Однажды послали его сделать репортаж с праздника хоровой песни в Эстонии. Олег был просто потрясен: «Красота грандиозная… Но эстонцы строгие, высокомерные — никак я сначала не мог найти с ними общий язык. Во время выступления хористки, ухватив друг друга за подолы, ходили вереницами. Я подбежал и тоже схватил одну за подол. Она оглянулась, разулыбалась, потом все оглянулись и засмеялись благосклонно… Их дирижер, знаменитый Густав Эрнесакс, по-русски говорил плохо, но улыбкой все договаривал… На прощание пригласил меня в лес, и мы семечками покормили с рук белок…» Много отец Иоанн снимал нашу Северную Фиваиду, где среди непроходимых лесов укрылись от человеческой суеты древние монастыри, деревушки, в которых люди живут так же счастливо, как жили тысячу лет назад. Старик и старуха, уже и летом не снимающие теплых валенок. Сидят прямо на досках крыльца. Изработанные ноги вытянули. Одежда на них вечная — такую теперь не шьют, теперь шьют временную, чтоб скорее износилась… Вот старый монах стоит внутри круга из только что расколотых поленьев. Брат Нил. Он был глуховат, но почему-то всегда запирался в келье. Отец Иоанн предостерегал: мол, не закрывайся — а если пожар случится, наводнение, то до тебя не достучишься; а если тебе плохо станет — к тебе не попадешь. Но Нил почему-то все равно запирался. Однажды отец Иоанн стучался, стучался к нему — испугался, выбежал из корпуса, встал на завалинку и — в окно. А Нил сидит за столом, а на столе его кот Бублик. И смотрят друг на друга с любовью. Потом отец Иоанн добавит: «Так они сидели, чтобы глаза на одном уровне были». Да, равная любовь двух Божиих тварей. Стало ясно, почему Нил закрывался, — кто-нибудь из неразвитых сердцем мог попрекнуть: «Чего ты кота на стол пускаешь?» Хотя, думаю, Нил просто не хотел никого искушать. Его едва ли бы кто попрекнул. Весь монастырь вечерами слушал, как брат Нил (как все глухие не понимая, что такое тихо, что такое громко) басом тревожил всю округу: «Бублик, Бубля…» И никто не укорял его. Когда же Нил замолкал, все знали: Бублик вернулся из тьмы ночи домой.

http://azbyka.ru/fiction/sila-molitvy-i-...

Нил с нежной любовью назидает своего ученика, чтобы тот не предавался земным забавам. В частности, он предостерегает его и от жажды земных почестей. " Смотри, сын, пишет он, чтобы, ища славы у людей, не остался ты без славы Божией " . " Не продавай дела рук твоих за славу человеческую и не отдавай будущей славы за ничего не стоящую похвалу. Слава человеческая в прахе; и сила ее угасает на земле, а слава добродетели вечна " . " Слава, свидетельствует преп. Нил, слепа, потому что в жизни часто чествуются те люди, которые ни своими делами, ни своими словами не принесли никому никакого блага " . Отвращая людей от " слепой " славы, преп. Нил, тем не менее, благосклонно относится к желанию юношей, посвящающих себя монашеской жизни, " заслужить благосклонность людей мудрых " , но и эта благосклонность, которую преп. Нил называет " величайшей из своих похвал " является лишь средством, с помощью которого они могли бы " навыкнуть искать похвалы лишь у Бога " . В своем осуждении человеческих притязаний к стяжанию богатства и людской славы преп. Нил сильно укоряет и предающихся разным земным удовольствиям. " Горе тебе, несчастнейший среди людей, пишет он Приону, что за малую и тленную усладу зарабатываешь ты себе вечный пламень " Земные утехи, как учит преп. Нил, рассеивают человеческую мысль и, пленяя у человека чувство, ум и волю, лишают душу мира, необходимого ей для духовной жизни. " Не забава для души, пишет он в другом месте, проводить время в театрах и на конских ристалищах. Напротив, это страшный ущерб. Если же хочешь обрести подлинный душевный мир, то поспеши тогда в церковь или туда, где подвизаются монахи. Здесь найдешь ты много утешения и великое облегчение страждущему сердцу " Дабы люди убедились в пользе пребывания в церкви, с одной стороны, и в ущербности земных развлечений, с другой, преп. Нил советует каждому сравнить свои внутренние переживания. " Испытай себя, поучает он, как чувствуешь ты себя, выходя из церкви и из монастыря, а как после театра или конных скачек.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=882...

