в. Избрание Ноя для сохранения рода человеческого и других тварей Но с тобою (Ной) Я поставлю завет мой: и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сыновей твоих. (Ст. 18). Завет Бога с Ноем, по объяснению толкователей, имел сокровенный смысл. Под образом сохранения дома Ноева, Бог обещал благодатное чрез его племя избавление всего рода человеческого 203 . По изъяснению Ап. Петра, ковчег Ноев был прообразом церкви, спасающей нас благодатными водами крещения 204 . Введи также в ковчег…всех животных…по паре, чтоб они остались с тобою в живых; мужского пола и женского. (Ст. 19). Собрание животных из разных стран света к ковчегу Ноеву произошло, конечно, по особенному усмотрению Создателя, который вложил некоторый сокровенный инстинкт в животных, приведший их в одно место. Периодически путешествия, совершаемые и в нынешние времена перелетными птицами чрез огромные моря и отдаленные страны, внушают не меньшее удивление. Но как могли уместиться в ковчеге вошедшие в него многочисленные породы животных с потребным для них количеством пищи? Сие удобно могло случиться, если, во-первых, припомним величину ковчега. Он был длиною более 65 саж., шириною более 10, а высотою более 6 саж. 205 ; так что вместимость его простиралась до 1,600,000 куб. фут 206 . Во-вторых, полагать можно, что если не все, то некоторые породы животных взяты Ноем еще в неразвитом состоянии (детенышами) и в мелких формах. Что касается пищи животных, то будучи без движения и в смятенном состоянии, они могли довольствоваться и небольшим количеством ее. Опыты над животными совершенно подтверждают сие предположение. По мнению блаж. Феодорита, звери в ковчеге питались только травой и семенами 207 . Гл. VIII , 18–22. Гл. IX . Возобновление благословений и обетований Божиих после потопа и пророчество Ноя о судьбе сыновей его а. Исход из ковчега ( VIII , 15–19) И вышел Ной … и все звери … вышли из ковчега … и устроил Ной жертвенник Господу … (Ст. 20). Какого рода был жертвенник Ноев? О жертвеннике здесь упоминается в первый раз, но конечно устроение жертвенника не было изобретением Ноевым. Каин и Авель без сомнения приносили свои жертвы на жертвенниках, воздвигнутых в известном месте, назначенном для религиозных действий. Благодарность за свое спасение побудила Ноя воздвигнуть сей жертвенник. Вероятно, он был дерновой, или земляной 208 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

В Карелии вышел в свет Новый Завет на вепсском языке Вепсы принадлежат к числу прибалтийско-финских народов. Они обособились в I тысячелетии, расселившись в Приладожье. Сейчас в Карелии проживает около 8 тыс вепсов. Изучение вепсского языка ведется в четырех школах республики и в Петрозаводском университете. Книга вышла в издательстве «Карелия» тиражом 2,5 тыс экземпляров. Новый Завет на вепсском языке будет распространяться в районах компактного проживания народности – в Карелии, в Ленинградской и Вологодской областях. Ранее на вепсском языке были напечатаны «Детская Библия» и Евангелие (5). Известный лютеранский богослов принял Православие Карл Христиан Фельми Немецкий лютеранский профессор, известный богослов Карл Христиан Фельми принял Православие. Об этом он рассказал в недавнем интервью сайту «Православие в Болгарии». Фельми подчеркивает, что этот шаг – его личное решение и естественный результат изучения Православия, которым он занимается всю жизнь. Последняя его книга «Введение в современное православное богословие» издана и на русском языке. Именно во время работы над ней богослов принял окончательное решение принять Православие, к которому тянулся с детства. «Убеждение, что православное богословие является богословием церковного опыта, которое я получил, изучая его, и которое я выразил в своей книге, не изменилось, – рассказывает Фельми. – Конечно, написав книгу, я продолжал заниматься своими исследованиями. Важнее другое: то, что моя внутренняя связь с предметом моих исследований укрепилась, и я недавно сам принял Православие». Как отметил сам Фельми, он не знает ни одного лютеранского богослова, который бы, начав серьезное изучение Православия, не изменился бы при этом сам под его благотворным влиянием (6). Телестудия «Неофит» подготовила к Пасхе цикл христианских фильмов Восемь фильмов объединены в цикл под общим названием «Святыни христианского мира». В первой серии рассказывается о Ноевом ковчеге. Главными героями стали голландский предприниматель Йохан Хьюберс, построивший своими руками копию Ноева ковчега, и Рафаэль Наварра – сын Фернана Наварра, знаменитого французского альпиниста, обнаружившего летом 1955 года на западном склоне Арарата части ковчега.

