М.И. Вострышев Холмская Русь В ненастный весенний день 1892 года поезд подъезжал к уездному городу Холму Люблинской губернии Царства Польского 5 . Около окна стоял молодой иеромонах Тихон, назначенный определением Святейшего Синода от 17 марта 1892 года инспектором Холмской духовной семинарии. Холмская земля в древности называлась Червонной Русью (по городу Нервен, уничтоженному иноземными захватчиками), и ее границы простирались в глубину польских губерний – Радомской, Петроковской, Келецкой, Плоцкой. Здесь жили славянские народы – бужане, волыняне, дулебы, хорваты. Еще в 907 году они предприняли с русским князем Олегом поход на Царьград. Со времен равноапостольного князя Владимира эти земли становятся уделом князей его рода. Особенно заботился о духовном окормлении и благосостоянии Холмской Руси владимиро – волынский князь Даниил Романович. Он и учредил в 1235 году особую Холмскую епархию. Но далекую западную окраину, прижавшуюся тонкой полоской к реке Бугу, зачастую забывали даже почесть за русский край. Холмщина, никем не понятая и не поддержанная, изнемогла в неравной борьбе с воинственными соседями и, наконец, была полностью покорена поляками. Лишь к 1795 году (третьему разделу Польши) Россия вернула себе Западный край. A 11 мая 1875 года было провозглашено воссоединение холмских греко – униатов с Православной Церковью . ...Туман надежно спрятал от взора молодого иеромонаха древнерусский город. И вдруг сквозь тучи прорвался луч света, озарил Холм с его дивной святою горою, на которой возвышался кафедральный собор. Здесь, в иконостасе над Царскими вратами, сияла величайшая святыня края – чудотворная Холмская икона Божией Матери, написанная, по преданию, евангелистом Лукой. Позади осталась Псковская земля, родители, товарищи. Впереди – чужой город, чужие люди. Но внезапный луч света помог справиться с унынием, навеянным воспоминаниями о покинутой родине, ощутить радость от предстоящей встречи с многотрудной работой во славу Господа. – Под Твою милость прибегаю, Богородице Дево.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Житие Благоверного князя Романа Брянского (память 20 сентября/3 октября, в Соборе Брянских Святых) Великий князь Роман Старый, сын Святого князя Михаила Всеволодовича, мученика и исповедника, княжил в Чернигове, как полагают, после Всеволода (Лаврентия) Ярополковича. Он и сын его Олег Романович упоминаются в Волынской летописи несколько раз, но не как Черниговские, а как Брянские (или Дебрянские) князья. Впервые князь Роман упоминается в Ипатьевской летописи в связи с походом на его владения литовского князя Миндовга. Как раз в это время " бысть свадьба у Романа у князя у Бряньского и поча отдавати милую свою дочечь именем Олгу за Владимира князя сына Василкова внука великого князя Романа Галицкого " . Узнав о внезапном нападении литовцев, Роман Михайлович прямо со свадебного пира отправился навстречу врагам. Битва произошла где-то северо-западнее Брянска. Роман Михайлович " показа мужество свое " , был ранен, но наголову разгромил литовцев и " приеха в Бряньск с победою и честию великою " . Свадебный  пир был продолжен, а затем княгиню Ольгу отправили в Волынское княжество. Сопровождал ее старший сын Романа Михаил со многими боярами. В 1274 году Меньгу-Тимерь дал князю Галицкому Льву в помощь против литовцев всех заднепровских князей, в том числе Брянских правителей - князя Романа с сыном Олегом. В том же году Олег Романович ездил во Владимир-Волынский к сестре своей. Последнее известие о Романе Михайловиче встречаем в 1288 году, в сказании о явлении Свенской (Печерской) иконы Божией Матери и о начале Брянского Свенского монастыря. " В лето 6796 (1288), - так повествует сказание, - Благоверный Великий князь Черниговский Роман Михайлович, будучи в своей вотчине во граде Брянске, по Божиему изволению ослеп очами, и, слышав о чудесах исцеления, случавшихся от образа Пресвятой Богородицы Печерской и от великих чудотворцев Антония и Феодосия Печерских Киевских, послал гонца своего в тот Печерский монастырь с милостынею и прошением об отпуске той чудотворной иконы к нему в город Брянск, для испрошения от нее исцеления " . Древний же список Свенской чудотворной иконы, с изображением в лицах явленных чудес от нее поясняет, что великий князь Роман Михайлович Брянский послал в Киев вместе со священниками и " архимандрита Петровского " (Брянского Петро-Павловского монастыря).

