Память св. Романа всегда была почитаема на Руси. До нас дошло описание его древних иконных изображений. Князь не старых лет, русые кудрявые волосы падают на плечи тонкой волной. На нем накинута соболья шуба, под нею бархатная поддевка. Левою рукой он держит город с церковью, а правая поднята на молитву. Где находятся мощи св. Романа, о том не сохранилось сведений. Предание говорит, что они были тайно унесены в Рязань и преданы земле в неизвестном месте. В том же веке несколько благоверных князей прославились тихими подвигами благочестия. Внук незабвенного и праведного великого князя Константина Всеволодовича, святой князь Роман Владимирович Углицкий — был добрым отцом своего княжества. В его обладании находились города: Углич, Кашин, Бежецк, Устюжск, Дмитров, Звенигород. Кроме того, он на высоком берегу Волги построил новый город Романов (против слободы Борисоглебской, почему он теперь Романов-Борисоглебский). Мудрый хозяин, он в разных местах своего княжества воздвиг до 15 храмов, устроил странноприимные дома и богадельни. Ведя жизнь строгую, праведный князь ежедневно слушал церковную службу, любил беседы с иноками и чтение божественных книг. Оставшись одиноким, вдовый и бездетный, он последние годы жизни весь ушел в подвиги молитвы, поста и милосердия и среди них тихо почил 3 февраля 1285 г. В I486 r. при копании рвов для фундамента Угличского собора, где был схоронен князь Роман, его мощи обретены нетленными. Он обгорели в 1609 г., когда ляхи зажгли собор. Останки св. мощей хранятся в соборе. На юге России в это время сияли благочестием Василий Романович, князь Волынский, и его сын. Василий Романович был братом и верным сподвижником знаменитого Даниила, короля Галицкаго, славного столько же воинскими и государственными заслугами, сколько великодушием, милосердием, твердостью. По смерти брата Василий — или, как звали его, Василько — остался усердным и опытным руководителем его сыновей. Этот храбрый воин и добрый князь окончил (около 1270 г.) дни свои иноком. Он удалился в дикую, заросшую кустарником пещеру и здесь, посвятив себя суровым подвигам, оплакивал то, что было грешного в его былом мирском властолюбии и в его бранной жизни.

http://azbyka.ru/fiction/svyatye-vozhdi-...

Анастасия Матвеевна думала о том, что последнее время ее супруг очень раздражителен, оно и понятно: болят старые фронтовые раны, здоровье его все ухудшается. Но почему-то больше всего его раздражает то, что она ходит в церковь. Чуть ли не каждый ее уход на службу в храм сопровождается скандалом и руганью. – Миша, закройся, я пошла в храм. – Ну чего, чего ты там потеряла, не можешь, как все нормальные люди, посидеть дома с мужем, посмотреть телевизор, – с раздражением на ходу говорил Михаил Романович, чувствуя, как гнев начинает клокотать в его израненной старческой груди. – Мишенька, так может, нормальные-то люди, наоборот, те, кто в храм Божий ходят, – сказала и, поняв, что перегнула палку, сама испугалась сказанного, но слово не воробей. – Так что я, по-твоему, ненормальный? – переходя на крик, вознегодовал Михаил Романович. – Да, я ненормальный, когда на своем истребителе все небо исколесил, но Бога там не увидел. А где был твой Бог, когда фашистские самолеты разбомбили наш санитарный поезд и из пулеметов добивали раненых, которые не могли укрыться и были беззащитны? Почему Бог их не укрыл? Я был ненормальный, когда летел под откос в санитарном вагоне и только чудом остался жив?! – Миша, но ведь это чудо Бог совершил, разве ты этого не понял – ни тогда, ни сейчас? Удивительное дело, но именно эта вылетевшая у Михаила Романовича фраза «чудом остался жив» вмиг иссушила его раздражение. Негодование куда-то исчезло, и, махнув рукой, уже успокаиваясь, он сказал: – Иди к своим попам, раз тебе нравится, что тебя дурачат. За всенощной Анастасия Матвеевна горячо молилась за Михаила, чтобы Бог просветил его разум и сердце. Несмотря ни на что, мужа своего она сильно любила. Когда приходила в храм, всегда становилась перед иконой архистратига Михаила , стояла перед ней всю службу, молясь за то, чтобы Господь просветил ее мужа светом истины. У каждого человека есть какая-то главная мечта его жизни. Такая мечта была и у Анастасии Матвеевны. Она всем сердцем хотела, чтобы настал когда-нибудь день, и они вместе с Мишей под руку пошли бы в церковь к службе. После службы так же вместе возвращались бы домой. Вдвоем читали бы молитвенное правило перед сном и утром. Этого она желала больше всего на свете.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

