218). Если это не есть случайная ошибка переписчика, то следовательно запись чудес сделал “некий человек” Тимофей Мартынов сын. Кто он такой, неизвестно, но можно из описания чудес о нём сказать, что он был местный житель, близко знакомый с краем. В Филиппо-Ирапском монастыре кроме этого списка имеются ещё два, сделанные в текущем столетии печатными буквами и сходные вполне со списком рук. 120. При одном из них приложена служба Преподобному. Кроме того, И. М. Бельтенёвым мне переданы три листка в четверть, заключающие в себе отрывок полной редакции. Писаны они, как можно полагать по письму полууставному и по бумаге, в XVIII веке. Житиё краткой редакции известно мне по одному позднему списку в сборнике житий белозерских святых, составленному неизвестным любителем местной старины в конце XVIII столетия. При этом списке краткой редакции чудес не приложено, между тем все четыре списка полной редакции их имеют. Это тем более следует отметить, что в списке поморского письма, изданном Обществом Любителей Древней Письменности, их нет. Хронологические данные во втором и третьем списке жития подправлены, как это сделано в известных профессору В. Ключевскому списках краткой редакции (Житиё… Р. XXXIII–XXXIV), но в списке 120, упомянутом отрывке и в списке краткой редакции они вполне сохранились те же, что и в Германовом житии, изданном Обществом Любителей Древней Письменности 1 . I. У святого Корнилия Святой Корнилий был выходец из Кирилло-Белозерского монастыря. Прибыв сюда вместе со своим дядей, видным придворным дьяком, он в молодых годах постригся и со всею пылкостью юной души предался подвигам иночества. Наряду со всеми проходил все монастырские службы и между прочим работал в хлебне (это было одно из трудных послушаний) и писал книги. Пребывание Корнилия в Кирилло-Белозерском монастыре падает на время, когда возгорелась борьба между строгими последователями устава святого Кирилла и лицами, склонными терпеть вкрадывавшиеся мало-помалу нарушения преданий монастырских. Перевес явно клонился на сторону “попущающих”, и Корнилий вместе со многими другими оставил место своего пострижения, однако вынес полное уважение к основным началам монастырского общежития, как оно было установлено самим святым Кириллом.

http://pravmir.ru/otshelnik-uchitel-naro...

С 90-х гг. XIX в. Г. выступал в печати («Вестник Европы», «Московские ведомости» , «Московские церковные ведомости», «Новое время», «Русское обозрение», «Русское слово», «Чтения в обществе любителей духовного просвещения» и др.) со статьями о светской и церковной истории Москвы и России, в частности о Смутном времени и об Отечественной войне 1812 г. (подписывался своей фамилией, а также псевдонимами Г. Г., Г. П., Покровский П. Я., Старинщик). С 1894 г. участвовал в составлении многотомного изд. «Приходская библиотека» и состоял членом редакции газ. «Русское слово». Работая с материалами музея, Г. составил описи рукописей из собраний акад. Н. С. Тихонравова и коллекционера Т. Ф. Большакова , каталог масонских рукописей. В 1899 г. опубликовал 7 рисунков и 5 писем А. С. Пушкина , в 1907-1908 гг.- письма А. И. Герцена к Н. П. Огарёву за 1855-1890 гг., в сборниках «Памяти В. А. Жуковского и Н. В. Гоголя» (СПб., 1907-1909. Вып. 1-3) впервые напечатал нек-рые песни, собранные Н. В. Гоголем , и письма Гоголя, записную книжку В. А. Жуковского , в 1912 г.- письма М. И. Кутузова, в 1915 г.- И. С. Тургенева . В 1912 г. Г. предпринял факсимильное издание Архангельского Евангелия 1092 г. Член Русского военно-исторического об-ва (1908), Об-ва истории и древностей российских (1912), Об-ва любителей древней письменности (1914), Московского археологического об-ва (1916), Г. был награжден орденами св. Станислава 3-й и 2-й степени, св. Анны 3-й и 2-й степени, св. Владимира 4-й степени. В течение мн. лет состоял старостой храма свт. Николая в Ст. Ваганькове. После Октябрьской революции 1917 г. Г. в качестве эмиссара народного комиссариата просвещения выезжал в различные регионы страны для проведения национализации частных коллекций и б-к. С 1918 по 1922 г. собирал рукописи в брошенных имениях, закрывшихся мон-рях и различных учреждениях, в частности перевез в Гос. Румянцевский музей архивы Барятинских, Воронцовых-Дашковых, Милютиных. В 1918 г. был командирован в Городец Нижегородской губ. для приобретения старинных рукописей из собраний купцов-старообрядцев П. А. Овчинникова и Г. М. Прянишникова . Г. проводил поиск и передачу в музей коллекций антиквара и книговеда П. П. Шибанова (см. Шибановы ), собирателя-старообрядца Е. Е. Егорова , МДА, Рогожского кладбища и др. Принял непосредственное участие в сохранении и научном описании рукописного и книжного собрания XII-XVIII вв. Троице-Сергиевой лавры , к-рое было передано в музей. В 1923 г. издал работу с описанием датированных рукописей с летописями из собрания лавры. Подготовил к публикации текст дневника А. С. Пушкина, выполнил текстологическую часть работы, к-рая была опубликована в 1923 г.

