Затем, по усмирении мятежа в Боголюбове, Владимирцы с честью привезли своего князя во Владимир на Клязьме и здесь погребли в церкви Успения Богородицы, им самим основанной. В 1768-м году мощи св. Андрея перенесены из главного храма в придел, устроенный во имя свят. Князя, где и по ныне открыто почивают в серебряной раке, сооруженной в 1820 году. 231 Память св. Андрея празднуется по всем церквам во Владимире и Боголюбове 29-го 1юня и сверх того 4-го июля по особо сочиненной службе. 232 X. Пребывание блаженного Олега князя Брянского на Волыни. Св. Олег Романович был внук святого и великого князя Черниговского Михаила, убитого в орде в 1244 году. – В 1274 году Олег был вместе с отцом своим Романом Михайловичем на войне против Литвы. «По окончании войны, говорит современник, из Новгородка Литовского Олег приехал во Владимир (Волынский) к сестре своей (Ольге или Елене Романовне, супруге князя Волынского Владимира)». Собственно Владимир звал к себе тестя своего и говорил ему: «Государь-батюшка, приезжай побывать в своем доме и посмотреть на здоровье дочери твоей». Но Роман отказался: «Сын мой Владимир, отвечал он, не могу я отлучаться от моей дружины ратной; я живу в стороне, угрожаемой войною; кто без меня управит моею дружиною? – Вот пусть едет вместо меня сын мой Олег» – «Они поцеловались и каждый отправился в свое место». 233 Таким образом блаженный Олег побывал на Волыни, и без сомнения тут же брат с сестрою порешили не отставать друге от друга в совершении добрых дел, как это видим в последствии в участии Елены Романовны при постройке Олегом его монастыря Брянского, и в особенности в тех жертвах, которые она завещала на этот монастырь по кончине своей от богатых имений своих в земле Волынской. 234 Неизвестно, когда блаженный Олег оставите мир и поступил в монахи. Но история свидетельствует, что он скончался иноком с именем Василий, в строгом подвижничестве (1307 г.). Мощи его почивают под спудом в каменном храме обители его, которую Патриарх Никон , по благоговению к св. князю подвижнику, возводил было на степень ставропигии. 235

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Он присутствует в серии портретных медалей рус. князей и царей 1768-1772 гг. (работа Т. Иванова) и в составе барельефов 1774-1775 гг. Ф. И. Шубина для интерьеров Чесменского дворца под С.-Петербургом (с 1831 в Оружейной палате Московского Кремля, повторения в Петровском дворце и здании Сената в Кремле); на костяных пластинах холмогорской работы, в гравюрах и литографиях кон. XVIII - XIX в. (гравюра нач. XIX в. с гербом - Пантеон российских государей. М., 1805. Ч. 1). Скульптурный образ Г. В. 1846-1850 гг. работы И. П. Витали расположен на юж. бронзовых вратах Исаакиевского собора в С.-Петербурге. В храме Христа Спасителя Г. В. и др. рус. св. князья («пособники святителям и преподобным в утверждении истинной Христовой веры в России») были изображены в приделе во имя блгв. кн. Александра Невского ( Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. ч. Б. Споров]. М., 1996п. С. 75, 78); в росписи ок. 1888 г. художников К. В. Лебедева и А. И. Корзухина интерьера Вознесенского собора Ельца - в одной из арок сев. стены. В стенописи центрального свода парадных сеней Исторического музея в Москве (композиция генеалогического древа российских государей выполнена в 1883 артелью Ф. Г. Торопова) - ростовая фигура Г. В. со скипетром в левой руке в овале с растительным обрамлением. «Образ всех св. российских вел. князей, княгинь и княжон рода царского» 2-й пол. XIX в. (собор равноап. кн. Владимира в С.-Петербурге) включает клеймо с изображением Г. В. (с непокрытой головой и ладонями перед грудью) вместе с прп. и блгв. кн. Олегом Романовичем Брянским. В аналогичном ряду святых Г. В. представлен на иконе Божией Матери «Знамение» с собором блгв. князей и княгинь всероссийских, созданной как дар имп. семье к 300-летию Дома Романовых ок. 1913 г. московской фирмой Оловянишникова (ГЭ). Примеры житийной иконографии святого - «Пострижение в схиму членов семьи блгв. кн. Георгия Всеволодовича перед гибелью»; «Обретение тела блгв. кн. Георгия Всеволодовича»; «Перенесение мощей блгв. кн. Георгия Всеволодовича из Ростова во Владимир» - включены в программу росписи Успенского собора во Владимире, созданной в кон.

