Гремячево. Лихвинский Успенский Гремячев монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Дата постройки неизвестна. Ссылки:   Адрес: 249131, Калужская область, село Гремячево, Свято-Успенский Лихвинский женский монастырь Координаты: 54.240318, 36.264941 Проезд: в сторону Оптиной пустыни, затем поворот на г. Суворов (8 км автобусом и 2 км пешком) На общественном транспорте: С Киевского вокзала г.Москвы до станции Калуга-1 на электропоезде или на автобусе с автостанции " Теплый Стан " . Далее с автовокзала " Калуга " на автобусе Калуга - Суворов до оста ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда в сторону Оптиной пустыни, затем поворот на г. Суворов (8 км автобусом и 2 км пешком) На общественном транспорте: С Киевского вокзала г.Москвы до станции Калуга-1 на электропоезде или на автобусе с автостанции " Теплый Стан " . Далее с автовокзала " Калуга " на автобусе Калуга - Суворов до остановки " поворот на Гремячево " . От остановки до монастыря - 3 км. Время в пути из Калуги - 40 минут. Автобусы ходят с интервалом 1 - 1,5 ч. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Свято-Успенский женский Гремячев монастырь существовал, по разным сведениям, с XV века, по другим - не позднее XVI как мужской Лихвинский Успенский Гремячев монастырь (г. Лихвин ныне - г. Чкалов). Есть сведения, что царь Алексей Михайлович, проездом на богомолие в г. Киев, останавливался в этом монастыре, т.к. ему очень понравилась местность. Впоследствии он пожертвовал деньги, на которые в 1673 году был выстроен Успенский собор. Братия обители в 1701 году отстроили храм в честь великомученика и победоносца Георгия. В 1764 году монастырь был упразднен, а храмы превращены в приходские. В 1935 году храмы закрыли, Успенский собор сделав хранилищем для удобрений, а Георгиевскую церковь тракторными мастерскими. В ограду монастыря загоняли сельхозтехнику, сровняв с землей многочисленные могилы вокруг храмов. В настоящее время в монастыре 4 насельницы - сестры Свято-Николаевского Черноостровского Малоярославецкого монастыря. В обители нет ни воды, ни отопления, ни других коммуникаций, электросеть нуждается в полной замене. Храмы в плачевном состоянии, собор Успения Матери Божией в трещинах, без куполов, от фресок почти ничего не осталось, нужно перекрывать крышу. Колокольня дала крен, шпиль ее утрачен. Георгиевский храм требует капитального ремонта. Необходимо построить жилой сестринский корпус, трапезную и все остальные помещения, нужные для существования обители.

http://sobory.ru/article/?object=05240

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 Жития избранных святых Свв. преп. Старцы Оптинские Старчество в Оптиной пустыни берет начало от схиархимандрита Паисия Величковского (1722-15/28 ноября 1794), молдавского старца, выходца из Полтавской губернии, переводчика и составителя славянского варианта знаменитого духовного свода " Добротолюбия " . В 1829 году в Оптину переселились его последователи во главе с иеромонахом Леонидом (в схиме Львом) (1768-11/24 октября 1841). До этого он некоторое время, пребывал в разных монастырях, и в одном из них встретился с учеником молдавского старца Паисия отцом Феодором. Старец Феодор научил преподобного Льва, тогда еще отца Леонида, высшему монашескому деланию — " умной молитве " . Преподобный Лев обладал многими духовными дарованиями. Был у него и дар исцелений. Приводили к нему многих бесноватых. Победа над бесами была одержана преподобным Львом, конечно, только после победы над своими страстями. Никто не видел его возмущенным от страшного гнева и раздражения, не слышал от него слов возмущения и ропота. Спокойствие и христианская радость не оставляли его. Преподобный Лев все время творил Иисусову молитву, а на вопрос своего ученика, как он приобрел такие духовные дарования, отвечал: " Живи проще, Бог и тебя не оставит и явит Свою милость " . Ученик и сотаинник старца Льва — иеросхимонах Макарий (1788-7/20 сентября 1860), прибыл в Оптину пустынь вслед за преподобным Львом и поступил под его духовное руководство. Ранее он познакомился со старцем Львом в Площанской пустыни, где пребывал под руководством старца Афанасия, ближайшего ученика преподобного Паисия Величковского. Старец Афанасий обладал большим количеством переводов святоотеческих творений, сделанных преподобным Паисием, и приобщил к исследовательской и литературной деятельности преподобного Макария. Позднее, уже в Оптиной, преподобный Макарий возглавляет группу ученых и литераторов — монахов и мирских лиц, которые переводят, обрабатывают и перекладывают на литературный язык писания (в основном в переводах старца Паисия) величайших аскетов древности: Исаака Сирина, Макария Великого, Иоанна Лествичника. Даровал Господь преподобному Макарию и дар духовного рассуждения. Его смиренное слово о духовной пользе ближнего подкреплялось истинным смирением и во внешности, в одежде, в каждом его движении. Лицо преподобного постоянно было светло, сияло духовной радостью и любовью к ближнему, в чем проявлялось видимое действие творимой им непрестанно Иисусовой молитвы.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/ol...

