Зачем нужен духовник? В эфире архимандрит Мельхиседек, настоятель храма Петра и Павла в Ясенево - подворья Свято-Введенской Оптиной пустыни. Ведущий Леонид Апрельский. 31.10.2013 07:31:37 Кульков Сергей Андреевич Добрый вечер, дорогие радиослушатели! В прямом эфире постоянный автор радио «Радонеж» архимандрит Мельхиседек, настоятель храма Петра и Павла в Ясенево-подворья Свято-Введенской Оптиной  пустыни. И беседовать с ним буду я, Леонид Апрельский. -Добрый вечер, Леонид. Добрый вечер, дорогие слушатели радиостанции «Радонеж». -И первый вопрос к вам, он может показаться немного банальным. Звучит он так. Сегодня каждый воцерковленный человек может спокойно читать святых отцов, читать Евангелие, упражняться в духовной жизни. И, естественно, хотелось бы у вас спросить: зачем нужен духовник? Зачем нужно духовничество, если каждый может спокойно изучать Предание, Писание у себя дома? -Очень интересный вопрос. На самом деле наболевший и основополагающий, актуальный вопрос для нашей повседневной жизни. Особенно для тех людей, которые ревнуют о спасении своей души. Попытаюсь ответить. Духовный отец нужен, прежде всего, для того, чтобы помочь идти путем спасения. Потому что это самое главное в нашей жизни. И было бы слишком наивно полагать, что человек сам себя может исцелить, и сам себя вытащить из болота. Эта та наивность, присущая людям, которые думают, что они все знают, во всем разбираются. Сами готовы себе поставить диагноз и сами себя готовы лечить. Это иллюзия и заблуждение гордости. И преподобный святитель Феофан Затворник пишет: «Как новорожденному дитяти нельзя жить без матери, которая печется о нем, лелеет его, так и новорожденным в духе и обратившимся существенно нужны на первый раз пестун и пестунство.  Руководитель и руководство». Эти слова нам подсказывают о сути духовных отношений между духовником и теми людьми, которые к нему обращаются. Многие из вас, которые учились в высших учебных заведениях, знают, что без руководителя сложно написать работу, почти невозможно. И если мы приходим к врачу, даже если мы сами прочитали и сами залезли в интернет и посмотрели, очень тяжело самим себе установить диагноз. Для этого существует врачебная специальность, кстати, одна из немногих, образование по которой не бывает заочно.  Все медицинские образования даются  только очно, и учатся не как все, 5 лет, а 7. Для того, чтобы потом допустить до врачебной практики. Потому что это чрезвычайно ответственная специальность.

http://radonezh.ru/text/zachem-nuzhen-du...

Прп. Моисей Оптинский. Литография. Сер. 60-х — нач. 70-х гг. XIX в. (РГБ) (Путилов Тимофей Иванович, 15.01.1782, Борисоглебск Ярославской губ.- 16.06.1862, Оптина пуст.), прп. (пам. 16 июня, 11 окт., в Соборе всех святых, в Оптиной пустыни просиявших и в Соборе Ростово-Ярославких Святых), схиархим., настоятель Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустыни . Из купцов 3-й гильдии. Род. в благочестивой семье, крещен во имя ап. Тимофея. Отец его матери, Анны Ивановны (урожд. Головиной), служил иеродиаконом в Высоцком серпуховском в честь Зачатия Пресвятой Богородицы монастыре , племянница мон. Максимилла являлась насельницей московского в честь Вознесения Господня монастыря . Когда семья Путиловых жила в Воронеже, отец преподобного, Иван Григорьевич, посетил свт. Тихона Задонского и принял его благословение. Тимофей получил домашнее образование. В 1800 г. отец вместе со старшими сыновьями отправился в Москву, затем вместе с сыном Кириллом и семьей переехал в Углич, а братья Тимофей и Иона (см.: Исаия II (Путилов) ) в дек. 1800 г. поступили на службу к московскому купцу Карпышеву. Все свободное время братья посвящали богомолью и чтению книг. Познакомились со старицей московского во имя святого Иоанна Предтечи монастыря инокиней Досифеей. Позднее переписывались с ней. Она посоветовала братьям обращаться за советом к бывшему наместнику Новоспасского московского в честь Преображения Господня монастыря иером. Александру Арзамасскому (Подгорченкову) и иером. Филарету (Пуляшкину), которые ранее общались с прп. Паисием (Величковским) . После кончины сестры Анисии ее муж К. Д. Крундышев († 1823) в нояб. 1804 г. поступил в Саровскую в честь Успения Пресвятой Богородицы пустынь , поэтому Тимофей и Иона также решили поступить в эту обитель. Опасаясь, что им, как и сестре, отец не даст благословение на поступление в монастырь, братья взяли увольнительный паспорт на 3 года и послали отцу письмо с сообщением, что отправляются в Киев на поклонение святыням, а потом займутся поиском новой работы. 13 мая 1805 г. прибыли в Саровскую пуст., откуда Тимофей писал мон. Досифее: «...в расположении к жизни иноческой не уклонны, и радуемся, что благодать Божия привела нас в сие жилище» (ЦГАРМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 367. Л. 1). В нояб. 1805 г. Иван Григорьевич получил письмо, в котором сыновья просили благословения на монашеский постриг. В ответ отец приказал им вернуться домой. Но братья еще более 2 лет прожили в пустыни, пользовались наставлениями прп. Серафима Саровского . Тимофей трудился в хлебне, трапезной, был келейником и письмоводителем у строителя иером. Исаии I (Зубкова) . В кон. 1807 г. Тимофей приехал мириться с больным отцом и получил его благословение на поступление в мон-рь. В мае 1808 г. вновь приезжал к отцу вместе с братом Ионой, чтобы получить разрешение и для него. Иона впосл. принял монашеский постриг с именем Исаия, стал настоятелем Саровской пуст., а Тимофей Саров больше не посещал.