http://pravoslavie.ru/5009.html

Конечно, есть определенная символика форм, но и она подвижна. Вчера ее богословски осмысливали так, завтра будет по-другому. Например, мы привыкли, что купол храма символизирует Небо. Но в древности вместо купола была базилика, внешне она является неким подобием гражданского сооружения, в чем-то даже похожа на сарай с двускатной крышей. И тогда это пространство было символом корабля, Ноева ковчега, ковчега спасения. Потом возник купольный византийский храм, где купол был символом Космоса, всего мироздания. Затем крестово-купольный храм со своей системой сводов, парусов, столбов, барабанов, некое подобие Небесного Иерусалима. Неизменяемы понятия и соотношение земля/Небо. По вертикальной оси храма это реализуется ярусами: нижний стены, столбы земля; средний ярус арки, паруса, своды обоженный мир; верхний ярус барабаны и купола Небо. Также и горизонтальная ось, по которой разворачивается движение с запада на восток: притвор, собственно храм, символизирует земной падший мир (в притворе), переходящий в мир обоженный, и заканчивается путь Небом алтарем, престолом Небесного Царя. Конечно, эти образы должны оставаться в храме любого типа. А вся остальная компоновка, наружные формы храма как градостроительного объекта могут быть любыми. Внутри же храма это литургическое пространство, и оно должно быть осмыслено исходя из богослужения. А снаружи храм может выражать совершенно разные идеи: устремленность вверх, основательность, вечность, корабль, свечу, иными словами образы и идеи могут быть самыми разными. Я, конечно, во многом упрощаю, но, в целом, это так. Как Вы считаете, может ли в ходе этих исканий появиться новая форма храма, которая войдет в историю архитектуры? Было время, когда никто не предполагал, что может появиться на храме глава «луковица». Когда-то ее не было в христианской архитектуре, но затем возникла совершенно новая форма. Были в Византии купола-полушарии. Но «луковица» это образ пламени, горения души перед Богом, это русское изобретение, и сейчас «луковица» естественное завершение любого русского храма. Вот вам пример. И, конечно, можно открыть еще что-то новое. Я не верю, что творчество может иссякнуть. Ведь оно присуще Церкви. Мы Бога называем Творцом. И творческую способность человеку Он дал как часть Своего образа. Поэтому человек призван творить. Творчество никогда не должно остановиться, оно всегда должно идти вперед.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Так, можно отрицать мысль о заселении человечеством других местностей вне Сенаара на том основании, что Библия не знает других изначальных переселений и расселений для послепотопного человечества, кроме сенаарского. На движение к Сенаару должно смотреть, далее, не как на простое расселение послепотопного человечества, а как на массовое, единодушное, сознательное и обдуманное передвижение и переселение народной массы в такое место, которое стало бы для нее постоянным пунктом оседлости и гражданственности. Можно полагать, что народы после потопа, до вселения в Сенаар, жили лишь в некоторой степени рассеянно и в значительной мере – подвижно. Такая подвижность могла вытекать из стремления народов найти для себя удобное местожительство. Затем, когда поиски удобной для жительства равнины завершились успехом, когда найден был Сенаар, и когда в сенаарской равнине прежняя подвижность народной массы уступила место прочной организации и союзу народов, сказавшимся в строении города, тогда в общение с сенаарскими народами могли войти и те отсталые семейства, которые по каким-либо причинам пребывали вне Сенаара. Нет оснований отрицать для этих семейств сношений «дружбы и братства» и даже простого тяготения к основному ядру народной массы. Так и открывается для нас возможность распространять намерение основать в Сенааре город с башней на все послепотопное человечество. Исключать же из числа столпотворителей ту часть человечества, которая, по воззрению некоторых, должна была оставаться населенною при ковчеге Ноя, как при орудии его спасения, мы лишаемся прав на том основании, что не имеем никаких данных приписывать людям какие-то чувства обоготворения Ноева ковчега и думать, чтобы силу этих чувств люди строили свои жилища вокруг ковчега. Не можем мы не причислять к числу сенаарских поселенцев и «сынов Божиих» на том основании, что образ их нравственных воззрений нисколько не мог препятствовать им пользоваться удобствами сенаарской равнины. Наконец, столпостроители выражают боязнь рассеяться «по всей земле» ( Быт.11:4 ), и, следовательно, последняя представляется им никем не обитаемой.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/o-vavi...

