Н.А. Маясова Принятые сокращения Вишневская 1989 – Вишневская И. И. Орнаментальное шитье//Русское художественное шитье XIV – начала XVIII века: Каталог выставки/Авт. вступ. ст. и сост. Н. А. Маясова и И. И. Вишневская. М., 1989. С. 83–131. Вишневская 1998 – Вишневская И. И. Саккос из ризницы храма Христа Спасителя//Искусство христианского мира: Сб. статей. М., 1998. Вып. 2. С. 93–101. Вишневская, Смирнова 2000 – Вишневская И. Я, Смирнова H.A. Облачения Соловецкого монастыря Ц Соловецкий монастырь: Книга-альбом. м.; СПб. Вкладная книга Кирилло-Белозерского монастыря 1602 – Вкладная книга Кирилло-Белозерского монастыря 1602 года – РНБ, 78/1317. Вкладная книга Новодевичьего монастыря 1б75 – Вкладная книга 7183 года Московского Новодевичьего монастыря – Музей «Новодевичий монастырь», инв. 104027/1-НДМ. Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря 1987 – Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря 1673 г. М., 1987. Выставка VIII Археологического съезда 1890 – Выставка VIII Археологического съезда//Труды VIII Археологического съезда в Москве в 1890 г. M., 1897. Т. 4. С. 207–242 и табл. Выставка шитья допетровского времени 1923 – Выставка шитья допетровского времени – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20,1923, д. 2, прот. 1 декабря 1923, л. 75–77. Вьюева 1991 – Вьюева H.A. Живописец Василий Познанский (К истории создания иконостаса церкви Распятия в Большом Кремлевском дворце)//Русская художественная культура XVII века. М., 1991. С. 97–110 (Материалы и исслед./Гос. музеи Моек Кремля; 8). Георгиевская-Дружинина 1929 – Георгиевская-Дружинина Е. В. Строгановское шитье в XVII веке//Русское искусство XVII века. Л., 1929. С. 109–132. Георгиевская-Дружинина 1945 – Георгиевская-Дружинина Е.В. История женского художественного труда в XVII веке: Работа строгановских золотошвейных мастерских. Дис. канд. искусств. М, 1945. Георгиевский 1895 – Георгиевский В. Т. Краткое описание церковно-исторического древлехранилища при братстве Александра Невского во Владимире. Вязники, 1895. Георгиевский 1911 – Георгиевский В. Т. Фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. СПб., 1911.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации В институте искусствознания состоялась научная конференция «Древнерусское шитье: проблемы изучения» МОСКВА. 11 февраля в Государственном институте искусствознания состоялась научная конференция «Древнерусское шитье: проблемы изучения», организованная в рамках ежегодных Лазаревских чтений, посвященных искусству Византии и Древней Руси. Открывая конференцию, заведующий Отделом древнерусского искусства Л.И.Лифшиц отметил важность изучения традиций русского церковного шитья. Он сообщил, что Государственный институт искусствознания приступил к работе по подготовке издания многотомной «Истории русского искусства». Особое внимание в новом издании будет посвящено церковному искусству, так как в «Истории русского искусства», изданной в 1953 г., эта тема была представлена недостаточно подробно. Л.И. Лифшиц призвал светских и церковных ученых к сотрудничеству. С пленарными докладами выступили Э.С.Смирнова (МГУ, Государственный институт искусствознания) и Н.А.Маясова (Государственный музей-заповедник «Московский Кремль»). В докладе «Почему на ткани? Почему шитье? О художественной природе древнерусского шитья и символическом значении его материала и техники» Э.С.Смирнова подчеркнула библейские истоки искусства лицевого шитья, связанные с историей создания ветхозаветной скинии, христологическими интерпретациями храмовой завесы в Новом Завете, а также с преданиями о земных трудах Божией Матери. В частности, о преемственности между библейскими традициями и русским православным лицевым шитьем говорится в «Слове на новоявльшуюся ересь новгородских еретиков, глаголющих, яко не подобает кланятися иже от рук человеческих сотворенным вещем», включенном в состав Послания, направленного преподобным Иосифом Волоцким известным иконописцам Дионисию и Феодосию.

