Точно также есть общие тропари и кондаки пророкам, апостолам, мученикам, бессребреникам и пр. Но не одним святым Божиим положены они общие. Так как может встретиться надобность – отправить богослужение Господу Иисусу и пресвятой Деве Марии не в праздник какой-либо, где положена особенная служба, а так, без праздника, по какому-либо особенному случаю, то и им положены также общие тропари. Так, Господу Иисусу: «Пречистому Твоему образу поклоняемся, Благий» и пр. «Благий Христе Боже! мы поклоняемся Твоему пречистому образу, прося прощения грехам своим, потому что по собственной воле Тебе угодно было плотью взойти на крест, чтобы избавить от рабства врагу созданных Тобою. За то благодарственно мы взываем Тебе: Спаситель наш! Ты, пришедший спасти мир, все исполнил радостью». Пресвятой Богородице: «К Богородице прилежно ныне притецем...» «Усердно прибегнем теперь к Богородице мы, грешные и уничиженные, в раскаянии взывая из глубины души: Владычица! Помоги, умилосердившись над нами; поспеши, мы гибнем от множества грехов; не оставь рабов Твоих без надежды, мы только и имеем надежду на Тебя единую». Другой: «Не умолчим никогда. Богородице» и пр. «Богородица! Никогда не перестанем мы, недостойные, заявлять твое могущество, потому что если б Ты не была непрестанной молитвенницей за нас, то кто ж бы избавил нас от стольких бедствий? Кто ж бы сохранил нас до настоящего времени свободными? О, Владычица! Никогда не отступим от Тебя, потому что Ты всегда спасаешь нас от всяких зол». Кондак общий Богородице: «Не имамы иныя помощи» и пр. «Владычица! У нас нет другого пособия, нет другой надежды, кроме Тебя. Ты нам помоги, на Тебя мы надеемся и Тобою хвалимся. О, да не постыдимся мы, рабы Твои!» Замечу кстати, что не одни лишь тропари и кондаки есть общие, но целые службы. Именно: Господу Иисусу, пресвятой Деве и проч.; святым Божиим: святителям, преподобным, мученикам и пр., и пр. Книга, в которой положены эти общие службы, называется общая минея. Вот почему, если какому-либо святому вовсе нет службы в рядовой (месячной) минее, как напр. блаженному Николаю новгородскому (27 июля), то она вся правится по общей минее, если и есть служба, но простая, как например, равноапостольной Марии Магдалине (22июля), или святой мученице Вере (17 сентября), то она правится с дополнением из общей минеи. Таким образом, по особенному желанию или нужде, какому угодно святому можно править полиелей и даже бдение, для чего, собственно, и предназначена общая минея. Прокимен

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Один ученый исследователь так рассказывает о появлении сектантов «общих» в Закавказском крае. В 1855 году выслано по суду из Самарской губ. в Закавказский край 23 семейства молокан «за новые между ними толки». Их поселили в Шемахинской губ., в Ленкоранском уезде, в 37 верстах на север от Ленкорани, при почтовой станции Кизил-Агач, близ Каспийского моря. Переселенцы, по прибытии в Закавказье, кроме «новых толков», принесенных из внутренней России, стали держаться еще нового учения – отрицания личной собственности. Все имущество движимое и недвижимое должно бело принадлежать общему «братскому союзу». Жилища также строились этим братским союзом и принадлежали ему. Помещались в них партиями в несколько человек, с подразделением холостых семейных, вдовцов, вдов и т.д. Союз выбирал старшин, гражданских и духовных, которые заведовали хозяйством и имуществом братства и распределяли занятия его членов. Свои нравственные и общественные правила «общие» извлекали, как расследовало начальство, из произвольного толкования некоторых мест св. Писания, именно: Пс.6:7–10 ; Рим.16:4 (дом, в котором они живут, есть церковь или дом молитвы); Деян.4:32 –-37 (имение у всех должно быть общее); 1Кор.5:9–13; 16:18–24 (ни с кем из порочных людей не должно сообщаться); 2Кор.5:18,20–21 (во время молитвы должно давать друг другу залог взаимного примирения и прощения); 1Кор. 12 гл. (как одно тело имеет многие члены, так и в церкви должно их