Много говорилось, много писалось, что этому содействует истинно-христианская семья и правильно организованная школа; и всякий, конечно, сознает, что это – первые, великие и незаменимые опоры к поднятию нравственного общественного уровня, – без них немыслимо повышение его; но нужно сказать, что это – еще частные средства, которые могут затираться и теряться в общем водовороте жизни общественной, практической. На помощь им для такого великого общего дела нужны и общие пособия, нужно непосредственное содействие самого общества. Всякий общественный член, на какой бы общественной ступени он не стоял, должен считать своею нравственною обязанностью внести в это дело по мере сил своих: кто – свое знание, кто – свое нравственное влияние и внимание, кто – материальную помощь. Да! это великое дело нравственного возвышения может быть успешно только тогда, когда каждый благожелательный гражданин будет сознавать необходимость участия своего в нем, когда никто не будет сторониться от него и считать его не своим делом, по русской поговорке: «моя изба с краю, я ничего не знаю». Исповедывать Бога все мы дали обет при святом крещении, следовательно, и содействовать всему, что относится к этому исповеданию; и в этом заключается наше личное самоспасение. Бр. Христиане! Говоря это, я имею указать вам, как на общие средства к постепенному нравственному повышению, на учреждение нравственно-религиозных и общеполезных народных чтений и организование общества любителей духовно-нравственного хорового пения. Правда, могут сказать нам на это, что и чтение и пение религиозное слышатся в храмах, и всякий желающий может для этого посещать церковь ; но во первых, по заповеди Божией, от нас требуется не посещение только богослужения во дни праздничные, но и соответствующие этому домашние упражнения, поддерживающие в нас настроение, вынесенное из церкви; – во вторых, там предлагает церковь , и мы являемся слушателями, – здесь оно является потребностью нас самих, нашего сознания, нашего личного желания, как продолжение дела церкви. Великие и важные по своему нравственно-воспитательному значению, эти общие средства получают еще большее значение в том отношении, что они могут объединять и связывать всех между собою, могут послужить к отвлечению и охранению от чувственных удовольствий и нравственно-расслабляющих наслаждений, так сильно овладевших нами в настоящее время, – от пустого препровождения дней, посвященных на прославление Божие, и таким образом могут быть самой лучшей помощью и семье и школе.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Память показывает, что в человеческой душе содержатся некоторые принципы, которые человек не может никогда забыть, некоторые врожденные принципы, на которые опирается наше мышление. Это, например, такие принципы, как принцип равенства, принципы существования, мышления, положение, что часть меньше, чем целое и т.п. Но эти принципы не могут прийти в душу из какого-то чувственного восприятия, поэтому эти принципы вечны и поэтому являются образом Вечного Бога. Умозрительная – вторая – способность, иначе говоря, способность мыслить, состоит в том, что мы совершаем некоторые умозаключения, а умозаключения состоят, прежде всего, в том, что мы даем некие определения понятий, которые основаны на других, более общих понятиях, а эти более общие понятия опираются на еще более общие и т.д. Восходя к общим понятиям, мы восходим до самых общих понятий – до категорий, или до универсалий, таких как бытие, сущность, время, вечность… Эти общие понятия могут существовать лишь в умопостигаемом, т.е. божественном мире. Поэтому и умозрительная способность, которой обладает человек, невозможна без того, что существует Бог. Как и способность любить. Способность любить, прежде всего, состоит в нашем выборе, и в конце концов это выбор между добром и злом. Человеку присуща очевидная, как мы скажем – врожденная, способность знания, что является добром, а что им не является. А почему возможно это знание добра? Только в том случае, если добро существует само по себе как Божественное добро. Поскольку душа есть образ Бога, то и Бог «обладает памятью, разумом и волей». Таким образом, душа получает тройное представление о Пресвятой Троице, а Троица, в свою очередь, проявляется в мире как единство различных наук, каждая из которых возводит нас как к Единому Богу, так и к одной из Божественных Ипостасей. Ведь философия, пишет Бонавентура, «подразделяется на естественную, рациональную и моральную. Первая занимается причиной бытия и поэтому ведет к всемогуществу Отца; вторая занимается законом мышления и поэтому ведет к мудрости Слова; третья занимается порядком жизни и поэтому ведет к благу Святого Духа. В свою очередь естественная философия подразделяется на метафизику, математику и физику. Первая изучает сущность вещей, вторая изучает числа и фигуры, а третья – природу, силу и действие процесса распространения. Поэтому первая ведет к Первоистоку – Отцу, вторая ведет к Его образу – Сыну, третья ведет к Их дару – Святому Духу. Рациональная философия подразделяется на грамматику, обучающую искусству выражения; логику, обучающую аргументации; и риторику, обучающую искусству убеждать и трогать. Подобным образом и они открывают тайну Пресвятой Троицы. Моральная философия подразделяется на мораль индивидуальную, семейную и социальную. Поэтому первая открывает нерожденность Первоистока, вторая – рожденность Сына, третья – свободу Святого Духа». Этой своеобразной классификацией наук, во многом восходящей к Аристотелю, подводится своеобразный итог естественному пути богопознания.

