Исполком – Исполнительный комитет ИФЛИ – Институт философии, литературы и истории К-т – комитет Коминтерн – Коммунистический интернационал ЛГУ – Ленинградский государственный университет ЛИТО – Литературный отдел Народного комиссариата просвещения РСФСР М-рь – монастырь МАМЮ – Московский архив Министерства юстиции МАО – Московское археологическое общество МВД – Министерство внутренних дел МВЖК – Московские высшие женские курсы профессора В.И. Герье МВТУ – Московское высшее техническое училище им. Н. Э. Баумана МГАМИД – Московский Главный архив Министерства иностранных дел МГПИ – Московский государственный педагогический институт. В 1930–1941 – им. А.С. Бубнова; в 1941–1990 – им. В.И. Ленина; ныне Педагогический государственный университет им. В.И. Ленина МГУ – Московский государственный университет МДА – Московская духовная академия МИД – Министерство иностранных дел Мин-во – министерство Мин-во нар. просв. – Министерство народного просвещения МИФЛИ – Московский институт философии, литературы и истории МОПИ – Московское общество испытателей природы М.У. – Московский университет МУЗО – Музыкальный отдел Народного комиссариата просвещения РСФСР Наркомпрос – Народный комиссариат просвещения Наркомфин – Народный комиссариат финансов НИИ – Научно-исследовательский институт НКВД – Народный комиссариат внутренних дел Об-во – общество ОИДР – Общество истории и древностей российских ОЛДП – Общество любителей древней письменности ОЛЕАЭ – Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии ОЛРС – Общество любителей российской словесности ОПИ ГИМ – Отдел письменных источников Государственного Исторического музея ОР – Отдел рукописей ОРЯС АН – Отделение русского языка и словесности АН Политбюро – Политическое бюро Центрального Комитета Коммунистической партии СССР Прав-во – правительство примеч. – примечание ПСЗ – Полное собрание законов Российской империи ПСРЛ – Полное собрание русских летописей Рабфак – рабочий факультет РАИМК – Российская академия истории материальной культуры

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

КРХМ – Кировский художественный музей КХМ – Калужский областной художественный музей ЛГИА – Ленинградский государственный исторический архив МАО – Московское археологическое общество МДА – Московская духовная академия МЗДК – Музей-заповедник «Дмитровский кремль» МИХМ – Муромский историко-художественный и мемориальный музей ММО – Московский музей-усадьба «Останкино» МНДМ – Музей «Ново-Девичий монастырь» (филиал ГИМ) МПИ – Музей палехского искусства НжМЗ – Нижегородский историко-архитектурный музей-заповедник НжХМ – Нижегородский государственный художественный музей НИМРАХ – Музей Российской Академии художеств НМЗ – Новгородский государственный объединенный музей-заповедник ОИДР – Общество истории и древностей российских ОЛДП – Общество любителей древней письменности ОЛДПр – Общество любителей духовного просвещения ПЗИХМ – Переславль-Залесский историко-художественный музей ПМЗ – Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник ПХГ – Пермская государственная художественная галерея РАН – Российская академия наук РГАДА – Российский государственный архив древних актов РГБ – Российская государственная библиотека РГИА – Российский государственный исторический архив (Санкт- Петербург) РГИА г. Москвы – Российский государственный исторический архив города Москвы РМЗ – Рыбинский историко-архитектурный и художественный музей- заповедник РНБ – Российская национальная библиотека РФ ГАЯО – Ростовский филиал ГАЯО РХМ – Рязанский областной художественный музей СГИАМЗ – Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник СИХМ – Сольвычегодский историко-художественный музей СКМ – Смоленский краеведческий музей СПбФИРИ – Санкт-Петербургский филиал Института русской истории Российской Академии наук СПМЗ – Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник ТМЗ – Тобольский государственный историко-архитектурный музей-заповедник ТОКГ – Тверская областная картинная галерея УМЗ – Угличский историко-художественный музей-заповедник

