и на Руси встречающейся в основном в московских памятниках. Автор отмечает, что пелена «близка к образу вмц. Екатерины на миниатюре из Евангелия Тиминича», и «одежды сохраняют старую цветовую символику» (Меняйло 2000. С. 56). В. А. Меняйло считает, что вариант московской иконографической традиции, идущий «от шитой пелены из Вознесенского монастыря», прослеживается до конца XVII в., а также подчеркивает связь культа Екатерины с царствующим домом (Там же. С. 104). Иногда Екатерина изображается как чистая дева и без короны. Нередко (в новгородском варианте) она предстает в сцене «Моления о пароде», как на новгородской пелене XV – начала XVI в. или на московской иконе первой чет-верти XVI в. (см.: Маясова 1971 (1). Ил. 22 и 23; Антонова, Мнева 1963. Т. 2. 411). В более поздних памятниках над нимбом Екатерины иногда изображают мученический венец, которым ее венчают ангелы 424 Для сравнения см.: Николаева 1971. Табл. 74, 75. Палеография пелены ближе всего к покрову «Сергий Радонежский» вклада Василия III 1525 г. в Троице-Сергиев монастырь (Сергиево-Посадский музей, инв. 410). 426 В 1894 г. А. Пшеничников, описывая Вознесенский монастырь, упоминает икону «Никола Можайский в 1 аршин XVII века, шита по шелковой бланжевой земле шелком и по местам золотом, на полях белым шелком тропарь святому» (Пшеничников 1894. С. 64). Вероятно, «бланжевым» (песочным) шелком заменили первоначальную малиновую камку в XVIII – начале XIX в. В краткой Описи Вознесенского монастыря 1920 г. значится по-прежнему – «все шитье переложено на новую шелковую ткань песочного цвета... Подкладка не сохранилась... начало XVII в.». Однако фон этот, по-видимому, сильно обветшал, так как в Описи 1922 г. икона (здесь пелена) уже числится на малиновой тафте. От «бланжевого» шелка до реставрации 1978 г. оставалась упомянутая небольшая полоса с орнаментом тамбурным швом белой нить. внизу левой каймы (см.: Маясова 1971 (1). Ил. 42). Из-за этой вставки порядок надписи был перепутан, а произведение имело больший размер (96х73,5).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

СОХРАННОСТЬ И РЕСТАВРАЦИЯ Большие утраты шелкового шитья и в личном и в одеждах, полностью утрачена надпись на свитке, пещера сохранилась частично. Потертости и утраты в золотном шитье, особенно в литургической надписи. Древняя ткань па каймах сечется, имеет прорывы и штопки. Изображение на среднике вырезано по контурам и переложено в XVIII в.(?) на малиновый репс с новыми надписями. Этот фон также имеет прорывы и штопки. Каймы из репса, лопасти и подкладка позднейшие. ИКОНОГРАФИЯ Здесь изображен основной эпизод из Жития Пахомия Великого , одного из основателей монашеского общежития в начале IV в. По преданию во время пустынножительства Пахомия в Египте к нему явился ангел в схимнических одеждах и вручил ему «Правила схимнической жизни», повелев построить монастырь и, собрав братию, облачиться в новые одежды. Встречающиеся в древнерусском искусстве изображения этого эпизода различаются лишь в деталях 477 . Интересно, что в описях Соловецкого монастыря XVI в. эта сторона хоругви названа «Явление архангела Рафаила Великому Пахомию в пещере», что нам не встречалось ни в других документах, ни в произведениях искусства. Обычно «Явление Пахомию» связывают с архангелом Михаилом. АТРИБУЦИЯ Дата выполнения хоругви и ее заказчик указаны в надписи на ней и во Вкладной книге Соловецкого монастыря XVII в. (?) 478 . Предположение об изготовлении хоругви в Новгороде высказано на основании близости ее к некоторым новгородским произведениям, возможно выполненным по замыслу того же вкладчика (хоругвь из новгородской церкви Никиты Великомученика с изображением на одной стороне Софии Премудрости Божьей, а на другой – Николы, Никиты Новгородского, преподобных Антония и Феодосия Печерских 479 ). На новгородской хоругви также вышиты основатели общежитийных монастырей. Сюжет хоругви Шахова был актуален для Соловецкого монастыря, где в те годы архимандритом Филиппом Колычевым вводился строгий монастырский устав. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Опись Соловецкого монастыря 1570, л. 19 об., 24; Опись Соловецкого монастыря 1582, л. 59 об.; Опись Соловецкого монастыря 1597, л. 70; Книга вкладная Соловецкого монастыря 1539–1776 (1), л. 192, 196 об, – 197; Книга вкладная Соловецкого монастыря 1539–1776 (2), л. 259 об. и л. 264; Опись Преображенского собора Соловецкого монастыря 1923, л. 36, 256; Опись Соловецкого собрания 1928/1, 489; Опись Оружейной палаты 1948, д. 43, 2953 соб.; Маясова 1990 (2); Маясова 2003. С. 75–77, ил. 3. 25. ПЕЛЕНА БОГОМАТЕРЬ ОДИГИТРИЯ (СМОЛЕНСКАЯ)

