— Спасибо, Мишенька, я сегодня такая счастливая! Теперь можно спокойно помереть. — А как же я? — растерялся Михаил Романович. — Мы же с тобой повенчанные, нас смерть не разлучит. Я чувствую, что сегодня умру, но ты не скорби, как прочие, не имеющие упования, мы с тобой там встретимся непременно. Ты помнишь, как мы первый раз повстречались? — Конечно, помню: в Доме офицеров, на вечере по случаю Дня Победы, ты еще все с капитаном Кравцовым танцевала, я тебя еле у него отбил. — Дурачок, я как тебя увидела, сразу полюбила, и никакие Кравцовы мне не были нужны. — Настенька, ты знаешь, мне очень стыдно, хоть и прошло много лет, все же совесть напоминает. Встретимся на том свете, говорят, там все откроется, так вот, чтобы для тебя не было неожиданностью, короче, хочу признаться: я ведь тогда с Клавкой, ну, словом, бес попутал… — Я знала, Мишенька, все знала. В то время мне так больно было, так обидно, что жить не хотелось. Но я любила тебя. Вот тогда-то я впервые в церковь пошла. Стала молиться перед иконой Божией Матери, плакать. Меня священник поддержал, сказал, чтобы не разводилась, а молилась за тебя как за заблудшего. Не будем об этом больше вспоминать. Не было этого вовсе, а если было, то не с нами, мы теперь с тобой другие. Михаил Романович наклонился и поцеловал руку супруги: — Тебя любил, только тебя любил, всю жизнь только тебя одну. — Почитай мне, Миша, Священное Писание. — Что из него почитать? — А что откроется, то и почитай. Михаил Романович открыл Новый Завет и начал читать: — Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает… — он вдруг заметил, что супруга перестала дышать и, подняв голову от книги, увидел застывший взгляд его милой жены, устремленный в угол с образами. — Мы скоро увидимся, Настенька, — сказал он, закрывая ей глаза.

http://azbyka.ru/fiction/pobeda-nad-smer...

Таким образом, Романовы-Юрьевы-Захарьины и по свойству и по родству с Государями Московскими преемственно были ближайшими к Царскому роду между боярами и, пользуясь вполне заслуженным доверием Царским, занимали в Государстве Московском первые места. И у Престола Царского, и в делах ратных, и в службах посольских это были, поистине, вернейшие, храбрейшие и усерднейшие слуги Царя и Отечества. Самыми видными представителями рода Романовых в те времена были боярин дворецкий Никита Романович, брат Царицы Анастасии, и его старший сын Феодор Никитич, даровитейший человек своего времени. Преисполненный высокими качествами ума и сердца, он был украшением московского боярства и пользовался большою известностью даже между иноземцами. Оба они, и отец и сын, отличались необыкновенною скромностью и благочестием, а Никита Романович так и звался в народе “печальником опальных”. Царь Иоанн Васильевич настолько ценил заслуги Никиты Романовича, что назначил его, перед своею кончиною, членом Верховной думы при Наследнике Царевиче Феодоре Иоанновиче, с титулом “правителя”. Во второй половине XVI века породнились с Романовыми и с царскою семьею Годуновы: Иван Иванович Годунов женился на боярышне Ирине Никитишне Романовой, племяннице Царицы Анастасии, а Царевич Феодор Иоаннович вступил в брак с Ириной Феодоровной, родной сестрою Бориса Феодоровича Годунова. Но Богу угодно было к царственному служению Родине приуготовить семью Романовых страданиями и тяжким крестным подвигом. Пока жив был Царь Феодор Иоаннович, Годунов наружно старался поддерживать самые дружеские отношения с Романовыми, так что престарелый Никита Романович, обманутый этою дружбою, умирая, поручил ему свою семью. Причем Годунов клялся, что будет заботиться о его сиротах, как о своих детях, а когда сам Борис сделался Царем, то решил одним ударом отделаться от всех Романовых. Их оклеветали в злом умысле против Бориса, и боярин Феодор Никитич и его супруга были разлучены и насильственно пострижены в монашество, а братья Феодора – Василий, Александр, Михаил и Иван Никитичи – сосланы были в далекие пределы Северного края, где трое из них, после тягостного года ссылки, были умерщвлены жестокими стражами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