http://pravenc.ru/text/162163.html

9. Бабкин М.А. Современная российская историография взаимоотношений Русской православной церкви и государства в начале XX века (досоветский период)//Отечественная история. М., 2006. 6. С. 171–180. (1,1 п. л.) 10.Бабкин М.А. Духовенство Русской православной церкви и «старорежимные» символика и ономастика (весна 1917 г.)//Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия Социально-гуманитарные науки. Вып. 7. Челябинск, 2006. 17 (72). С. 7–10. (0,5 п. л.) 11. Бабкин М.А. «Священство» против «царства»?//Родина. М., 2007. 3. С. 27–33. (1,0 п. л.) 12.  Бабкин М.А. Восстановление патриаршества. 1905–1917 гг.//Свободная мысль. М., 2007. 10 (1581). С. 171–184. (1,0 п. л.) 13.  Бабкин М.А. Ещё раз о позиции духовенства Русской православной церкви в 1917 году. (Данные источников и мнение Ф.А. Гайды)//Свободная мысль. М., 2009. 1 (1596). С. 193–204. (0,74 п. л.) 14.  Бабкин М.А. Поместный собор 1917–1918 гг.: вопрос о совести православной паствы//Вопросы истории. М., 2010. 4. С. 52–61. (1,0 п. л.) 15.  Бабкин М.А., Галузо В.Н. О генезисе летосчисления в России//Закон и право. М., 2010. 9. С. 59–61. (авт. доля (50%) – 0,19 п. л.) 16. Бабкин М.А. Подарок историческому факультету МГУ им. М.В. Ломоносова от Общества любителей древней письменности//Вестник Московского университета. Серия 8: История. М., 2010. 5. С. 123–125. (0,2 п. л.) 17.  Бабкин М.А., Галузо В.Н. Летосчисление в России: историко-правовой анализ//Право и государство: теория и практика. М., 2010. 12 (72). С. 93–99. (авт. доля (50 %) – 0,44 п. л.) 18.  Бабкин М.А. О хронологии некоторых событий всемирно-исторического значения//Вопросы истории. М., 2011. 1. С. 171–175. (0,6 п. л.) 19.  Бабкин М.А. Фильм «Царь»: нелепости церковных образов//Новый исторический вестник. М., 2011. 2 (28). С. 110–114. (0,27 п. л.)   Рецензии в «ваковских» журналах 20. Бабкин М.А. [Рец. на кн.:] Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны. 1941–1945 гг. Сборник документов/Сост. О.Ю.Васильева, И.И.Кудрявцев, Л.А.Лыкова. М., Изд. Крутицкого подворья. 2009//Отечественные архивы. М., 2010. 2. С. 117–119. (0,2 п. л.)