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

Служил в Василие-Кесарийской церкви в Москве и до 1906 состоял преподавателем дидактики, а до 1910 - церковного пения в Московском синодальном училище. Получил четыре премии митрополита Макария (1897 за «Азбуку крюкового пения. Опыт систематического руководства к чтению крюковой семиографии песнопений знаменного распева, периода киноварных помет», в 1899 за «Осмогласие знаменного распева по гласовым попевкам», в 1901 за «Очерк истории православного богослужебного пения в России», в 1908 за «Богослужебное пение русской церкви. Период домонгольский»). В 1901, после назначения С. В. Смоленского управляющим Придворной певческой капеллой в Петербурге, на его место в Московскую консерваторию на кафедру истории и теории церковного пения был приглашен о. Василий Металлов. В 1914 году он защитил магистерскую диссертацию «Богослужебное пение русской церкви. Период домонгольский». В 1915 году прот. Василий назначен настоятелем Казанского собора на Красной площади в Москве. В том же 1915 году по распоряжению высокопреосвященного Макария митрополита Московского ему было поручено наблюдение за хорами и за исполнением ими песнопений во время богослужений. С 1894 г. преподаватель церковного пения Московского Синодального училища. Как композитор, издал ряд переложений с древних распевов, в том числе пение на литургии святого Иоанна Златоуста киевского распева, и несколько оригинальных духовных композиций. Помимо преподавания церковного пения и законоучительства в Московской консерватории, он был преподавателем церковно-певческой палеографии в Московском археологическом институте, вел занятия в Государственной академии художественных наук, состоял членом Наблюдательного совета при синодальном училище церковного пения, членом комиссии по описанию церковных древностей Москвы при церковно-археологическом отделе Общества любителей духовного просвещения, членом-корреспондентом Императорского общества любителей древней письменности, членом совета Православного миссионерского общества. Скончался прот. Василий Металлов в Москве и похоронен на Ваганьковском кладбище.

