Разделы портала «Азбука веры» ( 41  голос:  4.3 из  5) «Поеду домой» (из Оптинского Патерика) Купец Денис Евфимович Феодоров, житель города Епифани, что близ Куликова поля на Дону был человек благоговейный, проводивший жизнь в страхе Божием. У него были жена, три дочери и сын. Дочери, придя в возраст, отказались идти замуж, так как душою преданы были одному Жениху – Иисусу Христу. К 1853 году, с которого начинается повествование, старшая из дочерей скончалась, а две другие уже несколько лет как жили возле церкви Иоанна Предтечи на кладбище в построенной для них отцом келлийке. Они были черницы. А сын Пармен, юноша восемнадцати лет с большими серыми, как иногда говорят – иконописными, глазами, русыми волосами, высокий ростом, но некрепкого склада, – он, по благословению отца своего, поступил послушником в Иоанно-Предтеченский Скит, что при Оптиной Пустыни. Сам же глава семейства, приведя к завершению все свои мирские дела (он вел торговлю скотом, воском и медом), уговорился с женою разойтись по монастырям. Она поселилась в Белевском Крестовоздвиженском, а он в Оптиной Пустыни, но не в Скиту, а в монастыре. «Старуху» свою (как называл он супругу) и дочерей он обеспечил необходимым содержанием, оставив и себе небольшой капиталец. Так семья Феодоровых рассчиталась с миром. Скитоначальник о. Пафнутий, иеромонах, назначил Пармена в помощники скитскому повару. Но там он не очень пригодился, несмотря на свою старательность. Был слабосилен и скоро уставал. Старец Макарий взял его к себе в келейники и поручил попечению старшего келейника о. Илариона (который спустя два года станет скитоначальником). О. Иларион (а это будущий преподобный старец) был снисходителен к немощному послушнику видя его по-детски чистую веру и детское же смирение. Старец Макарий весьма полюбил послушника Пармена и часто призывал его, поручая ему всякие мелкие келейные дела. О. Иларион был келейник не простой. Молодой послушник удивлялся разнообразию его интересов и занятий, – он занимался цветоводством. Келлия старца почти вся летом скрывалась в цветах, растущих в палисаднике и вьющихся по стенам. А уж какое шло благоухание от этих кринов Божиих – и говорить нечего… Стал и Пармен понемногу помогать ему в этом деле, учиться. От о. Илариона услышал он, что цветы, эти создания Господни, есть хвала Творцу. Заметил Пармен, что о. Макарий иной раз остановится на дорожке и, как бы забыв обо всем, смотрит на цветы… А потом услышал от старца, что добродетели души человеческой – те же цветы, но которые взрастить намного труднее.

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

Разделы портала «Азбука веры» ( 41  голос:  4.3 из  5) Супруги Киреевские в их отношении к Оптиной Пустыни (одна из забытых страниц русской культуры) Жизнь, равно как и творчество Ивана Васильевича Киреевского (1806–1856), можно разделить на две половины, вернее, части, так как вторая часть по времени гораздо короче первой, хотя, скажем сразу, намного значительнее. В молодости он был писателем и журналистом вполне «европейского» толка, недаром и журнал его, закрытый цензурой на третьем номере, назывался «Европеец». И о церковности его до весьма зрелых лет не скажешь слишком многого. Однако он с юных лет верил в Бога, а европеизм его, подогревавшийся трудами знаменитых немецких профессоров, лекции которых он слушал в Берлине и Мюнхене, со временем преобразился в патриотизм и славянофильство, стоящие на твердом основании Православия. В первой половине жизни Киреевский имел огромный круг общения. Среди его друзей и знакомых множество литераторов Москвы и Петербурга – Жуковский, Пушкин, Аксаковы, Погодин, Чаадаев, Веневитинов, В. Одоевский, Сушков, Хомяков, Языков, Максимович, Кюхельбекер (это лишь несколько наиболее известных имен), а также просвещенных людей из дворян, интересовавшихся литературой и философией. В московских домах 1830–1840х годов, то у Свербеевых, то у больного уже в то время поэта Николая Языкова, а чаще всего в доме своей матери Авдотьи Петровны Елагиной, Киреевский – непременный участник диспутов в компании писателей, профессоров и просто любителей поговорить. Скоро в среде славянофилов он был признан, наряду с Хомяковым, главным авторитетом. На него возлагались многие надежды. Славянофилы старались вручить ему руководство своими изданиями. Серьезный, чаще всего даже нахмуренный, с вечно дымящейся трубкой в руке, которую он и ночью клал возле себя, шахматист-гроссмейстер, годами ведший головоломные партии со столь же учеными игроками по почте, державший ночью возле постели рядом с трубкой маленькую шахматную доску с фигурами… Знаток Канта, Шеллинга, Окена и Гегеля, одно время претендовавший на кафедру философии в Московском университете… Чуть ли не каждые полгода переносивший какие-то непонятные, но тяжелые болезни, почти сводящие его в гроб, после которых он медленно оправлялся (врачи ни разу не определили в точности, что это за недуги). Несколько раз друзья и родные Киреевского впадали в великую скорбь, будучи уверенными, что он умирает…

