Г. утверждал, что в Боге пребывает «все вместе» - воля, премудрость, сила, энергия: «Его премудрая воля обнаружилась в силе Его деяний, а Его действующая сила совершилась премудрой волей» ( Idem. Apol. in Hex.//PG. 44. Col. 69). Свт. Григорий Нисский. Роспись ц. праведных Иоакима и Анны мон-ря Студеница, Сербия. 1314 г. Свт. Григорий Нисский. Роспись ц. праведных Иоакима и Анны мон-ря Студеница, Сербия. 1314 г. Вместе с тем Г. рассматривал по отдельности божественные свойства - знание, волю, могущество и любовь. Говоря о божественном знании, к-рое Г. называет также «божественной премудростью», он замечал, что, несмотря на беспредельность божественной природы, к-рую не может охватить никакой тварный разум, «Бог знает Себя, причем в этом знании Себя Он знает и все остальное» ( Idem. Contr. Eun. II 1. 168. 3). Бог имеет всякое знание и знает все в непосредственном настоящем, проникая в саму природу вещей: «У Бога все присутствует в настоящем и Он не нуждается в памяти, содержа и созерцая все Своей проницательной силой» (Ibid. II 1. 282. 6-283. 4). По мнению Г., Бог знает самым точным образом не только высшее и всеобщее, но и каждую отдельную вещь: «…точность Его знания простирается до мельчайших подробностей. …Он с такой же точностью знает каждую отдельную вещь, с какой человек - знакомого ему по имени» (Ibid. II 1. 436. 2-6). Кроме того, в божественной природе «нет никакого различия между желанием и действием» (Ibid. II 1. 228. 11-13). У Него «воле сопутствует могущество, а мерой могущества служит воля» ( Idem. Apol. in Hex.//PG. 44. Col. 69). Содержанием блаженной жизни Бога Г. полагает бесконечную любовь: «Жизнь высшей природы есть любовь, потому что прекрасное непременно любимо для знающих. Бог же знает Сам Себя, и это знание становится любовью, потому что познаваемое прекрасно по природе» ( Idem. De anima et resurr.//PG. 46. Col. 96-97). III. Триадология. По мысли Г., истинное учение о Боге необходимо предполагает наличие в Нем не только тождества, но и различия. При этом Г. считал, что христ. учение о троичности Бога представляет собой средний путь между 2 ложными - многобожием эллинства и радикальным монотеизмом иудейства: «из иудейства христианство берет «единство природы», из эллинства - «различие по ипостасям», так что «число Троицы - это лекарство (θεραπεα) для тех, кто заблуждаются о единстве, а понятие единства - для тех, кто рассеиваются во множество» ( Idem. Or. catech. 3). Принцип «среднего пути» служит критерием истинности церковного учения о Боге и отличия его от 2 еретических крайностей - савеллианства и арианства ( Idem. De patre et filio//GNO. T. 3. 1. P. 71. 1-11).

