Семнадцать лет Ф. Наварра потратил на подготовку этой (последней) экспедиции. Затрудняли условия нахождения Арарата на стыке трех границ: СССР, Ирана и Турции и заключенного договора о запрещении подниматься на Арарат. Все три экспедиции Наварра совершил тайно, пробираясь через опасную зону ночью. За эти 17 лет Наварра собрал почти все сведения, какие только были опубликованы о поисках ковчега. Вот некоторые цитаты из книги Ф. Наварры: Первые сведения о поисках Ноева ковчега сообщает языческий жрец Веров в 475 г. до Рождества Христова. Он сообщает о том, что многие люди в его время и раньше достигали вершины Арарата и видели там Ноев ковчег, и приносили частицы его как реликвии. В 275 г. до Р.Х. вавилонский, а затем и греческий историки писали, что в курдских горах Армении лежит “древний ковчег” и с него “люди отдирают смолу, чтобы использовать ее как противоядие и амулет”. В христианские времена об этом же свидетельствует Николай Дамаскин, – что остов ковчега долгое время оставался в сохранности. Иосиф Флавий в своем труде “Древности” также пишет, что многие приносили с Арарата частицы ковчега. Об этом же свидетельствует Феофан Антиохийский в 180 г. по Р.Х. В 1800 году американец Клвдиус Рич опубликовал сообщение Аги Гусейна, который утверждал, что он добрался до вершины Арарата и видел останки ковчега. С 1829 года, то есть со времени экспедиции профессора Дерптского университета Фредерика (Фридриха) Паррота, начинаются научные экспедиции на Арарат. Две его экспедиции не достигли вершины Арарата, но в третью ему удалось с шестью человеками добраться до места остановки ковчега, как им это казалось, но удостоверить, что это именно так, они не могли. В 1840 году константинопольский журнал сообщил об обнаружении Ноева ковчега. Турецкая экспедиция, которая была снаряжена для исследования снежных обвалов на Арарате, обнаружила торчащий из ледника гигантский каркас из дерева, почти черного. Опрошенные обитатели ближайших к Арарату поселений ответили, что они знали о существовании этого сооружения, но они не смели приблизиться, потому что они видел там какого-то грозного духа, появлявшегося в верхнем окне. Турок не остановили эти страхи. Они производили свои исследования дальше, несмотря на большие трудности, и их экспедиция приблизилась к ковчегу. Он был в хорошем состоянии, только бока пострадали.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

И., будучи епископом г. Нисибина, продолжал вести строгий образ жизни. Был участником I Вселенского Собора в Никее, когда обличали ересь Ария. Во время осады Нисибина персид. шахом Шапуром И. с городской стены проклял вражеское войско и на персов напали полчища комаров. После кончины И. персам удалось захватить город. Мощи И. были перенесены в Амиду (ныне Диярбакыр, Турция), а в X в., при визант. имп. Иоанне Цимисхии,- в К-поль. Армяно-грузинская традиция Наиболее ранним свидетельством является упоминание И. в сочинении, написанном в V-VI вв. по-армянски, «Эпические истории, или Бузандаран» (ошибочно называется «История» Фавста Византийского). В нем сообщается (III 10), что И., прозванный мудрецом ((?)), был персом по рождению. Далее следуют 3 истории, не связанные между собой. Сначала рассказано об обретении И. Ноева ковчега, затем о его участии в Никейском Соборе, а потом о его миссии в гавар Рштуник. И. нашел обломки ковчега на горе Арарат в Кордуене (арм. Кордук). Эта версия впосл. стала популярной в Месопотамии и нашла отражение в Житии Мар Авгена, а в Кордуене возникло неск. мон-рей в честь ковчега. Место действия 3-й истории происходит в сев. Васпуракане. Рассказ представляет собой переработку неких сведений о походе кн. Манаджира Рштуни против бдешха Бакура, в результате чего в плену оказались нисибинские клирики (8 диаконов). Ходатаем за них выступил И. Вероятно, эта история отражает миссионерские устремления нисибинцев, чей город, как справедливо заметил П. Дево, был центром сир. миссии в Армении, И. вполне мог посещать Армению в качестве проповедника. В арм. традиции И. носит прозвание Мудрый, что, как считается, явилось следствием приписывания ему сборника из 23 тахвит (рассуждений) сир. писателя Афраата . Причиной такой атрибуции, вероятно, стали сведения о персид. происхождении И. Он почитается как мученик, хотя предпосылок для этого в источниках нет, его мощи были перенесены в Арзанену (Ахзник). Арм. досье И. состоит из 2 редакций Мученичества И.: 1-я (BHO, N 407) опубликована мхитаристом Й.