http://pravenc.ru/text/164457.html

Петропавловский , зашт., общ., в г. Брянске. Основан в XIII в. кн. Брянским Олегом Романовичем, постригшимся в старости с именем Леонтия, мощи которого покоятся здесь под спудом (см. 20 сент.). Сначала мон. был мужским; в 1830 г. решено перенести штат его в г. Елец; в 1836 г. возобновлен и обращен в женский. При мон. школа. Предтеченский , общ., в с. Посошках, в 12 в. от уез. г. Кром. Учрежден в 1911 г. из женской общины, основанной в 1879 г. из богадельни, открытой в том же году купцом Тороповым. Троицкий , 3 кл., общ., в г. Севске. Основан в пол. XVII в. Здесь находится чудотворная Молченская икона Божией Матери. Пензенская епархия Мужские: Богородицкий Казанский , 2 кл., в 2 в. от г. Нижнего Ломова. Основан в 1648 г. по повелению царя Михаила Феодоровича на месте явления здесь в 1643 г. Казанской иконы Божией Матери, где ранее была построена гражданами часовня. В соборном храме в честь Казанской иконы, построенном в 1772 г., находится самая явленная икона, а также и чудотворная икона св. Иоанна Предтечи. Обе эти чудотворные иконы летом носятся для поклонения по городам и селам епархии. Ежегодно 8 июля совершается крестный ход в мон. из г. Нижнего Ломова. Вьясский Владимирский , общ., на бер. р. Вьясса, в 3 в. от с. Большого Вьясса, в 45 в. от г. Саранска. Основана в XVII в.; упоминается с 1713 г. В ней находится древняя весьма чтимая местными жителями Владимирская икона Божией Матери, которая носится по городам и селам епархии. Ново-Серафимовская пуст., при с. Тепловке, Саранского y., в имении, пожертвованном саранским мещанином Захарием Желудовым. Учреждена в 1905 г. Петропавловский , 3 кл., в г. Саранске. Основан в 1684 г. Сканов Троицкий , зашт., в местности, принадлежавшей ранее фамилии Исканских, в 3 в. от г. Наровчата, на бер. р. Мокши. Время основания его относится к пол. XVII в. Здесь находится чудотворная Трубчевская икона Богоматери. По имеющейся на этой св. иконе надписи, она была написана священником г. Трубчевска, Орловской губ., Евфимием; празднование ей совершается 3 окт., по случаю освящения в этот день в честь ее храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

по прошению архим. Фотия, церковь снова приписана к Юрьеву мон., и при ней устроен скит, по уставу древних палестинских скитов. Сюда женский пол не допускается, исключая храмового праздника Рождества Богородицы. Церковь возобновлена в 1828 г. без всяких изменений в зодчестве. “Ист. Росс. Иер.”, V, 518; Ратшин, 392; Толстой, “Свят. и древн. Вел. Новгр.”, 176; “Матер. для стат. Росс.”, 1841 г., I, 43; Макарий, “Археол. опис. церк. древн. Новг.”, I, 423; II, 40, 76; “Воен. стат. обозр. Новгор. губ.”, 162; “Новгор. сборн.”, IV, Отд. 6, 63; “Ист. разгов. о древн. В. Новгр.”, 83; “Новгор. губ. в.”, 1853 г., 28 (ист. памятн.); “Пут. по св. мест. Русск.”, II, 232; Павлов, “Ист. опис. святыни Новгор.”, 1848 г., 25; архим. Макарий, “Опис. Юрьева м-ря”, 1858 г., 64; Вихров, “Новгор. святые места”, 1860 г., 35; Строев, “Спис. иер. и наст. м-рей”, 106, 42; “Новгор. писцов. кн.”, III, 46, 64, 199; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, I, 201; “Полн. собр. лет.”, III, 156 (в 1552 г. м-рь выгорел), 207 (идол на Перыни); V, 241 (в 1386 году сожжен новгородцами); VI, 285 (в 1528 г. введено общежитие). 