Нимб окружен рельефным золотным шнуром. По контурам изображение обнизано жемчугом. По сторонам нимба серебряной пряденой нитью вышито имя: чю(до)творе(ц). На каймах той же голубой камки, обрамленных узкими полосами, шитыми серебром по «веревочке», так же рельефно серебром вязью шит тропарь святому: стлю и чюдотворцу тре(п) гас д т юности свое весь//самъ себе гви възложивъ в млтва(х) и тудх сти пост браз//бывъ добродтели гнюдкэе бгъ видвъ твое влгоизво//дение т и пастыр цркви устрпе(т) т(м) можа. Надпись (тропарь, глас 4) начинается на верхней кайме, переходит на правую, затем левую и нижнюю. На первый двух каймах буквы направлены внутрь пелены, на других – наружу. Подкладка из красной тафты. Наверху к ней пришиты три петли из шнура. СОХРАННОСТЬ На кайме золотные нити секутся. Подкладка помята и загрязнена. ИКОНОГРАФИЯ Святитель представлен в традиционной позе служения, что связано с предназначением пелены. АТРИБУЦИЯ Основанием для атрибуции пелены служат технологические особенности (отсутствие теневой разделки на лике при развитом золотом шитье); а также эпиграфические признаки: сравнительная немногочисленность титлов, ж с далеко отстоящими верхними и нижними разветвлениями, ч в виде чаши на высокой ножке, геометризация некоторых букв ( г, б, в ), утвердившаяся лигатура тс 445 . Черты лика несколько напоминают покров Анастасии Романовны (кат. 18), хотя здесь другие пропорции фигуры. ВЫСТАВКИ 1989–1990 Москва, 12; 1999 (2) Москва. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Описи Успенского собора 1876. Стб. 351, 454, 531, 724; Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 13, 12258; Маясова 1985. С. 205; Маясова 1989 (2). С. 73. 21. ВОЗДУХ БОЛЬШОЙ (ПЛАЩАНИЦА) ПОЛОЖЕНИЕ ВО ГРОБ Москва, мастерская княгини Евфросинии Старицкой, 1558. Кайма – литургическая надпись XIX в. Камка (XVI в., Италия), штоф, крашенина (XIX в., Россия), шелковые, пряденые серебряные и золотные нити; ткачество, шитье. 121х183. Вклад князя Владимира Андреевича и его матери Евфросинии Старицких в Иосифо-Волоколамский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

СОХРАННОСТЬ Золотное шитье потерто. Ткани секутся. В левом углу и в середине левой каймы – прорывы (заплата из зеленого бархата). ИКОНОГРАФИЯ Покров, по-видимому, является самым ранним из сохранившихся покровов на раку митрополита 744 , вышитым вскоре после открытия его мощей в 1646 г. 745 . Иконография его отличается от рекомендованной иконописными подлинниками и от изображений на других его покровах, что свидетельствует о постепенном ее сложении и о еще неустоявшейся традиции 746 . Только на этом покрове Филипп изображен не в святительской шапке, а в белом клобуке, из-под которого не видно волос. Своеобразна и форма низко растущей под подбородком прямой короткой бороды, вместо курчавой. К особенностям покрова нужно отнести и изображение двух стилизованных лилий па омофоре. Необычно также содержание вкладной надписи, где указывается второе, «молитвенное», имя вкладчика 747 , а также размещение ее на подкладке, что встречается достаточно редко (надписи на подкладке есть на покровах Строгановых). АТРИБУЦИЯ Атрибуционные данные содержатся во вкладной надписи на покрове. Однако во Вкладной книге монастыря имеется запись: «РНИ=1550] году июля в Д день государев столник Иоанн Иоаннович Колычев дал вкладом святителю Филиппу чюдотворцу покров шит его чюдотворца образ по зеленой камке... подложен отлас червчатой». Вероятно, Иван Дмитриевич умер и не успел подарить в монастырь покров, и это сделал его сын, упомянутый в надписи на покрове. По-видимому, мастерская в доме Колычевых не имела хорошего знаменщика, о чем свидетельствуют непропорционально маленькие руки святого, примитивные черты лика, шитые рельефно. Однако одежды и надписи шиты довольно тщательно. ВЫСТАВКИ 2001 Москва, 84. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Книга вкладная Соловецкого монастыря 1539–1776(1), л. 43 об.; Описи Успенского собора 1876. Стб. 766, 65; Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 13, 12219; Маясова 1985. С. 211; Вилкова 2003. С. 96–101, ил. 1–2; Маясова 2003. С. 82, ил. 7. 103. ПОКРОВ НАДГРОБНЫЙ МИТРОПОЛИТ ФИЛИПП

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

833 В Троице-Сергиевский монастырь, где было захоронено в XVII в. несколько членов рода Одоевских, были вложены шитые надгробные покровы с изображением Голгофы (Вкладная книга Троице-Сергиевского монастыря 1673 г. С. 108–111; Свирин 1963. Ил. на с. 132). В Кирилло-Белозерский музей в 1666 г. женой Никиты Ивановича Одоевского Евдокией Федоровной подарена хоругвь «Ус-пение Богоматери» (Кирилловский музей, инв. 41/628); а ее сыном Яковом Никитичем в 1671 г. – покров «Кирилл Белозерский» (Там же, инв. 40/627). См. об этих двух произведениях: Маясова 1989 (1). С. 222. По Евдокии Федоровне была вложена в Новодевичий монастырь, где она в 1671 г. была погребена, напрестольная пелена «Похвала Богородицы» (Музей «Новодевичий монастырь», инв. 750/3335 НДМ). См. об этом: Косицыпа 1995. С. 123–125. Автор ссылается на Вкладную книгу Новодевичьего монастыря 1675 г. 104027/1-НДМ). 834 См.: Дунаев 1990. С. 140–142. (Автор ошибочно в надписи прочитал 1679 г. вместо 1688, «просвятил» вместо «построил» и «5 ноября» вместо «21 ноября»). О раке см. также: Маясова 1997 (1). С. 286–295. 838 В надписи встречается много недописанных слов, пропущенных букв, что затрудняет ее прочтение. 840 К этой мастерской следует отнести по художественным и технологическим признакам еще несколько произведений: воздух «Положение во гроб» из московского Богоявленского монастыря (кат. 130); пелену «Макарий Желтоводский» (кат. 131). О произведениях мастерской из других музеев см. вступительную статью. Этой теме был посвящен также доклад A.B. Силкина «Мастерская московского гостя Ивана Гурьева» на симпозиуме «Древнерусское художественное шитье», проходившем в Музеях Московского Кремля в 1989 г. Воспроизведение памятников см.: IX Реставрационная выставка 1988. С. 155, 169–170, кат. 354 и 355; Искусство рязанских земель 1993. С. 115, кат. 13,14,15, с. 116, кат. 16. 841 Упоминаемый в надписи архимандрит Павел был переведен 15 сентября 1674 г. из Симонова монастыря в Чудов, где оставался до 21 июля 1678 г., когда был возведем в сан митрополита Сибирского и Тамбовского. Умер в Тамбове в 1692 г. (см.: Строев 1877. С. 164).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

1676 Алмазов А. И. Апокрифические молитвы, заклинания и заговоры (К истории византийской отреченной письменности). Одесса, 1901, с. 30. 1680 Мальм В. А. Симферопольский клад. Сокровища Гос. Исторического музея (б.г.). С. 1–5. Ил. на с. 12–13. 1683 Якобсон А. Л. Художественные связи Московской Руси с Закавказьем и Ближним Востоком в XVI в.//Древности Московского Кремля. М., 1971, с. 246–247. 1685 Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода. Художественный металл XI–XV веков. В серии «Центры художественной культуры Средневековой Руси». М., 1996, с. 223, кат. 50. 1686 Маясова Н. А. Древнерусское шитье. М., 1971. Ил. 5, 6; Щенникова Л. А. Деисусный чин со «Спасом в силах» (истоки иконографии)//Благовещенский собор Московского Кремля. М., 1992, с. 65, ил. 15 на с. 67. 