216 Ciggaar К. Western Travellers to Constantinople. The West and Byzantium, 962–1204: Cultural and Political Relations. Leiden: New York: Koln. 1996. P. 111–112. 217 Idem. P. 311: Junyent E. Notes inedites sobre el Monestir dc Ripoll//Analecta Sacra Tarraconensia. 1933. T. 9. P. 37. 221 Sotiriou G., M. Icônes du Mont Sinai. Athènes, 1958. T. 1. Pl. 57, 58–61; T. 2. P. 75–77: Belting H. Likeness and Presence: A History of the Image before the Era of Art. Chicago and London. 1994. P. 248–249. Fig. 152. 224 «Лицевое полотнище (индитии), обращенное в храм, не только изготавливалось из более дорогой и нарядной ткани, но и украшалось вышивкой. На нем шились изображения Деисуса. Голгофы на фоне иерусалимской стены, Богоматерь «Знамение », просто креста» (Бадяева Т. А. Ткани и лицевое шитье в убранстве древнерусского храма XV века//Проблемы истории СССР. М., 1974. Вып. 4. С. 58). 225 Бадяева Т.А. О внутреннем убранстве памятников древнерусского зодчества XV века//Проблемы истории СССР. М.. 1973. С. 420–421. 226 Маясова Н.А. Художественное шитье//Троице-Сергиева Лавра. Художественные памятники. М., 1968. С. 133; Маясова Н. А. Кремлевские «светлицы» при Ирине Годуновой//ГММК. Материалы и исследования. М., 1976. Вып. 2. С. 56. 228 Древнерусское шитье XV-XVIII века в собрании Государственного Русского музея: каталог выставки/Авт.-сост. Л.Д. Лихачева. Л., 1980. Кат. 89. С. 50. 229 Меняйло В. А. Художественное шитье в храмах Иосифо-Волоколамского монастыря в первой половине XVI века//Древнерусское художественное шитье. ГММК. Материалы и исследования. М.. 1995. Вып. 10. С. 14–25, 19. 230 Писцовые книги Московского государства, изданные императорским Русским географическим обществом. СПб., 1872. Отд. 1. С. 295, 303. 231 Церкви и ризницы Кирилло-Белозерского монастыря по описным книгам 1668 года – Записки отделения русской и славянской археологии императорского Русского археологического общества. СПб., 1861. Т .2. С. 198. 232 Опись строений и имущества Кирилло-Белозерского монастыря 1601 года/Сост. З.В. Дмитриева. М.П. Шаромазов. СПб., 1998. С. 68–69.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Соч.: «Двойной покров» XVI в.//Сообщ. Загорского гос. ист.-худож. музея-заповедника. Загорск, 1958. Вып. 2. С. 25-30; Мастерская худож. шитья князей Старицких//Там же. 1960. Вып. 3. С. 41-64; О датировке древней копии «Троицы» Андрея Рублева из иконостаса Троицкого собора//Там же. С. 170-174; К истории иконостаса Благовещенского собора Моск. Кремля//Культура Др. Руси. М., 1966. С. 152-157; Худож. шитье//Троице-Сергиева лавра: Худож. памятники. М., 1968. С. 112-139; Древнерус. шитье. М., 1971; Методика исслед. памятников древнерус. лицевого шитья//ГММК: Мат-лы и исслед. М., 1973. Вып. 1. С. 111-131; Памятник шитья моск. великокняжеской светлицы XV в.//Там же. 1980. Вып. 3: Искусство Москвы периода формирования рус. централизованного гос-ва. С. 56-75; «Светлицы» в доме боярина Д. И. Годунова//Там же. М., 1984. Вып. 4: Произведения рус. и заруб. искусства XVI - нач. XVIII в. С. 32-56; Памятники средневек. лицевого шитья из собр. Успенского собора//Успенский собор Моск. Кремля: Мат-лы и исслед. М., 1985. С. 189-214; Древнерус. лицевое шитье из собр. Кирилло-Белозерского мон-ря//ДРИ. М., 1989. [Вып.:] Худож. памятники рус. Севера. С. 203-224; Декоративно-прикладное искусство// Качалова И. Я., Маясова Н. А., Щенникова Л. А. Благовещенский собор Моск. Кремля: К 500-летию уникального памятника рус. культуры. М., 1990. С. 81-87; К вопросу о южнослав. связях в рус. лицевом шитье XV-XVI вв.//ГММК: Мат-лы и исслед. 