744 Хранившийся в Соловецком монастыре до 1923 г., а затем переданный в Русский музей покров с изображением митрополита Филиппа (ГРМ, шт. ДРТ-308), который Л. Д. Лихачева считает вышедшим в 1590-х гг. из мастерской Ирины Годуновой (см.: Лихачева 1980. С. 52–53), мы относим к началу 50-х гг. XVII в. (см.: Маясова 2003. С. 82–84). 745 Митрополит Филипп – в миру Федор Степанович Колычев, происходил из знатного боярского рода, служил при дворе Елены Глинской, прославился воинской храбростью, любил «книжное учение». Постригся в 1537 г., по-видимому, в связи с раскрытием заговора князя Андрея Старинного, в котором участвовали многие его родичи. Был сначала монахом, а с 1545 г. – игуменом Соловецкого монастыря, где завел обширное хозяйство, открыл разные промыслы, провел дороги и каналы, начал каменное строительство, учредил твердый монашеский устав. В 1550–1551 гг. вызывался в Москву для «государственных дел», пользовался уважением Ивана Грозного, в 1566 г. был избран московским митрополитом, но за выступления против опричнины в конце 1568 г. лишен сана и после недолгого содержания в Богоявленском и Никольском монастырях отослан в тверской Огрочь монастырь. 23 декабря 1569 г., во время ливонского похода, ближайший к царю опричник Малюта Скуратов, отделившийся с небольшим отрядом от войска, прискакал в Отрочь монастырь и задушил опального митрополита, похоронив его за алтарем монастырской Троицкой церкви. В 1591 г., по просьбе соловецкого игумена Иакова, останки Филиппа были перенесены в Соловецкий монастырь и похоронены под папертью придела Зосимы и Савватия Преображенского собора, где началось его местное почитание. В 1646 г. происходит открытие его мощен, перенесенных в собор. В 1652 г. по постановлению церковного собора новгородский митрополит (вскоре – патриарх) Никон едет на Соловки за мощами Филиппа с грамотой от царя, в которой тот просит Филиппа «разреши согрешение прадеда нашего». Мощи были привезены в Москву и положены в серебряную раку у иконостаса кремлевского Успенского собор.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Тверского музея и ГЭ - см.: Маясова Н. А. Группа памятников моск. шитья времени Дионисия//Ферапонтовский сб. Ферапонтово, 1999. Вып. 5. С. 208-222; Дионисий - «живописец пресловущий». 2002. Кат. 54, 55, 57). Однако это предположение необоснованно, поскольку во всех таких произведениях, судя по иконографическим признакам (непокрытая голова, длинная узкая борода), представлен прп. Евфимий Великий (ср. его фигуру на упомянутой иконе Божией Матери «Одигитрия»). Столь же маловероятно, что именно Е., а не прп. Евфимий Великий представлен на нижней кайме пелены 1-й трети XVI в. с фигурами свт. Николая Чудотворца, др. святителей и преподобных (ГИМ, см.: Маясова Н. А. Древнерус. шитье. М., 1971. Табл. 41), хотя присутствие редких для этого времени изображений рус. святых (святителей Московских Феогноста, Филиппа I и Ионы, преподобных Пафнутия Боровского и Никиты Переяславского) не позволяет исключить данную гипотезу. В таком случае в ранний период образ Е. мог наделяться иконографическими особенностями соименного палестинского святого. Другие изображения Е., созданные до посл. трети XVI в., пока неизвестны, хотя есть основания полагать, что к этому времени, после канонизационных Соборов 1547-1549 гг., уже сложилась достаточно устойчивая традиция его иконографии. На это косвенно указывают строительные работы в Спасо-Евфимиевом мон-ре, в т. ч. возведение существующего собора 50-60-х гг. XVI в. с приделом во имя преподобного, а также составление пространной редакции Жития Е. и возникшая в сер. XVI в. традиция упоминания «чудотворца Евфимия» в связанных с мон-рем юридических актах (см.: Баталов А. Л. К вопросу о датировке собора Спасо-Евфимиева мон-ря//Суздальский Спасо-Евфимиев мон-рь в истории и культуре России. 2003. С. 40-50; Клосс. 2001. Т. 2. С. 370-373; Акты суздальского Спасо-Евфимиева мон-ря, 1506-1608 гг./Сост.: С. Н. Кистерев, Л. А. Тимошина. М., 1998). Одно из немногочисленных изображений Е., относящихся к посл. трети XVI в., помещено на шитой пелене 70-80-х гг. XVI в.