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

275 К первому периоду работы светлицы в доме боярина Дмитрия Годунова относится и другая плащаница, хранящаяся в Костромском музее (инв. 6087), а также хоругвь с изображением на одной стороне Святой Троицы, а на другой – апостола Филиппа, Ипатия и Димитрия Солунского (Там же, инв. 13941). См.: Маясова 1984. С. 34–37, ил. 1, 2 и с. 41. 276 Створки вложены Борисом Годуновым в 1601 г. к рублевской «Троице» (Сергиево-Посадский музей, а створки к «Троице» 1586 г. вклада Дмитрия Ивановича – в Ипатьевский монастырь (см.: Антонова, Мнева 1963, 547. С. 152–154, ил.49:51). 278 Плащаница до 1929 г. находилась в Костромском музее. Настоящее ее местонахождение нам неизвестно. 279 Интересно, в свою очередь, отметить, что н делах царицыной светлицы XVII в. значится несколько произведений шитья, выполненных специально для посылки в Астрахань: 3 июля 1640 г. «иконники Баженко Савин, Марк Матвеев знаменовали образ Богородицы Влади-мирской, что велено по государеву указу послать в Астра-хань»; 16 января 1641 г. «иконописец Федька Тимофеев знаменил под шитье около пелены Богородицы Одегитрея коймы, что послана в Астрахань, 6 дней» (Забелин 1901. С. 720). 281 Из той же мастерской вышли: хоругвь с изображением Троицы и Спаса Нерукотворного 1648 г. вклада Фетиньи в Новоспасский монастырь (Музей «Коломенское», инв. и Т-44), сударь «Богоматерь Воплощение» (Там же, инв. Т–11), набедренник с орнаментальным шитьем, вложенный в 1659 г. в Чудов монастырь (Музеи Московского Кремля, инв. ТК-1282). 282 В описях Архангельского собора других покровов с изображением князя Михаила Черниговского не упоминается. 283 Кирилло-Белозерский музей, инв. К мастерской Одоевских относится также покров на гроб Ивана Ивановича Одоевского 1629 г. (Сергиево-Посадский музей, ни». 2429), палица «Распятие» (кат. 125), покров «Кирилл Белозерский» (Кирилло-Белозерский музей, инв. 40/627, см.: Маясова 1989 (I). С. 222); а также напрестольная пелена «Похвала Богородицы» 1671 г. (Музей «Ново-девичий монастырь», инв. 750/8335, см.: Косицына 1995. С. 123–125).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

