Что сотворим, братие, и возглаголем? Не утвердимлися в соединении и не станем ли до смерти стояти за веру христианскую чисту и непорочну и за святую соборную и апостольскую церковь честного Его успения и за многоцелебные мощи Московских чудотворцев? Се же и грамота просительная властей Живоначалъныя Троицы Сергиева монастыря.» И по сем читает оную грамоту, слезы из очию источающе. Людие же предстоящие, яко реки волнопитательные, слезы из очию испущаху и во умилении восклицаху: увы нам, увы нам! Погибает царствующий град Москва, погибает и государство Московское. По сем отслужиша молебное пение с коленопреклонением, да подаст Господь Бог победу христианам. И почасту схождахусь советоватися, что убо сотворят, Кузьма же возопи всем людям: гибнет Москва и будет нам похотеть помочи Московскому государству» и пр., – как в Никоновой летописи до слов: «тако Богу поспоряющу всем» (Ник. лет. VIII, стр. 176, строч. 5 и 4 снизу). За сим: «посла же в Казань Ивана Биркина, а с ним Савву и попов, измены ради, Кузьма же не думал отпустити, да с ним властей в совете» и проч., как в Никоновой летописи 202 . Таково известие Ельнинской рукописи. «Не знаю, замечает, относительно ее г. Мельников, что это такое – предание ли, слышанное и записанное уже в XVIII столетии, или список с временного исторического сочинения, которого подлинник не дошел до нас» 203 . О том, сколько в этих трех разных известиях, выписанных нами для уяснения значения Троицких грамот в Нижнем, авторской фантазии и сколько исторической правды судить трудно. Поэтому, минуя пока частности, в сообщении которых эти известия разнятся и потому легче могут быть заподозрены в исторической достоверности, мы укажем в них более общие черты, которым по одному уже тому, что они общие, можно доверять с большим основанием. Эти общие черты следующие. В Нижнем Новгороде была получена Троицкая грамота, призывавшая русский народ ополчаться на польских и литовских людей; она произвела на Нижегородцев очень сильное впечатление, так что Нижегородцы решились ополчаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

О пользе общежительного устроения монашеской жизни многое сказал преподобный Иоанн Лествичник : «Общежитие, устроенное по Богу, есть духовная прачечная, стирающая всякую скверну и грубость и все безобразие души. Отшельничество же может назваться красильнею для тех, которые очистились от вожделения, памятозлобия и раздражительности и потом уже удалились на безмолвие». 369 «Во всех русских монастырях действует общежительный устав преподобного Феодосия Великого. Потому что в одиночестве только по благословению великие столпы подвизались, побеждали диавола. А когда по гордыне человек в одиночество уходит, своими силенками хочет победить диавола – обязательно в прелесть впадал, в крайность впадал гордыни духовной. Это самый страшный дух погибели, почему и до сего дня иноки спасаются в монастырях общежительных». 370 Учитывая это, все отечественные монастыри устраивались с общежительным уставом. Так организовал жизнь своего детища – Успенской обители в с. Никольское схиархимандрит Зосима. Как опытный монастырский житель и прекрасный знаток человеческой души, батюшка делился своим опытом эффективного устройства монашеской общины: «Как хорошо жить в монастыре! Общее послушание, общая молитва, общий труд, общие горести, общие радости, общие беды, общий стол-трапеза, общая литургия – все общее. Общая помощь друг другу. Как хорошо все-таки быть в обществе. Общая молитва, общее правило». 371 Монастырь при таком устройстве становится как бы одним организмом, где все взаимно снабжают друг друга в нужное время нужным – молитвой, словом, трудом и т. д. Это невозможно сделать в отшельничестве. Поэтому отец Зосима всегда убеждал слушателей проповеди в великой пользе общежития: «Как мой старец покойный говорил: «Стремись в церковь . Ты будешь спать, сидеть на лавочке, дремать, другой будет помыслами заниматься, третий вообще что-то будет делать, четвертый будет, как Ангел, стоять молиться, а благодать поровну будет на всех от общей молитвы». Почему в монастырях все общее делается, общежительное, и благодать на всех поровну. Вот и у нас: одни на кухне кухтовятся, вторые в богадельне, третьи тут молятся, а благодать молитвы на всех одинаково идет. Вот что такое общежительный устав, который ввел преподобный Феодосий Великий». 372 О девстве