http://pravenc.ru/text/187661.html

Сходен с покровом мотив цветных (красных) углов, шитых по епитрахили. К облику святого на покрове из собора св. Софии восходит фигура Н. на оборотной стороне 2-сторонней лицевой хоругви, вложенной в Соловецкий монастырь старцем Исааком Шаховым и находившейся в монастырском Спасо-Преображенском соборе (1562, упомянута уже в монастырской описи 1570 г.: Дмитриева, Крушельницкая, Мильчик. 2003. С. 63, 114, 187-188; ныне в ГММК; Маясова. 2004. Кат. 24). Святой стоит справа от главной сцены «Видения Ангела Пахомию» (по сохранившейся монастырской описи 1582 г.: «Явление ангела Рафаила Великому Пахомию в пещере»). Голова его не покрыта, так что видны короткие волосы, слегка свивающиеся над ушами, открывая, безбородое лицо. Одежды на нем почти однотонные: серебристая фелонь с кругами и красной подкладкой, омофор, подризник, епитрахиль с цветными «ячейками», напоминающими шитье цветными узорами или камнями. На правой руке святитель держит закрытый кодекс, левой благословляет. Несмотря на отсутствие гуменца, лик Н., пропорции его фигуры, жесты и атрибуты ближе всего к лицевому надгробному покрову сер. XVI в. (ок. 1558). Группу ранних шитых изображений Н. дополняет пелена «Свт. Никита Новгородский и свт. Петр, митр. Московский» (ГИМ), к-рую Н. А. Маясова датировала 1-й пол. XVI в., указывая на орнамент как на «своеобразную подпись» новгородской мастерской Настасьи Овиновой, а также на художественное решение в традициях лицевого шитья эпохи Дионисия; Петров указывает на примеры использования того же орнамента на новгородских памятниках сер. XVI в., что в сочетании со сведениями агиографии позволяет атрибутировать пелену как произведенную после 1558 г. Новгородский святитель вновь представлен в позе моления, в епископских одеждах, с непокрытой головой и ликом без бороды и усов. Молитвенная поза Н. в сочетании с его обращением к медальону, в к-рый заключена полуфигура Московского митрополита свт. Петра, по мнению Петрова, указывает на образ смирения Новгородской кафедры перед Московской митрополией, которая за век до этого получила право ставить в Новгороде архиепископа.

http://pravenc.ru/text/2565346.html

Богослужебные шитые предметы из ризницы М. В. м. многообразны. Поручи с образом Благовещения Богородицы, шитые в России в кон. XVI - нач. XVII в. ( Пшеничников. 1894. Рис. 13-14) Маясова по технологическим особенностям (развитое золотное шитье, применение шелка лишь в личном, отсутствие оттенений в личном, характер растительного орнамента, палеография полууставных надписей, упрощенный рисунок при особой орнаментальности) считала работой укр. мастера-знаменщика. Вкладом князей Голицыных был набор из 3 сударей (покровцов на служебные сосуды), из к-рых изображение самого крупного, с образом лежащего на одре Спасителя, было опубликовано еще в кон. XIX в. ( Пшеничников. 1894. Рис. 3). Этот комплект (1643; ГРМ; см.: Рус. мон-ри: Искусство и традиции: Кат. выст. СПб., 1997. С. 117-119) был передан из М. В. м. в 1913 г. для торжественного богослужения в придворную ц. в честь Феодоровской иконы Божией Матери в Царском Селе (ныне Пушкин) и, вероятно, поэтому остался в новой столице. На сударе в конце литургической надписи вышита фамилия вкладчиков (Голицыны), а на фоне средника на сударе «Агнец Божий» помещена вкладная надпись, содержащая офиц. упоминание государя, год создания этого предмета, имя вкладчицы, старицы Александры (Голицыной), вложившей в мон-рь этот комплект покровцов «на вечное поминание». Очевидно, как личный вклад в обитель был вложен комплект богослужебных тканей, сударей на чашу для Св. Даров с изображением Христа, «Агнец Божий» и Богородицей «Знамение» или «Воплощение» ( Пшеничников. 