70 Сохранилось предание, что вдова великого князя Дмитрия Донского заказала икону в память мужа с изображением Архистратига Михаила. Однако А. И. Яковлева считает, что заказ этой иконы, стоящей в местном ряду иконостаса Архангельского собора, и ее идейное содержание связаны с митрополитом Киприаном (см.: Яковлева 2002). 73 Эти плащаницы имеют много общего не только и технике шитья, но и в композиции (сокращенный «исторический» вариант с Богоматерью, Иоанном Богословом и множеством ангелов) и в деталях (светила, звезды, киворий), и, главное, – в художественных особенностях изображений изящных тонких фигур. Наиболее ранней считается так называемая «Голубая плащаница» начала XVb., являющаяся, по-видимому, вкладом в Троице-Сергиев монастырь великого князя Василия I (Сергиево-Посадский музей, инв. 2437, см.: Маясова 1971 (1). С. 9–10. Ил. 2; Средневековое лицевое шитье 1991. С. 10, кат. 6). Вкладом Василия I Л. Д. Лихачева считает и плащаницу Кирилло-Белозерского монастыря (ГРМ, инв. ДГТ-281, см.: Лихачева 1995. С. 103–107). На плащанице Софийского собора есть вкладная надпись 1456 г. о вкладе ее великим князем Василием II (Новгородский музей, инв. см.: Николаева 1971. С. 8. 10–11, 36, табл.21:73). Ко второй половине XV в. относят четвертую плащаницу, из музея Штиглица, где у гроба вышиты еще Никодим и Иосиф (ГРМ, инв. ДРТ-280). 74 ЦМиАР, инв. 800–11. На палице имеется надпись о вкладе ее в Спасо-Андроников монастырь в 1439 г. невесткой Владимира Храброго (см.: Маясова 1970). 75 См.: Средневековое лицевое шитье 1991. Кат. 8 и 23 (греческая епитрахиль начала XV в. митрополита Фотия и южнославянская епитрахиль XVI в.). Многочисленные примеры см. также: Millet 1925. Tab. V, XXI, XXXVII. Переплетающиеся круги встречаются и в других видах искусства, например в серебре и мелкой пластике (см.: Николаева 1976. С. 73, ил. 29; Рындина 1978. Ил. 47). 78 ГИМ, инв. РБ-1 (См.: Маясова 1971 (1). С. 10–11, ил.5:6). Куда был вложен воздух, поступивший в музей из частной коллекции П.И. Щукина, неизвестно. Можно лишь предполагать, что это был кремлевский Спасский монастырь, где великая княгиня уже «в черницах» через десять лег, в 1399 г., была похоронена, или Андроников монастырь, также посвященный Спасу, откуда начинало свой путь войско Дмитрия Донского (см.: Маясова 1970. С. 491; Маясова 1971 (1). С. 10–11, ил.5:6).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

117 Сергиево-Посадский музей, инв. 2422 и 2417 (см.: Маясова 1И98. С. 44, примеч. 38 и 39). Покровы впервые атрибуировапы нами в указанном выше докладе 1990 г. в Сергиево-Посадском музее (см. примеч. 100); см. также: Спирина 1995. С. 144, ил. 53. 118 О постриге Соломонии и ее дальнейшей судьбе см.: Маясова 1971 (3). С. 85–88, примеч. 72–83 (приводятся сведения о насильственном постриге великой княгини и об отрицательном отношении к этому событию в обществе). 121 Сергиево-Посадский музей, инв. 2419. Покров этот в XIX в. был передан в хотьковский Покровский монастырь и вернулся после организации в Троице-Сергиевой лавре музея (1920). 124 См.: ПСРЛ. М„ 1962. Т. 2. С. 284; 1965. Т. 13. С. 71. Не случайно в 1531 г. великий князь приказал соорудить серебряные позолоченные раки для мощей митрополитов Петра и Алексия. 130 Подробно о работе светлицы при Анастасии Романовне м.: Маясова 1971 (3). С. 93–111, примеч. 107–164. 131 Хранятся в ГТГ (см.: Свирин 1963. С. 94–98, рис. на с. 95). II. И. Антонова считала, что на пелене изображена Богоматерь Одигитрия, типа Перивлепты (см.: Антонова 1960. С. 110). 132 ГТГ, инв. 20985 (см.: Свирин 1963. С. 92–93; автор датирует хоругвь XVI в., не связывая ее с определенной мастерской). 134 См.: Писарев 1913. С. 21 (подписи под иллюстрациями перепутаны); Покровский 1914. С. 27, табл. XV (1); Свирин 1963. С. 87–88; Маясова 1990 (3). С. 101, ил. 8. 