Доклад митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего экзарха всея Беларуси, председателя Синодальной Богословской комиссии 7 червня 2008 р. 08:50 Ваше Святейшество, Собратья-Архипастыри, Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви! В минувшем году исполнилось 10 лет со времени учреждения Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви Как ее Председатель в своем выступлении я представлю отчет о работе Комиссии в межсоборный период, а также соображения относительно перспектив и планов деятельности Комиссии в соответствии с ее целями и задачами. Согласно Положению о Комиссии в ее задачи входит: (1) выполнение поручений Предстоятеля Русской Православной Церкви, Священного Синода и других церковных учреждений, касающихся рассмотрения вопросов богословского и вероучительного характера, (2) богословский анализ актуальных проблем жизни нашей Церкви, а также (3) координация научно-богословской деятельности, осуществляемой синодальными учреждениями, епархиями и другими церковными структурами.   1 В соответствии с первой задачей в отчетный период по поручению Святейшего Патриарха и Священного Синода проводились заседания Комиссии в различном составе. (Сведения о заседаниях Комиссии приводятся в хронологическом порядке). 19-20 февраля 2001 г. в стенах Московской Духовной Академии состоялся расширенный пленум Синодальной Богословской комиссии, посвященный анализу богословских, нравственных и пастырских аспектов проблем, возникших в связи с введением в Российской Федерации новой системы учета налогоплательщиков. В работе пленума приняли участие архиереи, представляющие Православные Церкви четырех стран — России, Украины, Беларуси, Молдовы, наместники и духовники ставропигиальных монастырей (наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Феогност, наместник московского Сретенского монастыря архимандрит Тихон, игумен Спасо-Преображенского Валаамского монастыря архимандрит Панкратий, наместник Свято-Введенской Оптиной пустыни архимандрит Венедикт, духовник Оптиной Пустыни схиигумен Илий), профессоры духовных академий, а также представители государственных органов, консультанты и эксперты. В ходе работы имел место взаимно уважительный и плодотворный диалог между представителями Церкви и государственных органов Российской Федерации — Государственной Думы и Министерства по налогам и сборам РФ.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2762752...