— Что же так? — Медкомиссия зарубила, у меня ранение было. — Понятно. Священник Михаилу Романовичу после такого откровения не то чтобы понравился, а прямо как родной стал. Немного поговорили, потом отец Александр сказал: — У вас, Михаил Романович, первая исповедь. Но вы, наверное, не знаете, в чем каяться? — Вроде жил, как все, — пожал тот плечами. — Сейчас, правда, совесть мучает, что кричал на Настю, когда в церковь шла, она ведь действительно глубоко в Бога верит. А я ей разного наговорил, что, мол, летал, Бога не видел в небе и где, мол, был Бог, когда на войне невинные люди гибли. — Ее вере вы этими высказываниями не повредите, она в своем сердце все ответы на эти вопросы знает, только разумом, может быть, объяснить не умеет. А вот для вас, по всей видимости, эти вопросы имеют значение, раз в минуту душевного волнения их высказали. По этому поводу вспомнить можно случай, происшедший с архиепископом Лукой (Войно-Ясинецким). Он был не только церковным иерархом, но и знаменитым ученым-хирургом. Во время Великой Отечественной войны, будучи назначенным главным консультантом военных госпиталей, он не раз, делая операции, самых безнадежных спасал от смерти. Как-то Владыка Лука ехал в поезде в одном купе с военными летчиками, возвращавшимися на фронт после ранения. Увидели они церковнослужителя и спрашивают: «Вы что, в Бога верите?» «Верю», — говорит Владыка. «А мы не верим, — смеются летчики, — потому что все небо облетали, но Бога так и не видели». Достает тогда архиепископ Лука удостоверение профессора медицины и говорит: «Я тоже не одну операцию сделал на мозге человека: вскрываю черепную коробку, вижу под ней мозговой жир, а ума там не вижу, значит ли это, что ума у человека нет?» — Какой находчивый Владыка, — восхитился Михаил Романович. — А насчет того, что невинные гибнут, это действительно непонятно, если нет веры в бессмертие, а если есть христианская вера, то все становится ясно. Страдания невинных обретают высший смысл прощения и искупления. В жизни вечной Господь каждую слезинку ребенка утрет. Всем Бог воздаст, если не в земной жизни, так в будущей, по заслугам каждого.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2287...