http://pravenc.ru/text/166529.html

Так что в сравнении можно познать истину. Двух правд быть не может. Надо найти истину и идти за ней. Отец Георгий: Спасибо большое вам за рассказ. Дай Бог, чтобы и другие люди, ищущие истину, нашли бы ответы на свои вопросы.   Селезнев Н.Н.  Имя Нестория как символ и вопрос его почитания в восточносирийской традиции христианства//Символ. 55. М.; Париж, 2009. C. 269.  Там же. C. 283.  Из проповеди патриарха Кирилла на день Торжества Православия 2009 г.: «Несторий говорил и учил так убедительно, что до сих пор есть его последователи. Для нас, православных людей, живущих в России, это имя известно лишь из учебников истории, никому в голову не приходит думать о ереси Нестория. А вот пришлось мне быть в Ираке еще до этой страшной войны и встречаться с местными христианами. Я обнаружил, что большинство христиан в Ираке почитают Нестория. Когда я ехал в такси от аэропорта, то, к изумлению своему, вступил в богословский спор с водителем, который утверждал неправомерность слова “Богоматерь” по отношению к Деве Марии, как это в свое время утверждал и Несторий в далеком V веке».//  http://www.patriarchia.ru/db/text/577278.html скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии тамара 25 февраля 2016, 15:05 Слава Богу.Кто ищет Истину,тот её найдёт. Божией помощи Авдию. Антон Сергеевич Шевченко 10 февраля 2016, 10:54 Диодор Тарсский не был осуждён ни на одном православном соборе, его анафематствовали только монофизиты (см. прот. Георгий Флоровский " Византийские отцы V-VIII веков " ). На V вселенском соборе по поводу несторианства были осуждены: 1) Феодор Мопсуестский; 2) письмо к Марию Персу,приписываемое Иве Эдесскому; 3) писания блаженного Феодорита Кирского против Кирилла Александрийского. Похоже, Диодор всё же не преступал некой черты, это сделал Феодор. Пишу не для осуждения, а для уточнения. Татьяна 9 февраля 2016, 16:24 Наиболее радостно видеть людей, которые пришли к истинной вере. Пусть Господь особо хранит Авдия и помогает ему во всех его добрых делах! Валерий 7 февраля 2016, 00:04

http://pravoslavie.ru/90327.html

«Отнюдь не должно скорбеть о вещах мира сего, но только об одном грехе» (преп. Варсонофий Великий, Д II — 594). Церковь плачет о «всякой душе христианской, скорбящей и озлобленной, милости Божией требующей», но никакое несчастье временной земной жизни не может, по учению Отцов, идти в сравнение с несчастьем вечным, проистекающим от греха, который есть отказ от вечного счастья. Вот почему в этом учении можно найти даже и такие слова: «плачь о грешнике, а не о нищем, ибо этот уготовляет себе венец, а тот муки» (преп. Нил Синайский, Д II — 283). Дальше мы увидим, как плакали святые и о нищих, но все же главной причиной их скорби о человеке было его греховное противоборство Богу. В отношении человека к греху решается вопрос не временного, а вечного его бытия. Христианство неотмирно не от равнодушия, а от любви, то есть только потому, что именно грех есть причина человеческого страдания, начиная с Адама, и величайшая угроза его вечному счастью. Если в человеке нет чувства собственного греха, то он еще не сделался христианином. Как он может назвать Спасителем Того, Кто только от греха его и спасает? Если Ему не от чего его спасать, то Он для него не Спаситель. Наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их (Мф. 1, 2). Только грех, а не страдание само по себе имеет волю противоборствовать любви Божией, забвению себя для другого. Все страсти ума и тела влекут человека к себе самому, к самолюбию, воздвигая в нем память о себе, вместо памяти Божией. Поэтому в тех, кто в любви стремится к ней, они вступают в борьбу с нею, и сердце человека становится его Голгофой, полем невидимой брани. «Забудь, сколько можешь, совсем о себе, и да живет в душе твоей одна любовь к Богу» (преп. Никодим Святогорец, Н — 274). Но почему же все–таки у всех Отцов и во всем истинном христианстве, начиная от Апостолов, так особенно сильно это чувство греха? Почему верховный Апостол называет себя первым из грешников? Неужели нельзя быть в христианстве более умеренным? «Тайна христианства необычайна для мира сего» (преп. Макарий Великий, Д 1, 177). Любовь в христианстве не «кодекс моральных правил», а непостижимая природа Божества, и соучастие в ней выводит нас из арифметики наших представлений. Почему теряет меру человек, вкусивший вина? Это сравнение опасно, но именно его часто приводят святые.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=716...