1894. Рис. 4-6). Маясова опубликовала это шитье как произведения 2-й пол. XVII в. В мон-ре хранилась лицевая вышитая епитрахиль кон. XVII в. с образами святителей и богатым орнаментальным узором ( Пшеничников. 1894. С. 64-65. Рис. 11). О некоторых произведениях, возможно также созданных в М. В. м., известно лишь из письменных источников. Во Вкладной книге (1648) Высоцкого серпуховского в честь Зачатия Пресвятой Богородицы монастыря упоминается вклад, сделанный в 1631 г., кнг. Марина «Вознесенского московского монастыря» вложила в серпуховскую обитель «полицу» (палица, епигонатий), шитую золотом и серебром, ее сюжет из Богородичного цикла - «Зачатие св. Анны», надпись содержит имя заказчицы и вероятной исполнительницы шитья. За этот вклад следовало поминать «иноку Марину». Поскольку упоминание вклада идет после перечисления вкладов семьи Бибиковых, возможно, к ней принадлежала и мон. Марина. Но если учитывать сведения из приписки на полях, вероятно, она была из рода князей Кривоборских, вотчинников с Белоозера (Вкладная книга серпуховского Высоцкого мон-ря/Сост.: С. С. Ермолаев, Е. В. Лыкова, В. В. Шилов. М., 1993. С. 38). Традиции лицевого шитья сохранялись в мон-ре и позже. Так, в правление игум. Евгении (Виноградовой), с 1893 г. до закрытия мон-ря в кон. 1918 г., работали златошвейные мастерские. В 1903 г. был закончен шитый лицевой покров на гробницу прп. Евфросинии Московской. Некрополь

http://pravenc.ru/text/2564202.html

47, 49,50, 54, 57, 63). Отличие только в отсутствии вкладной надписи на фоне. АТРИБУЦИЯ Драгоценность материала, художественные и технологические признаки не противоречат приведенному в кат. 80 документу, относящемуся ко всему комплекту и датирующему его 1627 г. ВЫСТАВКИ 1988 Нью-Дели, 71. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Опись Благовещенского собора 1924, 294; Опись Оружейной палаты 1948, д. 42, 691 соб.; Маясова 1990 (1). С. 84, ил. 228 (с ошибочной датой). 83. ПЛАЩАНИЦА ПОЛОЖЕНИЕ ВО ГРОБ Москва, мастерская Вознесенского монастыря (?), 1627. Камка (XVII в., Италия), хлопчатобумажная крашенина (XVII в., Россия), шелковые, серебряные и золотные пряденые и сканые нити; ткачество, шитье. 87х168 Вклад в кремлевский Вознесенский монастырь. Поступила из Вознесенского монастыря в 191 9 г. 651 Инв. ТК-2955 Кат. 83 На среднике по малиновой камке вышито изображение лежащего во гробе Христа с перекрещенными на чреслах руками. Его голову поддерживает Богоматерь, склонившаяся к лику Сына. Она сидит на скамье, украшенной балясинами и трехлепестковыми цветами. Ноги ее покоятся на подножии. За Богоматерью, прижав ладонь к щеке, склонилась Мария Клеопова (?). За нею – Мария Магдалина, рвущая обеими руками распущенные волосы, за женами виден ангел, держащий в руках рипиду. В изножии гроба припадают к телу Христа Иоанн и Иосиф, скрестившие руки на груди. За ними склонились Никодим и ангел с рипидой. На рипидах, имеющих форму квадрифолия и заходящих на изображение неба, – серафимы. Внизу перед гробом – плащаница, изображенная в виде двойной горки. По сторонам ее – два ангела, держащие ромбовидные рипиды с серафимами. Вверху над гробом в сегменте неба изображены: Святой Дух в виде голубя в ореоле, от которого исходят три луча, и Солнце и Луна в виде оплечных фигур царя и царицы. В углах средника – сегменты с крылатыми оглавными символами евангелистов: наверху в левом углу – ангел, в правом – орел, внизу – телец и лев (плохо отличимые). Личное шито некрученым песочного цвета шелком «в раскол» «по форме» с небольшими оттенениями в лицах и на теле Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