353. Петропавловский или Петровский – Богоявленский , женский, заштатный, в гор. Брянске, Орловской губ., на горе, над р. Десною. Он первоначально был мужским, основан в XIII ст. кн. Брянским Олегом Романовичем, внуком св. кн. Михаила Черниговского; в старости оставил княжение, постригся под именем Леонтия и преставился около 1280 г. Мощи его покоятся здесь под спудом. Затем известно только, что в 1702 г. в нем был построен собор во имя ап. Петра и Павла братьями Соловыми; при издании штатов 1764 г. возведен на степень 3-го класса, с припискою к нему зданий упраздненного Вознесенского женского монастыря. В 1830 г. штат Петропавловского мон. предрешено перенесть в гор. Елец, а церкви обратить в приходские, но по ходатайству купцов Ив. и Коз. Семыкиных, внесших капитал, монастырь в 1833 г. обращен в женский. При м-ре находится училище. “История Росс. Иер.”, III, 460, 468; Ратшин, 430; “Матер. для стат. Росс.”, 1841 г., I, 180; “Опис.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

При монастыре имеются больница, богадельня, двухклассная церковноприходская школа для девочек и разные мастерские. Вообще монастырь вполне благоустроен. Количество инокинь значительно. Управляет им игуменья. Екатерининский скит при Богородично-Всесвятском монастыре. Екатерининский женский скит находится в 3 верстах от Богородично-Всесвятского монастыря. Основан этот скит в XIX столетии. Именуется он Екатерининским потому, что в нем находится церковь , построенная во имя Св. вмч. Екатерины. Инокини ведут строго подвижнически, отшельнический образ жизни. Брянский Петропавловский монастырь. Сей нештатный общежительный монастырь находится в городе Брянске; расположен он на горе, над рекой Десной. Такое местоположение делает вид его очень красивым и живописным. Первоначально Петропавловский Брянский монастырь, основанный в XIII веке князем Олегом Романовичем (в иночестве Василий), был мужским. Вследствие отсутствия средств существования и бедности монастырь пришел с течением времени в упадок. В 1764 году его зачислили в 3 класс; впоследствии его хотели совершенно упразднить, и только благодаря содействию многих благотворителей он был сохранен, причем его переименовали в женский (1883 г.). В монастыре насколько церквей; соборная построена в честь Петра н Павла. Главной святыней монастыря являются мощи основателя его – Св. Олега, князя Брянского, хранящиеся под спудом. Количество сестер монастыря довольно большое. Управляет обителью игуменья. Елецкий Знаменский монастырь. Знаменский монастырь живописно красуется на каменной горе в самом городе Ельце. Об основании этого девичьего монастыря исторических сведений не сохранялось. Известно только, что в первой половине столетия на месте Знаменского монастыря был устроен храм в честь Знамения Божией Матери и несколько келий при нем. В конце XVII столетия скит распался, но в скором времени был возобновлен, благодаря содействию Св. Митрофана Воронежского . При пересмотре штатов монастырей его упразднили и открыли только в 1822 году, по просьбе граждан города Ельца.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Когда собрались все полки русские и половецкие, то Мстислав Удалой с 1000 человек перешел Днепр, ударил на татарских сторожей и обратил их в бегство; татары хотели скрыться в половецком кургане, но и тут им не было помощи, не удалось им спрятать и воеводу своего Гемябека; русские нашли его и выдали половцам на смерть. Услыхав о разбитии неприятельских сторожей, все русские князья переправились за Днепр, и вот им дали знать, что пришли татары осматривать русские лодки; Даниил Романович с другими князьями и воеводами сел тотчас на коня и поскакал посмотреть новых врагов; каждый судил об них по-своему: одни говорили, что они хорошие стрельцы, другие, что хуже и половцев, но