да будет он отлучен, Гал. 1:8–9 ). Таким образом, в первые века христианства вопрос об единстве Церкви был ясен: Церковь – это единая духовная семья, несущая с апостольских времен истинное учение, одни таинства и непрерывное преемство благодати, переходящее от епископа к епископу . Для преемников апостолов не подлежало сомнению, что Церковь совершенно необходима для спасения. Она хранит и возвещает чистое учение Христово, она освящает верующих и ведет их к спасению. Пользуясь образными сравнениями Священного Писания , в первые века христианства Церковь мыслилась, как огражденный «овчий двор», в котором добрый Пастырь – Христос защищает Своих овец от «волка» – дьявола. Церковь уподоблялась Лозе, от которой верующие, как ветви, получают духовные силы, необходимые для христианской жизни и добрых дел. Церковь понималась, как Тело Христово, в котором каждый верующий, как член, должен нести служение, нужное целому. Церковь изображалась в виде Ноева ковчега, в котором верующие переплывают житейское море и достигают пристани Царства Небесного. Церковь уподоблялась высокой горе, возвышающейся над человеческими заблуждениями и ведущей своих путников к небу, общению с Богом, ангелами и святыми. В первые века христианства верить во Христа значило верить и в то, что дело, которое Он совершил на земле, те средства, которые Он дал верующим для спасения, не могут быть утрачены или отняты усилиями дьявола. Ветхозаветные пророки, Господь Иисус Христос и Его апостолы определенно учили о пребывании Церкви до самых последних времен существования мира: «Во дни тех (языческих) царств Бог Небесный воздвигнет Царство, которое во веки не разрушится... Оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно», – предсказал Ангел пророку Даниилу ( Дан. 2:44 ). Господь обещал ап. Петру: «На сем камне (веры) Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» ( Мф. 16:18 ). Подобным образом и мы, если верим обещанию Спасителя, должны признавать существование Его Церкви в наши дни и до конца существования мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Если могли от пагубы убежать, которые были вне ковчега Ноева, то и вне Церкви находящийся убежит? Сего единства кто не содержит, не содержит веры во Отца и Сына, живота не содержит и спасения». И паки: «Итак, каким себя миром обнадёживают враги братий; какие надеются жертвы приносить завистники священников? Думают ли, что в собрании их присутствует Христос, которые вне Церкви Христовой собираются? Такие если бы и убиты были за исповедание имени Христова, грех сей ниже кровью омывается; неочищаемая тяжкая вина раздора ниже страданием очищается. Быть мучеником не может, который несть в Церкви; не может царствия получить, который Церковь, имущую царствовать, оставляет». И паки: «С Богом пребывать не могут, которые в Церкви Божией единомысленными быть не хотели. Хотя бы они, в огонь ввержени или зверям предани, души свои положили, не будет им сие венцем веры, но казнью за нарушение веры, ниже славным окончанием благочестивого мужества, но погибелью отчаяния; убитися такой может, венчатися не может. Так себе христианином исповедует, как и диавол крестом лжёт, по словам Самого Господа, глаголющего: мнози приидут во имя Мое, глаголюще, аз есмь Христос, и многих прельстят 10 . Как тот не есть Христов, хотя и прельщает под Его именем; так ниже христианином назваться может тот, который не пребывает во истине Евангелия Его и веры. Ибо и пророчествовать, и бесы изгонять, и силы великие на земли творить высокая подлинно и удивительная есть вещь; однако царства небесного не получает вся сия творящий, если не будет наблюдать и следовать правым и праведным путём» 11 . Но некоторые глаголемые старообрядцы, по обыкновенной своей привычке не верить и отвергать всё то, что для них не нравится, возразят на сие такими словами, что святой Киприан был по Рождестве Христове в третьем столетии и что тогда Церковь была в полной красоте благочестия и неповреждённой святости. Но противу сего возглашает книга, называемая Кириллова, которая печатана 7152, то есть 1644 года, сице: «Яко святии апостоли тогда онех отступников (Симона Волхва, Менандра и прочих), и сводителей людей Божиих с собою, антихристами нарицали; такоже и ныне всех еретиков и сводителей антихристами, оному последнему служащими разумей, иже от единой Святой, Кафолической, Соборной, Апостольской Церкви Восточной отступили, и паче себе, нежели паки похвальной правде Христове, веровати велят» 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/povestvo...

