монах Ераст (Вытропский) Время основания Оптиной пустыни в точности неизвестно; но судя по местоположению ее (на правом берегу реки Жиздра, в 3-ех верстах противу г. Козельска, упоминаемого в летописях в 1146г., ранее Москвы), следует предполагать, что пустынь возникла со времени принятия Козельчанами христианской веры (не ранее 12 столетия). Появление монашества вслед за христианством – есть естественное выражение горячности веры новообращенных. Козельск был сильным княжеством во время татарщины; целых семь недель защищался от полчищ Батыя. Но в самом городе не было ни одного монастыря. Только после соборного определения (в 16 столетии), на котором было воспрещено существование общих монастырей ( делившихся на две половины: мужскую и женскую), был открыт женский монастырь в г. Козельске, существовавший до времен Екатерины 2-ой 1 . Основана пустынь, несомненно, трудами самих подвижников; если бы ее строил какой князь, то было бы записано в летописях, и если бы какой боярин, то даны были бы монастырю удобные для хозяйства земли и были бы сделаны значительные постройки. Вначале пустынь была маленькая, в роде существовавших в древности церковных погостов. По письменным документам известно, что царь Михаил Федорович пожертвовал пустыни на ладан и свечи, по умершем в 1598 году царе Московском Федоре Иоанновиче, мельничное место под г. Козельском. По писцовым книгам 1629 года, в пустыни показано 6 келлий и церковь деревянная Введения во храм Пресвятыя Богородицы. Грамотой царя Федора Алексеевича 15 июля 1680г. пожаловано пустыни семь посадских дворовых мест в г. Козельске. В 1680г. начато построение каменного соборного храма во имя Введения во храм Пресвятыя Богородицы на мирское подаяние. В царствование Петра 1-ого пустынь получала доходы: с мельницы 35р. в год, с рыболовни 16р., с перевоза 10р., с земли и огородов 39р., всего 100р. На указами от 25 января и 25 марта 1704 года доходы с мельницы, рыбной ловли и перевоза отобраны были в казну. Указом же 24 января 1724 года, Пустынь же, как малобратственный монастырь была закрыта, и братия со всем имуществом и постройками переведены в Белевский Преображенский монастырь; в этот же монастырь переведен был и Жабынский монастырь. В указе Архиепископа Сарского и Подонского Белевскому архимандриту Тихону от 15 апреля 1724 года было сказана так: «келлии и ограду сломать и перевезть в Белевский монастырь, дабы оной Жабынской пустыни звания Жабынскою и Введенским монастырем отнюдь нигде и никак не упоминалось». Все постройки и все имущество Оптиной пустыни было перевезено в Белевский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

мон. Лазарь (Афанасьев) Глава 32. Духовный подвиг отца Варсонофия. Его кончина и погребение в Оптиной пустыни. Некрополь 1900-х годов Весьма неохотно Оптина пустынь отпускала старца Варсонофия... В понедельник Фоминой недели, 2 апреля, в 8 часов утра в храме святого Предтечи в скиту отец Варсонофий соборне служил напутственный молебен с коленопреклонением. По его окончании старец, не скрывая своего взволнованного состояния, обратился к братии с прощальным словом. Затем отец Нектарий от скитского братства преподнес отцу Варсонофию икону Иоанна Крестителя. Из храма все направились в трапезную, где был предложен чай, а потом братия в келии отъезжающего старца принимала его благословение. Он каждому подарил нечто на память: иконку, небольшую вещицу, полотенце – все, что попадалось под руку. Отец Варсонофий несколько раз напомнил о том, чтобы братия не оставляла молитвы к Божией Матери, особенно перед Ее иконой «Неопалимой Купины» (эта молитва читалась в скиту после воскресной литургии). В монастыре, в Казанском соборе, для прощания с отцом Варсонофием собралось все братство, было много и богомольцев. Пришел С. Нилус со своей женой, – ему был дан месяц на сборы