Близость покрова по общему стилю к произведениям царицыных светлиц и несхожесть его с произведениями собственно монастырской мастерской 527 дает возможность считать, что он был выполнен в Новодевичьем монастыре в мастерской, принадлежавшей особе царского рода, а такой в это время здесь была старица Леонида, до пострижения – Елена Ивановна Шереметева, третья жена царевича Ивана Ивановича. Из той же мастерской вышел покров с изображением преподобного Савватия (кат. 36). В Описях Соловецкого монастыря XVI в. лицевые покровы, а именно два одинаковых, упоминаются только в 1597 г. Однотипность описаний покровов свидетельствует об одной и той же мастерской. По всей видимости, их можно идентифицировать с незадолго до того вложенными покровами старицы Леониды. ВЫСТАВКИ 1927 Москва, 50. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Опись Соловецкого монастыря 1597, л. 92 об. 93; Опись Троицкого собора Соловецкого монастыря 1923, л. 26, 125; Списки и акты приемки предметов Соловецкого монастыря 1923, л. 11, 125; Опись Соловецкого собрания 1928/3, 481 (ошибочно – 474 сол.); Опись Оружейной палаты 1948, д. 43, 2946 соб.; Маясова 1971 (3). С. 370, табл. 131, 132; Маясова 1973 (2). С. 137–144, 146–147, ил. 3, 4; Маясова 2003. С. 77–78. 36. ПОКРОВ ПРЕПОДОБНЫЙ САВВАТИЙ СОЛОВЕЦКИЙ Прямоличное, в рост, изображение Савватия Соловецкого 529 в преподобнических одеждах вышито по сизо-голубой камке с узором крупных клейм с растительным орнаментом и «чешуйчатых» лент. В левой руке святого, согнутой у пояса, – свернутый свиток, правая рука прижата к груди. Фигура преподобного удлиненная, с маленькими руками. Лик с высоким лбом шит тонким некрученым блестящим шелком песочного цвета швом «в раскол» по направлению мускулов. Черты лика шиты коричневым, глаза – темно-красным. Волосы и длинная окладистая борода шиты песочного цвета крученым шелком. Нимб – пряденым золотом с малозаметной коричневой прикрепой швом «городок». Мантия – золотной нитью с такой же прикрепой («двойная ягодка»), нижняя одежда – серебром (шов – «разводная клетка»).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

ИКОНОГРАФИЯ Иконография изображения традиционная. Небольшим отклонением от принятого является положение рук святого (обе прижимают к груди Евангелие, тогда как обычно на покровах правая изображается в молении или благословляющей). АТРИБУЦИЯ Покров атрибуируется по надписи на подкладке, не противоречащей художественным и технологическим признакам произведения. ВЫСТАВКИ 1969–1970 Москва, с. 37. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Опись Чудова монастыря 1861 г., л. 105 об. 106, 142.4; Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 13, 12426; Маясова 1971 (1). С. 29–30, ил. 49; Маясова 1971 (3). С. 296–298, примеч. 197–206, ил. 113, 114; Маясова 1973 (2). С. 133–134, ил. 1, 2; Государственная Оружейная палата 1988. С. 324. 38. ПЛАЩАНИЦА ПОЛОЖЕНИЕ ВО ГРОБ Москва, мастерская Агриппины Годуновой (?), 1570–1580-е гг. Камка (XVI в., Италия), атлас (XVII в., иностранное производство), муар (XVIII в., Россия), шелковые, серебряные и золотные пряденые и сканые нити, бахрома, синель; ткачество, шитье. 103х200 Происходит из костромского Богоявленского Анастасьина монастыря. Поступила из Костромского областного музея в 1931 г. 535 Инв. ТК-2797 Кат. 38 В узком длинном среднике по голубой камке вышита композиция «Положение во гроб», являющаяся по существу изображением Оплакивания Христа: на каменном ложе, покрытом плащаницей, покоится Христос; его фигура по сравнению с другими огромна, руки вытянуты, глаза полузакрыты. Запрокинутую голову Христа двумя руками поддерживает Богоматерь, сидящая на скамье и низко склонившаяся к Сыну. В изголовье ложа – два ангела с фигурными рипидами, на которых изображены херувимы. За ложем – склонившиеся фигуры: Иоанна, лобзающего руку Христа, Никодима с округлым орнаментированным сосудом для мирры (алавастром) в руках и Иосифа, одной рукой, как и Никодим, подпирающего щеку, а другой касающегося ног Христа. В верхних углах, за фигурами – Луна и Солнце в виде испускающих лучи профильных личин, заключенных в круги. Личное шито кручеными толстыми нитями песочного цвета «атласным» швом и «в раскол», «по форме», со светло-коричневыми оттенениями, легкими в ликах и более сильными на теле Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

