Согласно первой версии, Никита Романович Захарьин-Юрьев в конце 1540-х годов женился на купеческой дочери Варваре Ивановне Ховриной и получил в приданое этот дом. По другой версии, здесь приобрел дом сам Роман Юрьевич, и он перешел по наследству младшему сыну Никите Романовичу. Третья версия гласит, что Никита Романович просто купил себе владение на Варварке после того, как родовое гнездо близ Тверской опустело. В Знаменском монастыре хранилось предание, что этот дом был построен до рождения будущего патриарха Филарета Никитича, которое относят приблизительно к 1554–1560 годам. Это был большой боярский двор в традициях тех времен, с каменными палатами, хозяйственными службами. Фасад дома и окна выходили на улицу, что было редкостью, а парадное крыльцо находилось со стороны двора. Домовым храмом стала каменная церковь иконы Божией Матери «Знамение», освященная в память пребывания Никиты Романовича наместником Новгородским, с приделом преподобного Никиты Мидикийского по именинам хозяина, который, как известно, основал в Москве женский Никитский монастырь, оставивший имя Большой и Малой Никитским улицам. Дом Никиты Романовича стал не только главным («старшим») домом на Варварке и ее архитектурным центром, но и осадным двором, то есть имел оборонное значение на подступах к Кремлю. Однако жизнь боярина и его сыновей в этом доме была полна драм. В 1571 году двор пострадал в нашествии крымского хана Девлет-Гирея, а в 1580 году на хозяина наложил опалу Иван Грозный. Несколько сотен стрельцов, посланных царем на расправу, мгновенно разорили его дом, а царь лишил его всех поместий, так что Никита Романович остался нищим. Соседний двор на Варварке Иван Грозный подарил англичанам под посольство, и Никита Романович, по преданию, будто бы просил у них на бедность ткани для одежды себе и домочадцам, хотя в добрые времена нанимал у них учителя для обучения латыни своего старшего сына Федора Никитича, будущего патриарха Филарета. Мыкался боярин недолго: Иван Грозный вскоре сменил гнев на милость и перед смертью назначил Никиту Романовича одним из ближайших советников своему сыну Федору – это было первым шагом к грядущим бедам Романовых.

http://pravoslavie.ru/28620.html

«И сколько этих праздников у церковников — не пересчитать, — с раздражением думал Михаил Романович. — То ли дело красные дни гражданского календаря: Новый год, 8 Марта, 1 Мая, 7 Ноября и уж совсем святой, особенно для него, фронтовика, День Победы — вот, пожалуй, и все. А тут каждый месяц по нескольку, с ума можно сойти». Анастасия Матвеевна думала о том, что последнее время ее супруг очень раздражителен; оно понятно: бередят старые фронтовые раны, здоровье его все более ухудшается. Но почему-то больше всего его раздражает то, что она ходит в церковь. Чуть ли не каждый уход ее на службу в храм сопровождается скандалом и руганью. — Миша, закройся, я пошла в храм. — Ну чего, чего ты там потеряла, не можешь, как все нормальные люди посидеть дома с мужем, посмотреть телевизор! — с раздражением на ходу говорил Михаил Романович, чувствуя, как гнев начинает клокотать в его израненной старческой груди. — Мишенька, так, может, нормальные-то люди, наоборот, те, кто в храм Божий ходят, — сказала и, поняв, что перегнула палку, сама испугалась сказанного, но слово не воробей. — Так что, я, по-твоему, ненормальный? — переходя на крик, вознегодовал Михаил Романович. — Да, я — ненормальный, когда на своем истребителе все небо исколесил, но Бога там не увидел. А где был твой Бог, когда фашистские самолеты разбомбили наш санитарный поезд и из пулеметов добивали раненых, которые не могли укрыться и были беззащитны? Почему Бог их не укрыл? Я был ненормальный, когда летел под откос в санитарном вагоне и только чудом остался жив? — Миша, но ведь это чудо Бог совершил, разве ты этого не понял ни тогда, ни сейчас? Удивительное дело, но именно эта вылетевшая у Михаила Романовича фраза «чудом остался жив» вмиг иссушила его раздражение. Негодование куда-то исчезло, и, махнув рукой, уже успокаиваясь, он сказал: — Иди к своим попам, раз тебе нравится, что тебя дурачат. На всенощной Анастасия Матвеевна горячо молилась за Михаила. Несмотря ни на что, мужа своего она сильно любила. Когда приходила в храм, всегда становилась перед иконой Архистратига Михаила и всю службу молилась о том, чтобы Господь просветил ее мужа светом истины. У каждого человека есть какая-то главная мечта его жизни. Такая мечта была и у Анастасии Матвеевны. Она всем сердцем хотела, чтобы настал день, когда они вместе с Мишей под руку пошли бы в церковь к службе. После так же вместе возвращались бы домой. Вдвоем читали бы молитвенные правила перед сном и утром. Этого она желала больше всего на свете.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2287...