СОХРАННОСТЬ Потертость шитья, ткань фона выцвела, имеет прорывы и штопки. Утрачена кайма, подкладка новая. ИКОНОГРАФИЯ На пелене представлен один из вариантов «дорублевской» иконографии Святой Троицы – «Гостеприимство Авраама», отличающийся строгой симметрией композиции. Пелена, по-видимому, предназначалась для местной иконы Успенского собора Кремля, в первой половине XVII в. стоявшей слева от царских врат, а затем в середине XVII столетия по распоряжению патриарха Никона перенесенной на северную стену «в заворот» к иконостасу, где она находится и ныне. Эта икона, как свидетельствуют расчистки головы одного из ангелов и фигуры Сарры, была создана в XIV в. До нас она дошла под записью 1700 г. Тихона Филатьева 883 . Однако иконография пелены лишь в общих типовых чертах соответствует древней иконе (наличие Авраама и Сарры, поднятые крылья среднего ангела). Она не повторяет и живопись Тихона Филатьева. Можно предположить, что образцом для нее послужила промежуточная (до 1700 г.) запись. Следует отметить также, что выполненная далеко от Москвы в вотчинах Строгановых пелена должна была, вероятно, передавать лишь общую композицию иконы, что характерно для подвесных пелен. АТРИБУЦИЯ Принадлежность пелены к мастерским Строгановых доказывают художественные и технико-технологические особенности, в том числе такие характерные признаки, как брови вразлет, оттенения в личном с подглазиями и полосками к вискам, яркие волосы, развитое золотное шитье с описью «веревочкой» 884 . Монументальные фигуры с тяжелыми ликами и крупными ступнями, стремление двойной чертой передать объем носа свидетельствуют о самом конце XVII в. или даже начале следующего. А.В. Силкин предположил, что это произведение могло быть хоругвью 885 . Однако, на наш взгляд, его размер более соответствует подвесной пелене. В Описи Оружейной палаты значится: «Спорок с пелены первой половины XVII века». ВЫСТАВКИ 1989–1990 Москва, 30. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг. д. 13, 12224; Маясова 1985. С. 212, ил. 70; Маясова 1989 (2). С. 78–79; Сгшшм1992(2). С. 154–156; Силкин2002. С.367–368. 175. 149. ПОКРОВ НАДГРОБНЫЙ МИТРОПОЛИТ АЛЕКСИЙ

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

ИКОНОГРАФИЯ На Руси Димитрий Солунский чтился как покровитель князей еще в домонгольский период (см. икону с изображением Димитрия Солунского на троне XII в. 348 , а также икону 1113 г. с Димитрием в рост 349 ). В Успенском соборе Московского Кремля с XIV в. хранилось его изображение, по преданию написанное на гробовой доске из Солуни. Особенное развитие культ Димитрия получил в вв. Святой изображается обычно молодым в воинских доспехах с оружием. Данный памятник относится к иконографическому типу, распространившемуся в московском искусстве в начале XV в. в связи с развитием высокого иконостаса 350 . АТРИБУЦИЯ Произведение в описях Музеев Кремля и в литературе значилось пеленой с широкой датировкой – XV в. Изображение Димитрия в одеждах не воина, а мученика, его молитвенная поза дали основание считать его частью шитого походного иконостаса 351 , подтверждением чего являются несколько произведений из того же комплекса, хранящихся в разных музеях 352 . Силуэт фигуры, постановка ног, расположение складок одежд напоминают изображение на одноименной иконе из деисусного чина Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры 353 . Общие стилевые особенности, техника шитья, палеография 354 дают возможность считать произведение выполненным в Москве в первой трети XV в. и предполагать, что его знаменщиком был ближайший последователь Андрея Рублева 355 . ВЫСТАВКИ 1967–1968 Париж, 219; 1991–1992 Москва; 1992 Москва. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 16, 17330; Маясова 1971 (1). С. 12–13, ил. 9; Маясова 1971 (3). С. 46, ил. 16; Государственная Оружейная палата 1988. С. 324. 7. ВОЗДУХ БОЛЬШОЙ («ПУЧЕЖСКАЯ ПЛАЩАНИЦА») ПОЛОЖЕНИЕ ВО ГРОБ Новгород, мастерская архиепископа Евфимия, 1441 Тафта (XV в., Италия?), золотный атлас (XIV в., Лукка 356 ), холст (XIX в., Россия), шелковые, серебряные и золотные пряденые нити; ткачество, шитье. 175х255; без внешней каймы – 125х205 Вклад новгородского архиепископа Евфимия в Вяжицкий монастырь (?). Принадлежал церкви Воскресения «на Пушавке» в Пучеже 357 . Поступил в 1930 г. из Воскресенской общины Пучежа Ивановской области 358

