Д. Киселев: Я бы хотел вернуться к начатой теме. Как Вам кажется, сегодня Православие, католицизм и протестантизм дополняют и усиливают друг друга в общем христианском мире или же они все больше и больше отстраняются друг от друга, показывая миру совершенно не христианский пример? Митрополит Иларион: Я думаю, что у Православия и католицизма, несмотря на накопившиеся в ходе истории различия, которые носят, прежде всего, богословский характер, все-таки есть очень много общего – в частности, общие подходы к основным социальным и нравственным темам. В этом смысле мы, безусловно, являемся союзниками. Мы можем вместе искать ответ на те вызовы, которые сегодня несут угрозу самому бытию христианства. Я называю это «стратегическим альянсом» между православными и католиками, то есть пониманием того, что если существуют угрозы – они для нас общие, если существуют вызовы – они тоже общие. Не будучи единой Церковью и не снимая тех разногласий, которые существуют, которые обсуждаются в рамках соответствующих богословских комиссий, мы можем действовать как союзники, а не как соперники. Вот почему мы говорим, что должен быть исключен прозелитизм между православными и католиками. К сожалению, со многими протестантскими общинами такой союз становится все менее и менее возможным. Я говорю, прежде всего, о протестантских общинах Запада и Севера, потому что на пространствах нашего отечества протестанты все-таки в основном придерживаются традиционных убеждений в области нравственности, чего не скажешь о многих европейских, скандинавских, американских протестантских общинах. Д. Киселев: Вернемся на пространство России. Мне кажется, для того, чтобы Церковь полноценно выполняла свою миссию и была влиятельным общественным институтом, нужна какая-то «критическая масса». Есть ли такая «масса», если, по самым приблизительным оценкам, воцерковлен лишь один из десяти жителей России? Митрополит Иларион: Прежде всего хочу отметить, что эта статистика весьма условная. Кого можно называть воцерковленным? Тех, кто каждое воскресенье ходит в церковь ? Тех, кто ходит раз в месяц? Или несколько раз в год? Статистика показывает, что людей, которые несколько раз в год ходят в церковь , гораздо больше, чем 10%, – их, по крайней мере, 50%, а это уже немало. Притом ходить в церковь – это одно, участвовать в Таинствах – другое, а жить по-христиански – это третье. Думаю, никакая статистика не сможет совместить эти критерии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

И вот пр. Феофан, по приезде во Владимир, ревностно занялся делом открытия и пополнения церковных библиотек в своей епархии. Он и в частных беседах побуждал духовенство заводить и пополнять как частные церковные библиотеки, так и общие – на целые благочиннические округа, при чем указывал и те книги, которые нужно было приобретать в эти библиотеки. В «Влад. Епархиальных Ведомостях» был напечатан и самый «Проэкт для открываемых общих и частных библиотек при градских и сельских церквах» 183183 . Общие библиотеки по этому проекту открываются в благочиннических округах и при том в селах более центральных, при чем дозволяется заводить в одном и том же округе две или три общие библиотеки, смотря по удобству. На выписку книг в библиотеку употребляются церковные кошельковые суммы и денежные пожертвования от духовных и других лиц. В библиотеку с большой благодарностью принимаются также и жертвуемые книги духовного содержания. Раздача книг для чтения сельским прихожанам лежит на ответственности священника каждой церкви, который рекомендует им ту или другую книгу. А для того, чтобы священники знали, какие им нужно выписывать в библиотеки книги и журналы, пр. Феофан распорядился, чтобы редакция «Владимирских Епархиальных Ведомостей» отпечатала реестр прежде изданных, особенно важных книг, журналов и брошюр духовного содержания и противораскольнических сочинений 184184 ; а о новейших сочинениях чтобы помещала в своем органе, по времени их выхода, библиографические сведения, а также обозрения духовных журналов и газет 185185 . Во время пребывания пр. Феофана на Владимирской кафедре продолжали производиться и вводиться общегосударственные реформы; в это же время произошло иного важных в жизни русского государства событий, как – безвременная кончина наследника престола Николая Александровича 12-го апреля 1865 г. и последовавшее за тем объявление наследником Великого князя Александра Александровича, покушение на жизнь Императора Александра II-ro и др. К государственным реформам пр. Феофан относился как истинный пастырь православной русской церкви: приветствуя их, как милость Божию и отеческие заботы Государя, он в своих проповедях указывал их истинный смысл и значение и наставлял, как должно к ним относиться и принимать их русским людям, чтобы быть истинными чадами русской церкви и верными сынами своего отечества.