427 Например, пелена Сергиево-Посадского музея начала XVI в., инв. 668, см.: Маясова 1971 (1). Ил. 32. 430 Покров «Сергий Радонежский» (Сергиево-Посадский музей, инв. 2419, см.: Маясова 1998. С. 44. Ил. на с. 46); пелена «Избранные святые» (ГИМ, РБ-4, см.: Маясова 1971 (1). С. 26. Ил. 41); а также покров «Пафнутий Боровский» (ГРМ, ДРТ-297), относимые нами к мастерской Елены Глинской. 431 Так, по указанной Описи собора 1859 г. на его южной стене, наряду с другими иконами, висела «икона св. Николая Можайского... в 1 арш. 6 верш. Х 1 арш., шита в XVII веке по шелковой бланжевой земле разноцветными шелками, и по местам золотом с шитым золотом венцом. Далее идет описание, соответствующее нашей пелене. 433 Мощи митрополита Алексия были обретены в 1431 г., а в 1448 г. состоялась канонизация святого. Почитался как защитник Москвы и правящего дома, а также как целитель. Митрополит Киевский и всея Руси (1354–1378) Алексий (в миру Елевферий) родился в 1292 г. в семье известного боярина Федора Бяконта, родоначальника Плещеевых. 15 1350 г. из иноков Богоявленского монастыря посвящен в епископа Владимирского, а в 1354 г. избран митрополитом Киевским и всея Руси. Пользовался большим авторитетом и в малолетство князя Дмитрия Ивановича (Донского) играл значительную роль в управлении государством. Известен излечением от глазной болезни ханши Тайдулы. Умер в 1378 г. и похоронен в созданном им Чудове монастыре. После разборки в 1929 г. Чудова монастыря мощи хранились в Успенском соборе, в 1947 г. были переданы Московской патриархии (акт от – 1947 г. – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20,1956 г., д. 7, л. 101) и ныне находятся в московском Богоявленском соборе. 434 «Алексий лежит во гробе; подобием сед, брода аки Власиева, раздвоилась; на главе клобук бел, в саккосе, омофор и Евангелие...» (Филимонов 1876. С. 270). 436 Музеи Московского Кремля, инв. ТК-2465. В зарукавьях этого саккоса использованы полосы с частями вкладной надписи с надгробного покрова боярина Бориса Ивановича Морозова (ум.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