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

Санкт-Петербург. Церковь Успения Пресвятой Богородицы на подворье Оптиной пустыни. Бывшее подворье Киево-Печерской Лавры Карта и ближайшие объекты На этом месте ранее находилось подворье Псково-Печерского Успенского монастыря. В конце 1880-х годов оно было куплено Киево-Печерским монастырем, в здании подворья была устроена домовая церковь. В 1894 году дом был разобран и на его месте в 1895 – 1897 годах по проекту гражданского инженера Василия Косякова при участии инженера Бронислава Правдзика построен нынешний храм Успения Пресвятой Богородицы с приделом во имя Всех Печерских Преподобных. Освящение главного алтаря и придела состоялось в декабре 1897 года. Весь комплекс подворья, включающий также и жилой дом, был закончен в 1900 году. При всей богатой и тщательно выполненной отделке (зодчий применил излюбленный им желтый кирпич, 14 сортов лекального кирпича, изразцы и мозаику), главным для него было достижение " солидности и простоты " . Новаторство автора проявилось в применении пересекающихся арок для поддержки главного барабана, что позволило обойтись без установки пилонов и создать обширное внутреннее пространство. Предполагается, что в создании настенной росписи (ныне на реставрации) участвовал В. М. Васнецов. Храм славился иконами старинного письма, переданными из Киево-Печерской лавры. Главный купол храма украшен рельефным орнаментальным узором, облицованным лепными гирляндами. Кокошники фасадов декорированы цветными изразцами. Стройный пятиглавый храм, высоко поднявшийся над соседними домами, играет важную роль в панораме не только Васильевского острова, но и всего устья Невы. В январе 1935 года храм был закрыт. В 1956 году в нем был оборудован первый в городе крытый каток с искусственным льдом, с которого начался расцвет ленинградской школы фигурного катания. Все фрески в интерьере храма сначала побелили, а потом закрасили масляной краской. Храм вновь передан Русской Православной церкви в 1991 году. Восстановление здания потребовало огромных затрат. Ныне здесь располагается подворье Свято-Введенской Оптиной пустыни. Художники-реставраторы под руководством Ярослава Штеренберга по сохранившимся кусочкам живописи, используя сложные технологии, восстанавливают росписи.

