Не мало побуждений к терпению для истинного христианина, помимо любви к Богу, делающей для него все легким. 101 Прежде всего, крест и страдания – по милостивой воле и совету Божию предопределены всем истинным членам Христовым. «Как Бог предопределил и предназначил к кресту и страданию возлюбленного Сына Своего, чтобы чрез то прославить Его, так предназначил Он ко кресту и всех истинных членов Христовых, потому что без этого они не могли бы быть Его духовным телом. Он предназначил им и предварительно измерил крест их и рассчитал, сколько они должны пострадать. Предопределения этого никто не может избежать, тем менее отклонить от себя нетерпением. Но послушанием и терпением можно смягчить и чрез Христа преодолеть. 102 2) Бог посылает нам крест по отеческой любви, а не из гнева и немилости. 103 3) Мы вполне заслужили скорбный крест своими грехами. Лучше, чтобы Бог наказывал здесь своевременно, чем там вечно. 104 4) Как не терпеть тебе Господа Бога твоего и не ожидать Его, когда Он так много терпит от грехов твоих, что св. Павел ( Римл. 2, 4 ) называет богатством благости Его, кротости и долготерпения, чрез который Он ведет тебя к покаянию. 105 5) Высокие благодеяния Божии должны побуждать к терпению. Чрез Христа ты примирен с Богом. Следовательно, никто, никакой враг не может отнять у тебя милости и благодати Божией, хотя бы весь мир свирепствовал против тебя. Христос искупил тебя к вечной жизни, чего также никто не в силах отнять у тебя. А так как никакая тварь не может отнять у тебя любви Божией и вечного блага, то ты можешь презирать всех мирских врагов, тиранов и гонителей, со всею их радостью и веселием и посмеваться им, как это делали с радостью святые мученики. 106 6) Сердечное милосердие Божие должно укреплять нас в терпении. Бог не может в конец забыть нас, как мать не может забыть свое дитя. Он наказывает нас не для погубления нашего, а для спасения. 107 7) Терпение наше должно укрепляться обетованиями божественными и вечной истиной Божией. Сколько у нас обетований о том, что Бог хочет избавить нас, сколько примеров чудесного избавления, какое бесчисленное множество средств к этому у Бога! 108 8) Терпение наше должно укрепляться надеждою вечного блаженства за временные страдания. Как земледелец с терпением ждет жатвы, надеясь получить вознаграждение за все труды свои, так, и христианин должен верить, что великая жатва последнего дня возвратит все здесь потерянное, или, вернее сказать, посеянное 109 ). «Что значат нынешние временные страдания в сравнении с вечной славой?.. Потому велико то милосердие, что Бог наказывает нас в здешней жизни, которая, конечно, есть краткое время в сравнении с вечностью, взамен чего Он дает нам радость вечную. Человеку надлежало бы желать и просить, чтобы Бог посылал ему скорби здесь, чтобы вечно пощадить его там». 110 ) 9) Наконец, терпение наше должно укрепляться многочисленными примерами святых 111 и, что всего важнее, примером страданий и терпения самого Иисуса Христа. 112

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ioan...