138 Кирилловский музей, нив. (возможно, переделана из пелены). Переложена с таусинного шелка на фиолетовый бархат. 139 Переславский музей, инв. 1714 (65x65). Вкладу Анастасии приписывают и другую хоругвь с Благовещением и Никитой Столпником (инв. 90x97,5). 140 Переславский музей, инв. 1676. Пелена переложена на новый фиолетовый атлас, но на каймах сохранилось древнее песнопение, шитое по зеленому шелку. Не тропарь ли это, сочиненный по преданию самим царем Иваном Грозным? (см.: Жданов 1904. С. 101, примеч.). 142 Владимирский музей, инв. 2155 (см.: Маясова 1971 (1). С. 27, ил. 43). Возможно, что в царицыной светлице было вышито два покрова с изображением Никиты Переславского, как это было с покровами на гробницу митрополита Ионы.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

237 Чин принадлежал Троице-Сергиеву монастырю (упомянут в его Описи 1641 г.). В настоящее время хранится в ГТГ, (см.: Маясова 1971 (1). С. 16–17, ил.17:18). 243 Астраханский музей, инв. 882. Несмотря на то, что воздух упоминается в путеводителях XIX в. по Астрахани (например, Штылько 1835. С. 16–17), он не был известен научной общественности, пока не попал к реставраторам и затем был опубликован (см.: Маясова 1968 (2). С. 16; Николаева 1971. С. 57, 37. Табл. 25, 737, здесь же библ.; Нарциссов 1997. С. 212–233; Маясова 2002. С. 335–337, ил. 2). 245 Примечательно, что в ряде публикаций XIX в. упоминался другой воздух с идентичными изображениями и вкладной надписью, найденный в с. Сулимовке Полтавской губернии, но вопреки указанию надписи он был не шитый, а рисованный, поэтому его посчитали образцом для шитого воздуха (см.: Труды VIII Археологического съезда 1897. С. 227–229; Маясова 1973 (1). С. 120 и др.). Однако на основании того, что рисованный воздух повторяет утраты шитого, В. В. Нарциссов предположил, что он выполнен уже в XVII в. в казачьей среде, окружавшей Заруцкого, захватившего в это время подлинный шитый воздух (см.: Нарциссов 1997. С. 212). 250 Орнамент, отмеченный нами на покрове с именем Настасьи Овиновой, вышит не только на перечисленных произведениях, но и еще на двух, происходящих из Коневского Рождественского монастыря: пелене «Богоматерь Коневская» и покрове «Арсений Коневский» (хранятся в Финляндии в Музее православной церкви в Куоколо). В надписи на покрове значится, что он был подарен в 1551 г. детьми боярскими Михаилом Козминым сыном Бровцыным и Григорием Якимовым сыном Щетининым, вероятно, родственными между собой. Известно, что отец Козмы Бровкина в конце XV в. вместе с другими родичами был «испомещен» в Водской пятине, где был расположен монастырь и где до переселения в Москву были старинные вотчины Овиновых. Другой связи между этими родами проследить не удалось, как и причину близости произведений с их именами. Мы предположили выполнение коневских памятников в мастерской Овиновых или, во всяком случае, их прежними мастерицами, чему не противоречит и их стиль (см.: Маясова 1987. С. 339–340).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

79 Кроме описанного, до нас дошли еще два шитых иконостаса. Один, с изображением Деисусного чина, выполненный в середине XV в. в мастерской новгородского архиепископа Евфимия II, принадлежал Троице-Сергиеву монастырю, а сейчас хранится в ГТГ (инв. 20928; см.: Маясова 1971 (1). С. 16–17, ил.17:18). Другой – походный иконостас царя Федора Ивановича 1592 г., находится в ГРМ (инв. ДРТ-314–322; см.: Лихачева 1980. С. 46–48, кат. 84). 81 См., например, икону «Димитрий Солунский» в иконостасе Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры: Лазарев 1966(1). Табл. 178. 86 Сергиево-Посадский музей, инв. См.: Маясова 1998. С. 44, ил. на с. 43. Л.Д. Лихачева, относя покров «Сергий Радонежский» к середине XV столетия, считает, что этим же временем (1447–1448) можно датировать и покров «Кирилл Белозерский».