http://sedmitza.ru/text/1526806.html

Брянск. Петро-Павловский женский монастырь. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Сортировка: Карта и ближайшие объекты Церковь Введения расположена в нагорной части Брянска над крутым обрывом, обращенным к пойме Десны, играет важную роль в городской панораме. Единственный сохранившийся памятник древнего Петропавловского (Петровского) монастыря, основанного еще во 2-й пол. XIII в. брянским князем Олегом Романовичем, похороненным здесь же около 1300 г. Возведена как соборный храм в 1702 г. на средства брянских помещиков Ф.Е. и П.Е. Саловых вместо прежней деревянной церкви. В 1814-17 г.г. перестроены западное и северное крыльца; в 1826 г. тесовые кровли заменены железными; в 1832 г. к северному входу пристроен четырехколонный портик. В 1930 г. разобраны главы храма и колокольня, позднее с запада сделана пристройка. В настоящее время памятник отреставрирован (архитектор В.Н. Городков). Характерная для архитектуры Брянска рубежа XVII-XVIII в.в. церковь, формы которой еще тяготеют к стилю предшествующей эпохи. Относится к традиционному для XVII в. типу бесстолпного храма с трехчастным продольно-осевым построением и шатровой колокольней. В композиции господствует массивный кубический основной объем в два яруса с поясом декоративных закомар, завершенный пятью главами. Тяжеловесный алтарь имеет три слабо выраженных закругления апсид. Обширная прямоугольная трапезная с западной стороны заканчивается большой закрытой папертью, над которой возвышается колокольня. Кирпичный декор фасадов в целом повторяет московские образцы XVII в. В интерьере храма доминирует основное помещение, перекрытое сомкнутым сводом. Алтарь имеет лотковый свод, трапезная - полулотковый с распалубками над проемами, а разделенная продольными стенами на три помещения паперть - крестовый и коробовые своды. Первоначальные позднеакадемические по манере росписи основного объема выполнены в конце XVII в., поновлены масляными красками во 2-й пол. XX в.; тогда же полностью переписана живопись трапезной и алтаря. Колористическая гамма выдержана в темных холодных тонах - зеленоватых, серо-синих и глухих красных. Иконографическая программа включает такие распространенные в монументальной живописи XIX в. сцены, как " Нагорная проповедь " на западной стене, " Вход в Иерусалим " на южной и " Поклонение волхвов " на северной. Сборные иконостасы XIX-XX вв. типичны для провинциальных храмов. Иконы написаны во 2-й половине XX в. В довольно архаичных для конца XIX в. декоративных деталях главного иконостаса (головки ангелов и накладная резьба местного яруса) прослеживается отдаленное влияние позднего классицизма. Сохранилось паникадило XIX в.

http://sobory.ru/article/?object=00656

Рекордные 15 тысяч человек собрал фестиваль «Православие и спорт» в Коломенском Москва, 4 июня 2019 г.      15 тысяч человек стали гостями 7-го культурно-спортивного праздника " Православие и спорт " , который прошел в субботу 1 июня в московском музее-заповеднике " Коломенское " по благословлению Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, , сообщает пресс-служба организаторов – Движения «Сорок Сороков» . Такая посещаемость  стала рекордной за все годы проведения фестиваля. Праздник собрал именитых спортсменов и участников, которые провели бесплатные мастер-классы и выступления для всех желающих, а завершился уже поздно вечером концертом с участием известных артистов – группы «Калинов мост», «Ярилов зной», Ромы Жигана и других. В ходе праздника состоялись традиционный марафон на пять профильных дистанций, работали  фестивальные площадки на любой вкус и для участников любого возраста: от городошного спорта и ремесленных мастер-классов и до современного мечевого боя и конкурса «Стенка на стенку».      В  конференц-зоне фестиваля в формате дружеского диалога состоялись встречи посетителей с известными представителями российского духовенства и миссионерами: протоиереями Андреем Ткачевым, Дмитрием Рощиным, Олегом Стеняевым, а также председателем Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимиром Романовичем Легойдой.      На фестивале в этом году была представлена масштабная зона единоборств, состоящая из четырех площадок — по боксу, смешанному стилю единоборств (ММА), грэпплингу и вольной борьбе. На всех площадках в течение фестиваля проводились мастер-классы от известных спортсменов. Среди гостей праздника были чемпионы России по боксу Владимир Носов и Давид Арустамян, обладатель титула «Самый сильный человек России Михаил Кокляев, победитель всероссийских и международных соревнований по силовому экстриму Сергей Буганов. Фото с сайта и страницы в «ВКонтакте» Движения «Сорок Сороков» 4 июня 2019 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Православный календарь на каждый день. Новые книги издательства «Вольный странник». Анонсы предстоящих мероприятий. Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/121599.html