После возвращения в Кирилло-Белозерский монастырь преподобный Нил, движимый идеей скитского жительства, покидает монастырь, сначала построив себе келью недалеко от него, а затем, найдя место более подходящее, – на реке Соре в 15 верстах от монастыря, в лесной глуши. Недалеко от него, чтобы можно было подавать друг другу голос, поселяется давний спутник Нила – Иннокентий, а спустя некоторое время к ним присоединилось еще несколько ищущих уединенного жития иноков. Преподобный Нил Сорский считается основателем скитского жительства, которое представляет собой нечто среднее между общежительным монашеством и отшельничеством. Суть его – пребывание по двое или трое в одном месте, недалеко друг от друга, но не вместе, или по одному в отдельности. Такой образ жительства преподобный Нил считает царским (средним), наиболее подходящим для достижения цели в умном делании, так как монастырское общежительство приемлемо для большинства иноков, а анахоретство – чрезвычайно сложный путь, доступный лишь совершенным и святым. Кроме того, преподобный Нил Сорский на Соборе 1503 года выступил во главе своих сторонников и последователей – «заволжских старцев» – против церковного землевладения и стяжания другого имущества Церковью , но его позиция не была поддержана государственной властью, которая встала на сторону преподобного Иосифа Волоцкого . 7.3. Скитское иночество Преподобный Нил Сорский оставил нам немало своих произведений, главное из них – «Устав», в котором он подробно разбирает скитское житие и которое не является уставом в строгом смысле, но представляет собой полноценную работу по христианской аскетике. В своей небольшой работе «Предание ученикам» преподобный Нил Сорский пишет о том, что он не хочет никого учить и наставлять как неразумных учеников, но обращается к тем братиям, которые определились со своим выбором и имеют подобные жизненные цели, что и сам автор. Преподобный Нил кладет в основание своих устремлений вполне экзистенциальный мотив: страх смерти, по его мнению, побуждает человека искать путь спасения, который и предлагает православная вера. И именно в неизбежности смерти, в неизбежности Божиего суда все люди равны, нет ни учителей, ни учеников, нет ни начальствующих, ни подчиненных, нет только рассуждающих о спасении, ни следующих этим рассуждениям. Все люди здесь – одинаково учителя и подчиненные одного учителя – Иисуса Христа, и должны не рассуждать, но действовать согласно Его Завету.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Если же надлежит усилить доказательство и выразиться с точностью, то, может быть, такой и превзойдет их. Ибо им желание потерпеть обиду приносит великое утешение; потому что и не терпели бы обиды, если бы не захотели. А кто не хотел, но вытерпел и не сделал ничего такого, чем бы мог отмстить обидевшему, тому, как показавшему опыт крайнего любомудрия, да соплетен будет венец более светлый (прп. Исидор Пелусиот , 62, 257). ...