http://pravoslavie.ru/94554.html

Имея это в виду, мы считаем не лишним сделать некоторые замечания к уразумению месяцеслова Православной отечественной Церкви. В них мы объясним: 1) общие наименования святых в месяцеслове, например, что означает пророк, апостол, священномученик и др.; 2) малопонятные частные наименования, встречающиеся в святцах, например, что означает Столпник, Студит, Савваит и др. и 3) единичные слова, то есть слова, только один раз встречающиеся в отечественном православном месяцеслове. Цель наших заметок - дать в руки благочестивому христианину ключ к уразумению непонятных слов в месяцеслове, но отнюдь не подробное изучение месяцеслова. Соединение святых Вселенской Церкви в общие лики указано Церковью: а) на проскомидии в чине литургии, б) в общих тропарях и кондаках святым и в) в тех указаниях чтений апостолов и евангелий общим святым, которые обыкновенно прилагаются в конце евангелий, предназначаемых для молитвенного употребления в храме Божием и при требах в приходе. В чине литургии, на проскомидии, при воспоминании святых Вселенской Церкви все святые соединены и обобщены в девять чинов или ликов, что и обозначается девятичинною просфорою. Общим наименованием святых в указателе чтений из Апостола и Евангелия названы пророки и Предтеча Господень, апостолы, святители, преподобные и Христа ради юродивые, мученики и мученицы, священномученики, преподобномученики, исповедники и святые безмездники. К ним относятся еще святые праотцы. Выше сих святых стоят небесные бесплотные Силы и выше их честнейшая Херувимов и славнейшая Серафимов - Пресвятая Богородица. Конечно, все эти общие наименования святых встречаются и в нашем месяцеслове. Кому же из святых и какое название усвояется им? Святыми праотцами именуются родоначальники или патриархи народа Божия, предки по плоти Господа нашего Иисуса Христа. В своей песне в честь святых праотцев Церковь взывает: " Приидите, да восхвалим собор праотцев - Адама праотца, Еноха, Ноя, Мелхиседека, Авраама, Исаака и Иакова " . Память праотца Адама - в Недели праотец и пред Рождеством Христовым, Авраама и Лота - 9/22 октября.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1360...

Во первых, после возгласа «Станем добре» вся служба совершается почти безмолвно; только один голос певца речитативом, не громко произносит: «Милость мира...» «И со Духом Твоим», «Имамы ко Господу»..., «Достойно и праведно есть». Песнь Богородицы поется, а «Отче наш» читается. По замечанию преосв. Порфирия, «за то всё внимание молящегося народа в эти моменты устремлено в алтарь; и он, так сказать, сослужит с иереем или епископом» 1667 . Конец литургии проходит иногда не совсем благообразно. Случается, что причастный стих поется очень скоро, и за неимением что петь, псалты (певцы) с особенным искусством напевают ничего не значащие слоги: «не-не», най-най». На вопрос же: что значит такое пение? вопрошающий получал ответ: «так баюкала Божия Матерь Младенца Иисуса». Но на самом деле эти ничего не значащие звуки употребляются певцами тогда, когда пение должно быть длинно, а между тем слов недостает (это же приходится слышать в богослужебном пении русских раскольников). Литургия, можно сказать, кончается для народа с перенесением даров на жертвенник: тогда никто более, обыкновенно не стоит на месте и ничего никто не слушает: одни идут лобызать местные св. иконы, другие выходят вон. Отпуст совершенно не- стического идеала принадлежит Платону. «Лучшее государство, лучшее правление, лучшие законы, говорит он в своем разговоре о «Законах», суть те, которые выполняют старинное изречение: у друзей – всё общее, и если можно – общие жены, общие дети, общие имения». В разговоре «О государстве» Платон рисует, по его мнению, идеальный общественный строй, в котором два высших класса воинов (или стражей) и правителей (или философов) ведут коммунистический образ жизни и не имеют собственности. Трудами третьего класса – ремесленников и земледельцев – удовлетворяют свои необходимые потребности; роскошь и хранение драгоценных металлов им возбраняется; их коммунизм простирается на одежду, жилище, на жен и детей. «Общность жен доставит величайшее благо. Каждый будет видеть в другом сестру или брата, сына или дочь, отца или мать».