http://sobory.ru/article/?object=00746

Н.В. Маслов Письма настоятеля Глинской Пустыни игумена Ювеналия (Половцева) Игумен Ювеналий (в миру Иван Андреевич Половцев) родился 21 октября 1824 г. в семье дворян. В 1847 г. в чине подпоручика оставил военную службу и поступил в Оптину пустынь. 29 апреля 1855 г. пострижен в монашество с именем Ювеналий. 8 ноября 1856 г. рукоположен во иеродиакона, 11 июля 1857 г. – во иеромонаха. Епископ Курский и Белоградский Сергий (Ляпидевский) , зная благочестивый образ жизни иеромонаха Ювеналия в Оптиной пустыни, в октябре 1861 г. просил Святейший Синод о назначении его настоятелем Глинской пустыни. Возведенный в сан игумена, отец Ювеналий был тепло встречен в Глинской пустыни. Однако уже 8 мая 1862 г. он был назначен настоятелем Курской Коренной Рождество-Богородицкой пустыни. В Коренной пустыни отец Ювеналий не только закончил начатые его предшественниками постройки, но и обновил обитель в смысле духовном. 15 августа 1862 г. игумен Ювеналий был возведен в сан архимандрита. 21 декабря 1867 г. архимандрит Ювеналий назначается наместником Александро-Невской Лавры. Однако в 1875 г. по слабости здоровья он оставляет управление Лаврой и возвращается в Оптину пустынь, где занимается переводом богословских книг. 21 мая 1884 г. назначен наместником Киево-Печерской Лавры, а 25 октября 1892 г. – епископом Балахнинским, викарием Нижегородской епархии. 3 января 1893 г. переведен на Курскую кафедру. Будучи управляющим Курской епархией, Преосвященный Ювеналий неоднократно посещал Глинскую пустынь, ее богомудрых старцев, беседовал с ними. 7 мая 1898 г. владыка Ювеналий был назначен архиепископом Литовским и Виленским и настоятелем Виленского Свято-Духова монастыря. Он ревностно заботился об охранении Православия во вверенной ему епархии. Скончался архиепископ Ювеналий 12 апреля 1904 г. Письма к митрополиту Сергию (Ляпидевскому) 2 М.С.О.н.Г.И.Х.Б.н.п.н. 3 Ваше Преосвященство, Милостивейший Архипастырь и Отец! Благосклонное писание Ваше от 20-го февраля я имел честь получить. Приказание Ваше относительно покупки книг и доведения оной до сведения Преосвященнаго Исидора будет исполнено немедленно. Книги составят большой тюк; не в силах будучи взять его с собою, думаю отправить эту посылку с транспортом, через контору компании «Надежда», прямо в Курск, на имя Вашего Высокопреосвященства.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