http://bogoslov.ru/person/51445

В 1812 году, во время нашествия французов на Москву, ему, протоиерею Архангельского собора, поручено было преосвященным Августином отвезти в Вологду в Спасо-Преображенский монастырь патриаршую ризницу, соборную библиотеку, ризницу Троице-Сергиевской лавры, дела Московской консистории и синодальной конторы для хранения. Преосвященный Авраам верно исполнил поручение и по освобождении Москвы от неприятеля в сохранности привез все доверенное его хранению в Москву. Во время пребывания своего на покое в Толгском монастыре он своими трудами совершенно обновил этот знаменитый монастырь. Труды: Слово «О покаянии». – СПб., 1834. – «О причащении». – СПб., 1834. – «На день священного коронования императора Александра I». Письма//Тульские епархиальные ведомости. – 1869 и 1870. Послание пастырям и служителям Ярославской епархии//Прибавления к «Церковным ведом остям ». – 1890, 4. – С. 101–104. Литература: Лебедев А. Московский кафедральный Архангельский собор/Состав, протоиерей Алексей Лебедев . – М., 1880. Ровинский Д. А. Подробный словарь русских гравированных портретов: в 2 т. – СПб., 1889, т. 1. – С. 5. Розанов Н. История Московского епархиального управления со времени учреждения Святейшего Синода: 1721–1821: в 3 т. – М., 1869–1871, т. 2. – С. 118; т. 3, ч. 1. – С. 29. Геннади Г. Справочный словарь о русских писателях и ученых, умерших в XVIII и XIX столетиях, и список русских книг с 1725 по 1825 г. – Берлин, 1876, т. 1. – С. 5. Тульские епархиальные ведомости. – 1865, май. Иерархи Ростово-Ярославской паствы в преемственном порядке с 992 г. до настоящего времени/Изд. Ярославского епархиального попечительства. – Ярославль, 1864. Преосвященный епископ Тульский. – Тула, 1865. – С. 56–61. Летопись о ростовских архиереях с примечаниями чл.-корр. А. А. Титова /Изд. «Общества любителей древней письменности». – СПб., 1890. – С. 25 и прим. 66. Обозрение епархии преосвященным Ионафаном, епископом Ярославским и Ростовским. – Ярославль, 1881. – С. 135. Прибавления к «Церковным ведомостям». – 1890, 4. – С. 121.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Историческое известие о Российском царствии от Святого Писания и повестей Отцов. Историческое известие о увещевании раскольников в 1687 году в уездах Костромском и Кинешемском. Слово благочестивому и христолюбивому воинству//Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. – СПб., 1842. Т. 5. 243, 247, 248, 290. Послания блаженного Игнатия, митрополита Сибирского и Тобольского//Православный собеседник. – Казань, 1855. Литература: Шляпкин И. Святитель Димитрий Ростовский и его время (1651–1709). Записки Историко-филологического факультета Императорского Санкт-Петербургского университета. – СПб., 1876–1918, 1891, т. 24. – С. 168–170. Бычков А. Ф. Описание церковно-славянских и русских рукописных сборников Императорской публичной библиотеки. – СПб., 1882, т. 1. – С. 147. Попов E., протоиерей. Великопермская епархия. – Пермь, 1879. – С. 80. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 144, 317, 338. Макарий (Булгаков) , митрополит. История русского раскола, известного под именем старообрядства. – СПб., 1855, (2-е изд. 1858; 3-е изд.1889). – С. 197, прим. 349. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1415. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 399, 661. Баранов В. С. Летопись Верхотурского Николаевского монастыря. – Нижний Новгород, 1910. – С. 69, 71, 79. Попов М. С., священник. Святитель Димитрий Ростовский и его труды. – СПб., 1910. Скворцов Г. А. Патриарх Адриан: его жизнь и труды в связи с состоянием Русской Церкви в последнее десятилетие XVII века. – Казань, 1913. – С. 77. Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год/Ред. А. Гатцук. – М., 1832–1891, 1883. – С. 131. Протоколы заседаний Императорского общества любителей древней письменности. 1879–1880, 1886. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. – СПб., 1899. – С. 681.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Музей «Коломенское» – Государственный художественный и историко-архитектурный музей-заповедник «Коломенское» (Москва) Музей «Новый Иерусалим» – Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим» (Истра) Музей «Покровский собор» – филиал Государственного Исторического музея «Покровский собор» (Москва) Музей Татарстана – Государственный объединенный музей Республики Татарстан Муромский музей – Муромский историко-художественный музей – Народный комиссариат просвещения РСФСР Нижегородский музей – Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник Новгородский музей – Новгородский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник ОДР И–Общество древнерусского искусства при Московском публичном музее ОИДР – Общество истории и древностей российских при Московском университете ОЛДП – Общество любителей древней письменности (С.-Петербург) ОРСА ИАО – Отделение русской и славянской археологии Императорскою археологического общества (С-Петербург) ОРПГФ Музеев Московского Кремля – Отдел рукописных, печатных и графических фондов ФГУ «Государственный историко-культурный музей-заповедник „Московский Кремль " » Переславский музей – Переславль-Залесский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник Петрозаводский музей – Музей изобразительных искусств Карелии Псковский музей – Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник ПФА РАН – С.-Петербургский филиал архива Российской академии наук РАИ К – Русский археологический институт в Константинополе РАО – Российское археологическое общество (С.-Петербург) РГАДА – Российский государственный архив древних актов (Москва) РГИА – Российский государственный исторический архив (С.-Петербург) РГБ – Российская государственная библиотека (Москва) РНБ – Российская национальная библиотека (С.-Петербург) Ростовский музей – Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль» Рязанский музей – Рязанский государственный историко-архитектурный музей-заповедник

