—71— мелочностью и однообразием нагоняет скуку и на усидчивого специалиста, а от случайно взявшегося за обработку его требует не малых усилий над собой. И автор поборол в возможной для него степени предстоявшие трудности: в рассуждениях его о значении Успенского собора не мало совершенно правильных мыслей, общих характер богослужения изображён и объяснён верно; наконец само богослужение, как и ближайшие источники его изучены вполне удовлетворительно. Сочинение хорошее и его автор степени кандидата заслуживает». 8 . Ординарного профессора Александра Беляева о сочинении студента Зеленцова Василия: «Библейское учение о Промысле». «Принимая во внимание характер и свойства откровений Божиих, содержащихся в священных книгах, и форму их выражения, приходится, по мнению г. Зеленцова, «во первых отдельно обследовать учение Писания, заключённое в плотские образы, и отдельно учение, изложенное простым, точным языком. Во вторых, сначала приходится исследовать библейское учение о промысле в его логическом развитии, чтобы создать систему библейского учения об этом предмете, а потом уже становится возможным подробное историческое исследование откровения о примышлении»… «В заключение исследовать должен сопоставить процесс логического развития библейского учения о промысле с процессом исторического сообщения откровений об этом предмете». Эти задачи сам автор ограничил, исследовавши «только общие провиденциальные воззрения Библии и самые общие образы промышления». Осуществляя эти задачи, г. Зеленцов разделил своё сочинение на две части. «Часть I-я. Общие провиденциальные воззрения Библии. Главы: 1, принцип промысла; 2, принцип жизни; 3, условия существования мира; 4, об освящении мира; 5, об укреплении немощей мира и врачевании его недугов и тления. Часть II-я: общие провиденциальные образы. Главы: 1, образ политической теократии; 2, образ домашней теократии или Божественного домоправления». Этот план не выполнен только в том, что первые три главы изложены кратко и соединены в одну главу. Всё сочинение наполнено библейскими текстами, особенно ветхо-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Среднее мнение  есть то, которое выразилось в первенствующей Церкви. Там у веры не отнималось чистое созерцание. Мы видим, что там были пророки, исследовавшие истины религии; видим, с другой стороны, удаление от всех крайностей, от всякого порыва энтузиазма. Вот главные отличия Церквей! Вообще, они расходятся во мнениях своих при взгляде на Божественность христианской религии и на иерархию. Папа есть, так сказать, яблоко раздора между христианами.   Д. Об отличии нашей Церкви от прочих   Наша Греко-Российская Церковь отличается от всех прочих. Самая большая разность - с индепендентами и со всеми мечтательными обществами; средняя - с протестантами; самая меньшая по отношению к обрядам, но самая большая по отношению к иерархии - с католиками. Где содержится учение нашей Церкви? Где можно слышать ее голос? Предмет этот стоит внимания. Иностранцы излагают по частям учение нашей Церкви, но они большей частью говорят неправду. У нас ни в одной системе нет об этом ни слова; между тем как знание учения Церкви должно бы предварять знание Библии. Итак, повторим еще заданный вопрос: какие источники учения нашей Церкви? Источники сии суть трех родов: 1) общие нашей Церкви со всеми прочими; 2) общие со всеми Церквами Восточными; и 3) собственно принадлежащие нашей Церкви. 1) Источники церковного учения, общие нашей Церкви со всеми прочими, суть (следующие) три символа: а)  Апостольский . Он в малом употреблении, но принимается за верный источник. Отличительную черту его составляет краткость. Он принимается всеми Церквами без исключения. б)  Никейско-Константинопольский , который читается в нашей Церкви. В нем выражены все главные истины, но не с надлежащей полнотой. Отсюда недостаток наших катехизисов, в которых многие догматы подводятся, часто без всякой связи, под известные члены Символа веры, а не выводятся из них, как это должно бы быть. в)  Афанасиев .  Он печатается в Следованной, или же Большой Псалтири, с вопросами и ответами, где в точности изложено учение о двух важнейших догматах - касательно Лица Иисуса Христа и Божественного естества Его. Последняя часть не есть собственно Афанасиева; но истина ее признана всеми Церквами. Вот общие источники! .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=124...