Есть ли у нас старцы в Москве наподобие Оптинских? В студии игумен Мелхиседек, ведущий Виктор Саулкин. 20.03.2013 11:20:40 Виктор Саулкин - Добрый вечер, дорогие братья и сестры! У микрофона Виктор Саулкин. А сегодня в нашей студии игумен Мелхиседек, настоятель храма святых апостолов Петра и Павла в Ясенево, подворья Свято-Введенской Оптиной пустыни. - Добрый вечер, дорогой Виктор. Добрый вечер, дорогие слушатели радиостанции " Радонеж " . - Батюшка, в этом году 200 лет со дня рождения преподобного старца Амвросия Оптинского. Тема необъятная. Но хотелось бы к ней приступить сегодня, потому что через неделю будем праздновать память Преподобного. Трудно описать, как батюшка Амвросий преображал души людей. За 22 года, когда с паломниками бываешь в Оптиной Пустыни, такие чудеса видишь! Много чудес, исцелений было. Но главное чудо все-таки - это преображение души. - Безусловно. Дело в том, что мы все обязаны духовным   ориентиром своей жизни, духовным возрастанием, духовным правильным фундаментом тем началам, которые оставил преподобный Амвросий, старец Оптинский. Дело в том, что и последующие духовники ориентировались во многом на Оптину Пустынь. Это и старец Никон Воробьев, это   и валаамские старцы, и отец Иоанн Крестьянкин-  Господь сподобил меня много раз бывать у него на Совете. Он всегда говорил: «Читайте преподобных Оптинских старцев». В них, в их писаниях вы найдете ответы на все свои вопросы, когда мы, молодые иеромонахи, приезжали к нему спрашивать о тех или других трудностях, проблемах, недоуменных случаях. И он как раз об этом и говорил. И сам очень любил преподобного   Амвросия. Потому что он был причислен к лику святых в самом начале. Часто   издавалось его жизнеописание, его письма. Я помню, в самиздате ходили именно жизнеописания преподобного Амвросия. И он был близок всем нам. Сейчас уже много издается разной духовной литературы, сотни тысяч книг. В наше время, только после Тысячелетия Крещения Руси стала доступна духовная литература. И вот тогда, через ксерокопии или принтерные издания мы осваивали то, что советовали духовники – труды  аввы Дорофея,  Иоанна Лествичника, епископа Игнатия (Брянчанинова), епископа Феофана  Затворника, письма, жития и наставления Оптинских старцев.

http://radonezh.ru/text/est-li-u-nas-sta...