Справедливое дело – не быть обиженным, но дело любомудренное – обиженному переносить сие терпеливо (прп. Исидор Пелусиот , 62, 326). Источник. Весьма точно знаю, что переносить оскорбления и обиды – и здесь доставляет нам доброе о нас мнение, и там принесет наивеличайшую похвалу. А что быть признательным к тому, кто обижает и оскорбляет и тем как бы побуждает к большему любомудрию, особенно когда, делая это часто, величается тем (не хочу сказать, будто бы из чужих бедствий намереваюсь соплетать себе венцы), – это дело самое великое... (прп. Исидор Пелусиот , 63, 389). Кто переносит печальное, тот сподобится и радостного; и кто терпит неприятности, тот не будет лишен и приятного (прп. Нил Синайский , 72, 190). Источник. Если чем обижен, прибегай к терпению, и вред перейдет на обидевших (прп. Нил Синайский , 73, 239). Источник. В терпении упражняйся и прежде нужды, чтобы в нужде всеоружие его найти готовым (прп. Нил Синайский , 73, 242). Источник. Терпеть зло – блаженное дело... ибо кто терпит, тот наследник Христов... (прп. Нил Синайский , 73, 250). Источник. Терпи скорби, потому что в них, как розы в терниях, зарождаются и созревают добродетели (прп. Нил Синайский , 73, 275). Источник. Иисус Христос пострадал как человек и повелел терпеть нам как Слово и Советодатель (прп. Нил Синайский , 73, 348). Источник. есть мир во время браней, тишина во время бури, безопасность среди наветов и опасностей... (прп. Нил Синайский , 74, 227). ...Сам диавол, ополчившийся со всем своим воинством и злоухищрением, не возможет повредить тому, кто о Христе приобрел терпение (прп.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Перед этой иконой были двери, которыми отцы ходили на трапезу. Трапезарь Нил ходил не только днем, но и ночью, с зажженной лучиной. Однажды он услышал голос: «Не приближайся сюда с зажженой лучиной и не копти Моего образа». Нил сначала испугался, но потом подумал, что это кто-то из братии говорил, и продолжал ходить мимо иконы со свечою. По прошествии немалого времени Нил услышал слова: «Монах, недостойный этого имени! Долго ли тебе так беспечно и так бесстыдно коптить Мой образ!» При этих словах Нил ослеп. Братия нашла его лежащим у иконы. Трапезарь рассказал о чуде, и устрашенные иноки затеплили пред образом неугасимую лампаду. Положили за правило, чтобы трапезарь каждый вечер кадил икону. Нил день и ночь молился и плакал у иконы. И вот в один из дней ему было сказано: «Нил, услышана твоя молитва, ты прощен. Возвести братии, что Я — их Покров. Пусть каждый обращается ко Мне, и Я не оставлю никого. Икона Моя будет именоваться «Скоропослушница». Нил прозрел, а слух об иконе обошел всю гору Афон и вышел за ее пределы. Заходим в соборный храм монастыря, посвященный Архангелам. Храм XVI века. В полу виден небольшой камень, с которым отрок был потоплен в море. Нас встречают молодые монахи монастыря и выносят мощи для поклонения. Колонны в храме изготовлены цельными, они более древние, чем сам храм. Росписи XVI века. Иконостас деревянный позолоченный. Аналои на клиросе отделаны перламутром. Бросается в глаза исключительный порядок. Все в храме блестит, все начищено, начиная с паникадила и заканчивая лампадами. Отец Николай нам говорил, что это один из самых строгих монастырей Афона. Так держит братию игумен Григорий. Осмотрев храм, проходим в маленький придел, где находится «Скоропослушница». В умилении поклоняемся и лобызаем чудотворный образ. Поем «Под Твою милость», «Царице моя Преблагая». Проходим в большую трапезную. На стенах фрески. Одна из них изображает Апокалипсис. Греческий монах показывает нам часть фрески, с цилиндрическим строением, из которого выходит дым в виде атомного взрыва, а рядом лежат умершие люди.

