Так, в отчете о состоянии сектантства в Астраханской епархии сообщается следующее: «Секта молокан делится в учении о лице И. Христа и Его Пречистой Матери. Одни из них признают Христа за истинного Бога, а Его Пречистую Матерь – за Богородицу, другие называют Его только Сыном Божиим, но далеко не равным Богу Отцу, а потому и Матерь Его признают не Богородицей, а только Христородицей. Равным образом расходятся и в убеждениях о Святом Духе, Которого одни считают Богом, другие – одним из проявлений Божественного естества, и таким образом выходит, что одни веруют в Бога Триединого и признают Св. Троицу, а другие утверждают, что Бог один, но в трех проявлениях: Отец, Сын и Св. Дух». Подобное же явления наблюдается в Тамбовской и Таврической губерниях. Старики-наставники защищают еретическое учение, что Сын Божий и Дух Святый хотя и божественного достоинства, но не равны Богу Отцу, а ниже Его. Но так учат лишь некоторые молоканские наставники, уже глубокие старцы, унаследовав такое учение от первого времени существования молоканства. Что касается остальных молокан, то они постепенно оставляют это еретическое учение основателя молоканской секты – Уклеина и обычно держатся истинного христианского учения о лицах Св. Троицы. Староуклеинский толк является и в настоящее время самым многочисленным в молоканстве; к нему принадлежит наибольшая часть молокан. Толк «общих» имеется лишь на Кавказе. Особенностью его в настоящее время является то, что в нем начинает преобладать мистицизм. «Общие» признают «Новое Евангение», которое содержат «в тайне». Эго евангелие состоит главным образом из толкования на откровение Иоанна. «Новое Евангелие» общие называют Заветом Духа Святого, так что всего общие признают три завета: Ветхий, Новый и Духа Святого. Толк прыгунов и в настоящее время является с теми же особенностями в своем учении (еврейские установления, празднование субботы и пр.) и богослужебном культе (прыганья, вечерния, пророчества и пр.), с какими он был известен и прежде. Существует этот толк на Кавказе и в Таврической губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Работы собора производятся по секциям и в общих собраниях. Общие собрания бывают ежедневно от 9–12 утра и от 3–6 дня=шесть часов. Работы секций от 7 до 9 утра и от 1–3 дня и от 8–10 вечера=шесть часов. Может быть и иное распределение, например: Секции 8–12 утра. Общее собрание 2–6 дня. Секция 7–9 вечера. Собрание 9–11 ночи. или: Секции 7 утра – 1 дня. Общее собрание 2–8 дня. Секция 7–9 вечера. Секции 8–12 утра. Общее собрание 1–7 дня. Секция 9–11 вечера. Секции 7–10 утра и 11–2 дня. Общее собрание 3–7 дня. Секция 8–10 вечера. Секции 7–11 утра. Общее собрание 12–6 дня. Секция 7–9 вечера. Распределить время зависит от самого собора. Если отцы найдут достаточным, чтобы секции занимались 5 часов, а общие длились 3 часа, то секции могут работать 8–11 и 12–2, а общие от 3–6 часов вечера. Кто войдет в состав каждой секции, решают сами отцы на первом же заседании. В секциях, кроме архиереев работают богословы из духовных лиц. Секции: 1) Православного вероучения. 2) Распределение епархий и митрополий. 3) Приход. 4) Обряд. 5) Календарь и пасхалия. 6) Монастыри. 7) Хозяйство и десятины. 8) Просвещение народа. 9) Подготовка клириков. 10) Церковный суд. 11) Соборы поместные. 12) Миссии внутренние. 13) Миссии внешние. 14) Общения с церквами. 15) Учреждение священного синода. 16) Отношение к государству. 17) Права патриарха и духовных лиц. 18) Гарантии и контроль. 19) Будущий всероссийский собор. 20) Церковные книги. 21) Печать. 22) Старообрядчество. 23) Секты. 24) Инославные церкви, секретариат собора, канцелярия, исполнительный и экспедиционный комитет. Пока секции вырабатывают те или другие реформы, собор на общих заседаниях проводит главнейшие. Во-первых, так как правительствующий синод перестал существовать, все дела его переходят в особую ликвидационную комиссию, составленную из бывших его членов. Затем собор избирает посредством баллотировки первенствующих митрополитов, при чем три бывшие митрополита попадают в это число, сохраняя свою кафедру, а бывший московский переводится на другую. Затем собор объявляет о разделении митрополий на епархии по уездам, возводит епархиальных епископов в архиепископы, а уезды негубернские получают право избрать своих епископов. Если кандидаты у них намечены, то избранные своей паствой епископы получают утверждение собора и являются на него и от него получают рукоположение, после чего присоединяются к собору. Дальнейшие реформы происходят при их участии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/vseros...