архим. Агапит Глава XII. Временные отлучки старца Макария из своей обители: в Орловскую и Курскую епархии, в Киев и прочие. Посещение Оптиной Пустыни наместником Троицко-Сергиевой лавры о. архимандритом Антонием. Поездка старца Макария в Москву и Сергиеву лавру. Отношения Московского митрополита Филарета и лаврского наместника архимандрита Антония к старцу Макарию и его к ним. Участие митрополита Филарета в книжных трудах оптинских братий Среди забот и хлопот как по внешнему благоустройству скита, так и по внутреннему духовному окормлению всего немалочисленного оптинского братства, не исключая и книжных занятий, старец Макарий находил возможность уделять время и на отлучки из своей обители – на малый срок нередко, а кое-когда и на довольно продолжительное время, всегда, впрочем, с благою целию оказывать духовную пользу ближним, а вместе и самому воспользоваться. Так, в 1848 году 4 октября отправился он, в сопровождении одного послушника, по консисторскому паспорту в Орловскую и Курскую губернии на целый месяц. А несчастный в дороге случай со старцем заставил его пробыть вне своей обители и долее. Того же октября 18 числа получено было в Оптиной из г. Севска письмо с уведомлением, что батюшка о. Макарий, не доехавши до г. Дмитровска, повредил себе руку вследствие того, что повозка, в которой он рано в темноте выезжал с постоялого двора, нечаянно взвалилась. Врачи – дмитровский, а за ним и севский – думали, что у старца в правой руке переломлена кость; оттого и пользовали его руку перевязками и примочками. Старец стал даже чувствовать некое облегчение. Но на деле оказалось иное. Оптинский настоятель о. Моисей с братиею, долго ожидая возвращения старца, стали сомневаться, правильно ли понимали врачи его болезнь. И потому, списавшись со старцем, послали к нему в Севск его келейника о. Иродиона с опытным костоправом, который нашел вместо перелома вывих кости у плеча. Нужно было старцу решиться на трудную операцию, дабы вправить в свое место кость, которая уже стала было зарастать. Боль была сильнейшая. Но, при помощи Божией, операция прошла весьма удачно; и старец в тот же день мог уже поднимать и опускать свою больную руку. А 20 ноября он имел возможность, к общей радости всего оптинского братства, и возвратиться восвояси.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Виктор Афанасьев „Ерема ты, Ерема, сидел бы ты дома...“ Если Господь не благословит – не станешь, как ни желай того, насельником Скита Оптиной Пустыни. Оттого всякий, идущий за благословлением к старцу (а через него и возвещается воля Божия), переступал заветный порог с благоговением такого рода, как бы входил он в самый уже рай… „Се покой мой... Зде вселюся...“ – таяли в замирающем сердце входящего псаломские слова. Его встречала тишина – тишина глубокого молитвенного покоя. Не всякий инок-скитянин начинал свой монашеский путь прямо со Скита... Вот один из них, в миру сын петербургского купца Матвей Яковлевич Грузинов, вступил на эту дорогу в Александро-Свирском монастыре, где был в 1826 году пострижен в мантию с именем Макария. Далеко лежит от Оптиной Александро-Свирский монастырь, но там в это время подвизался будущий Оптинский старец. Отец Макарий стал келейником при нем и учеником верным. Когда Старец перешел в Площанскую пустынь, а потом в Иоанно-Предтеченский Скит при Введенской Оптиной Пустыни (это произошло в апреле 1829 года), то и о. Макарий последовал за ним. Он продолжал нести келейное послушание, живя в том же домике на скитской пасеке, что и Старец с несколькими учениками, также пришедшими с ним сюда. Через какое-то время из-за жалоб некоторых братий на то, что слишком много мирских людей, в том числе и женщин, ходит к старцу Льву (не сразу принято и понято было даже в монастырях подобное старческое делание, на Руси только начавшее возрождаться), – Старец перемещен был с пчельника, находившегося за северной оградой Скита, в самый Скит, где могли его посещать уже почти только одни монахи и редкие из мирян. А весной 1836 года был он переселен и в монастырь. Келейник его о. Макарий также пошел туда, не желая оставлять забот о Старце. А келейником о. Макарий был особенным. На такой хлопотливой должности он старался нести подвиг молчания. Из своей келлии никогда не выходил без зова. Бывало, соберутся другие келейники Старца на ужин или на келейное бдение, – а о. Макария нет... Если забудут позвать, он так и не выйдет, сидя у себя с четками. Но его все же звали, тем более что он был лучшим из них чтецом, и Старец часто благословлял его читать канон на келейных бдениях.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Воспоминания братии о почившем настоятеле Свято-Введенской Оптиной пустыни архимандрите Венедикте Источник: Иван-Чай      В 15 минут пополуночи 22 января недавно начавшегося года в московской больнице, в возрасте 78 лет, скончался архимандрит Венедикт, который двадцать семь лет был Наместником Святейшего Патриарха, управляя одним из самых известных и любимых русским народом монастырей – Оптиной Пустынью. Ровно 27 лет назад, 20 января 1991 года, в день престольного праздника Оптинского Скита, освященного в честь Пророка Иоанна Предтечи, прибыл он в Оптину Пустынь, принимая управление обителью. Уже полгода монастырь оставался без руководства, поскольку его настоятель архимандрит Евлогий после тяжелейшей аварии находился в больнице. Обитель, отданная Православной Церкви 17 ноября 1987 года, медленно поднималась из руин. Это был первый из открытых в Советском Союзе монастырей (после Данилова монастыря – резиденции Патриарха Московского). Здесь было уже около сорока человек братии, строгий монашеский устав богослужения, уже был восстановлен центральный Введенский собор, многие братские корпуса и частично разрушенная ограда. И хотя вокруг виднелись остатки фундаментов и бесприютные стены других храмов и колокольни, а проблем еще было гораздо больше, чем залатанных наспех дыр, – то было время великого духовного подъема, когда сквозь асфальт безбожия медленно, но верно начали прорастать первые ростки духовной жизни. Архимандрит Венедикт – это целая эпоха в жизни нашей Церкви. Первая половина его церковной деятельности, время возрастания и духовного возмужания, прошло в стенах Троице-Сергиевой Лавры. Там он окончил Духовную семинарию, а потом и Академию; был пострижен в монашество и рукоположен в священный сан. Там он стал верным учеником архимандритов Кирилла и Наума, на протяжении двух десятков лет общаясь с ними, по его словам, практически каждый день. Там вместе с архимандритом Алексеем (Поликарповым) он стал одним из самых любимых народом духовников. Игумен Виссарион даже сочинил в 80-е годы стишок о них: «Два столпа у Лавры всей: Венедикт и Алексей».