http://sedmitza.ru/text/281897.html

Примечания: 1 Высоцкий С.А. Светские фрески Софийского собора в Киеве. К., 1989. С. 45–46, 78–79, 91–97, 101–102. 2 Хорошев А.С. Указ. соч. С. 85–88; Поппе А.В. Владимир Святой: у истоков церковного прославления//Византинороссика: Труды Санкт-Петербургского общества византино-славянских исследований. СПб., 2000. Т. 2. С. 9–55. 3 Макарий (Миролюбов), архим. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Ч. 2. С. 104; Гусев. 1921. Табл. VI. 4 Царевская Т.Ю. Новые данные о составе росписей церкви Николы на Липне//ДРИ. Русь. Византия. Балканы. XIII век. СПб., 1997. С. 421, 426, 429–430; она же. Княжеская тематика. С. 605–620. 5 Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи.  Опыт историко-художественной классификации: В 2 т. М., 1963. Т. II. Кат. 153; Смирнова Э.С., Лаурина В.К., Гордиенко Э.А. Живопись Великого Новгорода. М., 1982. Кат. 4. 6 Преображенский А.С. Иконография Владимира Святославича//Православная энциклопедия. М., 2004. Т. 8. С. 705–718. 7 Память и похвала князю русскому Владимиру//БЛДР. Т. 1. СПб., 1997. С. 316–327. 8 Срезневский И.И. Мусин-Пушкинский сборник 1414 г. в копии начала XIX в.//Записки императорской Академии наук. СПб., 1893. Т. 72. Прил. 5. С. 17–31. 9 Лазарев В.Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., 1977. Табл. XXII об. 10 Маясова Н.А. Древнерусское шитье. М., 1971. Табл. 5, 6. 11 Там же. С. 19–20. Ил. 26; Маясова Н.А. Памятник шитья московской великокняжеской светлицы XV в.//ГММК. Материалы и исследования. Вып. III: Искусство Москвы периода формирования Русского централизованного государства. М., 1980. С. 56–75. Табл. 3. 12 Смирнова Э.С. Роспись подпружных арок собора Ферапонтова монастыря. Состав фигур и замысел//Древнерусское и поствизантийское искусство. Вторая половина XV — начало XVI века: К 500-летию росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. М., 2005. С. 219–228. 13 Преображенский А.С. Иконография Владимира. С. 705–718.

http://e-vestnik.ru/church/svyatoy_koren...

2003. Т. 54. С. 124-135; Дмитриева Р. П. Светская лит-ра в составе монастырских б-к XV и XVI вв.: (Кирилло-Белозерского, Волоколамского и Троице-Сергиева)//Там же. 1968. Т. 23. С. 143-170; Шмидт С. О. О Послании Ивана Грозного в Кирилло-Белозерский мон-рь: (Постановка вопроса)//Там же. 1969. Т. 24. С. 163-166; Уо Д. К. К изучению истории рукописного собр. П. М. Строева//Там же. 1976. Т. 30. С. 184-203 (Ч. 1); 1977. Т. 32. С. 133-164 (Ч. 2); Бочаров Г. Н., Выголов В. П. Вологда. Кириллов. Ферапонтово. Белозерск. М., 19793; Кочетков И. А., Лелекова О. В., Подъяпольский С. С. Кирилло-Белозерский мон-рь. Л., 1979; Памятники письменности в музеях Вологодской обл.: Кат.-путев./Общ. ред.: П. А. Колесников. Вологда, 1983. Ч. 2: Книги кириллической печати 1564-1825 гг.; Читатели изданий Московской типографии в сер. XVII в./Публ. док-тов и исслед.: С. П. Луппов. Л., 1983; Шакурова Е. В. Рака Кирилла Белозерского из Кирилло-Белозерского мон-ря//ПКНО, 1982. Л., 1984. С. 408-416; Лелекова О. В. Иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского мон-ря 1497 г.: Исслед. и реставрация. М., 1988; она же. Мат-лы к истории худож. мастерской Кирилло-Белозерского мон-ря в XVII-XVIII вв.//ДРИ. М., 1989. [Вып.:] Худож. памятники рус. Севера. С. 157-180; Маясова Н. А. Древнерус. лицевое шитье из собр. Кирилло-Белозерского мон-ря//Там же. С. 203-224; Подъяпольский С. С. Каменное зодчество Кирилло-Белозерского мон-ря в его отношении к строительству Троице-Сергиева мон-ря//Там же. С. 310-319; он же. О церкви Кирилла XVI в. в Кирилло-Белозерском мон-ре//Кириллов. 1997. Вып. 2. С. 157-168; Смирнова Э. С. «Успение» из Кирилло-Белозерского мон-ря и проблема традиции в рус. живописи 1-й пол. XV в.//ДРИ. М., 1989. [Вып.:] Худож. памятники Рус. Севера. С. 16-29; Шевченко Е. Э. Книжник XV в. Мартиниан (Кирилло-Белозерский, Троице-Сергиев, Вожеозерский и Ферапонтов мон-ри)//КЦДР: XI-XVI вв. СПб., 1991. С. 286-295; она же. Проблемы изучения, описания и публикации памятников собр. Кирилло-Белозерского мон-ря//Рукописные собрания церк.