Так рассуждает Римский епископ IV века. Не видно ли отсюда, что наставления апостолов, в течение трех веков действовавшие в церкви, были так ясно сознаны и так крепко укоренились в сознании членов ее, как может укорениться в сознании людей только живой обычай, постоянно применяющийся к жизни?! Итак, совокупим теперь в одно целое все отдельные черты, какие мы заметили в апостольских наставлениях о церковном суде, и мы получим общие руководительные начала, с которыми, затем, и возьмемся за исследование тех данных, которые древность представит нам на пространстве четырех первых веков по Рождестве Христовом. Общие начала, на которых основывается право церкви привлекать к своему открытому суду принадлежащих обществу ее – следующие. а) Церковь есть общество людей, уверовавших во Христа, имеющее свои правила, которыми определяются троякие отношения каждого ее члена: 1) к Богу: здесь от каждого требуется чистота веры, т. е. внутреннего религиозного убеждения в истинах христианской религии и наружного, установленного образа Богопочтения. Отсюда возникает сфера преступлений против веры как подлежащих по естественному праву суду церковному. 2) К ближним – здесь различаются отношения члена церкви: к установленной иерархии или представителям и носителям церковной священной власти – клиру, верным и находящимся вне церкви, т. е. язычникам, иудеям, еретикам и отлученным от общения по суду церкви. Отсюда возникает вторая область преступлений, подлежащих церковному суду, – преступления против церковной дисциплины или, в узком смысле, церковные преступления. 3) К самому себе. В церкви Христовой предоставляется полная свобода развитию личной, индивидуальной жизни, но при этом каждому указывается определенная цель, которая есть у него общая со всеми остальными членами, и смотря по тому, насколько личная деятельность и образ жизни его соответствуют этой цели и насколько выражают или не выражают его стремлений к достижению этой цели, определяется нравственное достоинство его личности и деяний. Эта цель – вечное спасение, т, е. стремление к единению со Христом и поддержание этого союза и, соответственно с этим, стремление облечься в нового человека, созданного по образу Божьему. Но поскольку это естественное (а потому и свободное) стремление в человеке поддерживается и получает средства для своего осуществления только в церкви и от нее одной, и поскольку эти средства одни и те же для всех членов ее, то при полной свободе личной жизни и деятельности каждый должен выполнять общие предписания, за несоблюдение которых он подлежит суду церкви. Это – преступления против нравственности или нравственного закона, предначертанного в Священном Писании .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Один утверждает, что ведет крестьянин, другой – что его рука, третий – что веревка. В XIII веке Фома Аквинский наводит порядок, говоря, что правы все. Безусловно, Бог, перед тем как сотворить мир, имел в Своем уме всё знание о будущем мире – эти общие понятия в Его уме существовали. Сотворив мир, Бог дал каждому предмету его сущность, и теперь общие понятия существуют не только в Божественном уме, но и в самих вещах. А потом Бог сотворил человека, дав ему разум, дав ему способность эти предметы познавать, нарекать имена этим предметам. Поэтому с появлением человека универсалии начинают существовать в человеческом уме. Так что универсалии существуют трояким образом: до вещей – в уме Бога, потом – в самих вещах, потом – в уме человека. Итак, по Фоме Аквинскому, правы все. Кстати, неотомизм, наиболее распространенная философская школа в Католической церкви, до сих пор придерживается именно этой точки зрения, которая, казалось бы, должна была удовлетворить всех. Но не тут-то было. Некоторые оппоненты Фомы Аквинского, например, Иоанн Дунс Скот, возражали, говоря: «Почему Фома утверждает, что Бог знает только общие понятия? Это ограничивает Божественное всемогущество. Выходит, Бог не знает меня лично? Он знает только человека вообще? Нет!!! В Боге есть знания о каждом предмете, о том, что представляет собой этот каждый предмет. В Боге существуют не сущности, а “чтойности”, “этовости”». Иоанн Дунс Скот возрождал номинализм, но в своеобразной форме. Операция разделения О ккам: Бога нужно познавать только верой; мир нужно познавать только разумом Уильям О ккам, который жил в начале XIV века, предложил еще один вариант, согласно которому вообще-то между философией и богословием ничего общего нет. Оккам сказал, что есть два метода познания, соответствующие двум объектам. Бога нужно познавать только верой. Мир нужно познавать только разумом. 400 лет существования схоластики, 400 лет попыток философии помочь богословию ни к чему не привели. Так и не появилось никаких общих теорий, удовлетворявших всех.