Но, весьма оскорбленный его своеволием, Даниил Романович по возвращении домой не только отнял у него права митрополичьи, но даже и совсем лишил его епископского престола. Однако, неудавшееся своеволие Иоасафово все-таки имело своим следствием то, что кафедра митрополии становилась на некоторое время занятою. Устранив с кафедры кандидата самовольного, Даниил мог находить неудобным оставлять ос праздною после бывшего ее занятия, и это-то и могло побудить его к тому, чтобы поспешить избранием кандидата законного. Как бы то ни было, только законного кандидата, некоего Кирилла, Даниил избрал еще до возвращения Батыева из Венгрии, следовательно – не позднее первой половины 1243-го года 4 . Кто такой был этот Кирилл, избранный Даниилом Романовичем в митрополиты Русские, остается неизвестным. Так как мы с уверенностью можем сказать, что оп по был одним из числа епископов области Галичско-волынской, то должно предполагать, что оп был или из игуменов какого-нибудь монастыря области или же и из простых монахов 5 . Даниил Романович избрал кандидата в митрополиты не с тем, чтобы он и поставлен был в самой России; для посвящения кандидат имел отправиться в Грецию к патриарху. Путешествие к патриарху избранный митрополит предпринял не скоро. Вероятно, Даниил Романович не хотел посылать Кирилла на поставление прежде, чем совершенно не устроит своих отношений к Монголам, а это случилось только в конце 1245 – начале 1246-го года, когда он благополучно спутешествовал в Орду к Батыю 6 . Спустя то пли другое непродолжительное время после ордынского путешествия Даниилова, из которого князь возвратился в Феврале – Марте второго указанного года, Кирилл отправился к патриарху в Никею, где этот последний имел тогда пребывание, и возвратился от пего на Русь поставленным митрополитом не позднее 1249-го года 7 . Выдающуюся особенность правления митр. Кирилла против ого домонгольских предшественников составляет то, что он не пребывал постоянно в Киеве на своей кафедре, но оставлял свою митрополичью столицу па более или менее продолжительные времена, если только не большею частью из нее отсутствовал, чтобы жить в других местах.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Но как вышла на пенсию, так зачастила в храм каждое воскресенье, каждый праздник. «И сколько этих праздников у церковников — не пересчитать, — с раздражением думал Михаил Романович. — То ли дело «красные» дни гражданского календаря: Новый год, 8 Марта, 1 Мая, 7 ноября и уж совсем святой, особенно для него, фронтовика, День Победы, вот, пожалуй, и все. А тут каждый месяц по несколько, с ума можно сойти». Анастасия Матвеевна думала о том, что последнее время ее супруг очень раздражителен, оно и понятно: бередят старые фронтовые раны, здоровье его все более ухудшается. Но почему-то больше всего его раздражает то, что она ходит в церковь. Чуть ли не каждый уход ее на службу в храм сопровождается скандалом и руганью. — Миша, закройся, я пошла в храм. — Ну чего, чего ты там потеряла, не можешь, как все нормальные люди, посидеть дома с мужем, посмотреть телевизор, — с раздражением на ходу говорил Михаил Романович, чувствуя, как гнев начинает клокотать в его израненной старческой груди. — Мишенька, так может нормальные-то люди, наоборот, те, кто в храм Божий ходят, — сказала и, поняв, что перегнула палку, сама испугалась сказанного, но слово — не воробей. — Так что, я, по-твоему, ненормальный? — переходя на крик, вознегодовал Михаил Романович. — Да, я — ненормальный, когда на своем истребителе все небо исколесил, но Бога там не увидел. А где был твой Бог, когда фашистские самолеты разбомбили наш санитарный поезд и из пулеметов добивали раненых, которые не могли укрыться и были беззащитны? Почему Бог их не укрыл? Я был ненормальный, когда летел под откос в санитарном вагоне и только чудом остался жив?! — Миша, но ведь это чудо Бог совершил, разве ты этого не понял ни тогда, ни сейчас? Удивительное дело, но именно эта вылетевшая у Михаила Романовича фраза «чудом остался жив» вмиг иссушила его раздражение. Негодование куда-то исчезло и, махнув рукой, уже успокаиваясь, сказал: — Иди к своим попам, раз тебе нравится, что тебя дурачат. За всенощной Анастасия Матвеевна горячо молилась за Михаила, чтобы Бог просветил его разум и сердце.

