В последние годы силы о. Нила значительно ослабели. Друзья и знакомые его все чаще и чаще стали замечать, что во время, например, вечернего чая под шумок разговоров он склонялся головой и впадал в забытье, и вообще, обнаруживал старческую немощь. В последний год о. Нил и сам сознавал, что постарел и одряхлел. Когда о. Нил только еще поступил в монастырь, то был определен послушником к одному древнему старцу. Этот старец испытывал сильный зуд в теле и объяснял его тем, что его тело сохнет. Рассказывая об этом, о. Нил прибавлял: и я теперь сохну и действительно испытываю такой зуд. Видно, старость приходит, и пора костям на покой! В последнем рапорте Его Высокопреосвященству о. Нил пишет: «Ныне, при старости своих лет, коих мне от роду 76, я крайне своими силами и здоровьем изнемог, и до невозможности всеми членами ослабел, так что даже на будущее время, при всем своем усердии и готовности еще послужить во имя Христа Спасителя на пользу ближних – бедствующих вдов и малолетних сирот, во спасение своей души, хотя совершенно и не осмеливаюсь отказываться, но, к сожалению, никак не могу уже выполнять это послушание энергически и так успешно, как прежде всегда, при помощи Божией, выполнял с крайним самоотвержением». Однако, о. Нил продолжал делать сбор благотворений и успел собрать до 3 июня, т. е. дня своей смерти, 1059 р. 55 к. Он и умер, можно сказать, при исполнении того дела, которому посвятил свою жизнь. В последних числах мая месяца о. Нил отправился по сбору в Мамадышский уезд и здесь простудился. Сильно больной, он прибыл в г. Казань, где в доме одного благотворителя во Владимирском приходе сподобился исповеди и Св. Таин. 30 мая он был в Попечительстве и жаловался на свое нездоровье; 1 июня приехал в Макарьевскую пустынь и 2 раза был в церкви за Богослужением. Вечером этого дня о. Нил заперся в своей келлии и ночью сильно стонал, а к утру отошел мирно ко Господу. Никто не присутствовал при последних часах его жизни. Послушник, обыкновенно будивший братию, перед заутреней постучал в его келлию, но ответа не было. Позван был о. игумен и, по его распоряжению, была отперта келья: снаружи к окну келлии была приставлена лестница, по которой через окно проникли в келлию и отперли ее. О. Нил был найден уже мертвым.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В молодых летах (около 1509 г.) он постригся в монашество в Иоанно-Богословской обители пр. Саввы († 27 августа) на Крыницах; здесь около десяти лет Нил провёл в монастырском общежитии, а затем, с благословения игумена, он переселился на реку Серемху (Осташковского уезда Тверской губернии) и в убогой, пустынной келье вёл суровый образ жизни). Однажды злые люди хотели убить его, но пр. Нил вышел к ним с иконой Пресвятой Богородицы и чудесно был спасён (три топора сломились). Разнёсшаяся по окрестностям молва о строго благочестивом подвижнике привлекала к пр. Нилу многих, приходивших к нему за советами, с просьбой о молитве за них. Такое стечение народа для скромного инока было тягостно, и пр. Нил усердно молил Бога указать ему место для безмолвия. И однажды, после молитвы, в дремоте он услышал голос: «Ниле иди на озеро Селигер; там, на острове Столобенском, можешь спастися». Повинуясь велению свыше, пр. Нил удалился на указанный остров (на озере, в 8 вёрстах от г. Осташкова); здесь он пробыл 13 лет. На первый раз он на Столобенском озере среди леса (в 1528 г.) выкопал в земле пещеру; затем поставил небольшую келью; для овощей он возделывал землю. Жители окрестных селений задумали вырубить на острове лес; преподобный убеждал не уничтожать его; но недобрые люди со злости зажгли лес, чтобы погубить и пустынника. Пламя с яростью пожрало деревья и могло уничтожить келью его. Пр. Нил, стоя на коленях, молился Богу о спасении, и огонь погас, как только достиг жилища его. Однажды, любители чужого задумали ограбить старца. Пр. Нил, встретив разбойников, сказал, что всё его сокровище в углу кельи, где у него стояла икона Пресвятой Богородицы. Злодеи ослепли и, ничего не видя, пали пред пр. Нилом и просили у него прощения. Пр. Нил возвратил им зрение. – Преподобный вёл суровую жизнь, ночное время проводил в молитве, посте и трудах, – и для отдыха не имел ложа, а, опираясь руками на двух костылях, предавался краткому сну. Пр. Нил при жизни получил от Бога дар чудес и прозрения; иногда приходивших к нему обличал в тайных грехах.