Внутренний строй добродетелей (настроений), по указанию всех святых, в общем таков: начало страх Божий, конец – любовь, а в средине другие расположения, у каждого в своем порядке, но непременно со смиренным сокрушением о грехах в основе. 279 В слове Божием указываются только три побуждения, заправляющие деятельной христианской жизнью: страха ради мучений вечных, царствия ради небесного, любви ради к Богу. Первое ведет к покаянию и полагает начало доброй жизни; второе – поддерживает труды доброделания и подвижничества; третье – возводит на верх совершенства и венчает дело 280 . «Страх Божий не есть голое чувство; но есть нравственно-религиозная сила, глубоко в сердце лежащая, и заправляющая всей жизнью» 281 . «Корень богоугодной жизни – страх Господень. Когда придет он, то, как творческая сила, все в тебе перестроит и воссоздаст в тебе прекрасный порядок – космос духовный» 282 . «Он (страх) сеет и возращает, исцеляет и укрепляет, расчищает и созидает, кладет основание и завершает здание» 283 . Как стяжать страх Божий? «Он в тебе есть, говорит преосвященный, только заглушен: воскреси его. Для сего дай голос разуму твоему, и открой сердце твое для принятия внушений истины. Доселе разуму не давали слова: он был в рабстве и не смел говорить здравые речи: пусть теперь говорит. Он начнет речь о Божием вседержительстве, тебя держащем и могущем бросить в каждое мгновение, – о Божием вездесущии и всеведении, все в тебе видящем и гневающемся на тебя за все худое в тебе, – о Божием правосудии, готовом наказать тебя сейчас, но удерживаемом до времени милостью, – о смерти, в каждое мгновение готовой схватить тебя и предать суду и воздаянию. Слушай и вводи сердце твое в чувство сих истин. Пробудишь чувство, – придет вместе с тем и страх Божий. Это заря жизни» 284 . «К любви приходят через борьбу со страстьми; бороться со страстьми начинают после покаяния; в покаяние приходят от страха Божия; страх же Божий рождается от искренней веры. – Вот неизменный путь к любви» 285 . Отсюда видно, что любовь не может существовать без веры. Любовь и вера до такой степени неразрывны между собою, что не может быть ни истинной веры без любви, ни истинной любви без веры. В своем начале, как и в полном развитии, они предполагаются одна другою и взаимно поддерживают друг друга, – так однако же, что вера есть как бы корень, а любовь – цвет и плод веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Niko...

занимался проблемой истинности темпоральных и модальных высказываний; он предпринял попытку опровергнуть разработанный мегарским логиком Диодором Кроном (см. в ст. Мегарики ) «решающий аргумент» (κυριεων λγος). Считая, что высказывание о возможном обладает истинностным статусом, Диодор определял возможное как то, «что является или будет являться истинным». Для доказательства этого основного положения он использовал 2 дополнительные посылки: 1) всякое истинное высказывание, относящееся к прошлому, является необходимым; 2) из возможного не может логически следовать невозможное. Согласно Диодору, любая попытка непротиворечиво совместить эти 2 посылки с тезисом, противоположным его основному положению, заведомо обречена на неудачу. Соглашаясь в этом с Диодором, стоики, считавшие некорректными рассуждения об истинности возможного, для опровержения основного положения Диодора оспаривали дополнительные посылки: К. считал ложной 1-ю посылку, а Хрисипп - 2-ю посылку (SVF. I 489; ср.: Ibid. II 283). Неизвестно, с помощью каких доводов К. обосновывал утверждение о том, что не всякое истинное высказывание, относящееся к прошлому, является необходимым, и в каком смысле он понимал истинность и необходимость. По предположению исследователей, он мог указывать на то, что логическое перенесение будущего (возможного) события в прошлое не делает его необходимым; будущее событие не является истинным до того, как оно произошло, и является истинным после того, как произошло, однако из темпоральной истинности нельзя выводить логическую необходимость (подробный анализ аргументации Диодора, К. и Хрисиппа см.: Barreau. 1978; ср. также: Purtill. 1973). В качестве фундаментального принципа физики К. рассматривал выработанное Зеноном учение о 2 первоначалах (материи и логосе) и 4 первоэлементах; он развивал концепцию «первоогня» как высшего творческого начала, подчеркивая в ней те особенности, которые связывают физику стоиков с физикой Гераклита. Сохранившийся у Стобея отрывок из сочинения стоика Ария Дидима (I в.