быть много, поэтому выбрано между ними 12 членов); Втор.16:18 (о судьях и надзирателях по коленам); Мф.5:30 (об отсечении соблазняющих членов); Рим. 12 гл. (о многих членах одного тела – церкви); Мк. 13 гл. (о предании в судилища и терпении за имя Христово); 1Тим. 3 гл. ( церковь есть дом Божий, в нем епископы и диаконы). «Общие» считали себя единственными христианами и избранным от Бога народом для распространения истинной веры Христовой. Церковь свою они называли Христовой. По смыслу 20 гл. Апокалипсиса, «общие» ожидали скорого наступления 1000-летнего царствования, которое будет основано именно около Ленкорани, и «общие» будут первые, которые наследуют это царство. В с. Николаевке, составлявшем главный центр «общих», учреждена была школа для детей от 7 до 12 пет, где обучались читать, писать и вере «по своим правилам», «Общие» имели своего специального мученика, в то же время своего Мессию. Это был Михаил Акинеиев Попов, основатель секты, уже сосланный в Сибирь. По верованиям «общих», он то и будет со временем их царем и освободит их от ига.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Вводные статьи к разделам нашей библиографии имеют также задачу указать связи и провести демаркационные линии с другими разделами. В данном случае мы не встречаем здесь затруднительных проблем. Раздел имеет тесные тематические связи, прежде всего, с разделом Поздневизантийского исихазма (Разд. 6 ), где собрана литература по Исихастскому возрождению и учению Паламы. Мы провели границу меж этими разделами по достаточно очевидному принципу: поместив в данном разделе работы, рассматривающие «исихазм вообще» и «паламизм вообще», а в разделе 6 – работы, изучающие исихазм XIV в. и паламизм как богословие св. Григория Паламы (в отличие от его современного развития). В другие разделы направлялись также исследования, хотя и посвященные общим темам, но ограниченные определенным периодом, либо принадлежащие авторам, которые сами являются подвижниками-исихастами и в этом качестве имеют персональные секции в соответствующих разделах. Напротив, работы на общие темы, принадлежащие ученым из православных стран – Сербии, Болгарии и т.д. – помещались в данном разделе, а не в соответствующих национальных разделах. Не включались работы на «слишком общие» темы, как то общие труды о Православии, православной Церкви и т.п.; при этом, общие работы о православной духовности и православном монашестве, как правило, не включались у русских авторов, но включались – у западных, ибо в их освещении данных тем на первое место, как правило, выдвигается именно православная аскеза. Что же до богословской проблематики, то она была ограничена кругом специфически исихастских тем: обожение и синергия, благодать и Нетварный Свет, проблемы богословия энергий. Справочно-библиографические материалы 1 . Кришталева Л. Г., Хоружий С. С. Библиография мистико-аскетической (исихастской) традиции Православия//Синергия 1 .161). 295–361. 2 . Настольная книга для монашествующих и мирян/Сост. архим. Иоанн (Крестьянкин) . Псково-Печерский м-рь. 1998. 398. 3 . Православная Богословская Энциклопедия. СПб. 1 (1900)-12 (1911). Под ред. Лопухина А. П. (1–6) и Глубоковского Η. Н. (7–12). [ПБЭ].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Ваш доброхот Еп. Феофан. 250. Благодарность за лекарства. О здоровье. Общие благожелания Благодарность за присланные лекарства. О здоровье. Общие благожелания. [Без даты] Милость Божия буди с Вами! Благодарствую за лекарства. Но сон уж исправился... Было так, что в час проснешься и уже не заснешь, и после обеда не засыпалось. Потом сон клонил неудержимо с 6 часов вечера. Я ложился и просыпался опять в час... и не мог засыпать... опять до вечера. Теперь дня три уже как засыпаю в 9 – и просыпаюсь в 3–4... ныне в 5... Нахожу, что это в порядке. И не беспокойтесь! Лучшего и желать нельзя. Бальзам мне прислали от боли в крестце... Но боль сия сама прошла. Бальзам же я обратил против подергивания ног, натирая от колен до ступни. И мне кажется, что этим подергивание пресечется. А мак поедим в виде молока... с кашею. Благодарствую. И ваш бальзам пойдет на ноги. Все прочее у нас в порядке. Беличке да подаст Господь полное выздоровление. И малютку благослови, Господи! И Черничке благопоспеши, Господи! Благослови Вас, Господи! Спасайтесь! Ваш доброхот Еп. Феофан. 