На службе подошел к нему на исповедь. Я говорю: «Батюшка, я первый раз исповедуюсь». – «А, ну понятно». Накрыл меня. «Идите причащаться». Я ждал какой-то особой провидческой исповеди. А ее вообще не было. На беседу подошел – общие слова. «Молитесь, ходите в церковь Божию, читайте Святое Евангелие, Псалтырь. И, может быть, Господь вам поможет». Как-то загадочно сказал. Вот такая поездка была. Хочется отметить, что после нее на душе осталось какое-то невероятное тепло, радость, какое-то состояние счастья, неземное такое. Я даже помню (в институте тогда учился), как-то с преподавателем встретился в коридоре, стал рассказывать, куда я ездил. Остановился кто-то еще, и еще, знакомые, студенты – толпа набралась. Меня слушают, а я рассказываю общие вещи: вот, я был тамто, а батюшка мне советовал молиться. А все словно замерли. Слушают меня, затаив дыхание, раскрыв рот. Такое ощущение, как я сейчас понимаю, что какая-то через меня благодать передалась от отца Ипполита к ним уже. Люди стали записывать адрес, как туда попасть, доехать. Вот какая была первая поездка. Непонятная, загадочная и благодатная, можно сказать. А потом с разными друзьями уже ездил, всем рассказывал – и в ответ: отвези меня. И стали чаще ездить. В общем-то, все то же самое. Ничего прозорливого не говорил. Но было тепло, радость. Ничего вообще спрашивать не хотелось. Садишься рядом с ним, и ничего спрашивать не хочется. Как одна паломница говорила: «Хочется сесть, положить ему голову на плечо и сидеть. И все, и ничего не делать, не спрашивать, не говорить». Вот что люди чувствовали. А с другой стороны, было ощущение, что он именно тебя ждал, именно с тобой хотел поговорить. Именно так. Он руку возьмет, начинает пальцы перебирать. «Ну что, отец, ну, как там у Вас, как?» Шепотом еще любил говорить, на шепот переходить. «Как там у Вас, как? Ну, что, рассказывайте, рассказывайте». Я что-то начинаю говорить невпопад уже, а он: «Ну все, все. Вам надо молиться, в церковь ходить. Не забывайте это, обязательно». И общие духовные наставления, и:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Для большей ясности обзора разделим все источники на две группы: 1) источники общие, касающиеся всей церкви, и 2) источники частные, которые, на ряду с общими касаются отдельных автокефальных, ныне существующих церквей. Эти вторые частные источники мы будем рассматривать по времени происхождения каждой из данных церквей; первые же рассмотрим по степени их важности, именно: а) основные источники и прежде всего Св. Писание и Св. Предание, затем каноны; б) дополнительные источники, то есть постановления соборов и канонические послания православных пастырей, изданные после заключения основного канонического сборника и служащие дополнением основных источников; в) вспомогательные источники, как то: канонические мнения, трактаты и толкования знаменитых, признанных церковью канонистов, всегда уважаемые церковью и служащие надежною помощью в церковно-юридической практике. К этим источникам с общим характером надо еще добавить ж) древние церковно-гражданские законы, то есть те, которые издавались греко-римскими императорами или самостоятельно, или вместе с церковною властью в пользу церкви, и которые способствуют церковному преуспеянию и сохранению доброго церковного порядка. Законы эти дополняли православное церковное право и служили ему вспомогательным источником, а так как они внесены в общие канонические сборники и приведены рядом с церковными канонами для общего церковного управления и так как во многих вопросах церковной жизни православная церковь и ныне обращается к ним, то они и имеют значение общего источника церковного права. I. Общие источники церковного права А. Основные источники § 21. 1. Св. Писание и Св. предание Священное писание составляют известные книги, написанные, как учит церковь , по вдохновению Божию. Они разделяются на книги Ветхого Завета и книги Нового Завета. Книги Ветхого Завета следующие: Бытия, Исход, Левит, Числа, Второзаконие, Иисуса Навина, Судей, Руфь, Царств первая и вторая, Царств третья и четвертая. Паралипоменон первая и вторая, Ездры первая и вторая, Есфирь, Иова.