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

СОХРАННОСТЬ И РЕСТАВРАЦИЯ Утраты шитья на теле Младенца, руках и ногах святых, в надписях. Золотные нити потерты. Ткани выцвели, секутся, помяты, имеют штопки. Сударь был реставрирован сотрудниками ГЦРМ в 1922 г. (укреплено золотное шитье, закреплены прорывы ткани, иод прорывы на фоне и кайме подведена ткань того же цвета, подведена новая подкладка) 342 . ИКОНОГРАФИЯ На сударе представлен один из эпизодов Жития творца литургии Василия Великого , архиепископа Кесарийского – «О евреянине чудо» (в другой редакции «О жидовине»), когда «евреин некый», зайдя в церковь , «зрит младенец раздробляем на оуды в роукоу Василиеву». Пораженный таким наглядным выражением евхаристического чуда, евреин «веровав убо, яко воистину страшно и преславно есть христианское таинство» 343 . Сюжет имеет антиеретическую направленность, в данном случае, видимо, против стригольников, относящихся отрицательно к исповеди и причастию, к самой церкви как посреднице между христианами и Богом. Встречается крайне редко. Молено упомянуть клеймо иконы «Преображение с деяниями», описанной в 1488 г. в послании новгородского архиепископа Геннадия суздальскому епископу Нифонту 344 ; фреску придела Василия Кесарийского кремлевского Благовещенского собора; росписи 1691–1695 гг. в жертвеннике церкви Иоанна Предтечи в Толчкове и росписи некоторых сербских церквей 345 . АТРИБУЦИЯ Сударь «Литургия Василия Великого » предназначался для покрытия дискоса и составляет комплект с суда, рем «Деисус» (кат. 4). Кроме доводов, приведенных в кат. 4, следует добавить московское «аканье» ( авъставлнье ) в надписи этого сударя 346 . ВЫСТАВКИ 1989–1990 Москва, 3; 1991 Москва, 12; 1991–1992 Москва; 1992 Москва; 1997 Москва. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Описи Успенского собора 1876. Стб. 448; Опись Успенского собора 1841–1843, Л. 256; Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 13, 12228; Маясова 1985. С. 196–197; Маясова 1986. С. 409–419. 6. ИКОНА ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ Москва, мастерская великой княгини Софьи Витовтовны, первая треть XV в.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

СОХРАННОСТЬ Утрачен древний позём. Вставка из тафты – поздняя (?). Шитье на лике и правой руке сильно загрязнено. Золотные нити местами отстают. Полосы, обрамляющие каймы, смещены в местах соединения кусков ткани фона. Фон ветхий, имеет многочисленные прорывы и грубые штопки (местами виден холст). На кайме – ржавые прорывы от гвоздей. На подкладке – прорывы и загрязнения, пришито пять матерчатых петель. ИКОНОГРАФИЯ Иконография покрова традиционная и соответствует рекомендации иконописных подлинников. Несколько необычна лишь форма шапки с заостренным верхом, тогда как на всех остальных дошедших до нас покровах на митрополите изображена круглая святительская шапка с херувимом на очелье. На окладе Евангелия обычно изображены крест или Голгофа и только на покрове, вложенном Алексеем Михайловичем в 1650-х гг. (кат. 119), как и на строгановском, – Распятие. Изображение правой руки митрополита встречается в двух вариантах: с молитвенно сложенными пальцами и благословляющей. АТРИБУЦИЯ Отдельные иконографические, художественно-стилистические и технологические особенности изображения (тип лица с тонкими чертами, круглые брови и большие глаза, тщательное шитье в личном сероватым шелком, применение цветной нити для описи черт и контуров, развитое золотное шитье) – те же, что и на почти одновременно вложенном покрове митрополита Петра (кат. 112), характерны для мастерской Анны Ивановны Строгановой середины XVII в., что дает основание считать вкладную надпись, нашитую на подкладке покрова, принадлежащей этому произведению, о чем свидетельствует и Опись Успенского собора. Хотя в надписи значится, что покров «совершен» в 1657 г. «по обещанию» Григория Дмитриевича, однако обещание, возможно связанное с болезнью, от его имени дала мать, так как покров был выполнен вскоре после рождения Григория. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Описи Успенского собора 1876. Стб. 612; Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 13, 12502; Георгиевская-Дружинина 1929. С. 113; Маясова 1971 (1). С. 33, ил. 55; Маясова 1985. С. 211, ил. 69; Государственная Оружейная палата 1988. С. 324; Силкин 1992 (1). С. 94–95; Силкин 1992 (2). С. 23; Силкин 2002. С. 234, 50. 114. СУДАРЬ БОГОМАТЕРЬ ЗНАМЕНИЕ

