В Успенском соборе Московского Кремля сохранились 5 надгробных лицевых покровов с образом И., выполненных в сер. XVI - нач. XVIII в. (все в ГММК). Как правило, это вклады московских цариц, изготовленные в их мастерских, древнейшие были пожертвованы в собор царицей Анастасией Романовной. Первый покров создан, вероятно, после Собора 1547 г. (по датировке Маясовой, в 1549-1552; согласно надписи, вложен царицей в Успенский собор на празднование памяти И. в 1558 - см.: Маясова . 1995; Она же. 2004. Кат. 18; Вера и власть. 2007. С. 168-169. Кат. 70); другой был вложен в 1551-1553 гг. (Христианские реликвии. 2000. Кат. 66; Маясова. 2004. Кат. 19); существует покров из мастерской царицы Марии Ильиничны 50-60-х гг. XVII в. ( Маясова. 2004. Кат. 119). Кроме того, покровы на гробницу И. в Успенском соборе были созданы во 2-й пол. XVII - нач. XVIII в. в крупнейших мастерских: в сольвычегодской А. И. Строгановой (1657; Там же. Кат. 113) и в московской А. П. Бутурлиной (кон. XVII - нач. XVIII в.; Там же. Кат. 155). Выполненные по общей иконографической схеме покровы отличаются техникой исполнения и некоторыми деталями. Так, древнейший покров из мастерской царицы Анастасии Романовны шит разноцветными шелками, надпись: «              ». Характерные детали изображения: небольшая архиерейская шапка с короткой опушкой и плотно прилегающей к голове невысокой округлой тульей; на окладе Евангелия Голгофский крест с надписью: «        » (на др. покровах - Распятие). Личное и телесное шитье исполнено без разделки (правая рука с двуперстным благословением дана лишь контуром) и притенений. Др. покров царицы Анастасии (1551-1553) отличается более плотными пропорциями фигуры, использованием преимущественно золотного шитья, а также обилием драгоценных камней и жемчуга; надпись: «  ()      ». В обширной вкладной надписи сделан акцент на молении И. о здравии представителей правящей семьи, прежде всего царских «чад». Возможно, почитание И. в царской семье было связано с «молением о чадородии» и с покровительством детям во время болезней. Было известно о заступничестве И. за детей вел. кн. Василия Темного, князей Ивана и Юрия во время феодальной войны, а также чудо с исцелением дочери вел. кн. Василия II. На протяжении XVII в. шитый золотом и серебром покров, вложенный в 1551-1553 гг., упоминается в описи ризницы собора (Описи. 1876. Стб. 346, 418-419).

http://pravenc.ru/text/578250.html

К работе было привлечено большое количество художников-знаменщиков. В материалах Царицыной мастерской палаты под 1645 г. значится: «Июля 7, Оружейной палаты иконописцы Сидор Поспеев, Иван Соловей, Иван Муравей, Иван Борисов, Козма Чертенок, Кирилл Иванов знаменили образец на плащаницу в монастырь к Спасу, что на Новом» 731 . ВЫСТАВКИ 1913 Москва. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг. д. 13, 12608; Забелин 1901. С. 727; Речменский 1913. Палата Алексея Михайловича, ил. 10; Свирин 1963. С. 166, ил. с. 121; Маясова 1971 (3). С. 34, примеч. 17. С. 50, примеч. 41, табл. 13; Маясова 1973 (1). С. 120. 99–100. ОМОФОР (ДВЕ ПОЛОВИНЫ) СПАС ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ; СОФИЯ ПРЕМУДРОСТЬ БОЖИЯ; СНЯТИЕ СО КРЕСТА; РАСПЯТИЕ; СОШЕСТВИЕ ВО АД Москва, мастерская царицы Марии Ильиничны, знаменщики Карп и Поликарп Тимофеевы (?), Андрей Кириллов (?), 1649 (?) Атлас (XVI в., иностранное производство), объярь, тафта (инв. ТК-2092), атлас, золотная тесьма (инв. ТК-2091), позумент (XIX в., Россия), шелковые, пряденые и сканые серебряные и золотные нити; ткачество, шитье. 204х31,5 (инв. ТК-2092); 203х31 (без кистей) (инв. ТК-2091). Поступил из Петропавловского собора через Главмузей в 1922 г. 732 Инв. ТК-2091 Кат. 99. Деталь: Спас Вседержитель Кат. 99. Деталь: София Премудрость Божия Кат. 99. Деталь: Снятие со креста Кат. l00. Деталь: Распятие Кат. 100. Деталь: Сошествие во ад Омофор из белой поздней объяри, обрамленной с двух сторон золотным позументом, разделен на две половины. В середине, ближе к внутренней полосе позумента, нашит двойной ореол с вышитым в нем по красному атласу Спасом Вседержителем. Ближе к концам – четыре четырехконечных равносторонних креста с изображенными в них по малиновому атласу Софией Премудростью Божией, Снятием со креста, Распятием и Сошествием во ад. Спас изображен с распростертыми благословляющими руками, сидящим на радуге, поддерживаемый двумя профильными серафимами. На его крестчатом нимбе буквы он. Внутри ореолов по малиновому атласу пряденым золотом в четыре нити вышита надпись: взыде бгъ въ вогкли к [?] гдъ во глас трубие вознес… дши бразъ ада мльи [?] послати дху [ут]шитель свтити дша наша.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

