ВЫСТАВКИ 1969 Москва. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Журнал МВД 1848. С. 143; Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 16, 18652; Свирин 1926. С. 13; Svirin 1932. Р. 2–11; 1933. S. 115. Tabl. 67-а; Некрасов 1937. С. 217, ил. 155; Лазарев 1947. С. 130, ил. 133; Rybalwv 1962. Abb. 86, 87; Свирин 1963. С. 29–30, ил. с. 31 и 32; Маясова 1971 (1). С. 16–17; Маясова 1971 (3). С. 39, ил. 7; Николаева 1971. С. 42, табл. 12, 73. С. 17; Смирнова, Лаурииа, Гордиенко 1982. С. 80; Государственная Оружейная палата 1988. С. 321, 324, ил. 322–323. 8. СУДАРЬ АГНЕЦ БОЖИЙ; ЕВАНГЕЛИСТЫ Москва, середина XV в. Камка, тафта (XV в., Италия), шелковые, серебряные и золотные пряденые нити; ткачество, шитье. 57х58 Происходит из Архангельского собора Московского Кремля. Поступил из Патриаршей ризницы в 1920 г. 369 Инв. ТК-2696 Кат. 8 В среднике по красной камке в двойном золотом и серебряном ореоле изображен младенец Христос, лежащий под звездицей па дискосе с низким фигурным стояном. Ноги и левая рука его вытянуты, пальцы согнутой правой сложены молитвенно. Над дискосом на фоне ореола красным шелком вышита монограмма: хс. Из четырех углов к дискосу летят архангелы с крестчатыми рипидами. Рядом золотом вышиты начальные буквы их имен: м, г, у, р (Михаил, Гавриил, Уриил, Рафаил). На каймах из синей камки, обрамленных шитыми золотом полосками с красным очерком, золотной нитью с таким же очерком полууставом без лигатур вышит евхаристический канон: приимте и есть тло мое еже//за вы ломимое въ //ставление грхомъ. Надпись начинается на верхней кайме, переходит на правую, затем на нижнюю и левую каймы. Буквы на всех каймах направлены к центру сударя. По углам сударя, в шитых золотом кругах с красным очерком вышиты прямоличные поясные изображения четырех евангелистов с книгами в руках, направленные головами к центру. Рядом надписи с их именами: оа(г)ма(т), oa(r)лV(k), оа(г)мир(к). Личное шито тонким некрученым темно-коричневым шелком «в раскол» крупными стежками, губы – красным, черты ликов – черным, волосы – коричневым шелком разных оттенков. Тело младенца Христа обведено черной нитью. На архангелах и евангелистах –шитые серебряной нитью хитоны и золотой – гиматии. Тонкие шелковые красные и желтые прикрепы образуют в золотом шитье несложные узоры («рядки», «городок», «перышки»). Контуры и детали одежд обведены красной и серебряной нитями. Толстый песочного цвета шнур окружает ореол. На рипидах высоким швом вышиты кресты по незашитому фону. Подкладка из желтой тафты.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Ю. Фрески ц. Благовещения на Мячине («в Аркажах»). Новгород, 1999. С. 83. Ил. 24; Гордиенко Э. А. Новгород в XVI в. и его духовная жизнь. СПб., 2001. Табл. XXXIV. С. 217, 317; Демус О. Мозаики визант. храмов: Принципы монументального искусства Византии/Пер. с англ.: Э. С. Смирнова. М., 2001. С. 91; Димитрова Е. Манастир Mamejчe. Скопье, 2002. Ил. 21; Пивоварова Н. В. Фрески ц. Спаса на Нередице в Новгороде: иконогр. программа росписи. СПб., 2002. С. 40, 42. Ил. 26; Христ. искусство Болгарии: Кат. выст. 1 окт.- 8 дек. 2003 г. М., 2003. 41. С. 44; Деяния и Послания апостолов: Греч. иллюм. ркп. 1072 г. из собр. НБ МГУ: Сб. ст./Ред.