http://pravenc.ru/text/1840459.html

И. Миниатюры рус. ист. рукописей: К истории рус. лицевого летописания. М., 1965. С. 56, 58, 60; Сизов Е. С. Рус. ист. деятели в росписях Архангельского собора и памятники письменности XVI в.//ТОДРЛ. 1966. Т. 22. С. 266-268; Висоцький С. О. Про портрет родини Ярослава Мудрого у Coфiйcьkoмy coбopi у Kuebi//Bichuk Киïвського ун-ту. 1967. 8. С. 35-44. (Сер. icmopiï та права; Вип. 1); Свердлов М. Б. Изображение княжеских регалий на монетах Владимира Святославича//ВИД. 1972. Вып. 4. С. 151-159; он же. Домонгольская Русь: Князь и княжеская власть на Руси VI - 1-й трети XIII вв. СПб., 2003. С. 254, 255, 293-296, 301-303; Молчанов А. А. К вопросу о худож. особенностях и портретности изображений на древнейших рус. монетах//ВМУ: Ист. 1973. 3. С. 72-85; Соколова И. Нек-рые замечания по поводу визант. прототипов древнерус. монет//Сообщ. ГЭ. Л., 1975. Вып. 40; Kämpfer F. Das russische Herrscherbild: Von den Anfängen bis zu Peter dem Grossen. Recklinghausen, 1978. S. 23-24, 58, 71, 75, 106-111, 231-232, 242, 245; Маясова Н. А. Памятник шитья моск. великокняжеской светлицы XV в.//ГММК. Мат-лы и исслед. [Вып.] 3: Искусство Москвы периода формирования рус. централизованного гос-ва. М., 1980. С. 62-64, 69-70; Рыбаков А. А. Худож. памятники Вологды XIII - нач. XX в. Л., 1980. Табл. 54-55. С. 307; Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода, XV в. М., 1982. С. 193-198, 319; Сотникова М. П., Спасский И. Г. Тысячелетие древнейших монет России: Свод. кат. рус. монет X-XI вв. Л., 1983; Никитенко Н. Н. Княжеский групповой портрет в Софии Киевской и время создания собора//ПкНо, 1986. Л., 1987. С. 237-244; она же. Русь и Византия в монументальном комплексе Софии Киевской: Ист. проблематика. К., 1999. С. 14-64; Пуцко В. Г. Haйдabhiшi зображення св. кн. Boлoдuмipa//Правосл. bichuk. 1988. 7. С. 37-41; Высоцкий С. А. Светские фрески Софийского собора в Киеве. К., 1989. С. 45-46, 78-79, 91-97, 101-102; Радзивиловская летопись. СПб.; М., 1994. Т. 1: Факсим. воспроизв. рукописи.