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

От печали брюзгливость, малодушие, раздражительность, отчаяние... (прп. авва Серапион, 56, 254). Часто случается, что неопытный, болезнуя о своих или чужих грехах, неприметным образом поражается стрелою сладострастия; через что начатое для пользы оканчивается срамом и вредом (прп. авва Пинуфий, 56, 536). Источник. Душу, погруженную в печаль, ничто не может так возвеселить, как памятование о Боге (прп. Исидор Пелусиот , 61, 177). Источник. Как сведущие врачи в начале болезненного припадка неохотно подают пособия, потому что приток влаг, производящих болезнь, делает водянистыми употребляемые лекарства, но дав ослабеть несколько припадку, тогда уже приступают к врачебному искусству, так и упоенному печалью, когда она еще во всей силе, не должно наносить ударов (иначе напрасно потратим слово, делая его недействительным коллурием), но, приняв ненадолго участие в печали и дав облегчиться несколько скорби, потом уже надлежит начинать врачевание (прп. Исидор Пелусиот , 61, 300–301). Источник. Искушение несносной печали и великого уныния можешь уничтожить обильными слезами, благими надеждами и любовью к Сладчайшему Спасителю Христу (прп. Нил Синайский , 73, 26). Источник. ...Где печаль ради Бога, там, явно, и вечная будет радость (прп. Нил Синайский , 73, 107). Источник. Плененный варварами заковывается железом, а плен ник страсти связывается печалью (прп. Нил Синайский , 90, 271). Кто презирает мирские удовольствия, того не потревожат печальные помыслы (прп. Нил Синайский , 90, 272). Славолюбивый печалится, когда терпит бесчестие, а смиренный принимает его как сотоварища (прп. Нил Синайский , 90, 272). Не исполнившиеся желания произращают печали, а молитвы и благодарения заставляют их угаснуть (прп. Нил Синайский , 90, 273). Печаль бывает болезнью души и тела; душу берет она пленницей, а плоть иссушает и оставляет на месте (прп. Нил Синайский , 90, 273). ...Печаль есть унылость души и бывает следствием гневных помыслов, ибо гнев желает отмщения; неуспех в отмщении порождает печаль (прп. Нил Синайский , 90, 270). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Но надо всеми силами стараться подражать им. Тем, кто обращался к нему за советом, прп. Нил отвечал евангельским и святоотческим учением. Это давало словам его особую силу.  Так делали наставники монашества и в наше время, например оптинские старцы. «Старцем» назывался в монастырях опытный в духовной жизни монах, которому было поручено духовное руководство братии. В женских монастырях были старицы. Прп. Нил учил ежедневно открывать старцу малейшие свои мысли и грехи. Духовная польза от такой исповеди была столь велика, что даже опытные монахи ее не оставляли. Прп. Нил настаивал также на монашеской нищете во исполнение обета нестяжания. Монастыри, по его учению, должны питаться работой братии и не иметь никакой собственности. В крайнем случае прп. Нил разрешает принимать подаяние от мирян, но только умеренное. Церковь в скиту его была деревянная, простая, без украшений, согласно учению древних отцов. Ризница и утварь были самые простые. Скитяне, числом 12, жили по одному в маленьких, тесных кельях, на большом расстоянии один от другого, и только в канун воскресного дня и больших праздников они собирались все в церковь.  