Из письма Николая II после посещения заказника в Аскании Нова, матери, императрице Марии Федоровне, от 8 мая 1914 года: «29 апреля рано утром я поехал на моторе через Симферополь и Перекоп в Асканию-Нова, куда прибыл в 4 часа дня. Там встретили: сам хозяин, старуха мать, ея дочь, которая замужем за Пейкер, внучка и ещё сын, т.е. брат Фальц-Фейна. Они, совсем русские, и очень простые достойные люди в обращении. Мне предложили чай в саду. Вокруг стола разгуливали цапли, утки, гуси и журавли, смотрели на нас и некоторые подходили и толкали клювами, прося дать им хлеба. Потом хозяин повёл меня мимо больших клеток со всевозможными птицами, живущими вместе, к пруду; на нём плавали несколько сот уток, гусей, лебедей, фламинго разных пород. Дальше мы подошли к знаменитому зверинцу размером, как военное поле в Гатчине, с громадным забором вокруг. Там живут разные олени, козы, антилопы гну, кенгуру и страусы круглый год под открытым небом, на открытом воздухе, и тоже все вместе. Удивительное впечатление, точно картина из Библии, как будто звери вышли из Ноева ковчега! Оттуда мы отправились в прелестный парк, который Фальц-Фейн посадил в 1888 году, когда он нашёл у себя воду. Здесь растут все наши северные кусты и деревья, что тоже странно в степи. Потом на моторе я объехал его огромное стадо овец, коров с зубрами и бизонами, у которых идёт отличная порода, лошадей, зебр и верблюдов. Эти стада и табуны пасут полгода в степи, далеко от его дома, и он нарочно для меня приказал подогнать их поближе. Всё-таки я не увидел всех, т.к. не хватило времени... На следующее утро, 30 апреля, мы поехали в степь и продолжали осматривать стада... В саду, в одном из прудов, Фальц-Фейн развёл рыбу, которая вся красного цвета. Подумай – карпы, язи, подъязики, караси – все совершенно красные. Он мне объяснил, что это очень просто: нужно только давать много солнца и давать рыбе мясо! Он сделал выводку своих лучших лошадей, чем более всего доволен, и они действительно замечательно хороши и красивы!..

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/27/ob...

Итак, старообрядцы беспоповцы вкушения древа жизни лишены и упования от него оживотворяться удалены: посему они для надежды на получение жизни вечной не имеют никаких оснований. Они полагают надежду на получение живота вечного в том, что по крещении добродетельно жительствуют, постятся и молятся. Но если бы их труд был и настолько достаточен, что подобился бы труду праотца Адама, когда он жил прежде его преступления в раю, который заповедал ему Бог делати и хранити, если бы и они пребывали, в раю добродетелей, делая и храня его: и тогда всех их добродетелей, как для Адама, было бы недостаточно на получение вечного живота, и тогда им требовалось бы, как и Адаму, вкушение от древа жизни. Тем паче при недостатке и несовершенстве их добродетелей необходимо им для получения вечной жизни вкушение от древа животного – приобщение тела и крови Господних. И не в том только состоит недостаток их, что они не причащаются тела и крови Господних в наследие живота вечного, а и в том еще, что содержат и противное слову Божию учение, акибы мысленный рай, святая Божия церковь , каковою признают они свое, из одних простолюдинов состоящее общество, может существовать и без древа жизни, без приношения тела и крови Господни, но якобы с несомненною надеждою на спасение. Такое гибельное их учение не имеет основания ни в священном, ни в отеческих писаниях, и доколе не вкусят они от древа жизни, сущего посреди рая Божия, иже есть святая, соборная и Апостольская церковь , надежды на получение вечного живота иметь не могут, по слову Спасителя: аще не снесте плоти Сына человеческаго, ни пиете крове Его, живота не имате в себе (Иоан. зач. 23). Братие, православные христиане! Помолимся Господу Богу о сих заблуждающихся, дабы Он отверз сердца их, даровал им вполне уверовать св. Евангелию, внити внутрь рая Божия, во св. соборную и Апостольскую церковь , вне которой, якоже вне ковчега Ноева во время потопа, несть спасения, и да сподобит их вкусить от древа животного, пречистого тела и боготочной крови Его, на получение вечного живота, по неложному словеси Его: ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день. Читать далее Источник: Собрание сочинений Никольского единоверческого монастыря настоятеля архимандрита Павла – Издание Братство св. Петра митрополита – М: Тип. Г. Лиссера и А. Гешеля, 1888./Часть. 3. - 519 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Однако подлинный «бум» христианского строительного искусства начался не после миланского эдикта, а после 381 года, когда было окончательно побеждено арианство. Именно в конце IV века, при императоре Феодосии, сооружение базилик приобрело массовый характер, «их начали строить во всех городах всех провинций, иногда группами по две или несколько, если речь шла о епископских кафедрах, местах паломничества, монастырях или наиболее важных городах». Базилики строились в Италии, Галлии, Египте, Сирии, Палестине, Месопотамии, Малой Азии, на берегах Эгейского моря. Форма базилики соответствует восприятию храма как корабля – Ноева ковчега, в котором христиане обретают спасение, двигаясь по волнам житейского моря к гавани Царства Небесного. Об этом говорится в «Апостольских постановлениях» (IV в.): Когда же соберешь Церковь Божию, то, словно кормчий великого корабля, со всем знанием приказывай составлять собрания, повелевая диаконам, как бы матросам, чтобы назначали места братьям, как бы гребцам, со всем тщанием и степенностью. Прежде всего, здание да будет продолговато, обращено на восток, с притворами по обеим сторонам к востоку, подобное кораблю. В середине да будет поставлен престол епископа, а по обеим сторонам его пусть сидит пресвитерство и стоят проворные и легко одетые диаконы, ибо они уподобляются матросам и надсмотрщикам над гребцами по бокам корабля; а по их распоряжению в другой части здания пусть сядет народ со всем безмолвием и благочинием, а женщины – отдельно, и они пусть сядут, соблюдая молчание. Как и у корабля, у храма есть своя носовая часть (восточная апсида) и своя корма (западная часть). Символика корабля сохранилась и получила развитие в позднейших купольных храмах, где сферический купол символизирует парус, надутый ветром. Однако пропорции базилики более соответствовали образу корабля и идее движения вперед по прямой. В купольных храмах и архитектурные формы, и в особенности программа стенных росписей воспроизводят, скорее, идею кругового движения: взор зрителя не столько устремляется вперед, к алтарю, сколько движется по кругу от одного священного изображения к другому.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