— Папа, у мамы рак печени, уже последняя стадия, врачи сказали, осталось немного. — Что значит немного? Точно проверили, может, ошибаются? Чем-то можно помочь? Операцию сделать, в конце концов, — растерянно произнес Михаил Романович. Сын отрицательно покачал головой: — Надо готовиться к худшему, папа. Не знаю, маме говорить или нет? — Что ты, сынок, не надо раньше времени расстраивать, я сам с ней поговорю. Он опустился на стул возле кухонного стола, обхватил свою седую голову руками и сидел так минут пять, потом решительно встал: — Пойду к ней. Подойдя, сел на краешек кровати, взял нежно за руку:, — Что же ты расхворалась, моя верная подруга? Давай поправляйся скорей, Пасха приближается, куличи будем, печь, яички красить. — Что сказали врачи, Миша? — прямо посмотрев ему в глаза, спросила она. Михаил Романович суетливо завертел головой: — Ну что-что сказали… Надо лечиться — и поправишься. Вон сколько лекарств тебе понавыписывали. — Не ври, Мишенька, ты же не умеешь врать, я и так сама все понимаю. Умирать мне не страшно, надо только подготовиться достойно к смерти, по-христиански. Ты мне отца Александра приведи, поисповедует, причастит, да и пособороваться нужно. Так мы с тобой и не повенчались — как пред Богом предстанем? — Милая Настенька, ты выздоравливай ради Бога, и сразу пойдем венчаться. — Теперь уж, наверное, поздно. Страстная седмица начинается. Затем Светлая, до Фомина воскресенья я не дотяну. Значит, Богом не суждено. Михаил Романович шел в церковь и про себя бормотал: — Это как же не суждено? Что значит: не суждено? Ведь мы как-никак сорок лет прожили. В церкви, повстречавшись с отцом Александром, условились, что утром он подъедет к ним. Поговорил с батюшкой и насчет венчания. Отец Александр сказал задумчиво: — На Страстной однозначно нельзя, на Светлой, хоть и не принято по уставу, но исключение можно сделать, — посмотрел на осунувшегося Михаила Романовича, добавил: — Если будем усердно молиться, она доживет и до Красной горки, я в этом уверен. — Буду, конечно, молиться, только не знаю, как. Отец Александр подвел его к иконе Михаила Архангела:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2287...

— Когда же потом? Скоро Великий пост, тогда венчаться аж до Красной горки нельзя. — Сказал потом, значит, потом, — с ноткой раздражения в голосе ответил он. Пробовала еще несколько раз заводить разговор о венчании, но, почувствовав, что нарывается на скандал, сразу умолкала. Так и наступило Прощеное воскресение, и начался Великий пост. Анастасия Матвеевна старалась не пропускать ни одной службы, в первую неделю ходила вообще каждый день. Потом стала недомогать, снова, как раньше, появились сильные боли в правом боку. А к концу поста вовсе разболелась и слегла. Сын Игорь свозил ее в поликлинику, оттуда направили на обследование в онкологию. Когда они вернулись, Игорь отвел отца в сторону: — Папа, у мамы рак печени, уже последняя стадия, врачи сказали: осталось немного. — Что значит: немного? Точно проверили, может, ошибаются? Чем-то можно помочь? Операцию сделать, в конце концов, — растерянно произнес Михаил Романович. Сын отрицательно покачал головой. — Надо готовиться к худшему, папа. Не знаю, маме говорить или нет? -Что ты, сынок, не надо раньше времени расстраивать, я сам с ней поговорю. Он сел к кухонному столу, обхватил свою седую голову руками и сидел так минут пять, потом решительно встал. — Пойду к ней. Подойдя, сел на краешек кровати, взял нежно за руку. — Что же ты расхворалась, моя верная подруга? Давай поправляйся скорей. Пасха приближается, куличи будем печь, яички красить. — Что сказали врачи, Миша? — прямо посмотрев ему в глаза, спросила она. Михаил Романович суетливо завертел головой. — Ну что-что сказали, надо лечиться и поправишься. Вон сколько лекарств тебе понавыписывали. — Не ври, Мишенька, ты же не умеешь врать, я и так сама все понимаю. Умирать мне не страшно, надо только подготовиться достойно к смерти, по-христиански. Ты мне отца Александра приведи, пусть исповедует, причастит, да и пособороваться хочу. Так мы с тобой и не повенчались, как пред Богом предстанем? — Милая Настенька, ты выздоравливай, ради Бога, и сразу пойдем венчаться. — Теперь уж, наверное, поздно. Страстная седмица начинается. Затем Светлая, до Фомина воскресенья я не дотяну. Значит, Богом не суждено.