ИКОНОГРАФИЯ Иконография образа Василия Великого традиционная. Однако довольно необычно изображение эпизода из его жития, рассказывающего о некоем «евреине» по имени Иосиф, который «изяществуя в хитрости врачевьскаго художества», мог за три или пять дней определить «хотящих от житиа сего преставитися». Полюбивший его Василий уговаривал его креститься, если тот проживет до утра. В результате чего Иосиф уверовал во всемогущество христианского Бога 461 . АТРИБУЦИЯ Принадлежность хоругви (пелены) к мастерской княгини Евфросинии Старицкой подтверждают характерные художественные и технологические особенности 462 , подкрепляемые содержанием вкладной надписи 463 и записью во Вкладной книге Соловецкого монастыря. ВЫСТАВКИ 1988–1989 Москва, 10; 2001 Москва, 78. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Опись Соловецкого монастыря 1570, л. 37; Опись Со-ловецкого монастыря 1582, л. 59; Опись Соловецкого монастыря 1597, л. 70; Книга вкладная Соловецкого монастыря 1539–1776 (1), гл. 10, л. 35; Книга вкладная Соловецкого монастыря 1539–1776 (2), гл. 10; Опись Преображенского собора Соловецкого монастыря 1923, л. 36, 253; Списки и акты приема предметов Соловецкого монастыря 1923, л. 16 об., 253; Опись Соловецкого собрания 1928, ч. 1, 486; Опись Оружейной палаты 1948, д. 43, 2950 соб.; Маясова 1989 (2). С. 72–73, кат. 10; Маясова 1990 (2). С. 312–314; Маясова 2003. С. 77. 23. ХОРУГВЬ (лицевая сторона) ОТЕЧЕСТВО С ПРЕДСТОЯЩИМИ БОГОМАТЕРЬЮ И ИОАННОМ ПРЕДТЕЧЕЙ И ПРИПАДАЮЩИМИ ЗОСИМОЙ И СЛВВЛТИЕМ СОЛОВЕЦКИМИ Новгород (?), 1562 Камка (начало XVI в., Италия), репс (XVIII в. (?), Россия), тафта (XVIII в. (?)), штоф (XIX в.), шелковые, серебряные и золотные пряденые нити; ткачество, шитье. В среднике хоругви, дошедшей до нас в разрозненном виде 466 , па малиновой тафте (древний фон – сизо-голубая камка) изображена деисусная композиция с «Отечеством» в центре. Саваоф восседает на широком престоле с полукруглой спинкой с фиалами на ней и двумя подушками на сиденье; в его левой руке, у груди, – держава, правая – благословляет.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Образы З. и С. встречаются на шитых покровах с XVI в.- на покровах З. (1583) и С. (1585), выполненных в мастерской Новодевичьего мон-ря в Москве (ГММК, З. держит свиток двумя руками, у С. десница на груди), на покрове З. кон. 90-х гг. XVI в., шитом в мастерской царицы И. Ф. Годуновой (ГММК), на пелене XVI в. из Соловецкого мон-ря (ГРМ, см.: Древнерус. шитье. 1980. Кат. 90; Сохраненные святыни. 2001. С. 226-227. Кат. 79; Маясова. 2004. С. 156-160, 208-209. Кат. 35, 36, 58). 2 покрова 1660 и 1661 г. (ГРМ) выполнены в мастерской А. И. Строгановой в Соли Вычегодской для Соловецкой обители (вклад Д. А. Строганова и его детей, см.: Древнерус. шитье. 1980. Кат. 170, 171; Рус. мон-ри. 1997. С. 100-101). На покровах - прямоличные ростовые изображения З. и С. с куколем на плечах, с благословляющей десницей и свитком в левой руке. В строгановской мастерской в Соли Вычегодской для обители изготовлены палица и пелена (ГРМ, см.: Рус. мон-ри. 1997. С. 103). На палице 1658 г. (вклад А. И. Строгановой) З. и С. представлены в рост, в молении, по сторонам от образа Преображения Господня. На пелене святые изображены в традиционной иконописной композиции,с храмом на руках. Др. палица сохранила изображения Соловецких чудотворцев, предстоящих Успению Богоматери (АОКМ, см.: Древнерус. шитье. 1980. Кат. 172, 173; Соломина В. П. Древнерус. шитье в собр. АОКМ: Кат. Архангельск, 1982. Кат. 20). Известны покровы преподобных кон. XVII - нач. XVIII в. (поновлены в XIX в.), созданные в московской мастерской А. П. Бутурлиной (вклад стольника И. И. Бутурлина, ГММК, см.: Маясова. 2004. С. 416-419. Кат. 157, 158). Последний покров на раку З. был устроен монастырем во 2-й пол. XIX в.: «Покров на раку бархата пунцового (свет) и малинового (поля); в средине образ преподобного Зосимы, лицо и руки, писаные красками, а венец из желтой парчи, шитый бусами, мантия и епитрахиль бархата малинового, последняя обшита лентой желтой аплике, на полях тропарь «Яко светильницы»… вышит шерстями; подкладка шелковая» (ГААО. 878. Оп. 1. Д. 41. Л. 614 об.). Известны изображения З. и С. на др. предметах облачения, напр. в числе рус. святых на подольнике саккоса патриарха Никона 1655 г. (ГММК, см.: Маясова. 2004. С. 318-321. Кат. 108), на вставном подоле XVIII в. к саккосу митр. Казанского Лаврентия 60-х гг. XVII в. (ГОМРТ; см.: Силкин А. В. Строгановское лицевое шитье. М., 2002. Кат. 95. С. 296), шитые фигуры святых на оплечье фелони 2-й пол. XVII в. (ГММК, см.: Маясова. 2004. С. 374-375. Кат. 133), гравированные дробницы на митрах 1656 и 1682 гг., на оплечье фелони 1633 г. (ГММК).