1990. Вып. 7: Проблемы рус. средневек. худож. культуры. С. 87-100; Средневек. лицевое шитье: Византия. Балканы. Русь: Кат. выст. к XVIII Междунар. конгрессу византинистов. Москва, 8-15 авг. 1991 г. [М., 1991]; Древнейший покров митр. Ионы//ГММК: Мат-лы и исслед. 1995. Вып. 10: Древнерус. худож. шитье. С. 26-38; Произведения средневек. молдо-влахийского лицевого шитья в собр. ГММК//ДРИ. СПб., 1995. [Вып.:] Балканы. Русь. С. 257-276; Образ прп. Сергия Радонежского в древнерус. шитье: (К вопросу об иконографии)//Там же. 1998. [Вып.:] Сергий Радонежский и худож. культура Москвы XIV-XV вв. С. 40-53; Лицевое шитье круга Дионисия//Дионисий, «живописец пресловущий»: К 500-летию росписи Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря. М., 2002. С. 208-214; Древнерус. лицевое шитье: Кат./ГММК. М., 2004.

http://pravenc.ru/text/2562742.html

Н.А. Маясова Указатель русских святых 973 Авраамий Ростовский (ум. 1077 ?), преподобный, основатель и архимандрит ростовского Богоявленского монастыря, почитался с XII в., канонизирован до 1547 г., память 29 октября – с. 12, 36, 41 Александр Невский (1220–1263), князь Новгородский, с 1252 г. – великий князь Владимирский, почитался с конца XIV в., память 30 августа, 23 ноября – с. 70, 72; кат. 9, 93 Александр Свирский (ум. 1533), преподобный, основатель Александро-Свирского монастыря, канонизирован в 1547 г., память 30 августа – с. 41, 47, 51 Алексий (1290-е гг. – 1378), митрополит Киевский и всея Руси с 1354 г., канонизирован в 1447 г., память 12 февраля – с. 15, 16, 17, 24, 30, 32, 51, 64, 73; кат. 9, 17, 18, 45, 48, 64, 66, 69, 70, 93, 96, 98, 101, 108, 109, 117, 118, 125, 129, 149, 150, 151, 152, 153 Андрей Рублев (ок. 1360 – ок. 1430), преподобный, московский иконописец, память 4 июля – с. 23, 24, 44; кат. 6, 42, 43, 176 Андроник (упоминается в 1395 г.), преподобный, основатель Московского Спасского монастыря, почитался с XVI в. (?), память 13 июня – кат. 73 Антоний Печерский (ок. 983–1073), преподобный, основатель Киево-Печерского монастыря и монашества на Руси, почитался с конца XI в., память 10 июля – с. 63; кат. 10, 23, 108, 174 Антоний Римлянин (1067–1147), преподобный, основатель новгородского монастыря Рождества Богородицы, канонизирован в 1597 г., память 17 января и 3 августа – с. 51, 72 Арсений Коневский (упоминается в 1447 г.), преподобный, основатель Коневского монастыря на острове Ладожского озера, память 12 июня – с. 58 Борис (в крещении Роман) (убит в 1015 г.), князь-мученник, сын великого князя Киевского Владимира Святославича, князь Ростовский, канонизирован в 1072 г, память 24 июня – с. 24; кат. 9 Варлаам Хутынский (ум. 1192), преподобный, основатель Хутынского монастыря, почитался с XIII в., мощи обретены в 1440 или в 1452 г., память 6 ноября – с. 21, 41; кат. 2, 3, 10, 108 Василий Блаженный (ум. 1552), московский юродивый, канонизироваи в 1588 г., память 2 августа – с. 39 ,41, 42

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

СОХРАННОСТЬ Золотное шитье местами потерто, следы воска, загрязнения. Небольшие утраты жемчуга, в нимбе утрачено шесть малых алмазов. На кайме в двух местах прорывы ткани, отставание нитей. На подкладке прорывы и заплаты. ИКОНОГРАФИЯ Иконография святого на покрове традиционная, отвечающая рекомендации иконописных подлинников (см. кат. 103). АТРИБУЦИЯ Во вкладной надписи приводится дата окончания работы, которая выполнялась не менее двух лет. По художественным и технологическим особенностям входит в группу покровов 1660-х гг., вышедших из Царицыной мастерской палаты (кат. 119, 121, 122). Особенно близка в этих произведениях работа травщика, знаменившего фон «под аксамит» (вероятно, это был Иван Соловей), а также словописца Андрея Гомулина. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Опись Успенского собора 1853, л. 180 об.; Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 13, 12205; Маясова 1985. С. 209, ил. 68; Государственная Оружейная палата 1988. С. 324. 121. ПОКРОВ НАДГРОБНЫЙ МИТРОПОЛИТ ПЕТР Москва, мастерская царицы Марии Ильиничны, знаменщик Степан Резанец (?), травщик Иван Соловей, словописец Андрей Гомулин, 1660-е гг. Бархат, камка (XVII в., Италия), шелковые, серебряные и золотные пряденые нити, трунцал, жемчуг, рубины, золото; ткачество, шитье, низание, эмаль. 220х92 Вклад царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны в Успенский собор Московского Кремля. Поступил из Патриаршей ризницы в 1920 г. 805 Инв. ТК-31 Кат. На среднике покрова вышито прямоличное, в рост, изображение митрополита Петра в крестчатом саккосе с омофором и в клобуке. Левой рукой он прижимает к груди Евангелие с Распятием на окладе, пальцы правой руки, также согнутой у груди, сложены молитвенно (двуперстно). Над митрополитом в полуовале изображение Святой Троицы. Личное шито тонким слабокрученым песочного цвета шелком «в раскол», с сильными «линейными» оттенениями светло-коричневым шелком по абрису лица и контуру носа, вокруг глаз и к вискам, на щеках и на лбу. Сросшиеся брови, глаза, пряди песочного цвета в бороде и усах шиты кручеными темно-коричневыми нитями.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

852 По-видимому, это выцветший алый атлас восточного происхождения, его краситель софлор (репейник) очень нестойкий. 855 Музеи Московского Кремля, инв. ТК-2719: размер – 43 х 45. По стилю и ряду деталей эта палица близка к пелене «Успение Богоматери», вложенной в 1612 г. сучавитским митрополитом Анастасием Кримкой в храм Сошествия Святого Духа монастыря Драгомирна (см.: Маясова 1995 (1). С. 266–270. Ил. на с. 269). 857 В. Клейн упоминает ткань на подкладке воздуха как пример «камки кармазинной», называемой так по темно-красной окраске, и считает ее западной работой (см.: Клейн 1925. С. 59). 868 Акт от 5/V 1920 г. – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20, 1920 г., д. 4, л. 20. Поступил в Патриаршую ризницу из Успенского собора в 1890-х гг. (ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 21, 1893–1898 гг., д. 28, л. 52 об.). 869 В Описи Оружейной палаты отмечено, что хоругвь поступила из Андроникова монастыря через Новодевичий монастырь, где в 1920-х гг., находился филиал Госфонда. 870 ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20, 1919 г., д. 14, л. 6 (?). Место вклада определяется по надписи. 871 Текст тропаря, вышитый на пелене, несколько отличается от современных песнопений иконе Богоматери Одигитрии (Смоленской) (см.: Ставровский 1914. С. 28). 876 Нижегородский музей, инв. ГОМ-10423 (87 х 66). См.: Искусство строгановских мастеров 1991. Кат. 110, ил. на с. 164 (автор раздела А. В. Силкин); Силкин 2002. С. 312–314, кат. 119. 879 Акт от 1/XII 1920 г., указанный в Описи Оружейной палаты 1914–1930-х гг., обнаружить не удалось. 880 См. поручи середины XV в. и поручи конца XV в., вышедшие из мастерской Софии Палеолог (Сергиево-Посадский музей, инв. 667 и 371; см.: Манушина 1983. С. 84–85), а также кат. 77. 882 Акт от 12/V 1920 г. – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20, 1920 г., д. 4, л. 26. В акте отмечено: «без подклада и без полей». 891 В надписи нет лигатур. Кое-где в буквах забыли вышить перекладины. Заказчик-«строитель» иеромонах Матфей. Так называли управляющего монастырскими вотчинами, назначаемого местным архиереем, как бы сверхштатного чиновника при игумене, келаре и казначее (см.: Голубинский 1909. С. 130, примеч. 1. С. 131–132, примеч. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