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Феодор с гордостью отверг совет князя, сказав, что его сам патриарх поставлял во епископа. Когда митрополит Киевский узнал о новопоставленном епископе Феодоре, то известил ростовскую паству, чтобы она не признавала его епископом и не принимала от него благословения. После этого епископ Феодор подверг проклятию игуменов и священников, закрыл церкви во Владимире и других городах, «и не бысть пения нигдеже». По сказанию летописцев, епископ Феодор укорял и хулил не только князя, но Пречистую Богородицу, а как поступал с людьми, страшно сказать – всячески мучил их. Князь со слезами умолял его прекратить злые деяния, но епископ Феодор был непреклонен. Тогда князь заковал его в железо и отправил к митрополиту на суд. Но даже увещания митрополита не образумили епископа Феодора, он продолжал упорствовать и злословить всех. Митрополит послал его в заточение на Песий остров, но и там он не принёс покаяния. Видя непокорство Феодора, митрополит отослал его на суд к князю, а князь передал на суд народного веча. Суд был без милости. Феодору отрубили правую руку, отрезали язык, выкололи глаза и с жерновым камнем на шее бросили в Ростовское озеро 8 мая 1172 года. «И тако злый зле погибе». Литература: Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. СПб., 1864–1886, т. 3, стр. 24–29. Титов А.А. Ростовская иерархия, (материалы для истории Русской Церкви). М. 1890. Амвросий (Орнатский) . архиепископ. История Российской Иерархии: в 6 т. М. 1807–1815, т. 1, стр. 114. Булгаков С. В. Настольная книга для священно- церковнослужителей. Киев. 1913, стр. 1417. Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877, стр. 329. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. М. 1888, стр. 22. Летопись о ростовских архиереях с примеч. чл. корр. А.А. Титова /Изд. Общества любителей древней письменности. М. 1890. Христианское чтение. СПб., 1857, январь, стр. 50. Православный собеседник. Казань. 1860, апрель, стр. 425. Русский биографический словарь: в 25 т. СПб.: М. 1896–1913, т. 25, стр. 317–318. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. М. 1994–1997, т. 2, стр. 295–297. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Памятники византийской миниатюры, говоря вообще, развивают значительно композицию саркофагов, хотя не все в одинаковой мере. В Евангелии Раввулы 1713 оно довольно кратко (л. 279: Иисус Христос без бороды, в багряной тунике, в сопровождении одного апостола; перед Ним один расстилает тунику и трое с пальмами в руках), но это зависело, как ясно с первого взгляда на рисунок, от недостатка места. Показателем полной византийской композиции входа Иисуса Христа в Иерусалим может служить миниатюра россанского кодекса (рис. 118) 1714 , занимающая целый лист. Иисус Христос со свитком и благословляющей десницей, в крестчатом нимбе, едет на осле; за Ним следуют два апостола и рассуждают между собой; возле них пальма, на которой двое срывают ветви; впереди Иисуса Христа большая толпа народа: двое постилают на дороге одежды; группа мужчин и женщин с пальмовыми ветвями в руках вышла навстречу Ему из городских ворот; тут же группа детей в коротких, украшенных клавами туниках, также с ветвями в руках. 118. Миниатюра россанского Евангелия. На заднем плане город Иерусалим, окруженный стеной; из окон городских домов выставляются фигуры людей с пальмами в руках. Торжество встречи выражено ясно и полно. Заметим, что здесь впервые появляются в изображении дети с ветвями. В рукописи Григория Богослова 510 (л. 196; см. рис. 15) 1715 Иисус Христос с благословляющей десницей едет на убогом осле; на лице Его, обращенном к Иерусалиму, печать грусти, что согласно с рассказом Евангелия о скорби и плаче Иисуса Христа в это время; возле Него идет группа апостолов; впереди большая толпа народа, вышедшая навстречу Ему из городских ворот: мужчины, женщины и дети с пальмами в руках; мальчик постилает одежду на дороге. Позади город Иерусалим с боевыми башнями и высокими зданиями. В лицевых псалтирях изображение чаще сокращено применительно к специальным задачам псалтирных иллюстраций. В барбериновой псалтири ( Пс. 8 ): Иисус Христос едет без апостолов; перед Ним народ и город; на первом плане стоят дети, потому что миниатюра иллюстрирует Пс. 8:3 : «из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу». Несколько полнее другое изображение в том же кодексе ( Пс. 117 ): добавлен апостол, сопровождающий Иисуса Христа, и пальма. В псалтирях Общества любителей древней письменности 1397 г. 1716  и угличской миниатюра шаблонная: Иисус Христос на коне (?) в сопровождении апостолов; перед Ним мальчик, расстилающий одежду, толпа людей и шаблонные палаты. Ландшафт гористый с неизбежной, одиноко растущей, пальмой. В ипатьевской псалтири 1591 г. (л. 61 об.) сцена дополнена изображением идолов, падающих с городских ворот; очевидно, миниатюрист находился под впечатлением композиции бегства в Египет.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Директором гимназии в то время был её бывший выпускник, а затем преподаватель, В.Х. Лемониус 357 , (рис. 3) магистр греческой и римской словесности. По воспоминаниям В.Г. Дружинина «Он обладал большими странностями, но это был человек чрезвычайной доброты, он прекрасно относился к воспитанникам. Его за это ценили гимназисты, что бывает редко...» 358 . В старших классах гимназии Лемониус преподавал греческий язык. На уроках, начиная с шестого класса, он читал учащимся «Одиссею» и «Илиаду». Рис. 2. Памятка бывшим ученикам Третьей С.-Петербургской гимназии, сост. С.В. Лавров, С.-Петербург 1911 г. Рис. 3. В. X. Лемониус, директор Третьей СПб гимназии с 1859 по 1897 г. Преподавателем же латыни в старших классах был, по выражению одного из одноклассников В.Г. Дружинина Н. Я. Чистовича «грозный учитель латинского языка Э.Э. Кесслер, известный знаток филологии и автор прекрасной латинской грамматики (синтаксис). Он был неумолимо требователен и строг, но в то же время, безусловно, справедлив». Русскую словесность в старших классах преподавали: сначала Н.А. Вестенринк (сконч. в 1877 г.), а по его смерти А.Д. Мохначёв. Последний, по характеристике того же Н.Я. Чистовича «очень даровитый преподаватель, уроки которого доставляли нам истинное наслаждение» 359 . По воспоминаниям же самого В.Г. Дружинина , «заметив в воспитаннике склонность к своему предмету, или вообще к чтению, они открывали ему доступ к фундаментальной библиотеке, в то время хорошо обставленной. На уроках нам показывали факсимиле древних памятников письма по изданиям Общества Любителей Древней Письменности, которые имелись в библиотеке, так как Гимназия получала их по подписке» 360 . Преподавателем истории в старших классах гимназии был Я. Г. Гуревич 361 . По воспоминаниям В.Г. Дружинина « его уроки проходили с большим интересом; он внушал желание расширять знания чтением пособий по своему предмету и нередко обращал уроки в чтение выдающихся сочинений по истории. Он был очень отзывчивый человек и неутомимый труженик» 362 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