Поиск, который особенно отличает наше время и который зачастую грозит привести к катастрофе современного человека, – это поиск всемирности. Общие нужды, общие беды, общие страхи и общие надежды сближают сегодня людей более, чем когда-либо раньше в предшествующую эпоху. Этот феномен используют и сильные мира сего, чтобы пропагандировать и навязывать варварскую глобализацию. Но этот же самый феномен, будучи соизмерён со Христом, будет призывом человека к истине [бытия] его природы, к обретению всемирности и жизни в ней. Но проблема, с которой постоянно сталкивается человек, – это то, как возможно стать цельной личностью в едином мирном и объединённом человечестве. Как вместить в своём сердце других, как радоваться присутствию других. Христос дал решение этому вопросу. Но человек обычно блуждает по житейскому морю и теряет тот счастливый миг, который ему дан, так что даже не понимает того достоинства и силы, которые скрываются в нём самом. 4. Вступление в Церковь Христову. Церковь , как замечает святой Максим Исповедник , есть оттиск и образ «всего мира» 61 . В православном богословии определение « Церковь » употребляется как в единственном, так и во множественном числе. Но и в том, и в другом случае этот термин означает одно и то же. Поместная Церковь , к которой принадлежит верный, не есть какая-то отдельная Церковь , но явление одной, нераздельной Церкви Христовой. Ибо единая сия Церковь не сводится к простой совокупности Поместных Церквей. Если смотреть на сущность, то Церковь Христова едина. Она не может, согласно православному учению, не быть единой, ибо она есть Тело Христово, а Христос один. Но в историческом наличии единая сия Церковь является в облике множества Поместных Церквей, которые рассеяны по всему миру. Реальное вступление человека в Церковь происходит через вступление в какую-то конкретную Поместную Церковь . Единая Церковь , единство Церкви – это вопрос веры. Тот же смысл имеет и перечисление свойств Церкви в « Символе веры »: «Верую... во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». Православный христианин верует, что Православная Церковь есть истинное продолжение 62 Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Mandza...

Праздники . Все христианские праздники и дни богослужения православной Церкви обыкновенно разделяются на общие и местные, переходящие и непереходящие, на Господни, Богородичные и святых. Праздники церковные Церковные праздники по важности воспоминаний делятся на великие, средние и малые. От этого зависит различие божественной службы, совершаемой в праздники церковные, и знаков, коими они отмечаются в церковном уставе и святцах. Праздники церковные великие Великие церковные праздники снова разделяются на три разряда: к первому принадлежит высочайший праздник христианства – Пасха, ко второму – двунадесятые, к третьему – великие недвунадесятые. Великие двунадесятые Они установлены во славу Бога и Господа нашего Иисуса Христа и в честь Пресв. Богородицы; посему одни из них называются Господними, а другие Богородичными. Великие недвунадесятые Третьего разряда великие праздники суть: день Покрова Богородицы, 1 октября; Обрезания Господня, 1 января; Рождества Иоанна Предтечи, 24 июня; день Петра и Павла, 29 июня, и Усекновения Главы Предтечи, 29 августа. Все вообще великие праздники, двунадесятые и недвунадесятые, отличаются в церковном уставе полным праздничным знаком красного креста в красном круге . Праздники церковные средние Средние церковные праздники первого вида имеют отличительным знаком красный крест в полукружии . Таковые дни: св. Иоанна Богослова, 26 сентября и 8 мая; св. Иоанна Златоуста , 13 ноября; св. Николая Мирликийского, 6 декабря; св. трех святителей Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоуста , 30 января; св. великомученика Георгия, 23 апреля и др. Второго вида средние праздники имеют отличительным знаком красный крест без полукруга . Праздники церковные малые Малые церковные праздники также двух видов. Первого вида малые праздники имеют отличительным знаком три точки в красном полукружии . Второго вида малые праздники имеют знаком три точки в полукружии черном . Праздники общие, местные и храмовые Праздники по широте празднования их разделяются на общие, равно торжественно отправляемые всею Православною Церковью: таковы праздники церковные великие, средние и малые, и проч.; на местные и храмовые, совершаемые с особенною торжественностью в некоторых местах во дни, ознаменованные явлениями особенного Промысла Божия, и во дни освящения храмов или чаще во дни Господа, Пресвятой Богородицы и святых, которым посвящаются храмы православных христиан. Общие замечания о совершении богослужения в указанные праздники