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

892 Плащаница хранится н действующем Успенском соборе Смоленска (см. о ней: Маясова 1960 (1). С. 49–50, табл. 2). 893 Книга вкладная Соловецкого монастыря 1539–1776 гг., л. 187. «Горный монастырь» – это, несомненно, Горицкий девичий монастырь близ Кириллова, куда в XVI в. была сослана княгиня Евфросиния Старицкая и где с тех пор процветало вышивальное искусство. (См.: Денисов 1908. С. 605). 894 См.: Маясова 1996. С. 388–398. Удалось выявить около тридцати произведений мастерской. В Музеях Московского Кремля хранятся вместе с плащаницей шестнадцать произведений этой мастерской (см. Приложение). О произведениях мастерской в других музеях см. вступительную статью к данному каталогу. 904 Современный тропарь митрополиту Ионе несколько отличается. См.: Минея, июнь 15. М., 1986. Т. 10, ч. 1. С. 558. 912 Здесь наиболее полный текст песнопений из всех имеющихся на покровах с изображением Зосимы Соловецкого. 914 Покров 1583 г. (кат. 35), покров 1590-х гг. (кат. 58), покров 1661 г. в ГРМ, инв. ДРТ-301. См.: Силкин 2002. С. 237–238. 917 Это наиболее полный текст песнопения Савватию Соловецкому из всех имеющихся на надгробных покровах святого. 918 Покров 1585 г. (кат. 36) и покров 1661 г. в ГРМ, инв. ДРТ-300. См.: Силкин 2002. С. 237. 51. 929 В Описи Оружейной палаты 1914–1930-х гг. значится акт от 30/V 1919 г., разыскать который нам не удалось. 931 Боковые каймы заходят на спины и крылья ангелов, что вызывает сомнение в одновременности средника и кайм. 939 По исследованиям И. И. Вишневской, подобные ткани с христианскими мотивами в XVI и XVII вв. вырабатывали в Стамбуле и других ткацких центрах Турции специально для продажи в христианские страны (см.: Вишневская 1984. С. 83–101). В Описи Оружейной палаты ткань числится как золотный шелк с о. Хиос. 947 Следует обратить внимание, что так же шиты крылья у архангелов, изображенных на двух сударях, входящих в этот комплект, причем независимо оттого, шиты они по желтому или красному фону. 955 См.: Силкин 1990. С. 53–69, ил. 1. Плащаница была вышита в Казани супругой «большого воеводы» Юрия Ивановича Темкина-Ростовского и послужила образцом для двух других плащаниц (см.: Там же. С. 64, ил. 6, 7, а также: Завьялова, Каргалова 1995. С. 70–72).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