ВЫСТАВКИ 1989–1990 Москва, ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Опись Иосифо-Волоколамского монастыря 1572, л. 20 об. 21; То же 1591, л. 39–39; То же 1663, л. 31 об. 32; То же 1669, л. 40; То же 1698, л. 81–81об.; Невоструев 1867. Стб. 41–61; Книга поступлений, 48566; Торстов, Щекотов 1946. Ил. 28; Маясова 1960 (1). С. 47–49, табл. 1; Масова 1971 (3). С. 190–201, табл. 73; Маясова 1995 (4). С. 39–52; Бойчева 2002. С. 49, ил. на с. 47. 22. ХОРУГВЬ (одна сторона) ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ С ЖИТИЕМ Москва, мастерская Евфросинии Старицкой, 1560–1563 Камка (XVI в., Италия), шелк, глазет (XVIII – начало XIX в., Россия), шелковые, пряденые серебряные и золотные нити, бахрома, железо; ткачество, шитье. 70х119; древняя часть – 62,2х65,5 Вклад княгини Евфросинии Старицкой в Соловецкий монастырь. Поступила из Преображенского собора Соловецкого монастыря в 1923 г. 456 Инв. ТК-2833 Кат. 22 На среднике по желтой камке (возможно, выцветшей красной) вышит Василий Великий , стоящий с распростертыми руками в полном епископском облачении. В левой руке он держит на плате закрытое Евангелие, пальцы правой руки сложены молитвенно. По сторонам нимба – шитая в три строки надпись: оаги//ос василеи ке//сариск(и) .На среднике же на уровне рук святого и позёма по обе стороны фигуры вышиты четыре сцены из его жития с поясняющими их надписями, почти дословно повторяющими житийный текст «О Иосифе евреине чюдо святого Василия Великого архиепископа» 457 . Все поясняющие надписи шиты серебряной нитью вязью с небольшим количеством лигатур. Вверху слева изображен сидящий на ложе Василий, протянутую руку которого держит, как бы проверяя пульс, склонившийся над ним Иосиф, с надписью: сты(н) василе(и) призка евреииа прежде часто с и врачева. васи(л)еве//преставлени(и). Справа – Иосиф распростерся у ног сидящего на скамье Василия, с надписью: сты(и) василеи на устри(и) посылае(т)//по евреина нъ же не верова(л) его уме(р)ша и пл(д) на нозе//его и рече бгъ христи(н)//скыи и нннъ бгъ//развие его. Внизу слева, на фоне одноглавого храма – Василий с Евангелием в руке благословляет стоящих в купели со скрещенными на груди руками обнаженного Иосифа (сброшенные им одежды – внизу у купели) и его жену, изображенную в одеждах с покрытой головой и надпись: сты(и) кр(с)тн со все(м) домом его и наре//че ему иванъ//и давъ ему животвор//щее Внизу справа изображен умерший Василий, у гроба которого епископ с Евангелием в руках и склонившийся со скрещенными на груди руками Иосиф, с надписью: стго кесаринскаго//рече аще не бы хотелъ//нин не умер.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