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Самый совершенный пример такой приятной, и в то же время благородной и величественной простоты представляют беседы Господа Иисуса Христа, сохраненные для нас в Евангелии. О самых высоких предметах говорит Он, и никто никогда не говорил о них более просто, чем Он. Кроме простоты, для достижения популярности, требуется умение входить в мысли и чувства своих слушателей,– мысли и чувства не того или другого человека, а мысли и чувства общие всем людям и коренящиеся в глубине души человеческой. В душе человеческой есть известные идеи и стремления, общие всем, в сердце человеческом есть известные общие чувства по отношению к каждому предмету. Старайтесь открыть эти идеи, разгадать эти чувства. Всякий раз, когда начинаете составлять свою проповедь, прежде всего обращайтесь к уму и сердцу слушателей, чтобы узнать, что каждый из них думал бы и чувствовал бы по отношению к материи, избранной проповедником, если бы следовал чистому свету своего разума и естественным движениям своего сердца. Пусть слушатель не сознает ясно этих идей и этих чувств. Но по мере того, как проповедник раскрывает их, у него открываются глаза; ему понятными становятся те вещи, о которых, может быть, он никогда не размышлял. Я никогда не думал об этом, скажет он самому себе; между тем это так. Слушатель чувствует удовольствие, когда видит, что проповедник ведет его как бы рукой от одной идеи к другой, от одного чувства к другому, и когда все, что говорит проповедник, он находит в себе самом. Тогда слушатель убежден и не может противостоять силе истины, поднятой проповедником; потому что его ум и сердце говорят то же самое, что слышится из уст проповедника. Самым популярным проповедником, умевшим входить во внутренние взаимоотношения с своими слушателями, и вызывать из их сердец сочувственный отклик на то, что он предлагал им, Жибер справедливо считает св. Иоанна Златоуста . Из него он берет примеры, которыми хочет показать, как нужно говорить популярно (в книге приведен длинный отрывок из 14-й беседы его на послание к римлянам о любви к бедным, и другой из 37-й беседы на Евангелие от Матфея о том, как опасно христианам ходить на зрелища), и к нему он отсылает всех, которые желали бы научиться языку популярного красноречия, советуя им, подобно Гиперию, читать этого превосходного проповедника день и ночь.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

33 Что касается до главного надзирания за благоустройством монастырей, то изначально по 4 и 8 правилам Халкидонского четвёртого Вселенского Собора, зависло оное от Епархиальных своих Архиереев; а всеобщих монастырских и, по крайней мере, соборных учреждений, сколько известно из Летописей, кажется, до XIV века не было. Ибо в первый раз под 1347 годом 34 упоминается, что при Великом Князе Симеоне Иоанновиче и Всероссийском Митрополите Феогносте был в Москве Собор о делах церковных, относительно исправления монастырского служения и служителей церковных; но в чём состояли постановления сего Собора, неизвестно. Потом на Московском Соборе 1503 года, при Великом Князе Иоанне Васильевиче и Симоне Всероссийском Митрополите, нечто установлено о разделении монастырей мужских от женских 35 . После того на Стоглавом Соборе Московском 1551 года, по усмотрению церковных и монастырских некоторых беспорядков, изложены многие уже общие правила монастырям 36 ; а также и на Московском Соборе 1667 года, бывшем при Царе Алексие Михайловиче и при Патриархах Паисие Александрийском, Макарие Антиохийском, Иоасафе Российском, сделано несколько таковых же учреждений 37 . По кончине последнего Российского Патриарха Адриана Государь намереваясь привести всё духовенство в лучший порядок, обратил внимание и на монастыри, и ещё с 1701 года, Января 31, повелел Боярину Ивану Алексеевичу Мусину-Пушкину, описав оные, составить как им, так и церквам ружную книгу, а при учреждении Святейшего Синода к Духовному Регламенту присовокупил многие общие правила для монастырей и монашествующих. Потом в изданном 31 Января 1724 года предварительном учреждении вообще о монахах, разделил их на два класса, то есть на учёных, нужных для церковного священноначалия, и на неучёных, желающих по совести монашеского жития, Святейший Правительствующий Синод с самого учреждения своего доныне также издавал многие общие для монашества и монастырей правила, которые можно видеть в посылаемых по Епархиям указах оного. ГЛАВА IV. О различии и преимуществах монастырей и их начальства