– В.П.)» 56 . Все разговоры об  «эволюции религий» – всего лишь прикрытие истинных целей оккультизма, т.е. стремления уничтожить традиционные религии и заменить их собой. В заключение попытаемся ответить на поставленные вначале статьи вопросы: состоятельна ли оккультная теория эволюции религий? Нет! Оккультизм утверждает не эволюционную смену одной религии другой по мере духовного развития человечества, а уничтожение всех традиционных религий и замену их оккультным учением. При этом все традиционные религии оккультизм считает злом: ни одной истинной религии, согласно оккультизму, не существует. Индуизм и буддизм не разделяют оккультную теорию духовной эволюции, прежде всего потому, что в их учениях перевоплощение есть зло,  которое нужно преодолеть, а в оккультизме перевоплощение есть благо, дающее возможность духовного развития. Может ли христианство принять оккультную теорию «эволюции» религий?  Нет. Если истина неизменна и Божественное Откровение является истинным, то любые иные «откровения», противоречащие Божественному, являются ложью, и христианство не может «эволюционировать», приняв вместо истины ложь. Печально, что оккультисты не задумываются над собственными утверждениями: «Люди в основание жизни полагают ложь, и не может эволюция развиваться на почве лжи…» 57 ; «Горе лжестражам и горе тем, кто засоряют пространство лжеучением» 58 . Примечания: 1. См.: Питанов В.Ю. Теософия: факты против мифов. 2. См.: Питанов В.Ю. Суд совести: агни-йога против христианства. 3. См.: Томко К. Антропософия: оккультное влияние Рудольфа Штейнера. С-105. Центр Апологетических Исследований. 4. Живая этика. Братство. Ч.1. 283. 5. Живая этика. Братство. Ч.1. 188. 6. Живая этика. Сердце. 5. 7. Живая этика. Надземное. 468. 8. Философский словарь. М., Республика. 2001. С. 222. 9. Гайслер Норманн Л. Энциклопедия христианской апологетики. СПб., Библия для всех. 2004. С. 761. 10. Цит. по: Краткий философский словарь. Под ред. доктора философских наук А.П. Алексеева. М., Проспект. 2002. С.

http://azbyka.ru/mify-i-realnost-okkultn...

У католиков дело стоит совершенно иначе. Там епископ – учитель, и его слово о вере обязательно. У нас ничего подобного. Но, действительно, интеллигенция наша, не интересуясь этими вопросами, этого не знает и, говоря о Церкви или догматических вопросах, называет церковными воззрениями – воззрения католической церкви. Заканчиваю: «нынешнего Православия» – нет и не может быть. Православие одно и неизменно. Всегда было, есть и будет едино. Тело Христово одно. И всегда было одним, и меняться или изменяться по существу не может. Полнота Истины всегда содержалась и содержится в этом Теле. А кто именно выражает эту Истину ярче: «юродивый», неграмотный извозчик или епископ, – мы не знаем. Иногда юродивый, иногда епископ, иногда извозчик; смотря – какой юродивый, какой епископ, какой извозчик. Это в делах веры (в этих делах епископы были и могут быть даже еретиками). В делах же административных, организационных епископ глава паствы, и его надлежит слушаться. Я думаю, что такое положение вещей, такое учение не только разумно, но, действительно, отвечает запросам человека и налажено так, что помогает человеку в деле его спасения. Несколько примеров и иллюстраций: —105— 1) Согласитесь с тем, что истинная «демократичность» и братство и равенство только в церковном учении. Мы равны и братья, только если мы части и молекулы одного и того же живого тела. В организации нет и не может быть «органического» равенства и братства. Только при концепции церковной голова или рука не могут «гордиться» перед ногой или ухом. Да вот еще пришло на ум: сравните Вы христианство и буддизм. Если не примете учения Церкви о Теле Христовом, то увидите, что нет в Христианстве чего-либо такого, что можно противопоставить буддизму. Но учение Церкви о Теле Христовом, о живом организме, живущем здесь на земле высшей жизнью, сразу возвышает христианство над буддизмом. Оно действительно говорит новое слово, которое буддизмом не сказано. Если я в своих письмах повторяюсь, простите. Я обыкновенно забываю то, что раньше писал, а потому могу легко повторять уже сказанное.