1 - 2. 25). Кн. Исход начинается с перечисления имен сынов Иаковлевых, от к-рых в Египте произошли еврейские племена и роды (1. 1-7, ср.: Быт 46. 8-27). Стремительный рост численности израильтян привел к тому, что фараон стал жестоко притеснять евреев (Исх 1. 7 сл.). Они участвовали в строительстве егип. городов Пифом (Питом; егип.   Пер-Атум, Пи-Атум - «Дом Атума») и Раамсес (   Пер-Рамсес, Пи-Рамсес - «Дом Рамсеса»). Поскольку численность евреев, несмотря на притеснения, не уменьшилась, фараон приказал сначала тайно повивальным бабкам, а потом и всему народу убивать всех евр. младенцев муж. пола (1. 15-22). В семье из колена Левиина родился младенец, спустя 3 месяца мать положила его в корзинку и спрятала в зарослях тростника на берегу Нила. Дочь фараона нашла ребенка, решила спасти и по совету сестры Моисея назначила кормилицей младенца его же мать. Позже ребенок был возвращен дочери фараона, к-рая усыновила его и назвала Моисеем (   вероятно, имя егип. происхождения от   - «рожденный», ср. имя фараона Тутмоса - «рожденный [богом] Тотом») (2. 5 сл.). В Исх 2. 10 этимология имени Моисея основана на игре слов в евр. языке:   -   ( «вынимать (из воды)»). Повзрослев, Моисей совершил 3 спасительных деяния, предвосхищая тем самым свою роль в истории народа. Вначале он убил надсмотрщика и тем самым спас еврея; потом защитил др. еврея от оскорблений соплеменника. Наконец, Моисей убежал в пустыню к мадианитянам - кочевым племенам, спас дочерей местного священника (жреца) от притеснений пастухов (2. 11-17). Моисей взял в жены дочь священника Сепфору, которая родила ему сына. Спасение младенца Моисея из воды прообразует грядущее избавление Израиля при переходе через Красное м. ( Sarna. 1992. P. 695); др. параллелью с историей спасения младенца Моисея служит рассказ об избавлении от потопа праотца Ноя, поскольку в обоих случаях, как для корзинки из тростника, так и для Ноева ковчега, в МТ употребляется одно слово -   Рассказ о рождении Моисея исследователями обычно сопоставляется с рассказом о Саргоне из Аккада (ок.

http://pravenc.ru/text/1237705.html

– Кревкер был в Брабанте – торговой стране; он изучил все тонкие коммерческие уловки; мы останемся внакладе, если вступим с ним в сделку. – Господа, – ответил Кревкер, – по праву государя, взимающего пошлину до открытия торга, герцог должен первым получить мой товар… Но не поделитесь ли вы со мной вашими новостями? Какие они – грустные или веселые? Тот, к кому обратился Кревкер, был человек небольшого роста, с быстрым взглядом, живость которого смягчалась серьезным и вдумчивым выражением лица, в особенности рта. Наружность его свидетельствовала о том, что это человек острого, проницательного ума, но осмотрительный в своих решениях и в выражении своих мнений. Это был знаменитый рыцарь Эно, сын Коллара, или Никола де л’Элит, известный в истории и среди историков под именем Филиппа де Комина, в то время любимый советник герцога Карла Смелого и один из самых приближенных к нему людей. На вопрос Кревкера о том, каковы их новости, он ответил: – Лучше всего было бы сравнить их с радугой, ибо они, как радуга, меняют цвета и оттенки, смотря по тому, ясно или облачно небо: все зависит от того, с какой точки зрения на них взглянуть. Такой радуги ни Франция, ни Фландрия не видели со времен Ноева ковчега. – А мои вести, – сказал Кревкер, – больше похожи на мрачную комету: они ужасны сами по себе, но предвещают в будущем еще более ужасные и грозные события. – Придется нам, видно, распаковать наш товар, – обратился де Комин к своему товарищу, – не то кто-нибудь перебьет у нас покупателя, потому что ведь, в сущности, наши новости здесь всем известны… Слушайте же, Кревкер, слушайте и удивляйтесь: король Людовик в Перонне! – Как! – в изумлении воскликнул Кревкер. – Разве герцог сдался без боя? И каким образом разгуливаете вы здесь, господа, сняв доспехи, если город осажден французами?.. Потому что я не могу поверить, чтоб он был взят… – Нет! Разумеется, нет! – сказал д’Эмберкур. – Бургундские знамена не отступили ни на шаг; и тем не менее король Людовик здесь. – Так неужели Эдуард Английский со своими стрелками переплыл море и, подобно своим предкам, одержал новую победу при Пуатье? – воскликнул Кревкер.

http://azbyka.ru/fiction/kventin-dorvard...