СОХРАННОСТЬ И РЕСТАВРАЦИЯ Покров в XIX в. переложен на новый бархатный фон, по надписям и краям зашит синелью, заменена подкладка, которая в местах прикрепления синели прошита синим и красным шелком. На правой кайме синель высыпалась (видна рваная светло-коричневая камка древнего фона и холстинная подкладка). На тканях прорывы, золотное шитье сечется. Шитье на лике с утратами и помято, есть капли воска и загрязнение. ИКОНОГРАФИЯ Иконография святого отличается от более раннего покрова (кат. 102) и приближается к рекомендованной в иконописном подлиннике 752 . Особенностью покрова является несоразмерно большой лик херувима на очелье шапки, а также размещение вкладной надписи не на каймах, а на фоне покрова. АТРИБУЦИЯ Атрибуируется по вкладной надписи. Грамотный рисунок и тщательное шитье свидетельствуют о хорошей организации мастерской Стрешневых, близких к царскому двору. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Описи Успенского собора 1876. Стб. 763, 64; Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 13, 12216; Маясова 1985. С. 211; Вилкова 2003. С. 99–101; Маясова 2003. С. 82, ил. 7. 104. ПЛАЩАНИЦА ПОЛОЖЕНИЕ ВО ГРОБ Москва, мастерская княгини Фетинии Владимировны Сицкой, 1649 Камка (XVII в., Москва), атлас (XVII в., Зап. Европа), тафта (XVII в., Восток), шелковые, серебряные и золотные пряденые и сканые нити; ткачество, шитье 101х168 Вклад вдовы князя Юрия Андреевича Сицкова Фетинии Владимировны в московский Новоспасский монастырь. Поступила из московского Новоспасского монастыря в 1919 г. 753 Инв. ТК-2796 Кат. На среднике по малиновой камке вышит лежащий во гробе Иисус Христос. Его тело вытянутых пропорций, руки скрещены на чреслах. Голову Христа поддерживает сидящая на скамье с подножием Богоматерь, прильнувшая к лику Сына. За ней стоят две жены-мироносицы. Одна из них склонилась к гробу, скорбно подперев голову рукой, вторая одной рукой подпирает щеку, другую прижимает к груди. Позади них – ангел с шестиугольной рипидой искаженной формы с изображением на ней, согласно надписи, херувима.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

533 Современные песнопения митрополиту Алексию несколько отличаются. См.: Минея, февраль 12. М., 1981. Т. 6. С. 417 и 426. 536 Полуоткрытые глаза Христа изображены на плащанице 1661 г. мастерской Анны Ивановны Строгановой, нередко подражавшей произведениям мастерской Дмитрия Ивановича Годунова. См.: Силкин 2002. Кат. 82, ил. на с. 273. 539 Об участии мастериц Евфросинии Старицкой после ее смерти в работе царицыных светлиц при Ирине Годуновой см.: Маясова 1976. С. 40. 540 Акт от 5/V 1920 г. – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20, 1920 г. д. 4, л. 20. О принадлежности произведения Успенскому собору Кремля свидетельствует Опись этого собора 1701 г. 541 Тропарь Иоанну Златоусту имеет здесь отличия от текста вв. Например, вместо «светолучная заря» в поздних текстах читается «светлость огня», вместо «сокровища положи» – «сокровища списка» и другое (см.: Ставровский 1914. С. 75). 547 В Каталоге костромского древлехранилища судари «Димитрий Солунский» и «Апостол Филипп» значатся как «двойная икона», заключенная в один киот. О мастерской Матрены Годуновой см.: Маясова 1984. С. 41–50. 548 Из той же мастерской вышли: судари (кат. 39,41); пелена «Троица в деяниях» (кат. 43); хранящиеся в Костромском музее сударь «Ипатий Гангрский» (инв. 6085) и пелена «Троица» (инв. 6088), а также сударь «Апостол Филипп» из ГИМ (инв. РБ-2601). 553 См.: Акт от 4/IX 1931 г. – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20, 1931 г., д. 14, л. 33 об. По Переписным книгам 1595 г. костромского Ипатьевского монастыря, пелена находилась в Троицкой церкви: «Против правого крылоса от царских дверей образ местной в киоте Живоначальные Троицы... а на исподи у образа прут серебрян, а на нем пелена прикладная, шита по камке по червчатой, а на ней вышито: образ Живоначальные Троицы, золотом и серебром и жемчугом сажен, а около образа вышито бытия во штинадцати местах по таусинной камке, а ненцы у Троицы и по нолям у бытьи венцы шиты золотом и сажены жемчугом, а около Троицы шито золотом и сажено кругом жемчугом в две нити; около бытьи шито золотом и сажено жемчугом кругом в две же нити; а подписи у Троицы и у Бытьи сажены жемчугом. Подложена тафтою светло-зеленою, у нее шесть колец серебряных, а на пелене сорочка тафта гвоздишная».