http://pravenc.ru/text/2563968.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Доклад Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, Председателя Синодальной Богословской комиссии Митрополит Минский и Слуцкий ФИЛАРЕТ, Патриарший Экзарх всея Беларуси Ваше Святейшество, Собратья-Архипастыри, Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви! В минувшем году исполнилось 10 лет со времени учреждения Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви . Как ее Председатель в своем выступлении я представлю отчет о работе Комиссии в межсоборный период, а также соображения относительно перспектив и планов деятельности Комиссии в соответствии с ее целями и задачами. Согласно Положению о Комиссии , в ее задачи входит (1) выполнение поручений Предстоятеля Русской Православной Церкви, Священного Синода и других церковных учреждений, касающихся рассмотрения вопросов богословского и вероучительного характера, (2) богословский анализ актуальных проблем жизни нашей Церкви, а также (3) координация научно-богословской деятельности, осуществляемой синодальными учреждениями, епархиями и другими церковными структурами. 1 В соответствии с первой задачей в отчетный период по поручению Святейшего Патриарха и Священного Синода проводились заседания Комиссии в различном составе. (Сведения о заседаниях Комиссии приводятся в хронологическом порядке.) 19-20 февраля 2001 г. в стенах Московской Духовной Академии состоялся расширенный пленум Синодальной Богословской комиссии, посвященный анализу богословских, нравственных и пастырских аспектов проблем, возникших в связи с введением в Российской Федерации новой системы учета налогоплательщиков. В работе пленума приняли участие архиереи, представляющие Православные Церкви четырех стран – России, Украины, Беларуси, Молдовы, наместники и духовники ставропигиальных монастырей (наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Феогност, наместник московского Сретенского монастыря архимандрит Тихон, игумен Спасо-Преображенского Валаамского монастыря архимандрит Панкратий, наместник Свято-Введенской Оптиной пустыни архимандрит Венедикт, духовник Оптиной Пустыни схиигумен Илий), профессоры духовных академий, а также представители государственных органов, консультанты и эксперты. В ходе работы имел место взаимно уважительный и плодотворный диалог между представителями Церкви и государственных органов Российской Федерации – Государственной Думы и Министерства по налогам и сборам РФ.