http://azbyka.ru/fiction/preodolenie-zem...

Юрий Михайлович в 1445 бежал в Москву, а его половина княжества была отдана Ивану Васильевичу Чарторыйскому. Его сын Иван Юрьевич Трубецкой в 1499 году выиграл процесс против Чарторыйского и вернул себе отцовскую половину княжества. В 1500 году он снова бежал в Москву, но с занятием Северской земли московскими войсками в 1503 году вновь вокняжился на своем уделе и правил до смерти в 1520 году. После него уделом правил его внук Симеон-Богдан Александрович до своей смерти в 1543 году, после чего эта ветвь пресеклась. Что же касается до Семёна Михайловича, то у него был сын Иван Семенович (умер до 1499), а у последнего - сыновья, также перешедшие на сторону Москвы и сохранившие свои княжения: Андрей Иванович (умер 1546), Иван Иванович (ум. 1538), Федор Иванович (княжил до 1540, ум. 1541), Семён Иванович - боярин, наместник Косторомы, последний удельный князь Трубчевский, княжил с 1520 до своей смерти в 1566. Князь Андрей имел сыновей: Михаила Андреевича (ум. 1557); Василия Андреевича (ум. 1561, был наместником в Брянске); Никиту Андреевича (был наместником в Белеве). Потомство Андрея Ивановича пресеклось на его внуках: боярах Фёдоре Михайловиче (ум. 1602), известном опричнике и воеводе, и Андрее Васильевиче, члене Семибоярщины (ум. 1612). После их смерти продолжателями рода остались внуки Семёна Ивановича. Семён Иванович, последний владетель Трубчевска, имел четырёх сыновей: Романа Сёменовича; Василия Семёновича; Александра Семёновича; Михаила Семёновича; род Трубецких продолжили сыновья Романа Семёновича - бояре Никита Романович Косой (ум. 1608), опричник и воевода, и Тимофей Романович. Тимофей Романович был отцом известного деятеля Смутного времени Дмитрия Тимофеевича Трубецкого, руководителя Первого ополчения, одного из первоначальных «кандидатов» на Царский Престол в Январе 1613 года, затем наместника Сибирского. Князь Д.Т.Трубецкой умер бездетным (1625), как и его брат Меркурий Тимофеевич, так что представителями Трубецких остались только потомки Никиты Романовича Косого.

http://ruskline.ru/analitika/2011/09/07/...