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

5 Забелин 1901. С. 723–729. Вероятно, это делали не только чтобы оставить вышивальщицам расколеровку произведения, но и для создания «образца» для повторения. Примеров таких повторений множество. 6 Так, например, розовато-коричневая краска видна под утраченным шитьем на голове Спаса на воздухе 1389 г. жены Симеона Гордого княгини Марии (ГИМ, инв. ГБ-I); очерковый рисунок проглядывает под выпавшими нитями на больших шитых иконах «Апостол Петр» и «Архангел Михаил» начала XVI в. из Александро-Свирского монастыря (ГРМ, инв. ДРТ-264 и ДРТ-496; см.: Маясова 1971 (1). Ил. 5, 21 и 20). 7 Постник Дермин знаменил покров на гроб царя Ивана Грозного. Это был обычный для мирских гробов покров с Голгофой, но Постник Дермин был известным иконописцем и мог знаменить произведения с лицевыми изображениями (см. о нем: Антонова 1967). 9 Нам известно лишь несколько таких случаев. Так, на напрестольном покрове с изображением Распятия, вложенном в 1514 г. в Троице-Сергиев монастырь боярыней Настасьей Овиновой, в двух круглых клеймах имеется шитая сложной вязью надпись о мастерах великого князя Андрее Мыведоне и Анике Григорьеве Кувеке (Сергиево-Посадский музей, инв. 414. См.: Маясова 1971 (1). Ил. 37); на сударе «Агнец Божий» 1516 г. церкви Флора и Лавра в Смоленске: «А подписал тогож храму поп Борис». (Смоленский музей, инв. 1331). На покрове епископа Иоанна Новгородского 1673 г. указано, что его вышивала боярыня Дарья Ивановна Дашкова, «а намели и писал иконописец Михайло Новгородец» (см.: Покровский 1913. С. 29–30, табл. XV, 2). 13 См.: Забелин 1901. С. 413–424; Синодик Троице-Сергиевой лавры 1575, л. 97 (род Дарьи Григорьевы жены Оляуховой «золотной мастерицы»); Московская деловая и бытовая письменность XVII в. С. 235–250 (упоминание золотной и белой мастериц); Дополнение к дворцовым разрядам 1883. С. 824–826 (мастерицы, пожалованные по поводу рождения в 1633 г. царевича Ивана Михайловича). 14 Повесть об Ульянии Осорьиной 1991. С. 156. Повесть написана сыном Ульянии в 20–30-е гг. XVII в.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

АТРИБУЦИЯ Вкладная надпись, датирующая плащаницу 1704 г., свидетельствует также о выполнении ее в мастерской Акулины (Акилины) Петровны Бутурлиной по заказу соловецких властей. Плащаница является самым значительным ее произведением. Однако в монастырской Вкладной книге записано, что вскоре после выполнения плащаницы, в 1706 г., митрополит Фирс «дал к прежнему своему вкладу денег десять рублей, а деньги даны на Вологде Горного монастыря старице Афонасии на подпись плащаницы кругом что та плащаница привезена с Москвы внов а писаны слова серебром» 893 . Таким образом, становится понятно, как на плащанице Акилины Бутурлиной появилось песнопение, по палеографии совсем не похожее на надписи, выполненные ее словописцем на всех других произведениях 894 , заключившее изображения в красивую узорную рамку. ВЫСТАВКИ 2001 Москва, 90. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Книга вкладная Соловецкого монастыря 1539–1776 (1), л. 187; Опись Соловецкого монастыря 1866, л. 122 об. 123; Мелетий, архим. 1881. С. 133; Опись Оружейной палаты 1948, д. 41, 20439; Маясова 1996. С. 389–392, примеч. 14; Сохраненные святыни Соловецкого монастыря 2001. С. 244–245, 90; Маясова 2003. С. 88–89, ил. 11. 152. ПОКРОВ НАДГРОБНЫЙ МИТРОПОЛИТ АЛЕКСИЙ Москва, мастерская Акулины Петровны Бутурлиной, конец XVII – начало XVIII в. Атлас (конец XVII в., Италия), хлопчатобумажная ткань (конец XVII в., Восток?), шелковые, серебряные и золотные пряденые и сканые нити, трунцал, золото-серебряное кружево, жемчуг, рубины, изумруды, золото; ткачество, шитье, низание. 221х106 Происходит из Чудова монастыря Московского Кремля. Поступил в 1920 г. 895 Инв. ТК-2151 Кат. Прямоличная, в рост, фигура митрополита Алексия вышита по голубому атласу. Обе руки его у груди: в одной Евангелие с четырехконечным фигурным крестом на окладе, другой – Алексий благословляет именословно. На митрополите саккос, омофор, палица с четырехконечным фигурным крестом и клобук. Личное шито светло-песочным крученым шелком «в раскол» крупными стежками «по форме». Светло-коричневым шелком выполнены оттенения полосами по абрису, вокруг глаз, носа.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