http://pravenc.ru/text/стоицизм.html

Любовь Божия к людям целью своей имеет их блаженство, но в основании своем она есть не что иное, как любовь к преспевающему в них нравственному добру, при чем одном только и возможно для них блаженство, как возможно оно и в самом Боге, блаженном потому, что Он есть высочайшее добро, чуждое всякой тени греха 283 . Правда же Божия, воздавая блаженство за одно добро, и лишая его за зло, этим самым только споспешествует той же цели, к какой направляется любовь Божия к людям, и поступает в сем случае совершенно согласно с теми основами, на которых она сама зиждется. Правда Божия, таким образом, и любовь не только не представляют чего-либо противоположного между собой, а напротив составляют одно внутреннее и нераздельное единство, так что ни правда Божия не мыслима без любви, ни любовь Божия без правды, – правда без любви не была бы полной и истинной правдой, и любовь без правды не была бы полной и истинной любовью. Что же касается до наказаний, которые постигают за грехи, то, по воззрению древних учителей, их причина ни в правде и ни в любви Божией, а они суть естественные последствия самих грехов, между тем как и из них любовь Божия извлекает возможную для грешника пользу, обращая их, насколько это возможно, к его духовному уврачеванию и исправлению. Вот, напр. как рассуждает, по поводу означенных недоумений, св. Ириней, направляя свою речь против Маркиона, допускавшего двух богов, ветхозаветного злого и карающего и новозаветного – благого и милующего: «Если судящий (Бог) вместе с сим не благ для того, чтобы оказывать милость тем, кому должно..., то Он окажется несправедливым и не мудрым судьей. С другой стороны добрый (Бог), если Он даже благ, когда не одобряет тех, кому оказывает благость, то будет без справедливости и благость Его окажется немощной... Итак Маркион, разделяя Бога на двух, называя одного благим, а другого судящим, в том и другом случае уничтожает Бога. Ибо судящий, если вместе не благ, не есть Бог, потому что не Бог тот, у кого нет благости, и добрый, если не имеет судебной силы, не будет, как и первый, Богом, будучи лишен того качества Бога (которым Он должен обладать)» 284 .

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Апостолы, естественно, провозглашали единство Божие всякий раз, когда надлежало им обращать ко Христу многобожников-язычников. Апостол языков в Листрах ( Деян. 14, 8–18 ), ареопаге афинском (17, 22–31), Ефесе (19, 26) обличал многобожие и научал вере в единого Бога, показывал, что проповедуемый им Бог – Творец неба и земли и обо всем печется и потому Он один есть истинный Бог. При этом в Листрах он противополагал богов суетных (ματαους) Богу живому – Творцу неба и земли ( Деян. 14, 15 ). По разным поводам та же истина повторяема была ими и новообращенным. Тот же апостол языков писал коринфянам по вопросу о ядении идоложертвенных: идол ничтоже есть в мире, и яко никтоже Бог ин, токмо един. Аще бо и суть глаголемии бози, или на небеси, или на земли (боги на земле – императоры), якоже суть бози мнози, и господие мнози; но нам един Бог Отец, из Него же вся, и мы у Него ( 1Кор. 8, 4–6 ; сн. Рим. 3, 2930 ; Еф. 4, 6 и др.). Он же называет Бога единым премудрым ( Рим. 14, 27 ; 1Тим. 1, 17 ), единым сильным ( 1Тим. 6, 15 ) и единым, имеющим бессмертие (16 ст.). II. Древневселенскою церковью догмат о единстве Божием внесен во все употреблявшиеся в ней символы и другие вероизложения. Но представители её не ограничивались одним исповеданием этого догмата в символах. Побуждаемые заблуждениями многобожия и двубожия, они имели нужду защищать истину единства Божия и посредством рассудочных соображений. С одной стороны, они представляли положительные доказательства того, что истинный Бог должен быть мыслим единым, а с другой, – подвергали разбору противные