В потомках его постоянно живо было благочестие. Не говорим здесь о знаменитой дочери его – о святой Евфросинии 492 . Великому родителю подражал в благочестии сын его князь Роман Брянский, а еще более внук его князь Олег Романович. В рукописных святцах читаем: «девятый благоверный князь Олег Романович Брянский, во иноцех Леонтий, преставился в л. 6740 и положен бысть в Петропавловском монастыре». Здесь в означении времени – ошибка. Князь Олег Романович, внук святого князя Михаила, в 1274 году был вместе с отцом своим на войне против Литвы. «По окончании войны, – говорит современник, – из Новгородка Литовского Олег приехал во Владимир (Волынский) к сестре своей (Ольге – Елене Романовне, супруге князя Волынского Владимира). Владимир усердно звал тестя своего к себе. “Государь-батюшка! – говорил он, – приезжай побывать в своем доме и посмотреть на здоровье дочери твоей”. Но Роман отказался. “Сын мой Владимир! – отвечал он: – не могу я отлучиться от моей дружины ратной; я живу в стороне, угрожаемой войною; кто без меня управит моею дружиною? Вот пусть едет вместо меня сын мой Олег”. Они поцеловались, и каждый отправился в свое место». По этому известию видим как в князе Владимире почтительного сына, хотя по другому известию он и стриг бороду, так и в князе Романе – является князь попечительный о своих подданных, жертвующий для долга самым невинным удовольствием 493 . По известию о начале Свенского мона стыря, князь Роман Михайлович – князь благочестивый, и душевные расположения его привлекают на него особенную милость Божию. По этому известию, князь был сильно болен и чудесно исцелился на Свенской горе пред иконою Богоматери. Он тогда же поставил на месте исцеления крест, доселе целый; потом построены им на горе храм и монастырь, а чудотворная икона украшена дорогим окладом 494 . Храброго князя Романа Михайловича видим еще воюющим в 1285 году 495 . Но князя Олега после 1274 года не видим более ни в какой мирской тревоге. В древних синодиках поминали: великого князя Романа старого Чернигова и княгиню Анну и сына его князя Олега Романовича, великого князя Черниговского, Леонтия, оставившего дванадесять тем людей и приимшаго ангельский образ, во иноцех Василия 496 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Увидели они церковнослужителя и спрашивают: " Вы что, в Бога верите? " - " Верю " , - говорит Владыка. - " А мы не верим, - смеются летчики, - так как все небо облетали, Бога так и не видели " . Достает тогда архиепископ Лука удостоверение профессора медицины и говорит: " Я тоже не одну операцию сделал на мозгу человека: вскрываю черепную коробку, вижу под ней мозговой жир, а ума там не вижу. Значит ли это, что ума у человека нет? " - Какой находчивый Владыка, - восхитился Михаил Романович. - А насчет того, что невинные гибнут, это действительно непонятно, если нет веры в бессмертие, а если есть христианская вера, то все понятно. Страдания невинных обретают высший смысл прощения и искупления. В плане вечности Господь каждую слезинку ребенка утрет. Всем Бог воздаст, если не в этой жизни, так в будущей, по заслугам каждого. После исповеди и причащения отец Александр пособоровал Михаила Романовича. После соборования тот признался: - Веришь ли, батюшка, на войне смерти не боялся, в лобовую атаку на фашиста шел, а теперь боюсь умирать, что там ждет - пустота, холодный мрак? Приблизилась эта черта ко мне, а перешагнуть ее страшно, назад еще никто не возвращался. - Страх перед смертью у нас от маловерия, - сказал отец Александр и, распрощавшись, ушел. После его ухода Михаил Романович сказал жене: - Хороший батюшка, наш человек, все понимает. Ободренная этим высказыванием, Анастасия Матвеевна робко сказала: - Мишенька, нам бы с тобой повенчаться, как на поправку пойдешь, а то, говорят, невенчанные на том свете не увидятся. - Ну вот, опять за старое, да куда нам венчаться, это для молодых, засмеют ведь в церкви. Сорок лет прожили невенчанные, а теперь, здрасте, вот мы какие. - Ради меня, Мишенька, если любишь. Пожалуйста. - Любишь-не любишь, - проворчал Михаил Романович. - Еще выздороветь надо. Иди, я устал, подремлю малость. Коли выздоровлю, там видно будет, поговорим. - Правда? - обрадовалась Анастасия Матвеевна. - Обязательно выздоровеешь, быть другого не может, - и, чмокнув мужа в щеку, заботливо прикрыла его одеялом. Произошло действительно чудо, в чем нисколько не сомневалась Анастасия Матвеевна. На следующий день Михаил пошел на поправку. Когда пришел участковый врач, то застал Михаила Романовича пьющим на кухне чай и читающим газету. Померив давление и послушав сердце, подивился: - Крепкий вы народ, фронтовики. Когда Анастасия Матвеевна напомнила мужу о венчании, он отмахнулся: - Погоди, потом решим. Куда торопиться?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1949...