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сестры, которые живут здесь с первых дней существования обители, видят духовную пользу в пребывании в монашеской общине. Те, кто более внимательно относятся к своему образу жизни, более глубоко стараются понимать суть благословения, послушания, прощения, осознавать необходимость очищения своей души, видеть причину скорбей не в окружающих людях, а в собственном сердце, – не теряют бодрого духа, не испытывают охлаждения к монашеской жизни и чувствуют духовное родство со всеми, кто пришел в монастырь с такой же, как и они, целью. В беседах с сестрами я стараюсь периодически напоминать, чтобы они не забывали, зачем пришли в монастырь, понуждали себя помнить о Боге, каждый вечер просматривали свой день, как он был прожит, заглядывали в свою совесть, не опускали келейного правила... Еще я стараюсь донести до сестер мысль, что духовное родство выше плотского и что, если уж мы живем в семье, семью нельзя предать. Взялся за гуж, не говори, что не дюж. Или по слову Евангелия: озирающийся назад не благонадежен для Царства Небесного (Лк. 9:62). Трудности возникают в любой семье, но ничто так не объединяет людей, как общие переживания – общие радости и общие скорби... Восстанавливая монастырь, мы с сестрами жили в очень тяжелых условиях, здания находились в аварийном состоянии, отопления не было, водоснабжения тоже не было, но именно такая общая жизнь, терпение скорбей внешних и внутренних, сблизили нас и сделали семьей. А вообще мне, наверное, просто повезло – у меня все сестры очень хорошие. Я считаю, что это милость Божия – Господь послал мне таких замечательных сестер, и я стараюсь исполнять по отношению к ним заповеди моего духовного отца – хорошо кормить их, любить, лечить, прощать и не перегружать. Кто был Вашим духовником? Моим духовником был архимандрит Наум (Байбородин). Когда батюшка отошел ко Господу, я окормлялась у архимандрита Лаврентия (Постникова) – он недавно почил от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией. В юношестве исповедовалась у отца Кирилла (Павлова). Я родом из Сергиева Посада, из глубоко верующей семьи. И здесь, в монастыре, мы как бы продолжили лаврскую традицию. У сестер есть тетрадки для записи помыслов, раз в неделю общая исповедь, нет телефонов (мобильными устройствами пользуются только те, чье послушание этого требует), при необходимости они всегда могут обратиться за советом или помощью к игумении.

http://ruskline.ru/opp/2020/07/05/chtoby...

Семейство есть общество, которое под одним главою, согласным отправлением разных дел устрояет свое благосостояние внешнее для внутреннего. Обыкновенно его составляют родители и дети, иногда с другими родными и слуги. В сем отношении есть общие всего семейства обязанности и есть взаимные обязанности разных членов семейства. I) Общие всего семейства обязанности аа) Главы. Глава семейства, кто бы ни был ею, должен восприять на себя полную и всестороннюю заботу о всем доме, по всем частям, и иметь неусыпное попечение о нем, сознавая себя ответным лицом и пред Богом, и пред людьми за его добро и худо; ибо в своем лице он представляет ею все: за него получает стыд и одобрение, болит и веселится. Сия забота по частям должна быть обращена: а) на благоразумное, прочное и полное хозяйство, чтобы все во всем могли иметь посильное довольство, жизнь не болезненную, безбедную. В этом житейская мудрость – честная, Богом благословенная... В сем отношении он распорядитель и правитель дела. На нем лежит, что когда начать, что кому сделать, с кем в какие вступить сделки и проч. б) При внимании к ходу вещественных дел, и духовные дела тоже на нем. Главное здесь – вера и благочестие. Семейство – Церковь . Он глава сей Церкви. Пусть же блюдет чистоту её. Способ и часы домашнего молитвования – на нем: определи их и поддерживай. Способы просвещения семейства в вере – на нем; религиозная жизнь каждого тоже на нем: вразуми, остепени, укрепи. в) Устрояя все одной рукой внутри, другой должен он действовать вне, одним глазом смотреть внутрь, другим – вне. Семейство за ним. В общество является он, и общество за все семейство берется прямо за него. Потому все необходимые сношения и общественные дела на нем. Он знай, он приводи и в дело, что нужно. г) Наконец, на нем лежит обязанность хранить семейные обычаи, общие и свои частные, и в последнем случае – особенно дух и нравы предков держать в семействе, память о них передавать из рода в род. Каждое семейство имеет свой характер: пусть он остается и держится в союзе, однакож, с духом благочестия. Из их разнородностей составится стройное при разнообразии и полное тело – село, город, государство.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