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Зал уже забыл о том, что ему вроде как полагается задавать вопросы, и активно включился в беседу: «Надо больше времени проводить с ребенком, общие дела делать – сходите с ним на недельку в поход, и у вас сразу и общие интересы возникнут, и темы для разговоров появится, и язык общий сразу найдется», – советует девушка позади меня. «Расскажу вам одну интересную историю из жизни на эту тему. У одной мамы сын стал панком, – со знанием дела вступает отец Сергий. – Мама поняла, что воспитательные беседы проводить бесполезно. И сказала: “Сын, ну что вы там сидите по подъездам, – приводи друзей к нам домой, тут собирайтесь». И вот мама сидела с ними, слушала их разговоры, музыку их слушала и стала постепенно полноправным членом «тусовки». У них с сыном появились общие темы, общие знакомые, и самое главное, она сохранила своего ребенка. Прошло время, и парень перерос это «панкование», ушел из той компании, и дальше жизнь стала складываться нормально. Так вот, эта мама совершила настоящий подвиг! Можете себя представить, как реагировали, например, соседки, которые судачили, что женщина повредилась в уме. А она поступила нестандартно и мудро». «В том, что сейчас молодежь хочет получить образование, состояться в жизни, нет ничего плохого, – уверен отец Сергий. – Другой вопрос, ради чего: хотят ли они денег ради денег или хотят приносить пользу своему Отечеству и реализовать себя». У Константина Беремеша, сотрудника Синодального отдела по делам молодежи, после истории отца Сергия возникли недоумения: «Я понимаю, о чем сказал отец Сергий, но тут важно сохранить некоторую такую грань разумности. Потому что если мама, пригласив друзей своего чада, начала с ними курить, то определенный материнский статус пропадет. Если чаю попить, поговорить по душам, послушать их музыку – это очень правильно. Но мать должна оставаться при всем при этом неким идеалом, к которому молодой человек должен стремиться. Если мы этот идеал сознательно занизим, то стремиться станет не к чему. Статус матери – это нечто святое, поэтому важно не перейти грань».

http://pravoslavie.ru/49804.html

Что касается «коренных начал церковного управления» (которые должны были составить вторую часть предпринятого автором труда), то «изложение их составляет систему общего права церкви, потому что извлекается из общих его источников, каковы: Слово Божие, правила соборов и отцев; потому что заключает в себе только общие основания церковного управления, общие принадлежности его порядка, но не входит в частные его подробности; наконец, потому, что имеет в виду всю церковь православно-кафолическую, а не какую либо церковь местную или частную. Таким образом эту систему можно бы назвать теорией церковного права. Но здесь понятие о теории и все изложение системы должно быть ограничено тем, a) чтобы основывать ее не на отвлеченных каких либо идеях ума, но на положительных началах всего церковного законоведения; b) чтобы составлять не из одних умозаключений, но из данных церковью, известных источников; c) чтобы не вдаваться в какие либо тонкости по разным вопросам церковного права, но излагать более общие, положительные его определения, и вообще не поднимать вопросов пытливых, для которых нельзя найти положительного решения в канонических источниках права; d) чтобы, при изложении общих прав церкви, не забывать условного состояния церквей поместных; ибо как в настоящее время церковь большею частию входит в один состав с гражданскими христианскими обществами, по своему внешнему состоянию, то не все, что можно сказать вообще о церкви, безусловно можно прилагать к церквам поместным 87 . Но должно остерегаться и с другой, противоположной стороны: не все, что неудобно-приложимо к церквам частным, должно почитать уже недействительным и в отношении ко всей вообще церкви кафолической 88 . Вообще же изложение коренных начал церковного управления или система общего права церкви должна служить общим введением к частным правам церквей поместно-православных и приготовлять для них твердые основания. Ибо церкви поместные тогда и могут быть признаны вполне православными, когда не в одном исповедании веры, но и в основаниях своего управления, в его духе и главных законах, сохраняют неизменно коренные начала вселенского права, общие законы церкви кафолической» 89 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

