. с др.-греч., предис. и примеч. Д.Е. Афиногенова// Библия и христианская древность 2019. 2 (2). С. 78–108. Фотий Константинопольский , свт. Амфилохии. Трактаты 223–248/пер. с др.-греч., предисл. и примеч. Д.Е. Афиногенова// Библия и христианская древность. 2019. 4 (4). С. 44–76. Литература Afinogenov D. Patriarch Photius as Literary Theorist: Aspects of Innovation//Στφανος Studia Byzantina ac Slavica Vladimiro Vavrinek ad annum sexagesimum quintum dedicate. Byzantinoslavica. 1995. T. 56. 2. P. 339–345. Παναγπουλος, Ιωννης. Η εpμηνεα της Αγας Γpαφς οτην εκκλησα των Πατpων I–II. θως (Σταμολης Α. Ε.). Stamoulis Publications, 2010; рус. Пер.: Панагопулос И. Толкование Священного Писагия у отцов Церкви/(пер. и послесл. Свящ. Максима Михайлова). Т. 1–2. М., 2013–2015. Амфилохии. 76, 78–80 76. Что означает сказанное Господом ученикам в Евангелии: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и, слыша не разумеют (Лк.8:10)? Речение, смысл которого ты просил объяснить, записано у четырех евангелистов, а прежде высказано пророком Исаией: но три в порядке пересказа передают речение своими словами, а боговещанный Матфей приводит его в качестве сопоставления и свидетельства. Ибо Исаия, когда удостоился стать зрителем славы Господней, и один из Серафимов углем очистил ему уста (ср. Ис.6:6–7 ), тогда и услышал тот Божественный глас, говорящий ему: пойди и скажи этому народу: слухом услышите – и не уразумеете, и очами смотреть будете – и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их ( Ис.6:9–10 ). Но таковы пророческие слова, употребленные в Евангелии; означают же они неразумие тогдашних иудеев, ничуть же не меньше предсказывают и подражание им со стороны их отобразивших позднее, тех, что не послушались учения Спасителя, Который необычайными делами и сверхъестественными речами обличил их слух и зрение, первый как добровольно оглохший, а второе как ослепшее от повреждения неверием, а [их самих] у как не пожелавших ни отворить слух к столь великой пользе слов и раскрыть глаза на столь боголепные сияния чудес не захотевший. Поэтому и пророк, свидетельствуя, что глухота и слепота появились у них не извне, но из-за собственной порочности, говорит: огрубело сердце народа сего. А поскольку они огрубили свое сердце, потому и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, а потом, указывая, что они даже не хотят воспрять от добровольного увечья, добавляет: да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их. Итак, они огрубели сердцем, поэтому с трудом слышат и сомкнули свои глаза: а закрыли глаза и заткнули уши, чтобы не видеть глазами и не слышать ушами, а бездействие их претерпели добровольно, чтобы, обратившись, не получить исцеления от таких недугов.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010