ДОСТОИНСТВО Христианское достоинство: см. пятая глава, восьмой статьи, второй книги «О истинном христианстве» (3:411–417). Достоинство христианское состоит в том, чтобы быть истинным ХРИСТИАНИНОМ «Какое де есть истинное благородие христианское?» Ответ: быть истинным христианином, сыном Церкви святыя, живым удом тела Христова, иметь общение со Отцем и Сыном Его Иисусом Христом, сыном и наследником Божиим быть, верою и правдою работать живому и бессмертному Богу, и проч., о чем и сказано и ниже скажется. Сие благородие всякую славу мира сего несравненно превосходит. Вся слава царей и князей мира сего ничтоже пред тем. Не видна сия ныне слава, но откроется в последний день. «Ныне», глаголет Апостол, «чада Божия есмы, и не у явися, что будем? Вемы же, яко, егда явится, подобни Ему будем: ибо узрим Его, якоже есть» ( 1Ин. 3, 2 ) (3:283–284). Достоинство и красота души человека (см. Тринадцатая глава, пятой статьи, второй книги «О истинном христианстве») (3:329–337). Читать далее Источник: Симфония по творениям святителя Тихона Задонского/Схиархимандрит Иоанн (Маслов). - Москва : «Самшит-Издат», 2003. - 1199 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

К Филиппу Афанасьевичу N. Из писем к Ф. А. о. Макария открывается, что он был житель г. Бийска, поляк родом. Сохранилось два письма к нему архим. Макария (в библиотеке Казанской семинарии). Первое их них было напечатано с пропусками на стр. 242−244 I тома издания 1860 г. 283 Милостивый государь достопочтеннейший Филипп Афанасьевич. На первое письмо Ваше я немедленно отвечал Агриппине Александровне, посредством сотрудника моего Архипа Абрамовича. На прошедшей неделе священник, отец Стефан, если бы получено было разрешение мне из Томска, непременно посетил бы дом Станислава Яковлевича, чтобы предъизвестить его о пути, открывшемся мне и сыну его Николаю. На письмо Ваше сегодня мною полученное, поспешаю отвечать письмом Агриппине Александровне. Хотел было послать несколько Москвитянина Вам с Павлом Кирилловичем, но решился подождать еще несколько дней. Неизвестность не только в моем, но и в Вашем теперешнем состоянии для меня нечаянна, непонятна и весьма неприятна. Но что делать? Нужно иметь терпение, говорит Апостол Павел ( Евр.10:36 ). Другой Апостол называет это мудростью и говорит: «Если у кого из вас недостает мудрости, тот да просит у Бога, Который даст всем просто, не упрекая, и дастся ему. Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный исходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» ( Ин.1:5 и 17). Исходит же чрез Единородного Сына Его, Господа нашего Иисуса Христа, ибо «един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех». Это слово из первого послания Апостола Павла к Тимофею. В сем же послании он торжественно исповедует Божество в лице Иисуса Христа, говоря: «великая благочестия тайна: Бог явился во плоти ( 1Тим.2:5, 3:16 ). Итак, к кому же нам прибегать за терпением, если не к Богу, приходя к Нему чрез Иисуса Христа, глаголющего: Я есмь путь, и истина и жизнь,·никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» ( Ин.14:6 ). Опять: «Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