251. О материнском мученичестве. Общие благожелания [Без даты] Милость Божия буди с Вами! Я не понимаю, в чем дело. Но думаю, что Вам будет покойнее. Полная свобода действий и безмятежная жизнь! – Да даст Вам Господь сие! Дети вам много горя причиняют. Это материнское мученичество! Если все благодушно и с благодарением Господу будете переносить, то воистину так будет. – Буди воля Божия над Вами во всем; а в Вас соответственное тому – преданность Богу и покорность. Умница малютка, что утешает Вас. Но какая же ее работа? – Закладка или шнурок!.. Шнурок связан с пояском. Верно, он Вам нужен... Они вместе и лежат на престоле... По вере Вашей, да ниспосылает Вам Господь помощь Свою во время благопотребное. Благослови Вас, Господи! Ваш доброхот Еп. Феофан. 252. О стремлении в монастырь. Общие благожелания [Без даты] Милость Божия буди с Вами! Приятно видеть, как сильно стремитесь Вы в обитель. Матерь Божия с неба смотрит на Ваше усердие и благословляет его.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Недостатком в деятельности благочиннических съездов были, как это отмечалось в церковной повременной печати, неуместные словопрения по вопросам, не входившим в компетенцию съездов, а также нередко имевшие место оскорбительные выпады одних участников таких съездов против других. В 1880-е годы, при обер-прокуроре К. П. Победоносцеве , благочиннические съезды в большинстве епархий перестали созываться. Заметным толчком к этому послужила отмена выборности благочинных указом Святейшего Синода от 1881 г. Вопрос о возобновлении благочиннических съездов или собраний одновременно с возвращением к выборности благочинных обсуждался в церковной печати в процессе подготовки Поместного Собора в 1905–1907 гг. Благочиннические съезды и собрания повсеместно созывались в 1917 г., после отречения святого императора Николая II, при этом в них участвовали не только клирики, но и представители мирян по избранию Приходских собраний. На этих благочиннических съездах избирались члены епархиальных съездов. Поместный Собор в своем определении о епархиальном управлении предусматривал учреждение общих и пастырских благочиннических собраний. Пастырские благочиннические собрания по своему составу и статусу были подобны благочинническим съездам второй половины 19 в. Поместный Собор 1917–1918 гг. в «Определении о епархиальном управлении» ввел новый порядок управления благочинническими округами. В соответствии с Определением Собора границы благочиннических округов должны были устанавливаться Епархиальным собранием. Собор ввел новые коллегиальные органы управления в благочиннических округах: пастырские и общие окружные благочиннические собрания и благочиннические советы. При этом «в пастырских благочиннических собраниях участвуют священники благочиннического округа по должности, а прочие члены причтов по желанию, собрания эти созываются не менее одного раза в год для рассмотрения вопросов общепастырского служения… Экстренные пастырские собрания созываются благочинным: а) по усмотрению; б) по заявлению 1/3 священников округа; и в) по распоряжению епархиального архиерея. Руководит собраниями в качестве председателя благочинный, а за отсутствием благочинного председатель (в пресвитерском сане) избирается собранием. Общие благочиннические собрания состоят: а) из всех наличных штатных членов причтов округа приходских, домовых и монастырских церквей и священников, приписанных к церквам округа сверх штата, из мирян – членов Приходских советов по избрании последних в числе, равном составу причта каждой церкви. Общие собрания происходят под председательством благочинного или его заместителя… Очередные общие благочиннические собрания созываются не менее раза в год и должны предшествовать Епархиальным собраниям» 342 . Предусматривалась также возможность созыва экстренных общих благочиннических собраний. «Постановления благочиннического собрания, требующие утверждения епархиальной власти, представляются на утверждение епархиального архиерея, а о прочих доводится до его сведения» 343 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