архимандрит Тихон 8 августа 2013 г. Рейтинг: 5.9 Голосов: 17 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Наталья 23 ноября 2013, 00:04 Пусть с опозданием, но все же очень хочу поздравить Вас, Владимир, пожелать Вам мира и спокойствия в семье, достижений и успехов в трудах, здоровья и, конечно же, низко поклониться за Ваш прекрасный журнал " Фома " . Пусть помощь Божия и молитвы всех тех кому Вы дороги поддерживают Вас на Вашем нынешнем поприще. xenia 29 августа 2013, 01:01 Уважаемый Владимир Романович! С днем рождения! Будьте таким же борцом за истину, здоровья вам,сил,любви и Божьего благославления в ваших блаших делах! Молчанием предается Бог, но благодаря таким сподвижникам как вы возраждается нравственность и борьба за чистоту души. Вячеслав 28 августа 2013, 23:10 Уважаемый Владимир Романович! Извините Бога ради, что немножко не в тему(не нашел кому адресовать обращение). Меня очень сильно волнует проблема сбора денежных средств для оказания различной помощи. Очень часто многие люди могли бы оказать помощь в виде перевода электронных денег, но к сожалению реквизитов для этого на вашем сайте не приводится. Прошу Вас, ради Бога, сделайте что-нибудь! Ирина 21 августа 2013, 01:12 Уважаемый Владимир Романович! Примите самые искренние поздравления с юбилеем. Вы - яркий, поразительный пример православного христианина, который, будучи мирянином, по своему служению способен встать в один ряд с подвижниками Русской Церкви. Трудно найти человека, способного ежедневно соединять нелегкие светские труды преподавать, быть успешным в науке и многогранное, многотрудное служение нашей Церкви, которой всегда было непросто, и всегда было непросто её подвижникам. Да поможет Вам Бог! е Эвелина 10 августа 2013, 23:43 Я не знаю Вас, но прочитала поздравление, и понимаю, что Вы хороший человек. Спасибо за труды на благо Церкви и православия. Александр Б. 10 августа 2013, 00:30 Искренне присоединяюсь к поздравлениям архимандрита Тихона! Tatiana 9 августа 2013, 09:38 Присоединяюсь ко всем добрым пожеланиям в Ваш адрес! Укрепи Господь! Милости Божией, утешения и всегда - РАДОВАТЬСЯ!