этому догмату учения – многобожие и двубожие, показывая внутреннюю их несостоятельность. Истинный Бог должен быть представляем единым. Это открывается, объясняли древние учителя, прежде всего, из самого понятия о Боге. Бог есть существо всесовершеннейшее, а с понятием высочайшего совершенства неразлучно понятие единства 281 . – Бог есть существо беспредельное и всенаполняющее Собою, а такое существо возможно одно 282 . Бог есть истинно сущее, истинно же сущее есть одно, а не многие 283 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Молитва, имеющих твердую веру, приобретает великую силу и крепость. Поэтому должно непрестанно молиться день и ночь. Господь не абы кому дарует Божественную благодать, но тем, кто усиленно просит, в трудах, усилиях и борении. Унывающий в молитве понесёт великие утраты и большой вред, не совершив ничего достойного. Он будет отчуждён от Господа, потому что не захотел соединиться с Ним неотступной молитвой, упованием. 277. Ему же Не отказывайся от телесного недуга и перенесения различных страданий. С благодарностью терпи скорби, чтобы загладить ими твои грехопадения. 278. Тимофею Как входя в баню, снимают с себя всю одежду, так и приступая к подвижничеству, нужно сорвать с себя всю житейскую вещественность, живя мудро и благоговейно. 279. Диакону Дорофею Неразумно смеяться и шутить, потешаясь над согрешившими. Также не стоит превозноситься над ними с великим празднословием. Следует помнить о словах пророка: Не радуйся, Израиль, до восторга, как другие народы ( Ос. 9:1 ) и плакать о грехах. 280. Кандидиану Из-за возобладавшего над тобой зла ты нуждаешься в исцелении, в благодати и в подвижничестве. Ищи прибежища у Господа. Приступающему к Богу нужно в терпении взывать день и ночь, ища истинного Врача, исцеляющего неисцелимое, истинного Избавителя, избавляющего от рабства. Но если будешь малодушествовать, то не найдёшь Его. Лишь в твердости встретишь Его. Не имея дерзновения, в терпении стяжай молитву. Как говорит наш Спаситель: Просите, и дано будет вам ( Мф. 7:7 ). Это советует Господь ободряя, чтобы утратившие надежду не отпали, а отпав, не лишились вечных благ. 281. Ему же Прежде чем настанет Страшный Суд, где мы дадим отчёт Видящему сокровенное не только в делах и словах, но и в помышлениях, предваряя его, предстанем лицу Его со славословием ( Пс. 94:2 ). И призовём на помощь Владычное милосердие, заботясь об исправлении жизни и подражая в этом великому Пророку и царю 142 . 282. Ему же Не предпочитай ничего видимого и существующего в настоящем мире душевному спасению в Боге. 283. Ему же

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

    Февраля 4-го, 1835 г. 283. Екатерине Васильевне Даниловой    Радуйтесь о Господе, отыскавшем блуждающую по горам овечку свою и принесшем на Себе в стадо Свое, пасущееся на месте злачне и питающееся на воде покойне в премирных областях Священного Писания. Какое великое тамо изобилие изреченных и неизреченных наслаждений предлежит пасущемуся Христову стаду! Смотрю на присно зеленеющие луга, кипящие тысячами источников дивной премудрости и превыспреннего разума, возвещающего творческую славу в делах непостижимого Бога, и смиренно взываю ко Господу: «лице Твое просвети на раба Твоего и научи мя оправданием Твоим. Не скрый от мене заповеди Твоя» (Пс 118:135,19) и отверзи ум мой разумети писания. Слышу глаголющее сердцу моему слово: «аще не будите яко дети, не внидете в Царствие Небесное» (Мф 18:3); апостол же святой объясняет сие так: «не бывайте младенцы умом, но злобою младенствуйте» (см.: 1 Кор 14:20). Слышу еще слово глаголющее: «будите убо мудри яко змия, и цели яко голубие» (Мф 10:16). Новую заповедь «даю вам, да любите друг друга, якоже Аз возлюбих вы» (Ин 13:34). Пророк же вопиет во всю вселенную пред Господом: свет повеления Твоя на земли... и закон Твой поучение мое есть. Кто в повелениях Господних провождает дни свои, тот во свете ходит: отвергающие же повеления Господни тьму свою называют светом. Но какая польза человеку, аще приобрящет весь мир, душу же свою отщетит?