http://pravoslavie.ru/93834.html

То же самое мы видим в древних монастырях. «Когда многие, – говорит св. Василий Великий , – вступают в общежитие друг с другом, имея в виду цель спасения, надобно в них прежде всего утвердить, что бы у всех были одно сердце, одна воля, одно вожделенно и, итак заповедует Апостол, вся полнота собрания была одним телом, составленным из различных членов ( 1Кор.12:12 ). А в сем не иначе можно преуспеть, разве когда превозможет обычай ничего не называть чьею либо собственностью: ни одежды, ни сосуда, ни чего другого из употребительного в общей жизни, чтобы каждая такая вещь служила потребности, а не владеющему ею. И как большому телу не прилична малая одежда или малому большая, но соразмерная каждому и полезна и прилична ему, так и все прочее: ложе, постель, теплая одежда, обувь принадлежат тому, для кого очень нужны, я не тому, кто владеет ими» 511 . По свидетельству преп. Иоанна Кассиана , иноки египетских монастырей не имели частной собственности. «В иных монастырях это правило столь строго соблюдалось, что никто не смел ничего назвать своим, и считалось большим преступлением для монаха говорить: это – моя книга, моя письменная доска, мой грифель, моя одежда. За это он должен был принести покаяние, если случайно, по неосторожности или по неведению произнесет такое слово» 512 . Таким образом, высшим идеалом христианского общества служит его единение в мысли и чувстве, такое тесное общение его членов, при котором в преимуществах высших и более совершенных участвуют низшие, а недостатки и страдания менее совершенных и несчастных болезненно чувствуются первыми, как свои собственные. Вот в каких словах св. Василий Великий описывает общее состояние такого общества. «Возлюбив общение и совокупную жизнь, возвращаются они к тому, что по самой природе хорошо. Ибо то общение жизни называю совершеннейшим, из которого исключена собственность имущества, изгнана противоположность расположений, в котором с корнем истреблены всякое смятение, споры и ссоры, все же общее: и души, и расположения, и телесные силы, и что нужно к питанию тела и на служение ему, в котором один общий Бог, одна общая купля благочестия, общее спасение, общие подвиги, общие труды, общие венцы, в котором многис составляют одного, и каждый но один, но в ряду многих...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/es...

8 Святой Василий Великий , изучивший во время своего путешествия по Востоку жизнь египетских, палестинских и сирийских подвижников и составивший себе на основании этого изучения, равно как и собственного подвижнического опыта, высокий идеал христианского подвижника, остановился на киновии (общежитии монахов) как самой совершенной форме иночества. Для практического ознакомления с такого рода общежитием святой Василий Великий основал в Понте свой общежительный монастырь, по образцу и вблизи которого в скором времени появились и другие обители. По словам Святого, «всё в монастыре было общим – один общий Бог , одна общая купля благочестия, общее спасение, общие подвиги, общие труды, общие венцы, здесь многие составляют одного, и один не единствен, но во многом». См. Гроссу Н. , священник. Преподобный Феодор Студит . Его время, жизнь и творения. Киев, 1907. С. 70–71. 9 Правила святых Апостолов, святых соборов Вселенских и Поместных и святых Отцов с толкованиями. М., 1913. С. 420–422. (Шестой Вселенский Собор, правило 41). 10 Добросклонский А. П. Преподобный Феодор, исповедник и игумен студийский. Ч. 1. Одесса, 1913. С. 13. 11 Правила святых Вселенских Соборов. Указ. изд. С. 437–438. (Шестой Вселенский Собор, правило 46). 15 Правила святых Вселенских соборов. Указ. изд. С. 722–724 (Седьмой Вселенский Собор, правило 20). 22 Духовным руководителем во времена преподобного Феодора был сам игумен (1:133:452–453; 2:25:517–519). 28 Должно помнить, что наказывает не настоятель, а правило, то правило, повиноваться которому обещал инок до самой смерти. 29 Отлучение – понимается как временное отлучение от общения с братией в молитве, пище и послушаниях (см.: Марен, аббат, Константинопольское монашество от основания города до кончины патриарха Фотия (330–898 гг.). Кн. 1. СПб., 1899, с. 79). Читать далее Источник: Тихон (Зайцев), иеродиакон. Преподобный Феодор Студит – учитель иночества (Диссертация)//Московская духовная академия. Кафедра Патрологии. Сергиев Пасад. 1995. 126 с. (На правах рукописи).