-сост.: Э. Н. Добрынина. М., 2004. Ил. 4, 42, 81. С. 23, 71, 120; Маясова Н. А. Древнерус. лицевое шитье: Кат. М., 2004. Кат. 98. С. 296-299; Vocotopoulos P. L. Iconografia e stile nel bacino mediterraneo e nei Balcani//Le icone: Il viaggio da Bisanzio al " 900/A cura di T. Velmans. Mil., 2005. P. 91. Tav. 58; Иконы Владимира и Суздаля. М., 2006. Кат. 106. С. 472-473; Шесть веков рус. иконы: Новые открытия: Выст. из частных собр. к 60-летию ЦМиАР: Кат. М., 2007. Кат. 13. С. 29. М. А. Маханько Рубрики: Ключевые слова: АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.) АМПЛИЙ ап. от 70-ти, сщмч. (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов, 31 окт. вместе со Стахием, Урваном, Апеллесом, Наркиссом и Аристовулом) АКИЛА И ПРИСКИЛЛА (I в.), апостол от 70-ти и его жена (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов; 14 июля, 13 февр.- пам. мц. Прискиллы) ЕПАФРОДИТ ап. от 70 (пам. 8 дек. и 30 марта, 4 янв.- в Соборе 70 апостолов; пам. визант. 30 марта, 17 и 18 мая; пам. зап. 22 марта) ЕРАСТ еп. Панеадский, ученик ап. Павла, ап. от 70 (пам. 10 нояб.; 4 янв.- в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 26 июля) ИАСОН И СОСИПАТР апостолы от 70 (пам. 28 апр. и 4 янв.- в Соборе 70 апостолов; пам. греч. 29 апр.; отдельно С.- пам. 10 нояб.; пам. зап. 25 июня) ИРИНЕЙ († кон. II в.), еп. Лионский (Лугдунский), раннехристианский богослов, полемист, отец Церкви, сщмч. (пам. 23 авг.; пам. зап. 28 июня) КАРП (I в.), ап. от 70 (пам. 26 мая, 4 янв.- в Соборе апостолов от 70; пам. визант. 26 мая и 30 июня; пам. зап. 13 окт.) КЛИМЕНТ (I - нач. II в.), епископ Римский, один из мужей апостольских, сщмч. (пам. 25 нояб., 15 дек.- в Соборе Крымских святых; пам. зап. 23 нояб.) АЛЕКСАНДР I (Александрион I Римский; † 115 или 118), еп. Рима (105 или 108 – 115 или 118), сщмч. (пам. 16 марта, зап. 3 мая)

http://pravenc.ru/text/200153.html

Маясова 1990 (1) – Маясова H.A. Декоративно-прикладное искусство//Качалова Я. Я, Маясова H.A. Щенникова Л. А. Благовещенский собор Московского Кремля. К 500-летию уникального памятника русской культуры, м., 1990. С. 81–97. Маясова 1990 (2) – Маясова Н. А. Две шитые хоругви XVI в. из Соловецкого монастыря//ПКНО. 1989. Л., 1990. С. 312–322. Маясова 1990 (3) – Маясова Н.А. К вопросу о южнославянских связях в русском лицевом шитье XV–XVI веков//Проблемы русской средневековой культуры. М., 1990. С. 87–106 (Материалы и исслед./Гос. музеи Моск. Кремля; 7). Маясова 1991– Маясова Н.А Памятники греческого лицевого шитья в собрании Государственных музеев Московского Кремля//Резюме сообщения XVIII Международного конгресса византинистов (Москва, 8–15 августа 1991 г.). М., 1991, 2. С. 702–703. Маясова 1995 (1) – Маясова Н. А. Произведения средневекового молдо-влахийского шитья в собрании Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль»//Древнерусское искусство: Балканы. Русь. СПб., 1995. С. 257–276. Маясова 1995 (2) – Маясова H.A. К истории изучения древнерусского лицевого шитья//Древнерусское художественное шитье, м., 1995. С. 5–13 (Материалы и исслед./Гос. ист.-культур. музей-заповедник «Моск. Кремль»; 10). Маясова 1995 (3) – Маясова Н.А. Древнейший покров митрополита Ионы//Древнерусское художественное шитье. М., 1995. С. 26–38 (Материалы и исслед./Гос. ист.-культур. музей-заповедник «Моск. Кремль»; 10). Маясова 1995 (4) – Маясова Н.