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Делая постоянно частные и общие распоряжения по устройству церквей и духовенства вверенной мне епархии, я весьма чувствую необходимость во многих ещё распоряжениях по сему предмету. Между тем самое лучшее распоряжение в известном положении дела может быть самым вредным, если тому же делу дать другое направление. Посему-то я, не зная ещё, как будут решены известные вашему высокопревосходительству общие предположения по Униатским делам, нахожусь почти, во всяком случае, в сомнении насчёт распоряжений по вверенному мне управлению, и вместо решительных действий должен часто ограничиваться полумерами или даже пропускать совершенно удобные к действованию случаи. Возобновляя о сём донесение моё К вашему высокопревосходительству, долгом поставляю просить вас покорнейше, не признаете ли возможным привести наконец к решению упомянутые давно уже имеющиеся в виду общие предположения, так как тогда только могут быть делаемы верные и несбивчивые по Униатским делам распоряжения и принимаемы меры исполнения оных. В противном случае, я покорнейше прошу ваше высокопревосходительство снабдить меня предписанием об исполнении предположений графа Гурьева и открытом употреблении сведений, ныне секретно мне сообщаемых. Викарному епископу Иосафату Жарскому, от 25 июля за 448, о поручении ему осмотреть Мядзиольский и Вольнянский новоустрояемые женские монастыри По случаю перемещения монахинь базилианок из Новогрудка в Вольнянский и из Минска в Мядзиольский монастыри, я поручаю вашему преосвященству: осмотреть ныне же означенные Вольнянский и Мядзиольский монастыри, проверить подавчие инвентари, вникнуть в управление монастырём и фундушевыми имениями, сверить доходы с расходами, наблюсти, точно ли исполняются обществом монахинь правила иноческой жизни и соблюдается ли ими богослужение по уставу, нашей Церкви свойственному, войти в рассмотрение, что устроено вновь настоятельницами Пешковской и Левшецкой в поступивших в их ведение монастырях Вольнянском и Мядзиольском, а также в принадлежащих сим монастырям церквах, и что ещё устроить остаётся, сделать соответственные распоряжения к исправлению усмотренных по всем частям упущений и недостатков, и обо всём меня уведомить с присовокуплением к моему распоряжению важнейших предположений, кои ваше преосвященство признаете нужным привести в действие к вящему устройству означенных двух обителей. В Греко-униатскую коллегию, от 25 июля за 452, о распоряжениях к употреблению пособий в 1.500 р. сер., назначенного из Минского Приказа на устройство Мядзиольского девичьего монастыря

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

- Деян, звучит страшно, но, мне кажется, те же слова – что святых пророков, что Патриарха Павла - вполне применимы не только к сербам… - Значит, у нас общие беды и общие задачи. Я прекрасно отдаю себе отчет в том, что атеисты со мной не согласятся, скажут, мол, никакой тут связи с вашим Богом нет, а всё руководствуется и диктуется только и исключительно интересами «великих держав», которым мы не можем сопротивляться. Таким я бы ответил, что никогда на Балканах не было спокойно, в геополитических переплетениях сербам всегда доставалось, но когда наша держава, народ руководствовался именно заповедями Евангелия, его правители успешно защищали, хранили отечество от любого неприятеля извне. Яркий пример тому – святая лоза Неманичей, наших достойных правителей. Тогда Сербия процветала, а Неманичи, верные Христу, дали Сербской Церкви многих святых, наипаче святого Савву. Те правители руководствовались Святым Духом, а не преходящими политическими играми и склоками, чем не могут похвастаться нынешние наши последователи « Realpolitik ». Общие беды Но из светлого и святого средневековья обратимся к совсем недавней истории, т.е. во времена коммунизма, в которые многим из нас довелось жить. Я считаю, что коммунизм, предательство Христа – самый большой сербский грех в новейшей истории, и от последствий этого отступничества нам придется отходить еще долго. Коммунизм изгнал Бога из наших семей, а под видом равенства, равноправия уничтожил или попытался уничтожить подлинные национальные ценности. Уверен, да я и видел это своими глазами, что коммунизм опустошил сербские села, когда-то полные людьми, умеющими и любящими трудиться, отвечать за свои слова и принимать важные решения. Вместо многолюдных сел и деревень у нас появились многолюдные (сейчас уже стремительно пустеющие) города с послушным «рабочим классом», легко поддающимся всякого рода политическим манипуляциям. Тот же коммунизм вдруг произвел на свет не сербов, живущих в разных краях, а «македонцев, боснийцев, черногорцев», их языки, «существенно отличающиеся от языка сербов-оккупантов». Опьяненные призрачными идеями «братства и единства народов Югославии», сербы под конец предали преступному забвению собственные национальные интересы и, унижая, а то и уничтожая себя, раздавали, разбрасывались землями, богатствами, людьми – разумеется, такую щедрость не могли не оценить «наши дорогие партнеры», и ее последствия Сербия продолжает ощущать сейчас, после распада Югославии.

http://ruskline.ru/analitika/2021/05/25/...