1991–1992 Москва – Московский Кремль сквозь века (без каталога). 1992 Москва – «Преподобный Сергий Радонежский» (600-летие памяти) (без каталога). 1993–1994 Москва – Реставрация музейных ценностей в России (без каталога). 1995–1996 Роттердам – Treasures of the Tsar: Court Culture of Peter the Great from the Kremlin. Museum Boumans-van Beumingen Rotterdam. Dezember 10th 1995 – Februaru 4th I996. [Rotterdam, 1995]. 1995–1996 Санкт-Петербург – Топика (США) – Treasures of the Czars from the State Museums of the Moscow Kremlin. Presented by Florida International Museum St.Peterburg. -London, 1996 Москва – Реставрация музейных ценностей в России (без каталога). 1997 Москва – Москва и греческая художественная культура (без каталога). 1999 Москва – Патриаршество в России. Традиции и современность: Выставка, посвященная 70-летнему юбилею Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II. М, 1999. 1999 Москва – Реликвии царской усыпальницы. Святой царевич Димитрий (без каталога). 2000 Москва – Христианские реликвии в Московском Кремле: Каталог/Ред. и сост. А. М. Лидов. М., 2000. 2000 Москва – «Спас Нерукотворный» в русской иконе. Исследования: Каталог произведений/авторы-составители Л. М. Евсеева, А.М. Лидов, Н.П. Чугреева (в печати). 2001 Москва – Первосвятители Московские. М., 2001. 2001 Москва – Сохраненные святыни Соловецкого монастыря: Каталог/Авт. вст. ст. Т. А. Тутова. М., 2001. 2002 Москва – Искусство женского рода: Женщины-художницы в России XV–XX веков. М., 2002. 2002–2003 Москва – Дионисий, живописец пресловущий. М., 2002. 2002–2003 Мемфис, Топика (США) – Czars: 400 Years of Imperial Grandeur/Essays by I.A. Bobrovnitskaya, A.K. Levykin, M.V. Martynova et al.; Ed. А.К. Levykin: Wonders-Memphis; Kansas International Museum – Inc. Topeka, Kansas, Memphis, 2002 2003 Москва – Царский храм: Святыни Благовещенского собора в Кремле. М., 2003. Читать далее Источник: Древнерусское лицевое шитье: каталог/Н. А. Маясова. - М.: Крас. площадь, 2004. - 495 с.: ил., цв. ил.; 29 см. - (Музеи Московского Кремля/Гос. ист.-культур. музей-заповедник " Моск. Кремль " ).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

По мнению И.А. Стерлиговой, пелена предполагалась для покрытия напрестольного Евангелия. ВЫСТАВКИ 1931–1939 Москва; 1969 Москва; 1979 Нью-Йорк, 83; 1979–1980 Париж, 1982 Мехико, 66; 1982–1983 Рим, 69. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 13, 12468; Маясова 1971 (1). С. 29, ил. 47. 34. ПОКРОВ МИТРОПОЛИТ ПЕТР Москва, мастерская инокини Александры в Новодевичьем монастыре, 1574 Камка (XVI в., Италия), полосатая ткань (XVII в.?, Средняя Азия), шелковые, серебряные, золотные пряденые и сканые нити; ткачество, шитье. 200х105 Вклад инокини Александры (княгини Ульянии) в Успенский собор Московского Кремля. Митрополит изображен на голубой камке прямолично, в рост, правая рука его в молении поднята к груди, левая держит у груди Евангелие с изображением на окладе Спаса на престоле. На митрополите крестчатый саккос, омофор и клобук. Лик шит тонким блестящим некрученым шелком золотисто-песочного цвета «в раскол» с едва заметными сероватыми оттенениями по абрису и бровям. Подчеркнуты впадины под глазами, морщины на лбу. Тонкие черты лица с большими миндалевидными глазами «прорисованы» коричневым шелком. Борода и усы шиты серовато-песочным шелком. Подушка на престоле Спаса на Евангелии