«Мы» во втором смысле есть не что иное, как духовная единица более высокого порядка, чем духовные единицы, обеспечивающие ее появление, то есть личности. На возражение, что это мистика, ответим, что не меньшей мистикой является возникновение духовной личности из совокупности нервных клеток мозга. Единое «мы» рождается из множественного «мы» лишь при определенных условиях, но если рождается, то начинает управлять отдельными «я», входящими в эту множественность. Каковы же условия его появления? Для этого у совокупности «я» должны образоваться общие идеалы, общие верования, общие жизненные установки и общие критерии добра и зла; короче, они должны быть одного духа. Тогда этот общий дух объективизируется, оторвется от физических лиц и вознесется над ними, являясь автономным и господствующим над физическими лицами. Такие духовные лица второго порядка, называемые народами, нациями, государствами или цивилизациями, и составляют субъекты мировой истории. Специфика духа, наполняющего такой субъект, определяет его особенности и его историческую судьбу. Такова точка зрения философии. Философия говорит нам, что всякий земной человеческий коллектив, психологически настраиваясь на общую идею, тем самым призывает к себе эту идею в ее онтологическом выражении и получает ее с «платоновских небес», поступая в ее распоряжение. Именно так спиритуалисты вызывают дух умершего, который начинает двигать их блюдечко. Чтобы пойти дальше, нам надо вступить в область богословия. Ярчайшим и нагляднейшим примером акта (психологический запрос – онтологический ответ) является хорошо известное и документированное зарождение христианской Церкви. Общим чувством апостолов, собравшихся на Тайной вечере, была любовь ко Христу. Это – психология. На ее запрос апостолам была ниспослана с небес уже онтологическая реальность – Святой Дух Христов. Перед Своим Вознесением Христос специально наказал ученикам держаться в Иерусалиме вместе, находясь в одном помещении, и ниспосланный Им Святой Дух сошел на всех сразу, и почил на каждом отдельно в виде огненного языка.

http://ruskline.ru/opp/2020/08/12/ne_vy_...

Так он делал, идя на мученичество, так делал, уходя в пустыни или запираясь в монастырь. Пустыня и монастырь были не главным, но, можно сказать, почти единственным поприщем для христианского нравственного и умственного развития человека, ибо христианство не уклонялось умственного развития, но, напротив, вмещало его в себе. Вследствие такого порядка вещей вопросы современной образованности не могли иметь характера общественного, потому и философия должна была ограничиться развитием внутренней, созерцательной жизни. Интерес исторический, который основывается на интересе общественном, также не мог входить в ее сферу. Нравственные вопросы касались ее также только в той мере, в какой они относились к одинокой внутренней жизни. Но внешняя жизнь человека и законы развития отношений семейных, гражданских, общественных и государственных почти не входили в ее объем. Хотя общие начала для этих отношений находятся в ее общих понятиях о человеке, но они не получили наукообразного вывода. Может быть, общие нравственные понятия тем чище и глубже раскрывались в одиноких умозрениях монастырей, чем менее к ним примешивались временные мирские влияния. Но их внутренняя чистота и глубина не имели той полноты наружного развития, какой требовало бы от них другое время и другое состояние внешней образованности. Однако же между вопросами внутренней, созерцательной жизни того времени и между вопросами современной нам общественно-философской образованности есть общее: это – человеческий разум. Естество разума, рассматриваемое с высоты сосредоточенного богомыслия, испытанное в самом высшем развитии внутреннего, духовного созерцания, является совсем в другом виде, чем в каком является разум, ограничивающийся развитием жизни внешней и обыкновенной. Конечно, общие его законы те же. Но, восходя на высшую ступень развития, он обнаруживает новые стороны и новые силы своего естества, которые бросают новый свет и на общие его законы. То понятие о разуме, которое выработалось в новейшей философии и которого выражением служит система шеллинго-гегельянская, не противоречило бы безусловно тому понятию о разуме, какое мы замечаем в умозрительных творениях святых отцов, если бы только оно не выдавало себя за высшую познавательную способность и вследствие этого притязания на высшую силу познавания не ограничивало бы самую истину только той стороной познаваемости, которая доступна этому отвлеченно-рациональному способу мышления.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kireevski...