(1880) производило раскопки разрушенных храмов (напр., в 1899 ц. Рождества Христова в Кстове Нижегородской губ.), реставрировало Поганкины палаты во Пскове, заботилось о сохранении крепостных городских стен. Издавало памятники лит-ры и деловой письменности, связанные с историей Пскова, описания и указатели исторических и художественных памятников, библиографические своды, а также «Труды Псковского археологического общества» (1902-1916. 12 т.). Новгородское об-во любителей древности (1894-1904, 1908-1928) выпускало «Сборник Новгородского общества любителей археологии» (1908-1928. 9 вып.). Тверское об-во любителей истории, археологии и естествознания (1898) занималось подготовкой Тверского областного археологического съезда и выпустило том «Трудов» об-ва (1903). Церковно-археологические об-ва и комитеты стали появляться в 70-х гг. XIX в. Самым известным из них было об-во при КДА, образованное по благословению Святейшего Синода в 1872 г. одновременно с Церковно-археологическим музеем. Занималось изучением и публикацией материалов из коллекций музея, осмотром старинных церквей и мон-рей, консультациями по вопросам сохранения церковных древностей. Среди корреспондентов об-ва преобладали лица духовного звания. К кон. XIX в. насчитывалось 17 церковно-археологических об-в, к 1914 г.- 40. Архивно-археологическая комиссия при Святейшем Синоде (1914) контролировала деятельность церковно-археологических об-в и комитетов, руководила созданием новых, предполагалось, что они будут организованы во всех губернских городах. Археология входила в сферу деятельности архивных комиссий, Московского об-ва древнерус. искусства при Московском публичном музее, Об-ва защиты и сохранения в России памятников искусства и старины, Общества любителей древней письменности , Общества любителей духовного просвещения , Об-ва истории и древностей в Ростове-на-Дону. Об-во «Старая Москва» (1909-1930) в качестве Комиссии по изучению старой Москвы при Московском А. о. продолжало успешно функционировать в 20-х гг. XX в. В 1923 г. «Старая Москва» оформилась как «группа лиц, интересующихся изучением старой Москвы» при ГИМ, через год получила статус Ученой комиссии при отд-нии ГИМ «Старая Москва». В 1926 г. «Старая Москва» вошла на правах секции в «Общество изучения Московской губернии» (1925).

http://pravenc.ru/text/76468.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010