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Отсюда, – готовность к расширению в богословии границ Церкви. Отсюда – изображение Личности Спасителя преимущественно со стороны человеческой: Христос, благословляющий жизнь во всей ее полноте, призывающий к внедрению в жизнь добра, истины и красоты (сборник «Православие в жизни»); в тени – искупительное служение Христа. Отсюда – умаление аскетической стороны Христианства. Права разума в богословии создают более свободное отношение к источнику вероучения – Священному Писанию . Безоговорочно принимаются как «слово науки» выводы рационалистической библейской критики книг Ветхого Завета, в которых доминирует националистическая точка зрения на Библию современного безрелигиозного иудейства (напр.:  А.В. Карташев . Ветхозаветная библейская критика, – свящ. А. Князев . статья в Православной мысли. VII. СС. 105–122). Целиком принимается протестантская критика происхождения книг Нового Завета. Из того же источника идет готовность к широкому участию в христианском экуменическом движении, с мечтой получить руководящую роль в нем. Оттуда же вещания, что Православие – по-новому освященное – призвано сказать свое новое слово миру в социально-экономической области, быть проводником социальной правды во всем мире ( А.В. Карташев . Православие в его отношении к историческому процессу//Православная мысль. Париж, 1948. С. 100). Как известно, религиозные круги Запада в настоящее время очень приглядываются к Православию, проникаясь искренним к нему уважением, готовые заимствовать многое от него, чем они бедны, и прежде всего ища в нем для себя исцеляющего средства от рационализма, убивающего веру. К сожалению, часть этих ищущих попадает на модернистские течения, видя истинных представителей православной мысли в Бердяеве и о. Сергии Булгакове . Впрочем, более внимательные и серьезные представители Запада умеют отличить наносное от подлинного, как это видно из слов одного из таких лиц: Нас не должна увести в сторону хотя бы и глубочайшая умственная спекуляция – а такая опасность стала особенно острой в России как раз со времен  Соловьева .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Если чего не было ясно им высказано, то это было одно, а, именно, то, что касалось взаимообщения между обоими естествами свойств, хотя последнее у него всегда необходимо предполагалось при частом усвоении Христу, как Богу, принадлежащего, собственно, Его человеческой природе, как то – рождения и страданий, кончившихся смертью. Между тем, другой замечательный церковный писатель Ориген коснулся и этой стороны христианского учения, ясно досказав в нем не высказанное ясно прежде. Признавая Иисуса Христа истинным Богом 105 и истинным человеком 106 , а также ипостасное в Нем соединение естеств Божеского и человеческого, он представлял это объединение в виде проникновения одним естеством другого, и, притом, настолько полного, глубокого и внутреннего проникновения, что его трудно сравнить с чем-либо похожим в мире, например, с проникновением огнем раскаленного железа, или даже душой тела 107 . Вслед же за сим, вот с какой ясностью и раздельностью он определяет взаимообщение по свойствам двух естеств во Христе. «Поскольку, – говорит он, – душа человеческая всецело воспринята была Сыном Божиим, и сама всецело восприяла Его, то она вместе с плотью, которою облеклась, составив истинного человека, (не без основания) именуется Сын Божий, Божия Сила, Христос и Божия премудрость, равно, как и наоборот, Сын Божий, Которым создана всяческая, называется Иисусом Христом, Сыном человеческим. Ибо, с одной стороны, говорится (в Писании) о Сыне Божием, что Он страдал Своей, т. е. человеческой природой, а с другой – наоборот, Сыном человеческим называется Тот, Который придет во славе Отца Своего с ангелами Своими» 108 . Если, ко всему вышесказанному, присовокупить еще, что и другие Учители Церкви, как, например, св. Мефодий 109 , Киприан 110 и Дионисий Ачександрийский 111 , хотя только мимоходом касались учения о Лице Иисуса Христа, но тоже неоднократно и достаточно ясно выражали свою веру в Него, как Богочеловека, называя Его, при признании в Нем человечества, или прямо Богом, или же Богом, родившимся от Девы, и Богом пострадавшим, то должно будет стать совершенно ясным и несомненным, что эта вера была в первые три века христианства всеобщим, всегдашним и неизменным достоянием христианской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Мухаммед и сам чувствовал свои недостатки и видел многие свои пороки. Потому-то во всем обнаруживал чрезмерную заботливость о предохранении себя от порицаний, которые он, по собственному внутреннему сознанию, заслуживал за многие соблазнительные поступки свои. Таковы всегда обманщики: им кажется, что все их подозревают. Опасаясь быть изобличенными, они