http://sedmitza.ru/text/746030.html

144 ГРМ, инв. ДРТ-233. Под 1555 г. он значится по Вкладной книге Кирилло-Белозерского монастыря 1602, л. 8 об. (см. о нем: Лебедева 1956. С. 54–56). 145 Покров «Авраамий Ростовский» (Ростово-Ярославский музей, инв. 921/849) в начале XIX в. был набит на южные двери иконостаса ростовского Богоявленского Авраамиева монастыря. В 1980 г. реставрирован (см. о нем: Сиякин 1988. С. 160–161, кат. 331, ил. с. 161. Автор, на наш взгляд, не вполне правомерно сравнивает его с покровом «Никита Переславский»). О покрове «Леонтий Ростовский» (тот же музей, инв. 922/752) см.: Пуцко 1980/1981. С. 58–60, рис. 5. 148 Переславский музей, инв. 1687. Возможно, вклад хоругви был связан с рождением у Марии Темрюковны в 1563 г. сына Василия (род. 21 марта, ум. 3 мая). 152 Стороны хоругви разъединены. Новгородский музей, инв. 6145/1987 и 6146/1988 (см.: Свирин 1963. С. 122–124; Маясова 1971 (1). С. 30–31, ил. 50; Маясова 1971 (3). С. 121–122). 154 Хранится в Покровском соборе старообрядческого Рогожского кладбища (см.: Борин 1915. С. 70; Маясова 1971 (3). С. 20–121). 163 См. иконы дионисиевского чина из Ферапонтова монастыря (Антонова, Мнева 1963. Т. 1, ил. 217). Иконографический тип преподобного Зосимы похож на святого Власия на иконе XV в. из Петрозаводского музея (см.: Смирнова 1964. С. 110, рис. 56). Примечательно, что другие произведения, выполненные в это время в Новодевичьем монастыре, имеют совершенно иной характер, нежели упомянутые покровы (см.: Маясова 1973 (2). С. 137–147). 164 У царицы Ирины Федоровны в июне 1592 г. родился единственный ребенок – дочь Феодосия, но в начале декабря 1593 г. она умерла. 168 Сергиево-Посадский музей, инв. 401 (см.: Там же. С. 130). На покрове нет вкладной надписи. Монастырское предание относит его к вкладу 1610 г. царя Василия Шуйского. Однако по характеру шитья покров следует считать работой царской мастерской 1580-х гг. 169 Новгородский музей, инв. 1620 (см.: Маясова 1960 (1). С. 63–64; а также: Маясова 1976. С. 40–41, ил. 1). 170 Музей «Покровский собор», ими. (см.: Маясова 1976. С. 45–46, ИЛ.3:4). О «двойном покрове», вложенном в Троице-Сергиев монастырь царем Федором Ивановичем в 1592 г., но выполненном при участии мастериц Евфросинии в 1569 г., см. выше.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Смирнова 2000 – Смирнова Э. С. Катапетасма 1555 г.: К иконографической программе окаймления//Зборник радова Осим векова Хиландара: Ucmopuja, духовни живот, кныжевност, уметност. и архитектура. Бсоград, 2000. С 495–503. Снегирев 1842–1845 – Снегирев H.H. Памятники московской древность. М, 1842–1845. Снегирев 1863 – Снегирев Н. М. Новоспасский монастырь в Москве. М, 1863. Соборная грамота в Соловецкий монастырь 1836 – Соборная грамота в Соловецкий монастырь о заточении бывшего троицкого игумена Артемия с прописанием соборного о нем определения//ААЭ. СПб, 1836. Т. 1. 239. Соловьев 1960 – Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М, i960. Кн. И, т. 3–4. Соломина 1982 – Соломина В. П. Древнерусское шитье в собрании Архангельского областного краеведческого музея: Каталог. Архангельск, 1982. София Премудрость Божия 2000 – София Премудрость Божия. Выставка русской иконописи веков из собраний музеев России. М, 2000. Сохраненные святыни 2001 – Сохраненные святыни Соловецкого монастыря: Каталог выставки. М., 2001. Спирина 1995 – Спирина Л. М. Никон Радонежский и его образ в произведениях русского искусства веков (из собрания Сергиево-Посадского музея-заповедника)//Сообщения 1995 г./Сергиево-Посадский музей-заповедник М., 1995. С. 126–150. Списки и акты приемки предметов Соловецкого монастыря 1923 – Списки и акты приемки историко-художественных предметов Соловецкого монастыря – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20,1923 г, д. 11. Список икон и других вещей, перенесенных в Патриаршую ризницу – Список икон и других вещей, перенесенных в помещение б. Патриаршей ризницы – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20,1918–1919 гг., д. 12. Список церковно-ризничных вещей Успенского собора 1893–1898 – Список церковно-ризничных вещей Московского Большого Успенского собора, принятых на хранение в патриаршую ризницу в 1893–1898 гг. – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 21,1893–1898, д 28. Средин 1906 – Средин А. Старинные вышивки//Золотое руно. 1906. 3. С. 88–92. Средневековое лицевое шитье 1991 – Средневековое лицевое шитье. Византия. Балканы. Русы Каталог выставки к XVIII Международному конгрессу византинистов. Москва, 8–15 августа 1991 г./Авт. вступ. ст. и сост. H.A. Маясова [М., 1991].