http://bogoslov.ru/person/213987

Д. издал неск. книг по истории Лужецкой обители. В 1892 г. Обществом любителей древней письменности был опубликован сб. документов, подготовленный Д.- «Можайские акты: 1506-1775 гг.». В сборник вошли копии док-тов и грамот о Лужецком и др. можайских мон-рях с 1506 по 1775 г., хранящихся в Московском архиве Мин-ва юстиции. Самой ранней является жалованная грамота 1506 г., данная Лужецкому мон-рю вел. кн. Василием III Иоанновичем . В Актах были также изданы 3 грамоты, данные в 1675 г. в Лужецкую обитель Патриархом Иоакимом , происходившим из рода можайских дворян Савёловых (усыпальница рода находилась в монастырской колокольне). Позднее Д. предоставил мировому судье г. Можайска М. П. Савёлову собранные в монастырском архиве материалы о роде дворян Савёловых, которые были изданы в кн. «Материалы для истории рода дворян Савеловых» (Острогожск, 1894-1896. 2 т.) и в ст. «Савеловы по документам Можайского Лужецкого монастыря» (Моск. ЦВед. 1899. 3. С. 38). Исследования Д. внесли существенный вклад в изучение деятельности митр. Московского св. Макария, бывшего в XVI в. настоятелем Лужецкого мон-ря. В трудах по истории обители Д. предложил датировать его настоятельство (1506), поставления на Новгородскую (1526) и первосвятительскую (1542) кафедры. Также Д. высказал предположение, что идея создания Великих Четьих Миней могла возникнуть у святителя уже в Можайске. Благодаря опубл. выпискам Д. из несохранившейся к 2007 г. монастырской вкладной книги удалось установить мирское имя свт. Макария - Михаил. Нек-рые труды Д. не были опубликованы. В 1881 г. он составил для гр. С. Д. Шереметева рукописную кн. «Фотографические снимки с некоторых ризничих предметов Лужецкого монастыря». Фотографии были «сделаны в самом монастыре проезжим фотографом на счет архимандрита Дионисия и даны вкладом в Лужецкий монастырь» (Краткая летопись. С. 93). Др. комплект фотографий был подарен графу Шереметеву. Под 7-м номером он описал в ней напрестольное Евангелие 1681 г.- вклад в Лужецкую обитель Патриарха Иоакима на вечное поминание о своих родителях. Утраченное в связи с закрытием мон-ря после революции ценное Евангелие вернулось в обитель в день памяти свт. Макария в 2000 г. и ныне хранится в Лужецком мон-ре ( Борис (Петрухин). С. 262-263).

http://pravenc.ru/text/178371.html

Ключевский, — известный издателю список Германова описания преподобного Филиппа”, и делает предположение, что архиепископ Филарет в своём очерке жизни этого преподобного (Русские святые. Ч. III, ноябрь) “пользовался известной позднейшей редакцией жития преподобного Филиппа, составленной прямо по сказанию Германа, которое вовсе не погибло бесследно (так утверждает архиепископ Филарет, — Там же. С. 351) во время нашествия ляхов” и что эта позднейшая редакция, более краткая, появилась “не раньше 1673 года”, к которому относится последнее из девяти чудес, прилагаемых к житию в этой редакции. Краткая редакция “также очень редка: издателю она известна только по двум поздним спискам в рукописях нового письма” (Житие преподобного Филиппа Ирапского. Изд. Общ. Люб. Древн. Письм. XLVI. 1879. Р. V–VI, XII–XIII, XV). Среди книг Филиппо-Ирапской Троицкой пустыни мне посчастливилось натолкнуться на второй список жития пространной редакции, более древний, чем издан Обществом Любителей Древней Письменности. Он находится в рукописи, помеченной 120 по монастырскому каталогу. Эта рукопись представляет собою книгу в 16-ю долю листа из 224-х листков, писанную весьма тщательно полууставом с киноварью и заключённую в прочный кожаный переплет. Она озаглавлена: “О житии святых отец…” и содержит в первой части “Предание старца Нила пустынника учеником своим” (Л. 1–168) и во второй “Житие и подвизи преподобного отца нашего Филиппа, еже есть во области Бела­озера, иже есть в веси Андожской, в скрай реки Андочи, в Красном бору, Ирапского чудотворца” (Л. 168–224). Почему-то в конце рукописи позднейшей рукою помечено: “начало сей книги 1673-го года, марта 3 го”. Признаки письма и бумаги дозволяют отнести появление рукописи к этому времени, с чем согласно и то обстоятельство, что последнее чудо, явленное от гроба Преподобного и внесённое также в книгу, относится именно к этому году. При описании второго чуда — исцеление болезни глаз “некоего человека именем Тимофея Мартынова сына”, бывшее в 1661 году — читается в Филиппо-Ирапском списке так: “аз же грешный Тимофей по явлении том (препо­добного) повели (?) в пустыню и на пути исцеление получив и бысть здрав молитвами преподобного отца нашего Филиппа” (об.