http://pravoslavie.ru/63307.html

– Папа, у мамы рак печени, уже последняя стадия, врачи сказали – осталось немного. – Что значит «немного»? Точно проверили, может, ошибаются? Чем-то можно помочь? Операцию сделать, в конце концов, – растерянно произнес Михаил Романович. Сын отрицательно покачал головой. – Надо готовиться к худшему, папа. Не знаю, маме говорить или нет? – Что ты, сынок, не надо раньше времени расстраивать, я сам с ней поговорю. Он сел к кухонному столу, обхватил свою седую голову руками и сидел так минут пять, потом решительно встал. – Пойду к ней. Подойдя, сел на краешек кровати, взял нежно за руку. – Что же ты расхворалась, моя верная подруга? Давай поправляйся скорей, Пасха приближается, куличи будем печь, яички красить. – Что сказали врачи, Миша? – прямо посмотрев ему в глаза, спросила она. Михаил Романович суетливо завертел головой. – Ну что-что сказали, надо лечиться, и поправишься. Вон сколько лекарств тебе понавыписывали. – Не ври, Мишенька, ты же не умеешь врать, я и так сама все понимаю. Умирать мне не страшно, надо только подготовиться достойно к смерти, по-христиански. Ты мне отца Александра приведи, пусть исповедует, причастит, да и пособороваться хочу. Так мы с тобой и не повенчались, как пред Богом предстанем? – Милая Настенька, ты выздоравливай, ради Бога, и сразу пойдем венчаться. – Теперь уж, наверное, поздно. Страстная седмица начинается. Затем Светлая, до Фомина воскресенья я не дотяну. Значит, Богом не суждено. Михаил Романович шел в церковь за отцом Александром и про себя бормотал: «Это как же – не суждено? Что значит «не суждено»? Ведь мы как-никак сорок лет прожили!» В церкви, повстречавшись с отцом Александром, договорился, что утром тот подъедет к ним. Поговорил с ним насчет желания венчаться. Отец Александр задумался: – На Страстной однозначно нельзя, на Светлой хоть и не принято по уставу, но исключение можно сделать. – Посмотрел на осунувшегося Михаила Романовича, добавил: – Если будем усердно молиться, она доживет и до Красной горки, я в этом уверен. – Буду, конечно, молиться, только не знаю как.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Владимир Легойда: Ну, вот вы все время говорите про авторитеты, а я все время смиренно… Ксения Собчак: Так это важно, для того чтобы… Владимир Легойда: Я согласен. Ксения Собчак: Да, это такие вопросы просто. Владимир Легойда: Я просто прошу не забывать о том, что Церковь, авторитет Церкви без истины ничего не значит. Ксения Собчак: Владимир Романович, ну вот смотрите. Кому-то интересна истина, а я такой вот человек земной… Владимир Легойда: Вам интересен авторитет. Ксения Собчак: Мне интересен авторитет. Владимир Легойда: Ну, перестаньте. Во-первых, я в это не верю. Ксения Собчак: Подождите. Владимир Легойда: Вам интересен только авторитет. Ксения Собчак: Владимир Романович, в данном разговоре мне, правда, интересно поговорить об ошибках авторитетов Русской Православной Церкви. Вот Вы считаете, они были или нет? Владимир Легойда: Я считаю, что это не ошибки. Ксения Собчак: Что — это? Какие? Владимир Легойда: Я считаю, что есть недостойное поведение христиан, любое недостойное поведение. Ксения Собчак: Кого? Владимир Легойда: Священников отдельных, отдельных христиан. Ксения Собчак: Вы могли бы привести какие-то примеры? Владимир Легойда: Что Вам, пароли, явки, адреса, что ли назвать? Ну, это очень долго. Ксения Собчак: Нет, подождите, смотрите. Вот если… Владимир Легойда: Начиная от Иуды и заканчивая сегодняшним днем. Ксения Собчак: Современность. Вы могли бы привести какие-то примеры, за что, вы считаете, Русская Православная Церковь, может быть, должна принести извинения какие-то? Владимир Легойда: Церковь как Церковь? Ксения Собчак: За своих авторитетов. Владимир Легойда: Может быть, опять мы сейчас немножко о разных вещах говорим? Я опять же не очень понимаю… Вот у нас не было действительно таких эпох, мы говорим о трудных там периодах, да, мы говорим… Если мы говорим о проступке какого-то священника, то такие вещи случаются, к сожалению, не так редко, и Церковь все время эти вещи исправляет. Ксения Собчак: Владимир Романович… Владимир Легойда: Что Вы хотите сказать? Что Церковь должна извиниться? За что?

http://pravmir.ru/vladimir-legojda-v-pro...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010