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

55 Попов Г. В. Тверская икона XIII–XVII веков. СПб., 1993. 23; Иконы Твери, Новгорода, Пскова XV–XVI вв. М., 2000. 47. 56 Данилова И. Е. Житийные иконы митрополитов Петра и Алексия из Успенского собора в Кремле в связи с русской агиографией//Литературные связи древних славян. (ТОДРЛ. Т. XXIII). Ленинград, 1968. С. 199–216. 57 См.: Русское художественное шитьё XIV–haчaлa XVIII века. Каталог выставки. М., 1989. Кат. 11, 27, 33. 58 Маясова Н. А. Древнейший покров митрополита Ионы//Древнерусское художественное шитьё. С. 26–38. 59 См. Pilms E. Kamelaukion et mitra: Insignes byzantins imperiaux et ecclesias­miques. Stockholm, 1977. 60 Антонова В. И. Древнерусское искусство в собрании Павла Корина. 101; Russische Heilige in Ikonen. 133. 62 Пуцко В. Г. Иконописные изображения святителя Леонтия Ростовского: становление традиции//История и культура Ростовской земли, 1995. Ростов, 1996. С. 53–62. 63 Пуцко В. Памятники русского прикладного искусства XV–XVII веков в Ростове//Зборник Myзeja применьене уметности. 24–25 (1980–1981). С. 56–60. Илл. 4, 5. 64 Мельник А. Г. Обзор коллекции икон ростовских святых в собрании Ростовского музея//История и культура ростовской земли. 1995. С. 40–53; Иконография ростовских святых. Каталог выставки/Сост. Мельник А. Г. Ростов, 1998. 65 Вздорнов Г. И. Портреты новгородских архиепископов в искусстве XIV века//Древнерусское искусство: Монументальная живопись XI–XVII вв. М., 1980. С. 115–134. 67 Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода: XV век. М., 1982. Илл. на с. 184. 68 Гордиенко Э. А., Трифонова А. Н. Каталог серебряных окладов Новгородского музея-заповедника//Музей. 6. 1986. 24. 71 Русское прикладное искусство XIII — начала XX в.: Из собрания Государственного объединённого Владимиро-Суздальского музея-заповедника/Сост. Н. Трофимова. М., 1982. 39, 40. 73 Ковалевский И. Юродство о Христе. М., 1895; Кузнецов А. Юродство и столпничество: Религиозно-психологическое исследование. СПб., 1913; Лихачев Д. С., Панченко А. М. “Смеховой мир” Древней Руси. Л., 1976.

http://pravmir.ru/ikonografiya-russkih-s...