Закрыть itemscope itemtype="" > Великий любитель безмолвия Сегодня мы чтим память преподобного Антония Оптинского 20.08.2021 986 Сегодня, в Попразднство Преображения Господня, Святая Церковь чтит память прмч. Дометия Персиянина и двух учеников его (363), мчч. Марина и Астерия (260), прп. Ора Фиваидского (ок. 390), прмц. Потамии чудотворицы (IV), прп. Феодосия Нового, врача (IX-X). Свт. Иерофея Венгерского (X) и св. Стефана I, короля Венгрии (1038), прп. Пимена Многоболезненного, Печерского (1110), прп. Меркурия Печерского, еп. Смоленского (1239), прп. Пимена, постника Печерского (XIII-XIV), прп. Феодоры Сихловской (начало XVIII) (Рум.), сщмчч. Александра, Петра, Михаила, Иоанна, Димитрия и Алексия пресвитеров, Елисея диакона и прмч. Афанасия (1937), сщмч. Василия пресвитера (1938), прп. Антония Оптинского (1865), вспоминает обретение мощей свт. Митрофана, еп. Воронежского (1832). Сегодня мы чтим память преподобного Антония Оптинского. Преподобный Антоний (в миру – Александр Иванович Путил ов) родился 9 марта 1795 года в Борисоглебске Ярославской губернии. В детстве и юности Александр был весьма тих и скромен. Призвание к монашеской жизни он почувствовал еще в детском возрасте, чему послужил и пример его старших сродников и братьев, посвятивших себя иноческой жизни. При нашествии французов в 1812 году Александр оказался в Москве и жестоко пострадал от них. Бежал в Ростов к своим родным, а оттуда через некоторое время отправился в рославльские леса, где уже пять лет подвизался его старший брат Тимофей, будущий игумен Оптиной пустыни преподобный Моисей. Выдержав четырехлетний искус, 2 февраля 1820 года Александр был облечен в ангельский образ на праздник Сретения Господня и наречен Антонием. Исполняя волю боголюбивого архипастыря – епископа Калужского Филарета, преподобный Моисей и преподобный Антоний 3 июня 1821 года отправляются в Оптину пустынь для основания при сей обители уединенного скита. Место было выбрано в 170 саженях к востоку от монастыря в густом лесу. Очистив от леса само место, пустынники построили небольшую келию и соорудили церковь во имя святого Иоанна, Предтечи Господня. В 1825 году, после назначения преподобного Моисея настоятелем Оптиной пустыни, преподобный Антоний был определен начальником скита. К добровольным трудам и подвигам монашеским преподобного Антония вскоре присоединился и крест тяжелой, длительной болезни.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/08/20/ve...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Главное чудо произошло с нами во время съемок» Беседа с режиссером нового документального фильма «Прикосновение» 16.10.2008 432 Время на чтение 6 минут Наверное, любой православный знает про Оптину Пустынь - один из важнейших духовных и исторических центров России, колыбель русского старчества. Это место связано с историей русской литературы, русскими писателями: здесь бывали и Гоголь, и Толстой, и Достоевский…. Для тех, кому еще не довелось здесь побывать, и для тех, кто сюда обязательно вернется, Игорь Яринских снял свой фильм «Прикосновение». - Игорь Анатольевич, расскажите о вашем фильме, о чем он?   - Для православных россиян, да и не только россиян, монастырь Оптина Пустынь - это чудо. Для того, чтобы попытаться разгадать его, наша съемочная группа и поехала под Козельск. Мы хотим узнать, как получилось, что именно в этом месте возникло учение о старчестве. Мы посвящаем Оптиной Пустыни не просто эпизод или фрагмент фильма, монастырь становится его красной нитью. Главные вопросы, ответы на которые мы постараемся найти: как возник феномен Оптиной Пустыни, оптинское старчество?   - В вашем фильме три части. Какие?   - Да, в фильме три части, хотя изначально предполагалось, что будет две, и появление третьей части - это главное чудо, которое произошло с нами во время съемок. Но это отдельная история, и о ней я расскажу позже.   Первая часть называется «Оптина». Мы проводим своеобразное расследование - кто стоял у истоков оптинского старчества - и выясняем, что это был святитель Филарет. Ему и посвящена вторая часть нашего фильма, которая называется «Архистарец-святитель»…   Филарет (Амфитеатров Феодор Георгиевич, в схиме Феодосий), митрополит Киевский и Галицкий родился в XVIII веке, 17 апреля 1779 года в семье священника в Орловской губернии. Вообще фамилия Амфитеатровы очень известная. Например, протоирей Валентин Амфитеатров (1836-1908), которого называли «Московский утешитель» - это его внучатый племянник.   Недавно святитель был канонизирован. Филарет очень почитаем в Киеве и именно там он в видении явился епископу Павлу, это был 1994 год, и благословил поднимать свои мощи. Они подняты и сейчас находятся в Дальних пещерах. Канонизацию подготавливал владыка Ефрем, архиепископ Криворожский и Никопольский. Первоначально святитель был причислен к лику местночтимых святых, а 8 декабря 2005 года его имя было внесено во всероссийский месяцеслов по благословению Патриарха Алексия II.  