http://pravmir.ru/otshelnik-uchitel-naro...

Об авторстве проекта остафьевской церкви, к сожалению, сведения не сохранились. Построенная очень удачно на высоком месте из красного кирпича, оштукатуренная, с белокаменным и лепным декором, она имеет интересное объемное решение основной части храма, представляющее сочетание четверика и вписанной в него ротонды, перекрытой куполом с люкарнами. Композиция плана указывает на тесную связь памятника с культовой архитектурой барокко. С западной стороны к основному объему храма примыкают трапезная, служившая земней церковью, а с восточной – алтарная часть, выполненная одинаково как по высоте, так и по ширине. Колокольня – трехъярусная, обработана аналогично основной части храма. В 1866 году вокруг церкви П.А.Кудряшовым была сделана кирпичная ограда, заполненная деревянным резным узором, простоявшая около ста лет. С самого начала XIX века, когда владельцами Остафьева стало семейство князей Вяземских, это место становится одним из центров отечественной культуры. И многие из приезжавших к ним, несомненно, приходили в церковь Живоначальной Троицы. Первый хозяин Андрей Иванович Вяземский (1754-1807) – прямой потомок Владимира Мономаха, генерал-поручик, действительный тайный советник и кавалер, прекрасно образованный, был яркой и самобытной личностью. После его смерти Остафьево переходит к сыну – князю Петру Андреевичу Вяземскому (1792-1878) – известному поэту и литературному критику, не раз принимавшего здесь своего друга А.С.Пушкина. Затем имение переходит к его сыну - князю Павлу Петровичу Вяземскому (1820-1888) – историку и библиографу, ученому-палеографу, основателю Общества любителей древней письменности. Почти двенадцать лет прожил в Остафьеве императорский историограф Николай Михайлович Карамзин – голос и совесть целой эпохи. Здесь, по его словам, «…текли средние, едва ли не лучшие лета моего века, посвященные семейству, трудам и чувствам общего доброжелательства, в тишине страстей мятежных». И, как православный человек, он, приходя в храм Остафьевской земли, находил покой и отраду своей душе, утешение в скорбях, мужество и терпение, составляя «ноты русской истории» под названием «История государства Российского».