http://pravenc.ru/text/200051.html

186 Сергиево-Посадский музей, 178 (см.: Маясова 1966. С. 294–310; Маясова 1968 (1). С. 133; Маясова 1971 (1). С. 32, ил. 53). По преданию царевной Ксенией в 1601 г. была вьшита также пелена «Никола Можайский» для Никольской церкви села Малое Пичаево Моршанского уезда (Моршанский краеведческий музей, инв. См.: Токмаков 1902. С. 7–8. 191 См.: Там же. С. 615,633,634. Как уже упоминалось выше, мы считаем покров «Сергий Радонежский», монастырским преданием относимый к вкладам 1610 г. царя Василия Шуйского, таким задержавшимся в светлице ранее выполненным произведением, о чем свидетельствуют его художественные и технологические особенности. В «Светличных делах» 5 октября 7125 (1616г.) отмечено: «сверху к иноке Марфе в хоромы принесли покров «Пафнутий Боровский» шит по камке по вишневой над главою во облаце Пречистое Воплощение, кругом тропарь... недоделан» (Забелин 1901.С. 633). 192 Около десятка таких покровов было выставлено в 1913 г. в митрополичьих келиях Чудова монастыря в ознаменование 300-летия Дома Романовых. Среди них покровы на гробницу княгини Евдокии, жены Дмитрия Донского и царицы Анастасии Романовны. Первый в 1636 г., а второй в 1639 г. знаменил Иван Гомулин (см.: Забелин 1901. С. 725; а также см.: Речменасий 1913. Палаты царя Михаила Федоровича, 10 и 98, ил.). 193 Дворовые люди царицы, в том числе и мастерицы, очевидно с конца XV в., были поселены в особой слободе – Кисловке (см.: Забелин 1901. С. 410). Светлицы располагались в деревянных дворцовых теремах. H 1625 г. позади дворцовых зданий над Куретными воротами была поставлена особая светличная каменная палата. Подле были поставлены и отдельные деревянные светлицы (см.: Там же. С. 543). 195 См.: Там же. С. 47–49,60. Мария заболела еще в невестах и не прожила и четырех месяцев после свадьбы. 196 Хранится в ГРМ, инв. ДРТ-266. Пелена поступила в музей из частного собрания H. Н. Черногубова. Л. Д. Лихачева предполагает, что она была вложена в кремлевский Вознесенский монастырь (см.: Лихачева 1980. С. 80, 109).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

И. И. Голицына (1598, КБМЗ; см.: Маясова. 1989. С. 219-220; Петрова Л. Л., Петрова Н. В., Никанорова. 2003. С. 60; Петров. 2008. Кат. 80). Ветшавшие лицевые пелены, прежде всего с образом прп. Кирилла, переносили из собора (от местных икон или от его гроба) в др. церкви, напр. в ц. вел. кн. Владимира. Здесь под местным образом Божией Матери «Одигитрия» была пелена «вышит образ Кирила чюдотворца... старое строение» ( Дмитриева, Шаромазов. 1998. С. 99; Петров. 2008. С. 78). Повторение на шитых пеленах изводов тех икон, для к-рых они были предназначены, явствует не только в случае с иконами прп. Кирилла. Для иконы «Св. Троица» из иконостаса собора была изготовлена как праздничная пелена с изображением Св. Троицы, так и «пелена вседневная, на ней шиты празники Владычни золотом и серебром» ( Дмитриева, Шаромазов. 1998. С. 52; Петров. 2008. С. 74). Многие из сохранившихся лицевых произведений были выполнены в «светлице» кнг. Евфросинии Старицкой, ставшей инокиней основанного ею Воскресенского Горицкого монастыря. Эти вклады в основном сделаны в 1565-1566 гг., когда инокиня Евдокия приходила на богомолье в К. Б. м. В 1565 г. она вложила плащаницу с композицией «Успение Пресв. Богородицы» (ГРМ; см.: Лихачева. 1980. Кат. 67; Маясова. 1989. С. 213-214; Петров. 2008. С. 88), одно из лучших произведений шитья той эпохи, отображающих своеобразный пластичный, монументальный стиль, близкий к новгородскому искусству сер. XVI в., который был признан образцовым уже современниками. По образцу этой плащаницы создавались воздухи в эпоху Бориса Годунова ( Варлаам (Денисов). 1859. С. 54. Примеч. 129; Маясова. 1989. С. 214. Примеч. 74; Дмитриева, Шаромазов. 1998. С. 151). Из этой же мастерской происходит «воздух Оуспение Пречистые меньшей», созданный, по мнению Маясовой, в 50-х гг. XVI в., не позднее 1563 г. вложенный в К. Б. м. и сохранившийся в собрании гр. А. С. Уварова как иконная пелена (ныне в ГИМ; см.: Маясова. 1989. С. 214; Петров. 2008. Кат. 52. С. 126-127). Пелены с различными сюжетами из той же мастерской: «Богоматерь Петровская», позднее в собрании гр.