http://pravmir.ru/pobeda-nad-smertyu/

Вопрос о надстройке здания колокольней встал в процессе строительства. Вот почему для окончания работ потребовалось еще почти три года. Семен Романович поначалу хотел перевезти в Мурино тело жены, поэтому торопил со строительством церкви. Но Екатерина Алексеевна была похоронена в Венеции, в греческой церкви св. Георгия, а в Муринской церкви никаких захоронений никогда не производилось. В 1790 г. (14 февраля) Александр Романович Воронцов сообщил митрополиту Санкт-Петербургскому Гавриилу о готовности церкви и в этом же году она была освящена. " ... в мызе Мурино каменная церковь мною сего же февраля 17-го числа освящена, о чем Санкт-Петербургской духовной консистории сим почтительнейше и репортую " . В 1917 г. усадьба Мурино была национализирована советской властью. Владельцы усадьбы эмигрировали. Трудные годы храма В 1922 г. из церкви были изъяты ценности, запечатаны и доставлены в уездную комиссию по Муринской волости. (Из протокола заседания уездного комитета по изъятию церковных ценностей от 12.06.1922 г.). В 1938 г. 3 мая, в Радоницу, было последнее богослужение перед закрытием церкви. Настоятель прот. Илья (Илья Васильевич Попов) был переведен в Александро-Невскую церковь в Шувалово. Вскоре исчезли архив церкви и ее иконы. 22 июля 1941 г. Исполком Парголовского Райсовета принимает решение о ликвидации Екатерининской церкви в с. Мурино с использованием здания под клуб. В военные годы здание служило наблюдательным пунктом и временным убежищем. Война пощадила храм - уникальный памятник архитектуры. Первыми арендаторами здания в послевоенные годы были Парголовская контора " Заготпункт " и Муринское сельпо, превратившие усыпальницу в склад соли, а алтарь - в место хранения моркови. В 1968 г. Всеволожский райисполком принимает решение " О снятии с учета и сносе памятника архитектуры XVIII в. в селе Мурино " . Промыслом Божиим и заступничеством честных и добрых людей снос церкви не состоялся. В 70-е гг. новым арендатором непорушенной церкви стал Худфонд РСФСР, который разместил в ней Экспериментальный скульптурно-производственный комбинат. В результате было полностью утрачено внутреннее убранство храма вплоть до штукатурки, но зато появилась 10-метровая скульптура хоккеиста, занимавшая весь объем церкви. За сохранение храма как памятника архитектуры XVIII в. боролись многие организации. В 1986-87 гг. началась добровольная помощь членов объединения " Мир " , которые проводили субботники по уборке территории, починили кровлю, осуществили " вынос " скульптуры хоккеиста.