Ю.Е. Букатина. http://pravoslavnaya.academic.ru/3318 Брянский Петропавловский монастырь - один из древнейших в Брянской области. Основание его приходится на 1280-й год. Первые деревянные постройки обители до нашего времени конечно же не сохранились, уцелела лишь церковь Введения, основанная Олегом Брянским, вторым сыном князя Романа Михайловича, одним из крупнейших правителей своего времени и покровителя земли Брянской. Как и повсюду на Руси, Петропавловский монастырь строился не сразу. Веками утверждалась и его экономическая мощь. К середине XVIII века обители принадлежали сёла Городище, Полпино, Дорожово, немалые земельные наделы внутри города. Монастырь имел свои мельницы, сушила, конюшни, кузницы, кожевни. Но указом императрицы Екатерины II в 1764 году все угодья и вотчины у монастыря были отобраны, а сам он упразднён. В 1830 году император Николай I утвердил предложение о переводе штата Петропавловского монастыря в Елец. Однако по ходатайству Брянского городского общества и местных купцов Ивана и Козьмы Семыкиных, пожертвовавших средства на восстановление монастыря для вдов, девиц и сирот, в 1833 году император разрешил восстановить его и разместить в нём монахинь на правах общежития. Позже начались работы по укреплению и дальнейшему строительству обители. В начале ХХ века братья Могилевцевы устроили в нём водопровод. Венцом работ по его прокладке стало возведение колодца-фонтана со скульптурой Самсона. Последней монастырской постройкой стала больница. Во время Первой мировой войны в ней был устроен госпиталь для раненых солдат и офицеров. К 1917 году в обители было два храма, семь каменных корпусов и 30 деревянных флигелей-келий. Однако к концу XIX века имя Олега Романовича оказалось почти забытым. Импульс к его общероссийскому почитанию дал великий князь Константин Константинович. Он не только назвал одного из своих сыновей редким в то время именем Олег, но и пожертвовал Петропавловскому монастырю икону святого благоверного князя Олега Брянского с серебряной позолоченной лампадою и четыре билета по 150 рублей. Проценты с этих билетов поступали на елей для неугасимой лампады перед святым образом.

http://sobory.ru/article/?object=07767

Когда собрались все полки русские и половецкие, то Мстислав Удалой с 1000 человек перешел Днепр, ударил на татарских сторожей и обратил их в бегство; татары хотели скрыться в половецком кургане, но и тут им не было помощи, не удалось им спрятать и воеводу своего Гемябека; русские нашли его и выдали половцам на смерть. Услыхав о разбитии неприятельских сторожей, все русские князья переправились за Днепр, и вот им дали знать, что пришли татары осматривать русские лодки; Даниил Романович с другими князьями и воеводами сел тотчас на коня и поскакал посмотреть новых врагов; каждый судил об них по-своему: одни говорили, что они хорошие стрельцы, другие, что хуже и половцев, но галицкий воевода Юрий Домамерич утверждал, что татары – добрые ратники. Когда Даниил с товарищами возвратились с этими вестями о татарах, то молодые князья стали говорить старым: «Нечего здесь стоять, пойдем на них». Старшие послушались, и все полки русские перешли Днепр; стрельцы русские встретили татар на половецком поле, победили их, гнали далеко в степи, отняли стада, с которыми и возвратились назад к полкам своим. Отсюда восемь дней шло войско до реки Калки, где было новое дело с татарскими сторожами, после которого татары отъехали прочь, а Мстислав галицкий велел Даниилу Романовичу с некоторыми полками перейти реку, за ними перешло и остальное войско и расположилось станом, пославши в сторожах Яруна с половцами. Удалой выехал также из стана, посмотрел на татар, возвратившись, велел поскорее вооружаться своим полкам, тогда как другие два Мстислава сидели спокойно в стане, ничего не зная: Удалой не сказал им ни слова из зависти, потому что, говорит летописец, между ними была большая распря. Битва началась 16 июня; Даниил Романович выехал наперед, первый схватился с татарами, получил рану в грудь, но не чувствовал ее по молодости и пылу: ему было тогда 18 лет и был он очень силен, смел и храбр, от головы до ног не было на нем порока. Увидавши Даниила в опасности, дядя его Мстислав Немой луцкий бросился к нему на выручку; уже татары обратили тыл перед Даниилом с одной стороны и пред Олегом курским – с другой, когда