901 Апостолы и евангелия субб. пред 50-цею – другие: апост. Деян. зач. 51 и мертвенный Коринф. зач. 163: Братие, первый человек...; евангелия Иоанна, зач. 67 и заупокойное, зач. 21. 902 Все эти прокимны, аллилуиарии, причастны и заупокойные апостол и евангелие указываются в 55 гл. Типик., л. 398 на об., и в Октоихе, л. 91 на об., в котором на л. 380 на об. и напечатаны. Ворочем, на 91 л. Октоиха пропущен стих аллилуиария: Многи скорбя праведным..., и не указаны зачала заупокойных апостола и евангелия. 903 В субботу пред 50-цею считают уместным, вместо «Вядехом свет истинный...», петь: «Глубиною мудрости...». 907 В этот перечень вошли: 1) такие песнопения, значительнейшая часть которых находится в самих последованиях означенных книг, но которые для большего удобства перепечатаны в других книгах, каковы, напр., воскресные и др. тропари и кондаки, 2) такия, которых в последованиях перечисленных книг не имеется, но которые напечатаны или в тех же книгах, но особыми статьями, каковы, напр., воскресные экзапостиларии и дневные светильны Октоиха, или в других книгах, каковы: общие тропари, общие кондаки, общие прокимны и т. п. 908 Эти богородичны находятся в числе седмичных богородичнов, поемых после тропарей святых в конце вечерни, в начале утрени на Бог Господь и в конце утрени и помещенных в 57 гл. Типикона. 909 Они же поются и в других стихирах; так, напр., если, положим, 6 октября случится в воскресенье, то в литийных стихирах на И ныне, на основавии 3 и 4 гл. Типикона, надобно петь воскресный богородичен, заимствуя его из воскресных стихир на стиховне. 910 Назначаются они и в других стихирах; так, напр. 9 октября назначены в утренних хвалитных стихирах. 911 Ипакои есть песнопение, принадлежащее воскресной утрени, в последовании которой в Октоихе оно и напечатано; но полагается и на воскресной полунощнице, где не печатается, а только указывается (см. Часосл., стр. 20). 916 Сравнивая общие утренние прокимны, указанные в общих последованиях утрени, помещенных в Общей Минеи, с общими литургийными прокимнами, указанными в 59 гл. Типикона и 29 гл. Общей Минеи, мы видим, что и для утрени, и для литургии большею частью назначаются одни и те же, но не всегда, напр, утренний прокимен Христа ради юродивым: Возвеселится праведник..., а литургийный: Честна пред Господем...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

И вот – образ Адама, погребенный во гробе, является уже не среди Ангелов, но превыше Ангелов восседает со Отцем, чтобы и нас посадить с Собою». «Итак, да имеем залог нашей жизни на небе, куда мы совознесены со Христом». «Сегодня наш «начаток» ( 1Кор.15:23 ) вознесен на небо, – говорит святой Златоуст в одной из своих бесед на Вознесение, – и Воспринявший на Себя нашу плоть получил Отчий престол, чтобы примирить рабов с Богом, уничтожить древнюю вражду и к тому же даровать живущим на земле людям мир вышних Сил. Сегодня у нас общие награды за победу над диаволом, общие воздаяния за борьбу, общие вознаграждения за подвиги, общие венцы, общая слава... На какую высоту вдруг воздвиг Бог человеческий род, подвергшийся столь великому проклятию! И каким образом мы, оказавшиеся недостойными земли, сегодня вознесены на небо и наше естество, прежде считавшееся недостойным даже и рая, заняло на небе первое место; естеству, ранее бывшему игралищем демонов, ныне поклоняются Ангелы и горние Силы». Вознесение, по словам святого Феодора Студита , – это «праздник праздников и тайна грандиозная и над-умная: ведь наше естество воздвигается выше неба (siquidem trans coelos attollitur