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Святейший Владыка также с особой теплотой вспомнил епископа Карои Тота, который в свое время возглавлял Реформатскую церковь в Венгрии и был генеральным секретарем Христианской мирной конференции. «Тогда, в условиях «холодной войны», мы трудились над тем, чтобы сохранялись отношения христиан Востока и Запада, подчеркнул Патриарх. Это был действительно очень важный фактор взаимодействия тогдашнего Востока и тогдашнего Запада. И богословский диалог между христианами помогал осознать, что мы все вместе принадлежим к единой системе ценностей. Симпатии русских православных людей по отношению к Западу основывались именно на факторе общих ценностей». «Положение было парадоксальным: внутри страны у нас не было общих ценностей с представителями коммунистической партии, а с христианами Запада и вообще с западной христианской культурой были общие ценности, продолжил свою мысль Его Святейшество. Именно на этом основывалась открытость русских людей и вообще жителей бывшего Советского Союза к западному миру. Тогда и возникали идеи «общей Европы» от Лиссабона до самого Владивостока, потому что казалось, что именно эти общие ценности должны быть в основе, в том числе, политической общности. Может быть, именно поэтому сегодня православные люди в России так болезненно воспринимают демонтаж, удаление христианских ценностей из жизни западного мира. То, что нам предлагают теперь как общие ценности, мы своими ценностями не считаем. Мы не можем считать ценностями то, что расходится с христианскими принципами, с христианской моралью. Мы не можем принять за норму то, что происходит в Великобритании с маленьким человечком Чарли Гардом, которого лишают права на жизнь. Мы не можем считать общими ценностями однополые союзы, которые нам предлагают рассматривать наравне с естественным браком. Мы не можем считать общими ценностями многие другие вещи, которые входят в противоречие с христианской нравственностью». «Я считаю, что из всех конфликтов, которые существуют сейчас между Востоком и Западом, этот ценностный конфликт самый главный, основной. И он, конечно, провоцирует напряжение отношений между Востоком и Западом», с сожалением констатировал Предстоятель Русской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/4948465.ht...

Священник Николай Дмитриев из Хакодате: Время молить о милости Божией Мы молимся каждый день, каждый час: и в храме, и в домах. Молимся о том, чтобы жертвы были минимальны. Молимся и за вас, братья и сестры, за Россию, благодарим за участие ваших живых сердец в нашей беде. Становится понятно, что беды наши – общие, да и радости тоже. 24 марта, 2011 Мы молимся каждый день, каждый час: и в храме, и в домах. Молимся о том, чтобы жертвы были минимальны. Молимся и за вас, братья и сестры, за Россию, благодарим за участие ваших живых сердец в нашей беде. Становится понятно, что беды наши – общие, да и радости тоже. Портал « Правмир » продолжает держать связь с православным духовенством в Японии, пострадавшей от землетрясения . Из Хакодате (остров Хоккайдо) о ситуации в стране нам сообщает священник Николай Дмитриев, клирик Японской Православной Церкви. Имена погибших официально не объявляются, чтобы не ошибиться Отец Николай Дмитриев с супругой Мы молимся, еще более усердно, чем прежде. Каждый день, каждый час: и в храме, и в домах. Много сейчас подают записок о поминовении. Но имена погибших официально не объявляются, чтобы не ошибиться. Нужно на 100% быть уверенными, что человек действительно погиб, поэтому сейчас публикуются списки тех, кто жив, все остальные занесены в категорию пропавших без вести. Думаю, что в течение недели все списки будут уже составлены, мы будем знать о потерях. Молитвы при землетрясении и о спасении страждущих Молимся о том, чтобы жертвы были минимальны. Молимся и за вас, братья и сестры, за Россию, благодарим за участие ваших живых сердец в нашей беде. Становится понятно, что беды наши – общие, да и радости тоже. Хотя, не знаю, когда Япония сможет так беззаботно радоваться, как прежде, сколько для этого должно пройти времени… 150-летие в честь прибытия в Японию святого равноапостольного Николая, скорее всего, перенесут на следующий год Недавно стало известно, что большое торжество, к которому готовились православные японцы: 150-летие в честь прибытия в Японию святого равноапостольного Николая, просветителя Японии , отмечаться в этом году не будет, скорее всего этот праздник перенесут на следующий год. Не время сейчас праздновать. Время молить о милости Божией к каждому, ведь любой человек пред Богом бесценен, душа каждого — уникальна.

http://pravmir.ru/protoierej-nikolaj-dmi...