(ГРМ, инв. ДРТ-262), являющийся по ее мнению вкладом великого князя Василия II (см.: Лихачева 1996). Не вполне убедительно лишь ее утверждение о существовании раки Кирилла уже в середине XV в. 87 ГРМ, инв. ДРТ-31 и " Т-19 (см.: Лихачева 1980. С. 14, 12; Маясова 1971 (1). С. 14–15, ил. 14). 90 Воспроизведение этой пелены или «шитой иконы» см.: Труды VIII Археологического съезда 1897. С. 226, табл. II. 91 ГЭ, инв. Э/РТ-7976. Приобретена и 1851 г. из собрания И. А. Гальнбека (см.: Косцова, Моисеенко 1977. С. 18–21). 92 ГРМ, инв. и ДРТ-261 (см.: Лихачева 1980. С. 12, 14, ил. на с. 20 и с. 10, ил. на с. 127), Опись Иосифо-Волоколамского монастыря 1545 г. см.: Георгиевский 1911. С. 6. 94 ГИМ, инв. РБ-6 и РБ-5. Пелены поступили сюда из собрания И. Щукина (см.: Щепкина 1954; Маясова 1990 (3). С. 87–100; Средневековое лицевое шитье 1991. С. 14–15, 16 и 17). 95 М.В. Щепкина считает, что здесь изображен крестный ход в Вербное воскресение 8 апреля 1498 г., вскоре после коронации Дмитрия (Щепкина 1954). А.Н. Грабар связь с коронацией отрицает (Грабар 1981). См. наши контрвозражения ему: Маясова 1985. С. 198–200, примеч. Л. М. Евсеева высказала мысль, что на пелене изображено шествие в день коронации Дмитрия (4 февраля 1498 г.) (см.: Евсеева 1999). Против этого свидетельствует ряд моментов. Так, например, будущий великий князь Василий III на коронации не присутствовал, а на пелене он изображен.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

284 О князе Михаиле Черниговском, покрове с его изображением и других произведениях мастерской Одоевских см.: Маясова 1997. С. 277–289; а также Маясова 2002. С. 357–360, ил. 13. 285 Надпись на пелене 1680 г. с изображением креста и стоящих по сторонам преподобных Сергия и Никона Радонежских (см.: Леонид, архимандрит 1881. С. 62, 246; а так-же: Маясова 1968 (1). С. 138). Возможно, что это – хранящаяся в Сергиево-Посадском музее довольно посредственная пелена (инв. на которой сохранилась Голгофа, выложенная золотым кружевом, но утрачен крест (см.: Сергий Радонежский в произведениях русского искусства 1992. С. 100, 40, ил. 33). 286 Пелена «Богоматерь Одигитрия» 1050–1660 гг. в Муромском музее (инв. м-5641, см.: Сухова 1995. С. 87, ил. 4). 288 Силкин 1992 (1). С. 115; а также Силкин 2002. Естественно, это заключение касается частных светлиц и исключает светлицы во дворце московских государей, работу которых, как мы показали, можно проследить с XIV до конца XVII в. 289 Мастерские Строгановых продолжали работать и в XVIII в., о чем свидетельствует, например, приписка почерком XVIII в. во Вкладной книге Троице-Сергиева монастыря 1673 г., что ризы, вложенные в монастырь императрицей Анной Иоанновной, «строила госпожа Строганова в нынешнем 731-м году апреля 3 дня» (Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря 1987. С. 33). Первое же известное нам датированное произведение строгановской светлицы – плащаница 1592 г. – вложена Никитой Григорьевичем в сольвычегодский Благовещенский собор (ГРМ, инв. ДРТ-287, см.: Лихачева 1980. с. 50, 92). 291 Пелена «Царевич Димитрий» 1654 г. имеет надпись: « А труды и сия полена жемчугом жена его Димитрия Андреевича Анна Ивановна а в лицах и в ризах и во всякой оуткари труды иноки Марфы по реклу веселки » (Сольвычегодский музей, инв. см.: Макаренко С. 91 и 99; Силкин 2002. С. 192–194, кат. ил. на с. 193 и 195) 293 Сергиево-Посадский музей, инв. 2481 и 400, см.: Маясова 1908 (1). с.: 136–137, ил. 167; о покрове «Александр Невский» 1670–1680 гг. см.: Силкин 2002. 113.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