http://pravenc.ru/text/200157.html

Hist. rel. 10), описывают кончину визант. имп. Константина I Великого (Ibid. 11; Carm. Nisib. XXI 21), подробности осады города ( Theodoret. Hist. rel. 12; Carm. Nisib. II 15), приводят тексты молитв И. о спасении города (Carm. Nisib. II 15, 18-19). Сведения Феодорита, безусловно, подверглись нек-рому обобщению, однако объем биографических данных остается достаточно большим. Интерес для исследователей представляет связь досье И. с досье Мар Авгена и Мар Милета. По всей вероятности, монофизитский агиограф, автор Жития Мар Авгена, использовал житийную традицию И. Согласно Житию Мар Авгена, И. посылает его к горе Арарат на поиски Ноева ковчега. Контаминация текстов Феодорита и Мар Авгена произошла в монофизитской среде, предположительно в одном из мон-рей обл. Тур-Абдин. Сир. Житие И. (BHO, N 405-406), опубликованное П. Беджаном ( Bedjan. Acta. Т. 4. P. 262-273), представляет собой список версии «Истории боголюбцев». Согласно сир. источникам (Илия Нисибинский, Дионисий Телль-Махрский), И. скончался в 338 г. В греко-сир. традиции Житие И. представлено следующим образом. Святитель род. в Нисибине. Когда И. достиг почтенного возраста, он удалился от мира, проводя весну, лето и осень в лесах под открытым небом, а зиму - в пещере. Пищей ему служили плоды деревьев и коренья. Как усердному молитвеннику ему был дан от Бога дар чудотворения. Через нек-рое время И. отправился в Персию, где было много язычников, чтобы потрудиться в распространении правосл. веры. Однажды он переходил через реку, в к-рой юные девушки стирали одежду. Они не прикрыли перед старцем обнаженные ноги и непочтительно смотрели на него. По молитве И. источник, из к-рого выходил поток, иссяк, а девицы внезапно состарились и поседели. Местные жители умоляли святого вернуть им источник и простить девиц. Святой исполнил 1-ю просьбу, а когда хотел исполнить 2-ю, оказалось, что ни одна из девушек не раскаялась в своем поступке. И. совершил множество др. чудес. Он воскресил мошенника, который, чтобы старец подал его друзьям щедрую милостыню, сначала притворялся мертвым, а потом действительно умер.

http://pravenc.ru/text/200157.html

А второе наше отличие от " Анонимных алкоголиков " : мы не только не признаемся в том, что больны и нуждаемся в исцелении. Первой заботой общины как таковой не является исцеление ее членов. Я говорю не о принципе, я говорю не о Церкви как таковой. Я говорю о конкретных человеческих группах, будь то приход или малые группы внутри больших объединений. Бывает, что излечением паршивой овцы занимается Церковь, священнослужители, малая группа внутри большой группы, воображая, что есть различие между здоровыми овцами и больными, овцами беленькими и черненькими. На самом деле, не должно быть такого положения, когда небольшая группа специально посвящает себя тому, чтобы перевоспитать паршивых овец. Это должно быть самой жизнью и делом всей группы в целом, именно жизнью, а не " делом " , которым должна заниматься группа, как бы " чистить " друг друга. Знаете, как на картинке в детской книжке можно видеть обезьян, которые стоят в ряд и ищут блох, так что каждая занята обезьяной, стоящей впереди, а ею занимается та, что стоит сзади. Речь не о том, чтобы заниматься такой взаимополезной " деятельностью " . Речь о том, чтобы в общине была такая интенсивность, глубина жизни, которая позволит каждому ее члену ожить, приобрести цельность, вырасти в полную свою меру, чего он не мог бы достичь иначе. Так что в этом отношении, хотя каждый из нас болен, хотя вся обстановка нездорова, но поскольку мы не признаемся, что больны и что у нас есть нужда и возможность разделить это состояние с другими, мы далеко не столь эффективны, как " Анонимные алкоголики " . Есть и еще одно, что, как мне кажется, осложняет проблему. Это иллюзия, будто, как только мы вошли в Церковь, находимся в ней, мы в безопасности. Мы представляем Церковь в образе (о чем говорили уже отцы, образ этот вполне законный и сейчас) Ноева ковчега. Мы внутри, дверь закрыта, и нам не угрожает то, что снаружи. На деле все не так спокойно и просто. Да, Ноев ковчег – образ Церкви в том смысле, что снаружи – смерть, внутри – жизнь, внутри – спасающая воля Божия и т.