-Все противное учению Св. Евангелия и Апостола есть от духа лестча, повсюду расставившего сети и мечтающего обольстить всю вселенную и поглотить во ад. Но Господь избавит души раб Своих, и не прегрешат вси, уповающие на Него.    Разгните вы священну книгу,    Где в кажду речь дух Божий влит,    Котора демонскому игу    Сопротивляться нам велит,-    Гласит учение златое,    Гласит писание святое:    Творите добрые дела;    Друг друга искренно любите.    Коль зла терпеть вы не хотите,    Не делайте другому зла!    Мне помнится, писал я к вам: от всех беги и всех люби. Это изречение великих рабов Божиих очень кратко, но содержит в себе великий разум; мое скудоумие представляет мне в понятии моем это так: всех люби, как своих ближних, и от всех беги — противящихся истине и пребывающих своим произволением в злобе. Бежать от всех таковых есть — нимало не соизволять всем творящим беззаконие. Всех люби, как себя, и от всех беги, как от себя! Ищите ж сами, куда вы можете убежать от себя... Припомните, что Господь глаголет: аще кто не возненавидит и души своей, не может быть Мой ученик. «Любите враги ваша... добро творите ненавидящим вас и молитеся за творящих вам напасть» (Мф 5:44). Не значит ли это — всех любить? Сию заповедь передал Господь ученикам Своим; но истинные христиане не суть ли истинные ученики Христовы?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Таким образом, основа хочет только пробуждения жизни, а не зла самого по себе и непосредственно... Само добро без действенной самости есть недейственное добро " (Шеллинг, цит. соч., 60). 122 Шеллингу же принадлежит следующее глубокомысленное изречение о свободе как основании мировой истории, которое, по справедливому заключению К. Фишера (Ист. нов. фил., VI, 806), " содержит в себе чистую истину " : " Почему вообще так медлит всякое развитие? Почему даже и в обыденном течении вещей, как только цель кажется близкою, появляются опять все новые посредствующие члены, отодвигающие решение вопроса на неопределенное время? На это можно дать один только ответ: от века мир рассчитан так, чтобы все совершалось в высшей степени добровольно. Ничто не должно быть вводимо исключительно силою. В конце концов все должно возникнуть из самих противодействующих сил, которые именно поэтому должны иметь свою волю вплоть до момента окончательного истощения. Перемены, которые должны совершиться в этих противодействующих силах, должны возникнуть в них изнутри, а не извне, не путем насилия, они должны последовать так, чтобы противодействующие силы постепенно принуждены были добровольно сдаться... В последовательности и постепенности преодоления обнаруживается определенный закон, обнаруживается Провидение, царящее также и над этим движением " . " Истинное будущее может быть только общим продуктом разрушающей и сохраняющей силы. Именно поэтому истинное будущее способны создавать не слабые умы, прежде всего подчиняющиеся всякому евангелию нового времени, а только сильные характеры, крепко держащиеся также за прошлое " (Philosophie der Offenbarung, XIII, 262-263, 283. Цит. у К. Фишера, I. с.). Почему мир продолжает существовать и после воплощения Христа, когда самость уже сломлена в корне? " Можно сказать, - отвечает Шеллинг, - что высший закон Бога состоит в том, чтобы щадить этот противоположный ему принцип, так как по существу именно на этом принципе (если он окончательно побежден) создается высшее утверждение божественности и славы Бога.