В виду этого и Пётр говорит о Нём —283— в послании: „Он, злословимый, не злословил вопреки, – страдая, не угрожал, но предавал Судии Праведному“ ( 1Пет.2:23 ). Итак, Я обращу, говорит, теперь к вам такую речь, какая совсем необычна у вас, то есть состоящую не в порицаниях и бесполезных словах, но, предоставив суд над вами должному времени, Я стану предлагать полезное вам и не откажусь от снисходительности к вам, хотя, по присущему вам безрассудству, вы и оскорбляете Меня. Ведь Я только что говорил вам: „Я есмь свет мира, – следующий Мне не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни“ ( Ин.8:12 ). При этом вы безрассудно и с великою яростью нападали на Меня, восклицая: „Ты о Себе Самом свидетельствуешь, – свидетельство Твоё не истинно“ ( Ин.8:13 ), на что Я отвечал: „и если Я свидетельствую о Себе, истинно свидетельство Моё, потому что Я знаю, откуда пришёл Я и куда иду“ ( Ин.8:14 ). Но пусть Я окажусь тяжёлым, говоря это вам, – пусть Я – свидетель для вас неприятный о присущих Мне природных достоинствах, „но Пославший Меня истинен (есть) и Я, что слышал от Него, то говорю в мир“. Посему, если Я, по-вашему, говорю ложь и свидетельство Моё не истинно, то вам конечно необходимо утверждать, что Отец (ещё) прежде (Меня) сказал ложь. Но Он – „истинен“. Следовательно Я не сказал лжи, и если вы не слушаетесь слов Моих, то постыдитесь, говорит, слов Пославшего Меня. Что говорил Он обо Мне? „Вот муж, Восток имя Ему“ ( Зах.6:12 ). И ещё – к почитающим Его: „и воссияет вам, боящимся имени Моего, Солнце Правды, и исцеление в лучах Его“ ( Мал.4:2 ). Также и ко Мне, Кого вы, не ведая, оскорбляете, говорит: „вот Я дал Тебя в завет —284— рода, во свет народов“ ( Ис. 69:6 ). А что Я и свет есмь, о сём также вам говорилось от Него, именно: „светись, светись, Иерусалим, ибо пришёл твой Свет и слава Господня над тобою воссияла“ ( Ис.60:1 ). Эти слова Я слышал о Себе от Пославшего Меня Отца, и поэтому Я называю Себя светом мира, а вы, неправильно судя, уничижаете Меня ради одной только плоти и потому осмеливаетесь настойчиво утверждать: „Ты о Себе Самом свидетельствуешь, свидетельство Твоё не истинно“ ( Ин.8:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Дополнение Вопрос 1. Каков признак совершенного христианина? 283 Ответ 1. Правая вера и дела благочестия, ибо истинный христианин есть дом Христов, созидаемый благодаря благим делам и благочестивым догматам. Истинная вера испытывается делами, потому что «вера без дел мертва» ( Иак. 2:26 ), так же как и дела без веры. Поэтому следует все силы прикладывать к соблюдению себя в чистоте от грязных дел, чтобы не было сказано о нас: «Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются» ( Тит. 1:16 ). Вследствие чего и Господь говорит: «Если кто любит Меня, тот соблюдает слово Мое, и Отец Мой возлюбит, и Мы придем к Нему и обитель у Него сотворим ( Ин. 14:23 ). Стало быть, правой верой и добрыми делами созидается дом души, и таким образом Бог обитает в нас: «Вселюсь в них и буду ходить в них» ( 2Кор. 6:16 ; Лев. 26:12 ). 2. Диавол не ведает, есть ли в мысли твоей Домовладелец Христос или нет. Когда же он видит тебя гневающегося, кричащего, сквернословящего, бранящегося, осуждающего, ненавидящего, творящего неправду кому-либо, надмевающегося, кичащегося, много смеющегося и преисполненного гордыни либо не [стремящегося] постоянно молиться и не имеющего памяти смертной, тогда [диавол] понимает, что нет в душе твоей хранящего тебя и пекущегося о тебе Бога. 284 И поскольку нет Божиего светильника в сердце твоем, лукавый, подобно вору, входит [тайком] в дом души [твоей], грабит его, «и бывает [ для человека] последнее хуже первого» ( Мф. 12:45 ; Лк. 11:26 ). Вопрос 2. Если кто является уже старым, или немощным, или малодушным, [а поэтому] не в силах монашествовать и творить дела монаха, то как он сможет покаяться и быть спасенным? 285 Ответ 1. Поскольку Господь говорит: «Иго Мое благо, и бремя Мое легко» ( Мф. 11:30 ), то ясно, что и старому, и немощному возможно соблюсти закон Его. Ведь написано: «Яко правы путие Господни, и праведнии в них, а нечестивии изнемогут в них» ( Ос. 14:10 ). 2. Ибо [Господь] не предписал нам ни безбрачия, ни удаления от всего мирского, но [заповедовал только] любить Бога и ближнего, [стяжать] смиренномудрие, сочувствовать [людям], молиться, терпеть скорби, быть кротким и мирным, не злопамятствовать, не осуждать [других], не лгать. Как говорит божественный апостол: «Отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света» ( Рим. 13:12 ). Поэтому никто не должен «непщевати вины о гресех» ( Пс. 140:4 ), ибо человеколюбивый Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» ( 1Тим. 2:4 ). Вопрос 3. Если кто-нибудь поклялся совершить какое-либо благое [дело], например некоторое время не отведывать вина, или блюсти [строгий] пост, или воздерживаться от сожития с собственной женой, а затем, по своей небрежности, не сможет исполнить предпринятое, то что он должен делать? 286