А. Вновь обретенный шедевр//Древнерусское художественное шитье. М., 1995. С. 39–52. (Материалы и исслед./Гос. ист,-культур, музей-заповедник «Моск. Кремль»; 10). Маясова 1996 – Маясова H.A. Одна из последних древнерусских светлиц Ц ПКНО. 1994. М., 1996. С. 388–398. Маясова 1997 – Маясова H.A. Шитое изображение князя Михаила Черниговского//ПКНО. 1991. М., 1997. С. 286–295. Маясова 1998 – Маясова Н.А Образ преподобного Сергия Радонежского в древнерусском шитье (к вопросу об иконографии)//Древнерусское искусство: Сергий Радонежский и художественная культура Москвы XIV–XV вв. СПб., 1998. С 40–53.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Масленицын 1973 – Масленицын С. П. Ярославская иконопись. М., 1973. Масленицын 1977 – Масленицын С. П. Икона «Богоматери Федоровской» 1239 г.//ПКНО. 1976. М., 1977. С. 155–166. Машнина 1968 – Машнина В. Икона «Архангел Михаил с деяниями» из Архангельского собора Московского Кремля. Л., 1968 (Публикация одного памятника). Маясова 1958 (1) – Маясова Я А Двойной покров XVI века Ц Сообщения Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника. Загорск, 1958. Вып. 2. С. 25–30. Маясова 1958 (2) – Маясова II. А Два произведения художественного шитья XVI века//Сообщения Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника. Загорск, 1958. Вып. 2. С 39–42. Маясова 1960 (1) – Маясова H.A. Мастерская художественного шитья князей Старицких Ц Сообщения Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника. Загорск, I960. Вып. 3. С. 41–64. Маясова I960 (2) – Маясова H.A. О датировке древней копии «Троицы» Андрея Рублева из иконостаса Троицкого собора//Сообщения Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника. Загорск, 1960. Вып. З.С. 170–174. Маясова 1966 – Маясова H.A. Литературный образ Ксении Годуновой и приписываемые ей произведения шитья//ТОДРЛ 1966. Т. 22. С. 294–310. Маясова 1968 (1) – Маясова Н.А Художественное шитье//Троице-Сергиева лавра. Художественные памятники. М., 1968. С. 112–139. Маясова 1968 (2) – Маясова Н.А Лицевое шитье – его особенности и методика изучения Ц Состояние и задачи изучения древнерусского искусства: Тез. науч. конф. (12 нояб. 1968 г.) (М, 1968]. С 15–17. Маясова 1970 – Маясова H.A. Памятник московского золотного шитья XV века//Древнерусское искусство: Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств. XIV–XVI вв. М., 1970. С. 488–493. Маясова 1971 (1) – Маясова Н. А. Древнерусское шитье. М., 1971. Маясова 1971 (2) – Маясова H.A. Древнерусское лицевое шитье XVI века. Автореф. Дис. канд. искусств. М., 1971. Маясова 1971 (3) – Маясова Н. А. Древнерусское лицевое шитье XVI века. Дис. канд. искусств. М, 1971.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Архангельского музея, см.: Соломина 1982. Кат. 24) или с усеянным звездами фоном (см.: Там же. Кат. 13). 379 Акт от 5/V 1920 г. – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20 (отмечено в Описи Оружейной палаты 1922 г. без указания дела или ста). Нами было высказано два разных предположения о вкладе пелены: в Новоспасский монастырь, основанный Иваном III в Москве в 1462 г., (см.: Маясова 1971 (1). С. 19–20, ил. 26) и в кремлевский Благовещенский собор (см.: Маясова 1980. С. 66). 380 Об иконографии «Одигитрии Смоленской» и ее почитании см.: Кондаков 1915. Т. 2. С. 202; Щенникова 1997; Гусева 1998; Щенникова 1999 (1); Христианские реликвии 2000. С. 257, примеч. 7. 381 См.: Ретковская 1954. Примеч. 