шита малиновым некрученым шелком. Все остальное шито прядеными золото-серебряными нитями с цветными прикрепами (на Евангелии – густыми) разнообразными швами («черенок», «городок», «двойная и тройная ягодка», «крестчатый городок», «клопчик», «разводная клетка»). На зарукавьях и подоле саккоса сканым золотом с разноцветными шелками шиты драгоценные камни. Подкладка фелони (на рукавах, с боков и по подолу) шита сканым золотом с красным и зеленым шелком, так же шита обувь. Контуры изображения и детали обведены тонким черным шнуром. Вдоль омофора проложено три малиновых шнура. На двуслойном позёме – желтый и зеленый некрученый шелк (шов «в раскол»). На фоне по сторонам плеч святого серебряными прядеными нитями с обводкой малиновой нитью шита надпись вязью: о аги//с петръ чюдотворе(ц).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Матхаузерова 1976 – МатхаузероваС. Две теории текста в русской литературе XVII в.//ТОДРЛ. Л., 1976. Т. 31. С. 271–284. Матхаузерова 1976а – Матхаузерова С/«Слагати» или «ткати»? (Спор о поэзии в XVII в.)//Культурное наследие Древней Руси. М„ 1976. С. 195–200. Махов 2006 – Махов А.Е. HOST1S ANT1QUUS. Категории и образы средневековой христианской демонологии. Опыт словаря. М., 2006. Маясова 1985 – Маясова Н.Л. Памятники средневекового лицевого шитья из собрания Успенского собора//Успенский собор Московского Кремля; Материалы и исследования. М., 1985. С. 189–214. Мельник 2003 – Мельник А.Г. Гробница святого в пространстве русского храма XVI – начала XVII века//Восточно-христианские реликвии/Ред.-сост. А.М. Лидов. М., 2003. С. 533–551. Мельников 2004 – Мельников А.В. Неопубликованная статья академика М. М. Богословского 1924 г. «Имущество архимандрита Воскресенского монастыря Никанора 1686–1698»// Патриарх Никон 2004. С. 290–313. Минея 1644 – Минея. Сентябрь. М., 1644. Минея 1645 – Минея. Декабрь. М., 1645. Минея 1646 – Минея. Август. М., 1646. Минь PG – Patrologiae cursus completus. Accurante J.-P. Migne. Series graeca. Paris, 1857–1866. Минь PL – Patrologiae cursus completus. Accurante J.-P. Migne. Series latina. Paris. 1844–1865. Мир культуры 2000 – Мир русской культуры. Энциклопедический справочник. М., 2000. Михайлова 1992 – Михайлова Н.М. Воскресенский монастырь, именуемый Новый Иерусалим//Глаголы жизни: Православный журнал. М., 1992. 2. Михайлова 1994 – Михайлова Н.М. Евфимий Чудовский и датировка парсуны « Патриарх Никон с клиром»//Памятники культуры. Новые открытия: Письменность. Искусство. Археология. 1993. М., 1994. С. 148–151. Михайловский 1863 – Михайловский С. Святейший Никон, патриарх всероссийский. СПб., 1863. Молдован 1984 – Молдаван А.М. «Слово о законе и благодати» Илариона. Киев, 1984. Мончева 1989 – Мончева Л.Н. Апостолическое письмо в становлении художественно-эстетической традиции средневековой литературы//ТОДРЛ. Л., 1989. Т. 42. С. 188–199. Морозов 1987 – Морозов А.Л. Реминисценция//ЛЭС. С. 322.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Большинство икон в 2 храмах, соборе и приделе над гробом прп. Кирилла, были украшены неск. лицевыми пеленами, особенно иконы с изображением прп. Кирилла. Сохранившиеся из них были лучшими произведениями своей эпохи. Пелену для иконы прп. Кирилла «с деянием» нач. XVI в. (ГРМ), как считают исследователи, знаменил мастер, принадлежавший к той же художественной традиции, что и создатель иконы. Маясова высказала предположение, что пелена была шита в мастерской вел. кнг. Соломонии и связана с «молением о чадородии», на что указывает наличие среди клейм сцены исцеления от бесплодия четы князей Белевских, так же как и на иконе ( Маясова. 