Поздравление это заканчивалось собственноручной подписью старца: «Иеромонах Амвросий». Но такие кратчайшие поздравления скоро оказались батюшке не по вкусу. К празднику Рождества Христова 1869 года и к Пасхе 70-го он уже сам продиктовал краткие общие поздравления с праздниками. Приближался затем опять праздник Рождества Христова. По установившемуся уже обычаю нужно было и опять готовить общие поздравительные письма. Старец обратил теперь на это особенное внимание, сказав: «Уж если писать, так написать должно что-нибудь полезное и назидательное», – и продиктовал первое глубоко назидательное общее поздравление, в котором, изъяснив таинство наступающего праздника, приглашал унылых и нечувственных со смирением и зазрением себя усердно и с благоговением внимать в сие время чтению и пению церковному и от них, как от источника жизни и бессмертия, почерпать утешение, вразумление и спасение милостью и человеколюбием Сына Божия. С этого времени уже до самой кончины своей готовил старец замечательные по своему содержанию рождественские и пасхальные общие поздравления 110 . Удивительно памятлив был старец. В продолжение двадцати одного года он диктовал эти поздравления и, несмотря на то что никогда не справлялся о содержании продиктованных в прежние годы писем, всегда говорил непременно о разных предметах. Но вот наставал канун праздника. Келейники заботились о возможной чистоте старцевых келий. Число посторонних посетителей сравнительно уменьшалось, так как каждый заботился встретить праздник у себя дома. Старец в это время больше занят бывал исповедниками, и притом из своих братий. Иногда неспешно переходил он по какой-либо нужде из кельи в келью. Лицо такое светлое, святолепное. Видно было, что благодатный мир и невозмутимая тишина наполняли его чистую душу. Любящее сердце его отверсто было ко всем. Отечески ласковое слово, взгляд или прикосновение рукой вызывали иногда у окружавших его слезы умиления. Несколько раньше обычного старец ложился для краткого отдыха, а в самую полночь, когда в монастыре ударяли к утрени, вставал.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Таковым, для которых оно могло явиться особенно тяжким соблазном и повести их к большему осуждению, оно может быть и не возвещалось. Затем в вопросе о сообщении и распространении откровения всегда нужно помнить, что люди не обособленные единицы, но всегда – семья, племя, народ, что в деле спасения и богообщения имеет место не индивидуальность, а соборность. Отсюда призвание Авраама и выделение еврейского народа из среды всех народов земли, отсюда же пребывание целых народов в тени и сени смертной. Близкие между собой по происхождению люди близки между собой и по духовным качествам. Вот почему и общие правила и законы для народов, и общие блага, и общие наказания, вот почему и дарование и лишение откровения. Религиозные истины всегда возвещались большему количеству лиц, чем количеству, принимавших их. Разве в дни Моисея моавитяне, эдомляне не должны были знать, что Бог евреев есть истинный Бог, и что данный Им закон есть спасительный закон? Однако они не пожелали этого знать. И Бог оставил их ходить путями своими, как оставил ходить таковыми путями и другие народы. Но это „оставил» не нужно понимать в грубо буквальном смысле (см. Второз. 2: 9; 23: 7). Они были отлучены от церкви и истины лишь в той мере, в какой это было полезно для них. Церковь налагает анафему для блага анафематствуемого. Бог скрывает Себя от человека для блага человека. Естественное богопознание. Но, однако, если ветхозаветному или новозаветному язычнику не сообщалось откровения, то это не значит, что ему не делалось никаких указаний, как искать истину, и в чем она заключается. Нет, кроме сверхъестественного откровения в прошлом как и теперь, было естественное богопознание. Путь к истине указывался всякому, и чувство истины подавалось всем. „Был свет истинный, который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Иоанн l: 9). Этот свет освещал всем путь и смысл жизни. И тот, кто не хочет видеть и отрицает его, идет против рожна. Душе человека по мере того, как она развивается, все ее силы, все, что открывается ее знанию, все указывает на высочайшую Истину.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