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Что включает в себя Следованная Псалтирь? Это в некотором смысле синтетический сборник, объемлющий Часослов (в полной его редакции), саму Псалтирь, разделенную на кафизмы (а кафизмы разделены на «Славы»). Кроме того, здесь есть так называемые Седмоднев и Месяцеслов. Обычно здесь же печатается Последование ко Святому Причащению, благодарственные молитвы по Святом Причащении, молитвы утренние, молитвы на сон грядущим. Что такое Часослов, я уже объяснил. Остается сказать, что такое Часослов в полной редакции. Существует так называемый великий Часослов и малый Часослов. В великом Часослове есть некоторые богослужебные чины, которые отсутствуют в малом и практически сейчас вышли из употребления. Это, например, междочасие Часов (1,3,6 и 9–го), чин о панагии, молитвы вечерней трапезы. В малом Часослове содержатся последования вечерни, утрени, изобразительных и Часов. Остается не вполне понятным, что такое Седмоднев. В Следованной Псалтири имеются некоторые общие службы в соответствии с литургическими воспоминаниями дней седмицы. В прошлый раз мы говорили о литургических темах дней седмицы. На каждый из этих дней составлены особые общие службы. Для понедельника в Седмодневе имеется общая служба бесплотным силам, для вторника — общая служба Предтече, для среды и пятка — общая служба Кресту и общая служба Богородице, для четвертка — общая служба апостолам и общая служба свт. Николаю, для субботы — общая служба всем святым и общая заупокойная служба. Кроме того, в Седмодневе обязательно печатается воскресная служба Октоиха 6–го гласа. Не знаю, по какой причине, но именно 6 глас всегда выбирается для Седмоднева. Есть даже неписаная традиция: если певцы неискусны и не знают гласов, то все поется в 6–й глас (либо читается), благо там стихирный и тропарный напевы совпадают. Отголоски этой традиции проникли и в наше обиходное богослужение. Вспомним обычную короткую панихиду, которая служится во всех храмах. Какие ирмосы поются? 6–го гласа: «Яко по суху пешешествовав в Израиль». Для чего нужны эти общие службы? Ведь реально они нигде не используются. Дело в том, что богослужебные книги составлены сучетомнекоего, какя иногда полушутя–полусерьезно говорю, аварийного выхода. Книги эти всегда на Руси были дефицитом, как и сейчас. Зная такую нужду, составители богослужения предусмотрели некоторую взаимозаменяемость книг. В том случае, когда нам чего-то не хватает, мы можем с некоторым, весьма малым, ущербом для богослужения восполнить одну недостающую книгу другой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

30. 12–3 Архитектура Западных Церквей 30. 2 Мозаика, живопись (иконы, фрески, миниатюры, картины). 30. 21 Дохристианская мозаика, живопись 30. 22 Христианская мозаика, живопись 30. 221 Раннехристианская и византийская. Мозаика и живопись Поместных Православных Церквей. 30. 222 Мозаика, живопись Русской Православной Церкви 30. 222–1Иконописные школы 30. 222–2 Отдельные иконописцы, художники и скульпторы 30. 223 Мозаика и живопись Западных Церквей 30. 3 Христианская иконография 30. 31 Богословие иконы, символика 30. 32 Специальная иконография 30. 321 Изображения Святой Троицы 30. 322 Изображения Бога-Отца. 30. 323 Изображения Иисуса Христа. 30. 324 Изображения Святого Духа… 30. 325 Изображения Божией Матери 30. 326 Изображения Креста… 30. 327 Изображения святых небесных сил бесплотных 30. 328 Изображения святых 3. История религий Общие вопросы истории религий] Религии Древнего мира] Буддизм. Зороастризм. Индуизм. Ислам . Иудаизм. Конфуцианство. Сикхизм. Синтаизм] Другие религии] 4. Агиография 4. Общие вопросы 41 Жизнеописания святых неразделенной Церкви. 42 Жизнеописания восточных святых 43 Жизнеописания западных святых 44 Жизнеописания святых Русской Православной Церкви 45 Канонизация святых и составление служб. 46 Сказания о земной жизни Божией Матери 47 История чудотворных икон и других святынь… 48 Паломничество по святым местам 5. Богословие Основное богословие] 51. 1 Бог , природа и человек 51. 2 Размышления о процессах, происходящих в человеческом обществе. 51. 3 История христианской апологетики 51. 4 Общее религиоведение 51. 41 Религия и наука. 51. 42 Религия и культура 51. 5 Апология религиозных истин 51. 51 Истина Воскресения Христова 51. 6 Апология Христианства. Догматическое богословие] 52. Общие вопросы 52. 1 Триадология (Учение о Святой Троице) 52. 2 Антропология (Учение о человеке) 52. 3 Амартология (Учение о грехопадении и его последствиях) 52. 4 Христология (Учение о Лице Богочеловека и двух естествах) 52. 5 Мариология (Учение о Божией Матери) 52. 6 Догмат воскресения Христова…