Александр Савельев, как несколько знакомый с ним, начал разговор приблизительно так: «Вот, Егор Романович, епархиальный миссионер о. Иоанн желает знать: по каким собственно причинам вы отделяетесь от единения церковного и не принадлежите к великороссийской церкви?» – Да, – продолжал я, – мне всегда было очень любопытно узнать, что собственно удерживает старообрядцев вдали от нас. Большинство, конечно, держится обособленности от нашей церкви по привычке и по примеру отцов. Но ведь есть же у вас и люди начитанные, которые, кажется, по книгам могли бы понять, что наша церковь вполне православна, ибо никакой ереси в ней нельзя указать. Я слышал о тебе, Егор Романович, что ты начитанный, грамотный человек, – потому и желательно знать, что тебя больше всего удерживает от соединения с нашею церковью? – Грамотность наша небольшая... читали немножко... А, что касается того, почему мы не в соединении с вашею великороссийскою церковью, то причина этого одна: мы боимся, нет ли в ней ересей каких-нибудь. – Не первый раз я слышу эти речи, – сказал я Егору Романову. Бояться ересей, конечно, следует; но какие же ереси пугают вас в нашей церкви? Иные из ваших прямо объявляют, что нет такой ереси, которую не ввел бы в русскую церковь Никон-патриарх. Так прямо, огулом, и говорят: все ереси у вас! И как начинают перечислять наши ереси, то действительно, по их счету, им конца нет! Каких только не насчитают ересей! Даже и буквы ставят в ересь: сами говорят Исус, а нас, за то, что печатаем Иисус, т. е. за одну букву лишнюю против своего чтения, обвиняют в страшной ереси! Оказалось, что Егор Романов об имени Иисус не сомневается, признает его именем Христа Спасителя; он говорил, что сам видел в старопечатных книгах Иисус, с двумя иже. Евангелие их Домшинской единоверческой церкви ему известно. «Мы об имени Иисус не сомневаемся, – сказал он в заключение, – оно есть имя Христа Спасителя». – А если, – говорю, – ты об этом имени не имеешь сомнения, то ведь главной причины раскола между нами уже нет. Беспоповцы других согласий кричат, что Иисус имя еретическое, даже еще хуже говорят о нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

    Татьяна Медведева 29 ноября 2023 г. 15:00 В Издательстве Московской Патриархии есть уникальный проект — книжная серия «Церковность», где печатается духовное наследие новомучеников: их богословские труды, проповеди, статьи, касающиеся различных сторон церковной жизни, письма, дневники, стихотворения — все, что связано с жизнью и церковным служением того или иного новомученика, о ком удается собрать разрозненные по архивам и частным собраниям уцелевшие сведения. В серии уже вышло двадцать три книги, четыре из которых содержат духовное наследие священномученика протоиерея Иоанна Востор­гова. Еще при жизни этого пастыря — видного церковного писателя, проповедника, миссионера — увидело свет его пятитомное собрание сочинений. Недавно удалось обнаружить большой корпус неизвестных материалов протоиерея Иоанна, которые легли в основу современного издания. В одном из томов — «Взыщите Господа!» — собраны слова и речи священномученика, обращенные к юной пастве. О том, как возникла эта книжная серия и каких авторов она представляет, рассказывает главный редактор «Церковности» протоиерей Максим Максимов. PDF-bepcuя. Елена Алексеева 22 ноября 2023 г. 15:00 В августе 2023 года отметил свой 50-летний юбилей Владимир Романович Легойда — председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, и. о. руководителя пресс-службы Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, главный редактор журнала «Фома», телеведущий, профессор МГИМО. «Журналу Московской Патриархии» Владимир Романович рассказал о своем становлении и воцерковлении, деятельности Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, журналистской работе и о людях, которые окружают его в жизни. PDF-bepcuя. диакон Александр Черепенин 13 ноября 2023 г. 16:00 Шестнадцатого июля 2023 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжества по случаю десятилетия возрождения древнейшей женской обители Москвы — Алексеевского монастыря, основанного в 1340 году родными сестрами святителя Алексия, митрополита Московского, преподобными Иулианией и Евпраксией. О пути к вере, восстановлении монашеской жизни при храме Всех святых в Красном Селе и об итогах десятилетия монашеской жизни Алексеевской обители рассказывает руководитель Правового управления Московской Патриархии, настоятельница Алексеевского ставропигиального женского монастыря города Москвы игумения Ксения (Чернега). PDF-bepcuя .