Всенощное бдение продолжалось всю ночь. Пения не было, только читали. Даже на Божественной литургии пели только Трисвятое, Херувимскую песнь и «Достойно есть». По совершении ее скитяне расходились по кельям на безмолвное житие. Лучшие из учеников прп. Нила по жизни и образованию были иноки Иосифо-Волоколамского монастыря — Дионисий и Нил, оба из княжеского рода.  Прп. Нил со старцем своим Паисием  принимал участие в соборах 1490 и 1503 гг., когда разбирались вопросы о еретиках — «жидовствующих» — и о монастырских землях. Прп. Нил настаивал на милосердии к еретикам и на отнятии у монастырей земель во исполнение обета нестяжания. Но он понят не был, и в обоих случаях восторжествовало обратное мнение прп. Иосифа Волоколамского (память его 9 сент.).  Прп. Нил скончался 7 мая 1508 г. •  Кирилло-Белозерский монастырь находился в Белозерском уезде на Новгородском Севере, ныне это Кирилловский р-н Вологодской обл.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

I. Св. препод. Нил, обретение св. мощей коего ныне празднуется, называется Столобенским, потому что подвизался на Столобенском острове озера Селигера, находящегося в 7 верстах от г. Осташкова. Он родился в Новгородской области и в юных летах оставил мир и постригся в Крыпецкой обители, в Псковской области. Избегая славы, удалился из обители в уединенное место на реке Черемхе, в Ржевском уезде. Здесь был ему голос свыше: «Нил, иди на озеро Селигер, там на острове Столобенском можешь спастись». Обрадованный Нил стал расспрашивать об указанном месте и, узнав, где находится озеро и остров, отправился туда. Здесь, в семи верстах от города Осташкова, на острове, он выкопал землянку в горе, провел в ней зиму, а на следующий год поставил хижину и часовню. Когда на озере поднималась буря и Нил видел с горы рыбачьи лодки, носимые по волнам, он молился Богу о спасении несчастных. Рыбаки, узнав о пустыннике, стали приносить ему рыбу. Летом являлись к нему посетители, прося его молитв и советов; осенью и зимой никто не приходил сюда, и Нил жил совершенно одиноким. Однажды пристали к острову разбойники и, полагая, что старец скрывает в своей келье какое-нибудь сокровище, стали его расспрашивать о нем. Нил отвечал: «все мое сокровище в углу моей кельи». Разбойники бросились туда: там сиял образ Пресвятыя Богородицы с Предвечным Младенцем. Разбойники, пораженные необычайным светом, ослепли и упали ниц. Исцеленные молитвою Нила, они, с тех пор, жили благочестиво. Прожив 27 лет на острове в молитве, трудах и помыслах о Боге и о будущей жизни, Нил, наконец, почувствовал приближение смерти и стал просить Бога сподобить его, пред смертию «причастия святых Таин». Господь услышал молитву его. На остров прибыл Сергий, игумен Никольской обители, и преподал Нилу святыя Тайны. Нил предсказал ему, что чрез сорок лет после его кончины воздвигнется на острове церковь . На другой день Сергий с братиею снова приехал на остров, но застал Нила уже умершим и предал его тело погребению. Чудеса, совершавшиеся от тела его, стали привлекать сюда богомольцев и, наконец, два поселившиеся на острове монаха построили здесь деревянную церковь Богоявления Господня. При царе Алексее Михайловиче, при создании новаго, каменного храма, тело преподобного обретено было нетленным и в 1671 году внесено в новый храм. Память обретения мощей его празднуется 27 мая.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