К сожалению, статья в полной степени подпадает под вполне справедливые критические замечания, высказанные ранее в отношении авторов и самого текста проекта " Положения " . Общие фразы, благочестивые и весьма уклончивые тезисы и полное игнорирование рожденных сердечной болью отзывов, которых насчитывается уже более четырех сотен. Как выясняется из уст почтенного архиерея, все они принадлежат либо мирянам (т.е., надо полагать, людям, чье мнение изначально ущербно во всех отношениях), либо лицам, оставившим обители (.т.е. таким же ущербным). Интересно, почему же тогда, спрашивается, на проект нет массовых положительных отзывов от людей " первого сорта " ? Если проект так хорош, то почему этот восторг не разделяют другие? Обращу внимание также на то обстоятельство, что и почтенный епископ утаил имена авторов этого эпохального документа - одни общие ссылки на " весьма авторитетных людей " и редакционную комиссию. Если владыка столь искусен на духовном поприще, то почему вместо общих, заключительных, " командирских " оценок, после которых, надо полагать, никакие обсуждения становятся уже невозможными (ведь мнение священноначалия уже высказано!), нет детального разбора хотя бы наиболее часто встречающихся замечаний? Общие ссылки на мирян и " неправильную " греческую практику, увы, не убеждают. Да и почему подготовленные миряне, пполучше наших архиереев ориентирующихся в канонических традициях Церкви, изучившие ее опыт и предыдущие ошибки организации монашеской жизни, так смело отвергнуты в разбираемой статье? Или им недоступны акты Трулльского собора, посвященного, в том числе, проблемам монашеской жизни? И назовите, пожалуйста, " корифеев " канонического права, кроме ангажированных авторов проекта, даже имена которых стесняются произнести. Подытоживая, скажу, что крайне разочарован статьей архиерея. Как всегда, ни о чем, зато с высот своего положения. Все проблемы организации церковной жизни, которыми переполнено русское общество, вообще нигде не озвучиваются. Вместо этого на " Спасе " и других каналах лубочные картинки времен " советского застоя " (так и хочется скаать, " застолья " ). Кстати сказать, на днях на ТНТ прошел фильм о благотворительной деятельности многих русских православных ребят, в свободное время и за свой счет организовавших реальную практику " нищелюбия " , которая так замечательно отличала Русскую Православную Церковь с древних лет. В том числе, и о благотворительных аукционах, вырученные на которых средства уходят на благотворительность старикам и неимущим.

http://bogoslov.ru/article/2692542

Таковы общие точки зрения на правду и любовь Бога всемогущего, служители которого должны остаться победителями в ужасной, но возвышенной борьбе, совершающейся на нашей земле между добром и злом, светом и тьмою, церковью и миром, Иисусом Христом и сатаною; таковы, говорим мы, эти общие точки зрения, которые образуют основание всего пророчества иудейского и христианского. Выделять из его целости частные предречения, значит отнимать у этих последних их величие, то есть, из Пророка, делать гадателя, и из исполнения его слов – счастливый случай; подобно тому, если бы видеть в картине только подробности, которые хорошо исполнены, но доказывают только талант художника, а не постигать общую основную мысль, в которой одной проявляется гений. Еврейские Пророки прежде чем удостоиться Духа пророчества жили как благочестивые Израильтяне, которые знают истинного Бога из Его прежних откровений и до известной степени знакомы с общими началами Его мироправления; и Святой Дух, спасающий и освящающий их, как бы только указывает им на верное приложение известных законов Провидения к событиям долженствующим совершиться. Но эти общие взгляды на будущий ряд печальных или радостных событий были бы только пророчествами весьма неполными и по истине недостойными Бога, который ничего не совершает в половину, если бы они своей верностью относились только в общем смысле, а подробности в них были бы неточны, вовсе не указаны или ошибочны, и здесь-то именно выступает на вид со всею ясностью коренная разность между самыми удачными предчувствиями гения и библейским предсказанием. Святой Дух не ограничивается тем, что влагает в сердце Пророка благочестивые надежды и высокие мысли; Он ставит пред его духовными очами живые картины будущего, которые нередко имеют даже всю точность истории и суть по истине, как предварительные евангелия. Всякая подробность пророчества также вполне истинна, как истинны в нем основные его мысли; все, что было возвещено в пророчестве, все до последней йоты должно совершиться. Прошедшее служит в этом случае ручательством за будущее, и осуществившиеся предсказания научают нас истолковывать те предсказания, которые не осуществились еще. Так семьдесят седмин годов Даниила, буквальную точность которых показывает нам история, обязывают нас принимать в собственном, а не в переносном смысле числа в откровениях святого Иоанна. Пророчество действительно божественно потому, что соединяет в себе с совершенною истиною общих взглядов – совершенную истину подробностей: без подробностей оно могло бы быть принято за благочестивые предчувствия, а без общих взглядов оно походило бы на гадание.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