заметку о том, что в Воскресенской церкви Пучежа хранится древняя плащаница; при осмотре им церкви 19 июня 1919 г. на стене северного придела им действительно была обнаружена плащаница, вышитая в 1441 г. «по приказу» новгородского архиепископа Евфимия. Померанцев высказал предположение, что «она в XVIII в. была вывезена митрополитом Иовом на свою родину в Пучеж», и счел, что ее надо передать в Оружейную палату, о чем сделал доклад в Наркомпросе (ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20, 1929 г., д. 2, л. 38). В том же деле имеется переписка дирекции Оружейной палаты о передаче плащаницы, в Пучеж были направлены Померанцев и Жуков (8 октября-27 декабря 1929 г. – Л. 39 и др. того же дела). Передача состоялась 15 мая 1930 г. 359 Разделка крыльев ангелов в виде павлиньев глазков часто встречается в византийской живописи. Наиболее ранний пример – мозаика VII в. храма Панагии Ангелоктисты в деревне Кити на о. Кипре (см.: Кондаков 1914. Т. 1.Табл. IV). 360 См.: Николаева 1971. С. 42 (отмечает лигатуру только в слове аминь , однако в надписях есть и другие лигатуры). 364 Тот же вариант композиции имеют: греческая плащаница времени Андроника Палеолога (1282–1328) из церкви святого Климента в Охриде (см.: Милюков 1899. С. 93–94, табл. 30), «коломенская» плащаница 1420-х гг. с монограммой митрополита Фотия (ГИМ, инв. 102608/11; см.: Маясова 1985. С. 196, ил. 62) и наиболее ранняя из дошедших до нас русских плащаниц – так называемая «Голубая» начала XV в. (Сергиево-Посадский музей, инв. см.: Маясова 1971 (1). С. 9, ил. 2). 375 См.: Лихачева 1980. Ил. на с. 18. В XVI в. наибольшее распространение получил вариант с двумя ангелами по сторонам дискоса и поясным Саваофом в сегменте наверху (см.: Маясова 1989 (2). Кат. 10, ил. па с. 43). 11 XVII п., наряду с перечисленными иконографическими вариантами, распространяются более сложные – с большим количеством ангелов, часто на облачках под ногами, Святым Духом, исходящим от Саваофа. К концу века появляются композиции с летящим к дискосу херувимом с кадилом и тоненьких ручках (сударь XVII в.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Потертости серебряных нитей, утраты жемчуга. В надписи нити отстают. Ткани выцвели, секутся, у правого плеча святого – штопка. На подкладке – разрывы и заплаты. ИКОНОГРАФИЯ См. кат. 18. АТРИБУЦИЯ Упоминание в надписи «чад» свидетельствует о том, что покров был начат при жизни двух детей Анастасии – дочери Марии, родившейся 17 марта 1551 г. и умершей через несколько месяцев, и сына Дмитрия, родившегося 11 октября 1552 г. и умершего в июне 1553 г. Таким образом, покров был выполнен в 1551–1553 гг. ВЫСТАВКИ 1988 Нью-Дели, 70. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Опись Успенского собора 1876. Стб. 346, 450, 528, 765; Опись Успенского собора 1853, л. 181 об., 645–6; Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 13, 12204; Маясова 1971 (3). С. 95–97, табл. 38; Маясова 1985. С. 202, ил. 64; Государственная Оружейная палата 1988. С. 324; Маясова 1995 (3). Ил. 45 20. ПЕЛЕНА МИТРОПОЛИТ ИОНА Москва, середина XVI в. Камка, тафта (XVI в., Италия), шелковые, серебряные и золотные пряденые и сканые нити, жемчуг; ткачество, шитье, низание. 