По словам жития, св. Савва начал свои монашеские подвиги очень рано (почти в детские годы) и сначала жил в монастыре Флавиановом (Φλαβιανας), находившемся в 20 стадиях от его родного села Муталаски, близ Каппадокии. Здесь он научился псалтири и усвоил во всей строгости порядок монашеской жизни, который у жизнеописателя называется «του κονοβιακο καννος χατστασις». В чём именно он состоял, из жития неизвестно, да и едва ли порядок этого малоизвестного монастырька имел влияние на выработку устава Саввиной лавры. В этом отношении положительное значение имели те правила монастырской жизни, с которыми преп. Савва познакомился впоследствии, в лавре Евфимия Великого и преп. Феоктиста. Отданный под руководство блаженному Феоктисту, он прожил у него десять лет до самой его смерти, и затем уже начинаются у него непосредственные сношения с Евфимием Великим, Герасимом Палестинским и Феодосием Великим 157 . Отделившись от своих руководителей, св. Савва избрал для своих подвигов одинокую пещерку близ высохшего потока, и около неё собралось до 70 человек, желавших разделить его образ жизни. Тогда Савва полагает начало своей знаменитой лавре, строит небольшую церковку, около которой под его руководством и располагается община келлиотов. Большую часть времени они проводили в своих кельях, занимаясь работой и молитвами, исправляя положенное правило, но были и общие часы молитвы, на которые собирались все вместе, и этот порядок вошёл в особенную силу с тех пор, как неподалёку от первой церкви была устроена другая пещерная, получившая название богозданной 158 . О порядке церковной службы в Саввиной лавре мы знаем очень немного. Службы разделялись на общие, – к чину которых, прежде всего, принадлежала литургия, затем бдения накануне больших праздников и все вообще службы в субботу и воскресенье, – и одиночные или монашеское правило, исполнявшееся каждым особо. Оно известно под общим именем «κανν ψαλμωδας» и состояло из обязательного числа псалмов и молитв. Этот канон вычитывался каждым на своём родном языке, как видно из дозволения Армянам, жившим в Саввиной лавре, читать псалтирь по-армянски, но литургия и, вероятно, общие службы, справлялись на греческом языке, как церковном (р.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Монахи, по разъяснению св. Иоанна Златоуста , стремятся исполнять те же обязанности, которые установлены и для каждого христианина, и все они ответственны за их исполнение. Ты очень заблуждаешься и обманываешься, говорит он в другом месте, если думаешь, что иное требуется от мирянина, а другое от монаха. Различие между ними в том, что один вступает в брак, а другой нет, во всем же прочем они подлежат одинаковой ответственности. Всем людям должно восходить на одну и ту же высоту. Мы привлекаем в монастыри, чтобы люди избегали греха и любили добродетель. «Если бы кто, замечает св. Иоанн Златоуст , представил надежное ручательство, что дети при воспитании в городе приобретут добродетель, я не вывел бы в пустыню приобревших такое искусство, напротив тогда особенно и посоветовал бы им оставаться в городе и не похвалил бы тех, которые стали бы склонять их к бегству, но отнесся бы к ним как к врагам общественной жизни, так как, срывая светильники и унося светила из города в пустыню, они лишили бы живущих там величайших благ. Но дети прежде красноречия научаются порокам и теряют силу души и все доброе расположение» 3 . Вообще для правильного понятия о монастырской жизни нужно выслушивать тех, кто является ее истинными представителями, а не руководствоваться одними ходячими и обыкновенно очень поверхностными суждениями по этому вопросу. Разве можно, напр., утверждать, что монашеская жизнь, разъясняемая одним из ее первых устроителей св. Василием Великим , есть отрицание земной жизни? То общение жизни называю совершеннейшим, говорит св. Василий Великий по поводу монашеского общежития, из которого исключена собственность имущества, изгнана противоположность расположений, в котором с корнем истреблены всякое смятение, споры и ссоры, все же общее и души и расположение и телесные силы и, что нужно к питанию тела и на служение ему, в котором один общий Бог , одна общая купля благочестия, общее спасение, общие подвиги, общие труды, общие венцы, в котором многие составляют одно и один не единственен, но во многих.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kuznec...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010