ИКОНОГРАФИЯ Иконография этого последнего из четырех дошедших до нас нагробных покровов преподобного Зосимы повторяет предыдущие 914 . АТРИБУЦИЯ Основанием для атрибуции является идентичность художественных, технологических и палеографических признаков на покрове с группой произведений, относимым по вкладным надписям к мастерской Акулины Петровны Бутурлиной, а также сведения о вкладчике покрова, содержащиеся в Описи Ризной палаты монастыря 1726 г. 915 . ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Книга описная Соловецкого монастыря 1705, л. 132; Ризная палата Соловецкого монастыря 1726, л. 16 об.; Опись Оружейной палаты 1948, д. 44, 5576 соб.; Маясова 1996. С. 393, примеч. 21; Маясова 2003. С. 87. 158. ПОКРОВ НАДГРОБНЫЙ ПРЕПОДОБНЫЙ САВВАТИЙ СОЛОВЕЦКИЙ Москва, мастерская Акулины Петровны Бутурлиной, конец XVII – начало XVIII в. Камка, атлас (XVII в., Италия), крашенина (XIX в., Россия), шелковые, серебряные и золотные пряденые и сканые нити; ткачество, шитье, аппликация. 202х100 Вклад стольника Ивана Ивановича Большого Бутурлина в Соловецкий монастырь. Поступил в 1923 г. 916 Инв. ТК-2997 Кат. Прямоличное, в рост, изображение святого было шито по зеленой камке, впоследствии вырезано по контуру и переложено на синюю крашенину. Савватий облачен в преподобнические одежды с откинутым на плечи куколем. В левой руке – свиток, правая в молении поднята к груди, пальцы ее сложены именословно. Личное выполнено аппликацией атласом песочного цвета. По нему коричневым шелком шиты черты лица, вишневым и белым – глаза, губы – белым. Усы и борода шиты «в раскол» тонким некрученым блестящим шелком песочного цвета. Одежды шиты золотными прядеными нитями с малозаметными прикрепами рыхлыми крупными швами («клетчатый городок», «двойная ягодка», «денежка с ягодкой в четыре клетки», «разводная клетка», «клопчик»). Обувь шита сканым золотом с вишневым шелком. Контуры и детали обведены серебряным шнуром. На каймах светло-коричневой камки золотной нитью густой вязью шиты тропарь и кондак святому: тропар глас удали(в)с мира и водворис в пустыни добры(м) по(д)вигомъ подвизас еси злострада//ние(м) и вниманием(м) и млтвами тонудуже и п(с)мрти источаеши исцелени саватие тче нашъ моли хр(с)та бга спстис доушамъ нашимъ кондак гла(с) в мор(с)ки(и) стро(в) мудре и кр(с)тъ тво(и) вземь//хр(с)т послдова(л) еси млтва(х) и во и пощенних злострадание(м) пло(т) тво(ю) изнур т(м) бы(л) еси пре(д)бных удобрение се гора(з)дны бо вина на твои напутствти… всх на(с) 917 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