natura nostra)... И теперь наше естество на небесах, и ему поклоняется вся тварь видимая и невидимая». «В Вознесении Спасителя, – говорит святой Амвросий, – был вознесен не только человек, но и весь мир взошел на небо в лице Искупителя всех (non unus homo, sed totus in omnium mundus intrabat)». Вознесение Спасителя с плотию – это естественное и логическое следствие Его Воскресения плотию. Его плоть воскресла для вечной жизни в вечности Троичного Божества, наступившей в своей божественной полноте после Вознесения Спасителя на небо. Пасха, по словам святого Григория Паламы , – это «переход (διβασις) нашего естества во Христе из смерти в жизнь, из тления в нетление. А Вознесение Спасителя – это переход (διβασις) нашего во Христе естества от земли на небо над небесами и на сущий там престол Владыки всяческих». Молитвенная мысль Церкви, священно и трепетно погружаясь в Божественную таинственность святого Вознесения Спасителя, открывает нам его неизреченную силу и значение для спасения человека и всей твари.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Для уяснения верований и упорядочения богослужебных молений, основатель секты Общих написал «Устав», к сожалению, состоящий лишь из общих фраз и не представляющий никакой определенной системы. Он напоминает собою, больше духоборческие, чем молоканские катехизисы. «Устав Общего Упования» или «обряд» состоит из 25-ти положений (параграфов): 1) об обряде; 2) о церкви; 3) о молении; 4) о приношении жертвы; 5) о кадиле и фимиаме; 6) о причастии; 7) об исповеди; 8) о миропомазании; 9) о крещении; 10) о престоле; 11) об обручении, браке; 12) о венцах; 1З) об облачении риз: 14) о кроплении, очищении: 15) о судах; 16) о знамении; 17) об образе; 18) о рождении младенцев; 19) об архиерее и священнике; 20) о царях и властях; 21) о постах; 22) о погребении усопших; 23) как по смерти живы; 24) о поминовениях по усопшим и 25) о седьмом дне. После изложения каждого пункта, или «положения», следует его изъяснение («различение») в собственном смысле («плотское», «видимое») и в переносном («духовное», «невидимое»). К сожалению, устав этот изложен без всякой системы и логической последовательности, и написан так безграмотно, что часто трудно добраться до смысла его речи. Поэтому, целиком привести его здесь нельзя. Последователи «Общего Упования» («общие») веруют, что «Бог без начала и без конца, всеблаг, всемилосерд, и всемогущ, все создавший и всем управляющий; все люди и все творения – в Его владычестве; Троица в Боге и Бог в Троице. Троица состоит из Отца, Сына и Святого Духа, в трех лицах едина суть, неразделима. Угодники и святые суть ветхозаветные пророки, апостолы, ученики Господни, значащиеся в священном писании, святые угодники и мученики». Источником своих верований «общие» признают только Св. Писание, которое толкуют произвольно, каждый по своему: пользуются Библией, изданной «Библейским Обществом». Под именем церкви, общие, по своему уставу, разумеют: 1) «Общенародное собрание» «в празднование слова Божия», 2) партию, т. е. всех лиц, живущих в каждом доме, 3) даже каждое отдельное лицо. «Когда, человек научен, в нем одном церковь , и всяк человек, имея в себе учение, имеет в себе церковь, по силе его». Поэтому, «общие» признают три вида церкви: 1) соборную, состоящую из единоверцев одной слободы, 2) домашнюю, т. е. партию и 3) единотельную – каждого отдельного сектанта.