неоднократно приводил в своих секретных посланиях различным должностным лицам (в том числе – обер-прокурору Святейшего Правительствующего Синода/СПС/графу Н.А.Пратасову). В них он, в частности, утверждал со слов лично знакомых с данным вопросом лиц, что «в здешних заведениях» евреи-кантонисты «сами из себя избирали раввинов и чрез них отправляли свои богомолья». 29 Известно и то, что первоначально начальство военно-кантонистских заведений также беспрепятственно предоставляло своим подопечным иудеям увольнительные в их религиозные праздники, давая им тем самым возможность посещать «общие» синагоги. Однако в 1845 г. стараниями военного министра и обер-прокурора СПС до Императора Николая I дошло, что «принимаемые духовным ведомством меры к обращению в православие кантонистов евреев остаются иногда безуспешными потому, что кантонисты эти увольняются для своего богослужения в кагал, где, видаясь с своими единоверцами, слышат от них, сколько известно, разные несбыточные обещания и нелепые угрозы, приноровленные к тому, чтобы удержать сих детей в их заблуждении». В результате государь «Высочайше повелеть соизволил: воспретить, негласным образом, увольнять кантонистов евреев для совершения богослужения в синагоги, или общие еврейские собрания, дозволив им исполнять свои обряды в самых заведениях, под руководством избранного еврея из служащих в других командах того города и под надзором офицера и учителя». 30 Императорское распоряжение тут же было секретно объявлено к надлежащему исполнению по военному и духовному ведомствам (для последнего – в форме указа СПС от 15 марта 1845 г.). «По секретному распоряжению высшего начальства, основанному на высочайшем повелении, – подтверждал, в частности, факт его исполнения в своём рапорте от 7 июля 1845 г. архиепископу Казанскому и Свияжскому Владимиру (В.К.Ужинскому) командующий КБВК майор Б.К.Штарк, – воспрещено евреев увольнять для совершения богослужения, в синагоги, или общие еврейские собрания, но дозволено им исполнять свои обряды в самых заведениях под руководством избранного еврея из служащих в других командах и под надзором офицера или учителя».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

п., с прописанием размера или количества пожертвования на то из собственности, без излишнего исчисления в подробности, капля именно части церкви обновлены и украшены, или какие именно ризничные, утварные, или иные принадлежности пожертвованы в церковь и в) в V графе должно неопустительно обозначаться, какой представляемый к награждению получил прежде награды, когда и за что именно. Между тем, на основании 5 пункта Высочайше утвержденных 21 декабря 1870 года правил, церковно-свечные доходы слиты с кошельковым и кружечным сборами в общие церковные доходы и затем, по указанию Св. Синода от 17 мая 1872 года за 27, изменены самые формы отчетности о церковных доходах. Кроме сего из поступающих в Св. Синод представлений о наградах за неслужебный отличия усматривается: что многими из епархиальных начальств IV графа наградных списков наполняется такими мелкими подробностями, которые, расширяя без всякой нужды объем означенных списков, затрудняют извлечение из них тех сведений, какие существенно необходимы для внесения в общие третные ведомости о наградах за неслужебный отличия по духовному ведомству; что в V графе наградных списков довольно нередко не показывается, когда и за что представляемый к награждению получил награды, и что сверх сего в делах сего рода допускаются другие опущения или отступления от предписанных правил и таким образом возбуждается излишняя переписка, замедляющая самый ход и окончательное разрешение дел, Свят. Синод постановил: вследствие слияния церковно-свечных доходов с кошельковым и кружечным сборами в общие церковные доходы и изменения самых форм отчетности о церковных доходах, изменить согласно сему разосланную при указе Св. Синода от 23 Октября 1864 г. форму наградных списков, уничтожив в III графе ее подразделение церковных доходов на свечные и кошельковые, а вновь составленную, на этом основании, форму наградных списков, для должного в потребных случаях руководства, послать при печатном указе 49 подлежащим местам и лицам духовного ведомства, с предписанием: а) чтобы в III графе наградных списков, в изъяснение приращения церковных доходов, согласно ст.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sborni...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010