ИКОНОГРАФИЯ Судя по размеру, пелена была подвесной к пядничной иконе. Имя архиепископа новгородского Ильи, в схимонашестве Иоанна, связано со знаменитой осадой Новгорода суздальцами (1170). Интерес к этому событию и вместе с тем память об Иоанне оживились в XV в. в период последней борьбы Новгорода с Москвой. Мощи архиепископа были открыты в 1439 г. Житие составлено в 1470–1480-х годах 401 . Всецерковное почитание Иоанна установлено на соборе 1547 г. До этого его изображения встречаются преимущественно в памятниках Новгорода. По-видимому, это одно из наиболее ранних изображений Иоанна Новгородского в московском искусстве, не вполне соответствующее иконописному подлиннику, где помещено следующее описание: «...подобием стар, сед, брада аки Сергиева, на главе клобук белый, риза преподобническая, то есть мантия со источники, испод дичь, руки благословенны, а в другой свиток» 402 . Известны также изображения архиепископа Иоанна в святительских одеждах 403 . АТРИБУЦИЯ Изображение новгородского епископа в сочетании с редким орнаментальным узором, имеющимся на нескольких произведениях начала XVI в., в том числе и на покрове на престол с изображением Распятия и вкладной надписью 1514 г. бывшей новгородской боярыни Настасьи Овиновой 404 , дают основание считать пелену работой ее мастерской 405 . В передаточном акте 1931 г. пелена ошибочно датирована XVII в. ВЫСТАВКИ 1989–1990 Москва, 7; 1991 Москва, 20. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Каталог Костромского церковно-археологического общества 1914. С. 24, 143; Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 16, 19041; Маясова 1971 (3). С. 252–253, табл. 94; Маясова 1987 (1). С. 334–335, ил. 335. 13. СУДАРЬ АГНЕЦ БОЖИЙ Владимир, мастерская Княгинина Успенского монастыря (?), 1511 Камка, тафта (XV в., Италия), штоф (XIX в., Россия), шелковые, серебряные и золотные пряденые нити; ткачество, шитье, низание. 50х48 Вклад архимандрита владимирского Рождественского монастыря Геннадия в Архангельский собор Московского Кремля. Поступил из Патриаршей ризницы в 1920 г. 406

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Надпись начинается на верхней кайме, переходит на левую, затем на нижнюю и на правую. Буквы направлены наружу покрова. Подкладка покрова из синей камки с узором цветов граната, гвоздик и листьев. СОХРАННОСТЬ Золотное шитье местами потерто, утраты жемчуга, местами отстает трунцал в надписи. Бархат потерт, следы воска, загрязнения в личном. Подкладка выцвела, имеет прорывы и загрязнения, местами прошита белыми нитками. ИКОНОГРАФИЯ Иконография святого традиционная (см. кат. 14). АТРИБУЦИЯ Основой для атрибуции покрова является вкладная надпись с упоминанием царицы Марии Ильиничны, а также близость его к другим покровам, выполненным в ее мастерской в 1660-е гг. 806 . Здесь те же приемы шитья, моделировка лика (еще более усиленная), орнаментация фона, нимба и одежд, а также расположение и палеография надписи. Несомненно, травщиком был тот же Иван Соловей, словописцем Андрей Гомулин, а знаменщиком, возможно, – Степан Резанец. ВЫСТАВКИ 1986–1987 София, 9; 1987 Берлин, 19; 1987–1988 Гавана; 1988–1989 Москва – Шлезвиг – Висбаден; 1989–1990 Москва, 27; 1995–1996 Санкт-Петербург-Топика (США), Р. 158; 2002–2003 Мемфис – Топика (США), Р. 61. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Описи Успенского собора 1876. Стб. 762; Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 13, 12203; Маясова 1985. С. 209; Маясова 1989 (2). С. 77–78. 122. ПОКРОВ НАДГРОБНЫЙ ЦАРЕВИЧ ДИМИТРИЙ УГЛИЧСКИЙ Москва, мастерская царицы Марии Ильиничны, 1660-е гг. Камка (XVII в., Москва), тафта и штоф (XIX в., Россия), шелковые, пряденые и сканые серебряные и золотные нити, трунцал, жемчуг; ткачество, шитье, низание. 168,5х 87 Вклад царя Алексея Михайловича в Архангельский собор Московского Кремля. Поступил из Патриаршей ризницы в 1920 г. 807 Инв. ТК-34 Кат. Прямоличная, в рост, фигура царевича со скрещенными на груди руками была шита по красной камке (видна в местах утрат шитья) и впоследствии переложена на малиновый штоф. На голове царевича – высокий венец с городчатым нижним ярусом и четырехконечным крестом наверху. На плечи накинута подбитая мехом шуба с длинными рукавами, широким меховым воротом и горизонтальными застежками спереди.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010