http://e-vestnik.ru/interviews/

Владимир Романович, планируются ли в ближайшем будущем на уровне благочиний следующие введения: 1. обучение Церковнославянскому языку; 2. обучение, колокольному звону и искусству включая реставрацию; 3. Интернет-площадка для вопросов и обсуждений соответственно. Александр61 Уважаемый Александр, мне сложно ответить на первые два вопроса, поскольку они не входят в мою компетенцию. Насколько я знаю, обучение у нас идет на приходском, епархиальном или общецерковном уровнях. По-моему, вводить какие-то учебные системы еще и на уровне благочиний просто нет необходимости. Что касается сайтов благочиний, то они, безусловно, должны быть, потому что важно, чтобы внутри благочиния приходы общались друг с другом и выстраивали какое-то, в том числе неформальное, взаимодействие. У нас в Мурманске родители школьников жалуются, что на собраниях в школах им давали заполнять бланки, где был только один предмет — «Основы светской этики». О преподавании ОПК речи вообще не идёт. Судя по сообщениям в блогах, в Москве похожая ситуация. Как к ней относиться? Галина, г. Мурманск Уважаемая Галина! Очень важно, что Вы сообщили об этом. Описанное Вами — безусловное нарушение одного из важных принципов введения нового предмета, добровольности выбора. Если учеников лишают права выбора (вне зависимости от того в чью пользу) — это неправильно. Мы направим соответствующий запрос руководству городских органов образования. Здравствуйте, Владимир Романович! Можно ли православному получать универсальную электронную карту и биометрический паспорт ? И Вы сами будете их получать? Спасибо. Ксения Провинция Уважаемая Ксения! C богословской точки зрения запрета на получение электронных карт и биометрических паспортов, конечно же, нет. Церковь подчеркивает, что сама по себе технология не может быть греховной – таковой ее могут сделать люди, задавшиеся неправедными целями. Касаемо опасения, которые вызывают сегодняшние электронные системы, Церковь указывает, скорее, на другую проблему: чем больше мы ставим себя в зависимость от них, тем легче нас контролировать государству и иным негосударственным структурам, т. е. новые технологии могут стать инструментом новой диктатуры. Поэтому мы настаиваем на добровольности принятия любых «электронный карт» и на обязательном существовании альтернативы.

http://pravmir.ru/vladimir-legojda-dolzh...

Хан побежал в степь, и три часа спустя явились под городом воеводы, отправленные Иоанном; они погнались за татарами, разбили их на речке Шивороне, отполонили много своих пленников, взяли телеги и верблюдов ханских. Татары, взятые в плен, рассказывали: царь потому пошел на Русь, что в Крыму сказали, будто великий князь со всеми людьми у Казани. У Рязани перехватили мы станичников, и те сказали, что великий князь на Коломне, ждет царя и хочет с ним прямое дело делать, царь тогда же хотел возвратиться в Крым, но князья начали ему говорить: если хочешь покрыть свой стыд, то есть у великого князя город Тула на поле, а от Коломны далеко, за великими крепостями – за лесами. Царь их совета послушал и пошел к Туле. 3 июля Иоанн выехал из Коломны с двоюродным братом, князем Владимиром Андреевичем; во Владимире получил он приятную весть из Свияжска, что цинга там прекратилась; в Муроме получил другую радостную весть, что воеводы, князь Микулинский и боярин Данила Романович, ходили на горных людей и разбили их, вследствие чего горные люди по Свиягу-реку вниз и по Волге снова присягнули государю. 20 июля царь выступил из Мурома, шел частым лесом и чистым полем, и везде войско находило обильную пищу: было много всякого овощу, лоси, по словам летописца, как будто бы сами приходили на убой, в реках множество рыбы, в лесу множество птиц. Черемисы и мордва, испуганные походом многочисленного войска, приходили к царю, отдаваясь в его волю, и приносили хлеб, мед, мясо; что дарили, что продавали, кроме того, мосты на реках делали. На реке Суре встретили государя посланцы от свияжских воевод и горных людей и объявили, что ходили бояре князь Петр Иванович Шуйский и Данила Романович на остальных горных людей и теперь уже все горные люди добили челом и приложились к Свияжскому городу. Иоанн позвал на обед посланцев от горных людей, объявил, что прощает их народу прежнюю измену, и приказал мостить мосты по рекам и чистить тесные места по дороге. За Сурою соединился государь с воеводами, шедшими через Рязань и Мещеру, и 13 августа достиг Свияжска, куда воеводы пришли, как в свой дом, из долгого и трудного пути: дичь, рыба и черемисский хлеб им очень наскучили, а в Свияжске почти каждого из них ожидали домашние запасы, привезенные на судах, кроме того, множество купцов наехало сюда с разными товарами, так что можно было все достать.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