Может показаться, что все это в прошлом, и ныне нет никакой опасности идолопоклонства. Это глубочайшее заблуждение, потому что и сегодня люди лепят своими руками идолов, рукотворных богов, больших и маленьких: это новая психология бытия и философия жизни, которая связана с непременным богатством, успехом, властью, деньгами; это новая философия бытия, которая обращается не к разуму, а к желудку и кошельку человека, которая именно с этими человеческими страстями, с их раскрепощением и удовлетворением связывает такое понятие, как полнота жизни. В сознании современного человека жизнь с избытком — это когда ем по горло и то, что хочу; когда удовлетворяю все свои инстинктивные потребности без всякого ограничения; когда приобретаю все, что хочу приобрести; когда беру власти столько, сколько могу взять. И для поклонения этим идолам мобилизуются силы не только людей, но и обществ и государств. А что происходит в человеческом общежитии, когда люди поклоняются не Богу, а идолам? Идолы раскрепощают инстинкт, идолы раскрепощают страсти. А люди, живущие по закону страсти, не могут жить вместе. Они могут эксплуатировать друг друга — материально, духовно, физически; они могут даже свои инстинкты эксплуатировать и выжимать из этого деньги или власть, а вот объединить людей идолопоклонство неспособно, потому что в основе объединения всегда лежит стремление людей быть друг с другом. Это можно сделать тогда, когда людей объединяет идеал, общие ценности. Церковь Христова и провозглашает эти общие для всех ценности и общие идеалы. Мы молимся у стен храма, который был построен через 900 лет после крещения князя Владимира и который недавно был благолепно отреставрирован. Это наша общенациональная святыня, святыня всего нашего народа. Церковь, провозглашая высочайшие идеалы, одновременно призывает людей сохранять святость жизни, а также символы, связанные с проявлением этой святости. Вокруг этого должен объединяться народ. А если он пытается объединиться, живя по закону страсти и поклоняясь ложным богам, то в основу объединения полагаются опасные идеи, которые не столько объединяют, сколько разделяют народ.

http://patriarchia.ru/db/text/709565.htm...