http://azbyka.ru/fiction/na-svyatoj-zeml...

– Святослав Рихтер никому не позволял себя снимать. Я – издалека, из зала. Принес снимки в филармонию, поставил на подоконнике, жду. Наконец Рихтер идет. Я к нему: «Святослав Теофилович, я вот тут… посмотрите». Он поглядел, молча сгреб в охапку, прижал к груди и пошел. Я удивился: – Ничего не сказал? Отец Иоанн красноречиво глянул на меня: – Как же не сказал! Мне стало стыдно за свою непонятливость: – Ну да. Ну да, этим он сказал больше любых слов. Отец Иоанн посветлел: – Жена Рихтера повесила мои фото на самое видное место. Я потом не мог вспомнить отчество великого пианиста, и мой друг изумился: – Как ты мог забыть – ведь он Богович. А мне и в голову не пришло – конечно, Тео – Бог… Однажды послали его сделать репортаж с праздника хоровой песни в Эстонии. Олег был просто потрясен: – Красота грандиозная… Но эстонцы строгие, высокомерные – никак я сначала не мог найти с ними общий язык. Во время выступления хористки, ухватив друг друга за подолы, ходили вереницами. Я подбежал и тоже схватил одну за подол. Она оглянулась, разулыбалась, потом все оглянулись и засмеялись благосклонно… Их дирижер, знаменитый Густав Эрнесакс, по-русски говорил плохо, но улыбкой всё договаривал… На прощание пригласил меня в лес, и мы семечками покормили с рук белок… Много отец Иоанн снимал нашу Северную Фиваиду, где среди непроходимых лесов укрылись от человеческой суеты древние монастыри, деревушки, в которых люди живут так же счастливо, как жили тысячу лет назад. Старик и старуха, уже и летом не снимающие теплых валенок. Сидят прямо на досках крыльца. Изработанные ноги вытянули. Одежда на них вечная – такую теперь не шьют, теперь шьют временную, чтоб скорее износилась… Вот старый монах стоит внутри круга из только что расколотых поленьев. Брат Нил. Он был глуховат, но почему-то всегда запирался в келье. Отец Иоанн предостерегал: мол, не закрывайся – а если пожар случится, наводнение, то до тебя не достучишься; а если тебе плохо станет – к тебе не попадешь. Но Нил почему-то всё равно запирался. Однажды отец Иоанн стучался, стучался к нему – испугался, выбежал из корпуса, встал на завалинку и – в окно. А Нил сидит за столом, а на столе его кот Бублик. И смотрят друг на друга с любовью. Потом отец Иоанн добавит: «Так они сидели, чтобы глаза на одном уровне были». Да, равная любовь двух Божьих тварей. Стало ясно, почему Нил закрывался: кто-нибудь из неразвитых сердцем мог попрекнуть: «Чего ты кота на стол пускаешь!» Хотя, думаю, Нил просто не хотел никого искушать. Его едва ли бы кто попрекнул. Весь монастырь вечерами слушал, как брат Нил (как все глухие, не понимая, что такое тихо, что такое громко) басом тревожил всю округу: «Бублик, Бубля…» И никто не укорял его. Когда же Нил замолкал – все знали: Бублик вернулся из тьмы ночи домой.

http://pravoslavie.ru/73875.html

Исидор Пелусиот , 61, 214). Источник. ...Тщеславным того, кто готов хвалиться и тем, чего не делает... (прп. Исидор Пелусиот , 62, 369). ...Тщеславие порождает душа низкая и ничтожная, а презрение и пренебрежение похвал – душа великая и возвышенная. Первая удивляется людской похвале, которая, подобно траве, увядает, а последняя отвращается ее. Одна ошибочный и нетвердый приговор многих признает весьма важным, а другая – вовсе ничего нестоящим (прп. Исидор Пелусиот , 63, 352–353). Божественно – делающему что-либо доброе не искать славы человеческой. Но если кто делая ищет ее, то и таковой славолюбив, а не тщеславен. Ибо не имеющий добрых дел, но ищущий неподобающей славы тщеславен, гордясь тем, чего не делает, и надмеваясь собою в чужом лице. Не славу одну надлежит называть тщетною (если согласиться на это, то и славолюбивого справедливо будет назвать тщеславным); но если взять слово в собственном его значении, кто не имеет добрых дел, желает же славы, того справедливо назвать тщеславным (прп. Исидор Пелусиот , 63, 396–397). .... Поступок тогда бывает тщеславным, когда сердце имеет в виду сделать это напоказ (прп. Нил Синайский , 72, 12). Источник. Сливается и черта, проведенная на воде, и добродетельный труд – в душе тщеславной (прп. Нил Синайский , 72, 217). Источник. Дырявый мешок не сохраняет в себе того, что вложено, и тщеславие губит мзду добродетелей (прп. Нил Синайский , 73, 218). Источник. Нередко от тщеславия происходит помысл блуда... (прп. Нил Синайский , 73, 53). Источник. Тщеславие принуждает расславлять дело, желая угождать более людям, нежели Богу, и в ничто обращая труды...Дырявый мешок не(прп. Нил Синайский , 73, 184). Источник. Зная же, что тщеславие есть бесполезный призрак, убегают оного, как убеждающего трудиться для добродетели и обращающего труды сии в ничто... (прп. Нил Синайский , 73, 193). Источник. ...Ничто не оземленилось столько, как на земле пресмыкающееся тщеславие (прп. Нил Синайский , 74, 57). Если же начнешь тщеславиться и гордиться, отступит от тебя Господь, не восхощет помогать тебе;...