На нижней кайме в центральном круге – Богоматерь Воплощение, но сторонам пророки: справа – Илья, Соломон, Аарон и Захария; слева – Давид, Моисей, Даниил и Аввакум. На боковых каймах вселенские и русские святители (но пяти с каждой стороны). Среди них К. Невоструев называет лишь митрополитов Петра и Алексия. Между кругами находились двадцать два вышитых золотом крестика (вероятно, в древности здесь были «свечники», как на других воздухах Евфросинии, их фрагменты сохранились перед изображениями херувимов). 450 По описанию К. Невоструева , шитый золотом венец Спаса поверху был обведен в одну нить обнизью из половинок зерен «китайского жемчуга», между ними – четыре настоящих и восемь поддельных камней средней величины (один изумруд, один яхонт алый и два опала, пять зеленых стекол, одно синее и одно красное), «все в серебряных вызолоченых гнездах, из них семь с финифтью». В середине венца – один опал и один яхонт голубой четырехугольный, жемчужная раковина, одно зеленое стекло, одно синее, одна бирюза и один сердолик. Все они в серебряных золоченых гнездах и обнизаны мелким жемчугом «в рефидь», кроме одного стекла. Внизу венца – круг, тоже жемчужный. На пяти ранах Христа – камни (на правой руке – веписа, на левой и на ногах – стекла). На руках камни обнизаны жемчугом, на ребре – звездообразно. У Богоматери венец обнизан половинками бурмицких зерен, в верхней нити – один яхонт голубой и шесть стекол (четыре зеленых, одно красное и одна бирюза) в гнездах серебряных вызолоченных. В середине венца два камня (топаз и вениса) и три стекла (синее, зеленое и бирюза), все обнизаны жемчугом. На концах венца – два крупных бурмицких зерна в гнездах (одни с финифтью). На голове Богоматери жемчужная звезда с раковиной, на плече – с синим стеклом. На зарукавьях Богоматери обнизь жемчугом. 452 См., например, новгородскую икону последней четверти XV в. (Антонова, Мнева 1963. Т. 1. 106, ил. 76) или того же происхождения и времени пелену из ГИМ (Маясова 1971 (1). Ил. 19), а также плащаницу 1595 г. жены Лазаря Леонтьевича Ржевского, выполненную в традициях XV в. (Маясова 1983. С. 356–359. Ил. на с. 357 и 358). Подобная поза Магдалины особенно часто встречается на плащаницах молдо-влахийских, не только XV, но и XVI и XVII столетий (см.: Musicescu 1969. 25, 64,65 и др.). См. также изображения кивория на ранних памятниках, таких, как троицкая «Голубая» плащаница начала XV в. (Маясова 1971 (1). Ил. 2). На Руси же во второй половине XVI п. преобладает другой иконографический извод, образцом для которого стала плащаница Старицких из московского Успенского собора (см.: Маясова 1960 (1). Табл. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

1515 Голубинский Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра. Жизнеописание преподобного Сергия и путеводитель по лавре. Сергиев Посад, 1892, с. 172–173. 1516 Опись строений и имущества Кирилло-Белозерского монастыря 1601 года. Сост. 3. В. Дмитриева, М. Н. Шаромазов. СПб., 1998 (Далее – Опись Кирилло-Белозерского монастыря 1601 г.), с. 73. 1518 Историко-археологический очерк Хутынского Варлаамиева Спасо-Преображенского монастыря. М., 1892, с. 19. 1519 ПСРЛ. М., 1965. Т. 14, с. 83; Богданов А. П. Краткий ростовский летописец конца XVTI века//Советские архивы. М., 1981. 6, с. 35. 1521 Мельник А. Г. Интерьер ростовского Успенского собора в XVI–XVIII вв.//Сообщения Ростовского музея. Ростов, 1993. Вып. V, с. 66. 1522 Мельник А. Г. О русских шестистолпных пятиглавых храмах XVI в.//Сообщения Ростовского музея. Ростов, 2000. Вып. X, с. 199. 1523 См. воспроизведение: Пуцко В. Памятники русского прикладного искусства XV–XVII веков в Ростове//Myзej применьене уметности. Зборник. Bpoj 24/25. Београд, 1980/1981. Рис. 4, 5. 1524 ПСРЛ. М., 1978. Т. 34, с. 199; Баталов А. Л. Моление о чадородии и обетное строительство царя Федора Иоанновича//Заказчик в истории русской архитектуры. М., 1994. Вып. 1, с. 121. 1528 См.: Маясова Н. А. Древнейший покров митрополита Ионы//Древнерусское художественное шитье. Материалы и исследования. М., 1995. Вып. X, с. 31. 