СОХРАННОСТЬ И РЕСТАВРАЦИЯ Изображения вырезаны по контурам и переложены с древнего фона на красный штоф с узором крупных цветов и листьев. На этот же штоф пришиты и фрагменты древней желто-песочной камки с именами евангелистов, между букв прошито новым малиновым шелком. На фигуре льва и ореолах имеются утраты шитья, золотное шитье потерто. Первоначальные каймы утрачены. Муар на позднейших каймах выцвел, сечется. Подкладка загрязнена, имеет прорывы и следы воска. На ее нижней стороне заплата из розового узорного ситца. Наверху – две петли из серебряной тесьмы. ИКОНОГРАФИЯ Изображение Спаса Вседержителя в окружении крупных символов евангелистов не характерно для сударей. АТРИБУЦИЯ Сударь значится как вклад Дмитрия Ивановича Годунова в Переписной книге Ипатьевского монастыря 1595 г. В Описи Оружейной палаты отмечено, что сударь находился в ризнице Ипатьевского монастыря, куда передан из костромского Богоявленского монастыря. В акте сударь датирован 1609 г., однако он числится в Ипатьевском монастыре, согласно описи, уже в 1595 г. Тип лика Спаса, схожий с изображением Спаса на кайме плащаницы 1580-х гг. того же вкладчика 545 , другие художественные и технологические особенности, как, например, отсутствие в золотом шитье ярких цветных прикреп и наличие рядом с золотым шитьем цветных шелков, свойственных годуновской мастерской 1590-х гг., дают основание датировать сударь временем, когда мастерской в доме Дмитрия Годунова руководила его вторая жена Матрена, чему не противоречит и тонкий рисунок изображения. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Переписные книги Ипатьевского монастыря 1890. С. 21; Каталог Костромского церковно-археологического общества 1914. С. 17. 90; Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 17, 19042; Маясова 1971 (3). С. 415, примеч. 84, табл. 146; Маясова 1984. С. 42, примеч. 52. 41. СУДАРЬ ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ Москва, мастерская Матрены Годуновой, 1590–1594 Камка двух видов (XVI в., Италия), холст (XX в., Россия), шелковые, пряденые и сканые серебряные и золотные нити; ткачество, шитье.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

804 Акт от 5/V 1920 г. – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20, 1920 г., д. 4, л. 20. В Патриаршую ризницу покров был передан в 1890-х гг. (ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 21, 1893–1989 гг., д. 28, л. 51). 805 Акт от 1920 г. – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20, 1920 г., д. 4, л. 6 об. Покров был передан из собора в Патриаршую ризницу в 1890-х гг. (ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 21, 1893–1898 гг., д. 28, л. 54). 806 Покров «Митрополит Иона», кат. «Митрополит Филипп», кат. «Царевич Димитрий», кат. 808 Крышка от древней раки хранится в Музеях Московского Кремля инв. МР-9989; размер 152х60 (см.: Ненарокомова, Сизов 1978. С. 52, ил. на с. 53). В 1812 г. серебряный оклад древней раки, за исключением крышки, вероятно спрятанной, был похищен солдатами Наполеона, и в 1813 г. была сделана новая рака. 811 В Описи Оружейной палаты сказано: «Прорывы ткани и под-кладки от разрыва снаряда в помещении 6. Патриаршей ризницы в октябре 1917 г.». 813 Так называет ткань В. К. Клейн в своем очерке о древних тканях (см.: Клейн 1925. С. 47, рис. 31 на с. 46). Архиепископ Савва отмечает, что «этот саккос относился к числу дорогих облачений и употреблялся только по праздникам» и что «приклад снят с Евдокимовского саккоса» (Савва 1883. С. 22). 818 См., например, их изображения на пелене первой половины XVI в. в ГИМ, инв. РБ-4 (Маясова 1971 (1). Ил. 41). 820 См.: Сергиево-Посадский музей, инв. 2429 (деталь надписи на покрове см.: Свирин 1963. Ил. на с. 132). Это дало нам основание вначале предположить, что палица вышла из этой мастерской (см.: Маясова. 1997). 822 См.: Соломина 1982. С. 44–47, и Другие произведения, вложенные им в этот монастырь, см.: Там же 10. 823 Акт от 1927 г. – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20, 1927 г., д. 20, л. 41 об., 13 (назван подвесной пеленой). 824 Содержание надписи устанавливается по сохранившимся фрагментам. В современном прочтении: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго ти сына именуя, и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Являйся Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе» (Минея. Январь 6 часть первая. М., 1983. С. 236, 6 января).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010