http://pravoslavie.ru/110110.html

Закрыть itemscope itemtype="" > «Если мы будем носителями этого огня, то и другие обязательно захотят света» 04.02.2020 561 Время на чтение 13 минут Источник: Синодальный отдел по монастырям и монашеству РПЦ Наша беседа с игуменом Игнатием (Долотовым), наместником Свято-Духова монастыря города Скопина (Скопинская епархия Рязанской митрополии) состоялась в Оптиной пустыни, где отец Игнатий, тогда еще иеромонах и исполняющий обязанности наместника Свято-Духовой обители, находился на игуменской стажировке. Перед тем, как получить назначение, будущие игумены, не обладающие достаточным опытом руководства, получают в благоустроенном монастыре необходимую сумму знаний, перенимают опыт у монашествующих, которые имеют многолетнюю практику монастырской жизни, узнают, как работают различные службы монастыря. Об этой, уже распространенной ныне форме помощи молодым настоятелям и настоятельницам «Монастырский вестник» писал неоднократно. В частности, в октябре 2019 года о стажировке именно в Оптиной пустыни рассказывал наместник прославленного монастыря епископ Можайский Леонид. Отец Игнатий, Вы сами выбрали Оптину пустынь для стажировки, или Вам предложили сюда приехать? Мне предложили: когда я явился к владыке Феогносту (архиепископу Каширскому, председателю Синодального отдела по монастырям и монашеству. – Ред.), он совершал богослужение на Оптинском подворье в Москве , там я и получил направление в Оптину пустынь. А если бы у Вас была возможность выбирать, Вы бы поехали в Оптину или в другой монастырь? В таких случаях я вообще предпочитаю не выбирать. Когда принимаешь монашество, то лучше во всем положиться на волю Божию – так вернее получается – и просто наслаждаться тем, что Господь подает. Расскажите, пожалуйста, чему удалось научиться в Оптиной или, по крайней мере, какие воспринять знания, чтобы потом продолжить обучение на практике, и что понравилось? Оптина – монастырь устоявшийся, здесь уже достаточно давно подвизается многочисленная братия, и все они живые носители монашеского опыта. Мне удалось получить ответы на вопросы, которые меня интересовали, увидеть, как работают различные службы монастыря, познакомиться со всей деятельностью – богослужебной и хозяйственной. Мне также предписывалось участвовать во всех богослужениях, чему я был несказанно рад, потому что в своем монастыре за множеством послушаний не всегда удается помолиться, полностью предавшись молитве. А здесь были две недели ежедневных служб.

http://ruskline.ru/opp/2020/02/04/esli_m...