В христианстве же я увидел живую веру; я ощутил в нем то, к чему неосознанно стремился всей душой, начиная с юности: Достоинство, Справедливость, Борьба с грязью (у себя в душе и в отношениях с людьми). Источник всего добра в мире может войти в мое сердце – это воплощенное Слово Божие, Тот, кто есть Путь, Истина и Жизнь – Господь наш Иисус Христос. Я понял, что встал перед главным событием в моей жизни. И я сделал этот шаг – в двадцать семь лет принял таинство Святого Крещения . Значимость этого события захватила меня всего. Я просыпался утром и подходил к зеркалу – у меня на шее крестик. Я сделал выбор и стал обитателем нового спасительного Ноева ковчега – Церкви Господа нашего Иисуса Христа. Вспоминая жизнь в СССР, веру в партию, в «светлое будущее», которая оказалась никому не нужной ерундой, подумайте, уважаемые соотечественники: хотели бы вы посвятить своего ребенка в комсомол или пионеры? Встает естественный вопрос – зачем? Точно так же и насчет магометанства приходит осознание, что оно – всего лишь людские (или шайтановы) фантазии на тему религии. В свое время старшее поколение пыталось навязать мне мысль, что в СССР один путь – жить под красным знаменем. Нынче же пытаются навязать, что раз татарин – то должен жить под зеленым (опять вопрос – почему именно зеленым) знаменем Ислама. В детстве ребенок впитывает наставления родителей как губка – эта информация об устройстве мира записывается «на подкорку», на бессознательном уровне. И когда мы слушаем песни на иностранном (т.е. на непонятном для разума) языке – в исполнении всяких Modern talking, Abba, Boney M. и прочих – то испытываем музыкальный «кайф», «драйв», «улет». Эти термины пришли к нам из жаргона наркоманов – это говорит о том, что под ритмичную музыку человек с отключенными мозгами впадает в состояние сродни наркотическому опьянению (что подтверждает и современная наука). Тот же психологический механизм видим в действии и при шаманском камлании с бубном, и в индейских боевых плясках, да и в других языческих культах. Логика подсказывает, что тот же самый эффект возникает и когда человек «молится» на непонятном – а для меня, как татарина, арабский язык именно таков – иностранном языке.

http://azbyka.ru/way/v-hristianstve-ja-n...

Все эти эпизоды описаны очень натуралистично, с почти научной исторической «достоверностью» и выгодно отличаются своей кажущейся «убедительностью» от совершенно «нереальных» библейских повествований вроде Ноева ковчега или Вавилонской башни. Остаётся лишь непонятным, откуда автор «узнал» имена своих узколобых героев и героинь… Страницы про любовные игры (или «груминг») у различных видов приматов особенно «удались» автору. Заметно его озабоченное внимание к вопросу полового отбора сс. 146–147]. 2. Иерей Антоний – против согласного мнения святых отцов Священник Антоний Лакирев с восторгом говорит о появлении в XIX веке новой эволюционной идеологии, связанной с «пониманием того, что человек произошёл от обезьяны» c. 6]. Автор абсолютно убеждён в истине дарвинизма: «Сходство человека с обезьянами — бросающийся в глаза факт: о нашем родстве с ними  догадывались многие  умные люди. Догадывались, но  предпочитали благоразумно помалкивать, чтобы не навлечь на себя  враждебность окружающих» c. 6]. Дескать, «умные» люди о своём родстве с обезьянами всегда «догадывались», а глупые — потому и глупые, что проявляли и до сих пор проявляют к нам, «умным», свою «враждебность». Странно, что среди «умных» за две тысячи лет не нашлось ни одного святого, кто бы решился открыто исповедовать эволюционную идеологию. Неужели все святые, по словам иерея Антония, «предпочитали благоразумно помалкивать»? Священник Антоний Лакирев тоном знатока и признанного эксперта заявляет: «В истории христианской мысли за почти две тысячи лет было  несколько разных способов думать о том, как именно Бог сотворил мip и человека, в том числе и о том, как следует понимать те библейские тексты, которые говорят о творении» c. 6]. Это откровенная ложь. Высказывания о Шестодневе более двух сотен отцов Церкви — от представителей александрийской, антиохийской и иных богословских школ древности до святых XIX–XX веков, живших после Дарвина, — собраны в нашей монографии В ней показано, что вопрос о Сотворении является вероучительным. Также показано, что среди церковных учителей разногласий по этому догматическому вопросу никогда не возникало. Напротив, наблюдается  согласное мнение Отцов о Боге как Творце. Упоминаемые же иереем Антонием «несколько разных способов думать» о Сотворении мира встречаются только у еретиков (например, у Оригена).

http://ruskline.ru/opp/2022/04/13/pochem...