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Что такое Часослов, я уже объяснил. Остается сказать, что такое Часослов в полной редакции. Существует так называемый великий Часослов и малый Часослов. В великом Часослове есть некоторые богослужебные чины, которые отсутствуют в малом и практически сейчас вышли из употребления. Это, например, междочасие Часов (1,3,6 и 9го), чин о панагии, молитвы вечерней трапезы. В малом Часослове содержатся полследования вечерни, утрени, изобразительных и Часов. Остается не вполне понятным, что такое Седмоднев. В Следованной Псалтири имеются некоторые общие службы в соответствии с литургическими воспоминаниями дней седмицы. В прошлый раз мы говорили о литургических темах дней седмицы. На каждый из этих дней составлены особые общие службы. Для понедельника в Седмодневе имеется общая служба бесплотным силам, для вторника – общая служба Предтече, для среды и пятка – общая служба Кресту и общая служба Богородице, для четвертка – общая служба апостолам и общая служба свт. Николаю, для субботы – общая служба всем святым и общая заупокойная служба. Кроме того, в Седмодневе обязательно печатается воскресная служба Октоиха 6го гласа. Не знаю, по какой причине, но именно 6 глас всегда выбирается для Седмоднева. Есть даже неписаная традиция: если певцы неискусны и не знают гласов, то все поется в 6й глас (либо читается), благо там стихирный и тропарный напевы совпадают. Отголоски этой традиции проникли и в наше обиходное богослужение. Вспомним обычную короткую панихиду, которая служится во всех храмах. Какие ирмосы поются? 6го гласа: «Яко поспешешествовав в Израиль». Для чего нужны эти общие службы? Ведь реально они нигде не используются. Дело в том, что богослужебные книги составлены с учетом некоего, как я иногда полушутя-полусерьезно говорю, аварийного выхода. Книги эти всегда на Руси были дефицитом, как и сейчас. Зная такую нужду, составители богослужения предусмотрели некоторую взаимозаменяемость книг. В том случае, когда нам чего-то не хватает, мы можем с некоторым, весьма малым, ущербом для богослужения восполнить одну недостающую книгу другой.

http://azbyka.ru/liturgika-bogosluzhebny...

Присягу принимают, но пред одним Евангелием, молятся за царя и не отказываются от военной службы. 360 в) Секта общих. Секта «общих» появилась в 20-х гг. прошлого столетия; виновником ее считается крестьянин Самарской губ. Михаил Акинфиев Попов. 361 Основываясь на словах кн. Деяний апостольских: Вси веровавшии бяху вкупе и имеяху вся обща (2:44), он стал учить, что у истинных христиан все должно быть общим» (отсюда название) – и имущество, и труд. На первых порах это учение имело большой успех в нижнем Поволжье, и у Попова явилось немало последователей. Однако пропаганда его вскоре обратила на себя внимание правительства и в 30-х гг. он был выслан со своими преподавателями в Закавказье. Но это не вразумило сектантов; напротив, основав с. Николаевку (в Ленкоран. у. Шемахин. губ.), они ввели в нем общинный строй, согласно принятому ими учению: землю обрабатывали сообща, устроили общие столовые, общие склады платья, общие дома и т. д. На первых порах, по переселении, деятельным сотрудником Попова в его проповеди был Денис Никитин Шепилов или Клеменов, высланный в Закавказский край (в 1834 г.) из Оренбургской губ. Но затем он разошелся с Поповым и стал вводить в общине некоторые новые правила: запрещать пить чай с сахаром и вино, курить табак, употреблять в пищу лук и чеснок, носить богатую одежду и т. п.: но богачи отказались подчиниться этим правилам и выделились в «вольную церковь » на Поповом обряде. Впрочем, и сам Шепилов вместе с Поповым был сослан вскоре (в 1843 г.) в Енисейскую губ. 362 С течением времени, вследствие злоупотреблений общим имуществом, требование общности имущества было ограничено: наличное общее имущество было разделено между всеми с обязательством вносить в общественный магазин и в общую кассу 1/10 всякой прибыли). 363 Управление общиной производятся 12 избранными лицами, в качестве постоянных членов; из них 9 мужчин и 3 женщины. Члены эти, называемые «старшими чинами», по степени власти и по отправлению обязанностей разделяются на разряды. Первый чин – судья, правитель, дело которого читать и толковать слово Божие и разбирать распри членов общины.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