1540 См., напр.: Антонова В. И. Древнерусское искусство в собрании Павла Корина. М., 1966. Илл. 57; Маясова Н. А. Древнерусское шитье. М., 1971. Илл. 43, 48, 49; Лихачева Л. Д. Покров Пафнутия Боровского из Государственного Русского музея//Памятники культуры. Новые открытия. 1977. М., 1977, с. 269–273; Маясова Н. Древнерусская живопись иглой. Сокровища музеев Московского Кремля. М., 1979. Илл. 9; Манушина Т. Художественное шитье Древней Руси в собрании Загорского музея. М., 1983, с. 69, 70,79; Маясова Н. А. Древнерусское лицевое шитье из собрания Кирилло-Белозерского монастыря//Древнерусское искусство. Художественные памятники русского Севера. М., 1989, с. 203–224; Маясова Н. А. Древнейший покров митрополита Ионы, с. 27.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

224 Инв. ДРТ-309, ДРТ-220, ДРТ-323. См.: Лихачева 1980. С. 101, 182, 183; с. 100–101, 181, ил. с. 111. 226 См.: Вьюева 1991. С. 97–101, примеч. 17. Произведения Познанского, где шитья почти нет, а главное место занимает живопись, не вошли в настоящий каталог. 227 Известно, что императрицы заказывали вышитые предметы на стороне. Так, например, Анна Иоановна и Елизавета Петровна давали заказы «госпоже Строгановой», а приготовить вышитые одежды для митрополита Платона Екатерина II поручила мастерице Дарье Лихновской. 229 Плащаница музея «Новодевичий монастырь» 1588 г., инв. (см.: Маясова 1973 (2). С. 141, ил. 7). 230 Автор не согласен с 15. В. Нарциссовым, который считает, что древнейший покров с изображением преподобного Сергия Радонежского был вышит в начале XV в. монахом в самом Троице-Сергиевом монастыре (см.: Нарциссов 1990; Маясова 1998. С. 41–44). 231 О шатерных мастерах см.: Забелин 1901. С. 728. В Житии троицкого архимандрита Дионисия, составленном между 1646 и 1654 гг. Симоном Азарьиным, «швецы» упоминаются наряду с иконописцами, книгописцами и другими «мастеры прехитры» (см.: Канон преподобному Дионисию 1855. С. 17). По всей видимости, мужчины вышивали волочеными серебряными нитями конские попоны и саадаки по тканям и колее, также как шляпы, сапожки и другие предметы, шитье которых было трудно для женских рук. По этой же причине в свое время реставратор Е. С. Видонова предположила, что исполненная в XIV – начале XV в. волоченой нитью по пергамену пелена с редким и одним из наиболее ранних изображений «Покрова Богоматери» была вышита мужчиной (пелена поступила в 1930г. из Владимирского музея через Гохран в инв. 2663/78284: см.: Маясова 1971 (3). С. 350; Стерлигова 2000. С. 49, ил. с. 50) Пелена висела под местной иконой того же сюжета в соборе Покровского женского монастыря в Суздале (см.: Георгиевский 1927. Приложение, с. 8.). 232 См.: Забелин 1901. С. 556–558. Как уже упоминалось выше, Василий Волынский, по утверждению писателя XVII в. Андрея Матвеева, искусству швей своей жены был обязан своим повышением по службе. О вкладах духовных лиц см.: Маясова 1971 (3). Гл. V.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

233 Косицына М. Ю. Лицевое шитье XVII века из княжеских и боярских светлиц в собрании музея «Новодевичий монастырь»//Древнерусское художественное шитье. С. 123–125. 234 Бытование в литургической практике сменных напрестольных одежд, «праздничных индитий», позволяют проследить описи XVI в. Иосифо-Волоколамского монастыря: Меняйло В.А. Указ. соч. С. 20. 235 Ефимова Л.В. Шитая пелена «Распятие с предстоящими» XII века в собрании Исторического музея//Русское искусство XI–XIII веков. М., 1986. С. 128–135; Она же. Памятник древнерусского шитья с надписями XII века из собрания ГИМ//Вопросы славяно-русской палеографии, кодикологии и эпиграфики. М., 1987. С. 59–62; Средневековое лицевое шитье. Византия. Балканы, Русь. Каталог выставки. М.. 1991. С. 20–21. 236 Штендер Г.М.. Сивак С.И. Архитектура интерьера Новгородского Софийского собора и некоторые вопросы богослужения//Литургия, архитектура и искусство византийского мира/Под ред. К. К. Акентьева. СПб.. 1995. С. 296. 