http://sobory.ru/article/?object=00557

Проректор, инспектор, а затем ректор Московской духовной академии. Савченко Сергей Романович (1904–1966), один из руководителей органов государственной безопасности, генерал-лейтенант. В 1943–1949 гг. – нарком-министр госбезопасности Украинской ССР. Серапион (Шевалеевский Владимир Макарович) (1873–1937), епископ. Родился в семье священника. Окончил Казанскую духовную академию (1898). Иерей (1905), протоиерей (1913–1928). Член Священного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 годов. Епископ Моршанский, викарий Тамбовской епархии (1928–1933), Арзамасский, викарий Горьковской епархии (1933–1934). Арестован в марте 1934 года, приговорен к 5 годам ссылки в Севкрай. Находился в ссылке в Усть-Сысольске (Сыктывкар) Коми АССР. Арестован в феврале 1937 года. Тройкой при УНКВД Коми АССР в сентябре 1937 года приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 15 сентября 1937 года. Серафим (Ляде Карл Георг Альберт, в крещении Серафим) (1883–1950), митрополит. Родился в немецкой протестантской семье. В 1904 г. перешел в православие. Окончил Санкт-Петербургскую духовную семинарию (1907) и Московскую духовную академию (1916) со степенью кандидата богословия. Священник (1907), служил в Новоградволынском соборе Волынской епархии, затем служил на приходах в Харьковской епархии. Преподавал немецкий язык в Харьковской духовной семинарии. Полковой священник в Белой армии (1919–1920). После вдовства принял монашеский постриг и был хиротонисан обновленцами в Харькове во епископа обновленческим митрополитом Пименом (Пеговым), вошел в состав обновленческого Синода Украины. Епископ Змиевский, Ахтырский (1927). В 1930 г. выслан из СССР, вернулся в Германию. Принес покаяние и поличному разрешению митрополита Антония (Храповицкого) был принят в состав Русской Православной Церкви Заграницей в сущем сане. В 1938 г. возглавил Германскую епархию. Архиепископ Берлинский и Германский (1939). Митрополит (1942). С 1942 г. возглавлял Средне-Европейский митрополичий округ РПЗЦ. Серафим (Шахмуть Семен Романович) (1901–1946), архимандрит, преподобномученик.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В период, когда в России открывается много церквей, в которых служат молодые священники, им будет полезна эта книга. В ней отражен 40-летний практический опыт служения в сане священника о. Ростислава. Возможно, что за этот срок что-то и устарело, что-то покажется наивным, но суть вопроса считаю актуальной. «Кадровый вопрос» в нашей Русской Православной Церкви как никогда стоит остро. Нам нужны грамотные священники, способные вести за собой народ личным примером. Лозинский Ростислав Романович родился 29 января 1912 года в г. Пскове. Окончил богословский факультет Юрьевского (Тартуского) университета. Рукоположен в сан иерея в 1934 году и назначен настоятелем Свято-Троицкой церкви г. Нарва (Ивангород). В годы Великой Отечественной войны служил в приходах г. Таллина и Тарту (13 лет). В 1957 году передал приход в Тарту о. Алексею Ридигеру (будущему Патриарху Алексию II). Далее он служил в храмах Ивановской (1957–1960) и Костромской (1960–1968) епархий. Последние 25 лет своей земной жизни он служил в Тульской епархии (настоятель храма Святых 12 Апостолов). Выйдя за штат, он продолжил вести большую общественную работу по сохранению культурного наследия Тульской области. Являлся инициатором и духовным руководителем общественного движения «Тульский некрополь». Научную работу совмещал с пастырскими заботами. В 1961 году закончил Московскую Духовную Академию, защитил магистерскую и докторскую диссертации. В 1989 году ему присвоена степень доктора богословия. Награжден тремя крестами с украшениями, митрой, орденами преподобного Сергия Радонежского 2 и 3 степени, святого преподобного князя Даниила Московского. Присвоено звание «Почетный гражданин города Тулы», лауреат премии «За большой вклад в возрождение культуры и нравственности». Умер в 1994 году. Похоронен в Туле у стен храма «Св. 12 Апостолов». Заслуженный врач РФ Б. Р. Лозинский Ярославль – Тула 2011 г. Протоиерей Ростислав Романович Лозинский Доктор Богословия Пастырь на приходе (вопросы пастырской практики) Читать далее Источник: Пастырь на приходе (вопросы пастырской практики). 1934-1974 Ивангород – Тула./Р.Р. Лозинский. – Ярославль : Тип. " Канцлер " , 2011. – 336 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