98 Например, в псалме на Неделю ваий 8/3 Враг Твоих ради, еже разрушити изменен «Врагов Твоих ради разрушиши»; в Неделю антипасхи 106/14 изведе я изменен «извел еси ны»; на Вознесение 17/11 и лете изменен «и возлете» и 9/9 судити имать изменен «судит». 99 На Преображение «И буди светлость Господа Бога нашего на нас от ныне и до века», 89/17; 120/8, преподобному: «Пойте Господеви, преподобнии Его, и им поведайте память святыни Его, во всех людех чудеса Его» – 29/5; 95/3. 106 Примечание редактора. При подготовке к публикации данной работы обнаружено отсутствие в рукописях святителя Афанасия одного, по-видимому, первого, раздела, условно именуемого: «Общие величания и псалмы избранные на праздники Господские, Богородичные и святых, поемые идеже их храм или идеже празднование им с полиелеем». Надеемся, что при дальнейшей работе с архивами в Фонде епископа Афанасия (Сахарова) будет найдена и в последующие издания включена в сборник эта интереснейшая работа, содержащая предположительно: Псалом Богородице первый: Возвеселюся и возрадуюся о Тебе... и (или) Псалом Богородице первый: Помяну имя Твое... (Боголюбской ??). Псалом Богородице второй: Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое... Псалом Богородице третий: Исповемся Тебе всем сердцем моим... Псалом святителю: Священницы Твои облекутся правдою: Псалом святителю-равноапостолу: Воскликните Богови, вся земля... Величание и псалом общие песнописцу-святителю. Псалом общий священномученику: Священницы Твои облекутся правдою... Величание и псалом князю-мученику, пострадавшему от близких: Вознесох избраннаго от людей Моих... Псалом князю-правителю: Вознесох избранного от людей Моих... Величание и псалом общие князю-юноше. Величание и псалом князю-иноку: Блажен муж, бояйся Господа... Величание всем преподобным Киево-Печерским в Неделю 2-ю Святыя Четыредесятницы и псалом: Соберите Ему преподобных Его... (здесь ссылка см., Триодь Постную, но в Триоди только служба свт. Григорию Паламе ). Величание и псалом песнописцу-преподобному.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Программа архим. Димитрия Программа архим. Макария А) Общее введение в курс богословских, наук, где сообщались общие предварительные сведения о богословии, как науке, и указывались части богословской системы. Б) Богословие общее или основное. Вступление. Общие предварительные сведения о науке «основного богословия». Отделение первое. Учение о религии вообще. а) общее понятие о религии. б) возможность расторжения союза с Богом – со стороны человека, в) потребность восстановления религии, г) понятие об откровении, д) необходимость и возможность откровения, е) признаки откровения: внутренние и внешние. Отделение второе. О религии христианской. 1) Божественное происхождение христианской религии, которое доказывалось на основании учения, нравственного характера чудес и пророчеств Господа Иисуса Христа. 2) Сущность и свойства христианской религии. 3) Источники христианского учения. А. Св. Писание. Б. Св. Предание. В. Учение св. православно-кафолической церкви. Предисловие Общие предварительные сведения о науке «Введение в Православное Богословие». Часть первая. О предмете православного богословия. Отдел первый. О религии и откровении вообще. Глава первая. О религии: а) Основные истины, предполагаемые понятием о религии, б) Существо религии. в) Религия, как достояние всех существ духовных и всего рода человеческого: понятие о церкви. Глава вторая. Об откровении: а) возможность откровения, б) необходимость откровения, в) признаки откровения: 1) внутренние, 2) внешние. О религии христианской, как едином истинном откровении. Глава первая. О христианстве, как религии. Глава вторая. О христианстве, как едином истинном откровении: 1) О божественном происхождении ветхозаветного откровения. 2) О божественном происхождении новозаветного откровения. Часть вторая. Об источниках православного богословия. Отдел первый. О Св. Писании. Отдел второй. О Св. Предании. Отдел третий. О православной церкви, как хранительнице и истолковательнице св. Писания и св. Предания. Часть третья. О системе православного богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010