От Адама и Евы пошел весь род человеческий. Люди размножились на земле, но, чем больше их становилось, тем больше они грешили, делались хуже и забывали Бога. Тогда Господь решил истребить на земле всех людей. Был между ними только один хороший, праведный человек, которого звали Ноем. Поэтому Господь спас его самого и его семейство от гибели. Бог послал на землю страшный дождь, который лил не переставая сорок дней и ночей, так что затопил всю землю с самыми высокими горами. Только Ной со своим семейством спасся, плавая в большом корабле, или ковчеге, куда он, по воле Божией, взял всяких животных, живших на земле, – одних по паре, других по семи пар. Когда дождь перестал, вода убыла и земля появилась из-под нее, Ной вышел из ковчега с семейством своим и всеми бывшими в нем животными. От трех сыновей Ноя и пошли вновь все люди. Опять они размножились, разошлись по земле и поделились на отдельные народы. И эти народы опять позабыли истинного Бога и стали поклоняться и считать богами одни – светила небесные: солнце, луну и звезды, другие различных животных; третьи кланялись, как богам, даже деревьям и камням. Сохранилась вера в истинного Бога только у одного народа еврейского, который произошел от Ноева сына Сима. Этот народ хотя тоже много грешил перед Богом, но никогда не забывал Его вполне и ожидал пришествия обещанного Богом Адаму и Еве Спасителя. 4. Рождество Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа Прошло более пяти с половиной тысяч лет с сотворения мира, и милосердому Богу угодно было исполнить данное Им Адаму и Еве обещание послать на землю Спасителя рода человеческого. По воле Бога Отца, Бог Сын, второе Лицо Всесвятой Троицы, должен был принять тело, плоть человеческую от самой чистой на земле, доброй и благочестивой, любящей Бога Девы, родиться от Нее как человек. Такая Дева жила в еврейском городе Назарете. Она была дочерью благочестивых родителей, воспитывалась в раннем возрасте при храме Божием в главном еврейском городе Иерусалиме и дала Богу обещание никогда не выходить замуж. Ее звали Марией. Когда умерли Ее родители и Она осталась бедной сиротой, Ее взял к себе в дом родственник, благочестивый старец Иосиф, тоже бедняк, занимавшийся плотничьим ремеслом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zajonc...