83. Однако следует заметит, что синий или зелено-голубой хитон Младенца встречается и на иконах другого типа (см.: Маясова 1980. С. 74, примеч. 85). 383 См.: Маясова 1980. С. 62–65. Иконописный подлинник конца XVI в. предполагал изображать князя Владимира следующим образом: «сед, кудреват, брада Богослова; камка багряна, исподь камка лазорь»; в руке крест, в левой меч в ножнах, на главе венец царский» (Иконописный подлинник 1873. С. 120). Пелена не во всем следует рекомендации подлинника (цвет одежд, форма бороды и волос), что можно объяснить тем обстоятельством, что иконография святого Владимира складывалась постепенно. 390 Внутри этих вариантов есть разночтения (апостолы стоят прямо или повернувшись друг к другу; ученик выглядывает из окна или двери келии или стоит на коленях за Сергием, иногда это не Михей, а Никон или они оба. Сергий изображается и один, без учеников). См.: Маясова 1998. С. 47–50. Подробно об иконографии этого сюжета, ее становлении и развитии и связи с греческими памятниками см. также: Лифшиц 1998; Гусева 1999. (Автор придерживается нашего мнения, что оба основных варианта сюжета сложились одновременно.) 393 К этой мастерской относится несколько произведений, хранящихся в разных музеях: пелена «Богоматерь Неопалимая Купи-на» с избранными святыми на кайме (ГРМ, инв. ДРТ-31; см.: Лихачева 1980. С. 14, 21); пелена «Преображение» с праздниками (ГРМ, инв. ДРТ-19; см.: Там же. С. 12, 13); святые на полях пелены «Успение Богоматери» (ГРМ, инв. ДРТ-261; см.: Там же. С. 10, 9); сударь «Распятие» (ГРМ, инв. Д1Т-42; см.: Там же. С. 12, 14); пелена «Троица» с праздниками (Сергиево-Посадский музей, инв. 361; см. Маясова 1971 (1). С. 14, ил. 12), пелена «Успение Богоматери» со святыми (ГЭ, инв. ЭРТ-7976; см.: Косцова, Моисеенко 1977. С. 19–20); а также несколько фрагментов пелен: Маясова 1989 (1). С. 203–204.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Маясова 1999 – Маясова H.A. Группа памятников московского шитья времени Дионисия//Ферапоитовский сборник M., 1999. Вып. 5. С. 208–222. Маясова 2002 – Маясова Н.А Произведения лицевого шитья из Архангельского собора//Архангельский собор Московского Кремля. М., 2002. С. 334–364. Маясова 2003 – Маясова H.A. Древнерусское лицевое шитье из ризницы Соловецкого монастыря//Сохраненные святыни Соловецкого монастыря. М., 2003. С. 73–74 (Материалы и исслед./Федермыюе гос. учреждение «Гос. ист.-культур. музей-заповедник „Моск. Кремль»; 17). Мелетий, архим. 1881 – Мелетий, архимандрит Историческое описание ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря. М., 1881. Меняйло 1995 – Меняйло В. А. Художественное шитье в храмах Иосифо-Волоколамского монастыря в первой половине XVI века//Древнерусское художественное шитье. М., 1995. С 14–25 (Материалы и исслед./Гос. ист.-культур. музей-заповедник «Моек Кремль»; 10). Меняйло 2000 – Меняйло В. А. Агиология великомученицы Екатерины на Руси в XI-XV1I веках//Искусство христианского мира: Сборник статей. Вып. 4. М., 2000. С. 92–107. Меняйло (в печати) – Меняйло В. А. Иконы Вознесенского монастыря; Каталог, (в печати). Милюков 1899 – Милюков П. Н. Христианские древности западной Македонии//Известия Русского археологического института в Константинополе. София, 1899. Т. 4. Вып. 1. С 21–151. Михаил, епископ 1958 – Михаил, епископ Смоленский и Дорогобужский. Плащаница Смоленского Успенского собора//Журнал Московской Патриархии. 