После исповеди и причащения отец Александр пособоровал Михаила Романовича. После соборования тот признался: – Веришь ли, батюшка, на войне смерти не боялся, в лобовую атаку на фашиста шел, а теперь боюсь умирать: что там ждет – пустота, холодный мрак? Приблизилась эта черта ко мне, а перешагнуть ее страшно, назад еще никто не возвращался. – Страх перед смертью у нас от маловерия, – сказал отец Александр и, распрощавшись, ушел. После его ухода Михаил Романович сказал жене: – Хороший батюшка, наш человек, все понимает. Ободренная этим высказыванием, Анастасия Матвеевна робко сказала: – Мишенька, нам бы с тобой повенчаться, как на поправку пойдешь, а то, говорят, невенчанные на том свете не увидятся. – Ну вот, опять за старое, да куда нам венчаться, это для молодых, засмеют ведь в церкви. Сорок лет прожили невенчанные, а теперь здрасте, вот мы какие. – Ради меня, Мишенька, если любишь. Пожалуйста. – Любишь – не любишь, – проворчал Михаил Романович. – Еще выздороветь надо. Иди, я устал, подремлю малость. Коли выздоровлю, там видно будет, поговорим. – Правда? – обрадовалась Анастасия Матвеевна. – Обязательно выздоровеешь, быть другого не может, – и, чмокнув мужа в щеку, заботливо прикрыла его одеялом. Произошло действительно чудо, в чем нисколько не сомневалась Анастасия Матвеевна. На следующий день Михаил пошел на поправку. Когда пришел участковый врач, то застал Михаила Романовича на кухне за чаем и чтением газеты. Померив давление и послушав сердце, подивился: – Крепкий вы народ, фронтовики. Когда Анастасия Матвеевна напомнила мужу о венчании, он отмахнулся: – Погоди, потом решим. Куда торопиться? – Когда же потом? Скоро Великий пост, тогда венчаться аж до Красной горки нельзя. – Сказал, потом, значит, потом, – с ноткой раздражения в голосе ответил он. Анастасия Матвеевна пробовала еще несколько раз заводить разговор о венчании, но, почувствовав, что нарывается на скандал, сразу умолкала. Так и наступило Прощеное воскресенье и начался Великий пост. Анастасия Матвеевна старалась не пропускать службы, в первую неделю ходила каждый день. Потом стала недомогать, снова, как раньше, появились сильные боли в правом боку. А к концу поста вовсе разболелась и слегла. Сын Игорь свозил ее в поликлинику, оттуда направили на обследование в онкологию. Когда они вернулись, Игорь отвел отца в сторонку:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Князь Михайло Юрьевич Кривонос-Оболенский Князь Василий Борисович Тюфяка-Оболенский, родоначальник князей Тюфякиных, угасших в 1845 году Князь Иван Борисович Оболенский, отъехал в Литву Князь Федор Дмитриевич Оболенский Князь Андрей Данилович Щепин-Оболенский Князь Пётр Данилович Щепин-Оболенский Князь Федор Никитич Щепин-Оболенский Князь Пётр Никитич Щепин-Оболенский, убит при взятии Казани в 1552 году Князь Юрий Борисович Щепин-Оболенский КОЛЕНО XXI: Князь Иван Дмитриевич Оболенский, убит при взятии Казани в 1552 году Князь Роман Дмитриевич Оболенский Князь Никита Федорович Черный-Оболенский Князь Андрей Федорович Черный-Оболенский Князь Василий Андреевич Оболенский Теперь возвратимся собственно к родословию знаменитого дома князей Одоевских. Третий сын Святого Князя Михаила Черниговского, князь Симеон Михайлович, по смерти родителя своего, (замученного татарами в орде за веру православную 20-го сентября 1246 года) получил в удел Глухов и Новосиль, и жиль в сем последнем городе. Сын его, князь Роман Семенович, беспокоимый частыми и внезапными набегами татарскими, перенёс местопребывание своё в город Одоев (в нынешней Тульской губернии), и как говорит летопись: «перешёл из Новосиля жити в Одоев от насилия татарского». Потомки его разделились на три ветви: князья Белевские угасли в XVI веке; князья Воротынские угасли в конце XVII века; князья Одоевские существуют поныне. отцовский ОТ РЮРИКА КОЛЕНО XV: Князь Семён Юрьевич Одоевский (см. князья Одоевские колено XIV). КОЛЕНО XVI: Князь Иван Семёнович Сухорук Князь Василий Семёнович Швих, боярин † 1534 Князь Пётр Семёнович КОЛЕНО XVII: Князь Федор больший Иванович Князь Михайло Иванович Князь Федор меньший Иванович, боярин † 1547 Князь Роман Иванович, боярин † 1536 Княжна Мария Васильевна, за Петром Ивановичем Головиным КОЛЕНО XVIII: Князь Роман Романович, боярин Князь Никита Романович, боярин † 1573 Княжна Евдокия Романовна, за Старицким Удельным Князем Владимиром Андреевичем Княжна Анна Романовна, за князем Борисом Ивановичем Мезецким