1. митрополит  Крутицкий и Коломенский ЮВЕНАЛИЙ — председатель 2. ЧАПНИН Сергей Валерьевич — секретарь 3. епископ Бакинский  и Прикаспийский АЛЕКСАНДР 4. епископ Зарайский МЕРКУРИЙ 5. епископ Бельцкий и Фэлештский МАРКЕЛЛ 6. епископ Бобруйский и Быховский СЕРАФИМ 7. епископ Переяслав-Хмелницкий АЛЕКСАНДР 8. игумен ФИЛАРЕТ (Булеков) 9. игумен ФИЛИПП (Рябых) 10. игумен ФИЛИПП (Симонов) 11. протоиерей Александр АБРАМОВ 12. протоиерей Александр БАЛЫБЕРДИН 13. протоиерей Антоний ИЛЬИН 14. протоиерей Георгий КОВАЛЕНКО 15. протоиерей Максим МАКСИМОВ 16. протоиерей Всеволод ЧАПЛИН 17. игумения СЕРАФИМА (Шевчик) 18. АВЕРЬЯНОВ Виталий Владимирович 19. ДЕРКАЧ Андрей Леонидович 20. ГАНИЧЕВ Валерий Николаевич 21. ГОРБАЛЬ Василий Михайлович 22. ЗУБОВ Андрей Борисович 23. КАРПОВ Сергей Павлович 24. КИРИЛЛИН Владимир Михайлович 25. КРАВЕЦ Сергей Леонидович 26. ЛЕБЕДЕВ Валентин Владимирович 27. ЛЕГОЙДА Владимир Романович 28. НАРОЧНИЦКАЯ Наталья Алексеевна 29. НЕЛЮБОВА Маргарита Борисовна 30. РУДОВ Сергей Юрьевич 31. СЛАДКОВ Дмитрий Владимирович Комиссия  по вопросам противодействия  церковным расколам и их преодоления: 1. митрополит  Киевский и всея Украины ВЛАДИМИР — председатель 2. архиепископ Волоколамский ИЛАРИОН — заместитель председателя 3. протоиерей Николай БАЛАШОВ — секретарь 4. митрополит  Одесский и Измаильский АГАФАНГЕЛ 5. митрополит Рижский и всея Латвии АЛЕКСАНДР 6. архиепископ Новосибирский и Бердский ТИХОН 7. архиепископ Белгородский и Старооскольский ИОАНН 8. архиепископ Белоцерковский и Богуславский МИТРОФАН 9. епископ Бельцкий и Фэлештский МАРКЕЛЛ 10. епископ Переяслав-Хмельницкий АЛЕКСАНДР 11. архимандрит КИРИЛЛ (Говорун) 12. игумен СЕРАПИОН (Митько) 13. протоиерей Александр ЛЕБЕДЕВ 14. протоиерей Андрей НОВИКОВ 15. священник Иоанн МИРОЛЮБОВ 16. диакон Максим ПЛЯКИН 17. КИПШИДЗЕ Вахтанг Владимирович 18. ЛЕГОЙДА Владимир Романович 19. МАКСИМОВ Юрий Валерьевич 20. МАЛЕР Аркадий Маркович 21. ОРЛОВА Екатерина Петровна 22. СВЕТОЗАРСКИЙ Алексей Константинович Комиссия  по вопросам отношения  к инославию и  другим религиям:

http://pravmir.ru/kto-vojdet-v-komissii-...