непрестанно оглядываются вокруг себя, для предотвращения внезапных нападений, и неусыпно заботятся о том, как бы им еще наперед отразить неприязненные улики. Все это несомненно показывает низкую в нравственном отношении личность Мухаммеда и срывает с него личину пророка, которою он так недостойно дерзнул облечь себя. Знамения божественного послания пророков, равно как и разительнейшие, яснейшие доказательства истинности свыше-откровенной веры, суть чудеса и пророчества. Посмотрим теперь, доказал ли Мухаммед каким-либо, чудом свое, как он говорил, посольство от Бога? Или вообще: может ли мусульманская вера представить хотя одно истинное чудо в подтверждение своего притязания на высшее происхождение? Сам основатель мусульманской веры в продолжение всей своей лже пророческой жизни не совершил ни одного чуда, и сам несколько (около пятнадцати) раз прямо сознавался в том. 103 Так как посольство древних пророков сопровождаемо было множеством чудес: то и от Мухаммеда современники его требовали, чтобы он подтвердил посольство свое, если оно истинно, каким-либо, чудом. Об этом мы читаем в ал-коране следующее: «неверующие говорят, что коран есть не иное что, как смесь сновидений, или произведение фантазии поэта, или собрание рассказов чародея, и требуют, чтобы ты явился к ним с каким-нибудь чудом. Так, например, чтобы ты извел им источник из скалы, или двинул горы с своих мест, или повелел проглаголать мертвецу, или взошел как бы по лестнице на небеса и принес на землю книгу, свидетельствующую о тебе, или низвел бы с неба ангелов для засвидетельствования твоего учения, или повелел бы разрушиться небесам и пасть на них, как угрожал ты им за неверие, или создал бы дом для себя из золота, устроил сады из пальмовых и виноградных дерев и провел посреди их обильные реки». 104 Что же в таком случае делал Мухаммед? Он пускался тогда в обычное свое красноречие, рассказывал занимательные истории, фантазировал о будущем, указывал на внутреннее, будто исполненное высоких тайн, содержание своих слов и т.п. Но, когда этим не удавалось успокоить своих возражателей, Мухаммед прямо принужден был отказываться от совершения чудес. «Я не говорю вам, отвечал тогда он, что владею сокровищем Божиим, что я знаю тайны, что я ангел; я исполняю только то, что мне открыто». 105

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Raev/...

ред.) 104 К17:90–93. И сказали они: «Не поверим мы тебе, пока ты не изведешь нам из земли источника, или будет у тебя сад с пальмами и виноградом, и ты проведешь между ними каналы, или спустишь на нас небо, как говоришь, кусками, или придешь с Аллахом и ангелами пред нами, или будет у тебя дом из золотых украшений, или ты поднимаешься на небо. Но не уверуем мы и в твое поднятие, пока ты не спустишь нам книгу, которую мы прочитаем». Скажи: «Хвала Господу моему! Разве я только не человек – посланник?» (прим. ред.) 105 К6:50 Скажи: «Я не говорю вам, что у меня сокровищницы Аллаха, и не знаю сокровенного, и не говорю вам, что я – ангел. Я следую только тому, что открывается мне» (прим. ред.) 106 К10:20. И говорят они: «Если бы было ниспослано ему знамение от его Господа!» Скажи: «Тайное принадлежит только Аллаху. Ждите, и я с вами ожидаю!» (прим. ред.) 109 Тогда-то будто Бог говорил ему: «о, ты свернувшийся, закрывшийся! встань на молитву, заповедуй и величай Господа твоего». К73:1–5; 74:1–3. Это значит, что когда падучая болезнь свертывала или корчила Мухаммеда, то из опасения обнаружить ее, он закрывался иди своим плащом, или одеждами своих жен, прежде Хадиджи, потом Айши. 110 В одну ночь, когда Мухаммед спал под открытым небом, архангел Джибрил открыл ему сердце и, напечатлев на нем черную точку, исполнил его веры и знания. Потом летя на 70-ти равной величины крыльях, он привел ему небесную лошадь аль-борак, на которой пророки ездили на божественные посланничества: эта лошадь быстра как молния, умна как человек, только лишена дара слова. Как скоро она узнала, что имеющий ехать на ней есть посредник, ходатай, виновник ислама, тотчас смирилась и приняв Мухаммеда на свой хребет, принесла в Иерусалим. Здесь во храме он встретился с другими святыми, которые радостью приняли его и домогались молиться вместе с ним. Архангел Джибрил и Мухаммед взошли потом на лестницу, которая там находилась, и достигли таким образом до первого неба–из чистого серебра, где увидели они звезды, висящие на золотых цепях.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Raev/...