1958. 4. С. 44–50. Московская деловая письменность XVII в. – Московская деловая и бытовая письменность XVII в. М, 1968. Музеи Кремля 1969 – Государственная Оружейная палата Московского Кремля/Авт. текста А. А. Гончарова, Н. В. Гордеев, К. В. Донова и др. М, 1969. Нарциссов 1990 – Нарциссов В. В. Шитый покров Сергия Радонежского//Древнерусское и народное искусство/Сообщения Загорского музея-заповедника. М., 1990. С. 28–38. Нарциссов 1997–Нарциссов В.В. Воздух, шитый княгиней Оленой Верейской//Древнерусское искусство: Исследования и реставрация. СПб., 1997. С. 212–233.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

171 Вывезенный из России в Смутное время (в начале XVII в.), покров этот в XIX в. находился в собрании князя Орсини во Флоренции (см.: Шитый покров во Флоренции 1894). 172 ГРМ, инв. ДРТ-314–322 (см.: Маясова 1976. С. 46–49, ил. 6, 7; Лихачева 1980. С. 46–48, ил. на с. 73, 74, здесь же библ.). 175 ГРМ, инв. ДРТ-36 (см.: Маясова 1976. С. 54–56, ил. 11; Лихачева 1980. С. 48–49, ил. с. 75). 176 Муромский музей, инв. 1734 (см.: Осмоловская 1966; Маясова 1976. С. 56, ил. на с. 55; Сухова 1995. С. 82–85). 180 ГРМ, инв. ДРТ-266 (см.: Лихачева 1980. С. 80. 109); музей «Новодевичий монастырь», инв. 750/3335 (см.: Косицына 1995. С. 123–125, ил. 7). 181 Останки Бориса Годунова, похороненного вначале в алтарной части Архангельского собора рядом с Иваном Грозным, в 1606 г. перенесли на Ваганьковское кладбище, а затем в присутствии его дочери Ксении, в то время уже монахини Ольги, гробы Бориса, а также его жены Марии и сына Федора, убитых при подходе к Москве Самозванца, перевезли в Троице-Сергиев монастырь и поставили под западной папертью Успенского собора. По разборке ее в XVIII в. над ними соорудили усыпальницу. 183 Сергиево-Посадский музей, инв. X? 391 (сударь «Богоматерь Знамение»); инв. 396 (сударь «Агнец Божий»); инв. 397 (воздух «Христос во гробе»); инв. 392 (сударь «Троица»), См.: Маясова 1968 (1). С. 132–133; Манушина 1983. С. 75–77, X? 19–20 и с. 98–99, X» 38. 184 Сергиево-Посадский музей, инв. 395. См.: Маясова 1968 (1). С. 132; Манушина 1983. С. 97–98, 37. По заказу Бориса Годунова была написана копия «Троицы», на которую были перенесены грозненский оклад и, по-видимому, пелена. Годунов же приложил к древней иконе драгоценный оклад, пелену, живописные створки, роскошный подсвечник (см.: Маясова 1960 (2). С. 170–174). 185 Как уже говорилось, по описям церквей вв. под большинством икон местного ряда находились пелены с Голгофским крестом. Многие иконы имели по нескольку «сменных» пелен. Некоторые из них были украшены камнями и жемчугом, однако годуновская «Жемчужная пелена» по своей роскоши превосходила прочие

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Уварова, ныне в ГИМ ( Маясова. 1989. С. 217; Петров. 2008. С. 127. Кат. 51); «Спас Великий Архиерей» (ок. 1565, КБМЗ; служила некогда хоругвью, см.: Варлаам (Денисов). 1859. С. 23; Силкин А. В. Двусторонняя хоругвь из Кирилло-Белозерского монастыря//ДРИ. 1985. [Вып.:] Исследование и реставрация. С. 80-94; Маясова. 1989. С. 214-216); «плащаница» (позднее переделана в хоругвь) с образом «Видение ап. Иоанна Богослова (Апокалипсис)» (1566, ГРМ; см.: Варлаам (Денисов). 1859. С. 24; Лихачева. 