1687 Velmans Т. L’lmage de la Dei sis dans les eglises de Georgie et dans celles d’autres regions du mond byzantin. 1-e Partie: La Deisis dans l’abside//Cah. Arch. 1980–1981. T. 29, p. 86– 88; Маясова H. А., Стерлигова И. А. Древнейшая русская лицевая пелена к иконе Покрова Богоматери//К 2000-летию христианства. Византийский мир: искусство Константинополя и национальные традиции. Тезисы докладов международной конференции. Москва, 17–19 октября 2000 г. СПб., 2000, с. 43–45 1688 Там же, с. 45. Н. А. Маясова и И. А. Стерлигова не исключают использования мастерами иконописного подлинника на пергамене. 1689 Храмцовский Н. Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода. Ч. I. Нижний Новгород, 1857, с. 86, 92, 96, 131; Николаева Т. В. Прикладное искусство Московской Руси. С. 40–41. 1691 Евсеева Л. М. «Нерукотворный образ Христа» митрополита Алексея в контексте эсхатологических идей поздней Византии//Реликвии в искусстве и культуре поздней Византии, с. 94. 1699 Рындина А. В. Складень мастера Лукиана//Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа. М., 1973, с. 310–323. 1701 Шалина И. А. Икона «Христос во гробе» и Нерукотворный образ на Константинопольской плащанице//Реликвии в искусстве и культуре... с. 35.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мы считаем, что покров «Михаил Черниговский» вышит еще при Евдокии Федоровне Одоевской, так как он ближе к ранним произведениям мастерской. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Книга поступлений Архангельского собора 1774–1805, л. 4–4 об.; Опись Архангельского собора 1857, л. 941; Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 13, 12217; Маясова 1997. С. 286–295; Маясова 2002. С. 357–360, ил. 13 129. ПЛАЩАНИЦА ПОЛОЖЕНИЕ ВО ГРОБ Москва, мастерская жены московского гостя Ивана Гурьева, 1678 Атлас и камка (XVII в., Западная Европа), штоф (XIX в., Россия), шелковые, серебряные и золотные пряденые и сканые нити, жемчуг, изумруд, золото; ткачество, шитье, низание. 135х189 Вклад московского гостя Ивана Гурьева в Чудов монастырь Московского Кремля. Поступила из Чудова монастыря в 1919 г. 837 Инв. ТК-2956 Кат. На среднике плащаницы по темно-синему атласу вышит лежащий во гробе Христос с перекрещенными на чреслах руками. Голову его поддерживает Богоматерь, сидящая на скамье с фигурными ножками и подножием. За нею склонилась к гробу, подперев голову рукой, Мария Магдалина, сзади стоит Мария Иаковлева, рвущая в отчаянии волосы. Рядом с ней – ангел с рипидой в виде квадрифолия с профильным изображением серафима. В изножии гроба – низко склонился со скрещенным па груди руками Иоанн и припадающий к ногам Христа Иосиф. За ними стоят Никодим, также с руками у груди, и ангел с рипидой в виде квадрифолия с профильным изображением серафима. Внизу перед гробом – две маленькие фигуры ангелов в динамичных позах веют рипидами над плащаницей. Над гробом в сегменте неба с клубящимися облаками по краям – поясное изображение Саваофа с распростертыми благословляющими руками и исходящим из уст сиянием с голубем (Святым Духом) в ореоле (от ореола на лежащего в гробу Христа сияние падает тремя лучами). На фоне пряденым золотом вышиты надписи: положение во гро(б) гса нше(г) хса, гъ сава() дхъ сты, аггли гни, аггли гни, мари бгосло(в), оги(с) херувимъ, сераи(м). В углах средника – шестикрылые профильные символы евангелистов с надписями: в левом нижнем углу – орел ( в правом – ангел ( ма(т)е(и)), в верхнем правом – лев ( ма(р)ко), в левом – телец ( лука).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