галицкий воевода Юрий Домамерич утверждал, что татары – добрые ратники. Когда Даниил с товарищами возвратились с этими вестями о татарах, то молодые князья стали говорить старым: «Нечего здесь стоять, пойдем на них». Старшие послушались, и все полки русские перешли Днепр; стрельцы русские встретили татар на половецком поле, победили их, гнали далеко в степи, отняли стада, с которыми и возвратились назад к полкам своим. Отсюда восемь дней шло войско до реки Калки, где было новое дело с татарскими сторожами, после которого татары отъехали прочь, а Мстислав галицкий велел Даниилу Романовичу с некоторыми полками перейти реку, за ними перешло и остальное войско и расположилось станом, пославши в сторожах Яруна с половцами. Удалой выехал также из стана, посмотрел на татар, возвратившись, велел поскорее вооружаться своим полкам, тогда как другие два Мстислава сидели спокойно в стане, ничего не зная: Удалой не сказал им ни слова из зависти, потому что, говорит летописец, между ними была большая распря. Битва началась 16 июня; Даниил Романович выехал наперед, первый схватился с татарами, получил рану в грудь, но не чувствовал ее по молодости и пылу: ему было тогда 18 лет и был он очень силен, смел и храбр, от головы до ног не было на нем порока. Увидавши Даниила в опасности, дядя его Мстислав Немой луцкий бросился к нему на выручку; уже татары обратили тыл перед Даниилом с одной стороны и пред Олегом курским – с другой, когда половцы и здесь, как почти везде, побежали пред врагами и потоптали станы русских князей, которые, по милости Мстислава Удалого, не успели еще ополчиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Мы видели, что Мстислав Удалой в 1214 году, выгнавши из Киева Всеволода Чермного, посадил на его место старшего между Ростиславовыми внуками Мстислава Романовича, который и сидел на старшем столе до 1224 года; по смерти Романовича Киев достался по очереди старшему по нем двоюродному брату Владимиру Рюриковичу. В Чернигове по смерти Всеволода Чермного княжил брат его Мстислав, а по смерти последнего в 1224 году – племянник его, сын Всеволода Чермного Михаил, которого мы видели действующим в Новгороде, но занял ли Михаил Чернигов тотчас по смерти Мстислава, трудно решить утвердительно, ибо как-то странно, что в 1224 году он решился променять Чернигов на Новгород; верно одно, что Михаил не мог утвердиться в Чернигове без борьбы с дядею своим Олегом курским; неизвестно, чем бы кончилась эта борьба, если бы на помощь к Михаилу не явился сильный союзник, зять его, князь суздальский Юрий с двумя племянниками Константиновичами (1226 г.); разумеется, курский князь не мог противиться соединенным силам суздальского и черниговского князей и должен был уступить права свои племяннику; в летописи сказано, что Юрий помирил их с помощию митрополита Кирилла; так северному князю удалось нарушить старину и на юге еще при жизни Мстислава Удалого. Племя Ольговичей было многочисленно: летопись упоминает о князьях козельских, трубчевских, путивльских, рыльских. Старшие Юрьевичи суздальские, уступая Киев следующим после них по племенному старшинству Мстиславичам, удерживают Переяславль для своих младших Юрьевичей, которые соответствуют по старшинству Мстиславичам, сидящим в Киеве. Мы видели, как сын Всеволода, Ярослав, был изгнан из Переяславля Всеволодом Чермным в 1207 году, после чего Переяславль одно время был за Ростиславичами, но в 1213 году Всеволодовичи послали туда младшего брата своего Владимира, который было засел на время в Москве, взятый в плен половцами в 1215 году и освободившись из плена в 1218 г., Владимир отправился с братьями на север, где получил от них Стародуб и некоторые другие волости, и умер в 1227 году; в этом же самом году Юрий Всеволодович отправил в Переяславль на стол племянника своего Всеволода Константиновича; кто же сидел здесь во время плена Владимирова и пребывания его на севере – неизвестно; но Всеволод Константинович не пробыл и года в Переяславле, куда на его место Юрий отправил брата своего Святослава.