  Впоследствии Василий принял постриг с именем Варнава и даже стал игуменом Дохиара. Вследствие чуда, совершенного Архангелом, обитель была посвящена Бесплотным Силам, монастырский собор был освящен в честь Архистратига Михаила, а храм святителя Николая Чудотворца остался параклисом, то есть придельным. К монастырскому собору предположительно в 1547 году была пристроена трапезная. На внешней стороне восточной стены ее, справа от входа, находится чудотворный образ Божией Матери «Скоропослушница», написанный в виде фрески в 1563 году. Слева от лика Пречистой Девы есть надпись: «Скороуслышительница, Врефократуса (Держащая Младенца), Страшное Предстательство». В 1664 году перед этой иконой произошло следующее чудо. Мимо иконы нередко ходили иноки, а чаще всего по служебной надобности проходил там трапезарь по имени Нил. Однажды вечером, проходя мимо иконы « Скоропослушница » с дымящейся зажженной лучиной, Нил услышал голос, исходивший от святого образа: «На будущее время не приближайся сюда с зажженной лучиной и не копти моего образа». Не обратив должного внимания на эти слова, трапезарь продолжал ходить с зажженной лучиной мимо святого образа. Спустя немного времени Нил услышал во второй раз голос, исходивший от иконы Божией Матери: «Монах, недостойный этого имени! Долго ли тебе так беспечно и так бесстыдно коптить Мой образ?!»   В этот момент Нил потерял зрение. Тут только он понял, чьи это были слова, и принял наказание, как должное. Монах пал перед иконой на колени и всю ночь, до прихода братии, молил Пресвятую Богородицу о прощении. Когда иноки узнали о происшедшем чуде, то в страхе припали перед святым образом, зажгли перед ним неугасимую лампаду, а новому трапезарю повелели каждый вечер совершать перед иконой каждение фимиамом. Нил же решил не отходить от иконы Божией Матери до тех пор, пока не получит исцеления.   Наконец в один из дней, когда Нил со слезами молился перед святым образом, он услышал тихий и милостивый голос:«Нил, твоя молитва услышана. Ты прощен, и зрение снова дается очам твоим. Возвести же и всей братии, что Я – покров, промышление и защита их обители, посвященной Архангелам. Пусть они и все православные христиане прибегают ко Мне в своих нуждах, и Я не оставлю никого не услышанным: всем, с благоговением ко Мне прибегающим, буду предстательством, и молитвы всех будут исполняемы Сыном и Богом Моим ради Моего ходатайства пред Ним. Отныне сия Моя икона будет именоваться “ Скоропослушница ”, потому что скорую всем, притекающим к ней, буду являть милость и скоро внимать их прошениям». После этих слов, произнесенных Пречистой Девой, Нил прозрел.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=5&iid=1011

...Искушение состоит не в том, чтобы думать о себе, будто бы впал в искушение, но в том,, чтобы быть им побеждену (прп. Исидор Пелусиот , 62, 289). ...Невозможно не впасть в искушение, возможно же преодолеть оное. И в том и в другом поручителями и свидетелями нам все святые, которых пронзили столь многие тучи искушений, что целую почти здешнюю жизнь были они в подвиге. Итак, никто из них не был услышан, – скажет кто-либо. Были они услышаны. Но быть услышанным значило не то, чтобы не впасть в искушение (это невозможно), но чтобы, впадшему, сойти с поприща не только невредимым, но даже в венцах (прп. Исидор Пелусиот , 62, 290). Хотя искушение кажется нескончаемым, надобно полагать ему конец; мудростью и добродетелью, а не отчаянием... прекращает его человек... когда привыкает мужественно переносить встретившееся. Ибо если дело сие и тяжело, то добродетельный облегчает тяжесть благоразумием, умея равнодушно переносить скорби (прп. Исидор Пелусиот , 62, 339–340). Во время... искушений употребляй краткую и усиленную молитву (прп. Нил Синайский , 71, 191). Источник. Что пища для здорового тела, то искушение для мужественной души (прп. Нил Синайский , 71, 215). В искушениях веди себя осторожно, потому что они обличили многих, которые были выше тебя (прп. Нил Синайский , 72, 234). Старайся не впадать в искушения, а если впал, покажи мужество (прп. Нил Синайский , 72, 248). Источник. Много потрудившиеся в делах правды если иногда и будут на краткое время преодолены силою искушений, то не потеряют бодрости, но, восстав, приимут твердое и непоколебимое положение, и не дадутся более в обман (прп. Нил Синайский , 73, 1). Источник. Во время искушений великая помощь – терпение по Богу (прп. Нил Синайский , 73, 226). Источник. Если бы не было искушающего и утесняющего нас сатаны, не сделалось бы явным, кто усерден, кто неблагоискусен и ленив (прп. Нил Синайский , 73, 252). Источник. ...