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Основными темами речи являются: 1) противопоставление схоластической теологии и мирской философии евангельскому учению; 2) рассмотрение и опровержение теории божественного происхождения папской власти, а также критика самого института папства; 3) оправдание выступления Лютера против индульгенций и разбор связанных с этой темой представлений о покаянии. В законченном в июне 1521 г. соч. «Апология в защиту Лютера против неистового постановления парижских теологов» (Adversus furiosum Parrisiensium Theologastrorum decretum pro Lulhero apologia; текст см.: Melanchthon Ph. SA. Bd. 1. S. 141-162) М. дал ответ на изданное теологами Парижского ун-та 15 апр. 1521 г. заключение, в к-ром осуждались отдельные положения учения Лютера (текст см.: CR. Vol. 1. Col. 366-388). «Общие места» (1521) Наиболее важным итогом богословской и экзегетической работы, к-рую М. вел в 1519-1521 гг., стало соч. «Общие места для теологических рассуждений, или Теологические образцы» (Loci communes rerum theologicarum seu hypotyposes theologicae), получившее известность под кратким названием «Общие места». Печать 1-го издания осуществлялась поэтапно с авг. по дек. 1521 г. (текст см.: Melanchthon Ph. SA. Bd. 2. Tl. 1. S. 1-163; CR. Vol. 21. Col. 59-228). Используемый в сочинении метод «общих мест» восходит к аристотелевской риторике; при его разработке М. опирался на идеи Р. Агриколы и Эразма Роттердамского. По представлению М., «место» (лат. locus, перевод используемого Аристотелем в логике и риторике греч. τπος) - это некое фундаментальное для рассуждения понятие, базовая тема. Раскрытие наиболее существенных аспектов этой темы создает «общие места», т. е. устойчивый набор взаимосвязанных положений, к-рые принимаются аксиоматически и на основе к-рых далее рассматриваются все частные вопросы и проблемы. Т. о., М. предполагал на основе Свящ. Писания построить систему фундаментальных богословских истин. В предисловии к сочинению М. отмечал, что попытки представить христ. вероучение в систематическом виде предпринимались и ранее, указывая в качестве наиболее выдающихся примеров «Сентенции» Петра Ломбардского (XII в.) на Западе и «Точное изложение православной веры» прп.

http://pravenc.ru/text/2562808.html

В соответствии с соборным «Определением», высшим органом, при содействии которого архиерей управляет епархией, является Епархиальное собрание, избираемое из клириков и мирян на трёхлетний срок. Епархиальные собрания образуют свои постоянные исполнительные органы: Епархиальный совет и Епархиальный суд. Принимая это «Определение», Собор руководствовался стремлением привлечь клир и мирян к широкому участию в церковном управлении. Но каноническая власть епархиального архиерея оставалась неприкосновенной. В статье 23-й «Определения» было предусмотрено: «Без согласия архиерея ни одно решение органов епархиального управления не может быть проведено в жизнь» 356 . В соответствии с «Определением» Собора, границы благочиннических округов должны были устанавливаться Епархиальным собранием. Собор ввёл новые коллегиальные органы управления в благочиннических округах: пастырские и общие благочиннические собрания и благочиннические советы. При этом «в пастырских благочиннических собраниях участвуют священники благочиннического округа по должности, а прочие члены причтов – по желанию. Собрания эти созываются не менее одного раза в год для рассмотрения вопросов общепастырского служения… Экстренные пастырские собрания созываются благочинным по усмотрению, по заявлению 1/3 священников округа и по распоряжению епархиального архиерея. Руководит собраниями в качестве председателя благочинный, а за отсутствием благочинного председатель (в пресвитерском сане) избирается собранием. Общие благочиннические собрания состоят: из всех наличных штатных членов причтов округа приходских, домовых и монастырских церквей и священников, приписанных к церквям округа сверх штата; из мирян – членов приходских советов, по избранию последних в числе, равном составу причта каждой церкви. Общие собрания происходят под председательством благочинного или его заместителя… Очередные общие благочиннические собрания созываются не менее раза в год и должны предшествовать епархиальным собраниям» 357 . Предусматривалась также возможность созыва экстренных общих благочиннических собраний. «Постановления благочиннического собрания, требующие утверждения епархиальной властью, представляются на утверждение архиерея, а о прочих доводится до его сведения» 358 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010