Отошел ко Господу Митрополит Угандийский Иона Афины, 14 сентября 2021 г. Фото: ugandaorthodoxchurch.co.ug      5 сентября на 77-м году жизни преставился ко Господу выдающийся архипастырь Александрийского Патриархата - Митрополит Кампальский и Всей Уганды Иона (Луанга). Иерарх много лет боролся с онкологическим заболеванием, однако причиной смерти стал сердечный приступ. Его Высокопреосвященство скончался в Афинах, куда ранее был направлен на лечение, сообщает пресс-служба Кампальской и Угандийской епархии. Сообщение на странице епархии в Twitter гласит: «Наш духовный отец ушел, чтобы встретиться с Господом!!! Лев Александрийского Патриархата!!» Социальные сети наполнены соболезнованиями по поводу кончины любимого архиерея. «Народный форум по правам человека в Уганде» пишет, что «он был активистом и всегда любой ценой отстаивал права других людей, когда сотрудники службы безопасности пытали, похищали, убивали и незаконно сажали угандийцев в тюрьмы». В сообщении на сайте Александрийского Патриархата об усопшем иерархе говорится: «Покойный митрополит был великим Иерархом Александрийского престола, неутомимым тружеником и борцом за распространение Евангелия в Африке. В течение 29 лет, будучи архиереем Александрийского Патриархата, он служил в Африканской миссии, продолжая труды первых миссионеров в Уганде, основывая храмы, школы, больницы и монастыри». Александрийский Патриархат опубликовал краткую биографию почившего архипастыря: Новопреставленный Митрополит Иона, Ипертим и Экзарх Всей Уганды, родился в 1945 году в Ддегейе (Уганда). Получил среднее образование в Булемези и Кьяддонодо в Уганде (1952-1964). С 1964 по 1968 годы учился в духовной семинарии на острове Крит. Далее проходил обучение в Богословской школе и на философском факультете Афинского университета (1968–1978). В 1981 году рукоположен во диакона, в 1982 году - во пресвитера. 27 июля 1992 года хиротонисан во епископа Букобского. 12 мая 1997 года избран митрополитом Кампальским и Всей Уганды. По некоторым сведениям, в настоящее время около 500 000 жителей Уганды исповедуют православное христианство. Уганда – одна из первых африканских стран к югу от Сахары, где сложилась обширная православная община. Примечательно, что истинная вера пришла в эту страну благодаря не иностранным миссионерам, а местным жителям, которые сами обнаружили, что католицизм и англиканство содержат значительные отклонения от первоначального христианского учения, и открыли для себя Православие. Одним из четырех основателей Православия в Уганде в 1919 году был Обадия Басаджакитало – родной дед Митрополита Ионы. В 2019 году в интервью информационному агентству “Greek Reporter” владыка Иона сказал, что на тот момент в Уганде было около 80 православных клириков, 105 православных общин, не считая православных школ.