Кого угодно Богу спасти, того будет Он устрашать, приводить в ужас, ввергать в различные печали, чтобы не было ему времени вдаваться в гордыню... (прп. Нил Синайский , 73, 295). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

I. Cb. преподобный Нил, обретение св. мощей коего ныне празднуется, называется Столобенским, потому что подвизался на Столобенском острове озера Селигера, находящегося в 6 верстах от г. Осташкова. Он родился в Новгородской области и в юных летах оставил мир и постригся в Крыпецкой обители, в Псковской области. Избегая славы, удалился из обители в уединенное место на реке Черемхе, в Ржевском уезде. Здесь был ему голос свыше: «Нил, иди на озеро Селигер, там на острове Солобенском можешь спастись». Обрадованный Нил стал расспрашивать об указанном месте и, узнав, где находится озеро и остров, отправился туда. Здесь, в семи верстах от города Осташкова, на острове, он выкопал землянку в горе, провел в ней зиму, а на следующий год поставил хижину и часовню. Когда на озере поднималась буря, и Нил видел с горы рыбачьи лодки, носимые по волнам, он молился Богу о спасении несчастных. Рыбаки, узнав о пустыннике, стали приносить ему рыбу. Летом являлись к нему посетители, прося его молитв и советов; осенью и зимой никто не приходил сюда, и Нил жил совершенно одиноким. Однажды пристали к острову разбойники и, полагая, что старец скрывает в своей келье какое-нибудь сокровище, стали его расспрашивать о нем. Нил отвечал: «Все мое сокровище в углу моей кельи». Разбойники бросились туда: там сиял образ Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем. Разбойники, пораженный необычайным светом, ослепли и упали ниц. Исцеленные молитвой Нила, они с тех пор жили благочестиво. Прожив 27 лет на острове в молитве, трудах и помыслах о Боге и о будущей жизни, Нил, наконец, почувствовал приближение смерти и стал просить Бога сподобить его пред смертью причастия Св. Таин. Господь услышал молитву его. На остров прибыл Сергий, игумен Никольской обители, и преподал Нилу Св. Тайны. Нил предсказал ему, что чрез сорок лет после его кончины воздвигнется на острове церковь. На другой день Сергий с братией снова приехал на остров, но застал Нила уже умершим и предал его тело погребению. Чудеса, совершавшиеся от тела его, стали привлекать сюда богомольцев и, наконец, два поселившиеся на острове монаха построили здесь деревянную церковь Богоявления Господня. При царе Алексее Михайловиче, при создании нового, каменного храма, тело преподобного обретено было нетленным и в 1671 году внесено в новый храм.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

(16) Нил Грек. В рукописном Временнике 1790. V. II. 226; Летоп. Никон. списка VI. 187, под летом 7017 (1509) сказано: «того же августа, в 24 день, поставлен Нил, игумен Богоявленский, епископом в Тверь Симоном, митрополитом всея Руси» (то же у Карамзина в Истор. Рос. Госуд. VII, прим. 383). Это игумен Московского богоявленского монастыря, как видно из Госуд. Грам. I. 404, где Богоявленский игумен Нил в октябре 1506 г. был в числе поручителей по князе Константине Острожском, как московским его утверждает и Строев в указателе на Историю Карамзина, стр. 174. В мае 1509 года в звании Богоявленского игумена был на соборе о неблагословении преподобного Иосифа Волоколамского Новогородским архиепископом Серапионом. (Рос. Вивл. XIV. 193). Что Нил посвящен точно в 1509 году, это подкрепляется