СОХРАННОСТЬ Потертости и обвисания золотных нитей. Ткани выцвели, секутся, есть прорывы, следы от гвоздей. Следы поздней штопки и швов. ИКОНОГРАФИЯ Иконография восходит к «Троице» Андрея Рублева, хотя не сохранена круговая композиция, крылья ангелов маленькие, посохи отсутствуют, на столе вместо одной три чаши. Назначение данного сударя неясно. Например, сударем с изображением Троицы, вложенным Борисом Годуновым в Троице-Сергиев монастырь, согласно Описи 1641 г., покрывали в раке главу преподобного Сергия. АТРИБУЦИЯ Сударь значится как вклад Дмитрия Ивановича Годунова в Переписных книгах костромского Ипатьевского монастыря 1595 г., что подтверждают фрагменты надписи на кайме. Этот сударь, как и другие сохранившиеся 551 , имеет значительные отличия от ранних произведений годуновской мастерской, работавшей при первой жене Дмитрия Ивановича – Агриппине. По художественным и технологическим приемам он относится к произведениям мастерской второй жены Дмитрия Ивановича – Матрены, работавшей в 1590-х гг. В них преобладает не шелковое, а золотное шитье, они имеют другой стиль рисунка с тонкими изящными фигурами, свидетельствующий, что их знаменили художники, близкие к столичной школе 1590-х гг. В Музеях Московского Кремля хранится еще несколько произведений, выполненных в доме Д. И. Годунова в этот период 552 . ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Переписные книги Ипатьевского монастыря 1890. С. 21–22; Каталог Костромского церковно-археологического общества 1914, 85; Опись Костромского музея 1925, 261; Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 17, 19043; Маясова 1971 (3). С. 411–414, ил. 144; Маясова 1984. С. 41–42. 43. ПЕЛЕНА ТРОИЦА В ДЕЯНИЯХ Москва, мастерская Матрены Годуновой, 1592–1593 Камка (XVI в., Италия), тафта (XVI в., Восток), шелковые, пряденые и сканые серебряные и золотные нити, жемчуг; ткачество, шитье, низание 118х133,5 Вклад Дмитрия Ивановича Годунова в костромской Ипатьевский монастырь. Поступила из Костромского музея в 1931 г. 553 Инв. ТК-2824 Кат. 43 На среднике подвесной пелены к иконе по малиновой камке вышиты сидящие за столом три ангела.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

212 Сергиево-Посадский музей, инв. (см.: Маясова 1968 (1). С. 138–139, примеч. 7, ил. 170). 216 Хранится в Успенском соборе Смоленска (см. об этой плащанице ниже, а также: Маясова 1960 ( 1). С. 49–50, табл. 2). 217 ГРМ, инв. ДРТ-263. На боковых каймах покрова в круглых обрамлениях изображены соименные святые царской семьи – Михаил Малеин, преподобная Евдокия, Алексий Человек Божий, святая Анна, мученицы Ирина и Татьяна. Л. Д. Лихачева относит покров к вкладу Михаила Федоровича 1645 г. (см.: Лихачева 1980. С. 85, ил. на С. 106). В «Светличных делах» 10 ноября 1643 г. значится, что Иван Гомулин пять дней «знаменил Александру Свирскому тропарь да кондак» (см.: Забелин 1901. С. 726). 218 Сергиево-Посадский музей, инв. 399 и ВХ-107 (принадлежит музею «Новый Иерусалим»), На покрове «Савва Сторожевский» во вкладной надписи отмечено, что он был начат 17 ноября 1647 г., а закончен 30 ноября 1648 г. Эта надпись вносит коррективы в известия «Светличных дел», где под 11 августа 1649 г. записано, что в течение семи дней «Симанка Федоров (Ушаков. – Н.М.) знаменил иод шитье по камке образ преподобного Савы чудотворца Сторожевского с чудесы», а Иван Соловей знаменил «на полях травы» (см.: Забелин 1901. С. 728). Хотя выполнение двух покровов на одну и ту же гробницу практиковалось и в дворцовой мастерской (например, покровы па гроб митрополита Ионы Анастасии Романовны 1552 и 1553 гг.), и в других (см. мастерскую Бутурлиных), едва ли эти известия относятся к другому покрову. Вероятнее всего, запись в «делах» сделана, как и в других случаях, позднее. 