http://pravoslavie.ru/141791.html

104 П. Иоанн X († 900 г.) в письме к Сербским князьям Михаилу Захлумскому и Томиславу Хорватскому. 105 Летописи в гласнике I, 163. V, 21. У Григоровича стр. 65. Шафарика в памяти. 2, 55–57. «Глаголют истинны сьписателе, яко Ливию Срьбину быти родом Еллину мудрованием». Ошибка тут одна. Смешали Триваллского Ликиния с Ликинием, зятем Константина, тогда как зять Константина не был и властителем запада. Ещё св. Димитрий замечал об отце св. Ирины: «не той бе Ликиний, иже послежде бяше сцарственник ц. Константина, имевый в супружестве сестру Константинову, но иный, царь единого града, Македонии сопредельного. Той име в супружестве Константию, а сей Ликинию. Той в несчастии погибе, а сей в христианстве честно скончался. Той бяше по трех стех летех, а сей близ дней Апостольских». 107 См. ноября 14 д. Порфирогенет упоминает о Расе в описании событий 842 г. (De admin. imp. § 32). Древность Расы и Расских жупанов можно видеть из сличения другого места Константинова с грамотой Санковичей. В последней читаем: «я жупан Бельячь и воевода Радичь с братьями Санковичами дознали доподлинно из старых бумаг и от старожилов, людей добрых, которые хранят сведения, переходившие от поколения к поколению, также из межевых знаков и памятников, следующее: при море был город старый Дубровник в соседстве с Конавльской жупой, и этому городу принадлежала Конавльская жупа, составляя потомственное владение его, как и другие земли и места. Но тот старый город пал и запустел. Владетели Раисские и Холмские засели тут кривдой и насилием взяли Конавльскую жупу и другие места того города. Граждане перешли в безопасное место и построили город Дубровник, который ныне существует» (У Майкова стр. 69). Поскольку же основание нового Дубровника у Порфирогенета относится к 449 г., то выходит, что Раисские владетели с их стольным городом Расой были сильными ещё прежде 449 г. 108 Мартиролог Иеронима под 31 дек.: Retia Hermetis exorcistae. Усуард: Retiariae s. Hermetis exorcistse. По одному списку Усуарда; Retia provincia, civitate Reciaria s. Hermetis exorcistæ. Мартиролог Иеронима янв. 1. In Retia Eventii, Hermetis; Bononiæ Gaii, Heraclii. Янв. 4. In oriente Bononia civitate Hermitis, Aggei, Gaii, Petri, Marci, Sereni. Senni, Anastasiæ. Усуард под 4 янв. Civitate Bononia Hermetis, Aggei et Gai. У Баровия в мартирологе прибавлено о последних: «пострадали при имп. Макснмине». По картам старого мира Reciaria там, где ныне Радоевац, а Bononia вблизи Прахова.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В Германне Пушкин все время выделяет две главные психологические черты: непреклонность его желаний (сильные страсти) и необузданность 100 воображения (277, 280), и при этом он называет его воображение еще и огненным. «Воображение, – по святым отцам, – есть сила неразумная, действующая большею частию механически, по законам сочетания образов» 101 . Первым в такое состояние «многосоставного воображения», «возмечтав и наполнив ум свой образами равенства Богу, ниспал Люцифер» 102 . Вслед за ним и Адам ввергся в «чувственную, многосоставную, многовидную, в образы и мечтания погруженную жизнь». Быть же «погружену в образы или жить в них и под влиянием их – есть свойство неразумных животных, а не существ разумных» 103 . Сильные страсти и необузданное воображение приводят Германна к тому, что в святоотеческой традиции называется прелестью. Тот мир, который привлекает его – есть мир воображаемый, мир игровой, как нынче принято выражаться, виртуальный. Да и сами деньги, которые являются целью и смыслом этой игры – есть также виртуальная реальность. Они есть то, что адекватно любой вещи, но сами по себе не имеют никакой ценности 104 . В этот фантастический мир Германн влеком своею необузданной фантазией, – его воображение наполняет этот мир неким подобием реальности. Но этот виртуальный мир – есть порождение его страстей, непреклонной воли, обращенной к недействительному миру. Однако этот нереальный мир – есть все-таки реальность, но только в одном смысле, – он есть реализация его свободы. Поэтому и сам Германн у Пушкина является героем, персонифицирующим волю внутри человека, но волю порочную, извращенную страстями. То, что Пушкин хорошо понимал святоотеческое учение о воображательной способности, подтверждается его высказыванием о творческом процессе. «Восторг исключает спокойствие, необходимое условие прекрасного, – пишет Пушкин, – восторг не предлагает силы ума, располагающей части в их отношении к целому. Восторг непродолжителен, непостоянен, следственно, не в силе произвести истинное, великое совершенство». 105

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/mis...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010