http://sobory.ru/article/?object=04352

Особенного внимания заслуживают труды архимандрита Дионисия, которые относятся к разборке и упорядочению монастырского архива и ризницы, к восстановлению древних памятников, праздников и обычаев, прежде существовавших, но с течением времени забытых в обители, к изучению истории ее и, отчасти, г. Можайска. Из той же монастырской летописи видно, что сохранившиеся от уничтожения неприятелями и по другим причинам столбцы, свитки, описи и прочие бумаги были разобраны, описаны и переплетены в отдельные книги; описана древняя рукописная следованная Псалтирь 1542 года и древнейшая монастырская вкладная книга. Приведена в порядок ризница, в которой хранятся вещи XVII–XVIII веков. Начато еженедельное пение акафиста при гробе преподобного. В 1873 году с благословения преосвященного Игнатия, епископа Можайского, возобновлено двукратное в году празднование памяти преподобного Ферапонта – не только 27 мая, но, согласно древнейшим записям, и 27 декабря. Тогда же восстановлено было древнейшее постановление совершать молитвенное поминовение усопших настоятелей и братии 15 января, а князя можайского Андрея Дмитриевича – 2 июня. Имя его, как основателя монастыря, с 1878 года разрешено было поминать на ектениях; была приобретена и поставлена у южного столба соборного храма копия с находящегося в московском Архангельском соборе изображения князя, а на северном – написана картина основания монастыря им и преподобным Ферапонтом. Приобретена была точная копия с портрета уроженца г. Можайска патриарха Иоакима (Савелова), благодетеля обители и можайского Николаевского собора. Составлялись и приобретались сборники о преподобном Ферапонте и копии его жития с древнейших рукописей. В 1880 году из Московского архива Министерства юстиции было получено значительное число копий с разных относящихся к истории г. Можайска и его церквей и монастырей документов, на основании которых, а равно и на основании документов самого Лужецкого монастыря и других источников архимандритом Дионисием были составлены и изданы труды: «Можайский Лужецкий 2-го класса монастырь», «Список настоятелей Лужецкого монастыря», «Краткая летопись можайского Лужецкого второклассного монастыря с 1408 по 1892 годы». Здесь, наряду с историческими сведениями о монастыре Лужецком, встречаются краткие заметки о г. Можайске и его церквах и других монастырях. А сами документы из архива Министерства юстиции были изданы Императорским обществом любителей древней письменности одной книгой в 505 страниц под заглавием «Можайские акты. 1506 – 1775. Сообщил архим. Дионисий, настоятель можайского Лужецкого монастыря» (СПб., 1898). В это издание вошли многие важные документы (например писцовые книги 1596–1598 и 1629 годов), различные дозорные, оброчные и межевые книги. Кроме того, отцом Дионисием из документов монастыря были извлечены сведения о роде дворян Савеловых, к которому принадлежал патриарх Иоаким, и подготовлены к изданию совместно с представителями рода Савеловых.

http://pravoslavie.ru/28103.html

скончался. Тело его с крестным ходом, возглавляемым еп. Нарвским, вик. Петроградской епархии Геннадием (Туберозовым) , было перенесено в академический храм СПбДА. Заупокойную литургию и отпевание совершил 26 июня митр. Петроградский сщмч. Вениамин (Казанский) . А. похоронен на братском лаврском кладбище недалеко от могилы митр. Антония (Вадковского) . А. является автором книг по славистике, сравнительному языкознанию, рус. диалектологии, церковнослав. и литов. языкам, психологии и физиологии речи, истории Черногории. В совершенстве владел санскритом, свободно говорил на многих слав. языках. Состоял почетным членом Московской, Казанской и Петроградской ДА, Петроградского слав. благотворительного об-ва, Петроградского и Московского археологических ин-тов, Об-ва археологии, истории и этнографии при Казанском ун-те, имп. Одесского об-ва истории и древностей, Общества любителей древней письменности , Галицийско-рус. об-ва в Петрограде; председателем Комиссии по научному изданию слав. Библии ; членом Комиссии по пересмотру и исправлению текстов церковно-богослужебных книг; товарищем председателя Русского об-ва ревнителей сближения англикан. Церкви с правосл. ; председателем Комиссии по старокатолич. и англикан. вопросам; членом-учредителем Об-ва возрождения художественной Руси; товарищем председателя Комитета Красного Креста духовно-учебных заведений; действительным членом состоявшего под председательством св. мц. вел. кнж. Ольги Николаевны особого Комитета по оказанию помощи семьям лиц, призванных на войну; действительным членом Георгиевского комитета. По поручению Мин-ва народного просвещения А. составил программу и руководство преподавания литов. языка, лит-ры и истории в средних учебных заведениях Виленского и Варшавского учебных округов, состоял наблюдающим за преподаванием богословия и Закона Божия в высших учебных заведениях Петрограда. Заведовал единоверческими церквами и приходами Петроградской епархии и правосл. рус. приходами, находившимися вне пределов Российской империи.