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Даниил хотел было также принять участие в войне императора Фридриха II с австрийским герцогом Фридрихом Воинственным, помогать последнему, но был остановлен в этом намерении королем венгерским. Кроме того, летописец упоминает о войнах с Литвою и ятвягами: в 1229 году, во время отсутствия Романовича в Польшу на помощь Конраду, жители Бреста с князем Владимиром пинским истребили толпу литовцев. Над ятвягами Романовичи одержали победу в 1226 году. Половцы по-прежнему участвуют в княжеских усобицах, но о походах на них не слышно. В таком положении находились дела в Северной и Южной Руси, когда в другой раз услыхали о татарах. В 1227 году умер Чингисхан; ему наследовал сын его Угедей (Октай); старший сын Чингиса – Джучи, назначенный владельцем страны, лежащей между Яиком и Днепром, Кипчака, прежних кочевьев половецких, умер при жизни отца, и Чингис отдал Кипчак сыну его Батыю (Бату). Еще под 1229 годом наши летописи упоминают, что саксины и половцы прибежали с низовьев Волги к болгарам, гонимые татарами, прибежали и сторожа болгарские, разбитые последними на реке Яике. В 1236 году 300000 татар под начальством Батыя вошли в землю Болгарскую, сожгли славный город Великий, истребили всех жителей, опустошили всю землю: толпы болгар, избежавших истребления и плена, явились в пределах русских и просили князя Юрия дать им здесь место для поселения; Юрий обрадовался и указал развести их по городам поволжским и другим. В следующем году лесною стороною с востока явились в рязанских пределах и татары; ставши на одном из притоков Суры, Батый послал жену-чародейку и с нею двух мужей к князьям рязанским требовать десятины от всего – князей, простых людей и коней, десятины от коней белых, десятины от вороных, бурых, рыжих, пегих; князья рязанские, Юрий Игоревич с двумя племянниками Ингваревичами Олегом и Романом, также князья муромский и пронский, не подпуская татар к городам, отправились к ним навстречу в Воронеж и объявили им: «Когда никого из нас не останется, тогда все будет ваше». Между тем они послали во Владимир к князю Юрию объявить о беде и просить помощи, но Юрий не исполнил их просьбы и хотел один оборониться.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

мая 1223 г.] Битва началася. Пылкий Даниил изумил врагов мужеством; вместе с Олегом Курским теснил густые толпы их и, копием в грудь уязвленный, не думал о своей ране. Мстислав Немой, брат Ингваря Луцкого, спешил дать ему помощь и крепкою мышцею разил неприятелей. Но малодушные Половцы не выдержали удара Моголов: смешались, обратили тыл; в беспамятстве ужаса устремились на Россиян, смяли ряды их и даже отдаленный стан, где два Мстислава, Киевский и Черниговский, еще не успели изготовиться к битве: ибо Мстислав Галицкий, желая один воспользоваться честию победы, не дал им никакой вести о сражении. Сие излишнее славолюбие Героя столь знаменитого погубило наше войско: Россияне, приведенные в беспорядок, не могли устоять. Юный Даниил вместе с другими искал спасения в бегстве; прискакав к