237 Лидов А.М. Образы Христа в храмовой декорации и византийская христология после Схизмы 1054 года//ДРИ: Искусство Византии и Древней Руси. К 100-летию со дня рождения А.Н. Грабара. СПб., 1999. С. 155–177; Сарабьянов В.Д. Программные основы древнерусской храмовой декорации второй половины XII века//Вопросы искусствознания. М., 1994. Вып. 4/94. С. 268–312. 239 Маясова Н.А. Художественное шитье. С. 123; Маясова Н.А. Древнерусское шитье. С. 24–25. Табл. 37. 241 Маясова Н.А. Памятник московского золотого шитья//ДРИ: Художественная культура Москвы и прилежавших к ней княжеств. М.. 1970. С. 491: Она же. Древнерусское шитье. С. 10–11. Табл. 5–6; Бадяева Т.А. Пелена Марии Тверской//Вопросы истории СССР. 1972. С. 499–514. 242 По мнению Бадяевой, пелена предназначалась для украшения алтаря собора Спасо-Андрониковского монастыря: там же. С. 503. Маясова связывала ее с кремлевским Спасским монастырем, в котором в 1399 г. была похоронена создательница пелены: Маясова Н.А. Памятник. С. 491. 244 Выбор святых, по всей видимости, был определен ктиторским заказом. Редкий образ Алексея Человека Божия связывали с митрополитом Алексием, особо почитавшим образ Спаса Нерукотворного. Изображения Дмитрия Солунского и св. Владимира пытались представить как патрональных святых князей Дмитрия Донского и Владимира Храброго: там же. С. 491: Бадяева Т.А. Пелена. С. 503.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

96 Это пелена Сергиево-Посадского музея (инв. 413; см.; Маясова 1971 (1). С. 21–22, ил. 29–31). В том же музее хранятся: сударь «Распятие» (инв. 370); сударь «Агнец Божий» (инв. поручи «Благовещение, Флор и Лавр» (инв. см.: Средневековое лицевое шитье 1991. Кат. 14 и 15). Во Владимирском музее находятся также сударь «Распятие» с теми же признаками (инв. 1807). В ГРМ – фрагмент шитья со святыми Екатериной и Димитрием (инв. Д1Т-26), поступивший из Кирилло-Белозерского монастыря (см.: Маясова 1989 (1). С. 209 и примеч. 36; а также: Хлебникова 1977). 97 О возникновении этой композиции на русской почве см.: Лазарев 1966 (2). В Византии композиция «Отечество» известна с XI в.; в Новгороде, видимо, – с XIV в., в Москве – с конца XV в. 98 Так, на двух полосах итальянского шитья в собрании ГЭ имеются силуэтные изображения на темы «Времена года» и «Сотворение мира», расшитые однотонными пятнышками, на одной – зеленым, на другой – красным шелком (см.: Верховская 1961. Ил. 31–82). 100 Произведения великокняжеской мастерской этого времени рассматривались нами в диссертации: (Маясова 1971 (3). С. 73–93, примеч. 24–106), а также в докладе на конференции в Загорском музее г. 103 ГРМ, ими. ДРТ-276 (см.: Маясова 1971 (1). С. 20, ил. 40). Пелена предназначалась под икону того же содержания, выполненную в 1514 г. по заказу тех же вкладчиков художником школы Дионисия для Успенского собора монастыря (ГРМ, инв. 2741). 105 См.: Николаева 1968. С. 24, ил. 25. Икона передана в 1990-х гг. Московской патриархии. В последнее время некоторые исследователи (Э. К. Гусева, И. А. Кочетков) склонны относить икону к концу XV – началу XVI в., так что, возможно, и она выполнена по заказу Василия III. 109 Об «уповании» на Петра свидетельствует и тот факт, что в 1514 г. по указу Василия III в Москве на Неглинке Алевизом Новым была заложена каменная церковь Петра Митрополита (ПСРЛ. М„ 1965. Т. 13. С. 18). 110 Музеи Московского Кремля, инв. ТК-2465. Саккос передан из храма Христа Спасителя в 1931 г. (ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20, 1931 г., д. 14). Ткань саккоса – западноевропейский узорный золотный атлас XVII в., оплечье и передник украшены золотным орнаментальным шитьем, а зарукавья – полосами зеленого бархата с шитой надписью от надгробного покрова XVII в. Бориса Ивановича Морозова (см.: Вишневская 1998).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010