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

Письмо одиннадцатое «Я есмь путь и истина и жизнь» ( Ин.14:6 ). «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину... Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам» ( Ин.16:13–14 ). «Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его... и поставил Его (Иисуса Христа)... главою Церкви» ( Еф.1:17, 22 ). « Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» ( 1Тим.3:15 ). «Верую во едину святую, соборную и апостольскую Церковь ». Вот мысли, на которых я хотел бы остановить ваше внимание, друзья мои. Вдумайтесь в них сами, выясните себе связь между ними и сделайте соответствующий вывод. А я поведу с вами беседу издалека, и даже не сам буду беседовать с вами, а познакомлю вас с одним интересным человеком, который расскажет вам о себе поучительную историю и выведет из нее душеполезное заключение. Человек этот, Юрий Александрович Колемин, был секретарем нашего посольства в Мадриде, а затем состоял секретарем канцелярии министра иностранных дел. В бытность свою в Мадриде он содействовал обращению к Православию из католического раскола начальника отделения генерального штаба в Испанской королевской армии Викентия Гарсия Рюи-Переса. Интересны подробности совместных богословских занятий Ю.А. Колемина и его ученика. Вместе они проштудировали литургии святых Василия Великого и Иоанна Златоуста , катехизис и сочинения о.Владимира Геттэ 283 , сочинения А.С. Хомякова, специально для Викентия переведенные на испанский язык Ю.А. Колеминым, православный молитвослов и многое другое. По возвращении в Россию г.Колемин выпустил крупное (свыше 300 стр.) сочинение под заглавием: «Римский Духовный Цезаризм перед лицом Соборной Православной Церкви» (СПб., 1913 г.). Но прежде чем вступать в полемику с врагами Православия и чад заблуждения соделывать чадами единой истинной Церкви, Ю.А. должен был сам выдержать нелегкую брань с представителями инославия, чуть было не уловившими его в свои искусно расставленные сети. Избыв страшную опасность быть увлеченным в еретический раскол, Ю.А. предостерегает относительно этой опасности своих православных сородичей и дает им оружие на случай борьбы с духовными недругами.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Novosel...