http://religare.ru/2_37044.html

В первые три столетия христианства, из-за постоянных гонений со стороны римских правителей, христианские храмы были редким явлением. Только после объявления императором Константином Великим свободы вероисповедания, в 313 году, христианские храмы начали возникать повсеместно. Наиболее распространенной формой храма тогда были базилики – продолговатые здания прямоугольной формы с плоским потолком и двускатной крышей. Снаружи и изнутри они по всей длине украшены колоннами в два или четыре ряда, которые разделяли внутреннее пространство базилики на продольные части – нефы. Обычно встречалось два ряда колонн и, соответственно, три нефа, средний из которых (главный) включал в себя апсиду, где размещался алтарь. Внутренние помещения базилики освещались через оконные отверстия над крышами боковых нефов. С V века в Византии начали строить храмы крестовидной формы со сводом и куполом над средней частью храма. Редко строились круглые или восьмигранные храмы. Византийская церковная архитектура оказала большое влияние на православный Восток. Одновременно с принятием христианства на Руси возникает русская церковная архитектура. Ее характерной особенностью является устройство купола, напоминающего пламень свечи. Позже появились и другие архитектурные формы, например на Западе – готический стиль: храмы с высокими шпилями. Таким образом, облик христианского храма создавался веками, приобретая в каждой стране и в каждую эпоху свои черты. Внешнее и внутреннее устройство храма Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что он посвящен распятому за нас на кресте Господу и что крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти диавола. Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, спасает нас от бушующего моря житейского и ведет к тихой, надежной пристани в Царстве Небесном. Иногда храмовое здание устраивается в виде круга: этим напоминается нам вечность Церкви Христовой; оно может быть устроено и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Вне Церкви нет спасения ( Ин.3:17-18 ; Деян.4:11-12 ). 1. Спасение возможно только в Церкви. По утверждению священномученика Киприана Карфагенского , «тот не может уже иметь Отцом Бога, кто не имеет матерью Церковь. Находящийся вне Церкви мог бы спастись только в том случае, если бы спасся кто-либо из находившихся вне ковчега Ноева. Господь так говорит в научение наше» (О единстве Церкви). 2. Господь воплотился для того, чтобы сокрушить диавольскую державу, воссоздать Своё благодатное Царство. Благодатное Царство начинается для человека уже на земле, в видимой Церкви. Именно Церковь обладает всеми необходимыми спасительными средствами. 3. Только Церковь создаёт лучшие условия для того, чтобы человек понял, кем он должен быть, кем он должен стать, чтобы принять спасение и войти в Царство Небесное. См. подробнее:  Вне Церкви нет спасения Церковь основана в день Святой Пятидесятницы ( Деян.2:1-4 ). 1. День сошествия Святого Духа на апостолов является Днём рождения Христовой Церкви. Апостолы отбросили все опасения перед иудейскими старейшинами и первосвященниками и вышли на открытую проповедь о Христе и Его Царстве. В этот день около трёх тысяч человек приняли крещение во имя Иисуса Христа ( Деян.2:41 ). 2. Церковь есть сокровищница постоянно пребывающей в ней благодати Духа Святаго. Поэтому Святые Отцы именуют нередко День Пятидесятницы Днём рождения Церкви Христовой, основать которую ещё во время Своей земной жизни обещал Христос, когда говорил: «Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» ( Мф.16:18 ). См. подробнее:  Пятидесятница Чтобы стать участником, членом Церкви, нужно принять Таинство Крещения (креститься). 1. Человек не может быть членом Церкви, не будучи крещёным. 2. В Церковь человек вступает только Крещением ( Деян.2:38-39 ), иных способов стать членом Церкви не существует. 3. Став с Крещением полноправным членом Церкви Христовой, человек может участвовать в других церковных Таинствах, и, конечно же, в Таинстве Евхаристии. См. подробнее:  Крещение Существует одна Церковь.