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Слышатся в нашем обществе и другого рода нападки на современное художественное пение в православных церквах. Не отвергая прямо художественный элемент в церковно-богослужебных композициях и даже признавая совместность многогласной гармонии с понятием о «церковности», некоторые строгие ревнители абсолютной отрешённости Церкви от мира (как будто Церковь Христова стоит вне пределов мира сего) находят в современном духовно-музыкальном творчестве нечто такое, что привнесено извне, со стогн мира сего и не отвечает, будто бы, ни святости места, ни высокой цели Богослужения. Под этим нечто, привнесенном со стогн мира сего, названные ревнители подразумевают общие формы или законы современного музыкального искусства, которые якобы сообщают чуждый Церкви «реализм» церковному пению. Свой ригоризм эти ревнители простирают до требования – изъять из употребления выражение «церковная музыка», что может-де быть заменено выражением: «церковное пение», а также восстают против применения к церковному пению обычной и общепринятой музыкальной терминологии 2 . Тут очевидно кроется недоразумение. Общие законы современного музыкального творчества не могут заключать в себе ничего противоцерковного; по этим же самым законам, а не по каким-либо иным, исполняется в православных храмах и так называемое «уставное пение на гласы», особенно если эти гласы многогласно гармонизованы. Повод к нападкам подали, и совершенно заслуженно, такие духовно-музыкальные произведения, авторы коих, не уразумев подлинный смысл текста песнопений, придали этим песнопениям неуместный музыкальный драматизм, – тем более неуместный, что содержание православных церковных песнопений исключительно лирического характера, а потому драматический элемент к ним совсем не подходит. Впрочем, называть такое ошибочное направление некоторых современных песнотворцев «реализмом» в церковном пении так же несправедливо, как несправедливо взваливать ошибки этих песнотворцев на общие законы и формы современного музыкального искусства, коими они и пользовались. Придав лирическим песнопениям несвойственный им музыкально-драматический элемент, названные песнотворцы не сообщили, а вернее лишили свои духовно-музыкальные творения соответствующего им «реального» или «действительного» музыкального содержания.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Protopo...

— Существуют ли какие-нибудь местные православные традиции? Василий Иванович: — Например, общие панихиды Японская Православная Церковь приурочивает ко времени традиционных буддийских поминаний предков. Православные японцы обязательно служат общие панихиды по субботам в Великий пост, а также на Радоницу. Помимо этого они устраивают большую поминальную службу в августе, во время праздника О-бон, когда буддисты молятся о душах предков, — чтобы и православные могли помолиться о своих родственниках одновременно со всеми своими соотечественниками, но по-христиански. — А бывают ли у японцев общие приходские трапезы? Татьяна Георгиевна: — Обычай совместных трапез, введенный святителем Николаем для братского общения христиан, и сегодня соблюдается после каждой службы. Участие в трапезах необязательно, но прихожане с удовольствием остаются, обсуждают жизнь церкви, общаются. Если нет большого праздника, то каждый приносит с собой что-нибудь поесть, и все угощают друг друга. Бывает, что кто-то готовит общее блюдо или в складчину покупают в магазине готовые завтраки. В Японской Православной Церкви богослужение ведется на японском языке, но он несколько отличается от обычного. Все переводы Священного Писания и богослужебных книг выполнены архиепископом Николаем Японским и его японскими помощниками. Они считали, что для богослужения и Евангелия язык вульгарный недопустим. Поэтому был выработан особый богословский православный словарь, где соотношение с современным японским языком примерно такое же, как церковнославянского — с русским. На слух православные понятия, во многом не имеющие аналогии с языческими верованиями, воспринимаются с некоторым трудом, поэтому многие следят за церковной службой с текстами в руках. В силу этого прихожане очень хорошо знают службу, часто выучивают ее наизусть и подпевают хором. Кстати, пение в православных храмах очень стройное и молитвенное. Обиход церковного пения на японском языке создан трудами двух русских — регента Якова Тихая и Дмитрия Львовского, ставшего потом диаконом. Из очень ценных традиций Японской Православной Церкви хотелось бы назвать практику раздавать всем прихожанам тексты Евангелия и Апостола дня службы, чтобы легче было воспринимать Священное Писание, да и дома можно было бы спокойно поразмышлять над текстом. Крестные ходы в Японской Церкви бывают только на Пасху и на престольные праздники. Чтобы на Пасху ночью звонить в колокола, священнику необходимо заранее предупредить соседей, иначе они могут выразить недовольство.