Возвращаясь к тому же вопросу в другой раз и рассматривая его под иным углом зрения, этот же автор смыкает контекст об Армагеддонском сражении воедино с контекстом о захвате Спасителем зверя (антихриста) и лжепророка, где, в частности, говорится: «И увидел я воинством Его. И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою» ( Откр.19:19–20 ). Вот дословный повтор его наставления: «Оно (обозначенное выше событие – А. Л.) изображает воинственное пришествие Сына Божия для поражения народов, собравшихся на месте, называемом по-еврейски Армагеддон, причем созываются все птицы, летающие по средине неба, чтобы пожрать трупы царей и воинства их, собранные под предводительством зверя. Конец этого сражения тот, что зверь и лжепророк, оба живые, брошены в озеро огненное, прочие же убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его, и все птицы напитались их трупами» с.283–284]. Что касается отношения так называемого Иоанна Кронштадтского к описанному Иезекиилем походу Гоговых полчищ на Палестину, здесь важно подчеркнуть, что хотя он и держался той богословской позиции, что нашествие осуществится в последние времена, однако решительно утверждал, что его нужно отличать от вторжения антихриста в Иерусалим, равно как и от нашествия лжепророка, имеющего случиться прежде вторжения антихриста. По рассуждению этого толкователя эсхатологических текстов, нашествие Гоговой рати осуществится не без активного подстрекательства евреев из колена Дана, единокровных антихристу. «Когда Иерусалимский Патриархат, – свидетельствовал он, – преисполнится возвратившимися из рассеяния, раскаявшимися истинными Израильтянами и они поселятся и будут жить в безопасности на горах Израилевых, в это время, как вихрь, поднимутся народы для истребления новых христиан земли обетованной. У пророка Иезекииля, в главах XXXVIII и XXXIX, подробно описано нашествие и плачевный конец оного для полчищ Гога (нечто вроде Атиллы или Тамерлана). Нельзя не быть уверену, что это нашествие произойдёт по наущению и при содействии евреев колена Данова, рассеянного в тех самых местах, откуда вихрь нашествия на Палестину поднимется. Что погибель полчищ Гоговых на горах Израилевых произойдёт в последние времена, это неоднократно подтверждается в пророчествах Иезекииля. Тем не менее будут нашествия на Св. Землю самого сына погибели и ещё ранее лжепророка с берегов Нила или Тиссы. Старанием последнего совершится постановка на кровле Иерусалимского храма мерзости запустения. Его же старанием произойдёт восшествие на Престол Иерусалима сына погибели и воздаяние ему в храме Иерусалимском божеского поклонения от евреев, магометан и прочих отступнических народов» с.202]

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

275 Молодёжь у протестантов – это обычно особая группа, которая, кроме общих собраний, собирается отдельно и держится вместе. 276 Впрочем, хочу заметить, что святость и чистота души истинных православных, которых я встречал, многократно превосходит «святость» лучших протестантов. 277 Да и то, человек может не знать себя и не понимать, что в определённых условиях он вполне будет способен украсть, если от этого будет зависеть его благосостояние или жизнь. 278 Кстати, в качестве эпиграфа к своей главе о монашестве, он поставил стих из Захарии 13:4: «...и не будут надевать на себя власяницы, чтоб обманывать», чем недвусмысленно назвал монахов обманщиками. 279 Таким исключением является святая гора Афон, где подвизаются монахи-мужчины. Да и то, туда закрыт доступ не всем, а только женщинам. 282 Говение – церковное понятие, которое включает в себя подготовку к причастию (пост, молитву и пр.), Исповедь и само Причастие. 283 Да, протестанты творят милостыню – раздают гуманитарную помощь и продукты питания с Запада, но все такие акции связанны только с попыткой привлечь и обратить людей в свою веру. Когда немцы привозили баптистам одежду «second hand» для раздачи людям в одном посёлке, то мы её раздавали не иначе как тем, кто пришёл и побыл на нашем собрании. 285 Особенно при цитировании Писания, когда на одних местах Библии ставится огромный акцент, а другие вовсе не замечаются, что приводит к сильному искажению библейского учения. 286 Так любят называть протестанты последнее повеление Христа, данное Апостолам перед Своим Вознесением на небеса: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» ( Мф.28:19–20 ). 287 Иоанн Креститель был именно пустынником, как написано «был в пустынях», и отшельником, ибо слово отшельник значит «отшедший» (от людей). 288 Для протестантов такое поведение соблазнительно. Православие же вмещает в себя огромную широту проявления и действия Духа Святого, понимая и одобряя такое полное посвящение себя молитве и безмолвию.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010