219 Новгородский музей, инв. 1621. В «Светличных делах» 30 октября 1635 г. записано, что Иван Гомулин знаменил «в Мастерской палате покров Антония Римлянина» (см.: Забелин 1901. С. 725). 221 См.: Покровский 1914. Т. 2. Табл. XI, XII, с. 25–26. Рядом с Новгородским кремлем стоят новгородские святители, рядом с Московским – московские. 222 Череповецкий музей, инв. 382/2, кн. 6–26. На одной стороне ее вышита Богоматерь Знамение, на другой был вначале Кирилл Новоезерский, в XIX в. замененный изображением «Сошествия во ад». См.: IX реставрационная выставка 1988. С. 165, 348 и 349.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

197 «Пелена атлас червчат гладкой, по ней шиты лицы: образ Похвалы Пресвятыя Богородицы с Ангелы и со Святыми; подложена дорогами зелеными» (Переписная книга Благовещенского собора 1873. с. 25). 201 ГРМ, инв. ДРТ-55, ДРТ-57, ДРТ-69 и ДРТ-72 (см.: Лихачева 1980. С. 83–84, X? 121,120, 118,119). Евдокия Лукьяновна была рукодельна. Так, Забелин упоминает, что она «своими руками и со своими дочерьми» делала бархатный покров на раку Александра Свирского (см.: Забелин 1901. С. 283). 203 Музей «Новый Иерусалим», инв. 1223 (см.: Чернеиилова 1987. Автор этого исследования датирует пелену 1670-ми гг., с чем мы не согласны), 206 Музеи Московского Кремля, инв. МЗ-1149. Л. М. Черненилова считает, что образцом для новоиерусалимской пелены послужила непосредственно икона XII в., а для кремлевской пелены – список с нее 1514 г., где на полях изображены праздники и святители (Музеи Московского Кремля, инв. Ж-313, см.: Черненилова 1987. С. 361). Однако следует отметить, что знаменщики на кремлевской пелене не изобразили святителей, поскольку их не было на окладе древней иконы, в то же время монограммы, как и на окладе, помещены в квадрифолии. Поэтому, мы думаем, более правильно считать, что здесь с большей точностью, чем на первой пелене, передан древний образ в окладе. Другой же порядок клейм на пелене, чем на окладе, объясняется путаницей во время поновления оклада в XVII в. (теперь можно уточнить – после 1639 г.). На пелене же передан оклад до его поновления (см. икону «Владимирская Богоматерь» XII в., фотиевский оклад на нее, а также икону 1514 г.: Толстая 1979. Ил. 71, 116 и 87). 208 См.: Там же. С. 726. Послужившая образцом икона выполнена около 1479 г., как храмовая Успенского собора (Музеи Московского Кремля, инв. соб. 3044, 179x164). Пришитая к пелене несколько позднее широкая кайма свидетельствует, на наш взгляд, что она служила выносной пеленой (называемой иногда «плащаница»). 210 Сергиево-Посадский музей, инв. 2441 и 356 (см.: Маясова 1968 (1). С. 138, ил. 169). Вторая хоругвь отличается от первой в деталях и выполнена с меньшим искусством.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

В описях воздух назван «покров». ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Опись Архангельского собора 1730, л. 45 об.; Опись Архангельского собора 1771–1773, л. 97 об.; Опись Архангельского собора 1857, л. 77; Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 13, 12230; Маясова 2002. С. 343. 73. ИКОНА (?) ПРЕПОДОБНЫЕ АНДРОНИК И САВВА Москва (?), конец XVI в. Камка (?) (XVI в., Италия), глазет и холст (XIX в., Россия), шелковые, серебряные и золотные пряденые нити, бить; ткачество, шитье. 