самою пасхалиею: за три перед ним дня того августа 21 во вторник был хиротонисан в суздальского епископа Симеон, что вполне верно: тогда вруцелетие было 3. В описи царского архива 1575–1584, напечатанной в Археогр. Акт. I. стр. 339, означены: «списки Тверского владыки Нила, что послан был к патриарху в Царьград». Когда и по какому делу послан (верно, Московским государем) – не имеем сведений. По Лет. Никон. сп. VI. 190, 1511 года июня 27 находился при поставлении митрополита всея России Варлаама. В Продолжении Нестора стр. 375 под летом 7029 сказано: «того ж лета апреля в 3 день преставися епископ Тверский, владыка Нил грек». В рукописях графа Толстого стр. 260 – Нила, епископа Тверского, к вельможе Георгию Дмитриевичу о воздвижении пресвятыя и о Артусе. Заметно, Нил прибыл в Россию вместе с Софиею Фоминичною, царевною греческою, бывшею потом супругою государя Uoahha III . Псковская первая летопись (в Собрании летоп. IV. 244), повествуя 1472 года о прибытии ее из Италии во Псков, говорит: «а быша у ней люди черны, а иные сини, а боярин ея был великого князя Юрьи малой грек; а владыка Тверской Нил был того же роду»; в Продолжении Нестора стр. 352, под летом 7017 сказано: «тогο лета поставлен Илия в епископы в Тверь». Разве не был ли после Вассиана пред Нилом епископ Илия, остается об этом исследовать боле опытным. В Каталоге летоп. Никон. списка в прибавлении к I тому стр. 5 после Вассиана прямо показан «Нил Гречин», тоже ошибкою названный «Данил». В том каталоге через пять епархий припечатаны еще Тверские архиереи: Феодосий, Антоний, Евфимий, но сих мы не знаем. Также нет Илии после Вассиана и по хронографу Румянцевского музеума, стр. 784.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/t...

...Гнев на ближнего во всяком случае несправедлив... Поэтому употребляй все средства не давать выказываться гневу (прп. Нил Синайский , 70, 177). Источник. Щадя других и не изъявляя им своего гнева, сам найдешь пощаду, в общем мнении покажешься благоразумным, и будешь включен в число молящихся (прп. Нил Синайский , 70, 178). Источник. ...Гнев возмущает умное око, вредя молитвенному состоянию (прп. Нил Синайский , 70, 178). Источник. Неполезно гневаться, как без причины, так и по основательной причине, ибо справедливо воспрещено сие Господом (см.: Мф. 5, 22 ) (прп. Нил Синайский , 72, 164). Источник. ...Смотри и ты, чтобы вместе с тем, как приходишь в гнев, не стать причастником тьмы и омрачения в уме (прп. Нил Синайский , 72, 181). Источник. Гнев – неистовая страсть, легко выводит из себя даже имеющих ведение, зверскою делает душу и заставляет уклоняться от (дружелюбного) собеседования (прп. Нил Синайский , 89, 266). Переноси терпеливо поношение и губами заключай дверь гневу: в этом для тебя преспеяние (прп. Нил Синайский , 89, 270). Гнев и ненависть – пожар сердца, а души незлопамятных орошаются росою духовною (прп. Нил Синайский , 89, 270). Источник. ...Начато обуздывания гнева есть – не говорить, пока продолжается гневное раздражение (прп. авва Зосима, 90, 116). Источник. ...Кто, разгневавшись, не сознается в вине своей, но еще более раздражает себя на гнев, и жалеет не о том, что разгневался, а что не наговорил еще больше того, что сказал в раздражении своем, – этот называется двоегневным; и в нем брань не утихает, потому что после гнева берут его в свою власть злопамятство, неприязнь и злоба. Господь Иисус Христос да избавит нас от части таковых и да сподобит части кротких и смиренных (прп. авва Зосима, 90. 125). Источник. ...Причины... гнева суть: давать и брать (хлопотливые сделки иметь), творить волю свою, любить учительство, почитать себя разумным. Кто отсечет это, у того страсть гнева не будет иметь силы. Так и относительно всех страстей (прп. авва Зосима, 90, 125). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010