перед тем, как уехать из Оптиной во исполнение решения начальства запретить мирянам селиться возле монастыря. Архимандрит Ксенофонт, похудевший, с усталым видом (он перенес операцию на печени), сказал прощальное слово. «Христос воскресе!.. – говорил он. – Думали ли вы, глубокочтимый отец игумен, что вам, почти прошедшему уже жизненный путь, приведется расстаться с Оптиной, и именно тогда, когда вы всего более привязались к ней и, быть может, жизни вне Оптиной и не могли представить себе? Думал ли я расстаться когда-либо с вами и без вашей помощи и содействия руководить обителью? Но вот, как удар грома над головою, разразилась неожиданная весть о вашем назначении в другую обитель... Как все непрочно, подумал я, и вспомнились мне по этому поводу слова Писания: Пресельник аз есмь у тебе, Господи, и пришлец, якоже вси отцы мои [ Пс.38:13 ]... С 1907 года вы разделяли со мною бремя настоятельства, при настоящих условиях особенно ответственное, и за это время значительно облегчали мне труды по управлению обителью. На моих глазах благоустроен вами, и внутренне и внешне, вверенный вам скит и оставляется сейчас вами в цветущем состоянии; храмы, ризница, трапеза, библиотека, келии, содержание и источники содержания – все говорит в пользу вашего управления» 492 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

мон. Лазарь (Афанасьев) Содержание Пролог Глава 1. «Один ее вид умилял сердца» Глава 2. Дом Пресвятой Богородицы Глава 3. Первые настоятели Глава 4. Пустынники Рославльских лесов Глава 5. Построение Предтечева скита Глава 6. Старец-настоятель архимандрит Моисей (Путилов) Глава 7. О русском старчестве Глава 8. Иеромонах Леонид на пути в Оптину Глава 9. Труды и дни старца Леонида (Наголкина, в схиме Льва) Глава 10. Соратники и сотаинники старцы Лев и Макарий (Иванов) Глава 11. Монахи-подвижники. Старец Макарий Глава 12. Сотрудники старца Макария по изданию святоотеческих книг Глава 13. Издательское дело. Создание библиотеки. Русские писатели в Оптиной: Жуковский, Снегирёв, Гоголь, Муравьёв, Шевырёв Глава 14. Кончина старцев Макария и Моисея. Настоятель обители архимандрит Исаакий (Антимонов). Из Оптинского некрополя Глава 15. Старец Иларион (Пономарёв). Монахи Флавиан, Карп, Климент, Феодосий, Агапит Глава 16. Великий старец Амвросий (Гренков) Глава 17. Толстой, Достоевский и Леонтьев в Оптиной. Некрополь 1880-х годов Глава 18. Великий князь Константин Константинович Романов в Оптиной пустыни Глава 19. Духовные дарования старца Амвросия Глава 20. Благодатный наставник Глава 21. Создание Шамординского монастыря. Схиархимандрит Агапит (Беловидов) – автор книг об Оптинских старцах. Некрополь 1890-х годов Глава 22. Старцы Анатолий (Зерцалов) и Иосиф (Литовкин) Глава 23. Старец Варсонофий (Плиханков) Глава 24. Инок Павел как летописец обители Глава 25. Семья К.Р. (Великого князя Константина Константиновича Романова) в селе Прыски близ Оптиной в 1901 году. 1904 год – начало Русско-Японской войны Глава 26. Старец Варсонофий в Маньчжурии. Епископ Трифон (Туркестанов) в скиту Оптиной пустыни Глава 27. Старец Варсонофий – скитоначальник. Сергей Нилус. Монах-художник отец Даниил (Болотов). Иван и Николай Беляевы Глава 28. Духоносное слово старца Варсонофия Глава 29. Оптинская смута. Схима отца Варсонофия. Смерть Толстого – отец Варсонофий на станции Астапово Глава 30. Кончина старца Иосифа Глава 31.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