1971. С. 26; Она же. 1989. С. 209-210). Петров обратил внимание, что «на пелене появляется сцена рождения Кирилла, в которой повторяются основы композиции Рождества Богоматери или Иоанна Предтечи» ( Петров. 2008. С. 118-119. Кат. 19); он считает, что пелена могла быть создана по заказу вел. кн. Василия III и его супруги, вложивших в 1514 г. в мон-рь шитый покров с образом прп. Кирилла (ГРМ; см.: Лихачева. 1980. Кат. 24; Русские мон-ри. 1997. С. 44). У этой же иконы была еще одна лицевая пелена, возможно более древняя, на к-рой был изображен лишь преподобный, без к.-л. композиций жития или деяний ( Дмитриева, Шаромазов. 1998. С. 47; Петров. 2008. С. 72). К иконе прп. Кирилла «письма прп. Дионисия Глушицкого» в 1548 г. была приложена лицевая жемчужная пелена с изображением святого в среднике, точно повторявшим образ святого на иконе, и с орнаментально шитыми полями, на которых располагались лицевые дробницы (Русские мон-ри. 1997. С. 45). Облик и манера украшения этой пелены оказали влияние на декор последующих пелен; в описи 1601 г. отмечена пелена при иконе прп. Кирилла «з живописново образа» (из придельного иконостаса), на к-рой в центре было изображение преподобного, а на каймах «круги шиты серебром, в кругех дробницы серебрены, золочены, на них святые» ( Дмитриева, Шаромазов. 1998. С. 75). Пелена была вкладом инокини Софии (Голицыной) († 1625), в миру жены кн.

http://pravenc.ru/text/1840459.html

Так, применение аппликаций в шитье характерно для конца XVII – начала XVIII в. Произведения, выполненные в этой технике, выходят и из мастерской Акулины Петровны Бутурлиной, например, воздух и судари с надписью черными чернилами на их подкладке о ее вкладе в 1696 г. в собор Рождества Богородицы Мурома 899 . Эти небольшие, менее качественные, чем покров, произведения имеют с ним и другие общие признаки – те же неплотные крупные золотные швы с преобладанием «клетчатого городка», характерные надписи вязью длинными узкими буквами и другие 900 . ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 13, 12425; Маясова 1996. С. 393, примеч. 22. 154. ПОКРОВ НАДГРОБНЫЙ (спорок) МИТРОПОЛИТ ПЕТР Москва, мастерская Акулины Петровны Бутурлиной, конец XVII – начало XVIII в. Камка (XVII в., Китай?), шелковые, серебряные и золотные пряденые и сканые нити; ткачество, шитье. 145x63 Происходит из Успенского собора Московского Кремля. Поступил из Патриаршей ризницы в 1920 г. 901 Инв. ТК-2811 Кат. Прямоличное, в рост, изображение митрополита Петра вырезано с древнего фона – голубой камки (видна по контурам среза). Правой рукой он благословляет именословно, левой держит закрытое Евангелие с вышитыми на нем фигурным средником и угольниками. На святом – саккос, омофор с крестами, кругами и полосами внизу и палица с вышитым на ней прямоличным херувимом и двумя кистями, на голове – клобук также с ликом херувима. Личное шито плотно тонким крученым шелком песочного цвета «атласным» швом «по форме» без оттенений. Борода и усы – темно-песочным шелком, черты и абрис лика и рук – темно-коричневым. Обувь шита сканым золотом с коричневым шелком, полосы и кружки на омофоре и зарукавьях нижней одежды – сканым золотом с желтым шелком. Все остальное – прядеными серебряными и золотными нитями с малозаметными цветными прикрепами (швы – «клетчатый городок», «ягодка», «двойная ягодка», «черенок», «клопчик», «ягодка в четыре клетки», «денежка в четыре клетки»). По контурам и деталям проложен серебряный шнур, «бона и подкладки нет.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010