Записи воспоминаний об оптинском старце Анатолии (Потапове) Скачать epub pdf Записи воспоминаний о старцах иеросхимонахе Анатолии (Потапове) и иеромонахе Нектарии (Тихонове) сделаны Надеждой Григорьевной Чулковой (супругой писателя Г.И. Чулкова), жившей в начале 1920-х гг. в Оптиной Пустыни. Машинописный сборник, названный ею «Цветочки Оптиной пустыни», она подарила о. Сергию Мечеву , объяснив это название тем, что от каждого человека в Оптиной она чувствует духовный аромат. Машинописный сборник датирован 1925 годом. Воспроизводится по машинописи из архива Е.В. Апушкиной (Москва) – духовной дочери о. Алексия и о. Сергия Мечевых . Рассказ монаха отца Евстигнея, келейника о. Анатолия Оптинского . Крестьянин. Три года был церковным старостой. Ушел из дома от братьев, сказав, что идет на открытие мощей св. Иоасафа, а сам направился в Оптину пустынь. Келейником о. Анатолия был в течение пяти лет, вплоть до его смерти: Когда я приехал в Оптину, – рассказывает отец Евстигней, – и поступил в монастырь, то понадобились справки с места рождения, и туда написали. Получился ответ. Священник наш отговаривал меня поступать в монастырь, а батюшка сказал: «Ничего, оставайся». В первый раз зашел я к батюшке, и он принял меня любезно – посадил и надавал мне много образков и листков. С месяц я пожил в монастыре – потом отправили меня на рыбную дачу. Приезжал я к нему, рыбки привозил, и никогда больше он меня не сажал. Вот я и подумал: «Что это он меня никогда не посадит?» – и вот прихожу я к нему после этого, а он взял меня за плечи и силой посадил на скамью. В монастырь я попал в 1911 году, а к батюшке меня назначил казначей в 1917 году. Я думал – день, другой помогу ему в доме, а остался совсем. Когда в 1919 году от нас потребовали 70 человек на войну, и мне пришлось уйти, то батюшка, когда прощался со мной, плакал, но я из Козельска вернулся – меня не взяли. Очень я батюшку любил и он меня любил как родного. Такого горя я никогда раньше не испытывал, даже когда своих родных хоронил, как, когда батюшку схоронил.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Записи воспоминаний об оптинском старце Нектарии Скачать epub pdf Записи воспоминаний о старцах иеросхимонахе Анатолии (Потапове) и иеромонахе Нектарии (Тихонове) сделаны Надеждой Григорьевной Чулковой (супругой писателя Г. И. Чулкова), жившей в начале 1920-х гг. в Оптиной Пустыни. Машинописный сборник, названный ею «Цветочки Оптиной пустыни», она подарила о. Сергию Мечеву , объяснив это название тем, что от каждого человека в Оптиной она чувствует духовный аромат. Машинописный сборник датирован 1925 годом. Воспроизводится по машинописи из архива Е. В. Апушкиной (Москва) – духовной дочери о. Алексия и о. Сергия Мечевых . Запись со слов Н. Д.: Я ездила в Оптину с 1907 года. Там передо мной как солнце горел о. Анатолий, а на других старцев я и внимания не обращала, только по большим праздникам ходила на благословение к батюшке Иосифу. Несколько раз я в то время встречала у батюшки Анатолия батюшку Нектария – тогда еще иеромонаха. Ходил он в шали, на одной ноге башмак, на другой – туфля, и вообще будто юродствовал. Одной моей подруге батюшка Анатолий сказал: «Попроси благословения у о. Нектария, это наш скитский затворник и молитвенник. Он великий муж». Когда батюшка стал старцем, однажды на новый год я с моими подругами пошла к нему. Он сразу нас принял и сначала все говорил о судьбе моей подруги: «Твоя судьба за чашкой чая определится». Так и случилось впоследствии. Пила она чай у батюшки Анатолия; тут вошла ее мать и тут же благословила ее на монашество. А я стою в стороне, пока батюшка Нектарий говорит о моей подруге, и рвусь к батюшке Анатолию. И вдруг моя душа стала смягчаться и я подумала: «Батюшка Нектарий прямо ангел». Тут он подозвал меня к себе и я ближе всех очутилась к нему. «А твоя судьба не решена еще», – и стал говорить о нерешительности моего характера. Потом стал он оделять нас апельсинами, всем по одной доле дает, а мне двойную. Его и стали спрашивать, почему нам надо по стольку, а ей вдвойне? А он говорит: «У Нины две руки». А потом через много лет напомнил мне: «Я потому сказал, что у тебя две руки, что мы тебя вдвоем поддерживаем – я и батюшка Анатолий». После этого раза он долго не обращал внимания на меня и я к нему не ходила.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Optin...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010