http://sedmitza.ru/lib/text/429556/

VII. Последние дни, кончина и погребение о. Амвросия (3 июля 1890 – 15 октября 1891 года) 3 июля 1890 года о. Амвросий уехал из Оптиной пустыни, где жил всё время ранее, в основанную им самим Шамординскую Казанскую женскую общину 399 . Он очень любил это своё родное детище и езжал туда много раз и раньше. Но эта поездка была последней. Многие, не зная, какие отношения существовали между Шамордином и старцем, приходят в недоумение: как могло случиться, что старец переехал на житье в женский монастырь. Старец, правда, никому ясно и определённо не высказывался: почему и зачем уезжает он в Шамордино. Но об этой причине не трудно догадаться. Шамординская община очень многолюдная; в ней около 500 сестер; старец принимал туда всех, кого только находил полезным, там есть приют для малолеток девочек, в котором живёт до 50 малюток. В Шамордине более, чем где-либо, смешиваются два элемента: благотворительный и аскетический. Старец при жизни часто говаривал многим, что там хороший, большой будет монастырь; он задумывал построить там два громадных храма. Словом, там шло всё на широкую ногу. Но напрасно спрашивать о том, какие средства у этой обители? Их нет. Далее. Большинство шамординскнх сестёр – все духовные дети старца; он их знал в миру; он их и посылал в монастырь. Батюшку они считают своим отцом. Посему, подобно тому, как в Оптиной пустыни, так и здесь – главный жизненный центр – в самом батюшке; он всем управлял. Правда, там было своё собственное начальство, но оно имело власть только исполнительную. Поэтому в Шамордине вы не встретите того, что встречается обычно во всяком монастыре: там нет ни начальствующих, ни подчиненных; там просто одна большая семья. Все это занимало батюшку. Ему хотелось устроить всё как можно лучше там. И вот он решил сам поехать в Шамордино, чтобы личным своим присутствием лучше устроить тамошнюю жизнь. И действительно, когда явился туда старец, то вдохнул во всех необычную ревность к духовной жизни. Все стали жить сознательно иноческой жизнью; все стали следить за своим духовным развитием; всякие ссоры, если таковые случались, всякие недоразумения между сёстрами старец разрешал одним своим авторитетным словом. В братстве сестёр был мир и тишина. Идеал иноческой жизни, дышащий любовью к ближнему и строгостью жития – был у всех пред глазами и всех вдохновлял. Нечего, конечно, и говорить о том, что внешнее благоустроение обители, благодаря несметному числу приходивших к батюшке посетителей, охотно отзывавшихся на нужды обители, а равно и собственной распорядительности старца, стало быстро улучшаться. Вот это-то благоустроение обители юной под своим личным присмотром и было главной целью переезда батюшки в Шаморднно.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

     В народе Раифский Богородицкий мужской монастырь, расположенный на территории Волжско-Камского государственного биосферного природного заповедника, попросту называют Раифой. Но далеко не все знают, что это название дано ему в память о подвиге веры «преподобных Синайских и Раифских отцев, в Синае и Раифе избиенных». Далекий-далекий IV век… На монахов-подвижников нападают варвары-язычники, и братия принимает мученическую смерть. Через тринадцать столетий после зарождения Раифского монастыря на берегу Красного моря появляется Раифскаяпустынь под Казанью. А в XX кровопролитном веке и в ней происходит избиение верных сынов Церкви – уже современными варварами. Случилось это в 1930 году, день в день с тем трагическим событием в Египте – 27 января, в престольный праздник обители. И пополнился сонм наших небесных заступников: шесть насельников монастыря были прославлены в лике новомучеников и исповедников Раифских. Такая перекличка времен… Сегодняшний день знаменитого монастыря Казанской епархии вмещает в себя и живую память о его истории с пристальным взглядом в прошлое, и труды по благоукрашению храмов, территории, приведению в порядок построек монастырского комплекса. Но главное – укрепляется в нем монашеский дух. Это стало стержнем нашей беседы с наместником обители игуменом Гавриилом (Рожновым). Я решил положиться на волю Божию Отец Гавриил, хотя у Вас за плечами опыт Оптиной пустыни, ставшей Вашим отчим домом в духовном плане, наверное, было непросто в довольно молодом возрасте возглавить монастырь, который прежний наместник на протяжении многих лет поднимал из руин, притягивая, как магнит, к себе людей?      Первые полтора года было действительно трудно. Но я читал во многих интервью, опубликованных и на портале «Монастырский вестник», что практически все вновь назначенные игумены год-полтора переживают трудности становления. Происходит смена обстановки, привыкание к братии, «притирки»… У меня получилось так: в Оптиной пустыни я десять лет нес послушание помощника эконома.