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

П.В. Долгоруков Князья, графы и дворяне Воронцовы отцовский КОЛЕНО I: Фёдор Воронцов, жил в начале семнадцатого века КОЛЕНО II: Никита Фёдорович Лукьян Фёдорович КОЛЕНО III: Елизарий Никитич Гавриил Никитич † 1678 Дмитрий Лукьянович, полковник стрелецкий КОЛЕНО IV: Пётр Елизарьевич Дмитрий Елизарьевич Фёдор Елизарьевич Иван Елизарьевич Максим Елизарьевич Прокофий Гаврилович Илья Гаврилович Иван Гаврилович † 1695 Илларион Гаврилович, тайный советник и святого Александра Невского кавалер; рождение 1674 † 25 мая 1750; женат на Анне Григорьевне Масловой † 1740 Пётр Дмитриевич, флота коммиссар, рождение 1687 † 1763; женат на Аксинье Яковлевне Порошиной, рождение 1698 † 1752 КОЛЕНО V: Андрей Максимович Алексей Прокофьевич Гавриил Иванович Граф Роман Илларионович, генерал-аншеф, кавалер святого Андрея и святого Владимира 1 степени; рождение 17 июля 1707 † 30 ноября 1783; женат на Марфе Ивановне Сурниной, рождение 17 июня 1718 † 19 апреля 1745 Граф Михайло Илларионович, государственный канцлер, кавалер святого Андрея и прусского ордена чёрного орла; рождение 12 июля 1714 † 15 февраля 1767; женат на графине Анне Карловне Скавронской, рождение 7 декабря 1723 † 31 декабря 1775 Граф Иван Илларионович, генерал-поручик, рождение 1719 † 17..; женат на Марие Артемьевне Волынской, рождение 1725 † 1793 Прасковья Илларионовна, за Сергием Даниловичем Татищевым Дарья Илларионовна, рождение 1713 † 1765; за Петром Михайловичем Хрущовым Пелагея Илларионовна, рождение 1724 † 1757; за Александром Владимировичем Нарбековым Алексей Петрович, воевода во Владимире; женат на Евдокие Степановне Пратасовой Иван Петрович, вотчинной коллегии член; женат на Марфе Алексеевне Коробейниковой КОЛЕНО VI: Иван Алексеевич Алексей Гаврилович, воевода в Алатыре † 1765 Илья Гаврилович Граф Александр Романович, государственный канцлер, кавалер святого Андрея и святого Владимира 1 степени; рождение 4 сентября 1741 † 2 декабря 1805 Граф Семён Романович, генерал от инфантерии и всех российских орденов кавалер; рождение 15 июня 1744 † в июне 1832; женат на Екатерине Алексеевне Сенявиной

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010