Выражение «по мере, как приближалось время исполниться обетованию» указывает не на то, что они умножились в течение четырехсот лет, но на то, что имел приблизиться конец, так как четыреста и больше лет уже прошло в Египте. «Народ возрастал и умножался в Египте». Если относительно Иосифа достойно удивления то, что он продан был братьями и, быв продан, избавил их от голода, то еще удивительнее то, что царь воспитывал того, кто должен был подорвать его власть (то есть Моисея); тот, кто должен был быть умерщвлен лицом, осудившим его на смерть, – тот образовывался и воспитывался для низвержения воспитателя. «Принуждая… бросать детей своих, чтобы не оставались в живых». Это выражение намекает на то, что царь не хотел, чтобы умерщвление младенцев совершалось явно. И замечай: обетование Божие упрочивалось посредством тех самых обстоятельств, посредством которых диавол силился подорвать его, потому что был озлобляем народ израильский, но возрастал и умножался. Поэтому-то и Моисей принимается и воспитывается, и образовывается в доме царя и снова бежит; но во время бегства удостаивается видения и ему поручается народное предводительство. Таким образом Бог производит то, что и проданный в рабы становится царем там, где был рабом. «Моисей… был прекрасен пред Богом». Родители родили и увидели, что дитя прекрасно, потому что благодать процветала в нем. Увидев же, что оно прекрасно, пощадили, но, испугавшись повеления, скрыли его. Страх победил; и из-за страха они решились бросить дитя, но по чувству родительского сострадания употребляют в этом деле хитрость – умудряются обойти повеление: сделав ковчег, в подражание ковчегу, бывшему при Ное, и призвав Бога Ноева, они бросили дитя с ковчегом в реку, чтобы и явиться повинующимися повелению, и спасти дитя. И вот они бросают, а Бог не знавшей об этом дочери фараона внушает выйти на реку. Вышла она, ничего не зная, и нашла то, чего не искала, – приняла из ковчега младенца. И спасен был Моисей символами общего спасения Церкви, потому что кивот был из дерева, а дерево было от воды, и спасение было безнадежному, и взявшая Моисея была не иудеянка, а из язычниц и египтянка.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Иаков положил жезлы в сосуды, получил то, что овцы дяди его зачинали во чреве, и он брал себе приплод. Тот же Иаков хвалился тем, что он с жезлом перешел реку. Он же говорит, что видел лестницу , и на ней, по свидетельству Писаний, утверждался Бог. (…) Прозябший жезл Аарона показал быть ему первосвященником. Исаия предсказал, что от корня Иессеева родится жезл — Христос. И Давид говорит, что праведный, “как дерево, посаженное при проходах рек , которое во время свое даст плод свой и которого лист не отпадет”. Еще сказано, что праведник “процветет, как финик ”. У дерева Бог явился Аврааму, как написано, “у дуба Мамврийского”. По переходе чрез Иордан народ нашел семьдесят ив и двенадцать источников. Давид говорит, что чрез жезл и палку он получил от Бога утешение. Елисей, бросив дерево в реку Иордан, вызвал со дна железный топор, с которым сыновья пророческие пришли рубить деревья на постройку дома , чтобы в нем читать и размышлять о законе и повелениях Божиих, как и Христос наш искупил нас, погруженных в тягчайшие грехи, сделанные нами, — через Свое распятие на дереве и через освящение нас водою» . В другом месте святой Иустин говорит о древе Ноева ковчега: «Христос, перворожденный всей твари, сделался также началом рода, рожденного Им посредством воды и веры, и дерева, содержащего таинство креста, подобно как Ной спасся на дереве, плавая по водам с семейством своим» . То же у Иринея Лионского: «И когда Иаков шел по Месопотамии, он видел в видении, что Он стоял вверху на лестнице . То есть на дереве , которое простиралось до самого неба, ибо по ней восходят на небо верующие в Него» . И опять Тертуллиан: «Вот и еще дерево , которое Исаак, сын Авраамов, нес на плечах своих для принесения себя в жертву, когда Бог того потребовал. Поскольку это был символ, исполнение которого Христос предоставил Себе: то Исаак был пощажен, а вместо него вознесен на жертвенник овен, держимый рогами в кустарнике. Христос тоже нес на плечах Своих древо креста и пригвоздил тело свое к рогам или оконечностям его, увенчанный тернием.

http://bogoslov.ru/article/6176142

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010