1989; Русские мон-ри. 1997. С. 47); покровец «Распятие Господне, с предстоящими», позднее ставший пеленой ( Варлаам (Денисов). 1859. С. 60-61; Хлебникова. 1981. С. 450-452). Упоминаются и несохранившиеся произведения, возможно, также созданные в столичных, принадлежавших бывш. удельным князьям «светлицах», напр. покровцы из ц. кн. Владимира, вложенные кнг. Марией Воротынской ( Маясова. 1989. С. 225; о вкладах др. знатных родов см.: Лихачева. 1995). В XVII в. лицевые произведения поступали в мон-рь и с вкладными надписями: воздух «Христос, лежащий во гробе», покровцы «Агнец» и «Пресв. Богородица «Знамение»» - от кн. И. А. Голицына в 1645 г. по его шурине, кн. Ф. А. Телятевском, погребенном в отдельной церкви; пелена с образами святителей Епифания Кипрского и Феодора Едесского, небесных покровителей покойного, вложенная самим Телятевским в ц. прп. Кирилла ( Варлаам (Денисов). 1859. С. 52; Маясова. 1989. С. 221; Петров. 2008. С. 77). С Московского подворья в К. Б. м. был передан воздух, вложенный в 1644 г. боярином Ф. И. Шереметевым, повторявший извод плащаниц кнг. Старицкой сер. XVI в., но намного более простой в техническом исполнении ( Маясова. 1989. С. 221-222; Петрова Л. Л., Петрова Н. В., Никанорова. 2003. С. 62). К именным вкладам относятся хоругвь с композицией «Успение Пресв. Богородицы», данная в 1666 г. кнг. Е. Ф. Одоевской (КБМЗ; см.: Варлаам (Денисов). 1859. С. 23; Маясова. 1989. С. 222); 2 покрова на раку прп. Кирилла, в т. ч. вложенный в 1644 г. боярином Шереметевым (КБМЗ; см.: Маясова.

http://pravenc.ru/text/1840459.html

ДРТ-206; см.: Лихачева 1980 С. 87–88). 44 РИМ, ИНВ. 102608/11, РБ-5 и РБ-6. Плащаница поступила из села Коломенского, см.: Средневековое лицевое шитье 1991. Кат. 7,16, 17, здесь же библиография, а также: Маясова 1985. С. 196, 198–200; Евсеева 1999. 49 Значительная часть предметов с лицевым шитьем из Соловецкого монастыря была передана в ГРМ (см.: Лихачева 1980. С. 13, 38, 39, 49–51, 52, 79, 83, 84, 91, 92, 94, 9ß-98, а также: Маясова 2003). 50 См.: Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 13–18. Много вещей в Патриаршую ризницу поступило из Успенского собора в 1841–1843 гг., как отмечено в Описи собора этого времени. 51 Патриаршая ризница, по-видимому, самостоятельного помещения не имела и располагалась в ризнице Успенского собора, и лишь в конце XVII в., при патриархе Адриане, получила отдельное помещение в Патриарших покоях. В 1893 г. она была переведена «под Ивановскую колокольню». 52 См.: Опись Патриаршей ризницы 1876; Опись Патриаршей ризницы 1904; Опись Патриаршей ризницы 1910; Савва 1863. 53 См.: Описи Успенского собора 1876. Стб. 518,833,381, 388 и др.; Устав церковных обрядов Успенского собора 1870. Стб. 101–105,106,115,129,81. О выносе плащаниц в Троицын день В Троице-Сергиевом монастыре в XVII в. см.: Павел Алеппский 1898. В III, кн. X. С. 29. 55 Некоторые иконы имели также шитые «застенки» с дробницами, жемчугом и надписями. Иногда на них бывали и лицевые изображения (см.: Забелин 1901. С. 634–636). 59 См.: Речменский 1913. Из произведений лицевого шитья, находящихся теперь в Кремле, были выставлены новосспаская плащаница (кат. 98) и знамя (кат. 105), а также несколько покровов с Голгофой на гробы патриарха Филарета и некоторых цариц 64 См. список трудов Н.А. Маясовой: Древнерусское художественное шитье 1995. С. 198–201, а также: Искусство средневековой Руси 1999. С. 10–13. 