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > Доклад Митрополита Минского и Слуцкого Филарета О работе Синодальной Богословской комиссии 04.10.2004 441 Время на чтение 61 минут Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. 3-8 октября 2004 года Ваше Святейшество, Собратья-Архипастыри, Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви! В минувшем году исполнилось 10 лет со времени учреждения Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви . Как ее Председатель в своем выступлении я представлю отчет о работе Комиссии в межсоборный период, а также соображения относительно перспектив и планов деятельности Комиссии в соответствии с ее целями и задачами. Согласно Положению о Комиссии , в ее задачи входит (1) выполнение поручений Предстоятеля Русской Православной Церкви, Священного Синода и других церковных учреждений, касающихся рассмотрения вопросов богословского и вероучительного характера, (2) богословский анализ актуальных проблем жизни нашей Церкви, а также (3) координация научно-богословской деятельности, осуществляемой синодальными учреждениями, епархиями и другими церковными структурами. 1 В соответствии с первой задачей в отчетный период по поручению Святейшего Патриарха и Священного Синода проводились заседания Комиссии в различном составе. (Сведения о заседаниях Комиссии приводятся в хронологическом порядке.) 19-20 февраля 2001 г . в стенах Московской Духовной Академии состоялся расширенный пленум Синодальной Богословской комиссии, посвященный анализу богословских, нравственных и пастырских аспектов проблем, возникших в связи с введением в Российской Федерации новой системы учета налогоплательщиков. В работе пленума приняли участие архиереи, представляющие Православные Церкви четырех стран - России, Украины, Беларуси, Молдовы, наместники и духовники ставропигиальных монастырей (наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Феогност, наместник московского Сретенского монастыря архимандрит Тихон, игумен Спасо-Преображенского Валаамского монастыря архимандрит Панкратий, наместник Свято-Введенской Оптиной пустыни архимандрит Венедикт, духовник Оптиной Пустыни схиигумен Илий), профессоры духовных академий, а также представители государственных органов, консультанты и эксперты. В ходе работы имел место взаимно уважительный и плодотворный диалог между представителями Церкви и государственных органов Российской Федерации - Государственной Думы и Министерства по налогам и сборам РФ.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Залог Победы в общем покаянии» Откровенная беседа с наместником Оптиной пустыни епископом Можайским Иосифом 01.12.2022 598 Время на чтение 5 минут Источник: Козельск Архиерей Русской православной церкви, викарий патриарха Московского и всея Руси, наместник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь епископ Можайский Иосиф (Королёв) рассказал читателям районки о том, как нравственное воспитание детей, укрепление семейных уз и стремление к христианской любви могут стать путеводными звездами во время войны. Владыка, узнав о цели предстоящей беседы – укрепить дух воинов и мирян, встретил нас радушно. И мы сразу приступили к диалогу, к которому вскоре присоединились и другие священнослужители. Но о них чуть позже… «Будем меняться к лучшему…» — Владыка, сейчас в российских медиа активно обсуждается вопрос гражданской осознанности, так как до сих пор находятся люди, осуждающие спецоперацию или попросту равнодушные к ней. Как, на Ваш взгляд, обстоят дела в Козельске, по сравнению с другими городами — райцентрами и мегаполисами. — Отмечу сразу, что в Козельском районе, по сравнению со столицей, равнодушных к происходящим сейчас историческим событиям — сущие единицы. В мегаполисах другая ситуация — люди часто охвачены духом материализма, среди их ценностей доминируют деньги. В регионах люди проще, спокойнее и добрее. В Козельске, например, в основном, живут патриоты, которые любят свою Родину и поддерживают традиционные ценности. Это видно по настроениям прошедшей волны частичной мобилизации — многие наши солдаты из учебных частей не просто охотно откликнулись на присланные повестки, но и женились перед отправкой на фронт. Мужчины начали создавать семьи, и это говорит о более сознательном отношении к браку, повышению уровня ответственности за семью, готовности поддерживать традиционный институт брака, оставаться патриотом своей страны, быть русским, быть православным. — Владыка, а как институт семьи может спасти традиционные ценности? Послужить на благо православия?

http://ruskline.ru/opp/2022/12/01/zalog_...