половцы и здесь, как почти везде, побежали пред врагами и потоптали станы русских князей, которые, по милости Мстислава Удалого, не успели еще ополчиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Мы видели, что Мстислав Удалой в 1214 году, выгнавши из Киева Всеволода Чермного, посадил на его место старшего между Ростиславовыми внуками Мстислава Романовича, который и сидел на старшем столе до 1224 года; по смерти Романовича Киев достался по очереди старшему по нем двоюродному брату Владимиру Рюриковичу. В Чернигове по смерти Всеволода Чермного княжил брат его Мстислав, а по смерти последнего в 1224 году – племянник его, сын Всеволода Чермного Михаил, которого мы видели действующим в Новгороде, но занял ли Михаил Чернигов тотчас по смерти Мстислава, трудно решить утвердительно, ибо как-то странно, что в 1224 году он решился променять Чернигов на Новгород; верно одно, что Михаил не мог утвердиться в Чернигове без борьбы с дядею своим Олегом курским; неизвестно, чем бы кончилась эта борьба, если бы на помощь к Михаилу не явился сильный союзник, зять его, князь суздальский Юрий с двумя племянниками Константиновичами (1226 г.); разумеется, курский князь не мог противиться соединенным силам суздальского и черниговского князей и должен был уступить права свои племяннику; в летописи сказано, что Юрий помирил их с помощию митрополита Кирилла; так северному князю удалось нарушить старину и на юге еще при жизни Мстислава Удалого. Племя Ольговичей было многочисленно: летопись упоминает о князьях козельских, трубчевских, путивльских, рыльских. Старшие Юрьевичи суздальские, уступая Киев следующим после них по племенному старшинству Мстиславичам, удерживают Переяславль для своих младших Юрьевичей, которые соответствуют по старшинству Мстиславичам, сидящим в Киеве. Мы видели, как сын Всеволода, Ярослав, был изгнан из Переяславля Всеволодом Чермным в 1207 году, после чего Переяславль одно время был за Ростиславичами, но в 1213 году Всеволодовичи послали туда младшего брата своего Владимира, который было засел на время в Москве, взятый в плен половцами в 1215 году и освободившись из плена в 1218 г., Владимир отправился с братьями на север, где получил от них Стародуб и некоторые другие волости, и умер в 1227 году; в этом же самом году Юрий Всеволодович отправил в Переяславль на стол племянника своего Всеволода Константиновича; кто же сидел здесь во время плена Владимирова и пребывания его на севере – неизвестно; но Всеволод Константинович не пробыл и года в Переяславле, куда на его место Юрий отправил брата своего Святослава.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Глеб Ростиславич рязанский выслал к Свирельску войско, но оно разбито было Олегом. В это время отец его находился в столкновениях из-за Киева с Ростиславичами Смоленскими. Готовясь к борьбе с Романом, Святослав, ища союзников, послал Олега к Треполю побудить жившего там зятя своего, кн. дорогобужского Мстислава Владимировича, отступиться от Ростиславичей, и Мстислав отступился от них. В следующем 1177 г. Олег с братом Владимиром, по приказанию отца, ходили на помощь Всеволоду III в борьбе его с Глебом Ростиславичем рязанским. Скоро отношения между Всеволодом и Святославом Всеволодовичем обострились: последний выступил против Всеволода; с ним был и сын его Олег (1180 г.). К Святославу вскоре должен был присоединиться остававшийся в Чернигове Ярослав Всеволодович и идти к Друцку с Игорем Святославичем; уходя из Чернигова, Ярослав оставил в нем Олега и Игорева брата Всеволода блюсти город от неприятелей. В 1183 г. Олег принимал некоторое участие в весьма успешном походе отца своего и многих других южных князей на половцев, которые потерпели сильное поражение на берегах Угла или Орели и близь Хороля. После знаменитого похода Игоря Святославича на половцев в 1185 г., когда на Русь пришла весть о печальном исходе Игорева предприятия, все жители Руси пришли в волнение, потому что, как тогда думали или знали, победа половцев над русскими князьями отворяла первым дороги в Русь. В Черниговской области особенно волновалось население по Сейму: «взмятошась... города Посемские, и бысть скорбь и туга, яко николижь... мнози отрекахуся душь своих, жалующе по князех...» Святослав, для успокоения населения, послал в Посемье сыновей Олега и Владимира. В беспокойное для Ольговичей и Мономаховичей время 1195 – 1196 гг. Олег принимал деятельное участие в войне Ярослава, дяди своего, с князьями смоленскими: посланный Ярославом к Витебску на Давида Ростиславича, он сначала потерпел поражение, но вовремя подоспевшие к нему полочане ударили на смольнян с тылу, и племянник Давида, Мстислав Романович, уже гнавший было черниговцев, окруженный с двух сторон, попал в плен полочанам, которые уступили его Олегу, а этот передал его Ярославу Всеволодовичу.