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Учение св. отцов о соединении в Лице Иисуса Христа двух совершенных естеств, божеского и человеческого, заключает в себе полное основание для православного учения и вообще о всей тайне искупления и обновления рода человеческого через Иисуса Христа. Как теория Аполлинария не допускает обновления Искупителем полного человека, так, напротив, с чисто-православной точки зрения св. отцов, право на искупительные заслуги Иисуса Христа получает полный человек; так как в одном Лице Христа заключается истинный Бог и истинный человек. Слово, соделавшись человеком, по учению св. отцов, пребывает в то же время и Богом и, следовательно, Само Божество в образе человека спасает верующих 280 , проявляя свою божественную неизменяемость в изменяемом естестве, «чтобы собственной неизменяемостью уврачевать нашу изменяемость ко злу» 281 , в Себе Самом очищая нашу нечистоту 282 , для совершеннейшего проявления правды и разрушения греха 283 . Приняв на Себя наше естество со всеми его немощами, Сын Божий живет и действует сообразно немощам этого естества, проявляя в то же время и превысшее его Божество, так что в одном Лице Христа совершается и деятельность божественная и деятельность человеческая 284 . Впрочем, приняв на Себя полную человеческую природу со всеми ее немощами, Сын Божий, по учению св. отцов, был совершенно чужд греха, но, имея истинную человеческую плоть и действуя, как истинный и совершенный человек, Он «только не совершал дела плоти, а творил то, что свято и сообразно с Его Божеством» 285 . Таким образом, один и тот же Христос является и Богом, и человеком. Он – «Бог в вечности и создании твари, человек в рождении от жены и возрастании с годами, Бог в животворных благодеяниях и чудотворениях, человек в подобных нашим страданиях и немощах. Как Бог, Он проявляет бессмертие, нетление и непреложность, как человек, пригвождается ко кресту, проливает свою кровь, погребается, нисходит во ад и воскресает из мертвых» 286 . Ипостасно соединившись с душей и телом человека и не разлучаясь с ними, Слово в Лице Иисуса Христа совершает наше оправдание на кресте «не в плоти только, но и в Божестве, принося Само Себя в жертву Отцу» 287 , при чем, конечно, Божество не умирает и не разрушается, но пребывает нераздельно с разлученными смертью душей и телом, животворит их и воскрешает силой своего Божества 288 . Поэтому, и поклонение, воздаваемое нами Господу Иисусу Христу, как истинному Богу и истинному человеку, относится к одному и тому же Сыну Божию, а не к двум сынам, как думал Аполлинарий 289 . На этом и остановились св. отцы и учители 4 века в раскрытии и изложении положительного учения о воплощении Сына Божия и совершенного Им дела искупления рода человеческого. Недостаток в развитии богословского языка и отсутствие точных терминов для обозначения различных моментов и отношений в данном догмате лишали их возможности входить в более подробное раскрытие его. Дальнейшей труд в этом отношении выпал на долю последующих веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Возражение 3. Далее, нравственные добродетели взаимосвязаны в силу своей зависимости от рассудительности. Но любовь не зависит от рассудительности; в самом деле, она превыше всякой рассудительности, согласно сказанному [в Писании] о «превосходящей разумение любви Христовой» ( Еф. 3, 19 ). Следовательно, нравственные добродетели не связаны с любовью и могут существовать без нее. Этому противоречит сказанное [в Писании]: «Не любящий пребывает в смерти» ( 1Ин. 3, 14 ). Но духовная жизнь совершенствуется добродетелями, поскольку, как говорит Августин, именно благодаря им «мы живем праведно» 283 . Следовательно, они не могут существовать без любви к горнему. Отвечаю: как уже было сказано (63, 2), посредством человеческих действий можно обрести нравственные добродетели в том случае, когда эти действия производят добрые дела, направленные к достижению не