116,5х76 Поступила из московского Андроникова монастыря 614 . Инв. ТК-2986 Кат. 73 Преподобные Андроник и Савва изображены в рост в трехчетвертном повороте друг к другу с простертыми руками, приподнятыми головами и устремленными вверх глазами. Фигуры были вышиты по голубому шелку (камка?), в настоящее время фоном служит золотный глазет. На нем над преподобными – накладное изображение Спаса Нерукотворного на убрусе, с сиянием. По сторонам его на фоне накладные буквы надписей: пр. андроникъ, пре. свавва. Личное у преподобных шито тонким некрученым песочного цвета шелком плотно «атласным» швом и «в раскол» по форме без оттенений. Несколько более темным тоном крученым шелком шиты волосы и бороды (у Андроника – с прядями того же цвета, у Саввы – коричневыми). Губы – розовые. Черты ликов, контуры фигур и детали отмечены коричневой нитью. Мантии преподобных шиты «в прикреп» вишневым и светло-коричневым шелком, схимы, откинутые на плечи куколи и аналавы – голубым, ризы – песочным и светло-коричневым, обувь – серым, позём – желтым (швы – «рядки», «черенок», «двойная ягодка», «городок», «ягодка в четыре клетки»). Кресты, полосы и круги на куколях и аналавах, а также нимбы шиты прядеными золотными нитями (швы – «двойная ягодка», «перышки», «черенок»). Нимбы окружены золотной «веревочкой» и круглыми плашками бити. Лик Спаса вышит блестящим оранжевым шелком со светло-коричневыми оттенениями, пряди в волосах – коричневым, брови, глаза и контуры – черным. Убрус и надпись шиты по картону золотисто-желтым шелком. По каймам убруса и сиянию проложены золотные жгутики.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

526 «Зосима подобием стар, власы на главе просты и надседы, брада аки Власиева и надседа, а не раздвоилась, ризы преподобнические, схима на плечах, в руке свиток, а в нем написано: «Не скорбите, убо братие, но по сему разумейте, аще угодно суть пред Богом дела мои будут, то не оскудеет обитель наша и по моем отшествии умножатся паче, и соберется братии множество о любве Христовой» (Филимонов 1876. С. 323–324). Изображения известны с конца XV в. (см.: Антонова, Мнева 1963. Т. 1. 323). 527 Например, с плащаницей, имеющей надпись, что «сделали» ее в 1588 г. игуменья Новодевичьего монастыря Стефанида и келарь Евдокия (Музей «Новодевичий монастырь», 3310/737). См. об этом: Маясова 1973(2). С. 141, ил. на с. 144. 529 Один из основателей Соловецкого монастыря преподобный Савватий умер 27 сентября 1435 г. на берегу реки Выги, где и был похоронен. В 1465 г. его останки перенесены в монастырь и положены у алтаря деревянной церкви Успения Богоматери. С этого времени начинается местное его почитание. В начале XVI в. оформились жития Зосимы и Савватия, на протяжении этого столетия и позднее несколько раз дополняемые (см.: Ключевский 1871. С. 198–203, 269, 270, 327). Всецерковное празднование установлено в 1547 г. В 1566 г. мощи Савватия были перенесены в Троицко-Савватия-Зосимовский придел только что построенного каменного Преображенского собора. Тогда же была сооружена деревянная рака с резными изображениями преподобного и сцен его жития (Музеи Московского Кремля, инв. СК-85/1–2. См.: Сохраненные святыни Соловецкого монастыря 2001. 36, 37). Как и преподобный Зосима, Савватий считался покровителем мореходов, гонителем бесов и исцелителем от недугов. 530 «Да покров чюдотворца Саватея шит по камке таусинной золотом и шелки, около венца прять жемчюжна, а около шит тропарь и кондак серебром, подложен тафтою двоеличною» (Опись Соловецкого монастыря 1597 г., л. 93). 531 «Савватий подобием стар и сед, брада до персей, пошире Власиевой, власы на главе просты, ризы преподобническия, мантия и куколь» (Филимонов 1876. С. 324). Сохранились изображения преподобного рубежа XV-XV1 вв. (см.: Антонова, Мнева 1963. T. 1. 323).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010