http://pravenc.ru/text/1840459.html

207. Так, п Астрахань имеете с Мариной Мнишек попал воздух 1466 г. княгини Елены (Олены) Верейской (см. ниже, а также: Нарциссов 1997). 30 Например, в Польше была обнаружена плащаница 1545 г., вышитая в Москве для смоленского епископа. Впоследствии возвращенная в Россию, она хранится в музее «Новодевичий монастырь» (инв. РБ-3; 173x249, см.: Антушев 1885. С. 103–104; Маясова 1971 (3). С. 364–367, примеч. на с. 55). Во Флоренцию попал покров «Авраамий Ростовский» царицыной светлицы конца XVI в. (см.: Шитый покров во Флоренции 1894). 31 См.: Реестр расхищенных вещей Благовещенского собора 1813, л. 11–18. Плащаница Старицких из Успенского собора была отбита у французов русским отрядом и хранится в Успенском соборе Смоленска. 34 См.: Шабельская 1926; а также каталог выставки: 1927 Москва. С. 29, 50. В мастерской работало пятнадцать мастериц (Шабельских см: Кызласова 2001). Сейчас в Музеях Московского Кремля работает восемь реставраторов тканей. 36 См.: Переписная книга Благовещенского собора 1873. Стб. 25–46, а также: Маясова 1990 (1). С. 84–85. 37 ГРМ, инв. ДРТ-266 (см.: Лихачева 1980. С. 80). Пелена, видимо, вышита в мастерской старицы Марфы Ивановны в кремлевском Вознесенском монастыре. Поступила в ГРМ из собрания Н. П. Черногубова в 1912 г. 38 Например, о пелене с черневыми дробницами XVI в., переложенными на новый фон, см.: Волкова 2001. 39 Астраханский музей, инв. 882 (см. о нем ниже, а также: Николаева 1971. С. 57, 37, табл. 25, 737; Нарциссов 1997; Маясова 2002. С. 335–337, ил. 2). 41 См.: Описи Успенского собора 1876. Здесь же в соборе находилась и Патриаршая ризница. В ней числилось семь-десят семь риз, шестьдесят три саккоса и прочие одежды духовенства. 43 О том, что пелены не только подвешивались под иконы, но в праздничные дни выносились на обозрение народа, свидетельствует, например, такая надпись на подкладке пелены с изображением царевича Димитрия и избранных святых, вклада Дмитрия Андреевича Строганова 1656 г.: «...а носите ее за переносом на праздники, на рождество его и на убиение и па перенесение» (ГРМ, инв.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Образ Л. широко распространен в произведениях лицевого шитья. На воздухе 1466 г. Елены Верейской святитель представлен в молении перед образом Пресв. Богородицы, на нем белые фелонь и клобук ( Маясова. 2002). В среднике пелены (сударя) «Богоматерь Неопалимая Купина и избранные святые» из Кириллова Белозерского мон-ря кон. XV - нач. XVI в. Л.- среди преподобных, особо почитаемых в XV-XVI вв.: Сергия Радонежского, Кирилла Белозерского и Варлаама Хутынского (ГРМ; «Пречистому образу Твоему поклоняемся…». 1995. С. 251. Кат. 155). Л. изображен в среднике пелены «Успение Божией Матери» кон. XV в. (ГЭ; Косцова А. С., Моисеенко Е. Ю. Две шитые иконы XV в.//Сообщ. ГЭ. Л., 1977. Вып. 42. С. 18-21), на кайме пелены «Явление Богоматери прп. Сергию, праздники и избранные святые» 1525 г. (СПГИАХМЗ; Маясова. 1971). На епитрахили «Святители», выполненной в мастерской Ирины Феодоровны (?) в сер.- 2-й пол. XVI в. (ГММК; Маясова. 2004), изображены святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов и Николай Чудотворец, рус. святители митр. Петр, митр. Алексий, Новгородский архиеп. Никита и Л. (фронтально в рост, с разведенными в стороны руками: правая в двуперстном благословении, в левой - Евангелие). На подольнике передника саккоса «Союзом любви связуеми апостоли» 1655 г. мастерской царицы М. И. Милославской, пожалованного царем Алексеем Михайловичем патриарху Никону (Минову), Л. изображен среди Вселенских и русских святителей, поколенно и прямолично (ГММК; Маясова. 2004. С. 318-321. Кат. 108). Плащаница «Положение во гроб», выполненная в Византии в 1-й трети XV в., была украшена в России широкой каймой во 2-й пол. XV - нач. XVI в., где шиты 18 поясных изображений греч. и рус. святых, среди них - Л. (ГИМ; Средневек. лицевое шитье: Византия, Балканы, Русь: Кат. выст. М., 1991. С. 34-35). Поясной образ Л. в медальоне помещен на кайме плащаницы 1600 г., созданной в мастерской Д. И. Годунова (ГМЗРК); святой - 1-й в верхнем ряду с правой стороны, у Л. небольшая темная борода, правая рука перед грудью в двуперстном благословении, Евангелие - на покровенной левой руке.