http://pravoslavie.ru/125923.html

В.В. Каширина Восхождение по лествице в одеждах доброделания по учению святителя Феофана Дионисий (Шленов) , игумен, преподаватель Московской православной духовной академии, кандидат богословия «Есть ли у вас Исаак Сирианин ? Если нет, поспешите приобресть, хорошо и – Лествицу. Эти две книги все вам разъяснят» 356 . Как известно, Владимирская кафедра стала последним местом общественного служения святителя Феофана, после которого он удалился в Вышенский затвор, где, помимо прочих творений, было создано знаменитое русское «Добротолюбие» как творческий перевод с греческого. От Владимирского периода служения сохранились проповеди, раскрывающие пастырскую заботу святителя о пастве. Постараемся найти в этих проповедях аскетические и филокалийные мотивы, уясняющие состояние духа святителя перед уходом в затвор и тем самым показывающие внутреннюю духовную предысторию этого последнего периода его жизни. 1. Русские переводы «Лествицы» Проповеди святителя Феофана предоставляют достаточно богатый материал для анализа. Особо ценна с точки зрения аскетики 49-я проповедь в 4-ю неделю Великого Поста, посвященная изложению аскетической системы прп. Иоанна Лествичника 358 . Автор пишет, что он пересказал бы всю Лествицу – «но как это сделать?» 359 . Проповедь о Лествице была произнесена 29 марта 1864 или 1865 г. В это время в России были распространены 360 славянский перевод Лествицы, выполненный в конце XVII в. прп. Паисием (Величковским) , «новый славянский», или славянорусский, или полуславянский перевод Дмитрия Ульянинского, впервые вышедший в свет в 1785 г. и многократно переиздававшийся вплоть до 1877 г., перевод на современный русский язык архимандрита Агапита (Введенского), выполненный при Московской Духовной Академии и изданный впервые гражданским шрифтом в 1851 г. 361 , а также перевод, подготовленный к изданию в Оптиной пустыни при участии иером. Климента (Зедергольма) 362 , монаха Иувеналия (Половцова) и старцев прп. Амвросия (Гренкова) и прп. Макария (Иванова) . Последний составил индексы в конце книги 363 . Это издание впервые было напечатано гражданским шрифтом в 1862 г. и впоследствии неоднократно воспроизводилось (М., 1873, 1888, 1892, 1898, 1901 и др.; в последующих изданиях были уточнены примечания, добавлен указатель мест Священного Писания) 364 . В том же 1862 г. был издан (единственный раз) «полуславянский» перевод Лествицы (церковнославянским шрифтом), сделанный в Оптиной пустыни также при непосредственном участии прп. Амвросия 365 . Помимо этих основополагающих переводов был весьма доступен перевод, выполненный Д. Ульянинским, который читал, например, Н.В. Гоголь 366 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

В.В. Каширина Скачать epub pdf В 2021 году Оптина Пустынь будет отмечать 200-летие со дня основания Иоанно-Предтеченского скита. К этой дате приурочены статьи, посвященные истории скита и ее святых подвижников. Одним из первых оптинских писателей, к сожалению, в настоящее время практически забытый и мало известный широкому читателю, является иеросхимонах Иоанн (Малиновский) (17631849). Его книги, посвященные полемике со старообрядцами, были подготовлены в скиту Оптиной Пустыни и опубликованы в первой половине XIX века. Оставшись в детстве сиротой, будущий оптинский инок был воспитан старообрядцами, в 17 лет удалился в Керженские леса недалеко от Нижнего Новгорода. У старообрядцев был пострижен в монашество с именем Исаакий. Видя постоянные нестроения и разномыслие внутри своих собратий, он стал посещать православные храмы и монастыри. Позднее об этом периоде о. Иоанн писал: «Путешествуя по сим местам, по любопытству своему, я нередко входил с благоразумными людьми в разговоры, в рассуждении Православия Российской Церкви, и о раскольническом состоянии. Они представили мне как из Священного Писания , так и из разных церковных учителей достовернейшие и убедительные доказательства того, что у нас в России в Православной Церкви ересей и отступлений от правоверия никаких не имеется; но правоверие в оной сохраняется и сияет, яко солнце, в полной мере, так как оно сияло и в древности. Притом они доказывали и то, сколько потребно для душевного спасения соединение со Св. Церковью. Яко корабль для преплытия моря потребен, тако и Церковь для безбедного преплытия житейского моря к Царству Небесному; ибо без нее спастися невозможно. И грех отступления от Св. Церкви столь душевреден, что сего греха даже и смерть мученическая загладить не в состоянии» 1 . Сердцем восприяв истинность Православного вероучения, о. Иоанн пытался убедить в этом и своих собратьев-раскольников, за что претерпел множество побоев с их стороны. В 1808 году он поступил в единоверческий Корсунский монастырь Таврической области, где был посвящен в иеродиакона и иеромонаха. Через 10 лет переместился в православный Балаклавский монастырь в число духовенства Черноморского флота. В 1825 года определен на покой в Александро-Свирский монастырь. В 1829 году перешел в Александро-Невскую лавру, и, наконец, по собственному желанию был переведен в скит Оптиной Пустыни, куда прибыл в августе 1834 года и поступил под духовное руководство преподобного старца Льва, возродителя старчества в знаменитой обители. Здесь же в 1836 году на 74-м году жизни был пострижен в схиму.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Malinovs...