IX. Кладбище В обители сей, с древних времен, кроме Оптинских иноков, много похоронено дворянских фамилий и купечества. В 1774 году жители города Козельска подавали духовному начальству просьбу об отведении им в Оптиной Пустыни кладбища, но им было в этом отказано, а определено погребать внутри монастыря только знатнейших лиц и благодетелей обители, по усмотрению ее настоятелей. Кладбищенские монастырские памятники состоят, большей частью, из каменных плит, на которых, обыкновенно, вырезаны год, месяц и число рождения и кончины, погребенных под ними, особ. Разбирая эти надписи, встречаем следующие фамилии: Образцовых, Кондыревых, Давыдовых, Чичериных, Писаревых, Челищевых, Богенгард, Камынина, Татищева, князей Козловских, Воейковых, Беклемишевых, князя Яшвиля, Графини фон-дер-Остен-Сакен, Щербачевых, Россет, графини Толстой, Гартунг, Хлюстиных и других. На восточной стороне Введенского храма, против придела во имя Николая Чудотворца, стоят два колоссальных памятника одинаковой формы, вылитые из чугуна, украшенные, местами, позолотою и обведенные решеткой. Под одним из этих памятников похоронено тело Оптинского старца, иеромонаха Леонида, в схиме Льва, имя которого навсегда должно быть памятно для обитателей и посетителей Оптиной Пустыни, так как он первый положил в ней основание старческого пути, по учению св. духоносных отцов подвижников. Потому, все, кто получает в сей обители духовное назидание и утешение, хотя бы они лично не знали старца Леонида, должны с благодарностью вспоминать о нем, как о первом основателе старчества в Оптиной Пустыни 46 . На памятнике его следующие надписи: Кто есть человек, иже поживет и не узрит смерти; но блаженны, умирающие о Господе; ей, почиют от трудов своих. Памятник сей покрывает тело почивающего о Господе с миром иеросхимонаха Леонида (Льва), понесшего благое Христово иго в монашестве 46 лет; родом был из Карачевских граждан, по фамилии Наголкин. Уснул сном смерти в надежде воскресения и жизни вечной. Оставил о себе память в сердцах многих, получивших утешение в скорбях своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Аннотация Начавшееся в наши дни возрождение Оптиной пустыни, духовного центра, широко известного не только в России, но и за ее пределами – привлекло особенное внимание к той духовной традиции, которая в свое время выделила Оптину из чреды российских монастырей. Эта традиция – старчество. Никогда не угасавшее, но временами как будто скрывавшееся с горизонта общественной жизни, старчество просияло в Оптиной XIX-haчaлa XX веков в лице ее великих старцев: Льва, Макария, Амвросия, Анатолия, Варсонофия, Нектария и вновь, казалось, исчезло. Валаам, Глинская пустынь и немногие другие уцелевшие в России обители незаметно для внешнего взора хранили отеческие предания, и, когда, по Промыслу Божию, пришло время – старчество вновь появляется в поле зрения современников. Автор этой книги – схиархимандрит Иоанн (Маслов) , человек редких дарований духовных, с юности был призван Богом к высшему служению в той самой Глинской пустыни, где старческое руководство и послушание духоносному старцу были фундаментом и стержнем монашеской жизни. С закрытием Глинской пустыни (в 1961 г.) он продолжил свой иноческий путь в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. «Отеческие писания читаются деяниями» – это наставление святых отцов архимандрит Иоанн применил на деле и с помощью Божией раскрыл в себе то «богатство некрадомое», которое поставило его во главе словесного стада проповедником и учителем, духовником и подвижником, духоносным пастырем и молитвенником о чадах церковных. Предисловие Начавшееся в наши дни возрождение Оптиной пустыни, духовного центра, широко известного не только в России, но и за ее пределами – привлекло особенное внимание к той духовной традиции, которая в свое время выделила Оптину из чреды российских монастырей. Эта традиция – старчество. Никогда не угасавшее, но временами как будто скрывавшееся с горизонта общественной жизни, старчество просияло в Оптиной XIX – начала XX веков в лице ее великих старцев: Льва, Макария, Амвросия, Анатолия, Варсонофия, Нектария и вновь, казалось, исчезло.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/o...