65 См.: Маясова 1968 (2). С. 15–17; Маясова 1973 (1). С. 111–131; а также: Маясова 1971 (2). С. 4–6 и Маясова 1971 (3). С. 9–16. 69 См., например, запрестольную пелену «Распятие с предстоящими» XII». (ГИМ, инв. РБ-1674) и поручи XII в., по преданию принадлежавшие Варлааму Хутынскому (Новгородский музей, 1624 а, б. См.: Средневековое лицевое шитье 1991. С. 9, кат. 1,2). Ранние греческие произведения пока еще недостаточно изучены, но хранящиеся в наших музеях шиты обычно волочеными золотными нитями «в прикреп». Например, омофор XIV в. (инв. ТК-2471) и омофор вв. (Архангельский музей, инв. 1086 См.: Там же. Кат. 3 и 4). Хотя известно, что шитье золотными нитями «на проем» использовалось на Крите, Сицилии и в других европейских центрах.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

254 Например, пелены инв. ТК-2501, TK-2510, TK-2516 (см.: Вишневская 1989. С. 123, кат. 43, 44, 45, ил. на с. 94, 95, 96) 255 ГТГ инв. 23032 (см.: Опись Покровского монастыря Табл. XVII; а также: Свирин 1963. Ил. на с. 95 и 97). 256 См., например: епитрахиль митрополита Петра (Музеи Московского Кремля, инв. ТК-2551), саккос 1558 г. митрополита Макария (там же, инв. ТК-8) (см.: Вишневская 1989. С. 122–123, кат. X? 39,41). 261 Сергиево-Посадский музей, инв. Пелена выполнена до 1563 г. (см.: Маясова 1960 (1). С. 53–54, табл. 6). 262 ГИМ, инв. 86. На пелене также еще мирское имя княгини (см.: Маясова 1960 (1). С. 55–56, табл. 8). Во Вкладной книге Кирилло-Белозерского монастыря значится «въздух... меншей» (Вкладная книга Кирилло-Белозерского монастыря 1602, л. 29). На самом произведении в надписи – «пелена». Вероятно, это была выносная пелена. 263 Кирилловский музей, инв. 42/629 (см.: Маясова 1989 (1). С. 214–215; Силкин 1985. С. 80–94). Во Вкладной книге числится как «плащаница», видимо, выносная пелена (Вкладная книга Кирилло-Белозерского монастыря 1602, л. 29). Впоследствии переделана в хоругвь. 264 ГРМ, инв. ДРТ-103. Во Вкладной книге также – «плащаница» (выносная пелена), переделанная впоследствии в хоругвь (см.: Лихачева 1989. С. 225–231). Два последних произведения, как и пелена « Василий Великий », выполнены уже в монастыре. 270 РГАДА, ф. 1201, on. 1, л. 8. Воздух имеет вкладную надпись, хранится в ГРМ, инв. ДРТ-286 (см.: Лихачева 1080. С. 51. Автор считает Феогнию вкладчицей и старицей Алексеевского монастыря). Действительно, на покрове Арсения Тверского 1600 г. Феогния Огневых уже значится игуменьей московского Алексеевского монастыря (см.: Описания Желтикова монастыря 1852. С. 36; Забелин 1901. С. 558). См. также: Маясова 2003. 273 Попов 1979. С. 220. Следует отметить, что покровы епископов суздальских Иоанна (1578) и Федора (1581), с которыми, как со столичными произведениями, Г. В. Попов сравнивает покров Симеона Бекбулатовича, были шиты не в Москве и не в мастерской Старицких, которая в 1569 г. перестала существовать, а в суздальском Покровском монастыре, куда в 1555 г. была пострижена первая жена князя Владимира Старицкого (см.: Маясова i960 (1). С. 61–63, табл.14:15). По тонкости трактовки образа, по изяществу рисунка и шитья покров тверского князя Симеона уступает таким московским произведениям, как покров «Митрополит Петр» 1574 г. (кат. или покров «Зосима Соловецкий» 1583 г. (кат. 34).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010