Виктор Афанасьев „Поеду домой...“ Купец Денис Евфимович Феодоров, житель города Епифани, что близ Куликова поля на Дону, был человек благоговейный, проводивший жизнь в страхе Божием. У него были жена, три дочери и сын. Дочери, придя в возраст, отказались идти замуж, так как душою преданы были одному Жениху – Иисусу Христу. К 1853 году, с которого начинается наше повествование, старшая из дочерей скончалась, а две другие, черницы, уже несколько лет как жили возле кладбищенской церкви Иоанна Предтечи в построенной для них отцом келлийке. А сын Пармен, юноша восемнадцати лет с большими серыми глазами, русыми волосами, высокий ростом, но некрепкого склада, – он, по благословению отца своего, поступил послушником в Иоанно-Предтеченский Скит, что при Оптиной Пустыни. Сам же глава семейства, приведя к завершению все свои мирские дела (он вел торговлю скотом, воском и медом), уговорился с женою разойтись по монастырям. Она поселилась в Белевском Крестовоздвиженском, а он в Оптиной Пустыни, но не в Скиту, а в монастыре. „Старуху“ свою (как называл он супругу) и дочерей он обеспечил необходимым содержанием, оставив и себе небольшой капиталец. Так семья Феодоровых рассчиталась с миром. Скитоначальник о. Пафнутий, иеромонах, назначил Пармена в помощники скитскому повару. Но там он не очень пригодился, несмотря на свою старательность. Был слабосилен и скоро уставал. Старец Макарий взял его к себе в келейники и поручил попечению старшего своего келейника о. Илариона (который спустя два года станет скитоначальником). Отец Иларион (будущий преподобный старец) был снисходителен к немощному послушнику, видя его детски чистую веру и незлобивое смирение. Старец Макарий весьма полюбил послушника Пармена и часто призывал его, поручая ему всякие мелкие келейные дела. Отец Иларион был келейник не простой. Молодой послушник удивлялся разнообразию его интересов и занятий. Так, он занимался цветоводством, сажая в Скиту цветы, в каждый сезон иные; по весне, распускаясь, они образовывали красивый многоцветный узор. А летом келлия Старца почти вся скрывалась в цветах, растущих в палисаднике и вьющихся по стенам. А уж какое шло благоухание от этих кринов Божиих – и говорить нечего... Стал и Пармен понемногу помогать ему в этом деле, учиться. От о. Илариона услышал он, что цветы, эти создания Господни, есть хвала Творцу. Заметил Пармен, что о. Макарий иной раз остановится на дорожке и, как бы забыв обо всем, смотрит на цветы. А потом услышал от Старца, что добродетели души человеческой – те же благоухающие цветы, но взрастить их намного труднее.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Виктор Афанасьев Добрый, светлый и радостный... В Малоярославецком уезде было село под названием Личино, в котором жил крестьянин Борис Иванович Иванов. В молодости он, еще при крепостном праве, пока был не женат, не раз пускался в бега. Нет, он не был лентяем или пьяницей, работать на земле любил и умел сызмальства, но его тянуло постранствовать, по монастырям помолиться, подышать там освященным воздухом... Потом, уже при жизни своей в Скиту Оптиной Пустыни, он рассказывал послушнику Павлу (будущему старцу Варсонофию) об этих своих побегах: „Барин объявит розыск, найдут меня и вернут этапным порядком... Ну, конечно, на съезжую. Сильно накажут. Я поправлюсь да и снова уйду!“ О наказаниях этих он говорил с улыбкой, прибавляя: „Старые порядки лучше были, хоть и сильно попадало... А ныне худо: власти нет, всякий живет сам собою“. „Ну, про Оптину этого сказать нельзя“, – заметил собеседник. „Еще бы, – ответил о. Борис, – если бы и в монастырях всякий жил по своей воле, то совсем была бы погибель“. Потом он женился, перестал бегать. Надо было кормить семью – дочка у него росла. Жил он, всеми уважаемый, трезвый и богомольный, трудился, как и все. Из нужды выбраться не удавалось. Уж ему за шестьдесят; дочь замуж отдана, а супруга скончалась. И вот слышит он голос, звучащий будто бы в самом сердце: „Оставь все и иди в монастырь. Ты ведь бывал в Скиту Оптиной Пустыни... Помнишь, как он тебе мил показался? Пуще дома родного... Иди туда“. Оставив землю общине, выправив нужные бумаги, крестьянин Борис отправился в Оптину Пустынь. И настоятель обители архимандрит Исаакий, и скитоначальник иеромонах Анатолий с любовью приняли его. Он поселился в Скиту в келлии привратника: дверь келлии выходила в Скит, а окно – в лес... Шел 1884 год. Отцу Борису было шестьдесят три года. Старец Варсонофий вспоминал, что о. Борису ночью приходилось отгонять бесов, которые приходили толпой, стучались и требовали отпереть ворота. Он творил Иисусову молитву, и они пропадали. Когда его постригли в мантию – неизвестно. Отец Варсонофий рассказывал, что часто навещал о. Бориса, который любил его: „Был он из простых, но имел высокую душу. Батюшка Амвросий облек его в тайную схиму. Отец Борис меня не стеснялся, и я видел его в схимнической одежде. Часто, указывая на Херувимов и Серафимов, изображенных на ней, он говорил:

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Глава 7. Старец иеросхимонах Макарий Иеросхимонах Макарий – старец Оптиной Пустыни, в миру Михаил Николаевич Иванов, из дворян Дмитровского уезда, Орловской губ., родился 20 ноября 1788 г. и скончался 7 сент. 1860 г. Он старчествовал в Оптиной Пустыни совместно со старцем Леонидом, в схиме Львом, а затем до самой смерти нес единолично великий и святой подвиг старчествования в обители. Начнем с описания первой встречи одного инока со старцем. Она происходила в ранней его юности, когда жаждал он монашеского жития. «В те времена скитский лес был гуще и величественнее, чем теперь, и, в вечном полусумраке его святой тайны Божьего девственного создания, догорающий день  быстро сменялся мраком ночи и ночная тень ложилась плотнее и гуще, чем на просторе обширного Оптинского монастырского двора. Красотой был в то время скитский лес, когда в благоговейном трепете подходил я со своим путеводителем к св. воротам, скрывавшим за собой, казалось мне, истинных небожителей, временно и только для назидания, сшедших с горнего неба на грешную землю. Вспомнил я по дороге, что о. Герасим, прощаясь со мной в Сергиевой Лавре, сказал мне: «А ты постарайся найти, как придешь в Оптину, в скиту двух рясофорных монахов, отца с сыном – они ваши, Саратовские. Зовут отца Никитой, а сына Родионом; они наверное к тебе будут ближе других». И, вот, идя дорожкой по лесу в скит, я и думал: ах, если бы мне найти своих земляков – все бы было лучше… Когда ушел мой старец-путеводитель, я, еще не входя в святыя ворота, бросился на колени перед изображением свв. Отцев на стенах св. входа и слезно им помолился, чтобы они меня приняли в скитскую братию, и затем трепетно переступил порог скита, осенив себя крестным знамением… Меня сразу обдал густой, чудный запах резеды и всей роскоши скитских цветов благовонной вечерней зари догоравшего знойного летнего дня. Прямо передо мною, пересекая мне дорогу, смотрю, идут два инока. В скитском храме звонили во все колокола … Я поклонился инокам в землю. «Откуда брат?» Я назвал свою родину. Иноки переглянулись между собой…

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010