694 Ильин XI. А. Искусство Московской Руси эпохи Феофана Грека и Андрея Рублева. М.. 1976. С. 59. 698 Ильин XI. А. Иконостас Успенского собора во Владимире Андрея Рублева//ДРИ: Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств. XIV-XV вв. М., 1970. С. 29–56. 699 Бетин Л. В. Об архитектурной композиции древнерусских высоких иконостасов//Гам же. С. 41–56: Он же. Исторические основы древнерусского высокого иконостаса//Там же. С. 57–86. 701 См.: Воронин Н.//. Два памятника архитектуры XIV века в Московском Кремле//Из истории русского и западно-европейского искусства. М.. 1960. С. 31: Федоров В.//., Шеляпина И. С. Древняя история Благовещенского собора Московского Кремля//СА. 1972. N 4. С. 223–235; Алешковский М. X.. Алытиуллер Б. Л. Благовещенский собор, а не придел Василия Кесарийского //СА. 1973. Ху 2. С. 88–99: Федоров Благовещенский собор Московского Кремля в свете исследований 1960–1972 годов//СА. 1974. Ху 2. С. 112–129. 702 См.: Бетин Л. В. О происхождении иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля//Реставрация и исследования памятников культуры. М.. 1975. Вып. I. C.       37 14: Он же. Иконостас Благовещенского собора и московская иконопись начала XV в.//Реставрация и исследования памятников культуры. М.. 1982. Вып. 2. С. 31 44. См. также: Сорокатый В. М. Некоторыс надгробные иконостасы Архангельского собора Московского Кремля//ДРИ: Проблемы и атрибуции. М.. 1977. С. 417–420. 703 Щенникова Л. А. О происхождении древнего иконостаса Благ овещенского собора Московского Кремля//Советское искусствознанис " 81. М.. 1982. Вып. 2 (15). С. 81–129; Она же. К вопросу о происхождении древнего иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля//Куликовская битва в истории и культуре нашей Родины. (Материалы юбилейной научной конференции.) М.. 1983. С. 183–194. 704 О датировке и атрибуции Деисуса Благовещенского собора см.: Вздорнов Г. II. Феофан Грек. Творческое наследие. М.. 1983. С. 12–13. 79–84. Кат. 11.1 – II.9; Яковлева А. И. «Ерминия» Дионисия из Фурны и техника икон Феофана Грека//ДРИ. XIV-XV вв. М.. 1984. С. 7–25: Смирнова 3. С. Московская икона XIV-XVI1 веков. Д.. 1988. С. 10–12. 262–263: Щенникова Л. А. Станковая живопись//Качалова И. Я.. Маясова Н. А.. Щенникова Л. А. Благовещенский собор Московского Кремля: К 500-летию уникального памятника русской культуры. М.. 1990. С. 45. 48. 51–56.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Pl. 13; BiblSS. Vol. 10. P. 20-21; Лифшиц Л. И. Монументальная живопись Новгорода XIV-XV вв. М., 1987. С. 18, 33. Табл. 327, 328; Вздорнов Г. И. Волотово: Фрески ц. Успения на Волотовом поле близ Новгорода. М., 1989; Евсеева. Афонская книга. Кат. 38, 153. С. 98, 303; Смирнова Э. С. Образ монашества в рус. живописи 2-й пол. XIV в.//ДРИ. 1998. [Вып.:] Сергий Радонежский и худож. культура Москвы XIV-XV вв. С. 63-78; Gerstel S. E. J. Civic and Monastic Influences on Church Decoration in Late Byzantine Thessalonike//DOP. 2003. Vol. 57. P. 225-239; Маясова Н. А. Древнерус. лицевое шитье: Кат. М., 2004. Кат. 6, 24. С. 88-89, 134-135; Ермакова, Хромов. Рус. гравюра. Кат. 33. 9, 34. 9. С. 43, 48; Пивоварова Н. В. Монастырские сюжеты в храмовой декорации Византии и Др. Руси XII-XIV вв.: Источники формирования и идейный смысл//Визант. мир: Искусство К-поля и нац. традиции. М., 2005. С. 309-318; Царевская Т. Ю. Роспись ц. Феодора Стратилата на Ручью в Новгороде и ее место в искусстве Византии и Руси 2-й пол. XIV в. М., 2007; Семенов Н. В. Изображения святых на коптских стелах V-VIII вв.//Византия в контексте мировой культуры. СПб., 2010. С. 198-207. (Тр. ГЭ; 51); Τουτς Ν., Θουστρης Γ. Ερετριον της μνημεακ ζωγραφικς του Αγου Ορους, 10ος-17ος αινας. Αθναι, 2010. Tomekovi S. Les saints ermites et moines dans la peinture murale byzantine. P., 2011. P. 27. Fig. 67, 106; Попов Г. В. «Первое стенное письмо» Рождественского собора Саввино-Сторожевского мон-ря//В созвездии Льва: Сб. ст. по древнерус. искусству в честь Л. И. Лифшица. М., 2014. С. 350-369. М. А. М. Рубрики: Ключевые слова: АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля) ЕФРЕМ СИРИН (ок. 306-373), богослов, поэт, самый известный из сирийских отцов Церкви, прп. (пам. 28 янв.; католич.- 9 июня; Сиро-яковитской Церкви - суббота 5-й седмицы поста, 28 янв., 19 февр.; в Маронитской - 27 янв.; в Церкви Востока - пятница 5-й седмицы по Богоявлении (пам. сир. Учителей)) ПАВЕЛ ФИВЕЙСКИЙ [Анба Була] († 40-е гг. IV в.), прп. (пам. 15 янв.; пам. копт. 2 амшира (27 янв.); пам. зап. 10 янв.) АКАКИЙ СИНАЙСКИЙ (1-я пол. VI в.), прп. (пам. 3 или 7 июля 26 или 27, 29 нояб.и в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных) АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона

http://pravenc.ru/text/Пахомий ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010