Баронесса Юлия Романовна, за Вильгельмом-Густавом Самсон ф. Гиммельштиерна Барон Фёдор Фёдорович, рождение 1798, ротмистр † во время турецкой войны 1829 года; женат на Надежде Городецкой Барон Егор Фёдорович, рождение 1800 (он известен, в русской словесности, своими стихотворениями) Барон Александр Фёдорович, майор, рождение 1809; женат на Софие Веревкиной Барон Юлий Фёдорович, рождение 1813; женат на Любови Фокиной Баронесса Юлия Фёдоровна, за Егором Скуратовым Баронесса Аделаида Фёдоровна Баронесса Наталия Фёдоровна, за Николаем Гине Баронесса Ольга Романовна, за полковником Максимовичем Баронесса Александра Романовна, за Николаем Дитмаром Баронесса София Романовна, за Коншиным Барон Владислав Иванович, рождение 1829 Баронесса Эмилия Ивановна Барон Роман Романович, статский советник и эстляндский вице- губернатор, рождение 1790; женат на Елисавете Сулхановой Барон Эдуард Романович, инженер-полковник, рождение 1795 Баронесса Анна Романовна Граф Фридрих-Даниил, шведский полковник, бывший командир сканийского драгунского полка, рождение 1785; женат на Шарлотте Нордлинк Граф Густав-Роберт, шведский каммергер, рождение 1788 † 1841; женат на баронессе Каролине-Беатриксе Лагерштреле Граф Карл-Аксель, шведский полковник и каммергер, рождение 1790 † 1841; женат на Христине-Луизе Аспелин Граф Магнус, шведский генерал-адъютант и каммергер, рождение 1792 Граф Адольф-Евгений, подполковник в шведском флоте, рождение 1797 Граф Рейнгольда, ротмистр и адъютант Е. В. Короля Шведского, рождение 1804 Графиня София-Мария, за шведским генерал-адъютантом, графом Кронгиельмом Графиня Юлия-Шарлотта, за Иоанном ф. Экёстрем Графиня Эвва-Ульрика Графиня Марианна-Беатрикса, за шведским полковником Бюренштальмом Графиня Гедвига, за Францом ф. Таррах, бывшим прусским посланником в Стокгольме Граф Густав-Фридрих, рождение 1803, гофмаршал двора Е. В. вдовствующей Королевы Шведской; женат на графине Софие-Луизе-Августине Пипер Граф Роберт-Аксель, рождение 1807, гофмаршал двора Е. К. В. Наследного Принца Шведского

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Конечно, он громко восхвалял Екатерину, Павла и Александра как полновластных земных богов — и потихоньку составлял проект Российской конституции, призванной ограничить их «божественное» полновластие. Однако трудно ли понять, что двигало им не только честолюбие, не только сословная солидарность, не только трезвый расчет. И что была во всех его разнообразных жестах, от поэтического ласкательства до политической дерзости, своеобразная логика отчаянного державолюбия, столь созвучная говорящей фамилии. Когда, после отставки, у Державина появится свободное время и он сядет за мемуары, — то в строе первой же фразы запечатлит свое иерархически-стройное видение мира и представление о месте человека в этом мире. «Бывший статс-секретарь при Императрице Екатерине Второй, сенатор и коммерц-коллегии президент, потом при Императоре Павле член Верховного совета и государственный казначей, а при Императоре Александре министр юстиции, действительный тайный советник и разных орденов кавалер, Гавриил Романович Державин родился в Казани от благородных родителей в 1743 году июля 3 числа». Говоря строго, июля 3го числа появился на свет не статс-секретарь, не президент, не казначей, не кавалер и даже не Гаврила Романович, а крохотный младенец, безымянное счастье родителей и предмет акушерских тревог. Но Державин не то чтобы равняет себя, казанского дворянина, с царем, не то чтобы толкует о своей предызбранности на государственное поприще; он просто не хочет поступаться главным. И начинает с итога, со списка должностей. Ибо как человек есть то, что из него в конце концов вышло, так должности суть поручения Российской Державы, Российская Держава — царство торжествующей справедливости и результат государственного творчества множества поколений русских людей, а награды — не что иное, как знаки государевой признательности за честно исполненный долг, с которым должность недаром состоит в корневом родстве. Долг — перед кем? Перед Богом, перед Законом, перед Отечеством, перед царем. Именно в таком порядке, именно в такой соподчиненности, не иначе.

http://azbyka.ru/fiction/aleksandr-i/?fu...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010