В РГБ прошла конференция, посвященная 200-летию Киреевского Москва, 5 мая 2006 г . На Светлой седмице, 27-29 апреля 2006 года, в  Российской государственной библиотеке прошла всероссийская конференция «Иван Киреевский: Духовный путь в русской мысли XIX-XXI вв.», посвященная двум юбилеям – 200-летию со дня рождения русского философа И.В.Киреевского и 160-летию начала издательской деятельности Оптиной пустыни. Конференция завершилась панихидой на могиле семейства Киреевских в Оптиной пустыни 29 апреля. Организаторами конференции выступили РГБ, РГАЛИ, Министерство культуры и массовых коммуникаций, Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Свято-Введенский мужской ставропигиальный монастырь Оптина пустынь. Организаторы отметили, что их работу благословил настоятель монастыря Оптина пустынь архимандрит Венедикт, сообщает Владислава Филянова (Фонд Андрея Первозванного). На пленарном заседании руководитель издательства Оптиной Пустыни иеромонах Мефодий огласил приветственное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, в котором Его Святейшество выразил радость по поводу участия центральной библиотеки страны в праздновании столь значимых для России юбилеев, в том числе 160-летнего юбилея издательской деятельности Оптиной Пустыни. В рамках конференции была открыта книжно-иллюстративная выставка «И.В.Киреевский и Оптина Пустынь», где была представлена часть фондов РГБ, посвященная русскому философу, рассказывающая о жизненном пути, литературном и философском творчестве мыслителя, его вкладе в издательскую деятельность Оптины, уникальные архивные документы, автографы работ и издательских проектов, автографы иеромонаха Макария. Перед собравшимися выступили генеральный директор РГБ Виктор Федоров, директор по научной и издательской деятельности РГБ Екатерина Никонорова, Ректор Литературного института им.А.М.Горького профессор Борис Тарасов с докладом «Философия И.В.Киреевского и современность», зав. кафедрой истории русской философии философского факультета МГУ, профессор Михаил Маслин с докладом «И.В.Киреевский и русская религиозная философия», зав. кафедрой отечественной философии РГГУ Вячеслав Сербиненко с докладом «Образ европейской культуры в творчестве раннего и позднего И.В.Киреевского», главный научный сотрудник ИМЛИ РАН, профессор Виктор Гуминский с докладом «И.В.Киреевсий и Н.В.Гоголь» и многие другие исследователи русской мысли.