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Святой Нил! Помолись о нас Господу и Богородице! Слава Богу за все! римма 20 декабря 2016, 16:53 Преподобный Нил Столобенский, исцели меня грешную Фаина 8 июля 2016, 08:07 Святой Преподобный Нил Столобенский! Молюсь тебе о ребенке моем Андрее. Испроси, пожалуйста, у Господа нашего для него здравия душевного и телесного, помоги ему в учебе во славу Божию, огради от всякого зла своими молитвами, испроси, чтобы Господь дал ему добрый нрав, любовь к Богу и ближним. Аминь. римма 9 июня 2016, 15:01 Преподобный Нил Столобенский, помолись обо мне грешной и недостойной, даруй мне и моим родным здравие душевное и телесное, помоги нам в работе и учебе. Наталья 10 июня 2015, 11:16 Батюшка, преподобный Ниле Столобенский, Моли Бога о нас грешных. Моли Господа о здравии рабов Божиих Сергия, Ольги, Феодора, Татьяны, Аполлинарии и Натальи. Фотиния 20 декабря 2014, 08:16 Батюшка, преподобный Ниле Столобенский, не остави нас грешных молитвою своею! Воистину, дивен Бог во Святых своих! Елена Юрьева 9 июля 2014, 09:18 Святой Преподобный Ниле! Святым житием своим ты удостоен Престола Божия! Помолись о мне грешной,рабе Елене,попроси Господа нашего спасти сына моего,раба Божьего Николая,помоги избавиться ему от пагубных пристрастий,очисти исцели душу его больную!Аминь! Елена Юрьева 9 июля 2014, 09:17 Святой Преподобный о Ниле! Святостью жития своего ,ты удостоен престола Божия!Помолись о мне,грешной рабе Елене,моли Господа спасти сына моего,раба грешного отрока Николая,помоги избавиться ему от пагубных пристрастий,очисти и исцели его душу!Аминь! римма 9 июня 2014, 16:30 Святой Преподобный Нил, исцели меня грешную и недостойную Во Имя отца и Сына и Святого Духа! Аминь! Наталья 21 декабря 2013, 11:10 Приподобный оче Нил моли Бога о нас грешных,ненавидешех нас прости,помолись о родилелях мои дай им долгих лет жизни. Елена 20 декабря 2013, 19:47 Отче наш , Ниле, моли бога спастись душам нашим! римма 20 декабря 2013, 10:32 Святой преподобный Нил! Моли Господа Иисуса Христа о нас грешных! Подай милостью своей мне и моим родным счастье, здоровье, мир, теплоту, достаток, чтобы мы много и с удовольствием работали, хорошо зарабатывали, приносили пользу людям, научи мою внучку с желанием учиться. Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь!