превосходящий естественные способности человека цели, и тогда приобретенные таким образом добродетели могут существовать без любви, как это можно видеть на примере многих язычников. В той же части, в какой производимые этими действиями добрые дела направлены к достижению сверхъестественной конечной цели, они связаны с добродетелями истинными и совершенными, которые не могут быть приобретены посредством человеческих действий, но только всеяны в нас Богом. И такие нравственные добродетели не могут существовать без любви. В самом деле, как уже было сказано (1; 58, 4), нравственные добродетели не могут существовать без рассудительности, а рассудительность [в свою очередь] не может существовать без нравственных добродетелей, поскольку последние правильно определяют человека к тем целям, которые служат отправной точкой для действия рассудительности. Далее, для безусловной правильности действия рассудительности в первую очередь необходима правильная расположенность человека к конечной цели, каковая является следствием любви, и в гораздо меньшей степени – правильная расположенность к другим целям, каковая является следствием нравственной добродетели, что подобно тому, как и в случае созерцательной деятельности для правоты разума наиболее необходимой является первая аксиома, а именно, что «противоположности не могут быть одновременно истинными». Поэтому ясно, что ни рассудительность не может быть всеянной [в нас] без любви, ни, следовательно, другие нравственные добродетели, поскольку они не могут существовать без рассудительности.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

283 (3) Так гностик укореняет свое знание в вере. Мнящие же себя мудрыми остаются к истинным учениям невосприимчивыми, сознательно игнорируя истину. (4) Поэтому справедливо написано: «И ушел Каин от лица Бога и поселился в земле Наид, против Эдема» ( Быт. 4:16 ). Наид же значит «смута», а Эдем – «отрада». (5) Вера, знание и мир составляют отраду, которой лишается изгоняемый за непослушание. Мнящий себя мудрым не желает прислушаться к Божественным заповедям; как и всякий самоучка, он надменен, охотно отдается течению волн, с высот извечного знания нисходя до вещей преходящих и пустых. (6) Недаром говорится, что «не владеющие собой, опадают, как листья» ( Притч. 11:14 ). Поэтому и называют кормчим души рассудительность, которая, будучи правящей ее силой, есть начало устойчивое и руководящее. К неизменному приводит то, что само не подвержено колебаниям. (52, 1) Так «Авраам стоял перед Господом и, приблизившись, сказал» ( Быт. 18:22–23 ); и Моисею говорится: «Ты же здесь встань со Мною» ( Втор. 5:31 ). (2) На этом основании последователи Симона воображают, что их поклонение Стоящему (τω εσττι) свидетельствует о непоколебимости их учения. 284 (3) Итак, вера и знание истины по мере своего проникновения в предавшуюся им душу дают ей согласие с собой и равенство себе. (4) Ложное же знание неизбежно соединено с метанием от одного к другому, уклонением и отступлением, тогда как знание истинное дает душе тишину, покой и мир. (5) И подобно тому, как надменность и самомнение испортили философию, так и ложное знание, хотя и прикрывается тем же именем, портит истинное знание. Об этом-то ложном знании и пишет апостол: «О Тимофей, храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и возражений, исходящих от лжеименного гносиса, предавшись которому некоторые уклонились от веры» 285 . (6) Именно потому, что слова эти изобличают еретиков, многие из них не признают Послания к Тимофею подлинными. (7) Итак, если Господь есть истина ( Ин. 14:6 ) и мудрость и сила Божия 286 , чем он в действительности и является, то отсюда явствует, что познавший его самого и, при его посредстве, его Отца, есть истинный гностик.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010