http://pravoslavie.ru/17261.html

Глава VII. Духовное возрастание о. Амвросия в Оптиной Пустыни под руководством старцев о. Леонида и о. Макария Терпя потерпех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою: и возведе мя от рова страстей, и от брения тины, и постави на камени нозе мои, и исправи стопы моя: и вложи во уста моя песнь нову, пение Богу нашему. ( Пс. 39, 2 – 4 ). Сеющии слезами, радостию пожнут. ( Пс. 125, 5 ). После сделанного нами необходимого отступления возвратимся снова к давно уже нами покинутому нашему путешественнику. По песчаной, тяжелой Белевской дороге медленно подвигался Александр Михайлович к Оптиной пустыни, радуясь своему освобождению от уз мира и призывая благословение Божие на начало новой жизни. Вот уже на темной зелени густого бора показались белые стены, синие со звездами главы и золотые кресты обители. Было воскресенье 8 октября 1839 года. В Оптиной пустыни шла поздняя литургия. Оставив своего извозчика на гостином дворе, Александр Михайлович направился в церковь , а по окончании богослужения пошел вместе с другими богомольцами к старцу о. Леониду, жившему тогда в монастыре. Первое впечатление от старца было у него неблагоприятное. «Пришел я к старцу, говорил он впоследствии, – вижу, сидит старец на кровати, сам тучный, и все шутит и смеется с окружающим его народом. Мне это на первый раз не понравилось». От старца Александр Михайлович отправился к игумену о. Моисею. Тот спросил его, понравился ли ему старец. Александр Михайлович ответил о. игумену, что у старца много народа, а о том, что старец не понравился, промолчал. Скоро, однако, его отношение к о. Леониду изменилось. В тот же день или на следующий пришлось ему увидеть, как к о. Леониду шел скитский иеросхимонах Иоанн. Его только что постригли в схиму. Лицо у него было светлое, ангельское. Он очень понравился Александру Михайловичу, и он пошел вслед за схимником к старцу. Пришедши в келлию о. Леонида, схимник поклонился ему в ноги и стал говорить: «Вот, батюшка, я сшил себе новый подрясник, – благословите носить его». Старец отвечал: «Разве так делают? Прежде благословляются сшить, а потом носят. Теперь же, когда уже сшил, так носи – не рубить же его!» Наблюдая эту сцену, Александр Михайлович , как он потом рассказывал, понял, в чем тут дело, понял и духовную высоту о. Леонида, и смирение схимника, и с этой минуты сам полюбил старца и захотел вручить ему себя для духовного воспитания, уверившись, что путь, которым поведет его старец, приведет его к истинному, вечному благу.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

Закрыть itemscope itemtype="" > Не просто великий писатель, но и пророк В Оптиной пустыни завершились духовно-просветительские мероприятия «Дней Достоевского» 09.07.2023 681 Время на чтение 7 минут Фото: Владимир Ходаков В пятницу, 7 июля, во Введенском ставропигиальном мужском монастыре Оптина пустынь состоялось открытие «Дней Достоевского», сообщает Патриархия.ru. Начало духовно-просветительскому проекту «Дни Достоевского в Оптиной пустыни» по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла было положено год назад. В этот раз дата проведения форума была приурочена к 145-летию первого приезда Федора Михайловича Достоевского в обитель, где произошла судьбоносная для писателя встреча с преподобным старцем Амвросием. Целью духовно-просветительского проекта является осмысление и популяризация творчества великого писателя, произведения которого проникнуты любовью к России и православной вере, духовными исканиями, размышлениями о бытии человеческом и о пути к Богу. В официальной части мероприятия приняли участие полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе И.О.Щеголев, председатель Императорского православного палестинского общества С.В.Степашин, губернатор Калужской области В.В.Шапша, председатель комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д.Артамонов, народный артист России Сергей Мигицко. На церемонии открытия наместник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь епископ Можайский Иосиф приветствовал участников и гостей, после чего было заслушано обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: «Дорогие братья и сестры! Сердечно приветствую организаторов и всех участников духовно-просветительского проекта " Дни Достоевского в Оптиной пустыни " . Федор Михайлович Достоевский — личность, без преувеличения, мирового масштаба. Его творчество, оказавшее огромное влияние как на русскую, так и на зарубежную культуру, стало источником глубоких размышлений и вдохновения для миллионов людей разных поколений. Глубокий мыслитель и одаренный мастер слова, он с удивительной проницательностью, честностью и, что важно, с любовью писал портрет человеческой души.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/07/09/ne...