http://pravenc.ru/text/2463459.html

XV в. образ К. помещали на московских памятниках лицевого шитья, в частности в медальоне на нижнем поле сударя «Явление Божией Матери прп. Сергию Радонежскому, с Деисусом и избранными святыми» (посл. четв. XV в., ГММК) - К. с темно-русыми волосами и со сравнительно небольшой бородой; на сударе (по описям, «плащанице») «Избранные святые в молении образу Божией Матери «Неопалимая Купина»» из Кириллова Белозерского мон-ря (кон. XV - нач. XVI в., ГРМ; см.: Опись. 1998. С. 152) - К. в среднике крайний слева, за спиной свт. Леонтия Ростовского. Эта традиция прослеживается и позднее: на пелене «Избранные святые» 1-й пол. XVI в. (мастерская вел. кнг. Елены Васильевны Глинской, ГИМ; см.: Маясова. 2004. С. 32-33. Ил. 12), на мн. строгановских произведениях шитья, как, напр., на вкладах в Благовещенский собор Сольвычегодска и Успенский собор Ростова: на 2 пеленах «Мч. царевич Димитрий, с избранными святыми» (1654 и 1656, СИХМ, ГРМ), на воздухе «Положение во гроб, с избранными святыми» и на покровце «Се Агнец Божий, с избранными святыми» (ок. 1661, ГМЗРК; см.: Силкин. 2002. С. 192-194, 196-199, 274-277, 324-325. Кат. 21, 23, 83, 84, 127), а также на саккосе патриарха Никона (1655, ГММК; см.: Маясова. 2004. С. 318-321. Кат. 108) и на вставном подоле XVIII в. к саккосу митр. Казанского Лаврентия 60-х гг. XVII в. (ГОМРТ; см.: Маясова. 2004. С. 294-296. Кат. 95) и др. Наиболее ранний житийный образ К. был создан в нач. XVI в. (на рубеже 10-х и 20-х гг.) в мастерской Дионисия, когда ее мог возглавлять сын художника, и предназначался для иконостаса Успенского собора Кириллова мон-ря (ГРМ; см.: Соловьёва. 2009). В монастырских описях он значится 4-м справа в местном ряду, после 2 храмовых икон Успения Пресв. Богородицы (Опись. 1998. С. 46-47), недалеко от двери, ведущей к гробнице К. Не исключено, что образ К. «в деянии» был вложен в мон-рь вел. кн. Василием III и его супругой Соломонией Сабуровой вместе с покровом на раку чудотворца (1514, ГРМ) и шитой подвесной пеленой с житийным образом К.

http://pravenc.ru/text/1840263.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010