В этот день, по их уставу, следует «плотских дел не делать, и не говорить, и не думать, чтобы работать»; в этот день нужно «накладывать и нести седмиричную тяготу неопустимо», «отступать от грехов»; на самом деле, этот день «общие» посвящают от утра до полудня и от 4-го часа по-полудни до вечера, чтению слова Божия, пению и молению. Никакие работы в воскресенье не производятся, даже и хлеб печется на один только день, чтобы не оставалось его на понедельник; между утренним и вечерним общественными молениями, они занимаются «учебою», т. е. по домам у себя читают слово Божие, учатся петь, списывают молитвы, поверяют раньше написанное, читают их, исполняют приготовляемое для общественного богослужения пение. Вообще же, в день воскресный, «общие» стараются избегать всего суетного и неугодного Богу, почему им строго воспрещены всякого рода зрелища, увеселения, светские песни, игры, смех, празднословие, пустословие и даже шутки, так как, по их толкованию, все это Апостол назвал «козлогласованием». Так же проводят они и принятые ими праздники: 1) Рождество Христово, 2) Богоявление Господне, 3) Благовещение, 4) Вербное Воскресение, 5) Пасху (всю неделю), 6) Вознесение Господне, 7) три дня Пятидесятницы, 8) Петров день и 9) Ильин день. Последователи «Общего Упования» несомненно веруют в загробную жизнь, ибо молятся об умерших. Но это верование у них смутно и неопределенно. Они вообще воздерживаются рассуждать о нем. Религиозный культ «общих» Из всех рационалистических сектантов, «общие» представляются наиболее богомольными. Моления их состоят из пения псалмов и чтения молитв, постоянно сопровождаемых земными поклонами, коленопреклонениями, взаимными поклонами и священным взаимным лобызанием. Священные, или святые, лобызания разделяются на три вида: 1) лобызание единотельное; оно состоит в том, что при входе в чужой дом, каждый обязан прочитать вслух «Отче наш» и сказать: «мир дому сему», на что хозяин отвечает: «мир входу вашему». После этого, вошедший целуется со всеми находящимися в доме.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Глава II. Источники церковного права Источники церковного права разделяются: 1) на общие, имеющие значение для всех христианских исповеданий, и 2) на частные (особенные), имеющие значение в отдельных церквах. §7. Общие источники церковного права 1. Св. Писание. По воззрению всех христианских исповеданий, Св. Писание есть главнейший по степени важности и обязательности источник права церкви. Но каноническая важность правил религиозно-общественной жизни, содержащихся в Св. Писании, неодинакова. На первом плане стоят предписания, данные церкви самим её Основателем, или от его имени Апостолами, как продолжателями божественного дела устроения церкви. Затем, следуют правила церковной жизни и дисциплины, предписанные Апостолами от своего собственного лица и ими же отличённые от правил божественных. Наконец, церковь находит для себя обязательными законы и в книгах Св. Писания Ветхого Завета, преимущественно в Моисеевом законодательстве. Критерием того, носит ли известное правило Св. Писания характер неизменяемости, или нет, служит ясно выраженное сознание Вселенской церкви, что известное правило или установление имеет сбой источник в божественной воле и относится к самому существу церкви. 2) Практика церкви (πρξις) которая выражается в двух видах: в предании и в обычае. Не все правила устройства и управления церкви, данные И. Христом и Апостолами, внесены в Св. Писание; многие из них преданы церкви или устно, или в каких-либо внешних формах – в виде обряда и т. п. Правила эти сохраняются в церкви чрез преемственную передачу их от одного поколения членов церкви другому. Эта преемственная передача и есть предание. Указания на этот источник права находятся в Св. Писании 9 и в свидетельствах Отцов и писателей первых веков христианства (Св. Ириней, еп. лионский, III в.). В IV в. находим уже попытки собирания и закрепления преданий посредством их записывания. Под именем церковного обычая разумеется повторение одного и того же действия в церкви при одинаковых условиях. Различие между преданием и обычаем состоит в том, что первое ведёт своё начало от известного авторитета, след. подходит под понятие законодательства (только неписанного), напротив, обычай непосредственно производится самою жизнью церковного общества. Обычай должен быть: 1) consuetudo rationabilis, т. е. должен быть согласен с духом и существом как всей церкви, так в частности и того института, которого он касается; 2) должен быть с. legitime prae- setripta, т. е. чтобы его существование и действие могло быть доказано за более или менее продолжительное время. По пространству действия обычаи бывают: общие и местные. По отношению к закону с. secundum legem, т. е. обычаи, соответствующие закону и служащие развитием и изъяснением его мысли; с. praeter legem, т. е. восполняющие недостаток писанного закона; с. contra legem, т. е. несоответствующие писанному закону.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

II.11. Финансово-хозяйственная деятельность II.11.1. Общие финансовые и имущественные вопросы О епархиальных отчислениях в бюджет Московской Патриархии (принято Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2011 г., определение «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Церкви», п. 27) 27. Вызывает озабоченность отсутствие норм формирования общецерковного бюджета. В связи с этим следует признать необходимым и своевременным создание системы епархиальных отчислений в бюджет Московской Патриархии, которая, с одной стороны, была бы пропорциональна финансовым возможностям епархий, с другой – исходила бы из оценки ежегодных потребностей синодальных учреждений и иных общецерковных нужд. С этой целью члены Архиерейского Собора считают необходимым сформировать при Святейшем Патриархе специальную Бюджетную комиссию. Положение о едином порядке владения, пользования и распоряжения недвижимым и особо ценным движимым имуществом религиозных организаций Русской Православной Церкви (принято Священным Синодом Русской Православной Церкви 27 июля 2011 г., журнал 77) I. Общие положения. 1.1. Имущество, принадлежащее религиозным организациям, входящим в структуру религиозной организации Русская Православная Церковь (далее – религиозные организации Русской Православной Церкви), является имуществом религиозной организации Русская Православная Церковь (далее – Русская Православная Церковь ). 1.2. К религиозным организациям Русской Православной Церкви относятся: епархии, синодальные учреждения, духовные образовательные учреждения, ставропигиальные монастыри, подворья Патриарха Московского и всея Руси, приходы, братства (сестричества), епархиальные монастыри, архиерейские подворья и другие религиозные организации. 1.3. Религиозные организации Русской Православной Церкви могут иметь в собственности или на ином имущественном праве имущество, необходимое для осуществления и обеспечения их деятельности, в том числе относящееся к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