http://pravoslavie.ru/58251.html

- Нил Сорский. Родом он из Москвы, ушел на Север, постригся в Кирилло-Белозерском монастыре и прожил до девяноста лет. Первый-то он первый писатель-исихаст, но как бы замыкающий в ряду восточно-христианских писателей такого рода. Бесконечно цитирует Нил переводную литературу, указывая источники, и всё время побуждает учеников читать Священное Писание. Он заверяет читателей: я сам не принимаю никакого решения, если не найду подтверждения своим мыслям в Священном Писании или святоотеческой литературе. Нил автор трехтомного " Соборник с житиями святых " . Можно сказать, что это христианская классика. На полях он отмечал разночтения по спискам, которыми пользовался. Могу с уверенностью сказать, что это первое филологическое издание житийных текстов, предшественник " Четьим-минеям " митрополита Макария. Сейчас я подготовил новое собрание сочинений Нила Сорского, оно вот-вот выйдет. К его писательским трудам присоединил сочинения его ближайшего ученика, Иннокентия Охлепинина. В рукописях последнего есть " Надсловие " и " Пристяжение " , а в них завуалированная яростная полемика с учителем. Мне кажется, что их никто никогда не читал. Суть полемики в следующем. Иннокентий уверен, что в скиту надо жить не по одному, а по двое-трое. Потому как у одного велик соблазн считать, что он близок к святости: не раздражается, не осуждает, не завидует, ну и т.д. Одиночество, считает он, самопретыкательный путь, надежнее - путь вдвоем-втроем. Применительно к себе, возможно, он прав. Святые отцы предостерегают: если видишь человека, который в одиночку лезет на небо, дёрни его за ноги и поставь на землю. Нил ответил Иннокентию так: ты основывай свой монастырь, а у меня будут жить по одному. И Иннокентий, следуя своей концепции скитского общежития, ушёл в Комельские леса Вологодчины, отчего и прозван Иннокентием Комельским. Кстати говоря, Нил с Иннокентием уходили из Кирилло-Белозерского монастыря на Афон. Они там явно усвоили греческую культуру, Нил потом даже расписывался по-гречески, сохранились его автографы. Вернувшись в Кириллов монастырь он уже не смог жить в богатом общежитии, напоминавшем колхоз, на который работали крестьяне. Он нашел место, как он сам писал, " угодно моему разуму занеже мирской чади маловходно " и написал устав скита. И сегодня скит не затерялся на реке Соре. В XVII веке была написана повесть истопником того скита. Он сообщает такую деталь: Нил принимал в скит только грамотных, постригшихся в общежитии.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/1...

...Поскольку соблюдающим степенность в нравах не надлежит сквернить языка своего, то пусть будет сказано, что всего короче и благоприличнее, а именно, что причина великих зол – чревоугодие... (прп. Исидор Пелусиот , 62, 447–448). Око чревоугодника высматривает, где пиршество, а око воздержного – где собрания мудрых (прп. Нил Синайский , 71, 202). Источник. Отощавшее чрево приуготовляет к тому, чтобы бодрствовать в молитве, а пресыщенное наводит глубокий сон (прп. Нил Синайский , 71, 202). Источник. ...Сребролюбие, гнев, печаль суть порождения и отростки чревоугодия (прп. Нил Синайский , 72, 73). Источник. Когда оно наполнено, тогда сильны пожелания и других удовольствий... (прп. Нил Синайский , 72, 74–75). С воспламенением утробы от многоценности снедей расслабевают и духовные силы... (прп. Нил Синайский , 72, 76). Источник. Оно истребляет в человеке все доброе (прп. Нил Синайский , 72, 76–77). ...Чревоугодие все приводит в движение, служа удовольствию гортани; и разнообразие снедей низлагает и истребляет твердость добродетелей (прп. Нил Синайский , 72, 77). Источник. Конец употребления пищи сверх меры явен, сие доводит тело до мучительного состояния, а часто и до болезни (прп. Нил Синайский , 72, 381). Источник. Матерь сластолюбия (похотного) – чревоугодие: ибо оно порождает сластолюбивую похотливость и многие другие страсти. От него, как от корня стебельки, дают побеги прочие страсти и в скором времени, став деревьями наравне с ним, породившим их, разветвляются в пороки, до небес досязающие. Так сребролюбие, гнев, печаль суть порождения и произрастения чревоугодия. Чревоугоднику прежде всего нужны деньги на удовлетворение пламенеющего всегда своего вожделения, хотя оно никогда не удовлетворяется; затем на препятствующих приобретению денег необходимо возбуждаться гневу; когда же гнев бессилен бывает перейти в дело, за сим по необходимости следует печаль... (прп. Нил Синайский , 90, 249). Источник. Чревоугодию паче всего сродственно сладострастное движение. И сама природа, желая показать сродство сих страстей, орудиям соития назначило место под чревом, сею близостью означая телесную их связь. Почему если ослабевает сия страсть (похоть), то ослабевает от оскудения того, что выше, – т. е. чрева; и если усиливается и приходит в движение, то оттуда подается ей сила. Но не сей только страсти питательницею и воздоительницею бывает чревоугодие; оно истребляет в человеке все доброе. Коль скоро оно берет верх, обыкновенно падают и вземлются от среды воздержание, целомудрие, мужество, терпение и все прочие добродетели (прп. Нил Синайский , 90, 249–250). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010