По большому счёту, учение «Дидахэ» вполне сопоставимо со словами Христа: « Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет » ( Мк.16:16 ), а также с наставлением: « Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их » ( Мф.7:13-14 ). Об этом, в свое время, свидетельствовал и святой апостол Павел: « Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, марáн-афá » (« Аще ктó не любитъ Гóспода Иисýса Христá, да бýдетъ прóклятъ » ( 1Кор.16:22 )), об этом же учили и Отцы (в частности, священномученик Киприан Карфагенский (III в.): «Тот не может уже иметь Отцом Бога, кто не имеет матерью Церковь . Находящийся вне Церкви мог бы спастись только в том случае, если бы спасся кто-либо из находившихся вне ковчега Ноева» с. 14]). Последние слова особенно остро высвечивают связь между спасением и следованием по стопам Христа и не предоставляют оснований для заключения о присоединении грешников, не принявших Спасителя, к Царству святых. С другой стороны, и простая номинальная (бесплодная) принадлежность человека к обществу верующих также не служит гарантией будущей блаженной жизни. Вот что об этом пишет преподобный Ефрем Сирин (IV в.): «Смотрите, чтобы не оказаться нам только по имени христианами, а по нравам — язычниками. Христианство есть подражание Христу по мере сил. Если понадеемся на Святое Крещение и вознерадим о прочих заповедях, то мы — неверные. Христос нисколько не воспользует нам, пребывающим в пороке и грехе, ибо слышали мы, что говорит Он в Евангелии: Не всякъ глагóляй Ми: Гóсподи, Гóсподи, внидетъ въ Цápcmbie Небéсное: но творяй вóлю Отцá Моегó, Иже éсть на небесхъ ( Мф.7:21 )… Посему и мы, возлюбленные и христолюбивые, будем подвизаться, каждый по мере сил, чтобы не оказаться вовсе бесплодными, ибо тогда постигнет нас вечное мучение. Как в нашей воле грешить (поскольку Бог допускает это нашей свободе), так в нашей же воле делать правду, поскольку Бог содействует в этом нашему намерению. Посему возлюбим путь узкий и тесный, потому что, идя им, будем царствовать со Христом. Будем же избегать хождения по широкому и пространному пути, который приводит нас к нескончаемому мучению, сверх же всего, братия, будем делать добро, сколько есть в нас к тому разумения; умертвим плотское мудрование, чтобы не оказаться врагами Божиими… Будем плакать здесь, христолюбивые братия, чтобы угасить нескончаемый пламень, потому что живущие весело здесь будут осуждены там» т. 2, с. 250–251].

http://azbyka.ru/apokalipsis/spasutsya-l...

Поверьте и вы молодому, но уже состоявшемуся писателю Александру Дёмышеву, который честно и мужественно проводит своих героев через испытания военного и мирного времени, оставляя с ними там, где небо заволакивают долгожданные облака, где солнце тихо катится к ближайшей сопке, где несётся обратно в посёлок маленький газик защитного цвета и на серой веревочке, на которой был когда-то крестик, теперь много узелков. Распутывая эти узелки вместе с героями своих произведений, он и нам, дорогие читатели, оставляет надежду, что всё поправимо, даже самое непоправимое. Важно только сохранить колорит времени и пространства, ту самую связь времён и честный взгляд на происходящее с людьми и в людях. Как это было в «Витькиных небесах» Александра Дёмышева, как есть в семи рассказах-повестях из нового сборника «Тихий океан», как будет, надеюсь и в последующих его трудах. Помогай тебе Бог в этом, Александр Васильевич. И вам, дорогие читатели, Бог в помощь в обретении мгновений, когда как-то особенно хочется верить – там, на заветном берегу время от времени гуляет Кирилл. Гуляет не один. И Федя танцует, как прежде. И Виктора Александровича всесильный Океан уже не несёт, куда-то, а поднимает на борт боевого корабля, этого своеобразного Ноева ковчега спасения нашего времени. И жена приносит тёплое молоко с мёдом, чтобы легче заснуть. Надо только пить его маленькими глотками, не спеша, веря в добро и светлую силу надежды… Николай Васильевич Пересторонин, член Союза писателей России, заслуженный работник культуры РФ, лауреат всероссийских и областных премий, руководитель литературного клуба «Молодость» Всем ли видно? На кладбище холодно и пусто. Ни одной живой души, кроме раннего посетителя. Пожилой мужчина, как вкопанный, застыл в сумерках у солидно обустроенной могилы. Мобильник в кармане, робко отыграв мелодию вызова, безнадёжно смолк. Холодный декабрьский ветер треплет в сумерках мех капюшона «аляски». Уже девятый час, но длинная зимняя ночь всё тянется, не желая уйти. Этот пришедший к могиле мужчина – Егор Наумович, известный вятский журналист-литератор, давно обосновавшийся в столице. Что привело его на кладбище провинциального городка, в котором и бывал-то (не считая проездом) всего дважды, в семидесятых ещё годах прошлого века?

http://azbyka.ru/fiction/tixij-okean-lis...