Обозревая устройство богослужения в нашей православной Церкви, мы не имеем в виду описывать богослужебные обряды, или излагать весь чин богослужения: мы будем сводить только общие и основные Правила о совершении богослужения н важнейшие постановления о главных и существенных его принадлежностях; также такие постановления, которые – а) руководствуют самих священнослужителей в исправлении духовных треб, а мирян в их употреблении,– б) которые относятся более к управлению богослужебной части, т. е. к благоустроению её в разных отношениях, к соблюдению надлежащего благочиния при совершении священных действий, к разрешению могущих возникать здесь недоумений и случаев, затруднительных для священников или мирян, к предупреждению и пресечению в богослужении всего, противного духу православной Церкви и действующим в ней законам. Словом сказать, мы будем излагать не обрядовую сторону богослужения, а закононоложительную, или законодательство православной Церкви относительно богослужения. В связи с общими, древними правилами мы будем приводить наши отечественные узаконения. В состав полного обозрения этого предмета должны войти: 1) общие постановления о православном богослужении, и 2) частные – относительно священных мест, священных действий и священных времен Церкви. На этот раз мы ограничимся только общими постановлениями и частными – относительно священнейших мест. 1. Общие постановления Так как в православной Церкви существует таинство священства, в котором избранные по достоинству лица освящаются на совершение церковного богослужения, так как есть положительный богослужебный устав, с различными чинопоследованиями, принятый и сохраняемый Церковью от древнейших времен Христианства: то всякое священнодействие должно быть совершаемо не иначе, как правильно поставленным священнослужителем,–и не иначе, как по уставу, заключающемуся в книгах церковных (напр. соб. пр. 6. лаод. 55. VI всел. 55. V II 4 4 т вселен. . карф. 1 1в). в). Запрещается всякое уклонение от церковного устава, всякое произвольное в нем изменение; также и нововведение, уставу противное 1 . Как тщательно и строго Церковь православная всегда охраняла древний устав богослужения, апостолами и отцами преданный, видно из правил вселенских соборов, которые осуждали всякое отступление от священным преданий и обычаев, по видимому даже неглавных и несущественных В богослужении: каковы напр. правила о не преклонении колен В церкви в дни воскресные и пасхальные _ (1 всел. 20.VI всел. 20). Утверждать и вводить в Церковь вновь составляемые службы и молитвословия, исключительное право принадлежит высшей духовной власти, собору, (карф. 116), или – в нашей отечественной Церкви Синоду 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

—563— каждая местная церковь была предоставлена самой себе. С какой силой пробудилось вскоре после того в немецком народе стремление к объединению и как оно осуществилось с Божией помощью в деле восстановления Империи, – об этом свидетельствует история. Одновременно с этим прочно утверждается в Германии католичество. Евангелическая немецкая церковь за последнее столетие также пережила немало знаменательных дней. Господь даровал ей верных служителей истины, которые пробудили веру в Евангелие к новой жизни. Никогда прежде в ней не проявлялись в таком обилии дела милосердия и любви. Благодаря выдающимся учёным трудам в протестантский народ проник свет богословской науки. Но кто вместе с нами не болел душой, видя, что церкви недоставало внешнего объединения? Неудивительно, что уже издавна многие вместе с нами жаждут более тесной связи в церкви. Благодарение Богу, вот наконец и этому положено многообещающее начало! С утверждения правителей отдельных государств и с согласия церковных правительств образовался из представителей высшего церковного управления Немецкий Евангелический Церковный Комитет. Мы стремимся не к реорганизации церкви по подобию светского государства; этого мы не хотим, да если бы и хотели, не могли бы осуществить. Притом Царствие Божие – не от мира сего. Церковь каждого отдельного государства должна по-прежнему жить сообразно с своим исповеданием, своими особенностями и установлениями. Но есть общие интересы, общие блага, общие нужды; мы стремимся к развитию первых, охранению вторых и удовлетворению последних. Теперь, при издании новых имперских законов, имеющих такое или иное значение в вопросах религии и нравственности, не будет уже иметь места исключительное влияние иной церкви, как это было прежде, когда протестантское большинство немецкого народа не имело своего общего представительства. И мы будем иметь возможность в случае надобности поднять свой голос и защитить перед лицом подлежащей власти интересы евангелической церкви. Мы любим мир и поистине не желаем увеличивать той пропасти, которая господствует в

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010