По сей важности богослужения церковного для спасения нашего, св. апостол Павел заповедует христианам не оставлять собрания церковного ( Евр.10, 25 ), а правила церковные повелевают отлучать от общения того, кто без особенной нужды или препятствия не будет в церковном собрании в продолжение трех седмиц (6 Всел. соб. прав. 80). Такое значение Богослужения в жизни христианина дает высокое значение и науке о богослужении в ряду богословских наук. Нужно, чтобы будущий священнослужитель понимал совершенно не только сущность богослужения, но и все его подробности, чтобы совершал его с полным сознанием величия совершаемых им священнодействий, и с подобающим благоговением; чтобы и присутствующим при богослужении внушал здравые о нем понятия и должное благоговение, дабы участие в богослужении было им во спасение, а не в осуждение. Рассматривая ближе богослужение православной церкви, видим 1) некоторые общие, так сказать, элементы, которые составляют и основание и составные части всех священнодействий и молитвословий, совершаемых освященными лицами, и общие, необходимые для них, принадлежности. 2) Различные священнодействия, совершаемые в различные времена, в храме и вне оного. Посему наука о богослужении имеет две части: 1) учение о богослужении вообще, и 2) учение о различных видах богослужения, или священнодействиях. 1) Общее учение о богослужении обнимает собой: а) внутренние элементы богослужения, которые составляют его сущность и основание, б) элементы внешние, или составные части богослужения и в) общие принадлежности богослужения. а) Основанием нашего общения с Богом и благоугодного служения Ему служит примирительная крестная жертва Единородного Сына Божия. Ради нее Отец Небесный ниспосылает нам благодать всесвятого Духа, и ради ее приемлет наши молитвы и прошения. Посему в сем отделении предлежит рассмотрению: а) жертва, как основание нашего общения с Богом и условие благоугодного служения Ему; b) таинство, как средство нисхождения к нам благодати Божией, и c) молитва , как путь возношения духа нашего к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

Постов Православной Церкви «общие» не признают; но значение поста, вообще, они не отрицают. Согласно требованию четвертой заповеди десятословия, «общие» празднуют воскресный день в память воскресения Христова. Последователи «Общего упования» веруют в загробную жизнь, ибо молятся об умерших. Но это верование у них смутно и неопределенно. Они вообще воздерживаются рассуждать о нем. Религиозный культ " общих«. Из всех рационалистических сектантов «общие» представляются наиболее богомольными. Моления их состоят из пения псалмов и чтения молитв, постоянно сопровождаемых земными поклонами, коленопреклонениями, взаимными поклонами и взаимным священным лобызанием. Священные или святые лобызания разделяются на три вида: 1) лобызание единотельное, 2) лобызание частное; оно происходит в доме, где живут молящиеся, и 3) лобызание всенародное, общественное, называемое по преимуществу «святым» или «священным»; оно бывает и пред началом молений и по окончании их в «соборной церкви», т. е., на молениях всей секты. Моления «общих» также разделяются на три вида: 1) моление единотельное, 2) моление «домашней церкви» и 3) «моление соборной церкви». Моления у них совершаются в обыкновенных домах, в коих ни икон, ни каких-либо особых украшений ими не допускается. Иудействующие или секта жидовствующих История секты. Секта жидовствующих нашего времени имеет свои глубокие корни. Она имеет и с догматической и исторической стороны связь с древнею ересью того же наименования. Последняя была распространена в половине XV века, сначала в Новгороде и Пскове, а потом в Москве и в других городах России стала распространяться «ересь жидовствующих». Виновниками ее распространения были признаны ученые евреи – астролог и каббалист Схария и талмудист Мойша Хапуша. Они учили, что Бог один; Троичность лиц в Нем отрицали, не признавали Иисуса Христа ни Сыном Божиим, ни Мессиею, уверяя, что истинный обетованный Мессия еще должен прийти; отвергали Церковь и иерархию; смеялись над таинствами и обрядами христианскими; почитание Божией Матери и св. угодников уподобляли языческому многобожию; иконопочитание называли идолопоклонством; доказывали преимущество Ветхого Завета пред Новым; отвергали учение Православной Церкви о первородном грехе и искуплении: монашество называли установлением противным самой природе человека. Это лжеучение, как известно, нашло себе много последователей не только среди простого народа, но и среди выдающихся духовных лиц и светских сановников того времени; им увлеклась даже невестка великого князя Uoahha III -го. В 1554 году в Москве был созван собор, осудивший появившуюся ересь. Ревностный святитель Новгородский архиепископ Геннадий и игумен Волоколамского монастыря, преподобный Иосиф боролись с нею самым энергичным образом. Строгие