http://pravenc.ru/text/114834.html

Историческое и культурное богатство старообрядчества раскрыли в своих докладах ученые из различных академических заведений города: Будорагин Владимир Павлович, заслуженный работник науки, заведующий древлехранилищем ИРЛИ РАН, Флорентина Викторовна Панченко, кандидат искусствоведения, декан музыковедческого факультета С.-Петербургской консерватории, зав.кафедрой древнерусского певческого искусства и Надежда Валерьевна Пивоварова, кандидат искусствоведения, Русский Музей, ведущий научный сотрудник, , отдел древнерусского искусства, Русского Музея Николай Юрьевич Бубнов, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Библиотеки Академии Наук рассказал о богатстве книжной культуры старообрядчества, сохранению которого он посвятил свою жизнь. Продолжением доклада Н.Ю. Бубнова стало выступление Глеба Валентиновича Маркелова, старшего научного сотрудника Пушкинского Дома по теме " Старообрядцы-поморцы: три портрета " . Он поделился личными воспоминаниями о встречах с поморцами, одним из самых выдающихся из которых был Иван Никифорович Заволоко. Заволоко посвятил свою жизнь сохранению и распространению старообрядческих традиций и письменности, а под конец жизни он передал свое собрание в фонды Пушкинского Дома и сейчас оно доступно для исследователей и любителей книжной старины. Особенно теплым получился рассказ об этом человеке, поскольку Глеб Валентинович провел с ним много времени вместе в обсуждениях важной для обоих темы старообрядчества. Флорентина Викторовна Панченко, декан музыковедческого факультета С.-Петербургской консерватории, зав.кафедрой древнерусского певческого искусства, доцент, кандидат искусствоведения уже несколько лет подряд руководит подготовкой ежегодных Бражниковских Чтений, которые продолжают традиции Общества Любителей Древней Письменности. Ее доклад в основном касался музыкальных аспектов древней традиции. После получасового перерыва, в продолжение которого участники и слушатели конференции трапезничали и общались, Надежда Валерьевна Пивоварова, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник отдела древнерусского искусства Русского Музея, прокомментировала слайды с изображением древних икон и литых крестов, а также других предметов старины из фондов Русского Музея. Ее выступление наглядно показало красоту древнего искусства, которое старообрядческие авторы сохраняют и доныне.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=182...

Историческое и культурное богатство старообрядчества раскрыли в своих докладах ученые из различных академических заведений города. Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Библиотеки Академии наук Н.Ю. Бубнов рассказал о богатстве книжной культуры старообрядчества, сохранению которого он посвятил свою жизнь. Эту тему продолжило выступление старшего научного сотрудника Пушкинского Дома Г.В. Маркелова — «Старообрядцы-поморцы: три портрета». Он поделился личными воспоминаниями о встречах с поморцами, из которых одним из самых выдающихся был Иван Никифорович Заволоко. И.Н. Заволоко посвятил свою жизнь сохранению и распространению старообрядческих традиций и письменности, а под конец жизни он передал свое собрание в фонды Пушкинского Дома, и сейчас оно доступно для исследователей и любителей книжной старины. Ф.В. Панченко, декан музыковедческого факультета Санкт-Петербургской консерватории, зав. кафедрой древнерусского певческого искусства, уже несколько лет подряд руководит подготовкой ежегодных Бражниковских чтений, которые продолжают традиции Общества любителей древней письменности. Ее доклад в основном касался музыкальных аспектов древней традиции. Ведущий научный сотрудник отдела древнерусского искусства Русского музея, кандидат искусствоведения Н.В. Пивоварова прокомментировала слайды с изображением древних икон и литых крестов, а также других предметов старины из фондов Русского музея. Иерей Петр Чубаров, настоятель единоверческого Никольского храма, выступил с докладом «Старый обряд в РПЦ», в котором он изложил единоверческую точку зрения на историю разделения Церкви и на процесс воссоединения старообрядцев с Матерью-Церковью. Евгений Юферев (Москва) представил доклад «К вопросу о преемственности Белокриницкой иерархии. Личность митрополита Амвросия». Его ключевым тезисом стало утверждение, что на сегодняшний день не найдено никаких документов, свидетельствующих о запрещении в служении митрополита Амвросия (первого Белокриницкого епископа) ни до, ни после его присоединения к старообрядчеству.

http://e-vestnik.ru/interviews/dialog_so...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010