реке, остановил коня, чтобы утолить жажду, и тогда единственно почувствовал свою рану. Татары гнали Россиян, убив их множество, и в том числе шесть Князей: Святослава Яновского, Изяслава Ингваровича, Святослава Шумского, Мстислава Черниговского с сыном, Юрия Несвижского; также отличного Витязя, именем Александра Поповича, и еще 70 славных богатырей. Земля Русская, по словам Летописцев, от начала своего не видала подобного бедствия: войско прекрасное, бодрое, сильное совершенно исчезло; едва десятая часть его спаслася; одних Киевлян легло на месте 10000. Самые мнимые друзья наши, Половцы, виновники сей войны и сего несчастия, убивали Россиян, чтобы взять их коней или одежду. Мстислав Галицкий, испытав в первый раз ужасное непостоянство судьбы, изумленный, горестный, бросился в ладию, переехал за Днепр и велел истребить все суда, чтобы Татары не могли за ним гнаться. Он уехал в Галич; а Владимир Рюрикович Смоленский в Киев. Между тем Мстислав Романович Киевский еще оставался на берегах Калки в укрепленном стане, на горе каменистой; видел бегство Россиян и не хотел тронуться с места: достопамятный пример великодушия и воинской гордости! Татары приступали к сему укреплению, три дня бились с Россиянами, не могли одолеть и предложили Мстиславу Романовичу выпустить его свободно, если он даст им окуп за себя и за дружину.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Анна Васильевна . Да. Андрей Иванович на совет его позвал. Прокопий Романович . Кольку, что ли? Анна Васильевна. Его. Прокопий Романович (усмехаясь). Меня стращать, значит. Анна Васильевна . Андрей Иванович говорит: «Мы заодно будем с вами действовать». А Колька: «Я всегда рад». Прокопий Романович . Где слышала-то? Анна Васильевна . Пришёл уж. Наверх увели. Сказывать не велели. Прокопий Романович (смеётся). Так-с... так-с... Ты мне Сойкина приготовь, чтобы всегда под руками был, – может, понадобится... (Садится в кресло. Пауза.) А теперь пойди к Андрюшке и скажи: Прокопий, мол, Романович готов поговорить с семьёй. Анна Васильевна . Слушаюсь, Прокопий Романович. Анна Васильевна уходит в правую дверь. Левая дверь отворяется, показывается Клавдия Антоновна . Увидав Прокопия Романовича, хочет уйти. Прокопий Романович . Ты куда, Антоновна?.. Иди, иди, не прячься. Клавдия Антоновна нерешительно входит в комнату. Клавдия Антоновна . Я Олиньку 2 ищу… верно, наверху... Прокопий Романович . Садись, Антоновна, садись... И её сейчас позовут. Семейный совет будет. Меня судить хотят. (Клавдия Антоновна молчит и не садится.) Ты что же стоишь? Садись. Клавдия Антоновна . Я лучше пойду, Прокопий Романович. Прокопий Романович . Как же без тебя совет-то? Ты мать – без матери какой же совет?.. Вот и они идут все. Клавдия Антоновна покорно садится. Входят Андрей Иванович , Оля и Пётр Петрович . Оля садится около матери, Андрей Иванович и Пётр Петрович – ближе к Прокопию Романовичу. Андрей Иванович (очень смущённо). Минутку подождать придётся, Прокопий Романович. Я просил. Николая Николаевича на всякий случай. Может, справка понадобится. законы. и всё. Прокопий Романович (показывает на Петра Петровича пальцем). Этот тоже совещаться? Андрей Иванович . Ведь ты же знаешь, дядя... Пётр Петрович свой человек... Пётр Петрович . Коли вам угодно – я могу уйти. Прокопий Романович . Сиди-сиди! Все сидите... Денег много, на всех хватит... (Кашляет.) Андрей Иванович. Дядя! Прокопий Романович . Или не так что сказал?.. Прошу прощения… По старой памяти – за хозяина себя почитаю…

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010