38,5х28 Происходит из Успенского собора Московского Кремля. Поступила из Патриаршей ризницы в 1920 г. 444 Инв. ТК-40 Кат. 20 Пелена подвесная к одноименной иконе, стоявшей у горнего места. На среднике по голубой камке изображен прямолично, в рост, митрополит Иона с распростертыми руками, в крестчатом саккосе, омофоре и архиерейской шапке с херувимом на очелье. Правая рука благословляет, в левой, покрытой платом, он держит Евангелие. Личное шито тонким некрученым светло-песочным шелком «атласным» швом и «в раскол» «по форме»; окладистая борода – крученым серым шелком с темно-коричневыми прядями. Коричневым же шелком отмечены черты, контуры рисунка и детали. Нимб, одежды, плат и Евангелие шиты прядеными серебряными и золотными нитями с цветными прикрепами (швы – «ягодка», «ягодка двойная», «рядки», «черенок», «разводная клетка»). На зарукавьях и подольнике саккоса, а также на окладе Евангелия вышиты разноцветные камни. Подкладка саккоса и обрез Евангелия шиты малиновым шелком, позём – сканым золотом с зеленым шелком.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

АТРИБУЦИЯ Качество тканей и золотных нитей, применение аппликации, грубоватое шитье ликов, отсутствие прорисовки складок и других деталей рисунка, палеографические признаки дают основание относить произведение к началу XVIII в. и считать вышедшим из мастерской Акулины Петровны Бутурлиной 928 . ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Опись Соловецкого монастыря 1866, л. 114; Опись Оружейной палаты 1948, д. 44, 5614 соб.; Маясова 1996. С. 393, примеч. 20; Маясова 2003. С. 88. 163. ВОЗДУХ ХРИСТОС ВО ГРОБЕ Москва, мастерская Акулины Петровны Бутурлиной (?), конец XVII – начало XVIII в. Атлас (XVII в., Италия), хлопчатобумажная крашенина (XVII в., Средняя Азия), шелковые, серебряные и золотные пряденые и сканые нити; ткачество, шитье. 76x82 Происходит из Архангельского собора Московского Кремля. Поступил в 1919 г. 929 Инв. ТК-2816 Кат. На среднике воздуха по малиновому атласу вышит лежащий во гробе Христос. Глаза его закрыты. Одна рука вытянута, другая приподнята, пальцы ее сложены в благословении, препоясание трудноразличимо. По сторонам гроба на «облаках» стоят два ангела с круглыми рипидами, на которых изображены повернутые в три четверти серафимы. Над ними надпись: агии г(с)дни. За гробом и перед ним – четыре фигурных подсвечника с горящими свечами. На нимбе Христа в перекрестье шитая серебряной веревочкой монограмма он, над гробом на фоне, буквы: хста, внизу – пвпн. сна б (возможно, это часть надписи, именующей композицию). Личное шито некрученым блестящим шелком песочного цвета «в раскол» «по форме» без оттенений. Волосы шиты светло-коричневым шелком с рельефными прядями, черты ликов и контуры рисунка – темно-коричневым. Одежды и крылья ангелов, нимбы, гроб, рипиды, надписи шиты серебряными и золотными нитями с малозаметными цветными прикрепами (швы – «черенок», «городок», «клопчик», «перышки», «ягодка в четыре клетки»). Перья на крыльях ангелов шиты рельефно, часть внутренних кругов рипид осталась незашитой, сами круги рипид, подсвечники, свечи, облака, обувь ангелов шиты сканым золотом и серебром с зеленым, голубым, серым и песочным шелком.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

СОХРАННОСТЬ И РЕСТАВРАЦИЯ Шитье в лике, справа на усах, бороде и руках имеет большие утраты, золотное шитье потерто. Покров реставрирован в ГЦРМ в 1922 г. (удалена часть подкладки, в местах прорывов подведена полоса тонированного миткаля, на который закреплены прорывы, и вновь поставлена подкладка). Ткани секутся, имеют прорывы и штопки, загрязнены, сильно выцвели (на среднике до желтого цвета). В реставрационных документах отмечено: «Ткань утратила свой первоначальный голубой цвет» 905 . ИКОНОГРАФИЯ Иконография образа традиционная. Редкими особенностями являются изображение на груди святителя панагии, а также убора шапки с дробницами 906 . АТРИБУЦИЯ Основанием для атрибуции является идентичность художественных, технологических и палеографических признаков с другими произведениями мастерской Акулины Петровны Бутурлиной 907 . ВЫСТАВКИ 1964–1965 Ленинград. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 13, 12212; Маясова 1985. С. 211; Маясова 1996. С. 394, примеч. 27. 156. ПОКРОВ НАДГРОБНЫЙ МИТРОПОЛИТ ФИЛИПП Москва, мастерская Акулины Петровны Бутурлиной, конец XVII – начало XVIII в. Камка (XVII в., Италия), крашенина (XIX в., Россия), шелковые, серебряные и золотные пряденые и сканые нити; ткачество, шитье. 174x91 Происходит из Успенского собора Московского Кремля. Поступил в 1919 г. 908 Инв. ТК-2996 Кат. Митрополит изображен на фоне голубой камки в рост, прямолично, с закрытым Евангелием в левой руке и с прижатой к груди именословно благословляющей правой. Он облачен в саккос с омофором и палицей, на голове – святительская шапка. Личное шито тонким крученым шелком песочного цвета атласным швом «по форме». Борода и волосы – некрученым шелком того же цвета «в раскол», радужки глаз – коричневым; контуры и черты лица – темно-коричневым; обувь – сканым золотом с коричневым шелком; одежды, Евангелие и нимб – прядеными золотными и серебряными нитями с малозаметными серыми, зелеными и желтыми прикрепами (швы – «клетчатый городок», «черенок», «ягодка», «ягодка двойная», «разводная клетка»).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

СОХРАННОСТЬ Имеются утраты шитья, на подкладке – прорывы, капли воска. ИКОНОГРАФИЯ На сударе представлен краткий иконографический вариант Распятия. То, что он служил покровцом на священные сосуды, подтверждает расположение святых на каймах, направленных в разные стороны. Изображение Распятия на покровцах вместо обычных Агнца на дискосе или Богоматери Знамения является редким, хотя в мастерской Строгановых оно встречается 797 . Необычным, встречающимся также только в произведениях мастерской Строгановых, является и заполнение кайм святыми в киотчатых клеймах; редок и состав комплекта, где оба покровца имеют одну и ту же иконографию, хотя они не совсем повторяют друг друга. На описываемом произведении фигуры на каймах более мелкие и менее «выписанные». Нельзя исключить того, что два сударя с Распятиями первоначально входили в разные комплекты. АТРИБУЦИЯ Сударь входит в комплект с другим сударем (кат. 118) той же иконографии, отличаясь от него лишь в деталях. Художественные и технико-технологические особенности дают возможность считать оба произведения вышедшими из мастерской Строгановых. Здесь те же косящие глаза, те же швы и рельефные «веревочки» по контурам, свойственные мелким произведениям мастерской. На описываемом сударе сохранились надписи около святителей. Изображение среди них двух Григориев подчеркивало, что» кладчиком сударя был Григорий Дмитриевич Строганов (род. 1656 г.). К 1670–1680-м гг. произведение отнесено А. Г. Силкиным. ВЫСТАВКИ 1989–1990 Москва, 29; 2002 Москва, с. 49. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 13, 12244; Маясова 1985. С. 212; Маясова 1989 (2). С. 78. ил. с. 58; Силкин 2002. С. 351, кат. 156. 118. СУДАРЬ РАСПЯТИЕ С ИЗБРАННЫМИ СВЯТЫМИ Сольвычегодск, мастерская Строгановых, 1670–1680-е гг. Тафта (XVII в., Восток), голубой шелк (XVII в., Китай ?), шелковые, пряденые и сканые серебряные и золотные нити; ткачество, шитье. 52х52 Происходит из Успенского собора Московского Кремля Поступил из Патриаршей ризницы в 1920 г. 798

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010