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Безмолвие служит для души очищением, когда ни язык не произносит чего–либо человеческого, ни глаза не заняты рассматриванием доброцветности и соразмерности в телах, ни слух не расслабляет душевного напряжения слушанием песней, сложенных для удовольствия, или разговорами людей шутливых, что обыкновенно всего более ослабляет душевные силы. Ум, нерассеваясь по внешним предметам, и не развлекаясь миром под влиянием чувств, входит в самого себя, а от себя восходит к мысли о Боге; озаряемый же этою Добротою приходит в забвение о самой природе; душа не увлекается ни попечением о пропитании, ни беспокойством об одеждах, но на свободе от земных забот всю свою ревность обращает на приобретение вечных благ» 518 . Уединение в общежитие Св. отцы особенно ставят высоко, усматривая в нем ближайший образ жизни Апостольской ( Деян.4:9–10 .), вне общежития находя жизнь иноческую не свидетельствованною, и на пребывание в безмолвной пустыне ради благочестия взирая как на подвиг тягчайший, подверженный неизбежным и опасным в пустынно–жительстве искушениям. Ибо если инок падет в пустыне, несть воздвизаяй его, кроме единыя Божия благодати (Εκкл.4:10) 519 . Св. Василий Великий пишет к монашествующим: «думаю, что по благодати Божией, не имеете вы нужды ни в каком другом убеждении, после тех бесед, какия лично имел я с вами, убеждая всех вас принять совокупное житие в подражание Апостольскому образу жизни 520 . То общение жизни называю совершеннейшим, из которого исключены собственность имущества, изгнана противоположность расположений, в котором с корнем истреблены всякое смятение, споры и ссоры, все же общее, – и души и расположения и телесныя силы, в котором один общий Бог, одна общая купля, общее спасение, общие подвиги, общие труды, общие венцы, в котором многие составляют одного, и один не единствен, но во многих, в котором немощный телом имеет у себя многих состраждущих ему расположением, больный и упадающий душою имеет у себя многих врачующих и восстановляющих его. Они в равной мере и рабы и господа друг другу.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Отсюда можно уразуметь, как грешат те, кои уничтожают единство и мир, уничтожают то, о чём просил Господь, желавший, чтобы народ его был спасён, живя в мире, так как Он знал, что вражда не входит в Царство Божие». Иногда одним из первообразов взаимных отношений членов Церкви святые отцы называли также мир ангелов. «Помыслим, – призывает святой Григорий Богослов , – во-первых, о превосходнейшем и высочайшем из всего сущего – Боге; помыслим, во-вторых, и о существах первых от Бога и окрест Бога, т. е. об ангельских и небесных силах... Сим существам ничто так не свойственно, как мир и безмятежие...Посему все те, которые любят благо мира и, напротив того, ненавидят раздор и отвращаются его, близки к Богу и Божественным духам». Большинство образов и сравнений, употребляемых в Священном Писании и святоотеческих творениях для характеристики Церкви, свидетельствует, что основной закон богоучреждённого общества есть его единение в вере и жизни. Так, Церковь сравнивается с евхаристическим хлебом, в котором объединены многие зёрна (Дидахи, Апостольские Постановления), с образом хора, согласно настроенном в единомыслии и единогласно поющим песнь «Отцу через Иисуса Христа» (св. Игнатий Богоносец ), с образом здания, сделанном как бы из одного камня ( Ерм ), живого тела, члены которого органически связаны (свв. Киприан, Григорий Богослов ). «Пусть никто не думает, – предостерегает святой Киприан, – будто добрые могут отделиться от Церкви. Ветер не развевает пшеницы и буря не исторгает дерева, растущего на твёрдом корне. Только пустые плевелы уносятся вихрем; только слабые деревья падают от устремления бури». Святой Василий Великий так описывает единство во Христе верующих в Него: «Возлюбив общение и совокупную жизнь, возвращаются они к тому, что по самой природе хорошо. Ибо то общение жизни называю совершеннейшим, из которого исключена собственность имущества, изгнана противоположность расположений, в котором с корнем истреблены всякое смятение, споры и ссоры, всё же общее: и души, и расположения, и телесные силы, и что нужно к питанию тела и на служение ему, в котором один общий Бог, одна общая купля благочестия, общее спасение, общие подвиги, общие труды, общие венцы, в которой многие составляют одного, и каждый не один, но в ряду многих...

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010