http://azbyka.ru/quiz/cerkov/

Все роды жизни имеют свои кресты и утешения, это вам довольно известно, а ежели вы будете представлять себе в семейной жизни одни только удовольствия, а, напротив, в монастырской одни только трудности и кресты, то само собой воля плоти возьмет перевес над духом. А надо представить себе и тягость семейной жизни, и, напротив, беспечалие о житейских обстоятельствах монастырской и спокойствие совести, от малых пожертвований собой приобретаемое, то, верно, весовая стрелка станет на стороне монастырской. Святой апостол не возбраняет жениться, только предпочитает лучше безженное жительство, а тем говорит: таковые будут иметь скорби по плоти ( 1Кор. 7, 28 ). Вам известен образ мирской суетной жизни: надо подражать всем ее приличиям. Рассмотрите себя, способны ли вы к этому? Вы любите заниматься Словом Божиим и учением святых отцов. Но так ли это удобно в мирской жизни? И вообще, когда хотите жить благочестиво, то не избежите того, о чем святой апостол говорит: желающие жить благочестиво… будут гонимы ( 2Тим. 3, 12 ). Неизвестно еще, какая будет партия. Всем этим рассуждением я не возбраняю вас от светской жизни, равно и не привлекаю к монастырской. Без звания 166 Божия невозможно презреть мир и прелести его. Ожидайте, как Бог о вас устроит, конечно, Его устроение на лучшее происходит, а паче когда свою волю предаем совершенно Его святой воле (прп. Макарий, 20). Они [мирские] не понимают образа жизни духовной, думают, что все равно и там [в миру] можно молиться и прочее, но ты теперь отчасти искусила ту и другую жизнь; верно нашла, что тут истинное училище и не можно обольститься мнимыми добродетелями, а тотчас покажут, как далеко еще отстоим от настоящей жизни. А там похвала людей и бесов, и свое мнение подавало бы еще руку к мнимому доброделанию. Но ежели бы ты еще пожила дома, то немудрено попасться и в дом умалишенных. Некоторые из мирских называют таковых: «зачитался», а надобно сказать: «впал в прелесть» (прп. Макарий, 20). Ноева голубица, излетев из ковчега, до тех пор не обрела себе покоя, пока не возвратилась в ковчег. Так и вы, когда окончите свои дела и возвратитесь в обитель нашу, то тогда обрящете покой себе (прп. Антоний, 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Заканчивается фильм моими размышлениями от увиденного. В частности, я посетовала, что существует неправильное отношение к личности Михаила Александровича, что выражается и в панихиде лишь по Великому Князю, а не по Императору Российскому, и в установке памятника Ему лишь как Великому Князю, а не Последнему Государю Российскому. Напомнила зрителям всю историческую ситуацию последнего года Его жизни, когда Ему, чтобы удержать власть, предлагали стрелять из пулемётов в социалистов. Выступивший далее протоиерей Сергий Зинченко, один из зачинателей Царских чтений, рассказал удивительный сон явления ему Императора Николая. «Между нами был шаг. Мы смотрели друг другу в глаза. Я от радости наклоняюсь и складываю руки под благословение и говорю: «Царь-Батюшка, благословите». И Он благословляет, но не как священник, а тремя перстами и руку опускает. И в это время я успел поймать Его руку и приложиться. А Ему как-то стало неловко. Рука сухенькая. Я смотрю на Него, и такая радость в душе. Подходит издали Царица Александра Фёдоровна. Они как бы по воздуху шли. У Неё платье длинное, белое. Царь Николай меня просто предупредил, что наступят времена страшные. Они будут хуже, чем были у них. Но терпите до конца. Кто претерпит, тот спасётся». Батюшка Сергий рассказал об общении с митрополитом Лавром, при котором произошло объединение РПЦЗ с Московской Патриархией. И Владыка Лавр сказал, что монархия только тогда восстановится, когда будет готов народ. «Империя и царство. Сходство и различия» – такой была тема следующего выступающего, есаула казачьих войск Московского округа А.С. Сороковикова. Вот краткие тезисы выступления: «После окончания Ноева потопа Господь заключил завет с Ноем. Господь поставил человека господином над всякой тварью. Но далее, когда вышли из ковчега его сыновья с жёнами, Ной благословил всех сыновей кроме Хама. Благословение на Хама не пришло, он поглумился над своим отцом. И его наследник Ханаан будет рабом. Это ключевые моменты Библии, которые определили ключевые моменты развития цивилизации.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/07/22/po...