Закрыть С «Тобольским» Евангелием в руках В Оптиной Пустыни открыли памятник Ф.М.Достоевскому Мария Мономенова   14:58 12.07.2023 1431 Время на чтение 5 минут В дни престольного праздника Иоанно-Предтеченского скита, с 7 по 8 июля 2023 года, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в монастыре Оптина пустынь был успешно осуществлён духовно-просветительский проект « Дни Достоевского в Оптиной пустыни 2023 », начало которому было положено в 2022 году. Формат проекта – многофункциональное культурное пространство, программа мероприятий включила в себя дискуссии на актуальные темы традиционных ценностей, культуры и искусства, а также концертную программу с участием коллективов, связанных с экранизацией, театральными постановками, чтением отрывков из произведений Достоевского. Писатель Федор Михайлович Достоевский 145 лет назад посетил монастырь Оптина пустынь, где встретился с преподобным старцем Амвросием. Это, казалось бы, частное событие сыграло огромную роль в истории русской культуры – на свет появился роман «Братья Карамазовы», в котором угадывается и Оптина пустынь, и городок Козельск, и некоторые старцы, ставшие духовными авторитетами для тысяч соотечественников. Спустя 145 лет у стен Оптиной пустыни, расположенной в Калужской области, открыли памятник великому писателю. Его автор – известный скульптор, член-корреспондент Российской Академии Художеств, народный художник России Салават Александрович Щербаков. Открытие и освящение памятника стало главным событием Дней Достоевского в этом году. В официальной части мероприятия приняли участие полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе И.О. Щеголев, председатель Императорского православного палестинского общества С.В. Степашин, губернатор Калужской области В.В. Шапша, председатель комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонов. В числе почетных гостей и участников проекта были Игорь Волгин, Василий Ирзабеков, протоиерей Андрей Ткачев, Юрий Башмет, Евгений Князев, Игорь Петренко, Екатерина Гусева, Антон и Виктория Макарские, хор имени Пятницкого и многие другие.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/07/12/s_...

мон. Лазарь (Афанасьев) Глава 24. Инок Павел как летописец обители По благословению старца Иосифа отец Павел начал вести (вернее продолжать) «Летопись скита во имя святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пустыни», – это название он аккуратно вывел на титульном листе очередной книги (Летопись велась с 1820 года по 1882-й с перерывами) и проставил дату: «Января 1-го дня 1900 г. Суббота» 389 . В это время он был письмоводителем у старца Иосифа. Одновременно отец Павел вместе с бывшим письмоводителем старца Амвросия отцом Ерастом (Вытропским) приготовил выборку наиболее интересных мест из Летописи за 1845–1882 годы для книги отца Ераста «Историческое описание Козельской Оптиной пустыни и Предтечева скита (Калужской губернии)», которая в это время готовилась. Она вышла в 1902 году небольшим тиражом, но летописная подборка в нее по неизвестным причинам не вошла 390 . В 1905 году отец Ераст выпустил еще краткую «Историю Козельской Введенской Оптиной пустыни» (отец Ераст был заведующим канцелярией настоятеля обители; †17 июля 1913 года в возрасте 85 лет). Летопись начата была после восемнадцатилетнего перерыва. Отец Павел за то время, когда он ее вел, дал образцы записей, ту форму, которой следовали его преемники по летописанию в скиту. Благодаря этому Летопись 1900–1916 годов стала весьма содержательным историческим документом (записи касались, конечно, не только скита, но всей обители). Он писал о том, какие и в каких храмах были богослужения, кто служил и кто присутствовал; о том, какое было убранство к праздникам, кто был пострижен в рясофор, в мантию или великую схиму, кто умер и при каких обстоятельствах, какие примечательные лица посетили Оптину или скит, о изданных обителью книгах и о многом другом. И тут, продолжая рассказ об Оптиной пустыни, мы даем слово самому отцу Павлу. Вот ряд его записей. «Январь 1. Суббота. Обрезание Господне. Новый 1900 год. Сегодня в 6 часов утра началась Божественная литургия в скитском храме. Совершал оную отец архимандрит Агапит в сослужении с начальником скита иеросхимонахом отцом Иосифом и иеромонахом отцом Нектарием. Из числа мирян никого не было, а только одна скитская братия.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010