- Тот опыт служения Церкви, который существует, востребован ли он в обществе? - Он очень востребован, этим опытом интересуются и перенимают его. Приобретать наш опыт приезжают священники совершенно из разных регионов нашей страны, даже из Казахстана, Украины и Прибалтики например, интересуются, как у нас поставлено. Мы даем свой устав, рассказываем и показываем. Также из-за границы люди приезжают интересуются. Были делегации у нас из Италии, из Германии, они очень интересовались, как это у нас все происходит. Так, что постепенно этот опыт распространяется все шире. Церковь всегда живой организм. Она всех воспринимает как братьев и сестер. Тем, что у нас есть мы готовы делиться, как сказал Апостол - " мы бедные, но всех обогащаем " . Потому что уж этим поделиться совсем не трудно. Одни радуются тому, что им помогают жить, а другие тем же самым спасают свою душу. - Как Вы думаете, как сейчас реально Церковь может служить обществу? - Она может общество спасти. Наш народ, наша страна движутся к катастрофе, которая кончится уничтожением народа, рассеянием его и крахом государства как такового. То есть на огромной территории будут другие люди жить и будет другое государство. Ситуация, как говорится, хуже не придумаешь. И спасти от этого может только Церковь, поэтому тот, кто этого не понимает, тот пребывает как бы вне Ноева ковчега и бушующие волны просто поглотят его. Известно, что как только люди русские оказываются на Западе, они всегда жмутся к храму, гуртуются вокруг церкви, или исчезают ассимилируясь, потому что больше деваться некуда. Если храма нет, они его строят, чтобы иметь хотя бы уголок России. Русские не могут без этого жить. Когда они жили в Москве или в Киеве, в Тобольске они не ходили в храм и даже не ощущали его нехватки, а оказавшись где-нибудь в Австралии, поняли, что без храма они жить не могут. - А если бы этот опыт социального служения, накопленный Церковью, был бы поставлен на какую-то государственную основу и была бы помощь со стороны государства, это могло бы кардинально изменить ситуацию?

http://pravoslavie.ru/guest/dmitriysmirn...

Х. Именно в тот период из-за грандиозного землетрясения Черное море перестало быть замкнутым морем (каковым в наши дни является, например, Каспийское море). Уровень воды поднялся на 140 метров, Средиземное море оказалось соединенным с Черным через проливы, а береговая линия увеличилась вдвое, затопив территории, которые на тот момент были одними из самых густонаселенных людьми районов. Память об этой природной катастрофе, уничтожившей огромное по тем временам число людей, согласно данной теории, и трансформировалась затем в сказания о Всемирном потопе. Чем питались животные во время потопа? Во-первых, возможно, что ковчег располагал определенными помещениями для хранения запасов пищи, хотя бы на какое-то время. Известно также, что многие животные в какие-то особые периоды употребляют пищи крайне мало. Скажем, медведь вообще не ест, пока спит. Но чем могли питаться плотоядные животные – тигры, львы? Ряд этих животных тоже употребляют в пищу травы, но на одной траве долго не продержишься, нужно было нечто для них необходимое – мясо или заменитель мяса, белковая пища. Вероятно, это было молоко животных, которое в достаточном количестве присутствовало на ковчеге. Любое млекопитающее животное, естественно, вкушает естественную молочную пищу, которая при необходимости заменяет ему все остальное (в экстремальной ситуации). Как предположение, как теорию это можно принять. Почему в средние века находились противники поиска ковчега? В Средние Века люди не решались искать ковчег. В самой средневековой Армении поиски ковчега осуждались, однако, вовсе не по этой причине: гора Арарат считалась святой, и искать там ковчег было равносильно кощунству. Правда ли, что Ноев ковчег находится на горе Арарат? На протяжении многих веков предпринимались попытки найти остатки Ноева ковчега в районе горы Арарат – там, где, согласно одной из традиций, ковчег пристал к земле по окончании потопа. В XIX–XXI веках в тех местах побывало несколько экспедиций: одни исследователи заявляли, что не обнаружили ковчега, другие же утверждали, что видели нечто, идентифицированное как его остатки.

http://azbyka.ru/potop-vsemirnyj

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010