И вот мы уже видим ответ на наш вопрос о Книге Деяний. В пасхальные дни эта Книга читается потому, что начавшиеся в ней события продолжаются и сейчас. Вознесение Господне, которым заканчивается Евангелие и начинаются Деяния, полагает конец евангельской истории и дает начало истории церковной. Деяния – это, условно говоря, неоконченная Книга. В конце ее нет слова «аминь». Все мы являемся ее участниками, продолжающими Христово дело. И подобно тому, как дверца Ноева ковчега перед концом первого мира была закрыта Богом, так и «аминь» нынешней мировой истории скажет Сам Христос. Святой Лука продолжает свою мысль: «До того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием» (Деян. 1:2–3). Христос являлся ученикам сорок дней не только для беседы, но и чтобы удостоверить их в Своем Воскресении, ибо некоторые из них сомневались (см. Мф. 28:17). Так же Он будет являться в эти дни и нам, братья и сестры, в Таинстве Тела и Крови Его; будет являться каждый день после Пасхи, ибо в это время уже начинается обычное ежедневное служение Литургии. После будних дней Великого поста, в которые Таинство Евхаристии не совершалось, Церковь как бы спешит насытить нас этой небесной пищей, чтобы мы в полной мере почувствовали присутствие Воскресшего Господа. Часто спрашивают: как подольше сохранить в душе ощущение праздника, как не растерять пасхальную радость в мирской суете? Вот самый лучший путь: по возможности частое участие в Литургии на Пасхальной седмице. Церковь зовет уставшего от постных подвигов христианина насладиться благодатной Трапезой, не утруждая его на богослужении земными поклонами и чтением покаянных молитв. И чем строже постился человек в Святую Четыредесятницу, тем более наполнится этот очищенный сосуд радостной благодатью Пасхи. Не будем же, христиане, разменивать уникальное время Светлой седмицы на застолья, безделье и болтовню. Христос ждет нас в храме, чтобы явиться нам и говорить о Царствии Небесном.

http://pravoslavie.ru/112077.html

Использование светских построек для христианского богослужения было широко распространено в эпоху гонений. Однако уже в этот период появляются и первые здания, построенные специально для совершения христианских богослужений. Церкви I— III веков по своему внешнему облику не отличались от окружающих светских построек; архитектурные формы христианской базилики — от форм базилики светской. Лишь войдя внутрь, можно было — благодаря настенным росписям и предметам литургического обихода — понять, что человек оказался в христианском храме. Отдельно строились баптистерии — помещения, в которых совершалось крещение оглашенных. Кардинальный перелом в положении Церкви, наступивший благодаря Миланскому эдикту императора Константина (313 год), открыл невиданные возможности для христианского храмоздательства. В течение IV-V веков множество христианских храмов строилось на всей территории Римской империи. В 313 году Константин заложил в Риме Латеранскую базилику — основное место служения римского епископа. В 324 году на месте гробницы апостолов Петра и Павла в Риме была заложена еще одна базилика. В 326-333 годах в Вифлееме была построена базилика Рождества Христова. В 336 году завершилось строительство иерусалимского Храма Воскресения Христова на Гробе Господнем, имевшего форму базилики. В первой половине IV века христианские базилики сооружались и в других городах на Востоке и Западе империи.  Однако подлинный «бум» христианского строительного искусства начался не после Миланского эдикта, а после 381 года, когда было окончательно побеждено арианство. Именно в конце IV века, при императоре Феодосии, сооружение базилик приобрело массовый характер. Базилики строились в Италии, Галлии, Египте, Сирии, Палестине, Месопотамии, Малой Азии, на берегах Эгейского моря. Форма базилики соответствует восприятию храма как корабля — Ноева ковчега, в котором христиане обретают спасение, двигаясь по волнам житейского моря к гавани Царства Небесного. Об этом говорится в «Апостольских постановлениях» (IV в.):

http://patriarchia.ru/db/text/5419154.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010