Игумен Филипп (Перцев): «Каждый день их был полностью посвящен Богу» 18.04.2023 18:34:11 Тридцать лет назад, 18 апреля 1993 года, на Пасху в Оптиной пустыни были убиты трое насельников обители — иеромонах Василий (Росляков) и иноки Ферапонт (Пушкарев) и Трофим (Татарников). Эта трагедия стала потрясением для всей страны, где только началось возрождение церковной жизни. 18 апреля в Оптиной пустыни особо торжественный день, который собирает множество людей почтить память убиенных братий. Над местом их погребения на монастырском кладбище установлена часовня. О том, какими были эти монахи, чем они запомнились братии, «Журналу Московской Патриархии» рассказал игумен Филипп (Перцев). Интервью опубликовано в апрельском номере журнала ( PDF-bepcuя ). — Отец Филипп, Вы собираете материалы для возможной канонизации убиенных братий. Почему Вы взялись за этот труд? — Все трое были для меня близкими людьми. Очень важно, чтобы сбором свидетельств, обработкой и дальнейшим написанием их житий занимался человек, который был знаком с братиями. Все знают книгу Нины Павловой «Красная Пасха», из которой очень многие узнали об убиенных братиях, а некоторые после прочтения даже приняли монашеский постриг и стали насельниками нашей обители. Конечно, не все в ней объективно, много сентиментальных моментов, какие-то предположения автора не всегда верны. Но главное, Нине Александровне, как профессиональному и очень талантливому журналисту, удалось создать правдивые образы убиенных братий. — Нина Павлова пишет в своей книге, что самым «закрытым» из братий был отец Ферапонт. Вам удалось найти с ним контакт и близко общаться? — Отец Ферапонт нес послушание столяра. Я — иконописца. Он вырезал параманные кресты, а для нас делал иконные доски, поэтому я частенько заходил в его столярную мастерскую, находившуюся на первом этаже Паромной башни. Потом и сам с его разрешения приходил постолярничать, делал аналой, полочки для иконописной мастерской. И когда мы работали вместе, иногда завязывался немногословный разговор. При всей его молчаливости, он был очень живым, искренним человеком. Хотя он был весь сосредоточен на молитвенном делании и от этого казался замкнутым, но если с кем-то находил контакт, то неожиданно раскрывался, по-дружески приоткрывая свою тонкую деликатную душу.

http://radonezh.ru/2023/04/18/igumen-fil...

иером. Даниил Сычёв Скачать epub pdf В день празднования Казанской иконе Божией Матери 22 октября/4 ноября, Церковь совершает поминовение архимандрита Леонида (Кавелина ; 1822–1891), наместника Троице-Сергиевой Лавры. «Человек глубоких и чистых убеждений, человек  призвания, он высоко держал знамя монашества…». Граф Сергей Дмитриевич Шереметьев Известный церковный деятель, историк, автор многочисленных исследований по истории монастырей и церквей Центральной России, библиограф, переводчик, архимандрит Леонид (в миру – Лев Александрович Кавелин), происходивший из калужских дворян, по линии матери относится к роду Нахимовых. Его двоюродный брат – известный русский историк, юрист, философ и публицист Константин Дмитриевич Кавелин (1818–1885). По данным, опубликованным в книге «Подвижники благочестия Оптиной Пустыни 19-начала 20 века», составленной в Введенской Оптиной Пустыни, Лев Кавелин родился 20 февраля 1822 года в селе Спас-Волженском Вяземского уезда Смоленской губернии по месту службы своего отца. Его родители – Мария Михайловна (урожденная Нахимова), двоюродная сестра адмирала Павла Степановича Нахимова и Александр Александрович Кавелин, участник Отечественной войны 1812 года, штаб-ротмистр Гродненского гусарского полка. По данным приведенным в Метрических книгах Льва Кавелина крестили в храме Спаса Нерукотворенного Образа села Спас-Волженского. «1822 год. Месяца февраля. Гродненского гусарского полку у штаб-ротмистра Александра Александрова Кавелина з женою ево Мариею Михайловою родился 20 числа законно прижитый сын Лев, крещен 23 числа священником Григорием Овсянниковым, дьячком Василием, пономарем Григорием, а при восприятии ево восприемники были сельца Городка майор Степан Михайлов да подпоручица Екатерина Михайлова дочь Нахимова, да морского флота офицер Андрей Михайлов сын Нахимов с подпоручицею Анною Степановою Воеводскою». С 1832 года Лев Кавелин учился в Калужской мужской гимназии, затем с 1835 года в Первом Московском Кадетском корпусе, который окончил с отличием в 1840 году. Двенадцать лет он служил в лейб-гвардии Волынском полку в городе Ораниенбауме (ныне г. Ломоносов).

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010