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Даниил хотел было также принять участие в войне императора Фридриха II с австрийским герцогом Фридрихом Воинственным, помогать последнему, но был остановлен в этом намерении королем венгерским. Кроме того, летописец упоминает о войнах с Литвою и ятвягами: в 1229 году, во время отсутствия Романовича в Польшу на помощь Конраду, жители Бреста с князем Владимиром пинским истребили толпу литовцев. Над ятвягами Романовичи одержали победу в 1226 году. Половцы по-прежнему участвуют в княжеских усобицах, но о походах на них не слышно. В таком положении находились дела в Северной и Южной Руси, когда в другой раз услыхали о татарах. В 1227 году умер Чингисхан; ему наследовал сын его Угедей (Октай); старший сын Чингиса – Джучи, назначенный владельцем страны, лежащей между Яиком и Днепром, Кипчака, прежних кочевьев половецких, умер при жизни отца, и Чингис отдал Кипчак сыну его Батыю (Бату). Еще под 1229 годом наши летописи упоминают, что саксины и половцы прибежали с низовьев Волги к болгарам, гонимые татарами, прибежали и сторожа болгарские, разбитые последними на реке Яике. В 1236 году 300000 татар под начальством Батыя вошли в землю Болгарскую, сожгли славный город Великий, истребили всех жителей, опустошили всю землю: толпы болгар, избежавших истребления и плена, явились в пределах русских и просили князя Юрия дать им здесь место для поселения; Юрий обрадовался и указал развести их по городам поволжским и другим. В следующем году лесною стороною с востока явились в рязанских пределах и татары; ставши на одном из притоков Суры, Батый послал жену-чародейку и с нею двух мужей к князьям рязанским требовать десятины от всего – князей, простых людей и коней, десятины от коней белых, десятины от вороных, бурых, рыжих, пегих; князья рязанские, Юрий Игоревич с двумя племянниками Ингваревичами Олегом и Романом, также князья муромский и пронский, не подпуская татар к городам, отправились к ним навстречу в Воронеж и объявили им: «Когда никого из нас не останется, тогда все будет ваше». Между тем они послали во Владимир к князю Юрию объявить о беде и просить помощи, но Юрий не исполнил их просьбы и хотел один оборониться.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

мая 1223 г.] Битва началася. Пылкий Даниил изумил врагов мужеством; вместе с Олегом Курским теснил густые толпы их и, копием в грудь уязвленный, не думал о своей ране. Мстислав Немой, брат Ингваря Луцкого, спешил дать ему помощь и крепкою мышцею разил неприятелей. Но малодушные Половцы не выдержали удара Моголов: смешались, обратили тыл; в беспамятстве ужаса устремились на Россиян, смяли ряды их и даже отдаленный стан, где два Мстислава, Киевский и Черниговский, еще не успели изготовиться к битве: ибо Мстислав Галицкий, желая один воспользоваться честию победы, не дал им никакой вести о сражении. Сие излишнее славолюбие Героя столь знаменитого погубило наше войско: Россияне, приведенные в беспорядок, не могли устоять. Юный Даниил вместе с другими искал спасения в бегстве; прискакав к реке, остановил коня, чтобы утолить жажду, и тогда единственно почувствовал свою рану. Татары гнали Россиян, убив их множество, и в том числе шесть Князей: Святослава Яновского, Изяслава Ингваровича, Святослава Шумского, Мстислава Черниговского с сыном, Юрия Несвижского; также отличного Витязя, именем Александра Поповича, и еще 70 славных богатырей. Земля Русская, по словам Летописцев, от начала своего не видала подобного бедствия: войско прекрасное, бодрое, сильное совершенно исчезло; едва десятая часть его спаслася; одних Киевлян легло на месте 10000. Самые мнимые друзья наши, Половцы, виновники сей войны и сего несчастия, убивали Россиян, чтобы взять их коней или одежду. Мстислав Галицкий, испытав в первый раз ужасное непостоянство судьбы, изумленный, горестный, бросился в ладию, переехал за Днепр и велел истребить все суда, чтобы Татары не могли за ним гнаться. Он уехал в Галич; а Владимир Рюрикович Смоленский в Киев. Между тем Мстислав Романович Киевский еще оставался на берегах Калки в укрепленном стане, на горе каменистой; видел бегство Россиян и не хотел тронуться с места: достопамятный пример великодушия и воинской гордости! Татары приступали к сему укреплению, три дня бились с Россиянами, не могли одолеть и предложили Мстиславу Романовичу выпустить его свободно, если он даст им окуп за себя и за дружину.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010