меры правительства с одной стороны, а наступившее смутное время с другой не благоприятствовали ее дальнейшему развитию и распространению в народной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Но дети прежде красноречия научаются порокам и теряют силу души и все доброе расположение 132 . Вообще для правильного понятия о монастырской жизни нужно выслушивать тех, кто является ее истинными представителями, а не руководствоваться одними ходячими и обыкновенно очень поверхностными суждениями по этому вопросу. Разве можно, напр., утверждать, что монашеская жизнь, разъясняемая одним из ее первых устроителей св. Василием Великим , есть отрицание земной жизни? То общение жизни называю совершеннейшим, говорить св. Василий Великий по поводу монашеского общежития, из которого исключена собственность имущества, изгнана противоположность расположений, в котором с корнем истреблены всякое смятение, споры и ссоры, все же общее и души и расположения и телесные силы и, что нужно к питанию тела и на служение ему, в котором один общий Бог , одна общая купля благочестия, общее спасение, общие подвиги, общие труды, общие венцы, в котором многие составляют одно и один не единственен, но во многих. Что равняется сему житию? Что совершеннее такой близости и такого единения? Что приятнее этого слияния нравов и душ? Люди, подвигшиеся из разных племен и стран, привели себя в такое совершенное тождество, что во многих телах видится одна душа и многие тела оказываются орудиями одной воли. Немощный телом имеет у себя многих состраждущих ему расположением; больной и упадающий душой имеет у себя многих врачующих и восстановляющих его 133 . Подобные же взгляды со свойственной ему силой и яркостью мысли выражает и св. Иоанн Златоуст 134 . Ведь даже мечтающие теперь об устроении именно земной жизни по идеям равенства и братства, хотя и оторванные от связи с пониманием действительного состояния человеческой природы и в противоречие этим идеям допускающие насильственные способы их осуществления, и те – едва ли не признали бы желательной описываемую здесь жизнь, но конечно, помимо ее религиозной основы. Кроме того, в истории жизни того или другого подвижника нередко попадаются указания, что монашество далеко не отвергает возможность спасения и в обыкновенной жизни и не сводит христианство к одному аскетическому идеалу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kuznec...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Церковь и современность. Вопросы и ответы. 309 вопросов, заданных игумену Петру (Мещеринову), разбитые на следующие блоки: Общие вопросы о христианстве Об исламе, католичестве и протестантизме О вере, о христианском пути Православие, патриотизм и монархия Христианство и творчество. Светская культура О прерывании беременности (аборты) О посте  О священниках О крещении О миропомазании Об исповеди О причастии, о Литургии (Евхаристии) О священстве О таинстве брака, венчании, отношениях между мужчиной и женщиной О таинстве Елеосвящения (Соборования) Церковь и современность. Вопросы и ответы. Петр (Мещеринов) Оглавление Общие вопросы о христианстве  Об исламе, католичестве и протестантизме  О вере, о христианском пути  Православие, патриотизм и монархия  Христианство и творчество. Светская культура  О прерывании беременности (аборты)  О посте  О священниках  О крещении  О миропомазании  Об исповеди  О причастии, о Литургии (Евхаристии)  О священстве  О таинстве брака, венчании, отношениях между мужчиной и женщиной  О таинстве Елеосвящения (Соборования)   Общие вопросы о христианстве 1.Ради чего существует человек? Зачем Богу нужно было создавать людей, если, согласно Библии, у Него уже были ангелы? Зачем Богу вообще потребовалось создавать этот мир? 2. Почему следует верить в Троицу, если в Библии делается только намек на то, что Бог Триедин – в Евангелии от Иоанна, а в остальных книгах Библии говорится, что Бог един, является Духовной личностью, а Иисус Христос – Его Сын. Святой Дух же упоминается только как Действующая Сила Бога, Его Бог посылает для исполнения своей Святой воли. Термин " Троица " в Библии не встречается, тем более там нет ни слова о том, что следует прославлять Троицу! Откуда в христианстве появилось учение о Троице и каким образом оно обосновано на богодухновенных писаниях библейских пророков? 3. Чем объяснить падение ангела Люцифера? Как случилось, что в окружении Бога оказалось возможным зарождение семени греха (гордости)?  Почему злу было позволено проникнуть в мир?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=181...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010